Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТКРЫТОЙ СЕРВИСНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ'

АНАЛИЗ ОТКРЫТОЙ СЕРВИСНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПЛАТФОРМА / СЕРВИС / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / WIDGET / STATE AND MUNICIPAL SERVICES / PLATFORM / SERVICE / DIGITAL ECONOMY / E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко М.А., Дуплякина О.К., Свиридова А.Е.

Статья посвящена проблеме модернизации государственного управления посредством формирования и интеграции электронного правительства в систему государственного управления Российской Федерации. Рассматриваются концептуальные и правовые основы электронного правительства, ключевые области для модернизации и повышения эффективности государственного управления с использованием механизмов информационных технологий и инфраструктуры электронного правительства. Однако, следует отметить, что развитие информационных технологий позволяет повысить качество уровня жизни людей в сфере экономики, инфраструктуры и государственном управлении. Технические средства все больше проникают в нашу жизнь. Информационно-коммуникационные технологии изменяют способы социального взаимодействия и личные отношения, при этом происходит конвергенция стационарных, мобильных и вещательных сетей, аппаратов и предметов, подключенных друг к другу через сеть Интернет. В данной статье проведен анализ предоставления государственных и муниципальных услуг, на основе цифровизации, идентификации и регулировании противоречий, связанных с интеграцией информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления, а также рассматривается цифровая платформа для их предоставления. Результат исследования направлен на улучшения государственного управления для граждан и на необходимость развития информационного общества на основе инфраструктуры - электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the open service communication platform for the provision of state and municipal services

The article is devoted to the problem of modernization of public administration through the formation and integration of e-government in the system of public administration of the Russian Federation. The conceptual and legal basis of e-government, key areas for modernization and improvement of public administration using information technology mechanisms and e-government infrastructure are considered. However, it should be noted that the development of information technology can improve the quality of life of people in the economy, infrastructure and public administration. Technical means more and more penetrate into our lives. Information and communication technologies are changing the ways of social interaction and personal relationships, with the convergence of fixed, mobile and broadcast networks, devices and objects connected to each other via the Internet. This article analyzes the provision of public and municipal services on the basis of digitalization, identification and regulation of contradictions associated with the integration of information and communication technologies in the system of public administration, as well as a digital platform for their provision. The result of research aimed at improvement of public administration for citizens and the need for the development of the information society on the basis of the infrastructure of the electronic government.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТКРЫТОЙ СЕРВИСНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

5) организовывать новые маршруты, разрабатывать туры, осваивая новые виды туризма (горный велотуризм, другие экстремальные виды туризма).

Источники:

1. Захарова И.Ю., Юшин Е.В. Туристская отрасль как вектор развития экономики Краснодарского края. // В сборнике: Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма материалы VII Международной Интернет-конференции. 2018. С. 298-303.

2. Захарова И.Ю., Минеев С.С. Анализ состояния туристской отрасли Краснодарского края. // В сборнике: Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма материалы VII Международной Интернет-конференции. 2018. С. 293-297.

3. Захарова И.Ю., Хачатрян А.А. Влияние экологической составляющей на развитие туристской подотрасли экономики Краснодарского края.// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-2 (33). С. 52-55.

Sources:

1. Zakharova I.Yu., Yushin E.V. Tourism industry as a vector of economic development of the Krasnodar Territory. // In the collection: The strategy of development of the industry of hospitality and tourism materials of the VII International Internet conference. 2018. pp. 298-303.

2. Zakharova I.Yu., Mineev S.S. Analysis of the state of the tourist industry of Krasnodar region. // In the collection: The strategy of development of the industry of hospitality and tourism materials of the VII International Internet conference. 2018. pp. 293297.

3. Zakharova I.Yu., Khachatryan A.A. The influence of the environmental component on the development of the tourism sub-sector of the economy of Krasnodar Region. // Competitiveness in the global world: economy, science, technology. 2017. No. 3-2 (33). Pp. 52-55.

