Научная статья на тему 'Образовательное путешествие как вид межпредметной учебной деятельности: пример программы поездки в Неаполь и окрестности'

Образовательное путешествие как вид межпредметной учебной деятельности: пример программы поездки в Неаполь и окрестности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / ТОПОС / ХРОНОТОП / АНТИЧНОСТЬ / СРЕДНИЕ ВЕКА / ИСКУССТВО / ИСТОРИЯ / EDUCATIONAL JOURNEY / CREATIVE TASK / TOPOS / CHRONOTOPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

Современная практика образования размыкает пространство стен класса и здания школы. Образовательное путешествие становится одной из наиболее актуальных и содержательных форм обучения и развития, в ходе которого создается системное видение взаимосвязей природы и культуры в пространстве и времени. В Школе №1553 имени В.И. Вернадского различные выезды и путешествия являются важной составляющей учебного процесса. Мы предлагаем рассмотреть в качестве примера образовательное путешествие в Неаполь и область Кампания. В данной статье будет описано, как выстраивается программа такого выезда и какие задачи и форматы активной работы с учащимися в ходе поездки могут быть реализованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Travelling as a Type of Interdisciplinary Educational Activity: on the Example of the Program of a Trip to Naples and the Surrounding Area

Modern educational practice is not limited by classroom and school building space. Educational travelling is becoming one of the most meaningful forms of learning and development, as it creates a systematic vision of the relationship between nature and culture in space and time. In Vernadsky School 1553 various trips and jorneys are implemented as an important part of the educational process. The article describes how the program of such a trip is built and what tasks and formats of active work with students during the trip can be realized on the example of an educational trip to Naples and the Campania region.

Текст научной работы на тему «Образовательное путешествие как вид межпредметной учебной деятельности: пример программы поездки в Неаполь и окрестности»

Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

Образовательное путешествие как вид межпредметнои учебной деятельности: пример программы поездки в Неаполь и окрестности

Educational Travelling as a Type of Interdisciplinary Educational Activity: on the Example of the Program of a Trip to Naples and the Surrounding Area

Аннотация. Современная практика образования размыкает пространство стен класса и здания школы. Образовательное путешествие становится одной из наиболее актуальных и содержательных форм обучения и развития, в ходе которого создается системное видение взаимосвязей природы и культуры в пространстве и времени. В Школе №1553 имени В.И. Вернадского различные выезды и путешествия являются важной составляющей учебного процесса. Мы предлагаем рассмотреть в качестве примера образовательное путешествие в Неаполь и область Кампания. В данной статье будет описано, как выстраивается программа такого выезда и какие задачи и форматы активной работы с учащимися в ходе поездки могут быть реализованы. Ключевые слова: образовательное путешествие, творческое задание, топос, хронотоп, античность, средние века, искусство, история.

Abstract. Modern educational practice is not limited by classroom and school building space. Educational travelling is becoming one of the most meaningful forms of learning and development, as it creates a systematic vision of the relationship between nature and culture in space and time. In Vernadsky School 1553 various trips and jorneys are implemented as an important part of the educational process. The article describes how the program of such a trip is built and what tasks and formats of active work with students during the trip can be realized on the example of an educational trip to Naples and the Campania region.

Key words: educational journey, creative task, topos, chronotope.

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, профессор, ведущий эксперт Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, руководитель специализации «Социокультурная психология и антропология» ГБОУ Школа №1553 имени В.И. Вернадского, г. Москва, е-mail: ao@redu.ru

Штейн

Ася Владимировна,

учитель зарубежной литературы, руководитель специализации «Мифология и семиотика» ГБОУ Школа №1553 имени В.И. Вернадского, г. Москва, е-mail:

asyashtein7@gmail.com

Образовательные путешествия

Aleksey S.

Obukhov,

Ph.D. in Psychology, professor, Leading Expert at the Center for Contemporary Childhood Studies, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Leader of the «Social and Cultural Psychology and Anthropology» Educational Program, Vernadsky School 1553, Moscow

Asya V.

Shteyn,

Teacher of Foreign Literature, Leader of the «Mythology and Semiotics», Vernadsky School 1553, Moscow

1

Леонтович А. В. Исследовательская школа и творческая лаборатория в образовании // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике: науч.-метод. сб. : в 2 т. / Ред.-сост. А. С. Обухов. М.: Зимородок, 2009. Т 1: Теория и методика. С. 51-59; Обухов А.С. Программа учебно-исследовательской специализации «Социокультурная психология» // Школьные технологии. 2002. №4. С. 179-187; Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность учащихся в области геолого-географических наук // География в школе. 2000. №4. С. 49-55.

2

Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие

Образование выходит за пределы здания школы. Современные тренды в образовании размыкают стены школы как развивающего и образовательного пространства. Цифровые технологии сделали информацию доступной почти из любой точки мира. Представление об обучении как процессе восприятия, присвоения и воспроизводства заданного набора знаний - уже давно анахронизм. При этом ценность школы как социальной институции не ушла, а трансформировалась. Повысилась значимость школы как пространства позитивной социализации, как места встречи со значимым Другим - среди взрослых и сверстников. Школа стала важна как место для совместной продуктивной деятельности, совместных исследований, проектов, путешествий.

