Научная статья на тему 'SOCIAL MINING КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА ЦИФРОВОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

SOCIAL MINING КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА ЦИФРОВОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровая трансформация / Social Mining / информационная открытость органов государственного управления / digital economy / digital transformation / Social Mining / information openness of government bodies

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н А. Косолапова, М М. Головачева, Д С. Ласкова

В статье представлены региональные аспекты цифровизации органов государственного управления. Рассмотрены лучшие региональные практики реализации мероприятий Национальной программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Проанализированы информационные ресурсы Правительства Ростовской области, проекты, реализованные в регионе в рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление», а также представительство региональных органов власти в социальных сетях. Предложены критерии оценки и проведен сравнительный анализ открытости и доступности официальных порталов органов исполнительной власти регионов Южного федерального округа. Для оценки уровня заинтересованности населения региона в информации, размещаемой региональными правительственными органами в социальных сетях, использованы инструменты Social Mining, позволившие провести статистический анализ характеристик официальной группы Правительства Ростовской области в сети ВКонтакте, выявить целевую аудиторию и новости, наиболее популярные у населения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Н А. Косолапова, М М. Головачева, Д С. Ласкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MINING AS A TOOL FOR MONITORING THE DIGITAL OPENNESS OF GOVERNMENT BODIES

The article presents the regional aspects of digitalization of government bodies. The best regional practices of implementing the activities of the National Program "Digital Economy of the Russian Federation" are considered. The information resources of the Government of the Rostov Region, projects implemented in the region within the framework of the Federal Project "Digital Public Administration", as well as the representation of regional authorities in social networks are analyzed. Evaluation criteria are proposed and a comparative analysis of the openness and accessibility of the official portals of the executive authorities of the regions of the Southern Federal District is carried out. To assess the level of interest of the population of the region in information posted by regional government bodies on social networks, Social Mining tools were used, which made it possible to carry out a statistical analysis of the characteristics of the official group of the Government of the Rostov Region on the VKontakte network, to identify the target audience and news that are most popular among the population of the region.

Текст научной работы на тему «SOCIAL MINING КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА ЦИФРОВОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

12. Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики»/ Электронный ресурс // https://rosstat.gov.ru /search (Дата обращения: 08.10.2021).

13. Швецова И.В. Продовольственная безопасность РФ / И.В. Швецова // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - No6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3149 (Дата обращения: 25.11.2021).

References:

1. The Food Security Doctrine of the Russian Federation: approved by Presidential Decree No. 120 of January 21, 2020 - URL: http://state.kremlin.ru/security_council/6752 (Accessed: 11/25/2021).

2. Business automation. 2019. / [Electronic resource]: https://www.cleverence.ru/articles/auto-busines/sistemamerkuriy -chto-eto-takoe-dlya-chego-nuzhna-kto-obyazan-ispolzovat/ / (Accessed: 08/10/2021).

3. Glebova E. V. Automation of veterinary accompanying document management at public catering enterprises // Scientific works of Dalrybvtuz, Economics and Business series, 2019. / [Electronic resource] // https://cyberleninka.ru /article/n/avtomatizatsiya-veterinarnogo-soprovoditelnogo-dokumentooborota-na-predpriyatiyahobschestvennogo-pitaniya / (Accessed: 08/10/2021).

4. Gorpinchenko, K. N. The impact of economic sanctions on the development of agriculture in the Russian Federation / K. N. Gor-pinchenko, A.M. Lyakhovetsky, B. I. Pavlishin // Vector of Economics. 2019. No. 3 (33). p. 45.

5. Gorpinchenko, K. N. State support of the animal husbandry industry / K. N. Gorpinchenko, A.M.Lyakhovetsky, V. K. Bareisha// The vector of the economy. 2019. No. 3 (33). p. 36.

6. Gorpinchenko, K. N. Systematization as a method of studying the development of the agro-industrial complex of the region // K. N. Gorpinchenko// in the collection: Statistics - the language of digital civilization.

7. Zarubina E. V. Motivation of human resources: concept, essence, structure // Agrarian education and science. 2016. No. 4. p. 34.

8. Kondratieva I.V. Strengthening the role of the state in overcoming the crisis phenomena of the social sphere of the village //In the collection: Topical issues of economics and agribusiness Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference. 2017. pp. 299-303.

9. Collection of reports of the II Open Russian Statistical Congress. 2018. pp. 398 - 404.

10. Decree of the President of the Russian Federation No. 120 dated January 30, 2010 "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation".

