Научная статья на тему 'Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих в цифровой экономике'

Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих в цифровой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ЭВОЛЮЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIETY / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITAL COMPETENCIES / CIVIL SERVANT / EVOLUTION / PUBLIC ADMINISTRATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караковский Константин Александрович, Обухова Лариса Александровна

Компетентностно-ориентированный подход при формировании кадров системы государственной гражданской службы актуальная проблема. Обеспечение цифровых трансформаций согласно специально выделяемому направлению в Федеральной программе реформирования государственного управления требует системного и целенаправленного подхода. Формирование единой информационно-коммуникационной инфраструктуры государственной службы процесс кадрово-организационно сложный. В работе проведен системный анализ предъявляемых и необходимых профессиональных компетенций государственных служащих в сфере информационно-коммуникационных технологий, их приоритетов. Предлагаются методические и организационно-технологические рекомендации для расширения цифровых компетенций с целью идентификации (унификации, стандартизации) развития интеллектуального потенциала цифрового общества. Определяются методические подходя по трансформации компетенций в области ИКТ в цифровые компоненты, которые предусматривают расширенный комплекс знаний и навыков, необходимых в условиях цифровизации государственной гражданской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Караковский Константин Александрович, Обухова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PUBLIC CIVIL SERVANTS IN THE DIGITAL ECONOMY

The competence-oriented approach in the formation of personnel in the state civil service system is an actual problem. Ensuring digital transformations in accordance with a specially selected area in the Federal program for public administration reform requires a systematic and targeted approach. The formation of a unified information and communication infrastructure of the state service is a personnel and organizational complex process. The paper provides a systematic analysis of the required professional competencies of civil servants in the field of information and communication technologies and their priorities. Methodological and organizational and technological recommendations are proposed for expanding digital competencies in order to identify (unify, standardize) the development of the intellectual potential of a digital society. Methodological approaches for transforming ICT competencies into digital components are defined, which provide for an expanded set of knowledge and skills required in the conditions of digitalization of the state civil service.

Текст научной работы на тему «Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих в цифровой экономике»

УДК 316.4

DOI 10.23672/SAE.2020.2.56073

Караковский Константин Александрович

аспирант,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации 13ka@mail.ru

Обухова Лариса Александровна

доктор социологических наук, профессор,

заведующая кафедрой

управления персоналом,

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте

Российской Федерации

13ka@mail.ru

Konstantin A. Karakovsky

Graduate student,

Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation 13ka@mail.ru

Larisa A. Obukhova

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Head of the Department of Human Resources Management, Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation 13ka@mail.ru

Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих в цифровой экономике

Аннотация. Компетентностно-ориентированный подход при формировании кадров системы государственной гражданской службы - актуальная проблема. Обеспечение цифровых трансформаций согласно специально выделяемому направлению в Федеральной программе реформирования государственного управления требует системного и целенаправленного подхода. Формирование единой информационно-коммуникационной инфраструктуры государственной службы - процесс кадрово-органи-зационно сложный. В работе проведен системный анализ предъявляемых и необходимых профессиональных компетенций государственных служащих в сфере информационно-коммуникационных технологий, их приоритетов. Предлагаются методические и организационно-технологические рекомендации для расширения цифровых компетенций с целью идентификации (унификации, стандартизации) развития интеллектуального потенциала цифрового общества. Определяются методические подходя по трансформации компетенций в области ИКТ в цифровые компоненты, которые предусматривают расширенный комплекс знаний и навыков, необходимых в условиях цифровизации государственной гражданской службы.

Ключевые слова: общество, цифровая трансформация, цифровые компетенции, государственный служащий, эволюция, государственное управление, профессиональное развитие.

Managing the professional

development of public civil servants in the digital economy

Annotation. The competence-oriented approach in the formation of personnel in the state civil service system is an actual problem. Ensuring digital transformations in accordance with a specially selected area in the Federal program for public administration reform requires a systematic and targeted approach. The formation of a unified information and communication infrastructure of the state service is a personnel and organizational complex process. The paper provides a systematic analysis of the required professional competencies of civil servants in the field of information and communication technologies and their priorities. Methodological and organizational and technological recommendations are proposed for expanding digital competencies in order to identify (unify, standardize) the development of the intellectual potential of a digital society. Methodological approaches for transforming ICT competencies into digital components are defined, which provide for an expanded set of knowledge and skills required in the conditions of digitalization of the state civil

Keywords: society, digital transformation, digital competencies, civil servant, evolution, public administration, professional development.

