Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРМАТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРМАТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / КОМПЕТЕНЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВОЙ РЕГЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин М. С.

В статье рассматривается новый формат профессиональной подготовки персонала в условиях этапа автоматизации и информатизации экономической деятельности в условиях повышения эффективности систем государственного управления. Качество и профессионализм управления на различных уровнях находятся под влиянием цифровых технологий и научно-технического прогресса, определяют компетентность менеджера в динамично меняющихся условиях профессиональной деятельности. Ключевые сферы экономики интенсивно развиваются на основе цифровых решений, платформ и цифрового оборудования, предъявляющих новые требования к навыкам, образованию и универсальности компетенций. Профессионализм в различных видах социальноэкономической деятельности зависит от повышения интеллектуализации труда, навыков работы с информационно-коммуникационным оборудованием, умения постоянно прогрессировать и развиваться. Специалист на государственной службе должен получить качественное образование, соответствующее реалиям научно-технического прогресса и цифровизации функций управления. Исследование выполнено на основе контент-анализа научных работ и методик, посвященных проблемам формирования и оценки цифровых компетенций государственных служащих, матричного проектирования уровней и содержания цифровых компетенций. Целью исследования является анализ направлений формирования цифровых компетенций государственных служащих в условиях нового технологического уклада. Задачами исследования являются: 1) обоснование необходимости получения знаний государственных служащих в рамках введения цифровизации системы управления; 2) характеристика ценностей, которые помогут снизить риск принятия решений при государственном управлении в цифровой среде; 3) разработка кластерной модели цифровых компетенций управления государственных служащих. В современных условиях достаточно остро стоит вопрос качества государственного управления, поэтому формирование цифровых компетенций объективно обусловлено социальноэкономическими изменениями, скоростью поступления и обработки данных, необходимостью быстрого реагирования на ситуационные изменения и способностью ориентироваться в технологиях. Кластерная модель формирования и развития цифровых компетенций государственных служащих направлена на качественное улучшение выполнения определенных должностных обязанностей, включая управление инновациями в целях оптимизации ресурсного и функционального обеспечения государственной службы. Необходим системный комплекс мер по развитию цифровых компетенций государственных служащих, связанных с профессиональной подготовкой, непрерывным повышением цифровой грамотности и модернизацией методов и технологий собственных трудовых функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оборин М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DIGITAL MANAGEMENT COMPETENCIES OF CIVIL SERVANTS IN A NEW ECONOMIC FORMAT

The article considers a new format of professional training of personnel in the context of the stage of automation and informatization of economic activity in the context of improving the efficiency of public administration systems. The quality and professionalism of management at various levels is influenced by digital technologies and scientific and technological progress, determines the competence of the manager in the dynamically changing conditions of professional activity. Key areas of the economy are rapidly developing on the basis of digital solutions, platforms and digital equipment, which place new demands on skills, education and the universality of competencies. Professionalism in various types of socio-economic activities depends on increasing the intellectualization of labor, skills in working with information and communication equipment, and the ability to constantly progress and develop. A specialist in the civil service should receive a high-quality education that corresponds to the realities of scientific and technological progress and the digitalization of management functions. The research is based on the content analysis of scientific papers and methods devoted to the problems of formation and evaluation of digital competencies of civil servants, matrix design of the levels and content of digital competencies. The purpose of the research is to analyze the directions of formation of digital competencies of civil servants in the conditions of a new technological order. The objectives of the study are: 1) justification of the need to obtain the knowledge of civil servants in the framework of the introduction of digitalization of the management system; 2) characteristics of values that will help reduce the risk of decision-making in public administration in the digital environment; 3) development of a cluster model of digital management competencies of civil servants. In modern conditions, the issue of the quality of public administration is quite acute, so the formation of digital competencies is objectively determined by socio-economic changes, the speed of data receipt and processing, the need to quickly respond to situational changes and the ability to navigate in technology. The cluster model for the formation and development of digital competencies of civil servants is aimed at improving the quality of certain job responsibilities, including innovation management, in order to optimize the resource and functional support of the civil service. A systematic set of measures is needed to develop digital competencies of civil servants related to professional training, continuous improvement of digital literacy and modernization of methods and technologies of their own labor functions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРМАТА»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ БИЗНЕСА INTERDISCIPLINARY RESEARCH IN THE FIELD OF BUSINESS

УДК 338 Оборин М. С.

