Цифровизация управления как фактор эффективного взаимодействия государства и общества
Рыбакова Марина Владимировна,
доктор социологических наук, профессор, МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Иванова Наталья Анатольевна,
кандидат социологических наук, научный сотрудник, МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: na.an.ivanova@ yandex.ru
В работе показана роль цифровых технологий в государственном управлении. На основе проведенного авторами исследования дана оценка развитию цифровизации в современном обществе по мнению студенческой молодежи. Выявлены доступность цифровой среды, основные проблемы, сдерживающие внедрение цифровых технологий в государственном управлении, и причины, препятствующие цифровой трансформации предприятий. Показаны риски для национальной безопасности при внедрении цифровых технологий в государственном управлении.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, студенческая молодежь, государственное управление, безопасность.
В условиях глобализации современного мира невозможно переоценить значение цифровых технологий, в том числе и в государственном управлении. Можно выделить несколько ключевых тенденций, которые подтверждают эту необходимость. В первую очередь, увеличивается сложность и неопределенность окружающей среды, в рамках которой функционируют государственные служащие, это ведет к появлению различных проблем, с которыми раньше сталкиваться не приходилось. Решение этих проблем не может быть принято в рамках какой-либо единой государственной структуры. Помимо этого, поскольку информационные потоки значительно растут, многомерность и многоаспектность таких проблем требует различных методов и механизмов государственного воздействия и регулирования. Во-вторых, гражданское общество характеризуется все большей информированностью, что ведет к возникновению новых и повышению существующих требований к работе государственных служащих. В-третьих, повышение доступности использования цифровых технологий привело к изменению способов взаимодействия граждан друг с другом и с органами государственной власти с помощью различных медиа-социальных вебсайтов. В-четвертых, общество настолько вовлечено в технологии, что уже и не замечает их развитие, эксперты говорят об утомляемости общества от информации и технологий. «Социальное» больше не институционализирует себя в виде класса и не дезинтегрировано постмодерном, а «заявляет о себе в сетевой форме», «сеть становится настоящей формой социального» [5, с. 27].
Наиболее масштабным документом в рамках внедрения процессов информатизации в России является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-
157
2030 гг. (далее - Стратегия), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 [1]. Так, она формирует цели развития российского информационного пространства, коммуникационных технологий, устанавливает приоритет создания технологической основы институтов прямой демократии, осуществления экономики. При рассмотрении положений Стратегии стоит обратить внимание на ее всеобъемлющий и программный характер. В Стратегии представлены ориентиры на внедрение российского программного обеспечения для осуществления работы государственных органов, устойчивого функционирования российского сегмента сети «Интернет».
Процесс цифровизации трансформирует структуру экономик стран и регионов, преобразует социальную парадигму жизни людей, влияет на способы и методы деятельности государств во внутренней и внешних сферах, «цифровые технологии всепроникающие, они универсальны и применимы практически во всех сферах жизнедеятельности человека» [4].
По количеству пользователей интернета (116 млн человек на 31 декабря 2020 г.) [9] Россия занимает первое место в Европе и восьмое - в мире. За последние годы в России по оценке экспертной группы Digital McKinsey были реализованы цифровые платформы федерального и регионального значения. Дальнейшая цифровизация экономики страны может увеличить ВВП России к 2025 г. на 4,1-8,9 трлн рублей [2].
Одной из подпрограмм Стратегии является подпрограмма «Информационное государство», в основе которой лежит инструментарий перехода к циф-ровизации функций государственного управления. И, прежде всего, этот переход осуществляется на основе внедрения, использования и совершенствования системы электронного правительства [6]. Следует отметить, что электронное и цифровое правительство - это не равнозначные понятия и наиболее подробно они рассмотрены у экспертов [8].
Электронное правительство предполагает наличие трех основных элементов (G2G, government to government, правительство правительству; G2B, government to business, правительство бизнесу; G2C, government to citizens, правительство гражданам), а также множество прикладных, таких, как: предоставление свободного доступа граждан к информации органов государственной власти, отсутствие значительного количества необоснованных административных процедур и т.д. Все это призвано не только упростить процесс получения гражданами государственных услуг, но и упростить работу самих госслужащих.
