Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
353
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Троянская М.А., Еременков А.А.

Современный мир информационных технологий обладает колоссальным потенциалом полезного применения в различных сферах жизни общества. Организационные и технологические аспекты деятельности органов государственной власти сегодня выстраиваются на базе доступных информационных технологий. От качества и эффективности деятельности органов исполнительной власти напрямую зависит благосостояние населения, поэтому важно уделять внимание недостаткам и проблемам, возникающим в процессе оптимизации государственного управления в сфере информационных технологий. Информационные технологии, несомненно, являются атрибутом развития. Процесс государственного управления характеризуется плановостью, оперативностью и многозадачностью выполняемых функций. Именно поэтому уровень использования информационных технологий в сфере государственного управления должен быть выше, нежели в других сферах жизни общества. Информационная инфраструктура должна позволять держать высокую отметку информированности и оперативности при принятии важных государственных решений. Авторами в статье выявлены проблемы при использовании информационных технологий в государственном управлении и даны рекомендации по оптимизации их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Троянская М.А., Еременков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION: PROBLEMS AND DIRECTIONS OF OPTIMIZATION

The modern world of information technology has a huge potential for application in various spheres of society. Organizational and technological aspects of the activities of public authorities today are built on the basis of available information technologies. The population depends on the quality and efficiency of the activities of executive authorities, therefore it is important to take into account the high efficiency of transmission and problems, implementing in the process of effective public administration in the field of information technology. Information technology is necessarily an attribute of development. The process of state management of work plans, efficiency and multitasking of functions. That is why the level of use of information technology in public administration should be higher than in other countries of society. The information infrastructure should allow highlighting a high degree of awareness and efficiency in assessing government decisions. The authors of the article identified problems in the collection of information technologies in public administration and gave recommendations on their use.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ»

12. Эльгайтарова Н.Т., Аслаханова С.А. Мониторинг и оценка капитала предприятия по данным бухгалтерской отчетности / Н.Т. Эльгайта-рова, С.А. Аслаханова // Вестник Академии знаний. 2021. №2 (43). References:

1. Bykov, V.S. Accounting (financial) accounting: textbook / V.S. Bykov, T.V. Gorbunova, I.M. Krainova and others - M.: KnoRus, 2016. - 246 p.

2. Vasilyeva L.S. Analysis of economic activity: Textbook / L.S. Vasilyeva, M.V. Petrovskaya. - M.: KnoRus, 2018. - 248 p.

3. Gribov, V.D., Gruzinov, V.P. Economics ofthe organization (enterprise): textbook. -6th ed., revised. -M.: KNORUS, 2018. - 416 p.

4. Golubeva T.V. Resources of the enterprise and the efficiency of their use: a study guide / T.V. Golubeva - Samara: Samara University Publishing House, 2016. - 78 p.

5. Izmailov, M.K. Ways to improve the efficiency of using fixed assets / M.K. Izmailov // Bulletin of the Moscow University named after S.Yu. Witte. - 2019. - No. 3 (30). - P.95-101

6. Kirikova, I.A. The concept and essence of accounting for fixed assets / I.A. Kirikova, R.M. Tsifnova // Development of information support for entrepreneurial activity. - 2017. - P.26-31.

7. Neif N. M., Dozorova, N.A. Methodological approaches to assessing the business activity of an enterprise / Neif N.M., Dozorova, N.A. // Bulletin of the Ulyanovsk State Agricultural Academy. 2011. No. 3 (15) S. 135-140.

8. Savitskaya, G. V. Analysis of the economic activity of an enterprise: textbook / Savitskaya G. V. - M .: Infra - M, 2020. - 384 p.

9. Khutova L.A., Aslakhanova S.A. Assessment of the state and efficiency of the use of enterprise assets / L.A. Khutova, S.A. Asla-khanova // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 6 (47).

10. Khutova L.A., Yandarbaeva L.A. Analysis of the effectiveness of the use of fixed assets of an enterprise based on data from financial statements / L.A. Khutova, L.A. Yandarbaeva // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 2 (43).