М.А. Мирошниченко

доцент кафедры общего стратегического информационного менеджмента и бизнес-

процессов, кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный университет M. A. Miroshnichenko

associate Professor of General strategic information management and business processes, candidate of economic Sciences, associate Professor Kuban state University

(marina_kgu@mail. ru) О.К. Дуплякина, А.Е. Свиридова магистранты, Кубанский государственный университет

O. K. Duplyakin, A. E. Sviridov undergraduates, Kuban state University (dok1995@mail. ru)

АНАЛИЗ ОТКРЫТОЙ СЕРВИСНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация. Статья посвящена проблеме модернизации государственного управления посредством формирования и интеграции электронного правительства в систему государственного управления Российской Федерации. Рассматриваются концептуальные и правовые основы электронного правительства, ключевые области для модернизации и повышения эффективности государственного управления с использованием механизмов информационных технологий и инфраструктуры электронного правительства. Однако, следует отметить, что развитие информационных технологий позволяет повысить качество уровня жизни людей в сфере экономики, инфраструктуры и государственном управлении. Технические средства все больше проникают в нашу жизнь. Информационно-коммуникационные технологии изменяют способы социального взаимодействия и личные отношения, при этом происходит конвергенция стационарных, мобильных и вещательных сетей, аппаратов и предметов, подключенных друг к другу через сеть Интернет. В данной статье проведен анализ предоставления государственных и муниципальных услуг, на основе цифровизации, идентификации и регулировании противоречий, связанных с интеграцией информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления, а также рассматривается цифровая платформа для их предоставления. Результат исследования направлен на улучшения государственного управления для граждан и на необходимость развития информационного общества на основе инфраструктуры - электронного правительства.

Annotation. The article is devoted to the problem of modernization of public administration through the formation and integration of e-government in the system of public administration of the Russian Federation. The conceptual and legal basis of e-government, key areas for modernization and improvement of public administration using information technology mechanisms and e-government infrastructure are considered. However, it should be noted that the development of information technology can improve the quality of life of people in the economy, infrastructure and public administration. Technical means more and more penetrate into our lives. Information and communication technologies are changing the ways of social interaction and personal relationships, with the convergence of fixed, mobile and broadcast networks, devices and objects connected to each other via the Internet. This article analyzes the provision of public and

municipal services on the basis of digitalization, identification and regulation of contradictions associated with the integration of information and communication technologies in the system of public administration, as well as a digital platform for their provision. The result of research aimed at improvement of public administration for citizens and the need for the development of the information society on the basis of the infrastructure of the electronic government.

Ключевые слова: виджет, государственные и муниципальные услуги, платформа, сервис, цифровая экономика, электронное правительство.

Keywords: widget, state and municipal services, platform, service, digital economy, e-government.

Процесс информационного обмена между людьми существовал во все времена, однако от столетия к столетию он носил естественный характер, поскольку главным образом данный процесс базировался на звуках, жестах, мимике. В настоящее время, в век информационного общества, переходящего в цифровое, появляются новые возможности для информационного обмена. Период взаимодействия государства с населением посредством передачи информации при помощи письменных символов продолжались на протяжении многих столетий, а в некоторых странах Азии - тысячи лет. Век информационных технологий внес революционные изменения в процесс общения и взаимодействия человека с государством.

На сегодняшний день государственные учреждения активно используют новые технологии и методы коммуникационного и информационного взаимодействия с гражданами. Граждане Российской Федерации, а также государственные органы находятся на пути постоянного движения к прогрессу в области информационных технологий, так как на территории страны создаются благоприятные условия и возможности для развития информационного цифрового общества.

Крупные интернет-компании стараются построить на базе своих веб-сервисов всеобъемлющие информационные системы с использованием возможностей искусственного интеллекта, позволяющие им быть успешными и конкурентоспособными на внешних рынках [4]. Они собирают информацию о пользователе, его знаниях и поведении, общаются с ним при помощи персональных помощников, сообщают последние новости, рекомендуют покупки, ведут графики работы и отдыха. Таким образом, для граждан и бизнеса последнее пятилетие характеризуется радикальным изменением компьютерных технологий и процесса использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в жизнедеятельности.

Современная разработка коммуникационных средств требует специальных стандартов от государственных служащих: предоставляя государственные услуги, ожидается, что чиновники будут адаптироваться к изменяющимся условиям, эффективному использованию ИКТ в своей деятельности при решении административных задач. Очевидно, что высокая квалификация государственных служащих в сфере информационных технологий облегчает разрешение многих проблем, и делает работу более эффективной для правительственных органов. В структурах образованы подразделения, ответственные за формирование планов информатизации ведомств, в рамках которых реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота, управления материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами, а также проекты интеграции государственных информационных ресурсов между собой в рамках оказания электронных государственных и муниципальных услуг.