Оригинальная статья Original article

DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-1-0-7

Формирование цифровых компетенций управления государственных служащих в условиях нового экономического формата_

Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», бульвар Гагарина, 57, Пермь 614070, Россия ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», ул. Букирева, 15, Пермь 614990, Россия ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова», ул. Петропавловская, 23, Пермь 614990, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код 8200-9024

Аннотация. В статье рассматривается новый формат профессиональной подготовки персонала в условиях этапа автоматизации и информатизации экономической деятельности в условиях повышения эффективности систем государственного управления. Качество и профессионализм управления на различных уровнях находятся под влиянием цифровых технологий и научно-технического прогресса, определяют компетентность менеджера в динамично меняющихся условиях профессиональной деятельности. Ключевые сферы экономики интенсивно развиваются на основе цифровых решений, платформ и цифрового оборудования, предъявляющих новые требования к навыкам, образованию и универсальности компетенций. Профессионализм в различных видах социально-экономической деятельности зависит от повышения интеллектуализации труда, навыков работы с информационно-коммуникационным оборудованием, умения постоянно прогрессировать и развиваться. Специалист на государственной службе должен получить качественное образование, соответствующее реалиям научно-технического прогресса и цифровизации функций управления. Исследование выполнено на основе контент-анализа научных работ и методик, посвященных проблемам формирования и оценки цифровых компетенций государственных служащих, матричного проектирования уровней и содержания цифровых компетенций. Целью исследования является анализ направлений формирования цифровых компетенций государственных служащих в условиях нового технологического уклада. Задачами исследования являются: 1) обоснование необходимости получения знаний государственных служащих в рамках введения цифровизации системы управления; 2) характеристика ценностей, ко-

торые помогут снизить риск принятия решений при государственном управлении в цифровой среде; 3) разработка кластерной модели цифровых компетенций управления государственных служащих. В современных условиях достаточно остро стоит вопрос качества государственного управления, поэтому формирование цифровых компетенций объективно обусловлено социально-экономическими изменениями, скоростью поступления и обработки данных, необходимостью быстрого реагирования на ситуационные изменения и способностью ориентироваться в технологиях. Кластерная модель формирования и развития цифровых компетенций государственных служащих направлена на качественное улучшение выполнения определенных должностных обязанностей, включая управление инновациями в целях оптимизации ресурсного и функционального обеспечения государственной службы. Необходим системный комплекс мер по развитию цифровых компетенций государственных служащих, связанных с профессиональной подготовкой, непрерывным повышением цифровой грамотности и модернизацией методов и технологий собственных трудовых функций.

Ключевые слова: государственная служба; компетенции управления; цифровые компетенции; профессиональная подготовка; цифровое образование; цифровой регламент

Для цитирования: Оборин М. С. Формирование цифровых компетенций управления государственных служащих в условиях нового экономического формата // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 7, № 2, 2021, с. 69-81, DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-2-0-7

Plekhanov Russian Economic University, 57 Gagarin Blvd., Perm, 614070, Russia Perm State National Research University, 15 Bukirev St., Perm 614990, Russia Academician Pryanishnikov Perm State Agrarian-Technological University, 23 Petropavlovskaya St., Perm 614990, Russia e-mail: [email protected]

Abstract. The article considers a new format of professional training of personnel in the context of the stage of automation and informatization of economic activity in the context of improving the efficiency of public administration systems. The quality and professionalism of management at various levels is influenced by digital technologies and scientific and technological progress, determines the competence of the manager in the dynamically changing conditions of professional activity. Key areas of the economy are rapidly developing on the basis of digital solutions, platforms and digital equipment, which place new demands on skills, education and the universality of competencies. Professionalism in various types of socio-economic activities depends on increasing the intellectualization of labor, skills in working with information and communication equipment, and the ability to constantly progress and develop. A specialist in the civil service should receive a high-quality education that