11. Shcherbakov, A. Overview of the livestock market in Russia / A. Shcherbakov// Agribusiness, 2016 / [Electronic resource] // https://www.agbz.ru/articles/obzor-ryinka-jivotnovodstva-rossii / (Date of application: 8.10.2021)

12. Official website of the Federal State Statistics Service/ Electronic resource // https://rosstat.gov.ru/search (Date of address: 8.10.2021).

13. Shvetsova I.V. Food security of the Russian Federation / I.V. Shvetsova // Modern scientific research and innovation. - 2011. -No6 [Electronic resource]. - Access mode: http://web.snauka.ru/issues/2011/10/3149 (Accessed: 11/25/2021).

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-210-217

Н.А. Косолапова - д.э.н., профессор кафедры экономической кибернетики, ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, nakosolapova@sfedu.ru,

N.A. Kosolapova - Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Cybernetics, FSAEI HE Southern Federal University;

М.М. Головачева - обучающийся экономического факультета, ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, golovacheva@sfedu.ru,

M.M. Golovacheva - student of the Faculty of Economics, FSAEI HE Southern Federal University; Д.С. Ласкова - обучающийся экономического факультета, ФГАОУ ВО Южный федеральный университет, laskova@sfedu.ru,

D.S. Laskova - student of the Faculty of Economics, FSAEI HE Southern Federal University.

SOCIAL MINING КАК ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА ЦИФРОВОЙ ОТКРЫТОСТИ ОРГАНОВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ SOCIAL MINING AS A TOOL FOR MONITORING THE DIGITAL OPENNESS OF GOVERNMENT BODIES

Аннотация. В статье представлены региональные аспекты цифровизации органов государственного управления. Рассмотрены лучшие региональные практики реализации мероприятий Национальной программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Проанализированы информационные ресурсы Правительства Ростовской области, проекты, реализованные в регионе в рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление», а также представительство региональных органов власти в социальных сетях. Предложены критерии оценки и проведен сравнительный анализ открытости и доступности официальных порталов органов исполнительной власти регионов Южного федерального округа.

Для оценки уровня заинтересованности населения региона в информации, размещаемой региональными правительственными органами в социальных сетях, использованы инструменты Social Mining, позволившие провести статистический анализ характеристик официальной группы Правительства Ростовской области в сети ВКонтакте, выявить целевую аудиторию и новости, наиболее популярные у населения региона.

Abstract. The article presents the regional aspects of digitalization of government bodies. The best regional practices of implementing the activities of the National Program "Digital Economy of the Russian Federation" are considered. The information resources of the Government of the Rostov Region, projects implemented in the region within the framework of the Federal Project "Digital Public Administration", as well as the representation of regional authorities in social

networks are analyzed. Evaluation criteria are proposed and a comparative analysis of the openness and accessibility of the official portals of the executive authorities of the regions of the Southern Federal District is carried out.

To assess the level of interest of the population of the region in information posted by regional government bodies on social networks, Social Mining tools were used, which made it possible to carry out a statistical analysis of the characteristics of the official group of the Government of the Rostov Region on the VKontakte network, to identify the target audience and news that are most popular among the population of the region.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, Social Mining, информационная открытость органов государственного управления.

Keywords: digital economy, digital transformation, Social Mining, information openness of government bodies.

Кризисный период, продолжающийся второй год, сформировал совершенно новый взгляд на организацию взаимодействия в обществе и экономике. Как отмечено в работе А. А. Аузана «локдаун означал, что людям дали пространство и темы для общения, размышления, погружения в вопросы, которыми они занимались»[1], это пространство сформировано информационными платформами, позволившими организовать взаимодействие в социальной и профессиональной сфере по совершенно новым правилам, которые закрепляют приоритет внедрения информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, тем самым превращая информацию в основной ресурс современной экономики.

Недостаточные темпы развития ИКТ в сегодняшнем мире вызывает отставание стран и в других отраслях, а динамичное, устойчивое развитие цифровой среды, «посредством цифровизации и цифровой трансформации не только экономики и социальной сферы, но государственного управления способствует повышению конкурентоспособности страны на международной арене и качества жизни её граждан, достигаемого во многом за счет увеличения разнообразия и объемов оказания им как традиционных, так и новых услуг с использованием современных цифровых технологий»[2].