Формируется новая управленческая модель - «Электронное правительство», основой которого является взаимодействие между властью и населением, когда процесс подачи заявки и других необходимых документов для получения услуги осуществляются в электронной форме через Интернет, и после принятия решения, результат в форме электронного документа может быть предоставлен заявителю [5].

Электронное правительство доказало свою эффективность, как инструмент для предоставления информации и данных, государственных услуг, напрямую взаимодействуя между правительством и гражданами на основе многомерных информационно-коммуникационных технологиях [5]. ИКТ позволяет сформировать новые модели взаимодействия государства, бизнеса и граждан, направленные на повышение качества государственного управления и посредством оптимизации и межведомственного взаимодействия, обеспечение высокого качества предоставления государственных услуг, повышение уровня общественного участия в государственном управлении, демократизации общества в целом.

На сегодняшний день можно выделить три базовые модели, характеризующие отношения взаимодействия между элементами электронного правительства (государство, граждане, бизнес) - G2C, G2B, G2G.

G20

Рисунок 1 - Схема взаимодействия представителей государства, бизнеса и граждан

Также можно пояснить следующие отношения взаимодействия представителей государства, бизнеса и граждан - C2B, B2B, C2G (рисунок 1):

1) «государство - гражданам», G2C (Government-to-Citizens) - отношения, возникающие между органами государственной и муниципальной власти и гражданами;

2) «государство - бизнесу», G2B (Government-to-Business) - отношения, проявляющиеся между органами государственной и муниципальной власти и бизнес-средой;

3) «государство - государству», G2G (Government-to- Government)- отношения, вырастающие внутри государственного аппарата (внутриведомственный и межведомственный);

4) «граждане - бизнесу», C2B (Customer-to-Business) - отношения, завязывающиеся между гражданами и бизнес-средой;

5) «бизнес - бизнесу», B2B (Business-to-Business) - отношения, зарождающиеся между компаниями;

6) «граждане - государству», C2G (Citizen-to-Government) - отношения, появляющиеся между гражданами и органами государственной и муниципальной власти.

В настоящее время первое место среди отношений, возникающих между представителями электронного правительства в процессе их реализации, занимают отношения по поводу оказания/получение электронных государственных услуг.

Развитие электронного правительства направлено на улучшение качества жизни населения, повышение эффективности государственного и муниципального управления, в том числе сокращения бюджетных расходов, исключения коррупции, развития гражданских инициатив и предпринимательской деятельности за счет применения современных информационных технологий [6].

Видение будущего электронного правительства Российской Федерации в 2020 году состоит в том, что:

- при реализации государственных и муниципальных услуг осуществится принцип 4Л: Любое ведомство, Любое время, Любое место, Любой гражданин;

- характеристикой электронного правительства будет стремление к показателям: «ноль бумаги», «ноль чиновников» и «ноль проблем взаимодействия»;

- станет общедоступным интерактивный уровень правительства.

На сегодняшний день в России функционирует сервис «Открытая платформа госуслуг». Сервис использует виджеты Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) для предоставления госуслуг в электронном виде, тем самым увеличивая количество каналов доступа к госуслугам с региональных порталов в электронном виде.

Развитие виджетной функциональности ЕПГУ предполагает расширение способов и форм доступа к услугам, в том числе, с помощью официальных сайтов госорганов и региональных порталов госуслуг, которые

также являются важными способами доступа к услугам. Они должны быть интегрированы с компонентами инфраструктуры электронного взаимодействия и обеспечивать единую авторизацию и использование единого личного кабинета.

15 октября 2018 года Заместитель главы Минкомсвязи России представил концепцию цифровизации государственного управления на 2018-2024 годы - «Сервисное государство 2.0». Главный принцип «Сервисного государства» состоит в отсутствии физических документов, кроме удостоверения личности гражданина. Новая модель «Сервисного государства» позволит комплексно решать жизненные ситуации граждан на основании автоматизированных бизнес-процессов («суперсервисы»), минимизировать участие чиновников в принятии решений по оказанию услуг, исключить бумажные документы как в процессе оказания услуг, так и между ведомствами. У граждан появится возможность получать государственные услуги в проактивном режиме - государство само напомнит, когда и что нужно сделать, а все необходимые документы будут запрашиваться из электронных реестров органов власти по единому идентификатору.

