Научная статья на тему 'Экспедиции для школьников на ООПТ как одна из эффективных форм экологического просвещения на примере НП «Угра»'

Экспедиции для школьников на ООПТ как одна из эффективных форм экологического просвещения на примере НП «Угра» Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
419
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "УГРА"

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Жданова Л. Л.

Описан опыт работы со школьниками (форма экспедиции) в национальном парке «Угра»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Жданова Л. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспедиции для школьников на ООПТ как одна из эффективных форм экологического просвещения на примере НП «Угра»»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИАТНИЕ

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

Самарская Лука. 2009. - Т. 18, № 4. - С. 247-255.

УДК 373.31.033

ЭКСПЕДИЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ООПТ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

НА ПРИМЕРЕ НИ «УТРА»

О 2009 Л.Л. Жданова*

Национальный парк «Угра», г. Калуга (Россия) [email protected] Поступила 23 декабря 2008 г.

Описан опыт работы со школьниками (форма экспедиции) в национальном парке «Угра»),

Ключевые слова: экологическое просвещение, национальный парк «Угра».

Национальный парк «Угра» - самая крупная особо охраняемая территория Калужской области, общей протяженностью более 200 км. Включает три основных участка: Угорский, Воротынский и Жиздринский, охватывая долины рек Угры, Жиздры и левобережную часть Оки.

В парке произрастает свыше 1140 сосудистых растений, 140 из них редкие для Калужской области. Животный мир национального парка насчитывает около 300 позвоночных животных и несколько тысяч видов беспозвоночных. 23 вида позвоночных и 8 видов беспозвоночных занесены в Красную книгу РФ.

Парк насыщен объектами историко-культурного наследия. На территории парка находятся 136 археологических объектов, 6 монастырских комплексов, 22 дворянские усадьбы, 23 храма. Окрестности г. Козельска и участок долины Угры, где происходило «Великое Стояние», связаны с борьбой русского народа против монголо-татарского ига. На территории парка немало мест, где разворачивались памятные сражения Великой Отечественной войны.

Богатый природный и историко-культурный потенциал национального парка создаёт предпосылки для эффективной эколого-просветительской работы, как с взрослым населением области, так и с детьми.

Согласно Концепции работы государственных природных заповедников и национальных парков РФ по экологическому просвещению населения (М. 1998 г.) одним из основных направлений эколого-просветительской дея-

Жданова Людмила Львовна начальник отдела экологического просвещения, туризма и рекреации.

тельности является проведение экологических лагерей и экспедиций ДЛЯ школьников. Данная форма деятельности позволяет в себе сочетать в ненавязчивой, доступной форме не только экологическое образование, воспитание и просвещение, но и каникулярный и оздоровительный отдых в условиях непосредственного общения с природой на территории национального парка «Угра».

В течение летнего сезона на территории НП проводится от 3 до 6 экологических смен, организованных как самим парком, так и фондом экологических путешествий «Дерсу Узала».

Во время экологических смен практикуется изучение предметов биологического цикла, направленных на знакомство с природой парка; экологического краеведения; а так же организация эстетически направленных видов деятельности: изобразительное и прикладное искусство, литературное творчество и т.п.

В данной статье представлена программа летней экспедиции, разработанная на основе многолетнего опыта проведения экологических экспедиций для детей Калужского региона, увлекающихся биологией и экологией. Программа экспедиции, рассчитанная на 8 дней, интегрирует экологическое, эстетическое, нравственное воспитание учащихся; имеет художественную и биологическую направленность и создает условия, обеспечивающие не только закрепление знаний по биологии, но и развитие творческих способностей у детей и подростков с учетом их возможностей. В программе учтены особенности территории национального парка «Угра», наличие с местом проведения экспедиций природных и историко-культурных объектов, экологических троп.

В экспедиции образовательный компонент реализуется во время экскурсий, непосредственных занятий, бесед на природе, в проведение элементарных экологических полевых исследований. Воспитательный компонент включает в себя проведение тренингов, экологических игр, массовых развлекательных и спортивных мероприятий.

По окончании экологической экспедиции обязательно проводится социологическое исследование - анкетирование, которое является своеобразным подведением итогов работы.

Цель: комплексное экологическое и эстетическое образование детей и молодежи.

Задачи:

1. Формирование экологической культуры участников экспедиции, их вовлечение в охрану природы.

2. Обеспечение летнего отдыха школьников в сочетании с образовательной программой.

3. Изучение территории национального парка «Угра», как природных, так историко-культурных объектов.

4. Обучение простейшим приемам и методам практической экологии, исследовательской деятельности в природе.

5. Активизация чувственного восприятия разнообразия, гармонии, красоты Мира через изучение основных художественных приемов и понятий.

