Что же касается оценки эффективности кластерного образования, то она должна быть комплексной и включать оценку: эффективности участников кластера, уровня развития региона после формирования кластера, эффективности предприятий турбизнеса-участников кластера; эффективности субъектов, входящих в кластерное формирование.
Только комплексная оценка позволит в максимальной степени учесть преимущества участия в кластере для каждого субъекта, а также оценить показатели, используемые на различных уровнях - государства, региона, конкретного субъекта кластера, финансовых компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений. При этом, результативность/эффективность каждого участника кластера следует оценивать по основным сферам его деятельности. Общую оценку результативности/эффективности кластера отражают общепринятые показатели, характеризующие производственную структуру кластерного образования, его инвестиционную и инновационную деятельность, уровень социально-экономического развития региона. По результатам оценки следует принимать решение относительно формирования кластера. Выводы и перспективы дальнейших исследований
Таким образом, кластерная модель развития регионального туризма активизирует предпринимательскую деятельность в сфере туризма и гостеприимства, способствует росту доходов местного населения и наполнению бюджетов, улучшению качества туристских продуктов и т.п. Кластеры являются своеобразными точками роста для бизнеса, а использование кластерного подхода повышает конкурентоспособность государства на мировом рынке. Функционирование туристских кластеров способствует более активному внедрению инновационных и информационно-коммуникационных технологий, повышению уровня квалификации и интеллектуальному потенциалу сотрудников отрасли. На эффективность развития сферы туризма влияет эффективность реализации соответствующих государственных программ развития и, соответственно, эффективность каждого из включенных в нее мероприятий. Учитывая, что одним из мероприятий государственной программы «Развитие культуры и туризма города Севастополя», является создание туристских кластеров, приходим к выводу, что, повысив эффективность мероприятий по их формированию в Крыму и Севастополе, повысится эффективность развития всей туристической отрасли в регионе.
Источники:
1. Porter M.E. On Competition. Updated and Expanded Edition. A Harward Business Review Book. - 2008. - 544 p.
2. Афанасьев О.Е. Типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2016. - №1. - С. 37 - 46.
3. Богославец Д.М. Эволюция понятия «кластер» различных научных школ // Транспортное дело России. - 2015. - №2. - С. 101-103.
4. Большаков А.И. Современные подходы к определению туристских кластеров // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - Т.33. - №6. - С.53.
5. Рудченко В.Н. Кластеры в туризме: особенности классификации, процесс формирования и методы оценки // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2016. - №4 (41). - С. 12-18.
6. Schmitz H. On the Clustering of Small Firms', in Rasmussen, J., H. Schmitz and M.P. van Dijk (eds.), 'Flexible specialization: a new view on small industry, IDS Bulletin (Special Issue). - 1992. - № 23(3). - С.64-69.
7. Караева Ф.Е. Сущностный подход к определению понятия «региональный кластер» // ИВД. - 2011. - №1. - С. 237-247.
8. Tieman, R. Education clusters: Universities use reforms to remove barriers // Financial Times. 2009. December 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ft.com/cms/s/0/93558644-e90f-11de-a7.html. - Дата обращения: 24.05.2023 г.
9. Marshall, A. Principles of Economics / Variorum edition overseen be C. Guillebaud. - L. : McMillan Press, 1961. - 450 p.
10. Волков С.К. Зарубежный и российский опыт развития туристских кластеров // Научные ведомости. Серия Экономика. Информатика. - 2016. - № 16 (237). - Выпуск 39. - С.5-15.
11. Unsustainable models of regional clustering. 2013. Popkova E.G., Sharkova A.V., Merzlova M.P., Yakovleva E.A., Nebesnaya A. Yu. World Applied Sciences Journal. - Vol. 25, No. 8. - P. 1174-1180.
12. Contradiction of clustering: Cluster as a necessary condition and a threat to economic security. 2016. О.А. Zorin, E.V. Grinavtseva, E.V. Bogomolova, L. Mos-kovceva, E.G. Popkova, I. А. Morozova, T.N. Litvinova. International Journal of Economic Policy in Emerging Economies. - Vol. 9, No. 1. - P. 89-99.