Можно отметить, что в мире сложилась новая реальность, которая побуждает правительства всех стран к проведению политики системной цифровой трансформации: совершенствованию отраслей национального законодательства, определяющих цифровое развитие, разработке и реализации масштабных государственных стратегий, проектов, программ в данной сфере. Безусловно, основными приоритетами по-прежнему остаются обеспечение связанных с развитием цифровой экономики международных конкурентных преимуществ страны (региона, межгосударственного объединения) и оптимизация внутреннего развития, но способы решения задач в рамках этих направлений претерпевают существенные изменения под влиянием цифровых вызовов, к которым, несомненно, относится доступность информации, информационная открытость официальных органов власти [3, 4].

Ответом Российской Федерации на цифровые вызовы послужили, разработанные Правительством РФ Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», Федеральный проект «Цифровое государственное управление» и др. В указанных документах представлены, реализуемые в настоящий момент, мероприятия по модернизации интернет-ресурсов органов государственной власти федерального и регионального уровня, регламенты внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах госуправления и оказания государственных услуг, что должно позволить повысить качество жизни граждан, максимально упростить получение ими различных услуг, обеспечить удобный формат взаимодействия с государством и активизировать изменение процессов внутри самих органов власти.

Необходимо отметить, что жестких регламентов представления информации на информационных ресурсах органов государственного управления нет. Требования, которые должны выполняться при размещении информации, носят общий характер и касаются соблюдения основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов: открытость и доступность информации о деятельности власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, достоверность и своевременность предоставления информации, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации любым законным способом и соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных. Таким образом, регионы сами определяют те информационные потоки, их объем и структуру, которые доступны населению и способствуют повышению не только его информированности о деятельности властных структур, но повышению доверия к ним.

В рамках регионального концепта цифровой трансформации можно выделить достаточно много положительных примеров активной цифровизации, связанной с открытостью в цифровом пространстве органов государственного управления. Так, например, к разработке стратегий социально экономического развития Республики Татарстан, Новосибирской области, Красноярского края, Самарской области, были привлечены ведущие ученые, что позволило сформировать четкие ориентиры цифровизации экономики. В настоящее время в этих регионах реализованы проекты «Электронное здравоохранение», «Электронное образование» внедрена цифровая система управления техникой в дорожно-строительной сфере, реализован проект «Офис цифрового развития», «в состав которого вошли представители органов исполнительной и муниципальной власти, общественных организаций, бизнес-сообщества. Его задачами является вывод регионального предпринимательства на федеральный и международный уровень, реализация наиболее эффективных цифровых проектов, как для бизнеса, так и для населения региона, усиление связи предпринимательства с гражданским обществом» [5].

Ростовская область также является лидером по реализации проекта «Цифровое государственное управление», в настоящее время успешно реализовано достаточно большое количество проектов, направленных на повышение уровня цифровой открытости и доступности органов регионального управления.

На информационном портале Правительства России в разделе «Правительственная информация в региональном контексте» (http://government.ru/regions/ROS/) размещена и активно обновляется информация о важных документах и событиях в регионе. Эти данные представляют не только общественный интерес для граждан, желающих знать о том, в как представлен субъект для всей страны, но и для инвесторов, которые могут почерпнуть информацию о перспективных направлениях развития региона, проектах, поддерживаемых Губернатором РО.

Не менее активно ведется официальный портал Законодательного собрания Ростовской области (https://zsro.ru/). На его странице собрана информация разъясняющая деятельность этого учреждения. На портале представлены достижения и конкурентные позиции субъекта, освещена законодательная деятельность в регионе. Для работы с прессой и обращениями граждан есть раздел Пресс-центр с возможностью обращения через сообщества в социальных сетях Facebook (https://web.facebook.com/zsro.ru?_rdc=1&_rdr), Twitter (https://twitter.com/zs_rostov), YouTube (https://www.youtube.com/channel/UCxGG9F3D-YpyC-mf-wCSbUw). Инициатива по информационному наполнению портала исходит от субъекта РФ, поскольку нет федеральных регламентов в этой сфере. Поддержка этого ресурса в Ростовской области выделяет регион на фоне остальных по уровню цифровизации и открытости информационного поля для жителей области.