Участники: школьники средней и старшей возрастных групп с различным уровнем эколого-биологической подготовки.

Место проведения экспедиций:

С 2000 г. на территории национального парка для проведения экспедиций работает экологическая база «Отрада» (Березичское лесничество). База рассчитана на 24 места. В кирпичном доме с печным отоплением есть пять спальных комнат на 9, 5, 4 и 3 места. Есть комната для занятий и кухня. На территории базы располагаются летняя кухня, столовая, баня, умывальник и туалет. В 20 м от здания базы находится родник, вода из которого используется для бытовых нужд.

Экологическая база «Отрада» располагается на Жиздринском участке парка в Козельском районе, в 8 км от пос. Стекольный завод.

Основное содержание программы

I. Эколого-биологический цикл

Основное содержание образовательного компонента (перечень тем, краткое содержание).

Система ООПТ

Система особо охраняемых природных территорий. История заповедного дела.

Первые заповедники и национальные парки. Классификация ООПТ

Особо охраняемые территории Калужской области и их роль в сохранении биологического разнообразия. ГПЗ «Калужские засеки». История образования, цели, задачи, географическое расположение и природные особенности. Региональные памятники природы, классификация. Памятник природы федерального значения «Калужский бор». История образования, цели, задачи, географическое расположение, природные и историко-культурные особенности. Национальный парк «Угра». История образования, цели, задачи, зонирование, географическое расположение, природные и историко-культурные объекты.

Национальный парк «Угра» (экскурсии) знакомство с природными и историко-культурными объектами парка. Экологическая тропа «Урочище Чертово городище». Визит-центр Воротынского лесничества и Музей Аиста. Визит-центр Березичского лесничества, музей Козельских засек, лесопитомник, экологическая тропа «Озеро Ленивое - усадьба Оболенских». Козельская Введенская Оптина пустынь и Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь.

Флора и растительность НП «Угра» (автор В. В. Телега/шва, научный сотрудник НП «Угра»)

Основные представители флоры и растительные сообщества экологической тропы «База «Отрада - озеро Боровое» экскурсия. Флора, растительность, растительное сообщество (фитоценоз). Флористические исследования. Типы растительных сообществ: лес, луг, болото, озеро. Типы окрестных лесов.

Хвойно-широколиственный лес. Структура фитоценоза на его примере. Ярусность и мозаичность фитоценоза леса. Жизненные формы лесных растений. Доминанты, эдификаторы. Растения хвойно-широколиственного леса.

Опылители лесных растений. Еловый лес. Типы еловых лесов. Ельник мертвопокровный. Условия обитания растений в еловом лесу. Биологические особенности травянистых растений елового леса. Виды-«спутники» ели.

Типы окрестных лугов. Суходольный луг. Растения суходольного луга. Основные черты приспособленности растений суходольного луга к недостатку влаги. Низинный материковый луг, его отличия от суходольного луга. Пойменный луг. Отличия растительности пойменного луга от растительности суходольного луга. Хозяйственные группы луговых растений. Жизненные формы луговых растений. Аспект луга. Опылители луговых растений.

Сосняк-зеленомошник как один из типов сосновых лесов. Особенности ярусного сложения фитоценоза соснового леса. Приспособления растений сосновых лесов к уменьшению испарения.

Прибрежно-водная растительность оз. Боровое. Экологические зоны водоема. Поясной характер пространственного распределения растений в водоеме. Приспособления растений к обитанию в водной среде.

Ельник-зеленомошник, ельник сфагновый. Биологические особенности сфагновых мхов. Мхи елового леса как показатель различной степени заболоченности.

Широколиственный лес. Ярусы широколиственного леса. Смена весенних светолюбивых эфемероидов на летние теневыносливые травянистые растения в широколиственном лесу.

Растения территории лагеря. Рудеральная растительность. Основные черты приспособленности рудеральных растений к условиям их обитания.

Геоботаническое исследование лесного фитоценоза. Полевые работы: закладка учебной пробной площади в лесу; описание лесного фитоценоза и заполнение бланка геоботанического описания. Камеральные работы: обработка бланков геоботанических описаний.

Гербаризация растений. Полевые работы: сбор и закладка растений в гербарий. Камеральные работы: знакомство с определителями растений, морфологией сосудистых растений и определение растений, собранных в ходе геоботанического исследования; монтировка и этикетировка гербария.

Животное население национального парка «Угра» и методы его учетов (автор A.B. Рогуленко, к.б.н. старший научный сотрудник НП«Угуа»)

Знакомство с видами наземных позвоночных обитающих на территории НП и Калужской области:

Количество видов в области и парке их систематика, список красно-книжных видов НП, некоторые биологические этологические особенности ряда видов.