«Для полноценной работы «Сервисного государства 2.0» будут доработаны ведомственные системы, скорректирована нормативно-правовая база, на Едином портале госуслуг появятся новые услуги и сервисы. Так, в ближайшие три года будет запущено 25 цифровых суперсервисов - важных в жизни населения, среди которых рождение ребенка, оформление пособий и льгот, электронный больничный, полис ОСАГО, полис обязательного медицинского страхования, трудовая книжка и другие», сообщил Максим Паршин [2].

Согласно представленной концепции «Сервисное государство 2.0» является частью федерального проекта «Цифровое государственного управления» национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Под цифровым управлением государства подразумевается введение пакета информационно-компьютерных технологий и сопутствующих организационных мер для взаимодействия между органами государственной власти, организациями и гражданами [7]. На введение предложенной правительством концепции в систему государственного управления отведена почти четверть общего бюджетного финансирования цифрового нацпроекта - 226,4 млрд. рублей до 2024 года.

Кроме того, введена единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). На базе текущей СМЭВ будет сформирована национальная система управления данными. Ее дополнят цифровой платформой юридически значимого электронного документооборота.

В «Сервисном государстве 2.0» рассматривается шесть направлений: «суперсервисы», «цифровой профиль», «единый фронт», «единый транспорт», «единая модель данных», «единая платформа услуг и сервисов» (таблица 1) [3].

Таблица 1 - Направления развития концепции «Сервисное государство 2.0»

№ п/п Направление Вектор развития

1. «Суперсервисы» планируется запустить 25 цифровых суперсервисов - рождение ребенка, оформление пособий и льгот, электронный больничный, полис ОСАГО, полис обязательного медицинского страхования и трудовая книжка.

2. «Цифровой профиль» предполагается развитие Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) - цифровой профиль, облачная электронная подпись, биометрическая идентификация и реестр полномочий и согласий.

3. «Единый фронт» планируется объединить в одну систему все официальные информационно-сервисные интернет-порталы, сайты, мобильные и интернет-приложения, создаваемые и выпускаемые органами власти.

4. «Единый транспорт» касается данных и документов, связанных с облегчением электронного взаимодействия ведомств и юридически значимого документооборота.

5. «Единая модель данных» планируется создать и развивать Национальную систему управления данными - внедрение единого стандарта управления жизненным циклом данных.

6. «Единая платформа услуг и сервисов» будет представлять единую бэк-платформу услуг и сервисов, где будет осуществляться, контроль сроков и качества предоставления услуг.

Каждый из «суперсервисов» - это набор федеральных, региональных и муниципальных услуг и сопутствующих негосударственных сервисов. По оценке Министерства, среди наиболее востребованных комбинированных услуг окажутся [2]:

- онлайн-доступ к информации о стоимости оказанных медицинских услуг по полису ОМС;

- онлайн-оплата штрафов, налогов и взысканий, снятие ограничений;

- онлайн-оплата услуг школ, детских садов, кружков и секций;

- заботы, связанные с потерей близкого человека;

- оформление цифрового полиса ОСАГО/Каско;

- регистрация ДТП (европротокол);

- онлайн-расчет размера пенсии;

- получение цифрового полиса ОМС/ДМС;

- оформление цифрового больничного;

- цифровой охотничий билет, выдача квот;

- цифровая виза;

- цифровая трудовая книжка;

- оформление лицензий и разрешений на различные виды предпринимательской деятельности;

- оформление пособий и льгот;

- оформление ипотеки;

- получение субсидий и оформление других мер государственной и муниципальной поддержки бизнеса;

- аренда государственного и муниципального имущества;

- перевод в цифровой вид исходно-разрешительной и строительной документации;

- цифровое разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

- регистрация брака;

- формальности, связанные с рождением ребенка;

- единое мобильное приложение для звонков в 112;

- цифровые путевые листы и товарно-транспортные накладные;

- подача заявления в правоохранительные органы;

- упрощение оформления кредита, проверка кредитной истории.

В рамках единого цифрового профиля идентичность граждан и юрлиц будут формировать автоматически, запрашивая через СМЭВ актуальную информацию ведомств.

