Научная статья на тему 'Всероссийским юношеским чтениям имени В. И. Вернадского - 25 лет'

Всероссийским юношеским чтениям имени В. И. Вернадского - 25 лет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС И ЧТЕНИЯ ЮНОШЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО / НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО / ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович, Обухов Алексей Сергеевич, Чесноков Вячеслав Степанович

В статье дан краткий экскурс в историю развития Всероссийского конкурса и чтений юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского в контексте приобщения юношества к научному наследию великого отечественного ученого В.И. Вернадского, а также приобщения подрастающего поколения к культуре исследования. Выделены основные вехи развития данного конкурса как образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович, Обухов Алексей Сергеевич, Чесноков Вячеслав Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийским юношеским чтениям имени В. И. Вернадского - 25 лет»

 Всероссийским юношеским чтениям имени В.И. Вернадского - 25 лет

Леонтович А.В., Обухов А.С., Чесноков В.С.

Всероссийским юношеским чтениям имени В.И. Вернадского -25 лет

В статье дан краткий экскурс в историю развития Всероссийского конкурса и чтений юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского в контексте приобщения юношества к научному наследию великого отечественного ученого В.И. Вернадского, а также приобщения подрастающего поколения к культуре исследования. Выделены основные вехи развития данного конкурса как образовательной программы.

Ключевые слова: Всероссийский конкурс и чтения юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, научное наследие В.И. Вернадского, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

В 2018 году исполнилось 155 лет со дня рождения В.И. Вернадского. Ученый родился через два года после отмены крепостного права в России, был последователем идей либеральной демократии, пережил три русские революции, гражданскую войну и немного не дожил до окончания Великой Отечественной войны. Он был удивительным человеком, ученым во многих областях науки, общественным деятелем, патриотом своей Родины и прекрасным семьянином. Не было практически ни одной сферы научной и общественной жизни, которой бы он ни интересовался. В.И. Вернадский сочетал в себе способности исследователя и мыслителя, он строго держался фактов и свои обобщения называл «эмпирическими». Он развивал научную мысль не в заданных рамках сложившихся наук, а двигался по проблемному принципу, создавая новые научные направления. Он сочетал и выстраивал факты в форме концепций, из которых следовали научные прогнозы, обращенные в будущее. Именно поэтому Чтения, объединяющие начинающих исследователей со всей страны, на которые представляются работы ребят практически по всем направлениям современной науки, носят имя В.И. Вернадского. Организаторы Чтений ставят жизнь и научное наследие В.И. Вернадского как пример и образец для подражания новым поколениям исследователей. Обращаясь к имени великого русского ученого, участники Чтений открывают для себя разнообразные и удивительные грани его таланта.

Леонтович

Александр Владимирович,

к. психол. н., ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», председатель Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», председатель оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, г. Москва, [email protected]

Обухов

Алексей Сергеевич,

к. психол. н., доцент, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, член оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, г. Москва, [email protected]

Конкурсы исследовательских работ учащихся

Чесноков

Вячеслав Степанович

кандидат экономических наук, ученый секретарь Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН, г. Москва

На сегодняшний день Чтения - одна из крупнейших исследовательских конференций школьников в России. Ее отличительной особенностью является обязательное рецензирование работ, цель которого - поддержка и помощь в совершенствовании школьниками своих исследований. Удалось создать уникальное сообщество экспертов - специалистов в разных областях, умеющих грамотно и корректно работать со школьниками; руководителей исследовательских работ, которые много лет подряд привозят своих подопечных на очный тур; ученых, активно участвующих в программе научного лектория, и, конечно, юных увлеченных исследователей. Уже четверть века Чтения им. В.И. Вернадского собирают начинающих исследователей со всей страны и помогают им встать на увлекательный и трудный путь науки, приобщиться к наследию нашего величайшего соотечественника.

