Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1278
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рыбакова Марина Владимировна, Иванова Наталья Анатольевна

В работе показана роль цифровых технологий в современной системе государственной службы. Представлены нормативные документы в сфере использования цифровых технологий в органах государственного управления. На основе проведенного авторами исследования выявлено отношение студентов к образу государственного служащего в современном цифровом обществе, показаны проблемы формирования образа государственного служащего, его восприятия в медиасреде, оценки его деятельности, влияния информационных технологий на работу государственного служащего; дана оценка развития цифровых технологий в государственном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рыбакова Марина Владимировна, Иванова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE MODERN PUBLIC SERVICE SYSTEM

The paper shows the role of digital technologies in the modern system of public service. The regulatory documents in the field of the use of digital technologies in government bodies are presented. Based on the study conducted by the authors, the attitude of students to the image of a civil servant in modern digital society is revealed, the problems of forming the image of a civil servant, his perception in the media environment, evaluating his activities, the impact of information technologies on the work of a civil servant are shown; an assessment of the development of digital technologies in public administration is given.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Цифровые технологии в современной системе государственной службы

Рыбакова Марина Владимировна,

доктор социологических наук, профессор факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

Иванова Наталья Анатольевна,

кандидат социологических наук, научный сотрудник факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

В работе показана роль цифровых технологий в современной системе государственной службы. Представлены нормативные документы в сфере использования цифровых технологий в органах государственного управления. На основе проведенного авторами исследования выявлено отношение студентов к образу государственного служащего в современном цифровом обществе, показаны проблемы формирования образа государственного служащего, его восприятия в медиасреде, оценки его деятельности, влияния информационных технологий на работу государственного служащего; дана оценка развития цифровых технологий в государственном управлении.

Ключевые слова: цифровые технологии, государственное управление, цифровизация, государственный служащий, студенческая молодежь.

В современном мире цифровые технологии являются синонимом прогрессивности, эффективности и экономичности. Они упрощают жизнь людей, выполняя за них сложные задачи, храня гигантские объемы информации. И рассматриваются как специфические средства управления и преобразования общества, целенаправленно воздействуют на сознание людей в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации [1].

Использование социальных цифровых технологий в системе государственной службы обеспечивает быстрые вертикальные и горизонтальные направления коммуникации, что является важным шагом в развитии всей страны. Непрерывное повышение качества государственного управления -важная цель государства.

Цифровизация облегчает работу государственной системы: минимизирует издержки (исчезает необходимость площадей для хранения документов, исключаются траты на бумагу, печать, почтовые отправления), упрощает обратную связь гражданина и государства. Технологии позволяют населению более активно участвовать в принятии государственных решений, что влияет на рост доверия к государству со стороны народа. Любой гражданин может получить государственную услугу, не выходя из дома, с минимальными затратами времени и сил.

Нельзя отрицать и снижение коррупционного риска при использовании информационных технологий в работе государственных служащих. Возможностей для взяточничества, кумовства, вымогательства, превышения должностных полномочий в среде государственных служащих становится меньше, если правильно внедрять в эту систему цифровые технологии.

Показатель эффективности государственного управления в России су-

271

щественно ниже показателей в развитых странах. Всемирный банк составляет рейтинг стран по индексу эффективности государственного управления. Последний раз подобный рейтинг обновлялся в 2013 году. Тогда Россия заняла 122 место из 212 [2]. В первую пятерку вошли Финляндия, Сингапур, Дания, Швеция и Норвегия; в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства, составленном ООН в 2020 году, Россия - на 36-й строке [3].

Проведение административных реформ на современном этапе невозможно представить без развития информационных технологий, без внедрения новых проектов в цифровой сфере. Это необходимо в деле повышения качества и эффективности работы системы государственного управления. Также немаловажным является развитие цифровых технологий в сфере государственной службы, поскольку именно государственные служащие являются основой системы государственного управления. В этой сфере цифровые технологии используются как для внутреннего взаимодействия, так и для взаимодействия с гражданами и организациями. Данные процессы получили название «электронное правительство». Развитие цифровых технологий и внедрение «электронного правительства» значительно улучшили качество предоставления государственных услуг населению, подняли отношения между государством и гражданами на более высокий уровень. Все это сопровождалось повышением качества и эффективности государственного управления, снижением затрат граждан и организаций при получении государственных услуг.

