УДК 339.5
РИСКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В УСЛОВИЯХ
РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ 4.0
Борисова Е.С., студент
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Воробьева А.В., студент Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected] Научный руководитель - Шедько Ю.Н., д.э.н., доцент Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье охарактеризована четвертая промышленная революция, описаны основные черты индустрии 4.0. Обосновано значение цифровых технологий в улучшении качества государственного управления. Перечислены признаки цифровой трансформации государственного управления. Определена роль электронных порталов и автоматизированных информационных систем в реализации управленческих полномочий. Рассмотрены примеры цифровых платформ органов государственной власти. Выявлены положительные тенденции в развитии государственного управления в условиях цифровизациии. Выделены перспективные направления развития государственного управления. Раскрыты основные риски государственного управления в условиях цифровизации. Описана проблема цифрового суверенитета. Рассмотрена кибербезопасность как приоритетное направление защиты конфиденциальной и персональной информации в рамках активного развития искусственного интеллекта. Выявлены риски, связанные с человеческим потенциалом в цифровую эпоху. Обозначена важность повышения уровня цифрового доверия граждан к внедрению нововведений в сферу государственного управления. Выявлены преимущества искусственного интеллекта в сравнении с человеком. Определены перспективы автоматизации профессий и последствия модернизации рынка труда. Представлен зарубежный опыт развития цифровой экономики. Предложены варианты снижения рассмотренных рисков и проблем в государственном управлении в условиях развития индустрии 4.0.
Ключевые слова: государственное управление, индустрия 4.0, риски цифровизации, цифровая экономика, информационное общество, цифровое развитие.
RISKS IN GOVERNANCE IN THE CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF
INDUSTRY 4.0
Borisova E.S., student
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] Vorobyeva A. V., student Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] Supervisor - Shedko Y.N., Dr. Econ. Sciences, Associate Professor, docent Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Absract: The article describes the fourth industrial revolution, describes the main features of industry 4.0. The importance of digital technologies in improving the quality of public administration is substantiated. The signs of digital transformation of public administration are listed. The role of electronic portals and automated information systems in the implementation of managerial powers is determined. Examples of digital platforms of government bodies are considered. Positive trends in the development of public administration in the context of digitalization have been identified. Promising areas of development of public administration are highlighted. The main risks of public administration in the context of digitalization are disclosed. The problem of digital sovereignty is described. Cybersecurity is considered as a priority area for protecting confidential and personal information in the framework of the active development of artificial intelligence. Identified risks associated with human potential in the digital age. The importance of increasing the level of digital trust of citizens to introduce innovations in public administration is indicated. The advantages of artificial intelligence in comparison with humans are revealed. The prospects for the automation of professions and the consequences of the modernization of the labor market are determined. The foreign
experience in the development of the digital economy is presented. Options for reducing the risks and problems in public administration under the development of industry 4.0 are proposed.
Keywords: government, industry 4.0, digitalisation risks, digital economy, information society, digital development.
1. ВВЕДЕНИЕ
Постоянный технологий в ознаменовал промышленной
рост роли информационных жизнедеятельности человека переход к четвертой революции, также именуемой индустрией 4.0. Данный новый этап в научно-технологическом прогрессе характеризуется повсеместным применением информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), автоматизацией всех процессов и стадий производства. [13, С.9] Так, в рамках цифровой экономики быстро изменяются материально-вещественные факторы общественного производства, как по форме, так и по содержанию, а также повышаются мобильность и гибкость совокупного человеческого капитала, что позволяет работодателям довольно часто избегать дорогостоящие рынки организованной рабочей силы и действовать напрямую с каждым работником. [4, С.137] В результате объединения в индустрии 4.0 цифровых, физических и биологических систем, активно развивается искусственный интеллект, о чем свидетельствует тенденция усложнения и увеличения задач, возлагаемых на компьютерные системы. [14, С.31]
Многие развитые страны ставят перед собой цель - максимально минимизировать барьеры в процессе перехода к индустрии 4.0. Следовательно, в современных условиях цифровизации необходимость государственного регулирования происходящих цифровых изменений является актуальным вопросом, так как развитие информационного пространства сегодня можно рассматривать в качестве средства обеспечения конкурентоспособности страны. Цифровая эпоха обязывает государственное управление (далее - ГУ) быстро адаптироваться к новым условиям путем разработки новых принципов управления для оперативного и эффективного процесса принятия решений.
2. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
цифровизациии заключается в эффективности
Четвертая промышленная революция диктует новые правила для успешного
функционирования всех сфер
жизнедеятельности, в том числе и государственного управления. Цифровизация ГУ - это общемировая тенденция. Сегодня работа в режиме реального времени в органах государственной власти непосредственно связывается с информационно-
коммуникационными технологиями, облачными вычислениями, большими данными и интернетом. [12, С.200]
Главная цель
государственного управления значительном повышении его для обеспечения прогрессивного развития экономики страны. Для достижения этой миссии, связанной с реформированием и цифровой модернизацией институтов и механизмов государственного управления, требуется в первую очередь своевременное внедрение цифровых технологий,
управленческих инноваций и платформенных решений в систему ГУ и оказания государственных услуг населению. Таким образом, организация единых цифровых информационных платформ будет
способствовать достижению нового качества государственного управления на основе эффективного взаимодействия государственных органов управления федерального,
регионального и муниципального уровней между собой, государственных органов власти и общества, а также государства и бизнеса. Высокое качество государственного управления является одним из главных факторов качественного роста экономики и конкурентоспособности страны.
Цифровая трансформация ГУ подразумевает следующее:
- создание единой архитектуры государственной цифровой платформы, основанной на едином массиве информационных данных [6, С.66];
- перевод оказываемых населению государственных услуг в электронный формат с системой дистанционной биометрической идентификации;
- использование технологии «больших данных» для планирования, мониторинга и оценки достигаемых результатов;
- равный доступ к государственным информационным источникам, электронным порталам, предоставляющим сведения о порядке и условиях оказания услуг, которые позволяют гражданам решать свои насущные проблемы, не посещая государственный орган;
- перевод в цифровой формат контрольно-надзорную деятельность;
- обеспечение прозрачности и открытости действий органов государственной власти;
- создание цифровых платформ направлено на удаленное участие граждан в процессе государственного управления, снижение очередей, оперативное решение вопроса, повышение качества государственных услуг.
Например, Единый портал государственных и муниципальных услуг, который стал Таблица 1. Прогнозы результатов цифровой тр
показателем модернизации государственного и муниципального управления в России, так как является инновационным инструментом помощи гражданам при взаимодействии с органами исполнительной власти, обеспечивающий общедоступность государственных услуг для всех категорий населения и тем самым, способствуя повышению качества жизни жителей Российской Федерации. [1, С.139] Также примером действенной цифровой платформой для улучшение государственного управления можно считать Единую систему идентификации и аутентификации, призванную упорядочить и централизовать процессы регистрации и авторизации физических и юридических лиц, обеспечить защиту информации, делегировать полномочия по доступу к ресурсам системы уполномоченным лицам нижестоящих органов государственной власти.
