Концепция е-доуегптеП (электронное правительство) в информационном обществе и цифровой экономике: практика и перспективы
о
сч
О Ш
m
X
<
m о х
X
Солодовник Александра Игоревна,
к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента в АПК Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, [email protected]
Яковлев Николай Александрович,
к.с.-х.н., доцент кафедры экономики и менеджмента в АПК Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина, [email protected]
В статье рассмотрены тенденции развития цифровизации государственного управления и уровня развития электронного правительства. Осуществление политики государственного управления через цифровые платформы и порталы представляется актуальным и перспективным. Особое внимание уделяется статистическим данным развития информационно-цифровой экономики и государственного управления. Отмечена необходимость совершенствования цифровых электронных услуг в направлении обеспечения безопасности, персонализации и клиентоориентированности, что способствует формированию конкурентоспособной экономики и благоприятной институциональной среды. Эффективность механизма государственного управления на базе информационно-цифровых технологий и систем зависит от институциональной архитектуры и среды, требует дополнительных измеряемых показателей и систем оценки. Формирование электронного правительства, направления реализации, институциональная характеристика, проблемы эффективности - вопросы, которые реализуются каждой страной в рамках национальных программ развития информационного общества.
Ключевые слова. Электронное правительство, государственное управление, цифровизация, портал госуслуг, качество управления, институциональный подход.
Введение
Дискуссии актуальной темы формирования и организации электронного правительства (e-government) возникли менее 20 лет назад, продолжают активное осмысление и развитие в различных научно-прикладных областях.
Целью исследования является определение тенденций развития государственного управления в форме электронного правительства информационно-цифровой экономики и направлений для достижения нового качества электронно-сетевых государственных институтов.
Результаты
Развитие информационно-цифровых технологий и систем, усложнение многосекторной структуры национальных экономик, расширение общественных институтов представляют собой факторы, которые определяют не только новые функции и обязанности государства, но и новые возможности их реализации посредством электронно-сетевых институтов с целью снижения временных затрат в управлении экономикой, не увеличивая другие виды затрат.
Несмотря на то, что термин «электронное правительство» (e-government) начало использоваться с 1993 года, однозначного определения не создано. Исходя из сущности «электронного правительства» [5] как концепции государственного управления выделим основные составляющие элементы и функции: - предоставление публичных услуг онлайн через единую цифровую платформу с высокой степенью безопасности; - использование единых защищенных систем баз данных правительственных органов для представления публичных услуг и информирования о работе государственных органов; -применение электронного взаимодействия в трансакциях государственных органов с различными субъектами; - обеспечение участия общества в государственном управлении (цифровая демократия). Таким образом, электронное правительство позволяет решить или снизить проблемы бюрократизации, временных затрат на принятие решений, ошибок, коррупции.
В мировой практике введены международные измерения развития различных составляющих информационного общества, в том числе электронного правительства. Организация Объединенных Наций составляет рейтинг развития электронного правительства - E-government development rank (таблица 1). Международный союз электросвязи рассчитывает Индекс развития информационно-коммуникационных технологий - ICT Development Index. Всемирный экономический форум рассчитывает Индекс сетевой готовности - Networked
Readiness Index. Швейцарская бизнес-школой IMD представляет Мировой рейтинг цифровой конкурентоспособности (World Digital Competitiveness Ranking).
Как видно из таблицы 1 позиция России в индексе развития электронного ООН снижается при одновременной высокой трансформации государственного управления посредством информационно-коммуникационных технологий. По результатам опроса BCG Россия входит в топ-10 стран выборки по интенсивности использования цифровых госуслуг и по темпам роста занимает третье место, опережая среднемировой уровень почти втрое, 42% против 15% [2].
Следовательно, нами предлагается, используя институциональный подход [3] к трансформации информационного общества и цифровой экономики, акцентировать внимание не на конкретных результатах индексов, а на эффективности организационно-управленческих условий и системной управляемости. Использование институционального подхода в совершенствовании процесса управления взаимосвязанных подсистем (организационно-экономической, инновационной, технологической, технической, промышленной, социальной, финансовой, правовой, экологической) имеет значение для содержательной составляющей. Формирование электронного правительства можно определить как институциональную трансформацию с соответствующими трансформационными и трансакционными издержками.
Различные концепции развития информационного общества и темпы построения позволяют выделить динамику построения электронного правительства (рис. 1).
Таблица 1
Динамика рейтинга развития электронного правительства ООН
ством новых функций, которые соответствуют информационно-цифровой сетевой организации и коммуникации, а также процессов прогнозирования и форсайтинга [4].