Пример школы, в которой образовательные выезды - одна из ключевых форм организации учебного процесса. Школа №1553 имени В.И. Вернадского организована А.В Леонтовичем с командой единомышленников в 1992 году как экспериментальная школа-лаборатория (прежние названия - «Донская гимназия», «Лицей на Донской», «Лицей имени В.И. Вернадского»). В основу концепции школы легла идея учебно-исследовательской деятельности учащихся (обучения через исследования). За эти годы отработаны разнообразные форматы организации этой деятельности. Они описаны в многочисленных публикациях. Среди таких форматов: исследовательские специализации1; индивидуальные исследовательские работы2; учебно-исследовательские экспедиции3; конференции исследовательских работ учащихся4; учебный курс по методике исследовательской деятельности5; интеграция между предметами6; программы дополнительного образования7; методики проведения исследований в различных предметных областях8 и др. При этом с первых лет деятельности Школы №1553 имени В.И. Вернадского активно реализуется еще одна форма, которая нами меньше описывалась - образовательные путешествия.

Под образовательным путешествием мы понимаем совместный организованный выезд группы учащихся и педагогов для познания различных природных, культурных, социальных явлений и процессов в конкретном городе или регионе, исследования их истории и современности.

Для нас такие поездки имеют два вектора смысловых задач:

Образовательный - познание мира в соприкосновении с действительностью, интеграция знаний из разных предметных областей в едином пространстве, построение разнообразных смысловых взаимосвязей между элементами, фактами, объектами окружающей действительности с учетом исторического контекста;

Социальный - развитие детско-взрослой общности через совместную деятельность и проживание событий; развитие командной работы по решению образовательных задач педагогами из различных предметных областей; развитие содержательной

Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

коммуникации учащихся как внутри класса, так и между классами (в зависимости от типа формирования группы на выезд).

Сложилась целая система таких поездок, выполняющая различные образовательные и социальные задачи в Школе в течение учебного года. В настоящее время это следующие образовательные путешествия и выезды:

1. Конец сентября - начало октября - однодневный общешкольный выезд в один из древних городов (такие как Ростов Великий; Александров; Коломна; Тула и Ясная Поляна; Кострома и Сусанино; Рязань, Старая Рязань и Константиново; Владимир и Боголюбово; и др.), в котором решаются образовательные задачи историко-культурного направления, а также развивается общешкольная общность, расширяются коммуникативные связи между учащимися из разных классов;

2. Конец октября - начало ноября - поездки классов на осенние каникулы на 5-6 дней (изначально была концепция древних столиц - Киев, Великий Новгород, Владимир и Суздаль, также раньше 10 класс ездил во Львов как пример западного города. Из-за трудностей поездки на Украину места несколько изменились. Теперь это такие места как Великий Новгород и окрестности, Псков, Пушкинские горы, Изборск и Псково-Печерская лавра, Углич и Мышкин; а в качестве западного города теперь посещается Таллин, а также города Швеции); в ноябре 2017 года был очень удачный пример поездки 10 класса в Тбилиси;

3. Декабрь - образовательное путешествие в Мюнхен на 5-7 дней - знакомство с природными, историческими, культурными, научными и промышленными объектами Баварии, посещаются университеты Мюнхена. Акцент делается на научных музеях, интерактивных занятиях в лабораториях и др. В эту поездку могут поехать учащиеся разных классов. В поездке выстраивается модель выбора пространств и объектов для изучения и ознакомления с ними;

4. Январь - Рождественская поездка на 5-6 дней в Тутаев Ярославской области (древний город Романов-Борисоглебск на Волге) с историко-культурной программой, включающей подготовку и встречу Рождества Христова. Эту поездку отличает домашняя дружеская атмосфера. В поездке участвуют ученики разных классов и выпускники школы.

5. Февраль - выезд 7 класса в феврале на 5-6 дней в Каргополь и Каргополье с интерактивной программой по знакомству с культурой Русского Севера, народными промыслами, деревянной архитектурой, традиционной кухней и др.

6. Конец февраля - поездка на неделю в Неаполь и Кампанию в феврале с изучением геологических, историко-культурных и социально-антропологических объектов. В поездке принимают участие ученики 8-11 классов;

7. Конец марта - выездная учеба на неделю для 7 класса и вечернего отделения Школы на Кипр (ранее поездки были на

исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Под ред. А.С. Обухова. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80; Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся / Ред. сост. А.С. Обухов. Изд. 2-е, исправленное. М.: Библиотека журнала «Ис-следователь/Researcher»,

2012. 160 с.

3 БиричВ. Г., ГореловА.С., Зосимова Л.П., Свешникова Н.В. Экспедиции школьников по комплексному исследованию культуры русских деревень // Исследовательская работа школьников. 2003. №

4. С. 49-61; Обухов А.С. Экспедиция «на край света» // Народное образование. 2004. №3. С. 175-184; Обухов А.С. Исследовательская деятельность подростков в деревнях Русского Севера // Народное образование. 2002. №3. С. 174-182; Леонтович А.В. За знаниями в экспедицию // Народное образование. 1998. № 9. С. 93-97; Леонтович А.В. Экспедиция как выездная форма образовательной деятельности // Народное образование.2000. № 4-5. С. 208-209; Леонтович А.В. Проектирование юношеской экспедиции // Народное образование. 2002. № 3. C. 158-162; Обухов А.С. Путешествие как исследование мира // Потенциал. Химия. Биология. Медицина.

2013. №1. С. 34 - 43.

4 Организация и проведение ученических конференций / Под ред. А.С. Обухова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Библиотека журнала «Исследователь / Researcher». 2009. 100 с.

I Образовательные путешествия

5

Горелов А.С. Курс «Методология научного исследования» для учащихся старших классо: опыт преподавания в лицее N 1553 Москвы // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. C. 139-143; Горелов А.С. Место и роль курса «Методология научного исследования» в образовательной программе лицея // Исследовательский подход в образовании: от теории к практике / Ред. А. С. Обухов. М.: Зимородок, 2009. Т. 1: Теория и методика. С. 293-298.

6

Шттн А.В. Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2007. №1. С. 92-97.