Кроме того, положительная тенденция цифровизации заключается в сокращении издержек государства (Табл. 1)
формации государственного управления [3, С. 28]
2017 год 2018 год 2019 год
Количество государственных услуг для бизнеса в электронном виде, млн. шт. в год 2,028 2,253 2,504
Количество освобожденных благодаря цифровизации часов, млн. часов в год 17 22 34
Экономия затрат государства и бизнеса благодаря цифровизации госуслуг, трлн. руб. в год 2,85 3,87 5,71
- экономия затрат государства 0, 21 0,22 0,23
- экономия затрат бизнеса 2,63 3,65 5,48
Можно выделить следующие направления развития государства, которые позволят перейти на новый уровень цифровизации:
- супер-сервисы: улучшение работы ведомственных информационных систем;
- цифровой профиль: развитие единой системы идентификации и аутентификации, облачной электронной подписи, создание реестра полномочий и соглашений;
- единый фронт: интеграция официальных сервисных интернет-порталов и электронных приложений органов власти в единую систему;
- единый транспорт: совершенствование электронного документооборота;
- единая модель данных: разработка и последовательное внедрение единого стандарта управления жизненным циклом информационных данных;
- единая платформа услуг и сервисов: унификация региональных и муниципальных услуги, контроль их качества. [8]
В целом, цифровое государственное управление призвано уменьшить
неэффективность и минимизировать ошибки, совершаемые некомпетентными специалистами
государственного управления, ограничить коррупционные схемы на низшем и среднем уровне государственных учреждений и предприятий в закупках и операционном управлении, обеспечить преемственность опыта и знаний в управлении, повысить качество отчетности и прогнозирования. 2. РИСКИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Однако существуют определенные риски и проблемы, связанные с развитием и широким внедрением цифровых технологий в сферу государственного управления.
Развитие на территории страны цифровых технологий и платформенных решений в сферу государственного управления сопряжено с высокими рисками для национальной (экономической) безопасности, так как в основном все современные и в наибольшей степени внедряемые технологии являются продуктами иностранного производства.
Следует отметить риски материального и информационного ущерба от неправомерного использования информации, киберпреступлений. В таком случае актуальны и технологические риски, связанные с процессами стандартизации и распространением информации в масштабах страны. Остро поднимается вопрос кибербезопасности государственного уровня для защиты не только персональных данных граждан, но и конфиденциальной информации, которая накапливается в рамках функционирования государственного
управления. Наряду с такими причинами повышения актуальности информационных угроз, как некачественное управление учетными записями и паролями, уязвимость программного обеспечения, устаревшие вирусные программы, недостаточная сетевая безопасность, можно отметить и человеческий фактор. Это означает, что одним из наиболее решающих факторов в государственном управлении относительно информационной безопасности является проблема некомпетентных или неаккуратных специалистов, которые могут открыть спам-письма и повредить информационную систему
учреждения. Также к основным рискам и барьерам для развития цифрового управления относится недостаточный уровень квалификации кадров, которые не обладают необходимыми знаниями необходимыми для быстрого использования компьютерных технологий в решении поставленной задачи.
Часть рисков связана с вызовами в сфере человеческого капитала и модернизации рынка труда. Нельзя не учитывать, что Россия, которая имеет высокий по качеству человеческий капитал и исследовательский потенциал, испытывает риск конвертации их в технологические инновации в результате отсутствия грамотного и четкого плана управления, финансирования и т.д. [11, С.587] Данный риск основан на преимуществах искусственного интеллекта, заключающихся в меньших издержках, минимизации количества ошибок, большей производительности и скорости выполнения операций в сравнении с человеком. Ежедневно растущая автоматизация рабочих мест может привести к вытеснению человеческого капитала из структуры мировой экономики, что соответственно станет причиной высокого уровня безработицы. Данное негативное явление будет иметь преимущественно структурный характер. [2] В первую очередь, четвертая промышленная революция угрожает бухгалтерам, учителям, финансовым аналитикам и государственным и муниципальным служащим. При этом, по оценке McKinsey, до 31% работ государственной службы можно автоматизировать [9].
Немаловажным риском можно считать нарушение прав граждан на частную жизнь из-за постоянного наблюдения путем использования ИКТ. Это может привести к низкому уровню цифрового доверия, главным следствием которого преимущественно будет являться отказ граждан использовать электронные порталы и системы для получения государственных услуг, что приведет к падению государства в международных рейтингах, связанных с цифровизацией и качеством электронного
Правительства и в целом торможению темпов развития индустрии 4.0 в России.
