Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ '

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / цифровые технологии / государственная служба / оценка труда / управление персоналом / digitalization / digital technologies / public service / labor assessment / personnel management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.А. Кротова, Т.И. Козюбро, А.О. Алимова

В статье показано влияние цифровизации на изменения в содержании и структуре трудовой деятельности работников органов государственного управления. Рассмотрены федеральные проекты, которые вошли в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Сформулирован вывод о том, что внедрение цифровых технологий в реализацию различных функций системы государственного управления несомненно принесет ряд социально-экономических эффектов. Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт применения цифровых технологий в оценке персонала, в том числе в деятельности органов государственного управления. Выделены преимущества применения цифровых технологий в оценке труда работников государственной службы, а также факторы, которые препятствуют этому процессу. Систематизированы и обобщены проблемы применения цифровых технологий в оценке труда государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.А. Кротова, Т.И. Козюбро, А.О. Алимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EVALUATION OF THE WORK OF CIVIL SERVANTS

The article shows the impact of digitalization on changes in the content and structure of the labor activity of employees of public administration bodies. Federal projects included in the national program "Digital Economy of the Russian Federation" are considered. The conclusion is formulated that the introduction of digital technologies in the implementation of various functions of the public administration system will undoubtedly bring a number of socioeconomic effects. The foreign and domestic experience of using digital technologies in personnel evaluation, including in the activities of public administration bodies, is considered. The advantages of using digital technologies in assessing the work of civil service employees are highlighted, as well as factors that hinder this process. The problems of the use of digital technologies in the evaluation of the work of civil servants are systematized and generalized.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ »

6. Chhabra N.L., Mishra A. (2008). Talent management and employer branding: Retention battle strategies // Journal of Management Research. - 2008. - №.7 (11). - С. 50-61.

7. Business Dictionary: Definition of personnel management / BusinessDictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessdictionary.com/definition/personnel-management.html (дата обращения: 08.11.2021).

8. Муртазин Р., Луцкина В. Фокус - на таланты // iTeam портал. Технологии корпоративного управления. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iteam.ru/publications/human/ section_67/article_3013/ (дата обращения: 08.11.2021).

9. Климова А.В. Управление талантами: современные тенденции и подходы к применению в государственном секторе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 3 (43). С. 26-37.

10. Черникова А.Г., Акопян Д.А. Теория поколений как базис и надстройка HR-менеджмента // Вестник ИМСИТ. - 2018. № 1 (73). - С. 22-26.

References:

1. Russia 2025: from cadres to talents. The results of a study by the Boston Consulting Group [Electronic resource]. URL: http://www.pmuniversity.ru/upload/iblock/294/Skills_Outline_web_tcm27_175469.pdf (accessed: 16.11.2021).

2. Sharin V.I. Attracting talented youth to the state and municipal service // Questions of management. - 2019. - № 1 (37). - Pp. 136-142.

3. Andreychuk A.A. The system of working with talents in the state civil service in Russia and abroad // Socioeconomic phenomena and processes. - 2018. - No. 4. - pp. 75-82.

4. Kadol V. Talent management: a systematic approach // Russian Medical Journal. - 2010. [electronic resource]. URL: http://www.pharmpersonal.ru (date of application: 10.11.2021).

5. Developing an Integrated Talent Management Program: A Human Resource Management Framework. The Government, St John's, Newfoundland and Labrador, 2008.

6. Chhabra N.L., Mishra A. (2008). Talent management and employer branding: Retention battle strategies // Journal of Management Research. - 2008. - №.7 (11). - С. 50-61.

7. Business Dictionary: Definition of personnel management / BusinessDictionary [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessdictionary.com/definition/personnel-management.html (accessed: 08.11.2021).

8. Murtazin R., Lutskina V. Focus on talents // iTeam portal. Corporate governance technologies. 2010. [electronic resource]. URL: http://www.iteam.ru/publications/human / section_67/article_3013/ (accessed: 08.11.2021).

9. Klimova A.V. Talent management: modern trends and approaches to application in the public sector // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. 2016. No. 3 (43). pp. 26-37.

