Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭПОХУ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПЕРЕХОД К ТИПОВОМУ АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ РАБОЧЕМУ МЕСТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭПОХУ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПЕРЕХОД К ТИПОВОМУ АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ РАБОЧЕМУ МЕСТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
445
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТИПОВОЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / GOVERNMENT INFORMATION SYSTEM / INFORMATION INFRASTRUCTURE / TYPICAL AUTOMATED WORKPLACE / AUGMENTED REALITY / BIG DATA

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Косоруков А. А.

Предметом исследования в статье выступает цифровизация государственного управления, в частности, проектируемое в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» типовое автоматизированное рабочее место (ТАРМ) государственного служащего, позволяющее повысить эффективность и качество его работы на различных должностях государственной гражданской службы. В этой связи автор рассматривает ключевые задачи, которые необходимо решить в целях перехода от разрозненных автоматизированных рабочих мест к стандартизированному ТАРМ государственного служащего, начиная с перевода информационных систем государственных органов в единую облачную платформу и развития межведомственного электронного документооборота и заканчивая построением Национальной системы управления данными и разработкой по каждому государственному органу технического проекта перевода его автоматизированных рабочих мест на ТАРМ. Новизна исследования заключается в изучении маркерного и безмаркерного, проективного и одометрического механизмов создания дополненной реальности, позволяющие усовершенствовать ТАРМ государственного служащего по таким направлениям как: виртуальный AR-офис по предоставлению госуслуг, AR-ТАРМ государственных служащих, умные AR-помощники, AR-визуализация больших данных, AR-подготовка и обучение государственных служащих, AR-устройства и приложения для экстренных служб и служб безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Косоруков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC ADMINISTRATION IN THE ERA OF AUGMENTED REALITY: TRANSITION TO A TYPICAL AUTOMATED WORKPLACE OF A CIVIL SERVANT

The subject of article research is the digitalization of public administration, in particular, a typical automated workplace (TARM) of a civil servant designed within the framework of the federal project "Digital public administration", which allows increasing the efficiency and quality of his work in various positions of the state civil service. In this regard, the author considers the key challenges that must be addressed in order to transition from disparate workstations to the standardized TARM public servant, starting with the transfer of information systems of state bodies into a unified cloud platform and development of interdepartmental electronic document and ending with the construction of the National data management system and the development in each state body on technical translation project of its workplaces on the TARM. The novelty of the research consists in the study of marker and marker-free, projective and odometric mechanisms for creating augmented reality that allow improving the TARM of a civil servant in such areas as: virtual AR-office for providing public services, AR-TARM of civil servants, smart AR-assistants, AR-visualization of big data, AR-training and education of civil servants, AR-devices and applications for emergency services and security services.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЭПОХУ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПЕРЕХОД К ТИПОВОМУ АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ РАБОЧЕМУ МЕСТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО»

Государственное управление в эпоху дополненной реальности: переход к типовому автоматизированному рабочему месту государственного служащего

Косоруков Артем Андреевич

старший преподаватель кафедры политического анализа, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, [email protected]

Предметом исследования в статье выступает цифровизация государственного управления, в частности, проектируемое в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» типовое автоматизированное рабочее место (ТАРМ) государственного служащего, позволяющее повысить эффективность и качество его работы на различных должностях государственной гражданской службы. В этой связи автор рассматривает ключевые задачи, которые необходимо решить в целях перехода от разрозненных автоматизированных рабочих мест к стандартизированному ТАРМ государственного служащего, начиная с перевода информационных систем государственных органов в единую облачную платформу и развития межведомственного электронного документооборота и заканчивая построением Национальной системы управления данными и разработкой по каждому государственному органу технического проекта перевода его автоматизированных рабочих мест на ТАРМ. Новизна исследования заключается в изучении маркерного и безмаркерного, проективного и одометрического механизмов создания дополненной реальности, позволяющие усовершенствовать ТАРМ государственного служащего по таким направлениям как: виртуальный AR-офис по предоставлению госуслуг, AR-ТАРМ государственных служащих, умные AR-помощники, AR-визуализация больших данных, AR-подготовка и обучение государственных служащих, AR-устройства и приложения для экстренных служб и служб безопасности. Ключевые слова: государственная информационная система, информационная инфраструктура, типовое автоматизированное рабочее место, дополненная реальность, большие данные.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-32011

Введение

Переход к полномасштабной цифровизации государственного управления актуализирует вопросы автоматизации рабочего инструментария государственных служащих, информационно-коммуникационных технологий, которые делают возможным эффективное выполнение им своих профессиональных обязанностей. При этом федеральный проект «Цифровое государственное управление» выделяет такой качественно новый элемент проводимой реформы как типовое автоматизированное рабочее место (ТАРМ), позволяющее оптимизировать и ускорить внедрение на всех уровнях государственного управления новейшего цифрового инструментария, аналогичного корпоративным АРМ. В этой связи целью статьи выступает раскрытие особенностей проектирования типового автоматизированного рабочего места государственного служащего, а также выявление перспективных направлений его внедрения на базе механизмов дополненной реальности.