Кроме того, стоит отметить угрозу «цифровому суверенитету» страны и необходимость пересмотра законодательства, чтобы была готова нормативно-правовая основа для текущих и будущих стратегий, программ, связанных с развитием информационной сферы функционирования государства. Особо важной проблемой в цифровой экономике является разработка методологии управления процессами формирования, использования и развития регионального человеческого потенциала. [10, С.2477] Также велики риски отдачи инвестиций в формирование цифровой экономики. [5, С. 587]
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ ПРИ РАЗВИТИИ
ЦИФРОВИЗАЦИИ
Цифровые преобразования - один из главных факторов мирового экономического роста. По оценкам Глобального института МсЮшеу, прогнозируемый рост ВВП в Китае к 2025 году составит до 22% за счет интернет-технологий. В США возможный прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями, к 2025 году может составить 1,6-2,2 трлн долл. США.
Необходимым представляется проведение анализа зарубежных практик, для рассмотрения наиболее адаптационных для России, технологий, процессов и методов управления в условиях неопределенности и риска. [7, С.196]
При исследовании опыта зарубежных стран, нельзя не отметить опыт Соединенных штатов Америки. Согласно отчету бюро экономического анализа США, интернет и цифровая экономика являются важной частью масштабного будущего успеха американской экономики. Они являются источником рабочих мест, средством глобальной торговли и ключевым элементом конкурентоспособности США. Эксперты
считают, что оцифровка может увеличить годовой ВВП США до 2,2 трлн долларов к 2025 году. При этом государственные расходы США в 2017 году составляли 1,3% ВВП, что составило примерно 250,692 млрд долларов. Данные показатели указывают на то, что риск заключающийся в избыточном финансировании может быть оправдан, в случае четко координированной и слаженной системы внедрения инновационных технологий и разработки качественной стратегии развития цифрового общества.
Одним из самых серьезных рисков в развитии цифровизации остается слабая система кибербезопасности. На сегодняшний день, Китай является одним из лидеров по внедрению цифровых технологий. Объем цифровой экономики Китая в 2018 году достиг 31,3 трлн юаней или 4,3 трл долларов. Для предотвращения кибератак и снижения вероятности возникновения данной угрозы в Китае стремятся к полной ИКТ-независимости, для обеспечения информационной безопасности. Еще в конце 2014 года был принят закон, согласно которому все иностранные компании, желающие поставлять информационно-технологические решения на китайский рынок, обязаны раскрыть исходный код своих технологий и быть готовыми к их тщательным проверкам. В ближайшем будущем предполагается разработка индустрии, которая будет 100% неуязвимой от
несанкционированного доступа. 4. РЕЗУЛЬТАТЫ
Исходя из проведённого анализа, можно выделить основные риски в рамках государственного управления и сценарии минимизации или ликвидации угроз, связанных с усиливающейся цифровизацией общества в целом, табл. 2..
Риски в государственном управлении Предложение по устранению
Устаревшая нормативно-правовая база, тормозящая становление информационного общества и развитие цифровизации, ИКТ Формирование нормативно-правовой базы и внесение поправок в имеющиеся законы, связанные с использованием государственных информационных систем
Нехватка высококвалифицированных специалистов государственного управления с навыками в области использования информационных технологий Увеличение доли высоко квалификационных специалистов путем увеличения в ВУЗах и школах часов по дисциплинам, связанных с информационными технологиями
Не повсеместное внедрение оптоволоконного доступа к Интернету, что затрудняет общедоступность к государственным услугам нового уровня Компьютеризация образовательных и общественных учреждений окажет положительный эффект, заключающийся в увеличении доступности гражданам к дистанционному получению государственных услуг
Нехватка финансирования учреждений государственной власти для внедрение современных технологий и перехода на цифровое управление Развитие альтернативных источников финансирования (например, краудфандинг)
Значительные финансовые издержки в результате развития повсеместного применения ИКТ для оказания государственных услуг Заключение долгосрочных контрактов по финансированию государственных учреждений частными лицами
Ошибки и долгое принятие решений специалистами ГУ в результате нехватки знаний в области пользования компьютерными технологиями Введение обязательного требования базовых компетенций по цифровой экономике и использованию информационно-коммуникационных средств при кадровом отборе служащих
Низкое цифровое доверие граждан Развитие безопасных и надежных приложений, обеспечение неприкосновенности частной жизни при работе в онлайновом режиме и освоение способов ее защиты, эффективное расследование киберпреступлений
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс цифровизации экономики приводит к неизбежному изменению социально-экономической парадигмы, общества и отдельных его сфер. Появление термина «цифровая экономика» связано с переходом к новой стадии управления производством и самого производства товаров и услуг на основе применения современных информационных технологий. Используя передовые технологии, цифровая трансформация перекраивает картину конкуренции, размывает границы, меняет бизнес- модели. Все это приводит к появлению новых угроз и рисков, которые необходимо минимизировать в кратчайшие сроки для дальнейшего роста цифовизации государства.