11. Shardan S.K., Nikaeva R.M. Economic assessment of key performance indicators of the enterprise / S.K. Chardan, R.M. Nikayeva // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 2 (43).

12. Elgaitarova N.T., Aslakhanova S.A. Monitoring and evaluation of enterprise capital according to accounting reports / N.T. Elgaitarova, S.A. Aslakhanova // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021. No. 2 (43).

EDN: OALSBU

М.А. Троянская - д.э.н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, доцент, Оренбургский государственный университет, m_troyanskaya@mail.ru,

M.A. Troyanskaya - doctor of Economics, head of the Department of state and municipal management, associate Professor, Orenburg state University;

А.А. Еременков - обучающийся направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет,

A.A. Eremenkov - student ofthe direction of training «State and municipal management» ofthe Department of State and Municipal Management, Orenburg State University.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PUBLIC ADMINISTRATION: PROBLEMS AND DIRECTIONS OF OPTIMIZATION

Аннотация. Современный мир информационных технологий обладает колоссальным потенциалом полезного применения в различных сферах жизни общества. Организационные и технологические аспекты деятельности органов государственной власти сегодня выстраиваются на базе доступных информационных технологий. От качества и эффективности деятельности органов исполнительной власти напрямую зависит благосостояние населения, поэтому важно уделять внимание недостаткам и проблемам, возникающим в процессе оптимизации государственного управления в сфере информационных технологий. Информационные технологии, несомненно, являются атрибутом развития. Процесс государственного управления характеризуется плановостью, оперативностью и многозадачностью выполняемых функций. Именно поэтому уровень использования информационных технологий в сфере государственного управления должен быть выше, нежели в других сферах жизни общества. Информационная инфраструктура должна позволять держать высокую отметку информированности и оперативности при принятии важных государственных решений. Авторами в статье выявлены проблемы при использовании информационных технологий в государственном управлении и даны рекомендации по оптимизации их использования.

Abstract. The modern world of information technology has a huge potential for application in various spheres of society. Organizational and technological aspects of the activities of public authorities today are built on the basis of available information technologies. The population depends on the quality and efficiency of the activities of executive authorities, therefore it is important to take into account the high efficiency of transmission and problems, implementing in the process of effective public administration in the field of information technology. Information technology is necessarily an attribute of development. The process of state management of work plans, efficiency and multitasking of functions. That is why the level of use of information technology in public administration should be higher than in other countries of society. The information infrastructure should allow highlighting a high degree of awareness and efficiency in assessing government decisions. The authors of the article identified problems in the collection of information technologies in public administration and gave recommendations on their use.

Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, цифровые технологии, цифровые компетенции, государственное управление, виды информационных технологий.

Keywords: informatization, information technologies, digital technologies, digital competencies, public administration, types of information technologies.

В Оренбургской области сегодня действует целый ряд компонентов, относящихся к информационной инфраструктуре. К ним относятся: электронные сервисы государственного управления, центры открытых данных о деятельности органов исполнительной власти, центры анализа, хранения и

обработки информации, а также вспомогательные сервисы для населения и многое другое. Большинство организаций Оренбуржья уже сегодня внедряют практику электронного документооборота, что помогает ускорить процессы подачи и обработки заявлений и других важных документов. В рамках цифрового пространства осуществляют свою деятельность официальные порталы и веб-сайты органов государственной власти. Они содержат статистическую и справочную информацию, наполняются нормативно-правовой базой, а также транслируют новости, которые непосредственно относятся к сфере государственного управления.

Изучение литературных источников по информационным технологиям свидетельствует об актуальности и важности данного вопроса. Так информационные технологии в сфере государственного и муниципального управления рассмотрены Бакуровой Н.Н. [1], Хмельченко Е.Г. [2]; вопросы совершенствования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении отражены в работах Галиуллиной Г.Ф., Ермакова К.А., Шаронова А.С., Шариповой Л.Р. [3], Даниль-кевича М.А. [4]. В то же время материалы, отражающие проблемные вопросы применения информационных технологий в государственном управлении, в литературе не нашли должного отражения, хотя являются перспективными для разработки рекомендаций по оптимизации использования информационных технологий.