Обзор литературы

Следует отметить фрагментарное присутствие в российской научной литературе работ по проблематике типового автоматизированного рабочего места госслужащего, однако следует упомянуть наиболее актуальные из них. Так, Лозбинев Ф.Ю. и Аверченкова Е.Э. считают необходимым внедрение современных программных средств в работу государственных служащих и процесс принятия государственных решений [1]. Зялалова А.Ф. и Кириенко В.Е. анализируют возможности построения АРМ на муниципальном уровне управления [2][3]. Иванова А.В. отмечает, что адаптация технологий дополненной реальности из корпоративного в государственный сектор сталкивается с проблемой высокой стоимости инфраструктуры [4]. Славин О.А. и Гринь Е.С. [5] описывают несовершенство программного обеспечения и существующих компьютерных устройств, способных поддерживать AR-решения. Шебанова Н.А. [6] акцентирует внимание на несовершенном юридическом инструментарии по защите интеллектуальной собственности в AR-среде. В зарубежной литературе по ТАРМ появляются первые исследования по адаптации технологий дополненной реальности к сфере государственного управления. Так, Дж.Херман [7] указывает на возможности взаимодействии государственных служащих с гражданами в AR-пространстве с участием умных помощников. Шарм Р., Клинтон Н. и Смит П. исследуют особенности профессиональной подготовки и обучения государственных служащих с использованием AR-тех-нологий [8]. Франк А. [9] затрагивает проблематику обеспечения кибербезопасности в AR-среде. Дж. Сухита, Дж. Суджата [10] и Ахмед С. [11] описывают потенциал AR-инструментария в сфере создания трехмерных моделей объектов материальной инфраструктуры. Пирс Д. [12]

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о см о см

СП

о ш т

X

3

<

т о х

X

рассматривает программное обеспечение, позволяющее создавать многопользовательские AR-офисы.

Стартовым условием перехода к системной автоматизации рабочих мест государственных служащих во многом стало поручение Президента РФ от 20.07.2016 № Пр-1385 о поэтапном переходе к использованию единой инфраструктуры электронного правительства, выступающей фундаментом создания и эксплуатации государственных информационных систем (ГИС) - подключаемых к АРМ, а также распоряжение Правительства РФ № 1588-р от 26.07.2016 о переходе государственных органов на использование отечественного программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Несмотря на то, что указанные меры отражали стремление государства объединить многочисленные ГИС в структуре электронного правительства, автоматизация рабочих мест госслужащих продвигалась достаточно медленно. Поэтому в 2018 году с целью придания процессу автоматизации рабочих мест государственных служащих большей системности был утвержден федеральный проект «Цифровое государственное управление», в котором был сделан акцент на проектировании ТАРМ госслужащего.

Цифровизация государственного управления критически зависит от существующей организационно-правовой инфраструктуры, всесторонней административной поддержки данного процесса, начиная с решений Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, принятия Паспорта национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и заканчивая правительственными и ведомственными актами, позволяющими выдерживать график расходов и добиваться достижения ответственными исполнителями поставленных в национальной программе показателей, оценивать и корректировать правоприменительные процессы по мере получения обратной связи от исполнителей и конечных потребителей. Проектирование ТАРМ опирается на существующую правовую инфраструктуру в сфере государственного управления: если национальная программа задает сроки создания ТАРМ в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения и ответственного исполнителя - Заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, то федеральный проект устанавливает непосредственное руководство по созданию ТАРМ и расшифровывает ежегодные расходы на достижение данной цели вплоть до 2024 года.

Однако реализация федерального проекта «Цифровое государственное управление» имеет свои внутренние административно-правовые ограничения, касающиеся этапов проектирования ТАРМ. Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций № 22 от 30 января 2019 г. внедрение системы ТАРМ в органах государственной власти на базе отечественного программного обеспечения было запланировано на 4 квартал 2021 года (исходя из текста Приказа, не ясно, будет ли ТАРМ внедрено сразу во всех государственных органах или только в госорганах первой очереди, будет ли оно дорабатываться с учетом выявленных недостатков первых пилотных версий до 2024 года). При этом отечественные разработчики, в частности, победитель конкурса Минкомсвязи РФ на выполнение работ по разработке технического проекта перевода на ТАРМ госу-

дарственного служащего - ООО «ИБС Экспертиза», получили задание к середине 2020 года разработать методику обследования и классификации АРМ государственных органов, оценить готовность и разработать технологию перевода на ТАРМ пилотных АРМ госорганов первой очереди (Фонда социального страхования, Государственной фельдъегерской службы и Ростехнадзора) и затем второй очереди (Федеральной таможенной службы, Росгвардии, Росархива, Росимущества, Минюста и Минтруда). Как только государство получит от ООО «ИБС Экспертиза» технический проект перевода госорганов на ТАРМ, ожидаемый срок - до конца июня 2020 года, Минкомсвязь сможет запустить административный процесс перевода на ТАРМ органов государственной власти первой и второй очередей, но будет делать это поэтапно, начиная с 4 квартала 2021 года и вплоть до конца 2024 года.