EDN: TQNSAQ
М.А. Троянская - д.э.н., доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],
M.A. Troyanskaya - head of the Department of state and municipal management, doctor of Economics, associate Professor, Orenburg state University, Orenburg, Russia;
Ю.А Бронская - обучающаяся направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия,
Yu.A Bronskaya - student of the direction of training «State and municipal management» of the Department of State and Municipal Management, Orenburg State University, Orenburg, Russia.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАН INFORMATIZATION OF THE POPULATION: THE INTERESTS OF THE STATE AND CITIZENS
Аннотация. Информационные технологии стали одним из ключевых приоритетов развития в современном обществе. Политика информатизации населения - является одним из шагов, направленных на укрепление нации, подключающая граждан к процессам глобализации. Целью этой политики является обеспечение доступа к информационно-коммуникационным технологиям, широко используемым в современных обществах, применение их приложений для решения различных общественных проблем, а также для повышения индивидуальных достижений во многих областях. Эта технология проникает во все экономические, социальные и политические аспекты жизни и создает новые возможности для людей по всему миру для получения новых знаний и навыков. Информатизация населения - часть работы по созданию и развитию информационного общества, главным достоянием которого является эффективное и свободное использование информации и информационных технологий.
Abstract. Information technologies have become one of the key development priorities in modern society. The policy of informatization of the population is one of the steps aimed at strengthening the nation, connecting citizens to the processes of globalization. The purpose of this policy is to ensure access to information and communication technologies widely used in modern societies, the use of their applications to solve various social problems, as well as to enhance individual achievements in many areas. This technology penetrates into all economic, social and political aspects of life and creates new opportunities for people around the world to acquire new knowledge and skills. Informatization of the population is part of the work on the creation and development of an information society, the main asset of which is the effective and free use of information and information technologies.
Ключевые слова: информатизация, население, информационные технологии, цифровые технологии, цифровая экономика, региональная программа.
Keywords: informatization, population, information technologies, digital technologies, digital economy, regional program.
В последние годы общество стремительно продвигалось в развитии информационных технологий, что привело к явному интересу к политике информационных технологий. Информатизация населения напрямую влияет на его благосостояние. Для упрощения жизни человека, а также для улучшения качества государство осуществляет свои полномочия в реализации информатизации как нового элемента государственной политики.
Основными целями информатизации населения являются:
1) развитие в обществе информационных технологий;
2) обеспечение беспрепятственного доступа населения к востребованной для них информации с помощью электронных технологий;
3) автоматизация отраслей производства;
4) внедрение в обществе электронных ресурсов;
5) развитие у населения культуры информации, обучение их навыкам пользования ею [1].
Государственная политика в сфере информатизации населения сегодня активно развивается во всех
сферах, включая:
- экономику;
- здравоохранение;
- культуру;
- образование;
- государственное управление (предоставление услуг);
- повседневную жизнь человека.
Для реализации политики информатизации государство сосредоточивается на нескольких ключевых аспектах:
1) создание институциональной среды, которая поощряет инвестиции в этот вид бизнеса и программы информатизации;
2) повышение осведомленности общественности о вопросах, связанных с информационными технологиями и их преимуществах перед традиционными способами;
3) принятие активных мер по обеспечению доступа к ИТ-услугам и оборудованию на приемлемых условиях;
4) получение населением знаний пользованием ИТ-технологиями, что позволит быстрое их внедрение.
Эти шаги позволяют обеспечить охват более широкой аудитории информационными и цифровыми
технологиями, информацией, а также помочь максимизировать их потенциальный эффект.
Реализация государственных программ в данной сфере вносит значительные изменения в повседневную жизнь во всех секторах деятельности:
а) здравоохранении;
6) образовании;
в) промышленности;
г) финансах.