При наличии положительных аспектов использования информационных технологий в государственном управлении Оренбургской области имеется ряд весомых проблем, которые необходимо принимать во внимание. К таковым относятся:

- проблема ограниченности отечественных цифровых платформ, позволяющих органам исполнительной власти и государственным служащим вещать о своей деятельности;

- проблема совмещения личной и публичной жизни государственных служащих при ведении официальных страниц в социальных сетях;

- проблема неактуальности информационных данных, содержащихся на официальных порталах и веб-сайтах государственной власти;

- проблема доступности получения востребованного на рынке труда дополнительного образования в сфере цифровых технологий;

- проблема устойчивости государственных порталов и веб-сайтов при покушении на информационную безопасность извне;

- проблема мизерной пропускной способности пользователей на электронных государственных сервисах;

- проблема отсутствия качественной мобильной сети и сети-интернет в разных муниципальных образованиях Оренбургской области.

Для более глубокого понимания сути вышеприведенных проблем разберем каждую из них. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем представить рекомендации, направленные на их решение.

Проблема ограниченности отечественных цифровых платформ, с помощью которых можно наблюдать за деятельностью органов исполнительной власти и государственных служащих, обострилась совсем недавно. В связи с началом спецоперации Российской Федерации по освобождению мирных территорий Украины от неонацистских захватчиков наша страна оказалась под массой санкци-онных событий, введенных со стороны многих иностранных государств. Роскомнадзор Российской Федерации принял решение о запрете деятельности социальных сетей «Facebook», «Instagram» на территории нашей страны, что привело к поиску в оперативном порядке новых цифровых платформ для дальнейшего существования на просторах сети-интернет. Выбор пал на социальные сети отечественного происхождения «ВКонтакте», «Одноклассники», «Telegram» и др. Конечно, это привело к повышению рейтингов по посещаемости отечественных электронных сервисов, однако проблема остается проблемой. Она заключается в сложной адаптации пользователей, которые только что «перешли» с зарубежных социальных сетей на отечественные. Отсутствие привычного интерфейса и отдельных функций создают для пользователей стрессовые ситуации в процессе эксплуатации. Также остро стоит вопрос безопасности данных, оставшихся на серверах запрещенных цифровых платформ, россиян и органов государственной власти.

Следующая проблема затрагивает нравственную сторону в отношении использования социальных сетей государственными служащими. Совмещение личной и публичной жизни зачастую стирает грань дозволенности на просторах социальных сетей. Несомненно, рассказывать о своей личной жизни публичной персоне можно и нужно, потому как населению важно знать и оценивать человеческие качества кадрового состава органов власти. Это способствует росту доверия к власти и благоприятное расположение к самому человеку. Однако, не стоит забывать о высоком имидже государ-

ственного служащего, который формировался годами и который не так уж и сложно «запятнать». Данная проблема относится больше к общегосударственной, чем к региональной, поэтому она и является насущной. Сейчас мы не говорим о непристойном поведении чиновников, демонстрирующих предметы роскоши в своих официальных аккаунтах социальных сетей, потому как на этот случай уже давно приняты меры в виде нормативно-правовых актов, контролирующих деятельность государственных служащих в сети-интернет. Речь идет о реакциях и высказываниях в сети со стороны чиновников по поводу острых вопросов, волнующих население. Граждане с нетерпением ждут поддержки и понимания со стороны власти, поэтому зачастую последним стоит прибегать к пониманию.

В процессе анализа деятельности министерства цифрового развития и связи Оренбургской области пришлось столкнуться с трудностями, возникшими с поисками актуальных данных. Как правило, статистические данные, размещенные на официальном сайте министерства цифрового развития и связи Оренбургской области, присутствуют, но преимущественно за 2020 год.