Официальный портал Правительства Ростовской области (https://www.donland.ru/). Вся информация, представленная на сайте, носит информационный характер и может быть воспроизведена в любых средствах массовой информации, в сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объёму и срокам публикации. Это обеспечивает главный принцип открытости данных, за осуществление которого девять лет подряд официальный сайт Правительства Ростовской области признается лучшим в Российской Федерации в рейтингах информационной открытости исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Инициатива размещения на портале сведений о происходящих событиях в области также исходит от субъекта. На странице Правительства региона также представлена информация об истории Донского края и интерактивная программа Летопись Дона. На сайте есть информация о самом регионе и его конкурентных преимуществах, поручениях Губернатора Ростовской области, пресс-конференциях, стипендиях и премиях, Правительстве области, документы, определяющие направления стратегического развития, информация о федеральных и региональных программах Ростовской области, как действующих, так и завершенных, реестры информационных ресурсов и аккаунтов в социальных сетях региональных министерств и ведомств (рисунок 1), информация о деятельности и приоритетных направлениях развития региона, экономико-социальной сфере, а также документальная база со специально организованным цифровым поиском.

Сайты органов власти

Областные органы исполни

i и ши о коммунального

Министерство здравоохранения © Министерство имущественных и земелы

х отношений. Финансового оздоровления

предприятий, организаций О Министерство цифрового развития, информационных технологий и связи О Министерство культуры ©

Министерство общего и профессионального образования ©

Министерство по физической культуре и спорту ©

Министерство природных ресурсов и экологии ©

Министерство промышленности и энергетики ©

Министерство сельского хозяйства и продовольствия ©

Министерство строительства, архитектуры и территориального развития ©

Министерство транспорта ©

Министерство труда и социального развития © Министерство Финансов О Министерство экономического развития ©

Департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений ©

Департамент по обеспечению деятельности мировых судей ©

Департамент по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ©

Департамент потребительского рынка ©

Комитет по молодежной политике ©

Комитет по охране объектов культурного наследия ©

Комитет по управлению архивным делом ©

Областные органы исполнительной власти

Муниципальные органы власти Ростовской области

Законодательное собрание Ростовской области

Избирательная комиссия Ростовской области

Контрольно-счетная палата Ростовской области

ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области

Аппарат уполномоченного по правам человека в Ростовской области

Федеральные органы власти

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Судебные, правоохранительные, правоприменительные органы в Ростовской области

Рисунок 1 - Представление на официальном портале Правительства Ростовской области

сайтов областных органов власти [6]

Каждый сайт министерства или ведомства, комиссии или территориального органа исполнительной власти также оснащен интерактивным разделом обращений граждан и документальной вкладкой по конкретной деятельности, где поиск определенного документа производится с помощью встроенной системы фильтров, также необходимо отметить возможность регистрации на страницах, чтобы сократить дополнительные шаги по получению необходимых пользовательских услуг на сайте и связанных с ним платформах.

К числу успешных проектов, рекомендованных к внедрению в других регионах, относится и «Цифровая приемная Губернатора Ростовской области», в котором реализованы возможности приема обращений граждан, интерактивные сервисы получения информации по региональным вопросам и запросов сведений о деятельности региональных министерств и ведомств. Эти же сервисы предоставляют возможности общественной экспертизы проектов документов, обсуждения создаваемых областных программ, проведения оценки регулирующего воздействия проектов документов.

В рамках исследования были сформированы критерии оценки открытости и доступности официальных порталов Правительств субъектов Южного федерального округа и проведен сравнительный анализ информационных ресурсов, результаты которого приведены в таблице 1. Опираясь на полученные результаты можно говорить о том, что официальный цифровой портал Ростовской области на фоне других регионов наиболее успешно выполняет задачи программы «Цифровая экономика России», в которой ключевым является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления для предоставления государственных услуг, сервисов и функций для всех заинтересованных граждан и бизнес-сфер.

Таблица 1 - Сравнение официальных порталов Правительств регионов ЮФО (составлено авторами)

Критерии Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область

Наличие версии сайта для людей с ограниченными возможностями ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Информационная открытость за 2019 г. (по Всероссийскому рейтингу информационной открытости высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) 42,39 % (64) 26,72 % (80) 41,18 % (65) 47,98 % (56) 77,21 % (14) 54,16 % (46) 100 % (1)

Открытые данные за 2019 г. (по рейтингу открытых данных Высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) 47,99 % (54) 65,92 % (26) 40,61 % (64) 69,19 % (21) 58,4 % (35) 89,99 % (5) 60,41 % (33)

Удобство пользования ресурсом экспертный выбор за 2019 г. (по данным коэффициента информативности при Мониторинге государственных сайтов) 53230 (119) 39878 (243) 48231 (163) 54275 (110) 56278 (92) 55477 (96) 84861 (6)