Страна Позиция 2012 / Позиция 2014 / Позиция 2016 / Позиция 2018 /
значение значение значение значение
индекса индекса индекса индекса
Дания 4 / 0,8889 16 / 0,8162 9 / 0,8510 1 / 0,915
Австралия 12 / 0,8381 2 / 0,9103 2 / 0,9143 2 / 0,905
Республика 1 / 0,9283 1 / 0,9462 3 / 0,8915 3 / 0,901
Корея
Великобритания 3 /0,8960 8 / 0,8695 1 / 0,9193 4 / 0,8999
Швеция 7 / 0,8599 14 / 0,8825 6 / 0,8704 5 / 0,8882
Финляндия 9 / 0,8505 10 / 0,8449 5 / 0,8817 6 / 0,8815
Сингапур 10 / 0,8474 3 / 0,9076 4 / 0,8828 7 / 0,8812
Россия 27 / 0,7345 27 / 0,7296 35 / 0,7215 32 / 0,7969
Гвинея-Бисау 182 / 182 / 181 / 187 /
0,1945 0,1609 0,1818 0,1887
ЦАР 187 / 0,1257 191 / 0,0789 188 / 0,1584
Эритрея 180 / 0,2043 192 /0,0908 190 / 0,0902 189 / 0,1337
Чад 189 / 189 / 188 / 190 /
0,1092 0,1076 0,1256 0,1257
Южный Судан 175 / 185 183 / 191 /
0,2239 /0,1418 0,1791 0,1214
Нигер 188 / 191 / 192 / 192 /
0,1119 0,0946 0,0593 0,1095
Сомали 190 / 193 / 193 / 193 /
0,0640 0,0139 0,0270 0,0566
Составлено авторами на основе [1]
Тем не менее, практическая реализация электронного правительства связана с закреплением за государ-
начальный этап этап развития этап определены остн этап распространен Hft этап оптимизации
порталы платформы неправитель ственные каналы Многоканальное взаимодействие Автоматизированное мобильное взаимодействие
Электронное правительство (е- government) Огн рытое правитель' CT» (open government) Правительство, ориентированное на данные id ata centric government) Цифровое правительство (fully digital government) Умное правительство (smart government]
Персомифицириааммые идентификатора граждан и организации, Мобильности и портальные устройства, ЛНМОТНКа, Облачные IT-архитектуры, Социальные«™, интерактивное "учооолг-пг Новое поколение процессии и инструменты
Рис. 1. Этапы развития и стадии зрелости электронного правительства
Заключение.
Экономическая система в информационном обществе приобретает новые характеристики и предоставляет государству новые возможности для развития с помощью информационно-цифровых технологий и электронно-сетевых институтов. Институциональный подход в реализации электронного правительства позволяет исследовать процессы трансформации государственного управления, а также разнонаправленные и противоречивые интересы и процессы развернуть в последовательное институциональное развитие на уровнях институциональной среды, институциональной структуры и институциональной практики. Следовательно, сложная система институтов государственного управления не может трансформироваться на основе нескольких индексов, требуется дальнейшее исследование как методологии оценки и анализа, так и новых подходов понимания сущности и содержания происходящих процессов. Формирование и развитие электронного правительства ориентирует на развитие новых форм целеполага-ния всех взаимодействующих субъектов в рамках сетевого взаимодействия.
Литература
1. Исследование ООН: рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства [Электронный ресурс] Режим доступа https://gtmarket.ru/news/2012/03/09/4102 https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/ Documents/un/2018-Survey/E-
Government%20Survey%202018_FINAL%20for%20web.p df (дата обращения 05.09.2019)
X X
о го А с.
X
го m
о
ю о
M
о
to
2. Россия оказалась среди мировых лидеров по использованию цифровых госуслуг. [Электронный ресурс] Режим доступа https://ria.ru/20190313/1551739374.html (дата обращения 05.09.2019).
3. Солодовник А.И. Институциональная среда при формировании конкурентоспособной экономики. -Научно-методический электронный журнал Концепт, 2017. Том 31. С. 1506-1510
4. Шестаков Р. Б., Яковлев Н.А. Некоторые аспекты прогностической функции форсайт-процесса в аграрном производстве. // Международный научный журнал. 2019. №3. С. 48-54.
5. World Public Sector Report 2003: e-Government at the Crossroads. Departament of Economic and Social Affairs. United Nations, 2003 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/ unplan012733.pdf (дата обращения 05.09.2019).
The concept of e-government in the information society and
the digital economy: practice and prospects Solodovnik A.I., Yakovlev N.A.
Orel State Agrarian University present name NV. Parahin The article discusses the development trends of digitalization of public administration and the level of development of e-government. The implementation of public administration policies through digital platforms and portals seems relevant and promising. Particular attention is paid to statistics on the development of the digital information economy and government. The necessity of improving digital electronic services in the direction of ensuring security, personalization and customer focus is noted, which contributes to the formation of a competitive economy and a favorable institutional environment. The effectiveness of the public administration mechanism based on digital information technologies and systems depends on the institutional architecture and environment, requires additional measurable indicators and assessment systems. The formation of e-government, directions of implementation, institutional characteristics, problems of efficiency are issues that are implemented by each country in the framework of national programs for the development of the information society. Keywords. E-government, public administration, digitalization, public services portal, quality of governance, electronic institutionalism.
References
1. E-Government United Nations [Electronic resource]. - Access
mode: https://gtmarket.ru/news/2012/03/09/4102
https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Doc
uments/un/2018-Survey/E-
Government%20Survey%202018_FINAL%20for%20web.pdf (accessed date: 05.09.2019).
2. Russia is among the world leaders in the use of digital public
services. [Electronic resource]. - Access mode https://ria.ru/20190313/1551739374.html (accessed date: 05.09.2019).
3. Solodovnik A.I. Institutional environment in the formation of a
competitive economy. - Scientific and methodological electronic journal Concept, 2017. Volume 31. P. 1506-1510
4. Shestakov R.B., Yakovlev N.A. Some aspects of the prognostic
function of the foresight process in agricultural production. // International scientific journal. 2019. №3. P. 48-54.
5. World Public Sector Report 2003: e-Government at the Crossroads. Departament of Economic and Social Affairs. United Nations, 2003 [Electronic resource]. - Access mode http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpl an012733.pdf (accessed date: 05.09.2019).
о
CS
О Ш
m х
<
m о x
X