Министерство цифрового развития и связи Оренбургской области уже сегодня предоставляет массу возможностей по получению дополнительных профессиональных знаний и компетенций в сфере цифровых технологий. Несомненно, сегодняшние результаты, достигнутые в данном направлении, не могут не радовать, однако есть вопросы, мимо которых невозможно пройти. Курс «Цифровые профессии» был запущен в 2020 году. Первый год платформа была бесплатной и доступной для всех, кто имеет среднее профессиональное образование. Однако с 2021 года курсы стали проводиться на платной основе. Сегодня есть возможность долевой оплаты цифровых курсов: одна часть финансируется со стороны работодателя и государства, а вторая со стороны специалиста, который стремится повысить свою квалификацию. По окончанию курсов выдается документ государственного образца, что придает ему ценность на рынке труда. Несомненно, это хорошая поддержка со стороны государства, однако дело заключается в стоимости предоставляемых курсов (половина стоимости курсов составляет порядка средней заработной платы в регионе). Отметим, что есть другие бесплатные курсы повышения квалификации на цифровых платформах, таких как: «Пронавыки», «Готов к цифре» и другие. Однако, дело упирается в ценность сертификата, который предоставляется по итогам окончания бесплатных курсов, на рынке труда. Таким образом, количество цифровых платформ для повышения квалификации кадров в сфере информационных технологий сегодня имеется в достаточном количестве, но вопрос востребованности документов о повышении квалификации на рынке труда остается открытым.

В отдельную категорию трудностей, встречающихся на пути оптимизации государственного управления в сфере информационных технологий, можно выделить отсутствие устойчивости государственных порталов и веб-сайтов при покушении на информационную безопасность извне. В связи со сложной политической ситуацией на мировой арене на государственные порталы и веб-сайты были совершены мощнейшие кибератаки со стороны иностранных хакерских объединений [5]. В течение нескольких дней не удавалось посетить электронный сервис государственного управления «Госуслуги». Отметим, что похожая ситуация возникала в 2020 году и была вызвана большой активностью на сайте в связи с подачей заявлений на получении материальной помощи родителям несовершеннолетних детей. Это свидетельствует о недостаточной пропускной способности электронного сервиса государственного управления. Информационные системы на тот момент не были готовы к обслуживанию огромного количества трафика, создавшегося в результате высокой активности россиян на портале.

Возможность комфортного использования информационных технологий в муниципальных образованиях Оренбургской области напрямую зависит от качества мобильной сети, которая отвечает за телефонные звонки и интернет. Конечно, на протяжении пяти лет в нашем регионе идет реализация мероприятий по покрытию территорий качественной мобильной связью. На сегодняшний день зоной покрытия мобильной связи 20 охвачена вся Оренбургская область, что демонстрирует доступность информационных технологий даже в отдаленных муниципальных образованиях. Однако, современный мир должен измеряться не столько количественными показателями, сколько качественными. Ситуация с зоной охвата мобильной сети 30 и 40 обстоит немного иная, так как имеются территории на карте Оренбуржья, которые не входят в выделенные зоны. Отметим, что на территориях, не входящих в зону покрытия мобильной связи 30, сегодня уже доступна более качественная связь -40. Безусловно, это является качественным показателем деятельности мероприятий, проводимых в сфере цифровизации региона, но, с другой стороны, это также является и проблемой, заключающейся в отсутствии равномерности развития качественной мобильной сети. Более того, в 2022 году в Оренбургской области до сих пор есть территории, для которых зона покрытия мобильной сети 30 и 40

является недоступной. Следовательно, отстающие территории не могут комфортно пользоваться информационными технологиями, необходимыми для взаимодействия органов исполнительной власти с местными органами самоуправления и населением. Именно поэтому перед министерством цифрового развития и связи Оренбургской области стоит важная задача реализации мероприятий, способствующих налаживанию качественной и стабильной мобильной сети на всей территории субъекта.

С каждой минутой мир меняется, открывая более новые возможности и задачи, которые необходимо преодолевать. Именно поэтому государственное управление требует оптимизации в сфере использования информационных технологий.

Для начала необходимо обратить внимание на правильное и оперативное взаимодействие органов государственной власти и населения, которое позволит достичь эффективности исполнения поставленных целей и задач. Данное обстоятельство наиболее актуальное в связи с событиями, которые описаны выше. Запрет на деятельность зарубежных социальных сетей на территории Российской Федерации, несомненно, повлиял на процесс взаимодействия органов власти с населением и бизнесом. Основным направлением преодоления трудностей в процессе коммуникации власти и народа будет являться разработка отечественных социальных сетей, которые смогут составить конкуренцию зарубежным электронным площадкам.