Еще одним административно-правовым ограничением внедрения ТАРМ выступает необходимость сертификации и тестирования российского программного обеспечения, разрабатываемого для государственных органов власти. Так, НИИ «Восход» в рамках Постановления Правительства РФ № 1114 от 28 августа 2019 г. только в 2020 году начал тестировать различные конфигурации программной основы ТАРМ - российского программного обеспечения для государственных служащих, вошедшего в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Значимость тестирования заключается в том, что процесс полного импортозамещения программного обеспечения рабочих мест в органах государственной власти неизбежно будет сталкиваться с неожиданными ошибками и отказами в работе, связанными с несовместимостью отечественных программных компонентов между собой, с ведомственным программным обеспечением и АИС, с электронными подписями и программными средствами криптографии, использующиеся практически в каждом госоргане.

Говоря о перспективах дополнения ТАРМ госслужащего технологиями дополненной реальности, следует отметить принципиальную важность установки на стенде НИИ «Восход» различных платформ виртуальной и дополненной реальности, на которых уже сейчас можно развернуть наборы отечественного программного обеспечения из Реестра Минкомсвязи. Обозначенные наборы ПО должны будут проверяться в различных конфигурациях на совместимость, устойчивость, быстродействие и т.д. Подобным образом важно проводить тестирование инфраструктуры виртуальных рабочих мест государственных служащих, по итогам чего могут быть отобраны наиболее устойчивые наборы. Не имея доступа к программным наработкам ООО «ИБС Экспертиза», принадлежащим государству, и не претендуя на раскрытие технических особенностей АРМ в государственных органах власти, необходимо оценить готовность информационной инфраструктуры рабочих мест государственных органов к переводу на типовые АРМ.

Говоря о первичной информатизации рабочих мест государственных служащих в ходе реализации двух государственных программ «Электронная Россия» в 20022020 гг., следует отметить, что было создано около 800 автоматизированных информационных систем и АРМ госслужащих практически в каждом органе государственной власти и управления, что привело к тому, что АИС и их профильные автоматизированные рабочие

места представляли собой уникальные информационные продукты. Более того, стандарты сбора и хранения данных в АИС отличались от ведомства к ведомству, что, вкупе с необходимостью обучения госслужащих работе с конкретной АРМ, установленной на его рабочем месте, отнимали массу времени и требовали постоянного упорядочивания. Систематизация автоматизированных рабочих мест, с которыми работают российские государственные служащие, выступающая предварительным условием создания ТАРМ, осложняется тем, что руководитель каждого органа власти не только выступает заказчиком ведомственной АИС, но и утверждает структуру своего ведомства, под должностные категории и группы которого разрабатывается конкретная АИС. Таким образом, в современной России каждая из более чем 800 ведомственных АИС предоставляет различный уровень доступа и функциональные возможности госслужащим по 4 основным должностным категориям, в рамках которых может быть предусмотрено от одной до двадцати различных версий автоматизированного рабочего места. В результате, перед разработкой технологий перехода на ТАРМ ООО «ИБС Экспертиза» должна будет утвердить общую методику анализа и классификации как минимум 3200 автоматизированных рабочих мест органов государственной власти в соответствии с должностными категориями и функциональными особенностями каждой группы должностей. Использование данной методики и классификация тысяч АРМ приведет к необходимости принятия государством на вооружение одной или нескольких типовых цифровых платформ, на которые будут устанавливаться ТАРМ.

Оценивая готовность информационной инфраструктуры государственных органов к переводу на ТАРМ, следует упомянуть федеральный проект «Информационная инфраструктура» (01.11.2018-31.12.2024), входящий в состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Бросается в глаза низкая степень подключенности к сети «Интернет» российских органов государственной власти, составляющая на 2020 г. 18,8%, значительный рост которой начнется только на рубеже 2021-2022 гг. до 59 и 79% и составит к 2024 г. 100%. Наличие в 2020 г. только 4 опорных центров обработки данных в 4 федеральных округах свидетельствует о недостаточной готовности к переходу на отечественную инфраструктуру обработки и хранения данных. Перенос информационных систем и ресурсов только федеральных органов государственной власти в единую государственную облачную платформу по сервисной модели к 2024 году составит не более 70% (34% в 2020 году). Доля сертифицированных центров обработки данных, предоставляющих услуги органам государственной власти и местного самоуправления, возрастет с 30% в 2002 году до 100% в 2024 году.