В

ведение.

Категория «экономика инновационная (на знаниях)» [1] прочно вошла в «семантическое ядро» государственно-управленческого аппарата. Она охватывает все стороны общества, его развитие и стала приоритетной [2]. Разработана ФЦП «Цифровая экономика», ее основным направлением объявлено государственное управление [3].

Как отмечают многие исследователи (например, [4; 5]), решение задач цифровых трансформаций невозможно без переосмысления и расширения модели компетенций государственных гражданских служащих. Особенно актуально это для претендентов на резерв, замещение должностей госслужбы, к их ИТ- и медиа-компетенциям.

В данной работе проводится системный анализ проблемы, на основе которого предлагаются рекомендации по расширению компетенций в государственной гражданской службе на базе цифровой инфраструктуры.

Цель работы - идентификация и унификация подходов к развитию интеллектуального капитала цифрового гражданского общества.

Анализ базовой категории и системной цели.

В сфере управления персоналом категория «компетенция» неоднозначно интерпретирована (см., например, [6-7]). Имеется в основе подход либо американский («получать - демонстрировать -добиваться»), либо европейский («способность -результативность - функциональность»). Это касается и педагогической стороны компетентности, приобретаемых компетенций и их ситуационного применения.

Социо-профессиональные компетенции формируют две подсистемы:

1) системные (интеллектуальные, методологические);

2) личностные (частные, профессиональные).

Оценивание и классификация их - задача непростая. [9], даже в наблюдаемой интеграции качественных и количественных способов, инструментария. Следует формировать (часто - выполнять реинжиниринг) инфокоммуникационной инфраструктуры управления резервом и персоналом гражданской службы, поддерживаемой цифровым документооборотом и непрерывным обучением (тренингом) госслужащих. Разработано соответствующее методическое мотивирующее обеспечение (квалификационные требования, как личностные, так и профессиональные)

Классифицировать профессиональные качества гражданского служащего можно по общим, прикладным и управленческим требованиям. Но требования Минтруда РФ не отражают цифровиза-ции общества (компетенция «сбор и анализ информации» - общесистемная). Необходимы новые модели компетенций госслужащих, отражающие их мотивацию, креативность и инновации, в

зависимости от типа их служебной деятельности (должностного регламента, необходимого для аттестации и замещения должности на гражданской службе). Основные конкурсные положения размещены на портале «Госслужба». ЫЯЬ : (ИНрэ:// gossluzhba.gov.ru/).

В результате анализа требований, предъявляемых к компетенциям в сфере ИТ- и медиа-грамотности кандидатов можно заключить, что их большинство ориентировано на профессионально-ориентированные компетенции. Но цифровая экономика, цифровое общество, цифровой бизнес ставят именно системные, эволюционного характера цели, например, межведомственных взаимодействий и стратегического управления интеллектуальными и организационными ресурсами.

Менеджменту высшего уровня предписывается обладать компетенциями по информационной безопасности, документообороту, ЭЦП, работе с государственными инфоресурсами. Но единых требований к профессиональным ИКТ-компетен-циям нет. Тем более, нет требований по отношению к системно-эволюционным процессам (оценка эволюционного потенциала, управление самоорганизационными процессами и др.). Степень общности и детализации одноранговых требований также различная.

Расширение цифровых компетенций в государственных гражданских структурах.

Базовые квалификации претендентов и замещающих должности на гражданской службе у государства включают ИКТ- и медиа-компетенции:

1) общие компьютерные (файлы, папки, устройства и др.) и ИКТ-ориентированные (клиент-сервер, рабочая группа);

2) общие медиа-коммуникационные (сети);

3) общие офисные (офисное программное обеспечение, документооборот, статические презентации, доступ к данным реляционной базы);

4) общие по безопасности (антивирус, защита данных, регламент доступа и др.);

5) общие по визуализации (растровый графический редактор, Ехсе1-графика и др.);

6) почтовые отправления с вложениями;

7) интернет-доступ, поиск и актуализация веб-ресурсов;

8) работа с медиа-СМИ (сайты, сети, блоги, форумы).

Это - достаточно важный, но минимальный комплекс базовых компетенций в условиях цифровых отношений различных подсистем и моделей (Р2Р, А2Р, Р2А, 02Р, Р20, 04А, 04Р и др. [8]) взаимодействий с электронным правительством.