Проектная и исследовательская деятельность в старшей школе: сборник программ дополнительного образования детей/ Под ред. А.С. Обухова. М: Национальный книжный центр, 2015. 475 с.

8

Методика исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук / Ред.-сост. А.С. Обухов. М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 160 с.; Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук / Ред.-сост. А.С. Обухов. М.: МИОО; журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 128 с.

Южный берег Крыма, но их ограничили для организованных групп школьников с 2014 года), ребята знакомятся с различными природными, археологическими и архитектурными объектами в рамках исследовательских специализаций;

8. Конец марта - походы 8-11 классов на весенние каникулы по классам по природным и историко-культурным объектам (пещерные города Крыма или природные и археологические объекты Северного Кавказа);

9. Начало мая - общешкольная выездная учеба на 5 дней в Звенигород - защита исследовательских работ учащихся 8-11 классов, различные зачетные занятия, подготовка к экспедиции, экскурсионные выезды, программа ко Дню Победы;

10.Июнь - поездка в Болгарию в формате культурного сотрудничества со школой имени Петра Словейкова в г. Кърджа-ли. Знакомство с природными, культурными и историческими достопримечательностями Родоп, погружение в историю и цивилизацию народов, живших на территории Болгарии с каменного века до наших дней. Поездка предполагает глубокое погружение в социокультурный контекст, знакомство с болгарской кухней, фольклором, контакты со сверстниками из школы имени Петра Словейкова, лекции болгарских ученых-археологов, а также учителей-словесников и историков дружественной школы. Поездка рассчитана на учащихся всех классов.

11.Июнь - образовательное путешествие 10 класса на неделю в Санкт-Петербург и окрестности (зачастую через Старую Ладогу);

12.Июль - комплексная учебно-исследовательская экспедиция на месяц, в ходе которой реализуются исследовательские программы по гуманитарным и естественнонаучным специализациям в маршрутных или стационарных формах проживания. В каждой группе участвуют ученики разных классов;

13.Исследовательские экспедиции в Мексику (раз в два года - осенью или весной), включающие естественно-научные, социокультурные и историко-археологические задачи исследования.

В этот перечень включены различные образовательные выезды, в ходе которых решается множество образовательных и социальных задач, в решении которых участвуют как учащиеся, так и педагоги. Попробуем на конкретном примере одного комплексного образовательного путешествия показать логику построения программы подобной поездки, а также план вечерних занятий, направленных на смысловую сборку в сознании учащихся полученной информации, увиденного, пережитого. Важная особенность таких поездок заключается в том, что их программы в полной мере разрабатываются и реализуются командами педагогов Школы, а не отдаются на аутсорсинг туристическим компаниям и фирмам, как это происходит во многих школах.

Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

Неаполь и область Кампания как ресурсный регион для образовательных путешествий

Будучи одним из древнейших городов Европы, Неаполь является уникальным природным и историко-культурным объектом, изучение которого методически оправданно как с точки зрения изучения геологических процессов и особенностей природы вулканического региона, так и гуманитарных дисциплин: всеобщей истории от античности до Нового времени, всемирной литературы и мировой художественной культуры.

Особенности геологии Неаполя и окрестностей сформировали особую природно-климатическую зону, привлекающую людей с древнейших времен. Здесь сохранны археологические объекты греческой и римской античности. Многие аспекты обиходной жизни и верований, которые можно увидеть в древних руинах, наглядны и в жизни современного Неаполя. В разное время здесь жили Вергилий, Данте, Боккаччо, Петрарка, другие величайшие поэты и художники античности и Ренессанса. Античные святилища сочетаются здесь с раннехристианскими баптистериями, а катакомбы, служившие для захоронения первых святых - с подземными развалинами древнеримских рынков и акведуков. А в обычной неаполитанской квартире вы можете обнаружить проход в римский амфитеатр. И, конечно же, сохранившиеся в результате извержения Везувия в I веке нашей эры почти нетронутыми римские города Помпеи и Геркуланум являются поистине уникальным музеем и лабораторией античной цивилизации.

Этими историческими, культурными, геологическими и географическими особенностями обусловлена специфика экскурсионно-образовательной поездки в Неаполь. Образовательные путешествия учащихся Школы №1553 имени В.И. Вернадского в этот регион прошли в 2016, 2017 и 2018 годах. Сложилась целостная программа, объединяющая различные предметные фокусировки и их интеграцию.

Геологическая составляющая поездки. Здесь земная кора по сбросам разделилась на множество часто надвинутых друг на друга пластов, горстов и грабенов. Для этой местности характерны долины с обрывистыми берегами и множество вулканических и поствулканических образований - крутые конусы, кратер-ные озера и туфовые покровы, которые следуют друг за другом от горного массива Монте-Амиата до Везувия. Центр вулканической активности расположен на побережье Тирренского моря. Эта область молодого вулканизма расположена в тектонической впадине Неаполитанского залива и его окрестностей. К ней относятся вулканы на берегах залива и более удаленные от него — Роккамонфина и Вультуре. На берегах залива находятся вулканы: Флегрейские Поля, Везувий. Эти геологические особенности

Образовательные путешествия

9

Программа составлена совместно с к.г.-м.н. Е.М. Гурвич и к.политич.н. А.А. Кузнецовой

региона сформировали особый ландшафт и природную экосистему, которая за многие века природопользования человеком сформировала особый культурный ландшафт.

Историческая составляющая поездки. Знакомство с историей региона от неолита до ХХ века, актуализация знаний по всемирной истории, посещение историко-культурных объектов мирового значения: Помпей, Геркуланума, Поццуоли, Пестума.