Это позволяет областям стать более эффективными и предоставлять своим клиентам более высокие стандарты обслуживания, а также помогает снизить затраты на всех этапах.
При более эффективном использовании ИТ-технологий все сферы должны обладать большей неприкосновенностью от политических манипуляций, что приведет к большему чувству безопасности среди населения и большему доверию к их руководству.
В то же время эффективное использование, если откроет новые возможности для граждан, позволяя им получить доступ к новым источникам дохода, которые были бы неоценимы для многих людей из числа тех, кто находится ниже среднего уровня или за чертой бедности. В целом эти изменения должны привести к повышению уровня финансовой стабильности и экономического роста с последующей стабильностью для общества в целом.
Нормативно-правовая база по реализации государственной политики в сфере информатизации и информационных технологий постоянно обновляется. С каждым годом происходит все большая информатизация всех сфер общества, вовлечение информационных технологий в жизнь населения, в государственное управление.
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством РФ сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7. Для достижения целей и решения задач национальной программы в Оренбургской области разработана и утверждена Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 917-пп государственная программа «Цифровая экономика Оренбургской области» [4].
Программа состоит из двух подпрограмм, в рамках одной из которых реализуются региональные проекты (рисунок 1).
Государственная программа «Цифровая экономика Оренбургской области»
Подпрограмма 1 «Цифровой Подпрограмма 2 «Развитие регионального регион» информационного пространства»
региональный проект «Информационная инфраструктура»
региональный проект «Кадры для цифровой экономики»
региональный проект «Информационная безопасность»
региональный проект «Цифровое государственное управление»
региональный проект «Цифровые технологии»
приоритетный проект «Создание и обеспечение функционирования центра управления регионом в Оренбургской области»
Рисунок 1 - Элементы государственной программы «Цифровая экономика Оренбургской области»
(составлен авторами по источнику [4])
В рамках реализации данной программы Минцифрой Оренбургской области проводится информатизация населения через реализацию различных проектов.
Так, согласно Постановлению Правительства Оренбургской области от 28.07.2020 № 625-пп утверждено положение о государственной информационной системе «Универсальная карта жителя Оренбургской области» [5].
В рамках реализации Подпрограммы 1 «Цифровой регион» в 2020 году был создан Центр управления регионом Оренбургской области (ЦУР). ЦУР представляет собой единую базу, которая собирает обращения граждан из различных источников и направляет их в органы, уполномоченные на решение проблем, выявленных населением. Обратиться с проблемой в ЦУР можно различными способами, чаще всего обращения поступают в Телеграм канал ЦУР и в соцсети ВКонтакте, что представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Способы обращения населения в ЦУР
(составлен авторами по источнику [6])
Страницы в соцсетях для связи с населением были заведены в 2021 году. За 2021 и 2022 годы было обработано более 152,7 тысяч обращений. За неделю ЦУР обрабатывает порядка 1500 обращений по различным вопросам, самыми распространенными из которых считаются:
1) вопросы по дорогам;
2) по благоустройству города;
3) в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
4) в сфере соцобслуживания и защиты населения;
5) по здравоохранению.
По каждому блоку поступает более 200 обращений за неделю.
В рамках ЦУР функционирует автоматизированная система «Инцидент-менеджмент», благодаря которой осуществляется мониторинг сообщений, а также публикаций, где население сообщает о проблемах. Ежегодно, с помощью данной системы, обрабатываются более 20 тысяч обращений граждан. За период 2020-2022 года обработано более 110 тысяч инцидентов [6].
В рамках проекта информационная инфраструктура в Оренбургской области обеспечены бесплатные точки доступа число которых увеличивается с каждым годом, что можно видеть на рисунке 3.
Рисунок 3 - Число бесплатных точек доступа (штук)
(составлен авторами по источнику [7])
В рамках регионального проекта «Цифровое государственное управление» Минцифрой Оренбуржья обеспечивается стимулирование участия населения в получении социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), а также повышается удовлетворенность граждан качеством их предоставления.