Для успешного развития цифровой экономики, а также борьбы с уже доминирующими рисками цифровой эпохи России необходимо наращивать кадровые, интеллектуальные и технологические
преимущества, формировать гибкую
нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни.
Список используемых источников
[1] Барменкова Н.А., Борисова Е.С. Проблемы внедрения инновационных технологий в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг населению// Финансовая экономика. - 2019. - № 2. - С. 139-143.
[2] Борисова Е.С., Комаров А.В. Современный рынок труда в условиях становления и развития цифровой экономики // Наука. Общество. Оборона. - 2019. - № 3 (20). - С. 5.
[3] Горбашко Е.А. Камынина Н.Р. Цифровизация в государственном управлении недвижимым имуществом организаций// Экономические науки. -2019. -№ 2 (171). - С.28-34.
[4] Костыгова Л.А. Современные направления развития промышленности стран ЕС в сборнике: экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Бизнес-модели реализации концепции smart city: европейский опыт// Сборник материалов III межвузовской научной конференции и круглого стола. -2019. - С. 135-140.
[5] Слезина В.В., Руденко Л.Г. Перспективы и риски развития цифровой экономики // Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике: материалы XIV международной научной конференции; в 4-х ч. / под
ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. -М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2018. Ч. 3. С.468-474
[6] Смотрицкая И. И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски// ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2018. - С.60-72.
[7] Толкачев С.А., Романова Ю.А., Морковкин Д.Е. Анализ международного опыта развития цифровой экономики и формирование предложений по его адаптации в промышленности России// Научные труды Вольного экономического общества России. - 2018. - Т. 211. - № 3. - С. 229-245.
[8] Цифровизация государства позволит получать госуслуги в онлайне, 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://digital.ac.gov.ru/news/471 (Дата обращения 07.09.2019)
[9] Цифровая Россия: новая реальность, 2017. [электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.mckinsey.c0m/~/media/McKinsey/L0cati0ns/E urope%20and%20Middle%20East/Russia/üur%20Insights/ Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx (Дата обращения: 07.09.2019)
[10] Шедько Ю.Н. Влияние цифровой экономики на развитие государства, бизнеса и общества: проблемы и перспективы // Ю.Н. Шедько, М.Н. Власенко, Н.В. Унижаев / Финансовая экономика.2018. - № 7 (ч.20). -С. 2475-2478.
[11] Шедько Ю.Н., Власенко М.Н. Развитие человеческих ресурсов в стартапах цифровой экономики. В сб. Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике: материалы XIV международной научной конференции; в 4-х ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева, Ю.С. Руденко. - М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2018. - С. 586-591
[12] Юдина М.А. Индустрия 4. 0: перспективы и вызовы для общества// Государственное управление. Электронный вестник. - 2017. - №60. - С.197 - 215.
[13] Kamensky E. Society. personality. technologies: social paradoxes of industry 4.0// Економiчний часопис-XXI. -2017. - № 3-4 (164). - С. 9-13.
[14] Litvinenko I.L., Smirnova I.A., Solovykh N.N., Aliev
V.M., Li A.S. The fundamentals of digital economy// AD
ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. - 2019. - Т. 9. - №
1 S7. - С. 30-37.
V V