Религиоведческая составляющая поездки. В Неаполе сохранились уникальные раннехристианские памятники 1У-У11 веков: цирк в Поццуоле, ставший местом мученической смерти многих чтимых неаполитанских святых, баптистерий кафедрального собора с мозаиками IV века, катакомбы святого Януария 1У-У1 веков, а также христианские святыни периода Средних веков и Ренессанса: церковь святого Лаврентия, церковь святой Клары, часовня святого Северина и многие другие. Все это позволяет учащимся совершенно под новым углом увидеть и осмыслить историю европейского христианства, в том числе, историю ранней, еще не разделенной Церкви.

Культурологическая составляющая поездки. Уникальные памятники материальной и духовной культуры античности, Средних веков и Ренессанса, собранные в музеях Неаполя позволяют учащимся на практике ознакомиться с историей европейского искусства. Особую ценность представляет не имеющая равных коллекция помпейских фресок и мозаик, выставленная в археологическом музее Неаполя. В Пестуме у учащихся есть возможность ознакомиться с памятниками древнегреческого храмового зодчества (храмы Посейдона и Геры : VI — V века до н. э.) в уникальной сохранности, а также ознакомиться с коллекцией греческих живописных надгробий.

Учебно-воспитательная составляющая поездки: формирование межпредметных навыков и компетенций, эмоционально-творческое осмысление увиденного во время экскурсий, знакомство и творческое взаимодействие между учащимися разных классов и профилей, возможность неформального общения со сверстниками и значимыми взрослыми.

Приведем пример построения программы выезда в Неаполь, реализованной в 2017 году9. В 2016 году программа выстраивалась в своей логистике и смысловых связях. В 2017 году она была выстроена максимально полно. Естественно, в 2018 году она претерпела незначительные трансформации, связанные в большей степени с вопросами логистики (в какой день какой музей или археологическая зона открыты; есть ли хорошая погода для поднятия на Везувий и др.). Вечерняя программа же полноценно достроилась в 2018 году и мы ее опишем на примере реализации этого года. Особенностью поездки 2018 года также стало то, что ряд смысловых задач взяли на себя выпускники Школы №1553 имени В.И. Вернадского, которые уже студентами специализируются по всемирной истории и истории католицизма.

Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

Программа поездки в Неаполь и окрестности

17.02 8.50 Встреча в аэропорту Домодедово Ответственные: А.В. Штейн,

10.50 Вылет в Неаполь А.А. Кузнецова. Сопровождающие:

12.50 Прилет в Неаполь Е.М. Гурвич, А.С. Десницкий, А.В. Рем-

15.00 Заселение в хостел. Обед нев, М.В. Пискунова

16.00 Выход в город

Обзорная экскурсия по городу Проводят профессор РАН, д. филол. н.

Посещение собора Сан-Лоренцо А.С. Десницкий, член союза художников

Клауструм. Зал капитула. Античный рынок А.В. Ремнев, преподаватель А.В. Штейн

Посещение кафедрального собора

20.00 Лекция о раннехристианских мозаиках баптисте- Рассказывает д. филол. н.

рия IV века А.С. Десницкий

Ужин

21.00 Вечерняя программа Проводят А.В. Штейн, А.А. Кузнецова

22.00 Отбой

18.02 8.00 Подъем

9.00 Завтрак

10.00 Экскурсия «Геркуланум» - затерянный мир рим- Проводят профессор РАН, д. филол. н.

ской цивилизации». Знакомство с инфраструк- А.С. Десницкий, член союза художни-

турой традиционной римской виллы и римского ков А.В. Ремнев, преподаватель

города А.В. Штейн

13.00 Геркуланум. Изучение слоев лахар

14.00 Обед

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.00 Вулкан Монте Нуова: вулканизм новейшего Проводит к. г.-м. н. Е.М. Гурвич

времени

17.00 Трансгрессия моря (рынок в Поццуоли), выход Проводит к. г.-м. н. Е.М. Гурвич

источников

18.00 Поццуоли - важнейший порт древности. Роль Проводит к. полит. н. А.А. Кузнецова

географического положения в развитии древних

государств

20.00 Ужин

21.00 Вечерняя программа

23.00 Отбой

19.02 8.00 Подъем

9.00 Завтрак

10.00 Амфитеатр Флавиев - архитектура, структура и Проводят профессор РАН, д. филол. н.

культурное значение античного амфитеатра. А.С. Десницкий,

Римский амфитеатр и раннехристианская святость. преподаватель А.В. Штейн

Мученики - первые святые христианской церкви

14.00 Обед

15.00 Археологический музей. Проводят профессор РАН, д. филол. н.

Экскурсия «Мозаики и фрески Помпей и А.С. Десницкий, член союза художников

Геркуланума» А.В. Ремнев, преподаватель А.В. Штейн

17.00 Технология изготовления минеральных красите- Проводит к. г.-м.н. Е.М. Гурвич

лей, используемых во фресках

19.00 Ужин

20.00 Вечерняя программа Мастер-класс «Технология Проводит художник, член союза худож-

изготовления фрески» ников А.В. Ремнев

23.00 Отбой

Образовательные путешествия

20.02 о о о ЯЯ0^ оососо Подъем Завтрак Выезд

11.00 Вулканический комплекс из кальдеры Соммы и центрального стратовулкана Везувия Посещение кратера и долины ада. Отбор образцов Проводит к. г.-м. н. Е.М. Гурвич

15.00 Обед

17.00 Возвращение в хостел, отдых, подготовка вечерней программы

19.00 Ужин

20.00 Вечерняя программа

23.00 Отбой

21.02 0 0 0 оооо оососо Подъем Завтрак Выход в город

10.30 Неаполь христианский от античности до Ренессанса Катакомбы святого Януария Церковь святой Клары Рассказывают профессор РАН, д. филол. н. А.С. Десницкий, член союза художников А.В. Ремнев, преподаватель А.В. Штейн