Знакомство с основными методиками учетов наземных животных:

Относительные и абсолютные учеты, комплексные маршрутные учеты, учеты на площадках, учеты канавками с цилиндрами Циммера и давилками Герро, применение геоинформационных систем при учете животных.

Знакомство со следами животных и следами их жизнедеятельности:

Изучение карточек со следами животных (игра), экскурсия на бобровую плотину (погрызы, плотина, хатки, полухатки, норы), ольшаник (следы в грязи, порой кабана, задиры лося), речной пляж (следы на песке). GPS картографирование следов зверей. Сбор земноводных на трансекте. Сбор земноводных с использованием канавок с цилиндрами Циммера.

Определение земноводных и подготовка дневника исследований:

Определение видов собранных земноводных. Составление карты распределения крупных наземных позвоночных на основании данных полученных с использованием GPS на экскурсии.

II. Эколого-краеведческий цикл

Традиционная культура Калужского края: обрядовая кухня, домашние ремесла, календарные обряды (автор Е.И. Васильева, ст. научный сотрудник НП «Угра»)

Вводное занятие. Ознакомление с понятием традиционная культура. Ознакомление с особенностями традиционной для Калужского края крестьянской архитектуры, крестьянской одежды, принципами традиционного природопользования.

Обрядовая кухня. Ознакомление с понятием обрядовая кухня. Ознакомление с особенностями изготовления традиционных для Калужского края обрядовых блюд. Изготовление печенья для обряда закликания весны (замешивание теста, формование традиционных фигурок, выпекание или жарение на масле).

Домашние ремесла. Ознакомление с понятием домашние ремесла. Ознакомление с традиционными для Калужского края женскими домашними ремеслами (плетение поясов, вышивание в технике перевить). Изготовление фрагмента-вставки для женского костюма в технике перевить (разработка рисунка, подготовка сетки на ткани, штопание узора, перевивание фона).

Календарные обряды в народных праздниках. Ознакомление с понятием календарные обряды. Ознакомление с традиционными для Калужского края календарными обрядами в народных праздниках: зимними и «зелеными» святками. Инсценировка зимних святок (христославление, колядование, ряжение, гадание) и летних святок (кумление, «крещение и похороны куклы-кукушки», хождение Кустарки); изготовление рождественской звезды, куклы «кукушки», троицких венков.

III. Эстетический цикл

«Мы соавторы - природы» (автор С.В. Щербакова, педагог дополнительного образования ЦДОдД г. Калуги)

Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на занятиях с природным материалом. Инструктаж по технике безопасности: правила поведения в природе;

правила сбора природного материала; правила обращения с клеями и инструментами.

Изготовление поделок из спилов сосны, ольхи, осины, липы. Демонстрация рисунков поделок из спилов и схемы поэтапного изготовления поделок. Распил стволиков и сучков на спилы. Подбор спилов для поделки. Склеивание спилов в поделку.

Контурная резьба на коре сосны. Распил коры сосны на продольные спилы. Поиск образа на спилах сосны: животные, сказочные герои, птицы, портреты и пр. Исполнение контурной резьбы на продольных спилах сосны.

Корнепластика: лесная минискульптура из корней, веток, стволиков. Поиск образа животных, птиц или людей на материале. Ликвидация лишних частей на материале. Обработка материала наждачной бумагой. Укрепление поделки на основу и лакирование.

Выставка поделок

«Биологический рисунок» (автор Н.Е. Прохорова, педагог дополнительного образования КОЭБЦУ)

Изображение растений. Графический, акварельный рисунок внешнего, внутреннего строения растений различных жизненных форм и систематических групп.

Изображение животных. Наброски. Графический, акварельный рисунок. Рисунок маслом. Изображение животного в движении. Портреты животных. Создание скульптур животных.

Изображение природы. Пейзажи. Натюрморты.

Изображение объектов природы различными художественными средствами. Масло. Тушь. Гуашь. Шариковая ручка. Пастель. Уголь. Сепия. Фломастеры. Цветные карандаши. Техника аппликации. Граффити.

Выставка рисунков.

IV. Психология отношения к природе.

Психологическая диагностика субъективного отношения к природе.

Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП».

Психолого-педагогическая коррекция развития субъективного отношения к природе. Эколого-психологический тренинг: упражнения «Природа в моей жизни...», «Человечек из коры», «Чистописание», «Музыкальные картинки», «Монотипия».

Экологические игры. Обучающие: «Канюки и мыши», «Змея», «Каждой твари по паре», «Узнай растение», «Запомни и найди растение». Коммуникативные: «Ассоциации», «Снежный ком», «Знакомство», «Опус-

ти/подними палку», «Паутина», «Ноги», «Ледоход» и пр. Игры, направленные на эмоциональное восприятие природы: «Слепая гусеница», «Сосчитай звуки», «Лесной ковер», «Узнай свое дерево», «Природная палитра».