В 2020 году 74,6 % населения Оренбургской области получали государственные и муниципальные услуги в электронной форме, в 2021 году эта доля составила 77 %, в 2022 показатель снизился, составив 71,7 %. Наибольшее количество посещений портала госуслуги идет с Оренбурга, на его долю приходится 78,8 % всех посещений сайта с Оренбургской области, что наглядно представлено на рисунке 4.
Рисунок 4 - Доля средних количеств посещений портала госуслуги населением Оренбургской области за 2020-2022 года, в % (составлен авторами по источнику [7])
Население региона активно пользуется порталом госуслуги. Динамика обращений каждый год разная. На рисунке 5 представлено количество региональных и муниципальных услуг на тысячу жителей Оренбургской области, за которыми обратилось население через ЕПГУ за 2020-2022 года.
Рисунок 5 - Количество региональных и муниципальных услуг на 1 тысячу жителей с использованием ЕПГУ (штук) (составлен авторами по источнику [8])
Оренбургская область располагалась на 9 месте среди регионов РФ в 2020 году по количеству региональных и муниципальных услуг, за которыми обратилось население через ЕПГУ, в 2021 году - на 16 месте, в 2022 - на 13 месте. Из отчета следует, что в 2022 году активность пользования ЕПГУ среди населения Оренбургской области вновь выросла.
Уровень удовлетворенности населения качеством предоставления услуг вырос на 18,6 % в 2021 году, составив 90 %. Примерное количество заявлений в 2020-2022 годах составляет более чем по 2 миллиона, в том числе заявлений на оказание федеральных услуг.
Для устранения цифрового неравенства министерство цифрового развития и связи Оренбургской области подключает малонаселенные пункты к Интернету. Данная программа рассчитана на 2 этапа. Первый этап проходил с 2014 по 2021 год. За 2020-2021 годы удалось завершить план подключения, подключив 100 % населенных пунктов (331 единица) с количеством жителей 250-500 человек. Второй этап начался в 2022 году и уже охватывает территории с населением от 100 до 500 человек, планируется увеличить число таких пунктов к 2030 году с 26 до 723.
Также для населения Оренбургской области действует информационная система многофункционального центра (МФЦ) заказчиком и доработчиком которой выступает Минцифра Оренбургской области. Информационная система позволяет создать в области единое пространство для полного оказания государственных и муниципальных услуг с помощью МФЦ по принципу «одного окна». С 1 октября 2022 года Минцифра модернизировала систему МФЦ, добавив населению новую услугу по консультации по услугам МФЦ с помощью голосового помощника, связаться с которым можно через 4 сервиса, представленных на рисунке 6.
Д едшшА ко.тл-иептр & (3532)480-480 |
/ _ чат-бот в официалт кг.11 группе &
_ . ' Телеграф (@огешй&_Ьо1):
[ Голоссмюй помощник МФЦ _ч
\ впджет. [ктроенпиЛ 1га сайты ГАУ
\ «МФЦ» и иных МФЦ области
•14 М- г в , > | ПГГ.П'.Т г труппе а
сошгс шгой сети БКонтактс
Рисунок 6 - Формы связи с голосовым помощником МФЦ
(составлен авторами по источнику [7])
Боты в соцсетях дают письменный ответ, в случае, если не получится распознать вопрос и дать ответ, то гражданину будет предложено связаться с оператором колл-центра МФЦ. Такая система позволила сократить время ожидания в очереди, а также время на получение ответа. В среднем, за год обрабатываются более 190 тысяч звонков с помощью колл-центра.
На 2022 год в 43 МФЦ из 360 внедрена единая государственная информационная система многофункциональных центров Оренбургской области (ИС МФЦ), а также система электронной очереди.