14.00 Обед

15.00 Церковь святого Северина. Неаполь от викингов до Наполеона. Замок Монте Нова, Кастель дель Ово, Кастель Нуово, площадь Плебесцита Рассказывает А.В. Штейн, профессор РАН, д. филол. н. А.С. Десницкий

19.00 Ужин

20.00 Вечерняя программа

23.00 Отбой

22.02 0 0 0 оооо озсосо Подъем Завтрак Выход в город

10.30 Помпеи. «Римская Атлантида» Знакомство с историей, культурой и инфраструктурой римского города, осмотр вилл, храмов и градообразующих сооружений Помпей (форум, рынок, термы, палестра, амфитеатр, храмы Юпитера и Изиды). Рассказывают профессор РАН, д. филол. н. А.С. Десницкий, член союза художников А.В. Ремнев, преподаватель А.В. Штейн

14.00 Обед (перекус)

15.00 Практическое занятие «Загадка Виллы Мистерий» - комплексный анализ археологического памятника Проводят профессор РАН д. филол. н. А.С. Десницкий, преподаватель А.В. Штейн

16.00 Помпеи. Процессы урбанизации в древнем мире Проводит: к. политич. н. А.А. Кузнецова

17.00 Помпеи. Катастрофа 79 г. глазами геолога Проводит к. г.-м. н. Е.М. Гурвич

18.00 Возвращение в хостел. Отдых. Подготовка к вечерней программе.

19.00 Ужин.

20.00 Вечерняя программа

23.00 Отбой

Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

23.02 07.00 08.00 08.30 12.00 Подъем Завтрак Выезд Приезд в Пестум Экскурсия «Италия - колония греков». Проблема греческой колонизации. Структура функция древнегреческого храма. Понятие ордера. Дорический и ионический ордер. Сравнительный анализ Обед Древнегреческая заупокойная обрядовая живопись - саркофаг с ныряльщиком в археологическом музее. Проблема этрусского влияния на античное искусство Рассказывают профессор РАН д. филол. н. А.С.Десницкий, член союза художников А.В. Ремнев, преподаватель А.В. Штейн

14.00 Обсидиан как предпосылка возникновения неолитических поселений Пестум. География южной Италии Проводит к. г.-м. н. Е.М. Гурвич Проводит к. политич. н. А.А. Кузнецова

18.00 Экскурсия по катакомбам «Подземный Неаполь» Проводит экскурсовод (с комментариями Е.М. Гурвич и А.В. Штейн)

20.00 Ужин

21.00 Вечерняя программа

23.00 Отбой

24.02 8.00 Подъем Ответственные: А.В. Штейн,

9.00 Завтрак А.А. Кузнецова

10.00 Сборы Сопровождающие: Е.М. Гурвич,

11.40 Приезд в аэропорт А.С. Десницкий, А.В. Ремнев,

13-45 Вылет МВ. Пискунова

19-30 Прибытие в Москву

Описание вечерней программы как смысловой сборки прожитых событий дня мы будем описывать уже по опыту 2018 года, привязываясь к смысловой составляющей конкретного дня и обобщением или представлением реализованных задач, которые были поставлены участникам выезда в начале дня.

В начале поездки мы предложили учащимся сформировать малые группы по 6 человек. Так, исходя из числа участников в 2018 году, получилось 6 таких групп. Число групп также соотносилось с числом взрослых, так как в ряде музеев и археологических комплексов, где группы выполняли различные задания, требовалось обязательное сопровождение взрослого. Эти группы были довольно устойчивы по составу в течение всей поездки. Но на день ребята могли поменяться группами. В ходе экскурсионного дня ученики выполняли этими командами те или иные смысловые задания и этими же командами участвовали в вечерних программах. Таким образом, мы использовали хорошо известную технологию метода обучения в командах. Данный формат, направленный на решение групповых задач, развитие навыка командной работы - особенно эффективен для работы с подростковой аудиторией. Важно только давать право самим участникам формировать состав этих команд. И важно задать правила возможных изменений состава этих групп.

Образовательные путешествия

Первый вечер. Вводный. После небольшой экскурсионной прогулки по центру Неаполя участникам была рассказана вводная про регион - его геологическое образование, про специфику ландшафта и природы, про историю его культурного освоения и истории культуры. Основной задачей этой вводный было создание общих, рамочных представлений о том, куда и зачем мы приехали. Что и для чего мы планируем посмотреть, изучить, где побывать.

Интерактивная часть первого вечера была направлена на командообразование, знакомство участников поездки, поскольку учащиеся из разных классов не всегда были хорошо знакомы друг с другом. Такого рода коммуникативные вводные вечера мы проводим в очень разных вариациях. В этот раз у нас было довольно ограничено время (после перелета, прогулки, вводной лекции ребята уже довольно утомились). Мы предложили разделиться ребятам на две равные части. И каждой группе дали игру «Вальда». Метафорически эту игру мы представили как моделирование особенностей строительства в сейсмоопасной зоне, так как ребята уже увидели тип древнеримской кладки, который задает пластичность зданиям и сохраняет их во время землетрясений. Правила игры заключены в следующем. Ребята встают вокруг стола. В центре стола ставится вальда (сферическая платформа, которая неустойчива). В мешочке находятся плоские объемные круглые фишки разного диаметра. Передавая мешочек по кругу, каждый участник не глядя достает фишку из него, ставит на платформу или на уже выстроенные фишки на ней. Важно их ставить так, чтобы сохранялся баланс. Задача выставить все фишки на вальду. Когда фишки падают, процесс начинается сначала. Эта игра во многом направлена на развитие согласованных действий в группе. Для нас также она оказалась диагностичной - кто берет на себя функцию координатора процесса, кто дольше и сосредоточеннее удерживает задачу, кто больше нацелен на максимальный результат, а кто готов «слиться» при столкновении с затруднением и необходимостью согласованного в группе его преодоления.