UDC 338

Matvey S. Oborin

Formation of digital management competencies of civil servants in a new economic format

corresponds to the realities of scientific and technological progress and the digitaliza-tion of management functions. The research is based on the content analysis of scientific papers and methods devoted to the problems of formation and evaluation of digital competencies of civil servants, matrix design of the levels and content of digital competencies. The purpose of the research is to analyze the directions of formation of digital competencies of civil servants in the conditions of a new technological order. The objectives of the study are: 1) justification of the need to obtain the knowledge of civil servants in the framework of the introduction of digitalization of the management system; 2) characteristics of values that will help reduce the risk of decision-making in public administration in the digital environment; 3) development of a cluster model of digital management competencies of civil servants. In modern conditions, the issue of the quality of public administration is quite acute, so the formation of digital competencies is objectively determined by socio-economic changes, the speed of data receipt and processing, the need to quickly respond to situational changes and the ability to navigate in technology. The cluster model for the formation and development of digital competencies of civil servants is aimed at improving the quality of certain job responsibilities, including innovation management, in order to optimize the resource and functional support of the civil service. A systematic set of measures is needed to develop digital competencies of civil servants related to professional training, continuous improvement of digital literacy and modernization of methods and technologies of their own labor functions. Keywords: public service; management competencies; digital competencies; professional training; digital education; digital regulations

For citation: Oborin M. S. (2021) Formation of digital management competencies of civil servants in a new economic format. Research Result. Business and Service Technologies, 7(2), 69-81, DOI: 10.18413/2408-9346-2021-7-2-0-7

Введение. При отборе сотрудников на государственную службу необходимо применять новые подходы, предусматривающие наличие цифровых навыков, умения широко мыслить, наличие профессиональной подготовки в области информатики и коммуникаций. Поэтому в контексте обусловленных факторов перехода государственного управления к цифровой модели важно рассмотреть содержательные аспекты компетентно ориентированного подхода к подготовке кадров для государственного управления. Для эффективного функционирования необходимо разрабатывать новые методы и технологии, стимулирующие и развивающие кадровый состав.

Формирование условий развития профессиональных компетенций состоит из определенных этапов, прежде всего необходимо оценить текущий уровень готовности и знаний государственного служащего, чтобы иметь представление, с ка-

ким уровнем работы он сможет справиться в инновационной цифровой среде.

Важно отметить, что в настоящее время в российской практике управления государственной службой не существует утвержденной законом единой модели компетенции государственных служащих, формирование профессиональных стандартов находится в постоянном развитии. Отсутствуют единые стандарты и методики оценки цифровых компетенций при очевидной их необходимости в профессиональной управленческой деятельности.

Цель исследования - разработка модели цифровых компетенций управления государственных служащих в условиях нового экономического формата.

Материалы и методы исследования. Исследование выполнено на основе контент-анализа научных работ и методик, посвященных проблемам формирования и оценки цифровых компетенций государ-

ственных служащих, матричного проектирования уровней и содержания цифровых компетенций.

Результаты исследования и их обсуждение. Отечественные и зарубежные исследователи единогласно подтверждают необходимость получения знаний государственных служащих в рамках введения цифровизации системы управления, начиная с первых курсов учебного процесса. Существует множество учебных пособий, которые включают в себя базовые навыки работы с компьютером и программы обучения современным инновационным технологиям (Brown, 2020; Dawes, 2019).

Содержание компетентностного подхода меняется в зависимости от авторской позиции исследователей, отсутствует единое мнение в научной литературе. Под компетенцией понимается потенциал профессионального и личностного развития, компетентность же является результатом формирования реальных знаний, навыков для достижения профессиональных и социальных целей (Юдина, 2018).

А. А. Вербицкий различал данные понятия с точки зрения объективных и субъективных условий труда (Куприянов-ский, 2017). Объективные условия - это права и обязанности работников, а субъективные компетенции представляют их профессиональную систему внутренних элементов стимулирования, индивидуальные характеристики, психологическую структуру, знания, навыки и способности (Буров, 2018).

Исследователи К. Крамер и А. Норт-роп, прогнозируя значимость уровня знаний о современных технологиях при работе в госструктурах, первыми предложили ввести в учебную программу программы цифровых навыков.