Уже 4 года Оренбургской областью совместно с Минцифрой в рамках программы «Кадры для цифровой экономики» проводится мероприятие для школьников «Урок цифры», направленный на повышение знаний в области информационных технологий. Ежегодно его проводят для более 90 тысяч школьников, что составляет около 38 % от общего числа школьников Оренбургской области. За 2021-2022 годы на территории области было проведено 6 открытых уроков с участием Минцифры. Сегодня Оренбургская область входит в топ 5 регионов по участию в данном проекте. Министерство организует онлайн-квизы по проверке полученных на уроке знаний, победители которых награждаются подарками. Более 140 школьников в 2022 году приняли участие в профильных ИТ-сменах, направленных на повышение цифровой грамотности.
В рамках цифровизации социальной сферы для населения Минцифрой был создан региональный портал «Цифровое образование Оренбургской области», функционирующий уже 8 лет. Сервис предназначен для эффективного управления в сфере образования, а также для внедрения цифровых технологий в целях упрощения получения услуг населением.
На портале зарегистрировано более 24 тысяч учителей, а также более 240 тысяч учеников. Системой постоянно пользуются, как ученики, учителя, так и родители, которые могут проверить электронный дневник своего ребенка. Анализ сервиса показывает высокую статистику посещения. Ежемесячно на портале 42,2 миллиона просмотров, а также более 600 уникальных посетителей.
Данный портал предоставляет доступ к различным государственным и муниципальным услугам в сфере образования (рисунок 7).
Рисунок 7 - Цифровые услуги портала «Цифровое образование Оренбургской области» для населения
(составлен авторами по источнику [7])
За период 2020-2022 годов сервис постоянно обновлялся, согласно статистике, к порталу присоединены 2386 образовательных учреждения. За 3 года увеличилось количество подсистем с 13 до 16 направлений. С 2021 по 2022 год отмечен рост использования портала. На 300 человек выросло число обучающихся, пользующихся данным порталом, составив 240 тысяч человек, учителей - 24 тысячи человек, их прирост составил 200 человек [7].
В рамках проекта «Цифровое государственное управление» с 2020 года министерством цифрового развития и связи Оренбургской области, уполномоченным на создание и развитие системы, была введена в эксплуатацию государственная информационная система «Активный гражданин». Данный сервис предназначен для всех граждан, они могут взаимодействовать с властью по поводу конкретных проблем, а также быть активными и предлагать новые идеи для развития Оренбургской области. Система состоит из 5 разделов, включающих в себя как решение вопросов, так и возможность получения информации об организациях. Срок обработки вопроса составляет максимум 10 дней. Количество зарегистрированных граждан, активно пользующихся данным сервисом стремительно растет, так как, благодаря системе, возможно решить проблему в кратчайший срок, не посещая никаких организаций лично (рисунок 8).
Рисунок 8 - Количество зарегистрированных пользователей системы «Активный гражданин», человек
(составлен авторами по источнику [9])
С начала пользования системой до конца 2022 года количество пользователей возросло на 77 %. Также был увеличен выбор тем, по которым можно сообщить о проблемах, на 2022 год это количество равно 18. За время работы платформы было принято 5253 сообщения, 4048 из которых были решены, что составляет более 77 %.
В 2022 году система пополнилась новым разделом - «экономика и бизнес», что позволило предпринимателям решать вопросы, касающиеся их бизнеса и поддержки, экспорта. Также открылись такие разделы как:
- «Экология»;
- «Лес»;
- «Охота»;
- «Туризм».
Сервис «Активный Гражданин» дает возможность отправить сообщение всего за несколько минут, получить ответ об исполнении и результат, минуя бумажную волокиту.
В марте 2023 года подведены итоги работы сервиса за прошлый год, где были объявлены 2 жителей Оренбурга, которые оказались самыми активными на платформе и благодаря которым было отремонтировано 9 участков дорог, а также стало чище на улицах.
Приложение «Активный гражданин» доступно для скачивания в Аррвакгу, GooglePlay и Арр81оге. Там же можно отправить фотографию, на которой будет видна проблема обращения [9].