Переход от разрозненных автоматизированных рабочих мест федеральных органов исполнительной власти к единому ТАРМ государственного служащего подразумевает решение следующих задач:

- перевод в рамках эксперимента Минкомсвязи в 2020-2022 гг. информационных систем государственных органов в государственную единую облачную платформу [13]: перенос всех продуцируемых государственными органами данных в единое облачное хранилище позволит осуществлять их бесперебойное использование, централизованное хранение и статистическую об-

работку, результаты которой будут доступны госслужащим в соответствии с их должностной категорией и решаемыми задачами,

- развитие системы межведомственного электронного документооборота (СМЭВ) как основы электронного правительства и составляющей перехода к цифровому государственному управлению: повышение к 2024 году до 90% доли юридически значимого электронного документооборота, осуществляющегося между государственными органами, станет возможным на основе гармонизации тех наборов данных, которые каждый из них производит и обменивается. СМЭВ позволит проводить аутентификацию и авторизацию обращений, поддерживать процесс взаимодействия от маршрутизации запросов до их мониторинга и протоколирования, применять политику безопасности, управлять сценариями взаимодействия и др.,

- построение Национальной системы управления данными (НСУД) [14] позволит государству осуществлять работу с государственными данными без изменения точек их хранения, формировать модели госданных, правила доступа и контроля их качества. Интеграция НСУД с существующими элементами инфраструктуры электронного правительства будет происходить поверх Системы межведомственного электронного документооборота, Единой системы идентификации и аутентификации пользователей, Единой среды проектирования услуг на базе реестра видов данных, Единой системы нормативно-справочной информации и др. НСУД будет также распространяться на запланированные элементы цифрового государственного управления: Единый федеральный информационный ресурс о населении (поставщика эталонных данных), ГАС «Управление» - аналитическую систему, работающую на данных, получаемых через ЕИП нсуд, Цифровой профиль и др.,

- разработка по каждому государственному органу проекта перевода его автоматизированных рабочих мест на ТАРМ: определение технологии и технических условий для внедрения ТАРМ в информационную инфраструктуру госоргана, разработку перечня мероприятий, операций по переводу классифицированных АРМ госоргана на ТАРМ, разработку схем организационной и функциональной структуры, разработку рекомендаций по доработке используемых информационных систем для обеспечения их переноса на ТАРМ.

Решение данных задач позволит перейти к типовому автоматизированному рабочему месту государственного служащего (как стационарному, так и облачному), функциональные возможности которого будут настраиваться под каждую категорию и группу должностей государственной службы [15]: 1) ТАРМ администратора (от заместителя начальника отдела до начальника управления, от заместителя начальника главного управления до первого заместителя федерального министра) - высший уровень доступа; 2) ТАРМ помощника/советника федерального министра - специальный уровень доступа; 3) ТАРМ специалиста (от специалиста-эксперта до начальника отдела в департаменте) - продвинутый уровень доступа; 4) ТАРМ исполнителя (от специалиста 2 разряда до ведущего специалиста 2 разряда) - стандартный уровень доступа.

При этом перед российскими разработчиками ТАРМ стоит задача протестировать и объединить на одной цифровой платформе такие инструменты работы как:

- отечественная операционная система на базе Linux или его аналогов, сертифицированная ФСТЭК РФ и

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м о

о es о es

an

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

представленная в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных РФ (например, ОС АТЛАНТ, ОС РОСА ХРОМ, ОС RAIDIX и др.);

- информационная система «Личный кабинет государственного служащего» (по модели кабинета госслужащего на портале электронного правительства [16]);

- пакет офисных программ, разработанный в качестве российского аналога Microsoft Office;

- единые системы электронной почты, аудио-видеосвязи, обмена мгновенными сообщениями для государственных служащих;

- единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) [17], обеспечивающая взаимодействие государственных органов на базе сервис-ориентированной архитектуры;

- единая система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) с использованием средств электронной подписи;

- единая система нормативной справочной информации (ЕСНСИ) [18];

- комплекс существующих ГАС и ГИИС, конфигурации программных компонентов которых будут подключаться в зависимости от полномочий и сферы компетенции конкретного государственного служащего,

- средства криптографической и антивирусной защиты информации [19] (например, программно-аппаратная продукция таких разработчиков как АО «Лаборатория Касперского», ООО «Доктор Веб», ООО «Вали-дата», ООО «КРИПТО-ПРО» и др.).

Федеральный проект «Цифровое государственное управление» не учитывает существующие и перспективные механизмы построения дополненной реальности, которые могут быть непосредственно задействованы в сфере автоматизации работы государственного служащего. Более того, существующие в России программные продукты в сфере AR пока не включены в Единый реестр и не прошли стендового тестирования, если не считать конструктора проектов дополненной реальности EV Toolbox Standart.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается бурный прогресс в сфере дополненной реальности, который нашел свое отражение в таких коммерческих продуктах как AR-очки/шлемы: как бинокулярные (Hololens, DAQRISmartGlasses, ThirdEye Gen X1), так и монокулярные (GoogleGlass, Vuzix M3000XL, Toshiba dynaEdge AR100). В основе представленной коммерческой AR-продукции лежат базовые механизмы создания дополненной реальности:

- маркерная дополненная реальность, основанная на распознавании изображений при помощи камеры мобильного устройства. Специальный пассивный визуальный маркер - QR-код, показывает запрограммированный результат только тогда, когда его считывает камера. Таким образом, удается выделять виртуальные объекты из реального мира и получать доступ к зашифрованной в QR-коде информации [20];