День поездки на Везувий и в Геркуланум. На Везувии и его кальдерах ребята изучали различные вулканические процессы и собирали образцы вулканических пород. В ходе лекции, которая проходила прямо над кратером вулкана, Е.М. Гурвич познакомила ребят со многими новыми для них геологическими терминами и понятиями. Задачу осмысления этих терминов мы отложили на перспективу - пока же шел процесс накопления нового тезауруса.

Основным активным действием в этот день был квест по Геркулануму, который подготовила А.В. Штейн. На территории Геркуланума в течение нескольких часов ребята самостоятельно должны были пройти квест в группах по 6 человек. Это давало им возможность самостоятельно осмотреть территорию и погрузиться в историко-культурный контекст чудом сохранившегося древнеримского города I века. Каждую группу сопровождал взрослый. Он мог комментировать различные аспекты

Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

культуры и быта жителей Геркуланума, но не мог подсказывать ответы и помогать в решении поставленных задач. Работа в группах строилась по-разному. Кто-то все задачи решал сообща, а в ряде групп ребята распределили задачи между собой. И каждый удерживал примерно по две задачи, а не все. Это повышало эффективность и продуктивность командной работы.

Каждой группе были выданы листки с задачами, в которых они делали пометки по ходу, фотографировали, зарисовывали.

Задания квеста

1. Вот мы и в Геркулануме. Давайте осматриваться. Чудеса здесь на каждом шагу. Римские города гордились своим водопроводом. На каждом углу были городские фонтаны. Поищите-ка их!

2. По дороге давайте посмотрим на колонны. Каких тут только нет! Найдите и сфотографируйте как можно больше разных. Кстати, вы, наверно, думали, что колонны тут везде исключительно мраморные? Проверьте!

3. Может, хотите с дороги подкрепиться? В римских городах забегаловки буквально на каждом углу. Найдите такую таверну и угадайте, как здесь готовили еду. А заодно попробуйте предположить, чем угощали в местном МакДаке. Кстати, некоторых продуктов тут не подавали совершенно точно. Догадываетесь, каких? А кое-где сохранились даже вывески на тавернах и лавках.

4. А теперь поищем фитнес-центр. По-здешнему термы. Найдите здесь:

- палестру;

- аподитерий;

- тепидарий;

- кальдарий;

- фригидарий.

Как вы думаете, что делали в каждом из этих помещений? Кстати, а как обогревались бани? Печи-то - не видно!

А вот еще обратите внимание на эти замечательные полочки над лавками. Как вы думаете, что на них хранили? Какие есть гипотезы, уважаемые коллеги?

5. Заодно сфотографируйте всех морских тварей - дельфинов и осьминогов. Если найдете еще какую-то морскую живность - тоже фоткайте!

6. Жители Геркуланума очень гостеприимны. Вам везде будут рады. В римских городах все дома построены по общему плану. Вооружитесь схемой и найдите:

- вестибул;

- атриум;

- перистиль;

- имплювий;

- таблинум;

- триклиний.

Они есть в каждом доме, но все такие разные. Сфотографируйте хотя бы три разных атриума и триклиния и найдите различия между ними.

В одном доме уцелела даже лестница и галерея второго этажа. А в другом - деревянная перегородка и даже обугленная кровать. Кто нашел - тот молодец!

Образовательные путешествия

7. Римляне любили украшать свои дома фресками и мозаиками. Ищем-ищем-ищем. Хотя бы одного Нерея с Амфитритой. И много-много красивых цветов и птиц. Найдите не менее пяти разных. Попытайтесь определить, сколько различных живописных стилей было в Геркулануме.

8. Кстати, а где здесь может быть ларарий и что это вообще такое? Может, это алтарь какого-то божества? Догадались - какого?

9. Кроме частных домов в Геркулануме сохранилось и общественное здание - Коллегия последователей Августа. Здесь собирались вольноотпущенники, вчерашние рабы, чтобы прославлять божественного императора Августа. Деньги у вольноотпущенников явно водились. Даже сейчас фрески, которыми украшено здание, выглядят шикарно. Сфотографируйте их и угадайте сюжет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. И наконец, отыщите самое страшное место в Геркулануме. Как вы думаете, что случилось с этими несчастными людьми?

В качестве дополнительного материала также давались следующие схемы:

А вот и схемы римского дома и терм, чтобы вы легко могли найти все отличия.

Римский дом

Термы

Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

Вечером каждая команда представляла итоги квеста, показывала свои фотографии, рассказывала о своих находках и открытиях. Эти результаты совместно обсуждались. Ребята делали обобщения о разных аспектах повседневной жизни римского города I века. В ходе дискуссии каждая группа предъявляла и отстаивала свои аргументы, причем зачастую ребята очень точно находили ответы на поставленные вопросы. Учителя, если было необходимо, дополняли ответы недостающей информацией, взятой ими из верифицированных источников.

День Помпей. Помпеи, в отличие от сравнительно небольшого Геркуланума, огромны по своей территории, обойти ее всю целиков за один день невозможно. Поэтому вновь требовался интерактивный способ освоения городского пространства. Детали повседневной жизни римского города до извержения Везувия в 79 году ребята уже изучили в Геркулануме. В Помпеях мы решили поставить перед командами творческую задачу: придумать и снять в контексте Помпей игровой фильм, отображающий повседневную жизнь жителей Помпей 23 августа 79 года (принято считать, что извержение Везувия, уничтожившего города, произошло 24 августа 79 года). То есть, в предпоследний день Помпей. При этом оговаривалось, что в городе было сильное землетрясение в 62 году и часть построек еще восстанавливалось.