В 2021 году началась цифровизация здравоохранения, результатом которой стала разработка и утверждение Правительством Оренбургской области дорожной карты по внедрению QR-кодов в области для подтверждения вакцинации граждан от СОУ[Э-19. В 2022 году было дальнейшее цифровое развитие здравоохранения. В рамках регионального проекта «Цифровые технологии» проведена стратегическая сессия «Цифровая прокачка», в результате которой, после экспертного совета, были предложены решения по работе в сфере здравоохранения с применением сервиса телемедицины, дистанционного мониторинга пациентов, а также разработке мобильного телемедицинского комплекса, на основе искусственного интеллекта, для консультации пациентов с врачом. Особенно это поможет населению, которое проживает в местах, где нет больниц [7].
В 2020 году Минцифрой была разработана и введена в эксплуатацию «Универсальная карта жителя Оренбургской области». Многофункциональная карта доступна для выпуска всем гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства старше 14 лет, проживающим ли пребывающим в Оренбургской области.
Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области в 2020 году разработало и утвердило:
- технические требования к карте и ее дизайну;
- требования для формы заявления по выпуску и перевыпуску карты;
- порядок перечисления на банковский счет денежных выплат с использованием карты.
Минцифра обеспечила населению удобства в виде:
1) представления доступа к скидкам и выгодным предложениям;
2) получения государственных и муниципальных услуг в ускоренном виде;
3) упрощения и ускорения получения социальных выплат;
4) использования документов в цифровом формате.
Проект «карта оренбуржца» соответствует целям национального проекта «Цифровая экономика». Одна электронная карта с универсальным пакетом услуг полезна всему населению. Благодаря карте и ее безналичным расчетам в одной системе снижается уровень теневой экономики, повышается использование платежной системы «Мир», развитие цифровых сервисов.
К карте были подключены инструменты для населения в целях получения различных услуг, которые представлены на рисунке 9.
Рисунок 9 - Инструменты «карты оренбуржца»
(составлен авторами по источнику [10])
К декабрю 2020 года Министерством цифрового развития и связи проект карты был протестирован, и началась ее массовая эмиссия. Карта выпускается на базе платежной системы «Мир». В 2025 году планируется выпустить около 625 тысяч карт.
За 2021 год Минцифрой были дополнены следующие условия:
1) утверждена новая документация к выдаче с 2022 года новых социальных транспортных карт, которые идут в составе «карты оренбуржца»;
2) подключена новая функция - студенческого проездного;
3) к проекту присоединен новый банк, а также началась работа с 2 банками-эмитентами;
4) «карта оренбуржца» начала функционировать без обязательного фото.
В 2021 году было выпущено 5,2 тысяч карт, начало выпуска пришлось на лето 2021 года, подключены к работе 4 банка участника и более 50 партнеров. В 2022 году было выпущено более 37 тысяч карт, что выше в 7,1 раза, по сравнению с 2021 годом. «Карта оренбуржца» стала идентификатором личности в МФЦ и центрах соцзащиты. Стали предоставляться скидки в общественном транспорте области. Были подключены 16 региональных партнеров проекта, включающие в себя учреждения культуры, магазины, фитнес-центры, автозаправки, салоны, благодаря которым можно получать бонусы и скидки. К 2022 году Минцифра упростила выпуск карт для граждан РФ, сократив для предъявления документы до паспорта и СНИЛСа, добавила в возможности карты использование ее как ключа от домофона [11, 12].
В заключении отметим, что информатизация населения представляет собой определенную политику, которая направлена на обеспечение благоприятной атмосферы для развития и внедрения современных информационных технологий и цифровых средств в различные слои экономической и социальной жизни с целью повышения эффективности, при одновременном создании возможностей для роста среди отдельных людей в целом. Цель амбициозна, но в то же время реалистична, учитывая, что многие развитые страны уже начали работать над достижением этих целей, что делает это хорошей возможностью для страны, которая проводит данные инновации, присоединиться к глобальным достижениям, адаптируя их в соответствии с конкретными местными условиями.