- безмаркерная дополненная реальность (коорди-натно-ориентированная AR). Чтобы предоставить данные о местонахождении объекта, она может использовать GPS/ГЛОНАСС-приемник, гироскоп, магнетометр и акселерометр мобильного устройства. Данная технология является самой распространенной в сфере AR на данный момент и позволяет с помощью трехмерного картирования создавать виртуальные указатели маршрутов и направлений движения [21];

- проективная дополненная реальность работает путем проектирования световых проекций на физические поверхности или в формате плазменных 3D-проекций. Специальное программное обеспечение для AR-устройств помогает осуществлять взаимодействие между пользователем и проекцией, определяя жесты и моменты прикосновения пользователя к той или иной точке световой картинки или плазменной формы [22];

- одометрическая дополненная реальность, основанная на технологии визуальной инерциальной одомет-рии, отслеживающей позицию и позволяющей ориентироваться в пространстве с помощью сенсоров и камеры [23]. Благодаря этому можно создавать точную 3D-мо-дель пространства вокруг устройства, обновлять ее в реальном времени, определять положение объектов, добавлять дополнительные объекты, взаимодействовать с ними, передавать эти данные и накладывать поверх 3D-модели дополнительные слои.

Тестирование и внедрение ТАРМ в государственных органах к 2024 году отражает философию классических государственных автоматизированных информационных систем, в этой связи на базе существующих механизмов построения дополненной реальности можно выделить перспективные направления усовершенствования ТАРМ государственного служащего, которые смогут быть реализованы после 2024 года:

1. Дополненная реальность обладает значительным потенциалом повышения эффективности работы государственных служащих благодаря созданию виртуального AR-офиса по предоставлению госуслуг [24], в рамках которого в режиме реального времени смогут взаимодействовать AR-профили граждан и государственных служащих, циркулировать юридически значимые цифровые документы. Создание AR-офиса потребует преобразовать миллиарды шаблонов документов в цифровые объекты, доступ к которым позволит гражданам заполнять их с помощью любого мобильного устройства с поддержкой AR, а государственным служащим - обрабатывать цифровые обращения в AR-среде.

2. Перспективным представляется также создание типовых автоматизированных AR-рабочих мест государственных служащих, объединенных в единую сеть. Программное обеспечение, позволяющее создавать AR-ра-бочие места для государственных служащих, в настоящее время уже создают компании Facebook, Microsoft и Boeing [25]. Кроме того, они проектируют AR-APM, в рамках которых документы и деловые встречи - становятся виртуальными. В современной России так же делаются первые шаги в направлении AR-APM, в частности, российская компания VR Concept выходит на рынок с приложениями виртуального прототипирования в целях коллективной работы с цифровыми двойниками в AR/VR-реал ьности.

3. Развитие технологий искусственного интеллекта и дополненной реальности произведет настоящую революцию во взаимодействии граждан с государством, ведь на место госслужащих при решении типовых рутинных задач придут умные помощники, такие как Amazon Alexa, Google Assistant, и Microsoft Cortana, поддерживающие оказание государственных услуг и работу с открытыми данными в AR-среде [26]: граждане более не будут сталкиваться с необходимостью заполнения онлайн-форм на порталах госорганов, а будут взаимодействовать с визуализированными AR-помощниками, действующими с различной степенью автономности.

4. AR-визуализация больших данных позволяет проецировать и взаимодействовать с ними в виртуальном пространстве, при этом госслужащий получает возможность входить в наборы данных, просматривать и редактировать их в динамичной и реалистичной среде. Технологический стартап Virtualitics уже работает на рынке AR-решений по визуализации больших данных [27], а группа разработчиков ProjectWise запускает платформу Immersive Grid [28], которая выглядит и ощущается как интерактивная 3D-карта, в которой сотрудник по кибер-безопасности исследует город на предмет потенциальных угроз и имеет возможность их деактивировать.

5. Профессиональная подготовка и обучение государственных служащих с использованием AR-техноло-гий направлены на стандартизацию образовательных AR-продуктов и оптимизацию финансовых затрат. Обучение госслужащих по всему миру их многочисленным должностным обязанностям является одной из самых трудоемких задач государственного управления. AR-приложения, обучающие программы и тренажеры обеспечивают виртуальный доступ к информационным материалам и офисному оборудованию [29] (в России образовательные AR-проекты для госсектора уже разрабатывает компания VR Education).

6. AR-решения смогут дать пользователям детализированное представление о внешнем виде и состоянии объектов материальной инфраструктуры за счет создания 3D-моделей проектируемых зданий, дорог, общественных пространств и др. Более того, трехмерные модели объектов позволят более эффективно сочетать архитектурный и природный ландшафты, выдерживая архитектурный стиль городской среды и др. [30] С помощью компьютерных AR-устройств госслужащие смогут вместе с подрядчиками осуществлять моделирование того, как строительные работы влияют на существующие транспортные потоки, а также представлять свои проекты общественности.