10. Chernikova A.G., Akopyn D.A. Theory of generations as a basis and superstructure of HR management // IMSIT Bulletin. - 2018. № 1 (73). - Pp. 22-26.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-222-227

М.А. Кротова - старший преподаватель кафедры экономической безопасности, ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет, margo52@list.ru,

M.A. Krotova - Senior Lecturer of the Department of Economic Security, Kuban State Technological University;

Т.И. Козюбро - к.э.н., доцент кафедры бизнес-аналитики, ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет, t-lukoshkina@mail.ru,

T.I. Kozyubro - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Business Analytics, Kuban State Technological University;

А.О. Алимова - студентка 4-го курса экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, ,

A.O. Alimova - 4th year student of the Faculty of Economics, Kuban State University.

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EVALUATION OF THE WORK OF CIVIL SERVANTS

Аннотация. В статье показано влияние цифровизации на изменения в содержании и структуре трудовой деятельности работников органов государственного управления. Рассмотрены федеральные проекты, которые вошли в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации». Сформулирован вывод о том, что внедрение цифровых технологий в реализацию различных функций системы государственного управления несомненно принесет ряд социально-экономических эффектов.

Рассмотрен зарубежный и отечественный опыт применения цифровых технологий в оценке персонала, в том числе в деятельности органов государственного управления. Выделены преимущества применения цифровых технологий в оценке труда работников государственной службы, а также факторы, которые препятствуют этому процессу. Систематизированы и обобщены проблемы применения цифровых технологий в оценке труда государственных служащих.

Abstract. The article shows the impact of digitalization on changes in the content and structure of the labor activity of employees of public administration bodies. Federal projects included in the national program "Digital Economy

of the Russian Federation" are considered. The conclusion is formulated that the introduction of digital technologies in the implementation of various functions of the public administration system will undoubtedly bring a number of socioeconomic effects.

The foreign and domestic experience of using digital technologies in personnel evaluation, including in the activities of public administration bodies, is considered. The advantages of using digital technologies in assessing the work of civil service employees are highlighted, as well as factors that hinder this process. The problems of the use of digital technologies in the evaluation of the work of civil servants are systematized and generalized

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, государственная служба, оценка труда, управление персоналом.

Keywords: digitalization, digital technologies, public service, labor assessment, personnel management.

В условиях стремительного развития цифровых технологий активно протекают процессы трансформации в абсолютно всех сферах жизнедеятельности человека: меняется структура национальной экономики, развивается принципиально новая коммуникационная система между участниками новой цифровой среды, происходит интеллектуализация окружающей индивида седы. Если в экономической сфере внедрение перспективных цифровых технологий позволяет провести практически тотальную автоматизацию производственных и прочих бизнес-процессов, заменить работников новыми робототехническими комплексами, внедрить IoT «интернет вещей», полностью исключающий задействование человеческого фактора, то в сфере государственного управления активно взят курс на трансформацию процедур принятия решений, внедрение технологий «цифровое правительство», оказание государственных услуг на основе Интернет-платформы, повсеместного применения электронного документооборота. В таких условиях неизбежным становится изменения в содержании и структуре трудовой деятельности работников органов государственного управления, что безусловно ведет к трансформации подходов к управлению трудовыми отношениями, управлению персоналом.

Под цифровизацией в рамках данного исследования будем понимать процесс разработки, внедрения и практического использования цифровых технологий сбора, хранения, обработки, преобразования и передачи информации в различных областях жизнедеятельности человека и общества [1]. Внедрение цифровых технологий несомненно ведет к радикальному преобразованию природы и объемов информации о социально-экономических процессах и явлениях, трансформации алгоритмов и способов ее применения. Национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», разработанной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2,3], и системообразующим документом «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года» от 29 сентября 2018 года [4] определены приоритетные направления работы органов государственного управления в части обеспечения научно-технологического прорыва государства на основе цифровизации.

В состав указанной Программы вошли следующие федеральные проекты: Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Нормативное регулирование цифровой среды», «Информационная безопасность», «Цифровое государственное управление». В 2020 г. был присоединен еще один проект федерального уровня «Искусственный интеллект», подтвердивший первостепенную роль «сквозных» цифровых технологий в перспективном развитии органов государственного управления.