Удобство работы с электронными документами сайта (без дополнительного скачивания, перехода на новую вкладку браузера) X ✓ X X ✓ ✓ ✓

Наличие электронной приёмной граждан ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓

Наличие выделенного информационного поля для СМИ X X X X X ✓ ✓

Количество связей портала с иными порталами госуправления (на дату исследования) 23 6 14 17 14 17 19

Помимо официальных порталов, не менее важным источником информации являются сообщества на площадках социальных сетей. Официальные страницы Правительства Ростовской области присутствуют на шести платформах: ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Facebook, YouTube, Twitter. При чём последняя включает три групповых объединения: http://twitter.com/RostovRegion, где представлена лента новостей сайта donland.ru, http://twitter.com/pressa61, здесь собрана оперативная информация для журналистов, и http://twitter.com/pr_aro -официальный аккаунт пресс-службы Губернатора Ростовской области. Как показывают исследования, в настоящее время именно информация из социальных сетей является наиболее популярным источником, как официальных сведений, так и персональной информации о медийных лицах региона.

Длительное время социальные сети представляли больший интерес для социологов, нежели, чем для экономистов, однако все более уверенная трансформация в сторону цифровизации всех сфер жизнедеятельности сделало информацию основным ресурсом не только в социальном, но и в экономическом понимании этого термина. В связи с этим, авторы считают интересным проведение анализа заинтересованности жителей региона в официальной информации, представленной в социальных сетях.

Постоянный рост числа пользователей социальных сетей приводит как к росту интенсивности информационных потоков, так и ускорению процессов взаимодействия между людьми и увеличению ее объемов в режиме реального времени. Одновременно с этим наблюдается развитие и расширение самих социальных сетей, выход многих из них на мировой уровень, соответственно, изменение их структуры и масштабов охвата аудитории. Анализ данных, получаемых из них, осложняется и не поддается простому описанию классическими теориями, моделями и методами. Компьютерные технологии не справляются в полной мере с этими проблемами - их хватает для сбора и обработки информации, а моделирование и прогнозирование на основе полученных данных не осуществимо при помощи простых программных продуктов. Social Mining - и есть тот инструмент, который позволяет решать задачи аналитики данных из социальных сетей. Social Mining можно рассматривать как специализированные компьютерные системы, которые осуществляют выявление полезных знаний из социальных сетей, и как методы и алгоритмы для раскрытия взаимосвязей и знаний в социальных сетях. Social Mining - междисциплинарное явление, включающее математические и статистические методы и алгоритмы, системы программирования, концепции машинного обучения, социальную инженерию, естественнонаучные основы и системную социологию, и реализующее технологии Knowledge Discovery and Data Mining (Text Mining, Web Mining, Option Mining и т. п). Такой инструментарий позволяет решать широкий круг задач:

- оперативный сбор данных о пользователях социальных сетей.

- группировка пользователей по различным признакам в зависимости от сферы, в которой будут использоваться сведения.

- толкование и описание сформированных групп пользователей.

- персонификация пользователей и их интересов.

- совершенствование интеллектуального анализа данных, где не просто рассматривается взаимосвязь между ними и разделение на качественные группы для анализа, но и их дробление для оптимизирования вычислительных уровней.

В настоящее время проекты Social Mining реализованы в крупных международных компаниях таких, как Майкрософт, IBM, Hewlett Packard, а также в национальных научно-исследовательских университетах, лабораториях Стенфорда, Колумбийского университете и некоторых других. Именно здесь происходит разработка программных элементов, с помощью которых эффективно функционируют методы Social Mining.

Наряду с несомненными достоинствами Social Mining, необходимо отметить и ряд проблемы, связанных с получением данных из социальных сетей:

1. Парадокс больших данных. При необходимости персонификации данных, перед исследователями возникает проблема недостаточного количества информации о конкретном пользователе социальных сетей, поэтому для эффективного майнинга необходимо использовать многомерные данные, полученные из различных источников.

2. Получение достаточного количества элементов выборки. Одним из наиболее популярных методов сбора данных является использования интерфейсов прикладного программирования, которые позволяют ежедневно можно получать только ограниченное количество информации. Следовательно, в некоторых сферах очень трудно выявить истинные закономерности.

3. Ошибка исключения отклонений. По своей природе данные содержат определённые отклонения, и задача интеллектуального анализа состоит в том, чтобы обработать их и удалить. Но это может вызывать проблемы, связанные со слепым исключением всех отклонений, что может привести к потере ценной информации, а также со сложностью задач исследования, а, следовательно,. c трудностями определения отклонений.