Необходимо использование систем искусственного интеллекта, анализа, экспертиз, эвристических оценок, нейросистемных, «электронных киосков» и

др. Требуется активизировать как количественные критерии и индикаторы эффективности работы госслужбы с гражданами, так и качественные.

В системе государственного управления необходимо выстраивать систему профессионального обучения с включением активных форм, технологий. Такое обучение необходимо вести с проблемными ситуациями, обработкой информации, выделением, описанием, хранением, актуализацией инвариантов.

Портал «Госслужба» облегчит доступность, импорт информации на различных уровнях, обмен

опытом, постоянный анализ результирующей управленческой информации, настройку и синхронизацию системы показателей деятельности учреждений и органов службы.

Вопросы обеспечения службы и компетенций не всегда интерпретируемы потребностями лишь материальными, экономическими (рис. 1, опрос студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», ЦФО). Парадигма самоорганизации также используется, процессы в госслужбе также подвержены самоорганизации.

Рисунок 1 - Значимость аспектов профессиональной деятельности в оценках респондентов

Вопросы самоорганизации, синергетики, прогнозирования процессов становятся в обществе актуальными. Несмотря на достаточно долгий период занятий проблемами синергетики социального и государственного развития, многие процессы, протекающие в обществе, недостаточно познаны. Успех изучения самоорганизации прямо зависит от используемой методологии. Такая многогранная система, как государственная служба требует изучения с использованием адекватной методологии на базе системных подходов. Следует иметь глубокие, современные знания, которые позволяют госслужащему самообучаться, добывать самостоятельно знания, использовать их на практике. Это важно в обществе компетенций.

Усложнение структур, моделей, критериев взаимодействий при различных целевых установках определяет новые ИКТ-подходы: ненасильственные, ненавязчивые, непринужденно применяемые, мотивационные. Технологическое обеспечение должно полностью обеспечивать поддержку всего жизненного цикла взаимодействий. Следует иметь глубокие, современные знания, которые позволяют уже самообучаться, добывать самостоятельно не только базовые, но и профессиональные знания, использовать компетенции на практике.

При разработке и реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки госслужащих следует обращать внимание на их

профессиональные навыки, умение находить нестандартные решения задач (проблем), компетенции критического мышления. Технологическое обеспечение должно полностью обеспечивать поддержку всего жизненного цикла - от постановки целей и формулировки критериев до анализа результатов взаимодействий и итерационного улучшения процесса.

Многие процессы из-за неполноты интеллектуализации остаются неактивными, хотя и востребованными, например, для самостоятельно повышающих свои компетенции.

Выделим три группы ключевых компетенции государственного гражданского служащего:

1) системные - формализации, анализа и синтеза, системного подхода;

2) технологические - ИКТ, интернет, Big Data (большие данные), Data (Social) Mining и др.;

3) предметные (профессиональные) - принятия решений, решения проблем сотрудничества, проектного управления.

В цифровой экономике, поддерживаемой цифровыми компетенциями обучением (и наоборот), необходимо акцентировать внимание на подготовке служащих, обладающих компетенциями общения, сотрудничества, творчества, критического и аналитического мышления и способностью

решать проблемы общества, расставляя релевантно приоритеты. Рейтинг компетенций - ранжированный и шкалированный, например, экспертами.

Управление робот-человеческими системами ставит новые задачи по организации персонала, кадров, например, ИЯ-процессного управления виртуальной командой. У России достаточно высокий уровень ИКТ-грамотности, цифровых компетенций населения. Важно иметь соответствующую инфраструктуру для повышения уровня и результативности государственной гражданской службы, где высока потребность в компетент-ностном подходе специалистов.

ИКТ-компетенции изменяют способы и формы взаимодействий с гражданами, повышая спрос на комплементарные навыки (ИКТ-поддержку рабочих задач, АРМ). Например, соцсетевые коммуникации по работе, аналитическая работа, проектирование, прогнозирование, планирование, наращивание функциональных возможностей и др.

Системный, самоорганизационный подход выявляет и следующую проблему, видимо, наиболее

Литература:

1. Эффективность управления кадрами государственной гражданской службы в условиях развития цифровой экономики и общества знаний / Под ред. Е.В. Васильевой, Б.Б. Славина. М. : ИНФРА-М, 2018.