Не так давно, 28 марта, состоялся запуск отечественной социальной сети «Россграм», которая является аналогом «Instagram». Основатели отечественной социальной сети заявляют, что обычные пользователи получат привычный и всеми любимый функционал на электронной платформе: «Мы взяли лучшее из мировых наработок и объединили в одном продукте». Более того, «Россграм» будет активно поддерживать и развивать сферу интернет-блогинга: «У вас будут все возможности для общения, бизнеса, ведения блога, публикации новостей или создания собственного проекта» [6]. Здесь также появится возможность инвестирования и развития своего бизнеса. Создатели заявляют, что приобрести товар или услугу теперь не составит труда - все происходит в один «клик». Презентация проекта также содержит информацию о привлечении к проекту «Россграм» самых опытных специалистов, что позволит обеспечить бесперебойную работу социальной сети, высокий уровень безопасности персональных данных, а также стильное визуальное оформление социальной сети.

Конечно, вопрос востребованности новой отечественной социальной сети среди пользователей остается открытым. Первую активность можно будет оценить в будущем, а пока можно строить только предположения. Можно предположить, что в будущем многие органы государственной власти создадут официальные страницы в социальной сети «Россграм». Во-первых, причиной может служить наличие привычного функционала на электронной площадке, что упрощает процесс вещания о своей деятельности в рамках социальной сети. Во-вторых, присутствие возможности взаимодействия власти, населения и бизнеса с помощью личных сообщений, а также наличие открытых комментариев под публикацией. В-третьих, чувство патриотизма, гордости и поддержки отечественных разработок также сыграют свою роль в процессе формирования активности и популярности социальной сети «Россграм».

Взаимодействие органов власти с населением и бизнесом очень важный аспект в решении общегосударственных вопросов. Для стабильной и эффективной работы самих органов государственной власти необходимы информационные технологии, которые предоставляют возможность внутриорганизационного и межведомственного взаимодействия. В данном случае речь идет о специальном программном обеспечении, позволяющем оптимизировать организационные процессы в сфере государственной службы. Программное обеспечение «СБИС - экосистема для бизнеса» от ООО «Тензор» [7] помогает организовать рабочий процесс целого учреждения. Технология дает возможность управлять рабочими местами сотрудников, контролировать соблюдение дисциплины, а также формировать бухгалтерскую отчетность. Более того, электронный сервис предоставляет отличную возможность для ведения электронного документооборота в учреждениях, что является важной функцией при осуществлении государственного управления. Преимущества использования данного программного обеспечения для государственного управления заключается в простоте использования, широкий выбор тарифных планов с набором различных функций, а также их приемлемая стоимость.

Среди разнообразия информационных технологий и электронных сервисов, применяемых в государственном управлении, хотелось бы выделить региональные и ведомственные информационные системы «КонтурГособлако» [8]. Данный проект представляет собой единую систему учета и управления, реализованную на базе свободного программного обеспечения. Преимуществом рассматриваемого продукта является отечественное происхождение, что дает возможность интегрирования с отраслевыми и федеральными информационными системами. Информационные системы «Кон-турГособлако» имеют надежную защиту данных, что позволяет без опасений хранить необходимую

информацию в электронном хранилище. Их функциональные возможности позволяют вести кадровый учет, распределять полномочия и обязанности, а также управлять материальными и финансовыми ресурсами. По заявлениям разработчиков, аналитику и отчетность можно формировать в рамках одного программного обеспечения. Сервис позволяет мгновенно сформировать произвольную выборку и отчетность в Пенсионный фонд России, Федеральную налоговую службу, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, государственные статистические порталы, а также военкоматы. Портал служит отличной электронной площадкой для делового общения государственных служащих, а также доведения до государственных учреждений служебной информации и оперативных новостных сводок. Несомненно, единая информационная система «КонтурГо-соблако» предоставляет возможность обсуждать рабочие вопросы, налаживать электронный документооборот, а также взаимодействовать с кадровой службой, не выходя за территорию учреждения. Организация рабочего процесса в единой информационной системе осуществляется при помощи личного кабинета сотрудника, который содержит все его контактные данные, адрес рабочего места, а также актуальную информацию о занятости, либо отсутствия на рабочем месте.