Ш. Доус предлагал введение комплексных дидактических руководств по ИТ-стратегии и контролю, в то время как М. Браун и Дж. Брудни подчеркнули важность усиления стратегического планирования.

Отечественные ученные О. В. Данилова, Е. Т. Яруськина, Л. А. Бершадская, А. В.

Чугунов предлагали единую методику цифровой грамотности для государственных служащих, имеющую практико-ориенти-рованный характер. Развитие уровня информационно-коммуникационных навыков необходимо большинству государственных служащих на основе постоянного самообразования и повышения профессиональной подготовки (Васильева, 2018).

Справедливо определение прямой взаимосвязи профессиональных навыков административного управления в сфере цифровых технологий с развитием платформы Электронного правительства. В ходе анализа была определена основная причина низкого уровня цифровых навыков госслужащих - отсутствие утвержденных на национальном уровне методов определения состава и уровня цифровых компетенций на платформе Электронного правительства, что отражается на эффективности работы. Чем выше профессиональный цифровой уровень компетенций государственных служащих, тем эффективнее управленческая деятельность, поскольку база данных платформы Электронного правительства представлена в электронном формате (Бабкин, 2017).

Таким образом, складывается противоречивая ситуация, где, с одной стороны, к государственным чиновникам предъявляются высокие требования по повышению уровня цифровых компетенций и, с другой стороны, им не предоставляется элементарный перечень необходимых компетенций для работы в государственных органах в новом цифровом пространстве. Для определения наиболее актуальных навыков должностных лиц в работе с цифровыми технологиями были изучены научно-теоретические подходы и международная практика методической оценки компетенций сотрудников, квалификационные требования к работе государственных служащих на законодательном уровне, рассмотрена зарубежная и отечественная практика курсов повышения квалификации по цифровым технологиям (рис. 1).

Требования к результатам освоения курсов по ИКТ

Научные статьи

НПА и стратегические документы

Образовательные стандарты

Рис. 1. Источники формирования модели компетенций Fig. 1. Sources of competence model formation

Требования Министерства труда сформировали основные квалификационные критерии в области информационных и коммуникативных навыков для всех сотрудников, и отдельно для руководящего персонала выделен дополнительный ряд повышенных требований (Алтухова, 2018). Чиновники, ответственные за внедрение цифровых технологий в деятельность соответствующих государственных органов, имеют определенный уровень квалификации в области информационных технологий.

Для эффективной работы госсектора в новой цифровой среде требуются высококвалифицированные кадры. Государственные программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Стратегия

научно-технического развития Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества подчеркивают необходимость кадровых специалистов, обладающих рядом соответствующих компетенций.

Государственный служащий должен дифференцировать поступающую информацию и доносить обществу достоверную информацию. Деятельность чиновника должна быть полностью направлена на результаты, связанные с общественным благом. В комплексе с компетенциями, необходимыми для эффективной деятельности в цифровой управленческой среде, необходимо также обладать целевыми установками, определяющие ценностные ориентации государственного служащего (рис. 2).

Рис. 2. Иерархическая система понятий «ментальная модель» — «компетенции» Fig. 2. Hierarchical system of concepts «mental model» — «competencies»

Ценности наряду с приобретенными компетенциями будут влиять на формирование ментальной модели государственного управляющего, формировать его мироощущение (Тростинская, 2017). Ключевые ценности, которые помогут снизить риск принятия решений при государственном управлении в цифровой среде, следующие (Kraemer, 2019):

ценности государственного служащего должны заключаться в содействии потребностям населения;

технические технологии не могут сопереживать и выражать чувства, поэтому задача менеджера - оценить стратегические последствия и риски использования автоматизированных систем при принятии решений, применимы ли они к человеку с нравственной точки зрения;

использование цифровых технологий в государственном управлении следует рассматривать как основу гармоничного развития государства, благосостояния людей и создания возможностей для реализации потенциала каждого гражданина, в том, чтобы не ограничивать свободу личности и обеспечивать контроль над конфиденциальностью информационных данных.