Дата Мероприятия

Время

1 день

10.30 Отправление из Калуги.

11.30-14.00 Экскурсия: Музей Белого Аиста, Казанский Свято- Амвросиевский женский монастырь в Шамордино, Древний город Козельск. Заезд в «Отраду»

14.00. Обед. Отдых.

15.00. Распределение на отряды. Размещение. Знакомство. Представление

16.00-17.00 участников и педагогов. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности. Занятие «Система ООПТ»

17.00-19.30 Ужин

19.30-20.30 Вечерний костер (торжественное открытие экспедиции; игры, подве-

20.30-22.30 дение итогов дня Отбой

22.30

2 день

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.00-9.00 Подъем и зарядка

9.00-10.00 Завтрак

10.00-15.00 Однодневный поход в визит - центр Березинского лесничества. Экскурсия по экологической тропе «озеро Ленивое - усадьба Оболенских». Обед в полевых условиях

18.00-19.00 Ужин

19.00-21.00 Занятия по теме «Флора и растительность 1111 «Угра»

21.00-22.00 Вечерний костер, игры. Подведение итогов дня

22.30 Отбой

Здень

8.00-9.00 Подъем и зарядка

9.00-10.00 Завтрак

10.00-13.00 Занятие по теме «Флора и растительность ТГТТ «Угра»

13.00-14.00 Обед

15.00-18.00 Занятие по теме «Животное население ТГТТ «Угра»

18.00-19.00 Ужин

19.00-21.00 Занятия по теме по теме «Биологический рисунок»

21.00-22.00 Вечерний костер, экологические игры, подведение итогов дня

22.30 Отбой

4день

8.00-9.00 Подъем и зарядка

9.00-10.00 Завтрак

10.00-13.00 Занятие по теме «Животное население ТТТТ «Угра»

13.00-14.00 Обед

15.00-18.00 Занятие по теме «Традиционная культура»

18.00-19.00 Ужин

19.00-21.00 Занятие по теме «Мы - соавторы природы»

20.00-22.00 Вечерний костер, игры, подведение итогов дня

22.30 Отбой

5 день

8.00-9.00 Подъем и зарядка

9.00-10.00 Завтрак

10.00-13.00 Занятие по теме «Флора и растительность НТТ «Угра»

13.00-14.00 Обед

15.00-18.00 Занятие по теме «Традиционная культура»

18.00-19.00 Ужин

19.00-21.00 Занятие по теме «Биологический рисунок»

20.00-22.00 Вечерний костер, игры, подведение итогов дня

22.30 Отбой

бдень

8.00-9.00 Подъем и зарядка

9.00-10.00 Завтрак

10.00-13.00 Занятие по теме «Мы - соавторы природы»

13.00-14.00 Обед

15.00-18.00 Занятие по теме «Живая природа»

18.00-19.00 Ужин

19.00-21.00 Экоэстафета

21.00-22.00 Вечерний костер, игры, подведение итогов дня

22.30 Отбой

7день

8.00-9.00 Подъем и зарядка

9.00-10.00 Завтрак

10.00-15.00 Экскурсия в урочище «Чертово городище»

Посещение Свято-Введенской Оптиной пустыни

15.00-16.00 Отдых. Купание

16.00-18.00 Подготовка к заключительному вечеру: выставка, социологиче-

ский опрос, подготовка к концерту

18.00-19.00 Ужин

19.00-23.00 Заключительный вечер, подведение итогов экспедиции

24.00 Отбой

8 день

8.00-9.00 Подъем и зарядка

9.00-10.00 Завтрак

10.00-12.00 Уборка базы «Отрада» и прилегающей к ней территории. Отъезд

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев С.К., Сионова М.Н. Программа проведения цикла профильных экологических лагерей // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся. Калуга: 2004. Вып. I. С.42-76.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. С. 110-138.

Детские научно-образовательные экспедиции Северо-Запада России. Санкт-Петербург: 1998. С. 79-120.

Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения. М., 1998.

С. 16

Сионова М.Н., Алексеев С.К. «В союзе с природой» - программа профильного лагеря для одаренных и увлеченных биологией и экологией детей // Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся. Калуга: 2007. Вып. III. С. 194-223.

Ясвин В.А. Психология отношения к природе. Москва: Смысл, 2000. С. 81-84.

ЭКСПЕДИЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ООПТ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НП «УТРА»

© 2009 Л.Л. Жданова

Описан опыт работы со школьниками (форма экспедиции) в национальном парке «Угра»),

Ключевые слова: экологическое просвещение, национальный парк «Угра».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.