4. Проблема оценки. Стандартная процедура оценки повторяющихся сочетаний данных заключается в том, чтобы иметь какую-то первоначальную структуру данных, а она часто недоступно в майнинге социальных сетей, но без нее невозможно гарантировать достоверность результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на все выше описанные проблемы, можно сказать, что Social Mining является одним из самых перспективных направлений анализа данных, так как информация, получаемая из социальных сетей, напрямую связана с пользователями, их поведением, а значит включает множество аспектов, которые можно оценивать не только количественно, но и качественно, и которые в дальнейшем могут использоваться как для повышения заинтересованности в более активном участии в жизни региона и принятии решений, так и для оценки уровня доверия органам власти со стороны жителей.

В ходе исследования авторами для оценки уровня открытости, информационной доступности органов государственного управления, выявления групп заинтересованных пользователей, перечисленных выше информационных ресурсов, был выполнен майнинг группы «Правительство Ростовской области» в сети Вконтакте.

На первом этапе исследования проанализировали общую статистическую информации о группе с использованием возможностей сайта «Popsters». Были получены следующие данные (рисунок 2):

^^^ Правительство Ростовской области 01012021 1505-2021

20 744 5 039 10 098

Подписчиков ERday.% ЕЯ post %

32 011 0.830% 0.105%

TR. % Панков а среднем Репостоввс!

0.029% 19 5

Рисунок 2 - Общая статистическая информация о группе «Правительство Ростовской области»

(Источник: составлено авторами с использованием инструментария анализа информации Popsters.

Режим доступа : https://popsters.ru/app/dashboard)

Затем оценили географические и демографические признаки подписчиков при помощи сайта «LiveDune».

В ходе исследования выявили географию аудитории по странам и городам (рисунок 3,4). Наибольшее число пользователей из России - 94,2 %, г. Ростов-на-Дону - 10 044 чел.

Половозрастная структура аудитории распределилась почти равномерно, с незначительным перевесом женщин (51,4 %), наиболее популярен рассматриваемый ресурс для возраста 25-34 г. в обеих гендерных группах (рисунок 5).

На следующем этапе осуществили сбор данных для построения графовой модели, также с использованием возможностей сайта «Popsters». Временной промежуток сбора: 1 января 2021 года-15 мая 2021 года. Информация содержала сведения о постах с названиями (1070), количество «лайков», поставленное на них, количество репостов и комментариев.

1854 911 1070

ERview.*

1.644% 0.061%

Просмотр

среднем среднем

9 1734

Рисунок 3 - Картограмма подписчиков группы «Правительство Ростовской области»

(Источник: составлено авторами с использованием инструментария анализа информации LiveDune.

Режим доступа : https://pro.livedune.ru/)

Рисунок 4 - Число подписчиков группы в разных городах России

Рисунок 5 - Половозрастная пирамида аудитории

Было выделено 3 наиболее популярных публикации:

- по количеству «лайков» (402): запись «Для всех, кто строит или планирует карьеру в digital! Новая возможность проявить себя и бросить вызов digital-сообществу страны - всероссийский конкурс «Лидеры интернет-коммуникаций»»;

- по количеству комментариев (182): запись «Прямая трансляция торжественного салюта в Ростове-на-Дону, посвященного 76-летию Победы в Великой Отечественной войне»;

- по количеству репостов (134): запись «Второй год подряд в силу сложившейся эпидемиологической обстановки в День Великой Победы шествие Бессмертного полка будет организовано в онлайн-формате».

Для подготовки данных графовой модели в программе «Gephi» были созданы два набора данных. Первый содержал характеристики ID и Label. В качестве ID использовали ссылку на публикацию, а Label - название публикации. Как ID начальной вершины были взяты ссылки на публикации, которые не выделены как самые популярные, как ID конечной вершины были взяты ссылки трех самых популярных публикаций. Второй набор данных представлен характеристиками Source и Target. Под Source понимался пользователь, который «лайкнул» одновременно и запись, не выделенную как самая популярная, и выделенную запись. Для этого был проведен мониторинг каждой записи и составлен список связей, в общем число взаимосвязей составило 15322. Объем данных составил: 1069 узлов и 3194 ребер (рисунок 6).