Высшие учебные заведения должны выпускать профессионально подготовленных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, которые позволят справляться с работой на высшем уровне в новой цифровой среде. Государственным служащим, функционирующим в рамках Электронного правительства, также необходимо постоянно повышать уровень своей квалификации и подстраиваться под внешние преобразования, включая набор компетенций, который также нужно трансформировать и менять, учитывая инновационные технологии госструктуры, отличные от традиционных отечественных образовательных стандартов (Alkadry, 2019).

Также стоит отметить, что в ходе опроса студентов выяснилось, что главной мотивацией учащихся является получение документа об окончании высшего учебного заведения и высокооплачиваемой работы. Следовательно, необходимо мотивировать учащихся постоянно повышать уровень своих знаний и продолжать учиться. Развитию креативного мышления и аналитических подходов к решению прикладных задач различного уровня способствует модель обучения, при которой руководитель организует самостоятельную поисковую

деятельность, практикумы, проектирование, научные конференции, деловые игры и т. д.

В учебном процессе также желательно участие будущего работодателя, поскольку, имея опыт работы в новой цифровой среде, руководитель сможет поделиться рядом необходимых знаний, применимых на практике. Таким образом, студенты получат практические навыки и современные знания, пригодные в будущем. Работодатель может принимать участие в разработке учебных планов, проводить семинары и мастер-классы для студентов, частично проводить аудиторные занятия, заниматься с учащимися проектированием и т. д.

Наиболее эффективным форматом работы со студентами является проектная деятельность, так как в ходе реализации проекта студент приобретает бесценные знания и навыки, так как самостоятельно находит способы решения проблемных за-

дач. Для обучения студентов умениям пользоваться большими данными и специализированными программами необходимо введение специализированных дисциплин в образовательный процесс, организация факультативов, дополнительных курсов повышения квалификации (8аЛе1-2017).

Подготовка кадров для государственной службы с учетом потребностей в цифровых компетенциях должна осуществляться при активном взаимодействии с высшими учебными заведениями. Целесообразно разработать перечень необходимых навыков для эффективного выполнения трудовых функций. Кластерный подход способствует наглядному представлению профессиональных обязанностей в соответствии с функциональными направлениями деятельности. Компетенции были распределены по уровням на основе моделирования (таблица).

Кластерный подход к моделированию цифровых компетенций государственных служащих

Cluster approach to modeling digital competencies of civil servants

Таблица

Table

Блок А - Распределение сформированных компетенций, связанных с цифровизацией, по уровням и группам должностей

Block A - Distribution of the formed competencies related to digitalization by levels and groups of positions

Уровни кластеризации разработанных компетенций

Сотрудники

Компетенции по группам должностей

Управляющие среднего звена

Ведущие специалисты

Управляющие структурными подразделениями

Уровень высшего управления

Кластер 1. Результативный мыслительный процесс (особая компетентность)

Кластер 2. Решение задач развития

Техническая поддержка и ответственность

Точность, качество, регламентация

Управление по

результатам

Инициатива в решении задач

Высокая компетентность в определенной области

Системный подход к решению задач

Нестандартный инновационный подход

Стратегический подход к решению

задач Внедрение инноваций на системной и целевой основе

Уровни кластеризации разработанных компетенций

Сотрудники

Компетенции по группам должностей

Управляющие среднего звена

Ведущие специалисты

Управляющие структурными подразделениями

Уровень высшего управления

Кластер 3. Влияние (результативное общение)

Кластер 4. Профессиональный рост и саморазвитие Кластер 5. Энергичность (способность много работать)

Кластер 6. Лидерство

Кластер 7.