7. Оснащение экстренных государственных служб AR-устройствами позволит их сотрудникам получать информацию о потенциальных и актуальных угрозах в сфере безопасности. Так, в аэропортах КНР и Сингапура [31] сотрудники экстренных служб уже оснащаются AR-очками. Аналитические алгоритмы в сфере идентификации лиц и распознавания угроз позволяют проводить анализ пассажиропотока, а к тому времени, когда пассажир достигает зоны регистрации, его идентификационные данные и показатели потенциальных угроз высвечиваются на экране AR-очков сотрудника экстренной службы аэропорта.

Заключение

Следует отметить, что Министерство цифрового развития, связи и массовой коммуникации РФ, осознавая необходимость поддержки развития AR-технологий, приняло в конце 2019 года Дорожную карту развития сквозной цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности», затрагивающую, прежде всего, сферы корпоративного обучения, но не касающуюся технологического переоснащения государственного управления. Дорожная карта не интегрирована в федеральный проект «Цифровое государственное управление», так как касается исключительно вопросов организационной и финансовой поддержки отечественных технологий виртуальной и дополненной реальности. При этом Правительство РФ в сотрудничестве

с рядом россииских региональных правительств начинает тестировать возможности различных AR-решений, рассматривая их как эффективные инструменты модернизации ведомственных информационных систем и автоматизации рабочих мест государственных служащих. Дальнейшая адаптация и внедрение AR-технологий в сферу государственного управления будет неизбежно сталкиваться с рядом проблем: высокой стоимостью, технической сложностью и длительностью внедрения, повышенными требованиями к инфраструктуре связи, несовершенством программного обеспечения и существующих компьютерных AR-устройств, недостаточным количеством AR-специалистов, уязвимостью AR-реше-ний в сфере кибербезопасности, несовершенным юридическим инструментарием в сфере «мягкого» регулирования и защиты объектов интеллектуальной собственности.

Литература

1. Аверченкова Е.Э., Лозбинев Ф.Ю. Оснащение типового автоматизированного рабочего места госслужащего ресурсами СППР «ДАТА» для оценки влияния внешней среды на региональную социально-экономическую систему // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. № 4. - С. 122— 130.

2. Зялалова А.Ф. Автоматизированное рабочее место муниципального служащего: предпосылки создания, модель и позитивные эффекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. - С. 20262030.

3. Кириенко В.Е. «Электронный муниципалитет» как составная часть информационного общества России // Проблемы управления в социальных системах. 2009. Т. 1. Вып. 2. - С. 93-106.

4. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент, 2018. - № 3. - С. 88-106.

5. Славин О.А., Гринь Е.С. Обзор технологий виртуальной и дополненной реальности // Труды Института системного анализа РАН, 2019. - № 3. - С. 42-54.

6. Шебанова Н.А. Технологии погружения: вопросы своевременности правового регулирования // Журнал Суда по интеллектуальным правам, 09 декабря 2019 // http://ipcmagazine.ru/legal-issues/immersion-technologies-timeliness-of-legal-regulation (дата обращения: 18.08.2020).

7. Opening Public Services to Artificial Intelligence Assistants // https://www.gsa.gov/blog/2017/06/06/0pening-Public-Services-to-Artificial-Intelligence-Assistants (дата обращения: 18.08.2020).

8. Augmented and Virtual Reality (AR/VR) Applications in Government // https://www.publicspendforum.net/blogs/psfeditorial/2019/0 4/08/augmented-virtual-reality-applications-government/ (дата обращения: 18.08.2020).

9. Frank A. Cybersecurity Pros Will Soon Patrol Computer Networks Like Agents in 'The Matrix' // https://singularityhub.com/2017/05/08/cybersecurity-pros-will-soon-patrol-computer-networks-like-agents-in-the-matrix/ (дата обращения: 18.08.2020).

10. Suchita J., Sujata J. Role of Augmented Reality Applications for Smart City Planning // International Journal

X X

о

го А с.

X

го m

о

to о to о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о es о es

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019. - № 8. - P. 2278-3075.

11. Ahmed S. A Review on Using Opportunities of Augmented Reality and Virtual Reality in Construction Project Management // Organization, Technology and Management in Construction, 2018. - № 10. - P. 1839-1852.

12. Pierce D. Step Into Your New Virtual Office // https://www.wired.com/story/augmented-reality-in-the-workplace/ (дата обращения: 18.08.2020).

13. Концепция создания государственной единой облачной платформы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. № 1911-р) // http://static.government.ru/media/files/3pP2jAu58rAlWXyC mVZAMzJiX0Liw5Dg.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

14. Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 1189-р) // http://gov.garant.ru/document?id=72162090&byPara=1&su b=1 (дата обращения: 18.08.2020).

15. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 18.08.2020).

16. Кабинет госслужащего. Официальный интернет-портал государственных услуг // http://techportal.gosuslugi.ru/office-employee-gui/ (дата обращения: 18.08.2020).

17. Система межведомственного электронного взаимодействия. Технологический портал // https://smev3.gosuslugi.ru/portal/ (дата обращения: 18.08.2020).

18. Единая система нормативной справочной информации // esnsi.gosuslugi.ru (дата обращения: 18.08.2020).

19. Перечень средств защиты информации, сертифицированных ФСБ России. Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России // http://clsz.fsb.ru/certification.htm (дата обращения: 18.08.2020).