Основные цели сервисов G2C и G2B состоят в том, чтобы дебюрократизировать государственную службу, избавиться от очередей, активизировать малый и средний бизнес, оптимизировать государственный менеджмент и т.д. Это необходимо для обеспечения максимально комфортных условий существования и развития как для рядовых граждан и бизнесменов, так и для всей системы государственной службы.
За счет контроля, который обеспечивается сервисом G2G, уменьшается возможность нецелевого использования бюджетных средств и других злоупотреблений, связанных с недостатком информации и ее нефункциональной организацией. Также за счет электронного документооборота экономится время служащего и тем самым повышается эффективность его работы. Работа с электронными документами является гораздо более простой и менее затратной, поскольку, в отличие от бумаг, они доступны для ознакомления, внесения изменений или предоставления заинтересованным лицам когда угодно и где угодно.
Вместе с тем, для успешной цифровой трансформации необходима проработанная стратегия реформ, включающая показатели достижения целей и оценки процесса развития. Не существует общепризнанной унифицированной модели оценки развития электронного правительства [3, с. 255].
158
Государственное управление строится на принятии различных управленческих решений. В их основу входит прогнозирование и планирование, контроль деятельности органов государственного управления и оценка этой деятельности. В этих целях (планирования, мониторинга, оценки результативности) используются статистические показатели. Таким образом, представляется возможным использование «больших данных» в качестве источника информации для принятия государственных решений.
В соответствии с рейтингом стран по уровню развития электронного правительства [7], опубликованным ООН, Россия в 2018 году занимала 32 место в мире, при этом улучшив свою позицию по сравнению с 2016 годом на 3 позиции и войдя в группу наиболее развитых стран по данному показателю.
Проведение исследований по вопросам цифровизации особенно актуально для современного общества в целях оценки возможностей и угроз информатизации и цифровизации для общества и человека, влияния цифрови-зации на национальную безопасность, оценки уровня использования цифровых технологий в социальной сфере.
В марте 2021 г. авторами было проведено исследование среди студентов московского вуза1 1 с целью получения оценки развития цифровизации в современном обществе по мнению сту-
1 Анкета была создана на сервисе Google forms. В опросе приняли участие 510 респондент. Количественный состав выборки позволяет говорить о достоверности полученных результатов. Качественный состав выборки характеризуется такими параметрами, как равноценное соотношение по возрасту, гендерному принципу, курсам подготовки, отделениям и направлениям подготовки (n=510: направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» - 334 чел., «Управление персоналом» - 56 чел., «Менеджмент» - 87 чел., «Политология» - 33 чел.). Основная масса студентов проживают в Москве и Санкт-Петербурге (79,3%), в городах федерального значения, областных и региональных центрах (6,5%), малых городах (6,9), ПГТ, селах, деревнях (2,7%). Гендерный состав опрошенных (n=510): мужчины - 189 чел., женщины - 321 чел. При проведении опроса использовалась методика «закрытой анкеты». По каждому вопросу респондентам предлагалось несколько вариантов ответов.
денческой молодежи, выявления доступности цифровой среды, наличия стратегии и модели управления циф-ровизацией, причин, препятствующих цифровой трансформации предприятий, оценки безопасности в цифровой среде. Объектом исследования выступали студенты 1-4 курсов бакалавриата (п=510, курсы: 1 курс - 119 чел., 2 курс - 126 чел., 3 курс - 134 чел., 4 курс - 131 чел.), бюджетного и платного отделений, обучающихся по разным направлениям подготовки. Будущая профессия большинства респондентов связана с государственным управлением. Опрос носил анонимный характер, данные анкет были обработаны и проанализированы в обобщенном виде.
В рамках проведенного исследования студенты отметили доступность и развитие большими темпами цифровых технологий в последнее время (рис. 1). Пости 70% опрошенных подчеркивают высокую скорость внедрения цифровых технологий в жизнь общества.
Студентам было предложено оценить по пятибалльной шкале степень доступности цифровых технологий в разных областях, обеспечивающих высокое качество жизни. В наибольшей степени, по мнению студентов, доступность цифровых технологий отмечается при получении государственных услуг (69%), в образовании (69%) и культурной жизни (67%), социальной сфере (63%), чуть меньше в экономике (60%) и здравоохранении (54%) (рис. 2).