Организация

работы

Кластер 8. Обязательство и оказание помощи другим

Кластер 9. Личная результативность

Кластер 10. Профессионализм (правовая культура)

Умение выстраивать эффективный коммуникационный процесс

Потребность и способность к саморазвитию

Оказание содействия в развитии

Умение длительно сохранять работоспособность

Проектное лидерство

Способность организации своего труда и рабочего времени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лояльность и соответствие нормам

Устойчвость к негативным факторам

Знание норм права, правильное толкование и употребление в процессе технической работы

Вовлеченость

Самоотве-женность

Уверенность в личных способностях и результатах

Применение знаний законодательства при принятии решении

Экспертная правовая компетентность в процессе принятия решений

Коммуникация как элемент убеждения

Коммуникация как элемент личного влияния

Влияние и организация развития сотрудников

Мотивация персонала в различных ситуациях

Командное лидерство

Умение повышать производительность труда

Лидерство как основа управления Комплексная координация процесса труда

Миссия и вовлечение управления

Проактивность

Продвижение инициатив с учетом смысла, назначения права в инте-

Понимание смысла правовых норм при разработке и реализации проектов

ресах личности, общества, региона

ния

Блок Б - Уточнение цифровых аспектов государственной службы по уровням управле-Block B - Refining the digital aspects of public service by level of management

Уровни кластеризации разработанных компетенций

Компетенции по группам должностей

Младшие должности

Специалисты и управляющие

Уровень высшего управления

Кластер 1. Результативный мыслительный процесс(особая компетентность)

Кластер 2. Решение задач развития

Кластер 3. Влияние (результативное общение)

Кластер 4. Профессиональный рост и саморазвитие

Кластер 5. Энергичность (способность много работать)

Кластер 6. Лидерство

Применять анализ данных в государственном управлении, включая анализ больших объемов информации Применять офисное программное обеспечение Соблюдать правила заполнение документов при работе по проектам с ИКТ Работать в команде по каналам информационных коммуникаций

Использовать ИКТ (электронная почта, социальные сети и мобильные средства передачи информации) для общения и обмена информацией Взять на себя ответственность за

распоряжение государственными ресурсами, включая технологические активы Активно использовать ИКТ

для решения сложных прикладных задач

Пользоваться разными источниками для поиска необходимой информации для решения профессиональных задач Выполнять универсальные функции по предоставлению услуг ЭП заинтересованным лицам, гражданам и коммерческим организациям Работать в междисциплинарных группах и проектах Координировать действия сотрудников с помощью специального программного обеспечения

Осознавать необходимость постоянного профессионального развития в области информационных и коммуникационных

технологий Уметь налаживать коммуникации с различными категориями граждан и юридических лиц

Управление рисками и организационными изменениями, связанными с применением ИКТ

Формировать, планировать и контролировать ключевые процессы на основе ИКТ

Последовательно управлять развитием компонентов цифровой среды, ресурсов и ключевых процессов на проектной основе, включая реализацию Внедрять ИКТ в систему управления персоналом Адаптировать цифровые инновации

к своим трудовым функциям и развитию технологий оказания услуг Понимать, как нанимать, выбирать и управлять ИТ-консультантами и персоналом

Работать в команде в многопрофильной группе данных, уполномоченной разрабатывать новые технологии

Моделировать ключевые процессы администрирования с целью информационного анализа

Уровни кластеризации разработанных компетенций

Компетенции по группам должностей

Младшие должности

Специалисты и управляющие

Уровень высшего управления

Кластер 7.

Организация

работы

Кластер 8. Обязательство и оказание помощи другим

Кластер 9. Личная результативность

Кластер 10. Профессионализм

(правовая культура)

Действовать в соответствии с

принципами прозрачности и подотчетности

Участвовать в развитии новых технологий государственного управления

Иметь навыки работы с протоколами безопасности, использовать антивирусные программы

Уметь применять в работе законодательство о защите персональных данных

Отслеживать изменения информационных

систем и профессионально адаптироваться к ним

Участвовать в оценке

целесообразности внедрения новых технологий и инициатив в сфере ИКТ

Уметь систематизировать и верифицировать получаемые данные с применением ИКТ инструментов

Разбираться в специфике информатизации государственных органов в соответствии с отраслевыми характеристиками

Разбираться в облачных технологиях и их

преимуществах Участвовать в развитии новых технологий государственного

управления Формулировать информационно-технологические проблемы, с которыми сталкиваются организации, и их влияние

на результаты Выявлять резервы инновационного развития систем государственного управления и проектировать направления их стратегического развития Оптимизировать бизнес-модели в системе электронного правительства, решать проблемы внедрения ИКТ различными способами, в том числе креативными

Предлагаемая кластерная модель позволяет получить системное представление о направлениях цифровизации компетенций государственной службы. Перечень может дополняться в зависимости от конкретной сферы работы и уровня должности государственного служащего.