Исходя из рисунка 6 видно, что наибольшей вес имеют ребра, связанные с записью о Дне Великой Победы. К ещё одной предпочтительной теме относятся возможности по построению карьеры в сфере digital. Кроме того, следует обратить внимание на те публикации, которые являлись начальной вершиной. Именно в них аудитория заинтересована в большей степени, нежели в остальных публикациях. Тематика данных записей связана с вакцинацией от коронавируса, население активно высказывает свою позицию по этой тематике и старается узнать как можно больше о вакцине.

Рисунок 6 - Графовая модель публикаций группы «Правительство Ростовской области»

(Источник: составлено авторами с использованием инструмента анализа информации Gephi.

Режим доступа: https://gephi.org/)

Наиболее важную, по мнению пользовательской аудитории, публикацию можно определить как визуально, так и количественно. Та точка, которая имеет большее число широких стрелок, имеет наибольшее число связей, а значит и является наиболее важной публикацией. Но это не всегда возможно проследить графически, особенно когда вершин и ребер огромное число, поэтому для определения степени важности используются весовые характеристики ребер (рисунок 7).

Sttaro* vn^l ropv, \«_co»r,s.»e i i«w ля

HVp* \t,CM.->*);(№M].IM}N <*

taps . \t.canva 3ее302 4.»

rap* , \KmVill 3'*K*42_1M3M 44

rap-. McHrtiJ WMWH.l««« 44

rap» . \«.cemv**-37«es«42 1*6277 ■4 0

rapi Sinrnvn •*>:*• rap* \«.сот->.ав-)7ММ42л1МЗЭ7 rapt:,'\«лт\м1J7*M»42_IM22* ■*»

K*

гор» . Аа«»-мИ Ч10« «.ЦЦЦ II. 1МП] 60

Г«Тр* . \*.СО*ПЧ»а» 3**Э+42_10*1«7 МО

Юр-. '.». со»*.37 «■»:•"-« 2 !«!« »ap* , »iMW.ntlU гор» ч«-сонк-*»*»-}?мо«42.1«1М 3.0 pbi 14 0

rap* . /-<»»»•—«• i jHK«4;.IMI I

rapi. .t_«v<4-»a* i *eo«42 im im

1*117 M

30

rap«, м.ст'.и rapi . ioec92 rap« , rcn*»«* )«H42.IMM7 ra»» 4*-ce«r.ve«-37»:<-4i ioc-:«3 __gb*_ ihi 3 0

мгрч. s«_co»»iv.«e

rap«. .nomvii üi»:«; rep?. .« to«».va ie<-->4 _u_ >5-

Mtj.. ra^'.H 1 ПЛ.-М} J«.".*

rax>4 4* ют»! i.'Ut44.' 1«VH« J«

Рисунок 7 - Веса ребер графовой модели (Источник: составлено авторами с использованием инструмента анализа информации Gephi.

Режим доступа: https://gephi.org/)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сообщество Вконтакте «Правительство Ростовской области» достаточно популярно среди жителей Ростовской области. Также следует отметить, что аудитория активно выражает собственное мнение, принимает участие в онлайн-конференциях, задаёт различного рода вопросы и указывает на насущные проблемы региона.

Источники:

1. Аузан А.А. Глобальные институциональные последствия коронакризиса // Журнал НЭА. - 2020. -№ 1 (49). - с. 204-208

2. Грибанов Ю. И. Перспективная модель государственного управления для формирования эффективного механизма взаимодействия экономических субъектов в условиях цифровизации экономики / Ю. И. Грибанов // Шумпетеровские чтения. - 2018. - Т. 1. - С. 95-114.

3. Коростышевская Е.М., Плотников В.А., Пролубников А.В., Рукинов М.В. Социальная компонента государственной региональной политики и ее роль в обеспечении устойчивого развития и экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. -2018. - № 6 (114), - С. 120-126.

4. Харченко А.А., Конюхов В.Ю. Цифровая экономика как экономика будущего // Молодежный вестник ИрГТУ: электронный научный журнал. - 2017. - № 3 (27).

5. Соболева И.А., Сартаков И.В. Региональный концепт поиска цифровых преобразований // Теоретическая экономика. - 2020. - № 4. - с. 33-43

6. Официальный портал правительства Ростовской области. Режим доступа: https://www.donland.ru/

7. Осипов Ю.М. Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва / Ю.М. Осипов, Т.Н. Юдина, И.З. Гелисханов // Экономические стратегии. - 2018. - № 5(155). - С.22-29.

8. Рязанов В.Т. Новая технологическая революция: ожидания и варианты будущей модели экономики / Экономическое возрождение России. - 2019. - № 4 (62). - С. 43-50.