2. Письмо Минтруда РФ от 14.06.2016 № 18-1/10/В-3980 «О методике всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего». иЯ1- http://sudact.ru/law/metodika-vsestoronnei-otsenkiprofessionalnoi-sluzhebnoi-deiatelnosti-gosudarstvennogo/ (дата обращения 29.01.2020).

3. Петров М. Государство как платформа. (Ки-бер) государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация / М. Петров, В. Буров, М. Шклярук, А. Шаров. М. : ЦСР, 2018.

4. Васильева Е.В. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации / Е.В. Васильева, В.Н. Пуля-ева, В.А. Юдина // Бизнес-информатика. 2018. № 4(46). С. 28-42. 001: 10.17323/19980663.2018.4.28.42.

5. Корчагин С. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России / С. Корчагин, Б.Польшиков // Свободная мысль. 2018. № 1 (1667). С. 23-36.

6. Вольпян Н. Модели компетенций. Международный опыт в ИТ-сфере / Рождение коллективного разума. М. : ЛЕНАНД, 2013. С. 201-229.

7. Пуляева В.Н. Модель компетенций менеджера в клиенто-ориентированной экономике //

сложную для оперативного решения - набор на первичные позиции госслужбы претендентов без опыта службы, не владеющих достаточными ИКТ-компетенциями. Перспективно использование также крауд-моделей для решения некоторых задач госслужащего, например, оперативного опроса и обработки данных, обучения и консалтинга, формирования мультидисциплинарной команды экспертов и др.

Важно развивать «мягкие (soft) навыки (skills)» -эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент, лидерство в команде, метакомпетенций («компетенции о компетенциях»), толерантность и др.

Заключение.

Проведенное системное аналитическое исследование по компетенциям государственных гражданских служащих, их эволюции в цифровом обществе можно использовать при разработке программ развития кадрового потенциала с учетом требований цифровой грамотности, для формирования профессиональных квалификационных требований, тестирования и набора служащих, управления их карьерным развитием.

Literature:

1. Efficiency of personnel management of the state civil service in the conditions of development of the digital economy and the knowledge society / ed. by E.V. Vasilyeva, B.B. Slavin. M. : INFRA-M, 2018.

2. Letter of the Ministry of labor of the Russian Federation dated 14.06.2016 No. 18-1 / 10 / V-3980 «on the method of comprehensive assessment of professional performance of a state civil servant». URL : http://sudact.ru/law/metodika-vsestoronnei-otsen-kiprofessionalnoi-sluzhebnoi-deiatelnosti-gosudar-stvennogo/ (accessed 29.01.2020).

3. Petrov M. the State as a platform. (Cyber) state for the digital economy. Digital transformation / M. Petrov, V. Burov, M. Shklyaruk, A. Sharov M. : CSR, 2018.

4. Vasilyeva E. V. Development of digital competences of state civil servants of the Russian Federation / E.V. Vasilyeva, V.N. Pulyaeva, V.A. Yudina // Business Informatics. 2018. № 4(46). P. 28-42. DOI: 10.17323/1998-0663.2018.4.28.42

5. Korchagin C. Digital economy and transformation of public administration mechanisms. Risks and prospects for Russia / C. Korchagin, B. Polshikov // Free thought. 2018. № 1(1667). P. 23-36.

6. Volpyan N. models of competences. International experience in the it field / the Birth of the collective mind. M. : LENAND, 2013. P. 201-229.

7. Pulyaeva V.N. Model of Manager's competencies in a client-oriented economy // personnel

Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 2015. № 2 (17). С. 24-30.

8. Казиев В.М. Основы правовой информатики и информатизации правовых систем / В.М. Казиев, К.В. Казиев, Б.В. Казиева. 2-е изд. М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2017. 336 с.

9. Зубрицкая О.М. Оценка качества высших образовательных уровней и полезность точных количественных данных // Alma Mater. 2014. № 8. С. 17-23.

Management and intellectual resources in Russia, 2015. № 2(17). P. 24-30.

8. Kaziev V.M. Fundamentals of legal Informatics and Informatization of legal systems / V.M. Kaziev, K.V. Kaziev, B.V. Kazieva. 2nd ed. M. : University textbook : INFRA-M, 2017. 336 c.

9. Zubritskaya O.M. Assessing the quality of higher educational levels and the usefulness of accurate quantitative data // Alma Mater. 2014. № 8. P. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.