Заключение. Государственное

управление должно быть конкурентоспособным, обеспечивать прогрессивное стратегическое развитие страны, регионов и отраслей в различных направлениях. Концепция формирования цифровых компе-

тенций при подготовке государственных служащих должна найти отражение в системе высшего и профессионального образования. В связи с этим определение базовых элементов цифровой компетентности представляет научно-теоретический и практический интерес.

Цифровизация административной среды государственного управления обусловлена стратегическими целями и задачами развития страны, высокими темпами роста мировой промышленности и сферы услуг, нестандартными макроэкономиче-

скими вызовами и угрозами. Переход России к цифровой экономике по федеральной программе требует новых профессиональных качеств и компетенций для отбора сотрудников на государственную службу. Анализ научных работ свидетельствует о том, что модель цифровых компетенций базируется на таких элементах, как: потенциал - знания - механизмы и условия трансформации в цифровые компетенции -актуализация цифровых компетенций в различных сферах государственного управления.

Формирование и развитие цифровых компетенций в системе государственного управления является необходимым для обеспечения высоких результатов управления в обществе с растущей цифровой грамотностью и внедрением технологий во все сферы жизнедеятельности. Целесообразна регламентация различных уровней цифровых компетенций в зависимости от занимаемой должности: базовый, продвинутый, специальный.

В целях повышения образования служащих в системе государственного управления необходимыми являются:

разработка методического обеспечения с перечнем и описанием цифровых компетенций, необходимых для государственных должностей, показатели их оценки и влияние на результаты аттестации и карьеру;

внесение изменений в программы высшего образования, связанные с подготовкой государственных служащих по направлениям цифровизации в различных сферах науки и практики;

внесение изменений в законодательство о государственной службе в части требований к уровню образования и квалификации.

Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.

Список литературы

Алтухова Н. Ф. Компетентностный подход в управлении кадрами государственной службы на основе онтологий / Н. Ф. Алтухова // Бизнес информатика. 2018. № 1. Вып. 1 (43). С. 17-25.

Бабкин А. В., Буркальцева Д. Д., Костень Д. Г., Воробьев Ю. Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки.

2017. Т. 10. № 3. С. 9-25.

Буров В. В., Петров М. В., Шклярук М. С., Шаров А. В. Государство как Платформа: эффекты реализации и управление развертыванием. Государственная служба. 2018. № 4 (114). С. 17-26.

Васильева Е. В. Компетентностный подход в государственной службе // Вопросы государственного и муниципального управления.

2018. № 4. С. 120-144.

Куприяновский В. П., Сухомлин В. А., Добрынин А. П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования// International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 1. С. 19-25.

Тростинская И. Р., Сафонова А. С. Профессионализация образования в цифровой экономике и коммуникативные компетенции. Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического развития региона. 2017. № 1. С. 35-37.

Юдина В. А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих российской федерации // Бизнес информатика. 2018. № 2. Вып. 2 (44). С. 23-29.

Alkadry, M. G., Blessett, B. and Patterson, V. L. (2019), "Public Administration, Diversity, and the Ethics of Getting Things Done", Administration & Society, 49 (8), pp. 1191-1218.

Anderson, N. R., Potocnik, K. and Zhou, J. (2018). "Innovation and Creativity in Organizations: A State-of-the-Science Review, Prospective Commentary, and Guiding Framework", Journal of Management, 40 (5), рр. 1297-1333.

Bartelings, J., Goedee, J., Raab, J., Bijl, R. (2017), "The Nature of Orchestrational Work", Public Management Review, 19 (3), рр. 342-360.

Brown, M. M. and Brudney, J. L. (2020), "Public sector information technologyinitiatives:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Implications for programs of public administration", Administration and Society, vol. 4, issue 30, pp.421-442.

Dawes, S. S. (2019), "Training the IT-savvy public manager: Priorities and strategiesfor public management education", Journal of Public Affairs Education, vol. 12, pp. 5-17.