Следовательно, единая информационная система «КонтурГособлако» обладает всеми необходимыми функциями в процессе реализации государственного управления. Рациональным решением могло бы стать формирование расходных статей бюджета на содержание информационных систем для функционирования государственного аппарата. Использование органами исполнительной власти программного обеспечения, позволяющего оптимизировать государственное управление в дальнейшем приведет к созданию единого информационного центра сбора, хранения и обработки информации в регионах. В Оренбургской области исполнителями данной задачи могут стать ведущие ИТ-компании региона. Отметим, что в выполнении поставленной задачи будут заинтересованы обе стороны. Причиной тому послужит Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации». Нормативно-правовой акт предусматривает ежегодное выделение грантовой поддержки отечественной отрасли информационных технологий, льготное кредитование аккредитованным организациям в сфере информационных технологий, а также отсрочку по призыву в вооруженные силы Российской Федерации для специалистов, занятых в отрасли информационных технологий [9].

В рамках реализации государственной программы «Цифровая экономика Оренбургской области», запланированной на 2019-2024 годы, необходимо разработать и ввести в эксплуатацию симуля-торы управленческих решений, основанные на программном обеспечении отечественного происхождения. Данное решение поможет оперативно обрабатывать поступающие запросы в органы государственной власти и в дальнейшем предлагать альтернативы возможных управленческих решений. Исполнителем может стать отдел управления проектной деятельности министерства цифрового развития и связи Оренбургской области.

Государственное управление сегодня нацелено на тесное взаимодействие с населением, из-за чего можно наблюдать стремительное освоение государственными органами социальных сетей. Данный способ коммуникации помогает государственным служащим освещать свою профессиональную деятельность перед гражданами. Следовательно, роль требований к этическим нормам и правилам поведения государственных служащих в социальных сетях возрастает. Как правило, на передний план встает привычная проблема доверия народа к власти. Население должно быть уверенным в том, что аккаунт, официальная страница или группа в социальных сетях принадлежит именно тому или иному государственному служащему. В связи с этим, целесообразно будет организовать эффективную деятельность администрации социальных сетей в сфере идентификации лиц, регистрирующих официальные аккаунты на имя государственных служащих: во-первых, при регистрации официальных страниц обязательным требованием необходимо ввести проверку официальных документов, удостоверяющих личность пользователя; во-вторых, по итогу проверки предоставлять на официальный аккаунт, группу или канал в социальных сетях знак подлинности. Так, например, социальная сеть «ВКонтакте» уже давно помечает официальные аккаунты публичных лиц знаком «✓ ». Необходимо ввести другой знак, например, герб Российской Федерации рядом с именем и фамилией государственного служащего. Присвоение данного знака отличия должно осуществляться после строгой процедуры проверки идентификации пользователя, осуществляемой модераторами социальных сетей. В процессе освещения государственными служащими своей деятельности в социальных сетях необходимо формировать и поддерживать непорочный имидж государственной власти.

Насущной проблемой информационных технологий по сей день является неактуальность данных, предоставляемых на официальных порталах и веб-сайтах государственной власти. Конечно,

необходимо учитывать регламент обновления информационно-статистических материалов на официальных сайтах государственной власти, однако большие временные промежутки отсутствия актуальных данных об эффективности деятельности органов государственной власти приводят к недоступности для населения информации, которая должна предоставляться на всеобщей основе и в открытой форме. Следовательно, со стороны органов государственной власти необходимо обеспечить усиленный контроль за обновлением информационных данных на электронных порталах и сайтах государственных органов власти. Назначить ответственных исполнителей и разработать меры ответственности за невыполнение поставленных целей и задач.