Задача была реализована шестью группами. Каждая группа - это «семья». Она живет на одной из шести самых красивых городских вилл (их названия были написаны на листочках с заданиями, полученными каждой командой). Каждая «семья» должна сходить в гости в другую виллу, посетить общественные места (храмы, форумы, термы и др.); сделать хозяйственные дела (зайти в пекарню, таверну, на рынок и т.д.) Каждая группа в случайном порядке вытаскивала по листочку из каждой категории строений. На входе в Помпеи каждая группа также получила план-схему города с обозначением домов и построек, по которому она должна была сориентироваться и продумать оптимальный путь в соответствии с придуманным сюжетом для фильма.

Ключевым условием для создания фильма было использование этих четырех мест города в контексте фильма. Остальное - самостоятельное творчество группы. Подборка мест была такова, что ребята по ходу дела осмотрели почти весь город. В конце все группы собирались в здании Амфитеатра, в котором был общий финал дня в Помпеях, где ребята создали живую картину, воссоздав композицию картины Карла Брюллова «Последний День Помпеи».

На удивление, все шесть команд не только сняли, но и смонтировали фильмы к вечеру. Вечерняя программа состояла из просмотра шести фильмов, которые, как оказалось, были выполнены в самых разных жанрах. Реализация этой задачи не потребовала какой-то специальной техники, кроме того, что

Образовательные путешествия

была под рукой у ребят. Они снимали и монтировали на своих телефонах. А потом перебросили по Интернету свои фильмы на ноутбук, с которого мы просмотрели фильмы на большом экране телевизора в хостеле. Созданные за один день фильмы можно посмотреть на YouТube:

https://www.youtube.com/watch?v=VdMPgZcgOlw https://www.youtube.com/watch?v=CYwJbU9ro5U https://www.youtube.com/watch?v=xO7VXb4SeFI https://www.youtube.com/watch?v=s4NYQd1eJqQ https://www.youtube.com/watch?v=5_yta5aXf1c https://www.youtube.com/watch?v=D15RVjUkFLM Такое задание содержит множество задач, среди которых можно выделить такие:

• осмотреть под особым углом зрения все Помпеи;

• найти и вжиться в различные городские объекты;

• проявить свое творческое начало и реализовать свой замысел;

• творчески переосмыслить информацию о повседневной жизни жителей римских городов I века;

• развить навыки командной работы;

• применить доступные цифровые технологии при создании творческого продукта.

День геологии и истории: вулканический комплекс Флегрейские Поля и Поццуоли. В этот день ребята побывали на геологических и исторических объектах. Знакомство с уникальным вулканическим комплексом Флегрейских полей продолжило знакомство с особенностями вулканической деятельности в регионе. А историко-культурологическая программа состояла из посещения расположенного в Поццуоли Цирка Флавиев, одного из самых сохранных цирков на территории Италии. Здесь решалось сразу несколько задач:

• историко-архитектурная - арочная конструкция амфитеатра и подземных сооружений цирка позволила поговорить об арке как главном конструктивном решении римской цивилизации;

• культурологическая - разговор о роли цирка в инфраструктуре римского города;

• религиоведческая - арена цирка как место мученичества первых христиан. Нам видится важным, что лекции по истории римского христианства были прочитаны выпускниками Лицея, Александром Ранчиным, студентом 2 курса Истфака МГУ и Елизаветой Марченко, студенткой 3 курса Филфака МГУ.

Для вечерней программы мы выделили специфические понятия, термины и наименования, с которыми ребята уже неоднократно встречались в этот или предшествующие дни. Мы выписали эти понятия на бумажки. Каждая группа по очереди вынимала бумажку с конкретным словом и должна была показать

Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

другим группам в формате пантомимы, чтобы они угадали это слово. То есть, в формате игры, которую сейчас стало принято называть «Крокодил». Команде, от которой поднималась первая рука и давался правильный вариант, засчитывался балл. Тут важно было ввести и удерживать правило поднятой руки, чтобы не было просто выкриков. Несоблюдение правила - минус балл. Собственно, получение большего числа баллов ничего команде не давало, кроме радости за свои успехи. Но этого было достаточно для вовлечения команд в активный процесс игры. Приведем набор слов, который мы вынесли в игру:

• геологические: вулканические бомбы; кальдера; сероводород; магма; фумаролы; имплювий; аверно; трахиты; туфы; метаморфит;

• исторические и архитектурные: бестиарий; гладиатор; Сера-пис; ипподром; арена; эллинизм; баптистерий; Сивилла; оракул; вертеп;

• гастрономические: ньокки; карбонаре.

Такая игра позволяла выявить, насколько ребята осознали и поняли суть новых для них понятий и слов (как загадывающие, так и отгадывающие).

День Археологического музея (мозаики и фрески). В этот день у нас были разные объекты для посещения, но центральное смысловое задание дня было реализовано в Национальном археологическом музее, в котором собрано большое число оригинальных мозаик и фресок из Помпей и Геркуланума. Вначале А.В. Ремнев и А.В. Штейн рассказали о технологии изготовления мозаик и фресок, об их центральных сюжетах и смысловом и эстетическом назначении в домах и виллах римлян. После чего группы получили задание найти и сфотографировать четыре пейзажа, четыре портрета, четыре натюрморта, четыре жанровых сцены и попытаться определить, к какому из четырех стилей помпейской живописи они относятся. О критериях каждого из стилей во время вводной лекции рассказал художник А.В. Ремнев.