Kraemer, K. L., Northrop, A. (2019), "Curriculum recommendations for public-management education in computing: an update", Public Administration Review, vol. 5, issue 49, pp. 447-453.

References

Alkadry, M. G., B. Blessett, and V. L. Patterson (2019), "Public Administration, Diversity, and the Ethics of Getting Things Done", Administration & Society, 49 (8), pp. 1191-1218.

Altukhova, N. F. (2018), "Kompetent-nostnyj podkhod v upravlenii kadrami gosudar-stvennoj sluzhby na osnove ontologij", [A competence-based approach in public service personnel management based on ontologies], Biznes in-formatika, 1 (43), pp. 17-25.

Anderson, N. R., Potocnik, K. and Zhou, J. (2018). "Innovation and Creativity in Organizations: A State-of-the-Science Review, Prospective Commentary, and Guiding Framework", Journal ofManagement, 40 (5), pp. 1297-1333.

Babkin, A. V., Burkal'tseva, D. D., Kosten', D. G. and Vorob'ev, Yu. N., (2017), "Formiro-vanie tsifrovoj ekonomiki v Rossii: sushchnost', osobennosti, tekhnicheskaya normalizatsiya, prob-lemy razvitiya" [Formation of the digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problems], Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universi-teta. Ekonomicheskie nauki, Vol. 10, 3, pp. 9-25.

Bartelings, J., Goedee, J., Raab, J. and Bijl, R. (2017), "The Nature of Orchestrational Work", Public Management Review, 19 (3), pp. 342-360.

Brown, M. M. and Brudney, J. L. (2020), "Public sector information technologyinitiatives: Implications for programs of public administration", Administration and Society, vol. 4, issue 30, pp.421-442.

Burov, V. V., Petrov M. V., Shklyaruk M. S. and Sharov A. V. (2018), "Gosudarstvo kak Platforma: effekty realizatsii i upravlenie razvertyvaniem" [State-as-a-Platform: implemen-

tation effects and deployment management], Gosudarstvennaya sluzhba, 4 (114), рр. 17-26.

Dawes, S. S. (2019), "Training the IT-savvy public manager: Priorities and strategiesfor public management education", Journal of Public Affairs Education, vol. 12, pp. 5-17.

Kraemer, K. L. and Northrop, A. (2019), "Curriculum recommendations for public-management education in computing: an update", Public Administration Review, vol. 5, issue 49, pp. 447-453.

Kupriyanovskij, V. P., Sukhomlin, V. A. and Dobrynin, A. P. (2017), "Navyki v tsifrovoj ekonomike i vyzovy sistemy obrazovaniya" [Skills in the digital economy and challenges of the education system], International Journal of Open Information Technologies, 1, рр. 19-25.

Trostinskaya, I. R. and Safonova, A. S. (2017), "Professionalizatsiya obrazovaniya v tsifrovoj ekonomike i kommunikativnye kompe-tentsii. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlya promyshlenno-ekonomicheskogo razvitiya regiona" [Professionalization of education in the digital economy and communication competencies. Planning and providing training for the industrial and economic development of the region], 1, рр. 35-37.

Vasil'eva, E. V. (2017), "Kompetentnostny podkhod v gosudarstvennoj sluzhbe" [A competence-based approach in public service], Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya, 4, рр. 120-144.

Yudina, V. A. (2018), "Razvitie tsifrovyh kompetentsij gosudarstvennyh grazhdanskih slu-zhashchih Rossijskoj Federatsii" [Development of digital competencies of state civil servants of the Russian Federation], Biznes informatika, 2 (44), рр. 23-29.

Данные об авторе

Оборин Матвей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики Пермского института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»; профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аг-рарно-технологический университет им. ак. Д. Н. Прянишникова»

Information about the author Oborin Matvey Sergeevich, Doctor of Economics, Professor at the Department of Economic Analysis and Statistics, Plekhanov Russian University of Economics, Perm branch; Professor

at the Department of World and Regional Economy, Economic Theory, Perm State National Research University; Professor at the Department of Management, Academician Pryanishnikov State Agro-Technological University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.