Источники:
1. Нарыжный, Н.А. Классические подходы и современная интерпретация понятия «информатизация» / Н.А. Нарыжный // Вестник Института экономических исследований. - 2020. - № 2 (18). - С. 45-52.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 14.03.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 14.03.2023).
4. Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 917-пп «Об утверждении государственной программы «Цифровая экономика Оренбургской области» // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550336336 (дата обращения: 14.03.2023).
5. Постановление Правительства Оренбургской области от 28.07.2020 № 625-пп «Об утверждении положения о государственной информационной системе «Универсальная карта жителя Оренбургской области» // Режим доступа: https://uco.orb.ш/docs/npa/Постановление%20Правительства %20Оренбургской%20области%20от%2028%20июля%202020%20№625-пп^ (дата обращения: 14.03.2023).
6. Официальный портал Правительства Оренбургской области // Режим доступа: https://orenburg-gov.ru/news/8895/ (дата обращения: 14.03.2023).
7. Официальный сайт Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области // Режим доступа: https://digital.orb.ru/ (дата обращения: 15.03.2023).
8. Официальный Портал поддержки электронного правительства Оренбургской области // Режим доступа: http://smev.orb.ru/statisticheskaya-informaciya/regional-otchet/ (дата обращения: 15.03.2023).
9. Сервис «Активный гражданин» Оренбургской области // Режим доступа: https://ag.orb.ru/ (дата обращения: 15.03.2023).
10. Постановление Правительства Оренбургской области от 27.10.2020 № 876-пп «Об универсальной карте жителя Оренбургской области» // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/570972102 (дата обращения: 18.03.2023).
11. Годовой отчет Минцифры Оренбургской области за 2020 год // Режим доступа: https://digital.orb.ru/upload/uf/d41/GODOVOY-OTCHET-2020.pdf (дата обращения: 18.03.2023).
12. Годовой отчет Минцифры Оренбургской области за 2021 год // Режим доступа: https://report.orb.ru/ (дата обращения: 16.03.2023).
EDN: TKZFII
И.И. Фазрахманов - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика и стратегическое развитие», Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия, [email protected],
I.I. Fazrakhmanov - candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of economics and strategic development, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia;
В.С. Суворов - магистрант, направление 38.04.01 Экономика, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия, [email protected],
V.S. Suvorov - undergraduate, direction 38.04.01 Economics, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Аннотация. Дополнительное образование играет важную роль в системе образования региона. Особое место в системе дополнительного образование уделяется детям. Имея такие преимущества как гибкость, разноформатность, система дополнительного образования детей позволяет заниматься развитием ребенка, раскрывает его способности, и также позволяет определиться с будущей профессией. Исторический очерк показал, что вопросом развития дополнительного образования детей занимаются довольно продолжительное время. В зависимости от ситуации в стране менялись форматы и содержание программ развития дополнительного образования. Надо понимать, что система дополнительного образования входит в общую систему образования. Понимая значение системы дополнительного образования для общества государство оказывает пристальное внимание, и принятая концепция развития показывает комплексный характер поддержки. Как и в любом механизме, в системе дополнительного образования имеются проблемы.
Abstract. Additional education plays an important role in the education system of the region. A special place in the system of additional education is given to children. Having such advantages as flexibility, diversity, the system of additional education of children allows you to engage in the development of a child, reveals his abilities, and also allows you to decide on a future profession. The historical essay showed that the issue of the development of additional education of children has been dealt with for quite a long time. Depending on the situation in the country, the formats and content of programs for the development of additional education have changed. It should be understood that the system of additional education is part of the general education system. Understanding the importance of the system of additional education for society, the state pays close attention, and the adopted development concept shows the comprehensive nature of support. As in any mechanism, there are problems in the system of additional education.
Ключевые слова: образование, дополнительного образование, экономика образования, дополнительное образование детей, экономика региона. Keywords: education, additional education, economics of education, additional education of children, economy of the region.
Развитие системы образования является основой для инновационной экономики, её дальнейшей модернизации, увеличения в производстве доли высокотехнологичной продукции. Это все входит в список приори-