Во многих западных и некоторых азиатских странах цифровые технологии давно встроились в систему государственной службы, эффективного обслуживая каждого получателя государственных услуг и упрощая работу госслужащих. Подобная практика внесла свой вклад в повышение благосостояния общества и уровня жизни граждан, доступность и качество государственных услуг. Применение цифровых

технологий означает большую прозрачность и подотчетность государства обществу.

В России цифровые технологии в госслужбе воспринимаются по-разному. С одной стороны, внедрение цифровых технологий в систему государственной службы - явление положительное. С другой - в условиях российской действительности это сопряжено с социально-политическими рисками и создает дополнительные угрозы развитию общества.

В России предприняты серьезные усилия по внедрению технологий в государственное управление. Для регулирования деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти принято большое количество нормативно-правовых актов. Среди них: Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе Электронная Россия (2002-2010 годы)» [4]; Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [5]; Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Информационное общество (20112020 годы)» [6].

Цифровая трансформация государственного управления в России началась еще в 2008 году с утверждением президентом страны Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [7], для реализации которой была разработана государственная программа «Информационное общество (2011-2020 гг.)» из четырех подпрограмм. Одной из них является подпрограмма «Информационное государство», которая и описывает инструментарий перехода к цифровиза-ции функций государственного управления.

Следующий важный этап развития публичной открытости органов государ-

272

ственного управления - Федеральный закон от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [8], где описываются основные принципы, которыми должны руководствоваться органы государственной власти, а также органы местного самоуправления при обеспечении доступа к информации о своей деятельности для населения.

В 2014 году принята «Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти» [9], закрепляющая основные принципы открытости органов государственной власти, а также основные инструменты реализации данных принципов. Эта концепция также выступает в качестве стратегии в области расширения и совершенствования прозрачности и открытости государственного управления.

В области внедрения цифровых технологий в систему государственной службы достигнуты определенные успехи: создан единый портал государственных услуг; в органах государственной власти перестали требовать от граждан предоставления документов, находящихся в распоряжении других органов, передача документов начала осуществляться без участия граждан в рамках межведомственного электронного взаимодействия; часть документации переведена в электронной формат в целях облегчения доступа к информации, сокращения площадей, предназначенных для хранения документации, снижения затрат на бумагу, печать, почтовые отправления; созданы такие порталы как: Российская общественная инициатива [10], Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [11], Официальный интернет-портал правовой информации [12].

Несомненным достижением является Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [13]. Стратегия направлена на повышение эффек-

тивности государственного управления и улучшение качества услуг. Среди ее приоритетов - ориентированность на пользователя и создание мобильных приложений, конфиденциальность данных, межведомственные сервисы, анализ информации.

7 мая 2018 года был принят Указ Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [14], в котором поставлены задачи, способствующие реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [15]. Главная задача состоит в том, чтобы внедрить цифровые технологии в систему государственного управления в целом и в систему государственной службы в частности. Это создаст условия для повышения качества предоставления государственных услуг и увеличения эффективности взаимодействия между государством, бизнесом и обществом.

С каждым годом на развитие электронного правительства выделяется все больше средств, но добиться весомых достижений в этой области (помимо портала госуслуг и МФЦ) нелегко. Несмотря на все достижения, уровень цифровизации госслужбы в России остается невысоким, так как не хватает опыта и знаний в данной области, и существует ряд проблем в области цифровизации государственной службы [16]. Необходимо уделять внимание практической реализации проектов и программ, а не ориентироваться только на составление нормативно-правовых актов. Тогда наша страна сможет развиваться в условиях цифровой реальности.

Современное государственное управление необходимо перевести на новый технологический фундамент [17, с. 162], что требует перевода предоставления государственных услуг в цифровой формат на всех стадиях, ведь до сих пор сохраняются процедуры устаревшего типа, требующие обязательного предоставления документов в бумажном формате.

273

Контроль за деятельностью государственных органов также можно осуществлять в электронном виде. Например, можно создать электронную систему оценки эффективности деятельности государственных органов и отдельных государственных служащих.

Для преодоления вышеописанных препятствий по внедрению цифровых технологий в государственный сектор государство совместно с разными институтами и организациями проводит работу по переобучению государственных служащих [18]. Одним из примеров такой работы является программа обучения государственных служащих цифровой экономике «Управление, основанное на данных» [19], которая стартовала в 2018 году в Дальневосточном федеральном университете. Чиновники учатся использовать новые технологии в своей профессиональной деятельности, а также управлять регионами и страной, используя Big Data.