С чего начинались Чтения имени В.И. Вернадского? Опишем предысторию. В 1986 году в Москве на Донской улице, дом 37 был открыт Дом научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ) как филиал Дворца пионеров и школьников на Воробьевых горах. Здание, где открывалось новое учебное заведение, в 1945-1985 гг. занимал Октябрьский райком КПСС, но оно имеет свою славную историю. Построил его известный меценат и купец Павел Михайлович Третьяков (1832-1899) для Московского городского училища для слабослышащих детей, за что был удостоен звания почетного гражданина г. Москвы. Инициатором создания нового учебного заведения стал Иван Карлович Арнольд (1805-1891), сам оглохший в юношеском возрасте, он освоил методики обучения глухонемых детей в Европе и внедрил их в России. Инициаторами открытия ДНТТМ в историческом здании уже в 1980-х годах выступили Президент АН СССР Г.И. Марчук, и первый секретарь МГК КПСС Б.Н. Ельцин, а работать в новое учреждение в качестве руководителей кружков пришли преподаватели МГУ им. М.В. Ломоносова и исследователи из институтов Академии наук. Директором инновационного (как сейчас говорят) дома творчества был назначен бывший кружковец Дворца, выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова Д.Л. Монахов. В 1989 г. его познакомили с молодым человеком, которого прочили на пост заведующего лабораторией физики космоса. Это был А.В. Леонтович. На следующий год состоялась первая научно-исследовательская конференция школьников - «Поиск», - в рамках которой прошла секция, руководимая А.В. Леонтовичем. На этой секции ребята представили свои работы по исследованию природных объектов и космических явлений. Именно из нее впоследствии выросли Чтения имени В.И. Вернадского.

История Чтений неразрывно связана с поиском новых форм и нового содержания школьного образования, соединения лучших традиций отечественной школы с традициями

Всероссийским юношеским чтениям имени В.И. Вернадского - 25 лет

Леонтович А.В., Обухов А.С., Чесноков В.С.

русской фундаментальной науки. Они появились благодаря созданию в 1991 г. уникальной школы - «Донской гимназии» (позднее «Лицей на Донской», Лицей имени В.И. Вернадского, а ныне - Школа № 1553 имени В.И. Вернадского), основой ее образовательной программы стала исследовательская работа учащихся под руководством учителей-ученых. Первые научные работы В.И. Вернадского были выполнены в почвоведческих экспедициях - под руководством его научного руководителя В.В. Докучаева. И именно по итогам первых экспедиций «Донской гимназии» стало понятно, что результаты исследований их участниками должны быть кому-то представлены и обсуждены. Результаты экспедиционных исследований стали в обязательном порядке представляться в форме публичной защиты. Эта естественная потребность представления результатов своих первых шагов в науке на открытой конференции, где можно поделиться своими открытиями со сверстниками из других школ и городов, соотнести их с работами своих юных коллег - и подтолкнула к идее организации Чтений. Чтения стали площадкой культурного и социального диалога между школьниками разных регионов России, получения новых идей не за школьными партами, а во время стендовых докладов, научного лектория, обсуждения докладов.

В 1993 году, в год 130-летия В.И. Вернадского, А.С. Савичеву, вдохновителю детских работ в области естественных наук, пришла в голову идея назвать Чтения именем В.И. Вернадского. Первыми участниками Чтений были ученики Донской гимназии и ДНТТМ, а темы работ были связаны с астрономией, биологией и геологией. Практически сразу А.В. Леонтович со своими коллегами (Е.М. Гурвич, А.С. Саввичевым, Н.В. Свешниковой, А.С. Обуховым) задали концептуальное направление, включив в структуру Чтений естественные и гуманитарные науки, как отражение универсальности творчества В.И. Вернадского и главное - развитие исследовательской деятельности учащихся через призму учения о биосфере, обществе и ноосфере.

Чтения были поддержаны академиком А.Л. Яншиным (1911-1999), возглавлявшим в то время Комиссию РАН по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского, Научный совет РАН по проблемам биосферы и Московское общество испытателей природы.