К числу «сквозных» технологий, т.е. ключевым научно-техническим направлением, оказывающим наибольшее влияние на развитие рыночных структур, относится технология искусственного интеллекта и нейротехнология, технология виртуальной и дополненной реальности, элементы робототехники и сенсорика, система распределенного реестра, технология беспроводной связи, квантовые технологии. На наш взгляд, внедрение цифровых технологий в реализацию различных функций системы государственного управления несомненно принесет ряд социально-экономических эффектов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Ожидаемые социально-экономические эффекты от внедрения цифровых технологий

в систему государственной службы

Следует подчеркнуть, что мероприятия, изложенные в каждом из национальных проектов, свидетельствуют о необходимости и неизбежности цифровой трансформации трудовой сферы. Так, согласно проекту «Кадры для цифровой экономики» предусматриваются изменения в образовательной системе, которая должна обеспечить в будущем подготовку персонала для органов государственного управления кадров, отвечающего перспективным требованиям цифровой экономики.

Еще один документ, свидетельствующий о планах внедрения цифровых технологий в практику управления и оценки персонала органов государственного управления - это «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.», утвержденная Президентом РФ и развивающая ее положения Концепции использования информационных технологий в деятельности государственной службы [5]. Согласно указанным документам применение новых передовых технологий в системе государственного управления будет способствовать:

- повышению эффективности государственного управления;

- созданию и развитию автоматизированных систем управления в деятельности государственной службы;

- росту компьютерной грамотности работников государственной службы;

- росту информационной культуры, прогнозирования и предотвращения противоречий в практике управления трудом.

Но, на наш взгляд, главное препятствие на пути успешной реализации программ цифровизации, в том числе в сфере государственного управления, состоит не столько в финансовом и нормативно-правовом обеспечении, сколько в формировании кадров нового поколения, обладающих набором требуемых цифровых компетенций. Именно персонал в системе государственной службы призван стать основой успешных цифровых трансформаций и должен не только обладать набором традиционных профессиональных и технических компетенций, но развивать свои способности к глобальному мышлению, восприятию инноваций, командой работе, характеризоваться набором определенных цифровых компетенций. Именно знаниям и инновациям отведена ключевая роль в процессе структурных изменений современного общества.

Таким образом, в условиях цифровизации приоритетной задачей кадровой службы органа государственного управления, на наш взгляд, становится обеспечение максимального соответствия между служебными потребностями и компетенциями работника, имеющего высокую мотивацию на достижение конкретных результатов, саморазвитие и развитие своей государственной службы. В целом в сфере управления персоналом роль цифровизации состоит в формировании удобной цифровой среды, благодаря которой обеспечивается прозрачность, централизация, эффективность процессов постановки трудовых задач и оценки уровня их исполнения благодаря автоматизации и компьютеризации всех внутренних процессов [6]. Более того, применение цифровых технологий в управлении и оценке персонала способствует интеграции подсистемы HR-менеджмента в общую систему менеджмента органа государственного управления, т.е. создаётся единая платформа сбора, обработки, консолидации информации в едином центре.

Кратко рассмотрим зарубежный и отечественный опыт применения цифровых технологий в оценке персонала, в том числе в деятельности органов государственного управления. В качестве примера можно привести применение в Австралии для целей оценки результативности служебной деятельности государственного служащего мобильного приложения, посредством которого на ежедневной основе перед работником ставился новый вопрос, имеющий непосредственное отношение к его службе и выполнению служебных обязанностей. Благодаря использованию такого приложения, выполняющего оценочную функцию, формировались условия для постепенного повышения квалификации госслужащего и роста эффективности его работы.