Первый этап обучения в рамках новой образовательной программы подготовки был пройден 200 государственными служащими из 38 регионов. Помимо госслужащих, курс был прослушан также представителями Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, госкорпораций и студентами Школы цифровой экономики Дальневосточного федерального университета. Слушателей ознакомили с новейшими технологиями сбора, анализа, использования и защиты данных.

Развитию информационной открытости в системе государственного управления и государственной службы способствуют цифровые технологии, а именно развитие официальных сайтов государственных органов в сети Интернет. Некоторые исследователи считают, что содержание официальных сайтов может отражать уровень информационной открытости и закрытости органов государственной власти, показывать степень прозрачности управленческих процедур и решений, а также способствовать в получении гражданами интересующей их информации

о деятельности органов государственной власти. Однако подобные сайты не всегда могут отражать всю полноту информации, но это постепенно решается путем проведения мониторин-гов информационной открытости официальных сайтов, а также развитием нормативно-правовой базы, где происходит расширение параметров, по которым должна быть предоставлена информация на сайте органов государственной власти.

Информационная открытость органов государственной власти в значительной степени влияет на доверие граждан к деятельности данных институтов, а институциональное доверие является важным элементом отношений государства и граждан и основным источником силы и устойчивости государства.

В декабре 2021 года авторами было проведено исследование, эмпирическую базу которого составили материалы глубинного интервью (п=14), проведенного со студентами московского вуза (в возрасте от 20 до 23 лет), чья будущая профессия связана с работой в медиасфере. Целью исследования было выявление отношения студентов к образу государственного служащего в цифровом обществе. В исследовании были поставлены задачи, касающиеся влияния информационных технологий на работу государственного служащего, проблем формирования имиджа государственного служащего, восприятия государственного служащего в медиас-реде, оценки его деятельности. В структуру гайда интервью включены вопросы, отражающие задачи. Каждое интервью занимало 1,5 часа.

Результаты исследования показали, что, несмотря на постоянное изменение и совершенствование концептуально-правовых основ до сих пор сохраняется ряд проблем функционирования государственной службы в Российской Федерации.

Студенты подчеркивают, что «государственные служащие часто забывают о своей роли "слуг народа", считая, что обладают статусным превосходством» (А.Т., муж., 20 года). Также «из-

274

за обезличивания происходит понижение градуса ответственности у конкретных госслужащих» (К.В., жен., 21 год). «Использование своего служебного положения является источником подмены интересов организации своими собственными. Однако, с другой стороны, безличный характер исключает возможность фаворитизма в процессе подбора персонала, вся система строится на принципе заслуг» (З.С., жен., 21 год).

В свою очередь, участие в политическом процессе также позволяет организовать вовлечение активного гражданского общества в государственное управление. Именно структуры государственной службы участвуют в реализации и координации социальной политики, а государственные служащие одновременно как граждане государства и члены бюрократического аппарата обеспечивают обратную связь между гражданским обществом и политической элитой.

В то же время осуществление социальных и управленческих функций государства является одной из главных задач государственной службы в течение всего процесса разработки проектов, проведении и воплощений решений по вопросам, касающимся соблюдения прав и свобод человека и гражданина; социальной защищенности населения, безработицы и другим социально-значимым проблемам.

Анализ публикаций в медиасфере позволил определить ряд проблем, связанных с прохождением чиновниками государственной службы, которые отражаются на формировании негативного имиджа государственных служащих:

• неэффективность государственной кадровой политики в государственной службе (высокая текучесть кадров, частые структурные изменения, нехватка мотивированных молодых специалистов);

• недостаточный уровень профессионализма и низкая компетентность гражданских служащих;

• закрытость государственной службы для мониторинга и контроля со стороны гражданского общества;

• низкий социальный статус государственных гражданских служащих среди населения;

• отсутствие доверия граждан к бюрократическому аппарату государственной власти;

• частые случаи коррупционного поведения государственных служащих.

Последняя проблема является наиболее упоминаемой в медиасфере. Скептическое отношение гражданского общества к «слугам народа» сформировалось не на пустом месте, поскольку очень часто в источниках СМИ происходит обнародование фактов коррупционного поведения того или иного представителя государственной власти. Кроме этого, СМИ часто производят опросы общественного мнения; так, 72% опрощенных считают, что в настоящее время очень непросто изменить уже сформировавшийся негативный имидж государственных служащих [20, с. 16].