На первых Чтениях было представлено 20 работ естественно-научного направления, на второй конференции работали уже две секции: естественно-научная и гуманитарная. В программе первых Чтений приняли участие и первые иногородние делегации. Ребят из Калининградской области привезла на Чтения Г.Г. Кученева, 22 года проработавшая в Калининградском педагогическом институте (ныне - Российский государственный университет им. И. Канта). Она регулярно принимала участие в Чтениях вплоть до своей кончины в 2007 г.

Конкурсы исследовательских работ учащихся

Также на заре Чтений участвовали делегации из Балакова Саратовской области, Минска...

На Чтения ежегодно приходил ряд работ на новые темы, что подталкивало к созданию отдельных секций. Чтения становились популярными, не позволяющими вместить всех желающих на них выступить. И было решено объявить их вторым -очным туром открытого конкурса, собирающего увлеченных наукой детей со всей страны.

С первых дней существования Чтений сложилось многостороннее плодотворное сотрудничество с Комиссией РАН по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского. Эту Комиссию возглавлял академик А.Л. Яншин. Он регулярно приезжал на Чтения, выступал перед участниками. После кончины А.Л. Яншина, его жена Ф.Т. Яншина всегда участвовала в работе Чтений. По ее инициативе в Комиссии была создана группа по работе с молодежью (постановление Президиума РАН № 169 от 11.09.2007) в следующем составе: к.г.-м.н. Е.М. Гурвич, к.пс.н. А.В. Леонтович, к.пс.н. А.С. Обухов, к.б.н. А.С. Саввичев, Заслуженный учитель России Н.В. Свешникова. Все члены Комиссии по работе с молодежью являются членами Оргкомитета Чтений.

В 1997 г. к работе Чтений подключился Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского. Было принято решение поддержать самых юных исследователей - школьников, ведущих исследования в области изучения экологических проблем.

Также в 1997 г. была открыта секция по литературе и искусству, в 1998 г. - секции: «Астрономия»; «История и культура российских деревень. Топонимика»; «Человек в современном мире»; «Экономика, социология и право». В 1999 г. организовалась секция «Физиология, экология и медицина человека», в дальнейшем выделившая из себя секцию «Медицина и физиология человека» и «Психофизиология и здоровье человека». В 2000 г. были созданы секции: «Ботаника»; «Лингвистика. Язык в современном мире». В 2001 г. создана секция «Региональное краеведение». В 2003 г. стала самостоятельной секция микробиологии, в дальнейшем добавившая клеточную биологию и физиологию растений. В 2004 г. в самостоятельную секцию выделилась секция «Психофизиология и здоровье человека». В 2004 г. появились секции «Философия и культурология» и «История науки». В 2006 г. выделилась в самостоятельную секция «Науки о водоемах», создана секция «Фармакология, биотехнология и пищевая химия». В 2007 г. впервые начала работать секция «Радиоэкология и инженерная экология», она выделилась из секции «Загрязнение окружающих сред». В 2007 г. в отдельную секцию выделилась секция «Религия вчера и сегодня». В 2007 г. возникла секция «Зоология». С 2008 г. работает секция «История: человек и событие». Секция «Химия» действует с 2009 г., с 2009 г. работает и секция «Агробиология, агрохимия, защита растений». В 2009 г. появилась секция «Образование:

Всероссийским юношеским чтениям имени В.И. Вернадского - 25 лет

Леонтович А.В., Обухов А.С., Чесноков В.С.

история и современность». В 2010 году возникли секция «Физика» и секция «Математика».

Символом (логотипом) Чтений является эмблема, на которой представлен бумажный кораблик, символизирующий путь по волнам в неизведанную страну знаний; кораблик вписан в круг земного шара, а в качестве паруса нарисован лист липы (традиционно Чтения проходят в начале апреля, когда раскрываются листья на деревьях). В 2004 году был написан Гимн Чтений, вместе с тем возникла традиция - петь гимн на церемониях открытия и закрытия Чтений:

Мы знать хотим, как появились горы, Как разделились суша и вода. Кто создал человека -Бог или природа ?