20. Касоян К.Ф. Разработка системы распознавания маркеров дополненной реальности // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78807/1/fti_2019_013.pd f (дата обращения: 18.08.2020).

21. Трофименко Е.В., Хмелева И.В. Разработка мобильного приложения на основе технологии дополненной реальности // http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/analiz/2018/01/2018-01-14.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

22. Dal Corso A., Einarsson G., Kjer H., Olsen M. VirtualTable: a projection augmented reality game // https://www.researchgate.net/publication/301463299_Virtu alTable_a_projection_augmented_reality_game (дата обращения: 18.08.2020).

23. Cortes S., Solin A., Rahtu E., Kannala J. ADVIO: An Authentic Dataset for Visual-Inertial Odometry. ECCV 2018. Lecture Notes in Computer Science, vol 11214. Springer, Cham // https://doi.org/10.1007/978-3-030-01249-6_26 (дата обращения: 18.08.2020).

24. Gardonio S. Will the Advent of AR/VR Dismantle the Office Building? // https://itnext.io/will-the-advent-of-ar-vr-dismantle-the-office-building-9aebcb44172c (дата обращения: 18.08.2020).

25. Pierce D. Step Into Your New Virtual Office // https://www.wired.com/story/augmented-reality-in-the-workplace/ (дата обращения: 18.08.2020).

26. Opening Public Services to Artificial Intelligence Assistants // https://www.gsa.gov/blog/2017/06/06/Opening-Public-Services-to-Artificial-Intelligence-Assistants (дата обращения: 18.08.2020).

27. Официальный сайт компании Virtualitics. Virtualitics Immersive Platform // https://www.virtualitics.com/ (дата обращения: 18.08.2020).

28. Frank A. Cybersecurity Pros Will Soon Patrol Computer Networks Like Agents in 'The Matrix' // https://singularityhub.com/2017/05/08/cybersecurity-pros-will-soon-patrol-computer-networks-like-agents-in-the-matrix/ (дата обращения: 18.08.2020).

29. Augmented and Virtual Reality (AR/VR) Applications in Government // https://www.publicspendforum.net/blogs/psfeditorial/2019/0 4/08/augmented-virtual-reality-applications-government/ (дата обращения: 18.08.2020).

30. Suchita J., Sujata J. Role of Augmented Reality Applications for Smart City Planning // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019. - № 8. - P. 2278-3075.

31. Benefits of Augmented Reality in Airports // https://thevoyageteam.com/2019/11/26/benefits-of-augmented-reality-in-airports/ (дата обращения: 18.08.2020).

Public Administration in the Era of Augmented Reality: Transition to a Typical Automated Workplace of a Civil Servant Kosorukov A.A.

Lomonosov Moscow State University

The subject of article research is the digitalization of public administration, in particular, a typical automated workplace (TARM) of a civil servant designed within the framework of the federal project "Digital public administration", which allows increasing the efficiency and quality of his work in various positions of the state civil service. In this regard, the author considers the key challenges that must be addressed in order to transition from disparate workstations to the standardized TARM public servant, starting with the transfer of information systems of state bodies into a unified cloud platform and development of interdepartmental electronic document and ending with the construction of the National data management system and the development in each state body on technical translation project of its workplaces on the TARM. The novelty of the research consists in the study of marker and marker-free, projective and odometric mechanisms for creating augmented reality that allow improving the TARM of a civil servant in such areas as: virtual AR-office for providing public services, ARTARM of civil servants, smart AR-assistants, AR-visualization of big data, AR-training and education of civil servants, AR-devices and applications for emergency services and security services.

Key words: government information system, information infrastructure, typical automated workplace, augmented reality, big data.

References

1. Averchenkova E.E., Lozbinev F.Yu. Equipping a typical automated workstation for a civil servant with the resources of the DATA DATA to assess the impact of the external environment on the regional socio-economic system // Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Management, Computer Engineering and Informatics. 2019. No. 4. - P. 122-130.

2. Zyalalova A.F. Automated workplace of a municipal employee:

prerequisites for creation, model and positive effects // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2016.Vol. 11. - P. 2026-2030.

3. Kirienko V.E. "Electronic municipality" as an integral part of the

information society in Russia // Problems of management in social systems. 2009. T. 1. Iss. 2. - S. 93-106.

4. Ivanova A.V. Technologies of virtual and augmented reality: opportunities and obstacles of application // Strategic decisions and risk management, 2018. - No. 3. - P. 88-106.

5. Slavin O.A., Grin E.S. Review of virtual and augmented reality

technologies // Proceedings of the Institute for System Analysis of the Russian Academy of Sciences, 2019. - No. 3. - P. 42-54.

6. Shebanova N.A. Immersion Technologies: Issues of Timeliness

of Legal Regulation // Journal of the Intellectual Property Rights Court, 09 December 2019 // http://ipcmagazine.ru/legal-issues/immersion-technologies-timeliness-of-legal-regulation (date accessed: 18.08. ).