С другой стороны, существует обе-зличенность, которая способствует конфликту между чиновниками и обращающимися гражданами. Представители гражданского общества упоминают в негативных тонах государственных служащих в целом как формальный институт, но при этом не обладают информацией, с кем конкретно они ком-муницируют. «Проблему усугубляет недостаток информированности граждан о работе чиновников» (Г.Д., муж., 20 лет).

Формированию позитивного имиджа государственных служащих в меди-асреде будет способствовать регулярная отчетность в открытых источниках информации и сотрудничество со СМИ. Для того чтобы решить проблему неверной трактовки действий и результатов чиновников в медиа, им стоит брать инициативу в свои руки. То есть, как отмечают студенты, «госслужащий, который ведет диалог с обществом публично, заявляет открыто свою позицию и аргументирует ее, вызовет гораздо меньше негатива и домыслов, чем если бы вся его деятельность транслировалась через посредников» (В.Л., жен.,

275

23 года). «И в нашей стране также есть позитивные примеры чиновников, которые активно ведут социальные сети и в числе первых показывают всю важную информацию» (Г.Д., муж., 20 лет).

При условии эффективного функционирования института государственной службы должно происходить снижение социального напряжения среди населения страны, повышение его общего уровня благосостояния, а также это сможет способствовать сохранению стабильности государственной системы.

Как отметил один из респондентов, «социальный институт государственной службы в современном мире становится объектом особенно пристального внимания» (Н.Д., муж., 21 год). И это связано с несколькими причинами. Во-первых, этому значительно способствовали цифровизация общества и открытость мира. «В данных условиях государственный служащий вынужден сделать свою профессиональную деятельность прозрачнее и иметь безупречный «цифровой след»», как отметил один из студентов (С.Н., жен., 22 года). Во-вторых, интерес к образу госслужащего возрос с развитием гражданского общества. Все чаще мы слышим различные оценки деятельности государственных служащих, и все чаще этот вопрос поднимается в социальных сетях. Также неизбежное освещение темы образа государственного служащего в медиас-реде влечет за собой дополнительную сложность - вопрос объективности восприятия.

Россия уверенно идет вперед в вопросах формирования доверия к органам государственной власти. Так, например, работает кодекс профессиональной этики государственного служащего. В нем собраны правила поведения, этические нормы, принципы и ценности, разделять которые должны нынешние и потенциальные госслужащие. Такой кодекс служит хорошей базой для выстраивания имиджа института государственной службы.

Другой студент отмечает, что «в настоящее время в регионах Российской

Федерации существуют некоторые негативные тенденции формирования имиджа государственных гражданских служащих. Прежде всего, необходимо отметить отсутствие централизованного органа, который осуществлял бы управление процессом формирования имиджа гражданских государственных служащих. Потребность в этом обусловлена тем, что формирование имиджа происходит в своеобразной среде, где ее субъектами выступают: население, средства массовой информации, сотрудники органов исполнительной власти, предприниматели, представители общественных организаций» (Г.П., муж., 22 года).

При этом, сталкиваясь с новыми вызовами современности, указанные выше структуры общества действуют на основе, как правило, уже наработанных социальных практик и в большинстве случаев совершенно несогласованно. Также для Российской Федерации характерно отсутствие специализированных структур, которые могли бы осуществлять системное регулирование процесса формирования имиджа гражданских государственных служащих, а также крайне малое количество специалистов, способных на профессиональном уровне осуществлять формирование имиджа органов власти.

Стоит обратить внимание на тот факт, что студенты отмечают, что «с появлением Интернета образ гражданского государственного служащего значительно изменился» (К.В., жен., 21 год). Различные изменения в государственной системе сильно отразились на образе государственных служащих в обществе.

С появлением большого количества информационных технологий коммуникация между людьми стала быстрее и разностороннее. Как отмечают исследователи, количество пользователей превысило 4,6 млрд чел., что составило 60% от всего населения земного шара, при этом 4,1 млрд чел. имеет аккаунты в социальных сетях [21]. Это сказывается и на качестве потребляемого контента.

276

С развитием интернет-технологий в медиасфере появилось понятие «новые медиа». Пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией, ускорила процесс перехода жизни в онлайн, а также дала развитие новым каналам коммуникации, в особенности социальным медиа. Социальные сети и мессен-джеры, которые и так играли заметную роль в жизни современного человека, стали самостоятельными СМИ. Так называемые каналы в Telegram могут конкурировать с серьезными и уважаемыми СМИ за внимание аудитории.