Мы знать хотим, как жизнь произошла. Припев:

Из Калининграда и из Магадана, С южных гор и с северных границ Мы собрались вместе с далеких окраин И древних Российских столиц. Лишь первый шаг мы сделали в науку, Нам много предстоит еще пройти. Но шагнем мы смело В царство ноосферы, Россия, нам с тобою по пути!

(сл. Е.М. Гурвич, В.Г. Бирич, Е.М. Баллад, муз. Е.М. Баллад)

Важным разделом программы является научный лекторий, с которого начинается каждый рабочий день Чтений. За годы проведения Чтений в рамках научного лектория прочли лекции выдающиеся ученые из различных областей науки -академики РАН Ю.Д. Апресян, Е.П. Велихов, Э.М. Галимов, Г.С. Голицын, В.П. Дымников, Л.Л. Кисилев, А.Б. Куделин, А.П. Лисицын, И.И. Мохов, Б.Л. Рифтин, А.Л. Семенов, Е.Д. Свердлов, К.Г. Скрябин, В.С. Урусов, А.Л. Яншин; члены-корреспонденты РАН В.Ф. Гальченко, Н.Ф. Еланский, М.В. Ковальчук, В.П. Козлов, С.П. Курдюмов, Н.К. Янковский; академик РАО С.О. Шмидт, В.С. Мухина; доктора наук и профессора М.Л. Бутовская, С.Д. Варфоломеев, В.Г. Волович,

A.С. Гинзбург, Г.М. Гречко, В.Е. Гохман, А.В. Засов, З.А. Зорина,

B.Г. Кузнецов, Г.Г. Малинецкий, Г.Б. Наумов, С.А. Небольсин, А.С. Обухов, Ю.Г. Пузаченко, А.А. Сагомонян, С.Н. Селиверстов, А.И. Слободкин, В.А. Смит, А.М. Ушаков, П.В. Флоренский, Ф.Т. Яншина, историки науки Г.П. Аксенов, В.С. Чесноков и другие ученые нашей страны, которые выступали с докладами о своих научных исследованиях. Программа научного лектория формируется по принципу «наука из первых рук». Главный акцент этих лекций - рассказ школьникам на популярном языке,

Конкурсы исследовательских работ учащихся

что сделал лектор лично в своей области науки. А также введение в исторический дискурс развития науки, вклад личности ученого в науку. Именно благодаря таким лекциям многие из участников Чтений прошлых лет выбрали свой путь в науке.

В организации и проведении Чтений участвуют многие члены Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН. Председатель Комиссии академик Э.М. Галимов выразил всем благодарность, а организаторам Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского - глубокую признательность за пропаганду научного и гражданского наследия академика В.И. Вернадского в среде молодежи.

В 2011 г. впервые в Чтениях принимает участие делегация из Чехии (четыре школьника, которые представили две работы в области химии, одну - в области микробиологии, и одну - в области робототехники) и Словакии, организованные Чешской и Словацкой ассоциациями научно-технического творчества молодежи АМАVЕT С тех пор делегации из Чехии и Словакии ежегодно принимают участие в Чтениях.

За прошедшие годы к команде Чтений присоединились многие коллеги из регионов, которые проводят региональные туры Чтений в почти 40 субъектах нашей страны. И в какой бы регион вы ни приехали на наши Чтения - всюду окунётесь в такую родную их атмосферу - атмосферу доброжелательности, научных традиций и приоритета исследовательского содержания. Единая система оценки, внятные критерии, серьезная подготовка экспертов, несоревновательный характер определяют «лицо» и популярность Чтений, к которым участники относятся более тепло и заинтересованно, чем ко многим другим научно-практическим конкурсам и конференциям школьников. Эксперты Чтений - не надменные менторы, а доброжелательные коллеги; не всезнающие начальники, а мудрые старшие товарищи.