Авторское исследование коррелирует с данными, полученными в рамках проекта российского межведомственного центра компетенций в сфере интернет-коммуникации АНО «Диалог»: 51% респондентов отметили положительное влияние цифровизации на жизнь; за последний год почти 90% российских граждан обращались за государственными услугами через цифровые сервисы [10]. При этом ВЦИОМ отмечает, что 60% опрошенных высоко оценивают свой уровень владения цифровыми компетенциями и считают его достаточным [11].
159
Затрудняюсь ответить 11%
Остается на
7% Щ
■ Медленно Быстро Остается на том же уровне Затрудняюсь ответить Рис. 1. Развитие доступности цифровых технологий, в%
Культурная жизнь Здравоохранение Образование
б7%
Б
Социальная сфера
Государственные услуги
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% Рис. 2. Доступность цифровых технологий по мнению студентов, в%
В стране уже развернута сеть многофункциональных центров с целью получения государственных услуг по принципу одного «окна». Данное нововведение облегчило получение большинства услуг гражданами страны, позволило избежать затрудненного процесса сбора документов. Многофункциональные центры в России продвинули процесс информатизации государственного управления и улучшили отношение граждан к государственным структурам.
Большинство студентов уверены в необходимости электронной коммуникации населения с органами власти, из них 42% респондентов отвечали, что такого рода взаимодействие должно
происходить исключительно с помощью интернет-платформ и 53% - «в таком взаимодействии есть положительные моменты» (рис. 3).
По мнению студентов, возрос и уровень доверия к применению цифровых технологий (75,88%), при этом некоторые студенты отметили, что доверие к цифровым технологиям осталось на прежнем уровне (15,35%).
Стоит отметить, что внедрение информационных технологий в частности и реализация концепции цифрового правительства в общем сопряжено с высокими рисками для национальной безопасности, в особенности для таких ее составляющих как экономическая и информационная безопасность, что
160
69%
60%
предъявляет особые требования к защите массива данных, включающего в себя информацию в различных сферах деятельности граждан, организаций и органов, и технических средств, используемых для их сбора и анализа.
Да, безусловно (взаимодействие с государственными структурами должно происходить исключительно с помощью интернет-платформ)
Наверное, в этом есть положительные моменты
Студентам было предложено оценить безопасность в цифровой среде. Почти 70% студентов считают, что она вызывает опасения, полностью безопасная -4,13%, 10,77% - не задумались на эту тему.
Затрудняюсь ответить ^
Нет, не вижу ничего положительного
0 10 20 30 40 50 60 Рис. 3. Способ взаимодействия с органами государственной власти, в%
Цифровизация влияет на сокращение сроков передачи информации между государством и обществом, способствует концентрации исчерпывающего количества информации в руках любого субъекта обмена данными. Однако не стоит забывать о безопасности, границы которой не так ощутимы, как границы личной безопасности в реальной жизни. Конституцией Российской Федерации гарантирована свобода мысли, слова, совести и вероисповедания, что, в свою очередь, приводит некоторых пользователей Сети к мысли, что можно высказывать абсолютно любую позицию безнаказанно. Однако, несмотря на большую свободу, цифровая демократия не дает возможности субъектам оскорблять других, писать тексты оскорбительного, пропагандистского и аморального содержания.
На сегодняшний день существуют некоторые проблемы, замедляющие процесс развития цифровых технологий в сфере государственной службы, и связаны они, прежде всего, с образованием и развитием субъектов управления. Государственный служащий должен быть способен на эффективное использование передовых информационных технологий при осущест-
влении своих профессиональных полномочий, адаптацию к их быстроизме-няющимся характеристикам, должен уметь решать управленческие задачи с помощью информационных технологий. Органы государственной власти, образовательные учреждения и другие заинтересованные лица должны проводить различного рода мероприятия, которые будут способствовать разрушению стереотипов, переосмыслению классических и уже давно сложившихся подходов и методов. Необходимо сформировать новое системное мышление, которое позволит рассматривать современные технологии не только как новую систему знаний, но и как возможность увеличить способности целой системы государственной службы. Главной задачей является обучение применению цифровых технологий для того, чтобы подготавливать и принимать управленческие решения.