Подводя итог, хочется отметить, что цифровые технологии играют важную роль в системе государственного управления и государственной службы на современном этапе их развития. Ведь именно они позволяют осуществлять деятельность эффективно с минимальными издержками, выполнять свои функции по предоставлению государственных услуг оперативно и качественно. Цифровые технологии позволяют работать с огромным количеством информации, обрабатывать миллионы запросов со стороны населения и в то же время дают возможность государственным служащим постоянно поддерживать связь с гражданами, практически включая их в свою работу. Особенно, на наш взгляд, важна обратная связь, которую могут дать граждане, когда оценивают качество предоставления государственных услуг. Если смотреть на перспективу, в будущее, то можно с уверенностью говорить, что внедрение новых цифровых и информационных технологий продолжится. Наиболее перспективным является внедрение искусственного интеллекта в деятельность государственных служащих. На откуп искусственному интеллекту можно будет отдать документооборот, ведение архивов и некоторые организационные функции. Однако полностью доверить государственную службу роботам с искусственным интеллектом, конечно же, не представляется возможным, ведь работу с людьми качественно может выполнять только человек.

Таким образом, развитие цифровых технологий во всем мире преобразует не только институты экономики, но и способствует трансформации механизмов государственного управления. Но помимо положительных сторон цифровизации государственной службы создаются новые сопутствующие проблемы. Исследователям предстоит еще определить пути внедрения цифровых технологий в российскую систему государственного управления и представить решения новых вызовов и рисков.

Литература

1. Helmer O. Social Technology, N.Y., 1966.

2. Рейтинг стран по качеству государственного управления [Электронный ресурс]. URL: https:// nonews.co/directory/lists/countries/ governance-indicators (дата обращения: 18.01.2022).

3. Рейтинг стран по уровню развития электронного правительства [Электронный ресурс]. URL: https:// nonews.co/directory/lists/countries/ e-government (дата обращения: 27.01.2022).

4. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой программе Электронная Россия (2002-2010 годы)» // Кон-сультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_90180 (дата обращения: 13.03.2022).

5. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_76942/ (дата обращения: 13.03.2022).

6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Инфор-

277

мационное общество (2011-2020 годы)» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162184/ (дата обращения: 13.03.2022).

7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/92762/ (дата обращения: 27.01.2022).

8. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Электронный ресурс]. URL: https://base. garant.ru/194874/ (дата обращения: 27.01.2022).

9. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_158273/cebd7ed40 5fd03ff2d1c28950ed07e061b19ffd6/ (дата обращения: 27.01.2022).

10. Российская общественная инициатива [Электронный ресурс]. URL: https://www.roi.ru (дата обращения: 13.03.2022).

11. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]. URL: https:// regulation.gov.ru/ (дата обращения: 13.03.2022).

12. Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov. ru/ (дата обращения: 13.03.2022).

13. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_216363/ (дата обращения: 27.01.2022).

14. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https:// base.garant.ru/71937200 (дата обращения: 27.01.2022).

15. Цифровая экономика РФ // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://digital.ac.gov.ru/ about (дата обращения: 13.03.2022).

16. Цифровая трансформация государственного управления: мифы и реальность [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Д.Ю. Двинских, Н.Е. Дмитриева, А.Б. Жулин и др.; под общ. ред. Н.Е. Дмитриевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.

17. Рыбакова М.В., Иванова Н.А. Циф-ровизация как фактор эффективного управления взаимодействием государства и общества // Социология. 2021. № 5. С. 157-164.

18. Кайсарова В.П., Винокурова М.Ю. Профессиональное развитие цифровых компетенций современных государственных служащих: российский и зарубежный опыт // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. Выпуск № 88. С. 216232. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_47154992_60082223.pdf (дата обращения: 13.03.2022).

19. Сайт Дальневосточного федерального университета [Электронный ресурс]. URL: https://www.dvfu. ru/news/fefu-news/civil_servants_ from_all_over_russia_began_ preparations_for_the_cdo_program_ at_the_university/ (дата обращения: 27.01.2022).

20. Орлова В.Н. Позитивный имидж государственных гражданских слу-

278

жащих как основа развития управленческой культуры // Управленческое консультирование. 2016. № 77. С. 14-18.

21. Social media users pass the 4 billion mark as global adoption soars// Creative agency «We are social» [Электронный ресурс]. URL: https:// wearesocial.com/uk/blog/2020/10/ social-media-users-pass-the-4-billion-mark-as-global-adoption-soars/ (дата обращения: 27.03.2022).

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE MODERN PUBLIC SERVICE SYSTEM

Rybakova M.V., Ivanova N.A.