Другой пример - это использование в Соединенных штатах специального программного обеспечения USA Performance для оценки труда работников органов федеральной власти. Данная цифровая платформа в свою очередь базируется на концепции управления по результатам на персональном уровне для государственных служащих высшего звена и иных категорий персонала [7]. Преимущество данной цифровой платформы состоит в автоматизации процессов мониторинга и оценки труда государственных служащих на различных этапах цикла управления. Результатом применения данной цифровой платформы становится разработка и утверждение электронных планов результатов трудовой деятельности работника государственной службы, а также осуществление непрерывного контроля и мониторинга выполнения сформированного плана, создание системы обратной связи, непосредственно оценка. Оптимизация процесса оценки труда работников органов государственного управления позволяет руководству уделить более пристальное внимание к персонализированным результатам труда и реализовать функцию управления результативностью в режиме реального времени.

В отечественной практике оценке персонала используются такие автоматизированные процессы, как 1С: Оценка персонала, робот Вера, ELMA, Proaction, Squadrille, SHL. Их применение направлено на экономию временных затрат, снижение трудоемкости оценочных процедур, повышение объективности оценки, принятие более обоснованных кадровых решений. К примеру, вместо ручного формирования списка работников, которые должны пройти процедуру аттестации или оценки с применением иных инструментов и технологий, список формируется программой автоматически на основе сведений о периодичности проведения аттестации и последней даты ее прохождения отдельными сотрудниками. Другое преимущество цифровых технологий - это ускорение времени на сбор и обработку информации на основе готовых алгоритмов по результат анкетирования, тестирования персонала.

К примеру, цифровая платформа «1С: Оценка персонала» создает возможности для автоматизации тестирования и оценки персонала на основе метода 360 градусов. На ее основе становится возможным автоматизированная консолидация, хранение, обработка сведений о персонале, заполнение соискателями и сотрудниками тестов и анкет, автоматический расчет результатов оценки, построение детализированного заключения в соответствии с результатами оценочных процедур и применением готовых алгоритмов оценки.

Другая цифровая SHL предусматривает оценку персонала через механизм дистанционной работы ас-сессмент-центра, тестирования и опросов сотрудников. SHL позволяет осуществлять выявление высокопотен-

циального персонала [8]. Программное обеспечение «Ргтаейоп» направлено в свою очередь на повышение эффективности оценочных процедур, более того, может быть использована для проведения индивидуальных он-лайн-процедур оценки работников и групповых опросов, позволяющих определить уровень их удовлетворенности и вовлеченности. Цифровая платформа «SquadriИe» также является способом простой автоматизации оценочных процедур. Она основана на применении различных инструментов оценки: кейс-интервью, игровых тестов, онлайн-тестов, метода 360 градусов.

Отметим ключевые преимущества применения цифровых технологий в оценке труда работников государственной службы (рисунок 2).

Преимущества цифровизации оценю! труда работников

Сокращение сроков проведения оценочных процедур

Повышение объективность результатов оценки

1 Расширение возможностей межотраслевого взаимодействия, обмена опыта с частным бизнесом

1 Оптимизация затрат и сопутствующих процессов

Создание надежной обосновывающей базы для принятия управленческих решении (премирование, обучение, повышение в должности н т.п.)

Рисунок 2 - Преимущества применения цифровых технологий в оценке труда работников государственной службы

Вместе с тем, подчеркнем, что государственными органами управления в России на сегодняшний день не накоплен опыт применения цифровых технологий в процедурах оценки труда государственных служащих, хотя предпринимаются попытки разработки собственных методик оценки трудовой деятельности работников с применением инновационных подходов (компетентностный подход, метод 360 градусов, разработка системы сбалансированных показателей и ключевых показателей эффективности).

Отметим, что внедрению цифровых технологий препятствует ряд факторов, к которым следует отнести следующие:

- недостаточно проработанная нормативно-правовая база как на федеральном, так и на уровне отдельных субъектов и муниципалитетов в РФ, которая должна определить условия и возможности внедрения цифровых технологий в практику управления и оценки персонала в системе государственной службы;

- низкий уровень обеспеченности органов государственного управления инструментами, необходимыми для реализации программ цифровизации своей деятельности (обеспечение доступа в Интернет, техническое и технологическое оснащение рабочие мест, при необходимости разработка и внедрение соответствующего программного обеспечения);

- отсутствие финансового обеспечения программ по цифровизации деятельности органов государственного управления;

- наличие сопротивления внедрению новых технологий в управление;

- сложность структуры управления реализацией Национальной программой, построенной на принципах проектного менеджмента, отличных от традиционных принципов государственного управления, отсутствие проработанного механизма реализации проектов с привлечением частных бизнес-структур.