Вечером группы сначала представляли свои находки в соответствии с типом изображения. (Каждая группа выложила свои фотографии на общую страничку вКонтакте, которую мы создали в начале поездки, что позволяло всем видеть изображения друг друга. Кроме того, в этой группе у нас реализовы-валось сквозное задание по поездке - самые необычные, яркие и колоритные фотографии, передающие современную жизнь Неаполя). Затем А.В. Ремнев провел мастер-класс по созданию изображений по технологии римских фресок. Ребята на плотной бумаге рисовали мелками те изображения, которые хотели, но, естественно, отталкиваясь от образов фресок, которые они в течение дня изучали. Получилась большая выставка достаточно аутентичных изображений, многие из которых передавали эстетику древнеримской живописи.

Образовательные путешествия

День истории Неаполя. В этот день мы ходили по Неаполю, посещая различные архитектурные объекты, которые охватывали все исторические периоды города. Последовательность их посещения не всегда была выстроена в хронологическом порядке, так как часто она определялась географическим местом нахождения одного объекта по отношению к следующему. Мы посещали монастыри, храмы, замки, дворцы; ходили по улочкам различных исторических кварталов. С утра мы предупредили ребят, что вечером будет задача соотнести все объекты, которые они запомнят, по хронологии. Ребята могли делать любые заметки по ходу дня - это им было рекомендовано.

Вечерняя программа состояла в создании «ленты времени». Вначале мы со всеми ребятами выписали общий перечень объектов, которые они запомнили в течение дня. Таких архитектурных объектов получилось около двадцати. Затем группам раздали длинные листы белой бумаги и набор листочков, на которых были написаны различные периоды истории Неаполя, при этом дат указано не было. На длинных листах белой бумаги ребятам нужно было сначала начертить линию времени, выделить историко-политические периоды и расположить их в правильной последовательности, указав даты. Затем на ленте времени нужно было расположить все архитектурные объекты списка, схематично нарисовав их. Задача оказалась не из простых. Ребята могли пользоваться любыми интернет-источниками информации, разбираясь в последовательности различных правлений в Неаполе и какой из объектов когда построен. В ходе выполнения этой работы у ребят систематизировался огромный объем разноплановой информации, которую они получили в ходе дня. В финале нарисованная лента времени с нарисованными архитектурными объектами Неаполя представлялся группой историку, который принимал у группы выполненную работы и подсчитывал число неточностей. Большинство групп допустило только единичные неточности. Ребята при этом отмечали, насколько непросто, но интересно было выполнять это задание.

День Пестума. Пестум - древнегреческая колония в Великой Греции (территория Италии). На территории Пестума сохранились два дорических храма VI века до нашей эры. Перед ребятами стояла задача разобраться в принципиальных отличиях ордерной древнегреческой архитектуры от купольной древнеримской. Одним из наиболее интересных заданий оказалось измерение длины и ширины храмов, а также объема колонн «в лицеистах»: мы считали, сколько потребуется для измерения взявшихся за руки ребят. Также сравнивали и архитектуру других строений - общественных сооружений и частных домов. В ходе этого мы обсуждали преемственность и изменения в архитектуре различных исторических эпох, их причины и следствия.

В археологическом музее Пестума особое внимание было уделено уникальной коллекции древнегреческих расписных

Штейн Ася Владимировна, Обухов Алексей Сергеевич

надгробий, жемчужиной которой по праву считают надгробие с ныряющим мальчиком. Поскольку ребята уже неплохо ознакомились с римскими фресками, удалось провести глубокий сравнительный анализ древнегреческой и древнеримской живописи и сделать интересные выводы.

Во время вечерней программы мы предложили каждой группе нарисовать свой дом или замок мечты, опираясь на впечатления поездки, включая замки и дворцы Неаполя, дома и строения Геркуланума и Помпей. Важно было использовать архитектурные элементы строения выбранной группой эпохи, которые были приняты в выбранный группой исторический период. Эта позволило актуализировать и творчески переосмыслить накопленные за время поездки знания по истории архитектуры, а также помогло ребятам вжиться в тот или иной период истории Неаполя или других посещенных ими древних городов.

Итог поездки

Благодаря посещению различных геологических и историко-культурных пространств и объектов, различным рассказам и лекциям, а главное, смысловым задачам, которые ребята решали в течение каждого дня и обобщали во время вечерних программ, у учащихся создалось целостное впечатление о регионе. Точнее, мы смогли осознать, осмыслить и обобщить закономерности во взаимосвязях геологии, природопользования, истории, архитектуры, искусства, верований, хозяйствования, социальной организации и других аспектов жизни человека в мире. И эти вопросы мы рассматривали в логике исторического развития, изменений, преемственности и трансформации. В итоге получилась целостная картина топоса (места) в контексте времени. Концепт хронотопа (идея закономерной связи пространственно-временных координат, предложенная А.А. Ухтомским10 и развитая М.М. Бахтиным11) во многом определяет логику построения программы наших образовательных путешествий. При этом мы понимаем, что осознание пространственно-временных связей различных элементов топоса в сознании учащихся может происходить только в ситуации, когда у них есть смысловые задачи, которые провоцируют их самостоятельно разобраться в этих связях, пытаясь наглядно это представить в различных форматах.

В этой статье мы попытались на конкретном примере показать логику построения образовательных путешествий с элементами исследовательских, поисковых и творческих задач, которые повышают смысловую составляющую поездки, ее образовательную ценность. Естественно, в других городах и регионах как нашей страны, так и других стран - программа будет иметь свою специфику, привязанную к особенностям то-поса. Однако, в каждом таком образовательном путешествии мы пытаемся выстраивать программу с учетом основных задач и смыслов, которые мы ставим перед такого рода поездками. щ

10

Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. С. 347.

11

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. М.: Худ. лит., 1975. С. 234-407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.