Процесс становления квалифицированным специалистом является важной частью каждой профессиональной деятельностью. Появление и стремительное развитие информационных технологий привело к серьезной потребности кадров цифровой экономики. Большим препятствием является материальная доступность получения дополнительного образования в сфере информационных технологий. Высокая стоимость учебных курсов и материалов зачастую препятствует желанию получить дополнительное образование в востребованной трудовой области. Органам государственной власти необходимо разработать систему льгот и поощрений для преуспевающих специалистов, стремящихся получить дополнительное образование. Льготы могут выражаться в необременительной системе оплаты дополнительных образовательных услуг. Также можно рассмотреть систему скидок для молодых специалистов и специалистов со стажем работы, которые желают пройти профессиональную переподготовку.

Повышение цифровой грамотности среди простого населения тоже следует учитывать в общем плане развития. Не стоит забывать о той категории населения, которая в процессе пользования информационными технологиями позиционируют себя как «неуверенные пользователи». К данной категории следует в первую очередь отнести пожилых людей, а также людей, проживающих на территории с малоразвитой информационной инфраструктурой. Обе категории населения присутствуют в Оренбургской области. Следовательно, пред министерством цифрового развития и связи Оренбургской области стоит задача осуществления мероприятий по ознакомлению граждан с базовыми цифровыми навыками с помощью телевидения и радио. Следует разработать своеобразные инструкции по пользованию «электронным правительством», порталом «Активный гражданин Оренбургской области» и другими электронными сервисами, которые будут доступны для понимания категорий «неуверенные пользователи».

Государственное управление, как ничто иное, должно быть обеспеченно максимальной защитой данных, что целесообразно закреплять в стратегическом планировании развития цифрового пространства страны. К сожалению, сегодняшнее положение дел не дает четкого ответа по поводу безусловной безопасности информационных систем. Поэтому необходимо принимать меры, способные предотвратить некорректную работу государственного управления в сфере информационных технологий. В число необходимых мер необходимо включить:

а) разработку отечественных интернет-серверов, которые могу обеспечить наивысший уровень безопасности данных и большую пропускную способность активности на электронных порталах;

б) введение в эксплуатацию отечественного программного обеспечения с уникальной системой шифрования данных;

в) развитие конкурентоспособности отечественного производителя в сфере информационно-коммуникационных технологий;

г) подготовку аварийных интернет-серверов и создание зеркальных вариантов государственных электронных порталов на случай, если основные выйдут из строя.

Как уже говорилось ранее, уровень развития государственного управления в сфере информационных технологий напрямую зависит от возможности доступа к данным технологиям среди населения. Рассматривая территорию Оренбургской области, установлено, что на сегодняшний день, к сожалению, имеются территории, в пределах которых качественная мобильная связь и стабильное Интернет-соединение отсутствует. Отметим, что качество мобильной связи и мобильного интернета зависит от количества базовых станций на территории региона, а также от расстояния удаленности территорий муниципальных образований от этих станций. Известно, что базовые станции мобильной связи работают в диапазоне частот от 450 до 2100 мегагерц. Радиус работы базовых станций мобильной связи составляет от 3 до 5 километров в населенном пункте и от 10 до 12 километров за пределами населенных пунктов. Следовательно, для качественной и бесперебойной мобильной связи необходимо располагать базовые станции относительно недалеко друг от друга. Территория Оренбургской области составляет 124 тысячи квадратных километров, то есть базовых станций требуется до-

статочно много. Оренбургская область является приграничной территорией, а, значит, имеет статус стратегического значения. Поэтому качественная мобильная связь необходима не только как канал коммуникаций, но и как механизм осуществления бизнеса, предпринимательской и логистической деятельности. Проблему ограниченности базовых станций на территории региона можно решить при помощи государственно-частного партнерства. Как известно, законодательством Российской Федерации предусмотрено включение сооружений связи в объекты государственно-частного партнерства. По форме государственно-частного партнерства - это может быть контракт на управление. Следовательно, операторы мобильной связи получат возможность управления сооружениями связи, неся ответственность только перед государством. В случае эффективной реализации проекта государство может поощрять участников контракта. Со стороны государства потребуется ввести расходную статью, направленную на инвестиционную деятельность объектов связи. Участниками данного контракта могут выступать российские операторы мобильной связи: «Мегафон», «Билайн», «МТС», «Теле2».