Помимо этого, можно отметить и ключевые риски применения цифровых технологий, среди которых:

- снижение управляемости в критических сферах деятельности государственной службы;

- вероятность несанкционированного использования персональных данных;

- вероятность нарушений прав индивида в результате автоматизации процесса принятия решений;

- «обездушивание» процессов оценки персонала, в то время как практически каждый человек для эффективного труда нуждается в персональном внимании, словах поддержки и одобрения, что не может быть заменено никакими автоматизированными технологиями.

На рисунке 3 систематизируем и обобщим проблемы применения цифровых технологий в оценке труда государственных служащих. Отметим, что имеющаяся сегодня потребность внедрения цифровых технологий в область управления, оценки и регулирования трудовой деятельности, с одной стороны, и готовность государственной службы, с другой стороны, приступить к реализации программ и проектов по внедрению цифровых технологий составляют суть общей предпосылки для создания и развития качественно нового порядка взаимодействия руководства и персонала органов государственного управления. Все еще не исчерпан ряд системных проблем и ограничений, удерживающих государство в рамках традиционных подходов к трактовке сути трудовой деятельности государственного служащего, к ведению кадровой работы, управлению персоналом в целом и проведению оценки работников государственной службы, в частности.

Рисунок 3 - Проблемы применения цифровых технологий в оценке труда госслужащих

Таким образом, на современной этапе развития экономической и других сфер жизнедеятельности российского общества, характеризующегося разработкой и реализацией проектов и программ цифровизации, актуализируется задача проработки научно-методических основ и практического инструментария для совершенствования системы оценки труда в органах государственного управления. Роль цифровых технологий при этом состоит в значительном изменении традиционных подходов к процедурам к планированию, разработке методик и непосредственному проведению оценки труда государственных служащих за счет:

- объединения информации, получаемой из различных источников;

- организации работы с неструктурированными или частично структурированными информационными ресурсами;

- апробации отдельных инициатив в контексте контролируемых испытаний;

- интеграции постоянного сбора обратной связи в процессы разработки, мониторинга и оценки персонала органов государственного управления.

Все это играет неоценимую роль в более качественном выявлении и решением государством насущных проблем повышения эффективности и качества трудовой деятельности государственного служащего, в развитии его компетенций к прогнозированию и своевременному реагированию на потенциальные проблемы в будущем.

В целом использование цифровых технологий призвано усовершенствовать базовые функции управления и оценки персонала органов государственного управления с учетом новых требований как к самим работникам, так и к функционированию управления персоналом, поскольку в условиях цифровизации неминуемо формируются новые требования к человеческому капиталу.

Источники:

1. Бабкин А.В. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А.В. Бабкин, Д.Д. Буркальцева, Д.Г. Костень // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2017. - № 3. - С. 9-25.

2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения: 27.11.2021).

3. Национальная программа «Цифровая экономика РФ» [Электронный ресурс]. URL: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 05.06.2021). https://digital.gov.ru/ru/activity/diiections/858/ (дата обращения: 27.11.2021).

4. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/ (дата обращения: 03.12.2021).

5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 03.12.2021).

6. Черникова А.Г. Социально-экономическое развитие МО Белоглинский район: оценка и перспективы // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №6-3 (59-3). - С. 1123-1127.

7. Программное обеспечение оценки результативности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных служащих в США [Электронный ресурс]. URL: https://www.opm.gov/services-for-agencies/technology-systems/usa-performance (дата обращения: 05.12.2021).

8. Филипова И.А. Влияние цифровых технологий на труд: ориентиры для трудового права: монография. -Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского, 2021. - 106 с.

References:

1. Babkin A.V. Formation of the digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problems / A.V. Babkin, D.D. Burkaltseva, D.G. Kosten // Scientific and Technical Bulletin of SPbPU. Economic sciences. - 2017. - No. 3. - pp. 9-25.

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 No. 1632-r "On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: http://government.ru/docs/28653 / (accessed: 11/27/2021).