Цифровизация в современном российском обществе на данный момент получает достаточно широкое распространение - мы видим это в нашей повседневной жизни. В то же время говорить о полной цифровизации отношений между обществом и государством пока не представляется возможным.
161
Стратегия развития информационного общества указывает на процессы, которые постепенно внедряются в государственное управление. Среди них можно выделить информационные платформы, дающие право гражданам на обсуждение решений органов власти, учитывающие мнения путем голосований за определенные варианты или предложением своих путей решений (например, «Активный гражданин»), дающие право получать доступ к судебным документам (ГАС «Правосудие»). Также стоит заострить внимание на площадках, дающих любому право контроля над недобросовестными действиями других граждан (например, «Помощник Москвы»).
Эффективная информатизация и циф-ровизация государственного управления представляются возможным в условиях повышения правовой грамотности всех субъектов информационного оборота. Появляющиеся информационно-коммуникационные технологии, новые методы влияния общества на принятие решений государственного масштаба, новые рычаги общественного давления не имеют еще широкого распространения в современном российском обществе в связи с малым распространением информации об использовании данных способов, методов.
Цифровизация и информатизация позволяет устранить проявление коррупционных явлений из-за зависимости от действий конкретных субъектов, уменьшить время подачи заявлений, рассмотрения и принятия решений в процессе взаимодействия граждан с государственными органами.
Очевидно, что цифровые технологии сегодня являются критически важными элементами современного управления, в том числе и государственного, и очень важна не только трансформация системы государственного управления, но и переформатирование взаимодействия между гражданским обществом, бизнесом и государством.
Увеличение скорости преобразований влечет за собой необходимость в увеличении скорости принятия управ-
ленческих решений; увеличение объемов данных требует постоянного и непрерывного их анализа и оценки, своевременность которых влияет на быстроту отклика субъекта управления и на результаты прогнозирования будущих состояний (экономики, общественных групп и т.д.). Такие требования предъявляются к современному государственному управлению, которое, чтобы быть эффективным, должно основываться на новом технологическом фундаменте.
Таким образом, в настоящее время начинается новая эра развития цифровых технологий во всем мире. В рамках этой эры происходит активная трансформация не только институтов экономики, но также инструментов и механизмов государственного управления, которые должны соответствовать современному обществу, успешно осваивающему все более новые технологии. С помощью цифровизации государственной службы повышается эффективность взаимодействия государства и общества, и поэтому, несмотря на некоторые сопутствующие проблемы, необходимо находить пути внедрения цифровых технологий во всю систему государственного управления, учитывая менталитет российского населения и особенности развития российского государства.
Литература
1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. (утв. Президентом РФ 09.05.2017 г. № Пр-203). [Электронный ресурс]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71570570/ (дата обращения: 05.09.2021).
2. Аптекман А. Цифровая Россия: новая реальность. Digital McKinsey. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/ ru/~/media/McKinsey/Locations/ Europe%20and%20Middle%20East/ Russia/0ur%20Insights/Digital%20 Russia/Digital-Russia-report.ashx (дата обращения: 25.04.2021).
162
3. Иванова М.В. Системы оценки цифровой трансформации государственного управления: сравнительный анализ российской и зарубежной практики // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 79. С. 255-280.
4. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху / С.Г. Камолов // 25 лет внешней политики России: сб. материалов X Конвента РАМИ (Москва, 8-9 декабря 2016 г.). В 5 т. Т. 2: Россия и современный мир: политика и безопасность. В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. А.В. Мальгина; [науч. ред.: А.А. Великая и др.]; Моск. гос. ин-т между-нар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Рос. ассоциация междунар. исследований (РАМИ). Москва: МГИМО-Университет, 2017. С.449-460.
5. Ловинк Г. Критическая теория Интернета. М.: Ad Marginem Press, Музей современного искусства «Гараж», 2019. 304 с.
6. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство в контексте цифровой трансформации // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5(153). С. 120-135. DOI: https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.5.07.
7. The United Nations E-Government Survey 2018: Gearing E-Government to Support Transformation towards sustainable and resilient societies // UN [Электронный ресурс]. URL: https:// publicadministration.un.org/egovkb/ Portals/egovkb/Documents/un/2018-Survey/E-Government%20Survey%20 2018_FINAL%20for%20web.pdf (Дата обращения: 01.09.2021).