Предложение государственно-частного партнерства также может использоваться при проведении высокоскоростного Интернет-соединения на территориях сельских поселений. Муниципальные филиалы многофункциональных центров «Мои документы» смогут предоставлять гражданам государственные и муниципальные услуги в режиме «одного окна». Органы местного самоуправления также получат возможность взаимодействия с районом и областью при помощи информационных технологий. Население, в свою очередь, получит комфортный доступ к Интернет-ресурсам и «электронному правительству», в частности. Следовательно, в будущем можно ожидать еще больший прирост активности на государственных электронных сервисах. Мероприятие следует возложить на национального оператора «Ростелеком», который осуществляет свою деятельность на территории Оренбургской области.

Подводя итог, отметим, что процесс поиска решений является трудоемким и ресурсоемким, поэтому целесообразно подходить к рекомендациям исходя из имеющихся возможностей и потенциала. Развитие информационной инфраструктуры сегодня возможно, как в регионах, так и в отдельных муниципальных образованиях. Факт состоит в том, что использование информационных технологий в государственном управлении полностью обоснован потребностью анализа, хранения и передачи информации. Новейшие разработки помогают формировать целые информационные центры аккумулирования данных, которые в последующем используются при принятии управленческих решений.

Источники:

1. Бакурова Н.Н. О некоторых вопросах использования информационных технологий в сфере государственного управления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 12. С. 62-66.

2. Хмельченко Е.Г. Современные информационные и коммуникационные технологии в государственном и муниципальном управлении // Муниципальная академия. 2018. N° 3. С. 114-117.

3. Галиуллина Г.Ф., Ермаков К.А., Шаронов А.С., Шарипова Л.Р. Использование информационных технологий для совершенствования системы государственного и муниципального управления // Экономика и предпринимательство. 2020. № 12 (125). С. 442-444.

4. Данилькевич М.А. Перспективы развития информационных технологий в государственном и муниципальном управлении // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 466-471.

5. Минцифры зафиксировало беспрецедентные атаки на сайты органов государственной власти // Режим доступа: https://ria.ru/20220317/kiberataka-1778611416.html (дата обращения: 25.03.2022).

6. Отечественная социальная сеть «Россграм» // Режим доступа: https://rossgram.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).

7. Экосистема для бизнеса // Режим доступа: https://sbis.ru/ (дата обращения: 09.04.2022).

8. Региональные и ведомственные информационные системы «КонтурГособлако» // Режим доступа: https://kontur.ru/gov (дата обращения: 10.04.2022).

9. Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/ 0001202203020001 (дата обращения: 12.04.2022).

References:

1. Bakurova N.N. On some issues of the use of information technologies in the field of public administration // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2019. No. 12. pp. 62-66.

2. Khmelchenko E.G. Modern information and communication technologies in state and municipal management // Municipal Academy. 2018. No. 3. pp. 114-117.

3. Galiullina G.F., Ermakov K.A., Sharonov A.S., Sharipova L.R. Using information technologies to improve the system of state and municipal management // Economics and entrepreneurship. 2020. No. 12 (125). pp. 442-444.

4. Danilkevich M.A. Prospects for the development of information technologies in state and municipal management // Economics and entrepreneurship. 2019. No. 8 (109). pp. 466-471.

5. The Ministry of Finance recorded unprecedented attacks on the websites of state authorities // Access mode: https://ria.ru/20220317/kiberataka-1778611416.html (accessed: 03/25/2022).

6. Domestic social network "Rossgram" // Access mode: https://rossgram.ru/#popup (accessed: 08.04.2022).

7. Ecosystem for business // Access mode: https://sbis.ru / (accessed: 09.04.2022).

8. Regional and departmental information systems "KonturGosoblako" // Access mode: https://kontur.ru/gov (date of appeal: 04/10/2022).

9. Decree of the President of the Russian Federation No. 83 dated 03/02/2022 "On measures to ensure the accelerated development of the information technology industry in the Russian Federation" // Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/ Docu-ment/View/0001202203020001 (accessed: 12.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.