References:

1. Auzan A.A. Global Institutional Consequences of the Corona Crisis // Journal of the NEA. - 2020. - No. 1 (49). -p. 204-208.

2. Gribanov Yu. I. A promising model of public administration for the formation of an effective mechanism for the interaction of economic entities in the context of the digitalization of the economy / Yu. I. Gribanov // Schumpet-er Readings. - 2018. - T. 1. - S. 95-114.

3. Korostyshevskaya E.M., Plotnikov V.A., Prolubnikov A.V., Rukinov M.V. Social component of the state regional policy and its role in ensuring sustainable development and economic security // News of the St. Petersburg State University of Economics. - 2018. - No. 6 (114). - S. 120-126.

4. Kharchenko A.A., Konyukhov V.Yu. Digital economy as the economy of the future // Youth Bulletin of ISTU: electronic scientific journal. 2017. - No. 3 (27).

5. Soboleva I.A., Sartakov I.V. Regional concept of search for digital transformations. // Theoretical Economics -2020. - No. 4. - p. 33-43.

6. Official portal of the government of the Rostov region. Access mode: https://www.donland.ru/.

7. Osipov Yu.M. Digital platform as an institution of the era of technological breakthrough / Yu.M. Osipov, T.N. Yudina, I.Z. Gelishanov // Economic strategies. - 2018. - No. 5 (155). - P.22-29.

8. Ryazanov V.T. New technological revolution: expectations and options for the future model of the economy / Economic revival of Russia. - 2019. - No. 4 (62). - S. 43-50.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-217-222

М.А. Кротова - старший преподаватель кафедры экономической безопасности, ФГБОУ ВО Кубанский государственный технологический университет, margo52@list.ru,

M.A. Krotova - Senior Lecturer of the Department of Economic Security, Kuban State Technological University;

А.Л. Денисенко - магистрант экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, artemdenisenko@mail.ru,

A.L. Denisenko - Master's Student of the Faculty of Economics, Kuban State University;

B.И. Федоренко - магистрант экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет, Zoily@mail.ru,

V.I. Fedorenko - Master's Student of the Faculty of Economics, Kuban State University.

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТАЛАНТАМИ FORMATION OF A MODEL FOR ATTRACTING PERSONNEL IN THE PUBLIC SERVICE SYSTEM BASED ON THE CONCEPT OF TALENT MANAGEMENT

Аннотация. В статье обозначены ключевые проблемы формирования и развития кадрового потенциала государственной службы. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт применения положений концепции управления талантами и сформулирован вывод о том, что она может охватывать практически все направления кадровой работы в системе государственного управления. Выделены ограничения применения эксклюзивной модели привлечения талантов в системе государственной службы в России.

Авторами разработана инклюзивно-эксклюзивная модель привлечения кадров на государственную службу на основе положений концепции управления талантами, позволяющей стимулировать приток преимущественно одаренных индивидов из числа молодого поколения, наделенными ключевыми компетенциями. Практическая реализация предложенной модели может быть обеспечена за счет внедрения в практику единого проектного механизма кадрового обеспечения органов государственного управления.

Abstract. The article identifies the key problems of the formation and development of the personnel potential of the civil service. The domestic and foreign experience of applying the provisions of the talent management concept is considered and the conclusion is formulated that it can cover almost all areas of personnel work in the public administration system. The limitations of the exclusive model of attracting talents in the public service system in Russia are highlighted The authors have developed an inclusive and exclusive model for attracting personnel to the civil service based on the provisions of the talent management concept, which allows stimulating the influx of predominantly gifted individuals from among the younger generation endowed with key competencies. The practical implementation of the proposed model can be ensured through the introduction into practice of a single project mechanism for staffing public administration bodies.

Ключевые слова: государственная служба, кадровый потенциал, талант, талантливый персонал, модели управления талантами.

Keywords: civil service, human resources, talent, talented personnel, talent management models.

На современном этапе развития государственной службы в России эффективность ее функционирования определяется, с одной стороны, тем, каким кадровым потенциалом располагает орган государственного управления, а, с другой стороны, какая система технологий и инструментов управления персоналом применяется для воздействия на кадры, какие условий труда созданы и поддерживаются руководством государственной службы.

По результатам исследования, проведенного Бостонской консалтинговой группы в рамках проекта «Россия 2025 [1]: от кадров к талантам», ключевыми проблемами по мнению работодателей из числа представителей государственной службы выступают: старение рабочей силы, увеличение разрыва в развитии регионов, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.