Lomonosov Moscow State University

The paper shows the role of digital technologies in the modern system of public service. The regulatory documents in the field of the use of digital technologies in government bodies are presented. Based on the study conducted by the authors, the attitude of students to the image of a civil servant in modern digital society is revealed, the problems of forming the image of a civil servant, his perception in the media environment, evaluating his activities, the impact of information technologies on the work of a civil servant are shown; an assessment of the development of digital technologies in public administration is given.

Keywords: Digital technologies, public administration, digitalization, civil servant, student youth.

References

1. Helmer O. Social Technology, N.Y., 1966.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ranking of countries by the quality of public administration [Electronic resource]. URL: https://nonews.co/directory/lists/ countries/governance-indicators (accessed 01/18/2022).

3. Ranking of countries according to the level of development of e-government [Electronic resource]. URL: https://nonews.co/directo-ry/lists/countries/e-government (accessed 01/27/2022).

4. Decree of the Government of the Russian Federation of January 28, 2002 No. 65 (as amended on June 9, 2010) "On the federal target program Electronic Russia (2002-2010)" // Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/

document/cons_doc_LAW_90180 (date of access: 03/13/2022).

5. Decree of the Government of the Russian Federation of May 6, 2008 No. 632-r (as amended on March 10, 2009) "On the Concept of Forming Electronic Government in the Russian Federation until 2010" // Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_76942/ (date of access: 03/13/2022).

6. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 313 "On Approval of the State Program of the Russian Federation Information Society (2011-2020)" // Consultant Plus [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162184/ (date of access: 03/13/2022).

7. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on February 7, 2008, No. Pr-212) [Electronic resource]. URL: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/92762/ (date of access: 01/27/2022).

8. Federal Law of February 9, 2009 "On providing access to information about the activities of state bodies and local governments" [Electronic resource]. URL: https:// base.garant.ru/194874/ (date of access: 01/27/2022).

9. Order of the Government of the Russian Federation of January 30, 2014 No. 93-r "On Approval of the Concept of Openness of Federal Executive Authorities" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_158273/cebd-7ed405fd03ff2d1c28950ed07e061b19ffd6/ (date of access: 01/27/2022).

10. Russian public initiative [Electronic resource]. URL: https://www.roi.ru (date of access: 03/13/2022).

11. Federal portal of projects of normative legal acts [Electronic resource]. URL: https://reg-ulation.gov.ru/ (date of access: 03/13/2022).

12. Official Internet portal of legal information [Electronic resource]. URL: http://pravo.gov. ru/ (date of access: 03/13/2022).

13. Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030" [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216363/ (date of access: 01/27/2022).

279

14. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/71937200 (date of access: 01/27/2022).

15. Digital Economy of the Russian Federation// Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://digital.ac.gov.ru/about (date of access: 03/13/2022).

16. Digital transformation of public administration: myths and reality [Text]: dokl. to XX Apr. intl. scientific conf. on Problems of Development of the Economy and Society, Moscow, 9-12 April. 2019 / D. Yu. Dvin-skikh, N.E. Dmitrieva, A.B. Zhulin and others; under total ed. NOT. Dmitrieva; National research University "Higher School of Economics". M.: Ed. house of the Higher School of Economics, 2019.

17. Rybakova M.V., Ivanova N.A. Digitalization as a factor in effective management of interaction between the state and society // Sociology. 2021. No. 5. S. 157-164.

280

18. Kaisarova V.P., Vinokurova M. Yu. Professional development of digital competencies of modern civil servants: Russian and foreign experience // State Administration. Electronic Bulletin. 2021. Issue No. 88. pp. 216-232. [Electronic resource]. URL: https://elibrary. ru/download/elibrary_47154992_60082223. pdf (date of access: 03/13/2022).

19. Website of the Far Eastern Federal University [Electronic resource]. URL: https://www. dvfu.ru/news/fefu-news/civil_servants_ from_all_over_russia_began_preparations_ for_the_cdo_program_at_the_university/ (Date of access: 01/27/2022).

20. Orlova V.N. Positive image of state civil servants as a basis for the development of managerial culture // Administrative Consulting. 2016. No. 77. P. 14-18.

21. Social media users pass the 4 billion mark as global adoption soars//Creative agency "We are social" [Electronic resource]. URL: https://wearesocial.com/uk/blog/2020/10/ social-media-users-pass-the-4-billion-mark-as-global-adoption-soars/ (Accessed: 03/27/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.