8. Recommendation of the Council on Digital Government Strategies // OECD [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/gov/digital-government/Recommendation-digital-government-strategies.pdf (Дата обращения: 01.09.2021).
9. Top 20 Countries in Internet Users/ Internet World Stats. Miniwatts
Marketing Group. [Электронный ресурс]. URL: https://www. internetworldstats.com/top20.htm (дата обращения: 25.04.2021).
10. Россияне оценили влияние циф-ровизации на их жизнь // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20210903/ tsifrovizatsiya-1748575955.html (дата обращения: 05.09.2021).
11. Цифровая грамотность и удаленная работа в условиях пандемии // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reports/ analiticheskiidoklad/czifrovaya-gramotnost-i-udalennaya-rabota-v-usloviyakh-pandemii (дата обращения: 05.09.2021).
DIGITALIZATION OF MANAGEMENT AS A FACTOR OF EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN THE STATE AND SOCIETY
Rybakova M.V., Ivanova N.A.
Lomonosov Moscow State University
The paper shows the role of digital technologies in public administration. Based on the study conducted by the authors, the assessment of the development of digitalization in modern society is given according to the opinion of student youth. The author identifies the availability of the digital environment, the main problems hindering the introduction of digital technologies in public administration, and the reasons hindering the digital transformation of enterprises. Risks to national security in the implementation of digital technologies in public administration are shown.
Keywords: digitization, digital technologies, student youth, public administration, security.
References
1. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030 (approved by the President of the Russian Federation on 09.05.2017 No. Pr-203). [Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71570570/ (date of access: 09/05/2021).
2. Aptekman A. Digital Russia: a new reality. Digital McKinsey. 2017. [Electronic resource]. URL: https://www.mckinsey. com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Eu-
163
3.
4.
5.
6.
rope%20and%20Middle%20East/Rus-sia/0ur%20Insights/Digital%20Russia/ Digital-Russia-report.ashx (access date: 04/25/2021).
Ivanova M.V. Systems for assessing the digital transformation of public administration: a comparative analysis of Russian and foreign practice // Public Administration. Electronic bulletin. 2020. No. 79, pp. 255280.
Kamolov S.G. Public administration in the digital era / S.G. Kamolov // 25 years of Russian foreign policy: collection of articles. materials of the X RAMI Convention (Moscow, December 8-9, 2016). In 5 volumes. V.2: Russia and the modern world: politics and security. At 2 pm Part 2 / under total. ed. A.V. Malgina; [scientific. ed .: A.A. Ve-likaya and others]; Moscow state Institute of International relations (un-t) M-va foreign. cases Ros. Federation, Ros. association int. research (RAMI). Moscow: MGIMO-Univer-sity, 2017.S. 449-460. Lovink G. Critical theory of the Internet. Moscow: Ad Marginem Press, Garage Museum of Contemporary Art, 2019. 304 p. Pavlyutenkova M. Yu. E-government vs digital government in the context of digital transformation // Monitoring public opinion: Economic and social changes. 2019. No. 5 (153). S. 120-135. DOI: https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.5.07.
7. The United Nations E-Government Survey 2018: Gearing E-Government to Support Transformation towards sustainable and resilient societies // UN [Electronic resource]. URL: https://publicadministration. un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/ un/2018-Survey/E-Government%20Sur-vey%202018_FINAL%20for%20web.pdf (Date accessed: 01.09.2021).
8. Recommendation of the Council on Digital Government Strategies // OECD [Electronic resource]. URL: https://www.oecd.org/ gov/digital-government/Recommendation-digital-government-strategies.pdf (Date accessed: 01.09.2021).
9. Top 20 Countries in Internet Users / Internet World Stats. Miniwatts Marketing Group. [Electronic resource]. URL: https://www.in-ternetworldstats.com/top20.htm (date accessed: 04/25/2021).
10. Russians appreciated the impact of digital-ization on their life // RIA Novosti [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/20210903/ tsifrovizatsiya-1748575955.html (date accessed: 09/05/2021).
11. Digital literacy and remote work in a pandemic // VTslOM [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reports/an-aliticheskiidoklad/czifrovaya-gramotnost-i-udalennaya-rabota-v-usloviyakh-pandemii (date of access: 09/05/2021).
164