3. The national program "Digital Economy of the Russian Federation" [Electronic resource]. URL: [Electronic resource]. URL: (accessed: 06/05/2021). https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 / (accessed: 11/27/2021).

4. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024" (approved By the Government of the Russian Federation 29.09.2018) [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_307872 / (accessed: 03.12.2021).

5. Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017 No. 203 "On the Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030" [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/ 71670570 / (date of address: 03.12.2021).

6. Chernikova A.G. Socio-economic development of the Beloglinsky district MO: assessment and prospects // Economics and entrepreneurship. - 2015. - №6-3 (59-3). - Pp. 1123-1127.

7. Software for evaluating the effectiveness of professional performance of federal government employees in the United States [Electronic resource]. URL: https://www.opm.gov/services-for-agencies/technology-systems/usa-performance (accessed: 05.12.2021).

8. Filipova I.A. The impact of digital technologies on labor: guidelines for labor law: monograph. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, 2021. - 106 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-227-235

C.B. Кругликов - канд.физ.-мат.н, заведующий кафедрой моделирования управляемых систем, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург; svk@imm.uran.ru,

C.V. Kruglikov - Candidate of physical and mathematical sciences, Head of the Department of Simulation of Controlled Systems, Ural Federal University named after thefirst President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg; М.В. Ивашкин -м.н.с. института экономики УрО РАН, г. Екатеринбург; mihail96-96@mail.ru, M.V. Ivashkin - junior researcher Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Yekaterinburg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ DIGITAL PLATFORMS AS ATOOL FOR THE EVOLUTION OF INFORMATION COMMUNICATIONS

Аннотация. В последние два десятилетия наблюдается повышенный интерес к рынку цифровых платформ. В различных исследовательских источниках его описание точно не форматизировано. Обобщённо принято считать, что это виртуальное пространство для коммуникаций, где стороны заключают соглашения и сделки. Появление цифровых платформ позволило снизить материальные и временные затраты на проведение деловых переговоров.

В работе раскрыто понятие «платформа»; проанализирован зарубежный опыт применения цифровых платформ в бизнесе и их влияние на общество и экономику. В качестве примера выбрана сфера образования. Появление коронавируса и как следствие введение режима изоляции ускорило процесс перехода в режим онлайн, поставив перед социальным вызовом всю систему образования. Противоречивые мнения экспертов определяют актуальность эффектов от перехода на дистанционное обучение в текущем периоде и на долгосрочную перспективу.

Цель статьи - рассмотреть влияние IT решений для различных отраслей экономики и на основании этого оценить развитие цифровых платформ в образования. Исследование тенденций развития цифровых платформ в образовании возможно на основе анализа влияния IT решений на различные отрасли экономики.

Abstract. Over the past two decades, there has been an increased interest in the digital platform market. In various research sources, its description is not exactly formatted. It is generally accepted that this is a virtual space for communications, where the parties enter into agreements and deals. The emergence of digital platforms has made it possible to reduce the material and time costs of conducting business negotiations.

The work reveals the concept of "platform"; analyzed the foreign experience of using digital platforms in business and their impact on society and the economy. The field of education was chosen as an example. The emergence of the coronavirus and, as a result, the introduction of the isolation regime has accelerated the process of going online, putting the entire education system in front of a social challenge. Contradictory opinions of experts determine the relevance of the effects of the transition to distance learning in the current period and in the long term.

The purpose of the article is to consider the impact of IT solutions for various sectors of the economy and, on the basis of this, evaluate the development of digital platforms in education. The study of trends in the development of digital platforms in education is possible based on an analysis of the impact of IT solutions on various sectors of the economy.

Ключевые слова: инновационное платформы, менеджмент коммуникаций, IT платформы, онлайн-образование.

Keywords: innovative platforms, communications management, IT platforms, online education.

В данном исследовании понятие цифровая платформа рассматривается как средство реализации деловых информационных коммуникаций, включающих процесс переговоров для заключения соглашения, выгодному для всех участников.

Процесс деловых информационных коммуникаций рассматривается на основе модели Ван-де-Вена [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.