За два с половиной десятилетия Чтения прошли большой путь - от маленькой школьной конференции до Всероссийской программы, известной и уважаемой во многих регионах нашей страны. Часто, встречаясь с людьми непосвященными, можно услышать вопрос: а зачем дети приезжают на Чтения? Им дают льготы при зачислении в Университеты? Дети получают большие денежные премии? И не могут понять, когда организаторы Чтений объясняют, что прямой зависимости здесь нет. Навыки самостоятельной работы, умение о ней рассказать, высокоинтеллектуальный круг общения, мотивация к дальнейшей работе, которую школьники получают на Чтениях, дает им стимул учиться лучше, ориентирует на лучшие университеты. И тогда вопрос поступления становится гораздо проще и доступнее.

Чем обусловлена популярность программы Чтений имени В.И. Вернадского? Главные отличительные особенности Чтений - возможность прямого участия любого школьника из

Всероссийским юношеским чтениям имени В.И. Вернадского - 25 лет

Леонтович А.В., Обухов А.С., Чесноков В.С.

России и зарубежья, выполнившего исследовательскую работу; рецензирование каждой поступившей работы специально приглашенным ученым, работающим в соответствующей научной области, с предоставлением рецензии автору. Чтения им. В.И. Вернадского - прежде всего образовательное мероприятие, когда главное не оценка работ и «раздача» мест, а встреча автора со старшими коллегами - экспертами, учеными из университетов и научно-исследовательских институтов, заинтересованное обсуждение с ними хода и результатов работы.

Чтения породили союз удивительных людей из разных регионов России и стран мира, которых ныне объединяет Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». Среди его участников - учителя, педагоги дополнительного образования, организаторы и участники таких конференций, как Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского, Российская открытая конференция учащихся «Юность. Наука. Культура», Всероссийский конкурс творческих проектов и исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я - Исследователь!», Всероссийский конкурс детских экологических проектов «Человек на Земле», Всероссийский слет Друзей заповедных островов и других.

Именно такая профессиональная общественная координация исследовательской деятельности не воспроизводит бюрократических процедур, а является оперативной и действенной. Исследовательская и проектная деятельность трудно поддается стандартизации и унификации; попытки организовать их административными методами нередко терпят провал, поскольку методики проведения и качество результатов учебных исследования и проектирования может быть выявлено преимущественно экспертным путем, - специалистами, имеющими собственную практику организации ученических исследований и проектов. За рубежом это направление координируется в основном общественными организациями (RED в Мексике, MILSET в Европе, Science Service в США и т. д.). Задачами Движения «Исследователь» является развитие механизмов общественной поддержки научно-практического образования в регионах страны, создание общественной системы экспертизы, научно-методического и консультационного сопровождения региональных образовательных учреждений путем поддержки и методического сопровождения региональных научно-практических конференций и конкурсов школьников, научно-методических мероприятий педагогов, курсов повышения квалификации руководителей проектных и исследовательских работ школьников.

Свидетельство значимости Чтений им. В.И. Вернадского -ежегодное включение Чтений в президентскую программу поддержку талантливых детей и молодежи, а в 2018 году - поддержка проекта Движения «Межрегиональная сеть

Конкурсы исследовательских работ учащихся

реализации исследовательской и проектной деятельности обучающихся (научно-практического образования)» Фондом Президентских грантов Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Главный результат программы Всероссийский юношеских чтений имени В.И. Вернадского - развитие сети школ и центров дополнительного образования, реализующих программы исследовательской деятельности, как механизма реализации государственной политики в сфере образования и построения общества, основанного на ценности нового знания и самостоятельности познания. Данная сеть активно содействует продуктивному вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность, приобщая к традициям отечественной и мировой науки. Д

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.