7. Opening Public Services to Artificial Intelligence Assistants //

https://www.gsa.gov/blog/2017/06/06/0pening-Public-Services-to-Artificial-Intelligence-Assistants (date accessed: 18.08.2020) ...

8. Augmented and Virtual Reality (AR / VR) Applications in Government // https://www.publicspendforum.net/blogs/psfeditorial/2019/04/0 8/augmented-virtual-reality-applications-government/ (date of access: 08/18/2020).

9. Frank A. Cybersecurity Pros Will Soon Patrol Computer Networks

Like Agents in 'The Matrix' //

https://singularityhub.com/2017/05/08/cybersecurity-pros-will-soon-patrol-computer-networks-like -agents-in-the-matrix / (date accessed: 18.08.2020).

10. Suchita J., Sujata J. Role of Augmented Reality Applications for Smart City Planning // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019. - No. 8. - P. 22783075.

11. Ahmed S. A Review on Using Opportunities of Augmented Reality and Virtual Reality in Construction Project Management // Organization, Technology and Management in Construction, 2018. - No. 10. - P. 1839-1852.

12. Pierce D. Step Into Your New Virtual Office // https://www.wired.com/story/augmented-reality-in-the-workplace/ (date accessed: 18.08.2020).

13. The concept of creating a state unified cloud platform (Order of the Government of the Russian Federation dated August 28, 2019 No. 1911-r) // http://static.government.ru/media/files/3pP2jAu58rAlWXyCmV ZAMzJiX0Liw5Dg.pdf (date of access: 18.08.2020 ).

14. The concept of creation and functioning of a national data management system (approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated June 3, 2019 No. 1189-r) // http://gov.garant.ru/document?id=72162090&byPara=1&sub=

1 ( date of access: 18.08.2020).

15. Federal Law "On the State Civil Service of the Russian Federation" dated 27.07.2004 No. 79-FZ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (date of access: 18.08.2020).

16. Office of a civil servant. Official Internet portal of public services // http://techportal.gosuslugi.ru/office-employee-gui/ (date accessed: 18.08.

17. The system of interdepartmental electronic interaction. Technological portal // https://smev3.gosuslugi.ru/portal/ (date accessed: 18.08.2020).

18. Unified system of normative reference information // esnsi.gosuslugi.ru (date of access: 18.08.2020).

19. The list of information security tools certified by the FSB of Russia. Center for Licensing, Certification and Protection of State Secrets of the FSB of Russia // http://clsz.fsb.ru/certification.htm (date accessed: 18.08.2020).

20. Kasoyan K.F. Development of a system for recognizing markers of augmented reality // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/78807/1/fti_2019_013.pdf (date accessed: 18.08.

21. Trofimenko E.V., Khmeleva I.V. Development of a mobile application based on augmented reality technology // http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/analiz/2018/01/2018-01-14.pdf (date accessed: 18.08.2020).

22. Dal Corso A., Einarsson G., Kjer H., Olsen M. VirtualTable: a projection augmented reality game // https://www.researchgate.net/publication/301463299_VirtualT able_a_projection_augmented_reality_game (date accessed: 18.08.2020).

23. Cortes S., Solin A., Rahtu E., Kannala J. ADVIO: An Authentic Dataset for Visual-Inertial Odometry. ECCV 2018. Lecture Notes in Computer Science, vol 11214. Springer, Cham // https://doi.org/10.1007/978-3-030-01249-6_26 (date accessed: 18.08.2020).

24. Gardonio S. Will the Advent of AR / VR Dismantle the Office Building? // https://itnext.io/will-the-advent-of-ar-vr-dismantle-the-office-building-9aebcb44172c (date accessed: 18.08.2020).

25. Pierce D. Step Into Your New Virtual Office // https://www.wired.com/story/augmented-reality-in-the-workplace/ (date accessed: 18.08.2020).

26. Opening Public Services to Artificial Intelligence Assistants // https://www.gsa.gov/blog/2017/06/06/Opening-Public-Services-to-Artificial-Intelligence-Assistants (date accessed: 18.08.2020) ...

27. Official site of Virtualitics company. Virtualitics Immersive Platform // https://www.virtualitics.com/ (date accessed: 18.08.2020).

28. Frank A. Cybersecurity Pros Will Soon Patrol Computer Networks Like Agents in 'The Matrix' // https://singularityhub.com/2017/05/08/cybersecurity-pros-will-soon-patrol-computer-networks-like -agents-in-the-matrix / (date accessed: 18.08.2020).

29. Augmented and Virtual Reality (AR / VR) Applications in Government // https://www.publicspendforum.net/blogs/psfeditorial/2019/04/0 8/augmented-virtual-reality-applications-government/ (date accessed: 08/18/2020).

30. Suchita J., Sujata J. Role of Augmented Reality Applications for Smart City Planning // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019. - No. 8. - P. 22783075.

31. Benefits of Augmented Reality in Airports // https://thevoyageteam.com/2019/11/26/benefits-of-augmented-reality-in-airports/ (date accessed: 18.08.2020).

X X O 00 A c.

X

00 m

o

ho o ho o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.