В 2018 году произошло обновление Единого портала госуслуг. Был изменен интерфейс портала госуслуг, а также расширены возможности главной страницы и личного кабинета пользователя. На главной странице сайта появилось меню с основной информацией из личного кабинета. Теперь с главной страницы пользователи могут получить быстрый доступ к услугам по жизненно важным ситуациям, включая такие как: утеря документов, покупка и оформление автомобиля, помощь пенсионерам, рождение ребенка, создание семьи, поиск работы и трудоустройство, приобретение жилой недвижимости и другие.

Также для пользователя создана вкладка для получения справочной информации - в разделе «Помощь и поддержка». Здесь можно найти ответы на самые популярные вопросы или задать свой вопрос через специальную форму связи.

Каждый пользователь в личном кабинете теперь может проводить анализ своего профиля и получать напоминания о необходимости внести недостающие данные, информацию о документах, чтобы повысить уровень учетной записи.

Также, все услуги теперь разбиты на тематические блоки «Мое здоровье», «Транспорт и вождение», «Семья и дети», которые содержат список соответствующих услуг (рисунок 2).

Рисунок 2 - Категории услуг на сайте ЕПГУ

Данные обновления позволят сделать сервисы более индивидуальными и перейти на обслуживание граждан по жизненным ситуациям. Обновленный портал госуслуг поможет сберечь людям время и здоровье, уйдет необходимость хождения по разным учреждениям, кабинетам. Стоит отметить, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в 2018 году сохранилась тенденция увеличения количества пользователей Единого портала государственных услуг, вырос объем заказанных услуг и платежей, совершенных через портал.

Рисунок 3 - Динамика пользователей сайта ЕПГУ

Количество зарегистрированных пользователей портала с каждым годом увеличивается. Анализируя данные, мы наблюдаем положительную динамику увеличения количества пользователей сайта ЕГПУ (рисунок

3) [1].

По данным Минкомсвязи, в 2017 году появилось еще 207 федеральных услуг, и по состоянию на 8 февраля 2018 года, пользователям стало доступно 968 федеральных госуслуг. В течение последних 10 лет, главным российским ИТ-проектом является переход к оказанию государственных услуг в электронной форме.

Так с 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты начали постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», а также ряд других региональных и ведомственных программ оказали существенное положительное влияние на уровень использования информационно-коммуникационных технологий в стране и привели к ощутимым результатам.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что портал по предоставлению государственных услуг дает единую точку доступа для физических и юридических лиц в список услуг, предлагаемых государственными органами. Этот факт существенно улучшает как качество предоставляемых услуг, так и скорость их реализации, благодаря использованию современных коммуникационных технологий, которые меняют способы социального взаимодействия и личные отношения. При этом происходит конвергенция стационарных, мобильных и вещательных сетей, аппаратов и предметов, подключенных друг к другу через сеть Интернет. Проведенный анализ предоставления государственных и муниципальных услуг на основе цифровизации, идентификации и регулировании противоречий, связанных с интеграцией информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления с цифровизацией, платформой для их предоставления показывает положительную тенденцию, направленную на улучшение государственного управления для граждан и на необходимость развития информационного общества на основе инфраструктуры - электронного правительства.

Источники:

1. Единый портал государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]. URL:https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения 30.10.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Информационный портал по энергосбережению [Электронный ресурс]. URL: http://www.energoatlas.ru/2018/10/18/digital_gov/ (дата обращения 29.10.2018).

3. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://minsvyaz.ru/ru/events/38030 (дата обращения 30.10.2018).

4. Мирошниченко А.А. Интеллектуальный капитал в сфере управления современными информационными технологиями / Сборник науч. трудов: Экономика знаний. Проблемы управления формированием и развитием, отв. ред. В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. 2014. С. 362 - 372.

5.Мирошниченко А.А., Мирошниченко М.А. Электронное правительство. Предоставление государственных и муниципальных услуг. Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 034700 (46.03.02) «Документоведение и архивоведение» / Под ред. В.В. Ермоленко. Краснодар, -2014. - 240 с.

6. Сидорова, А.А. Электронное правительство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Сидорова. - М.: Юрайт, - 2018. - 165 с.

7. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями) услуг [Электронный ресурс]. URL: https: garant.com (дата обращения 29.10.2018).

Sources:

1. Edinyj portal gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug [EHlektronnyj resurs]. URL:https://www.gosuslugi.ru/ (data obrashheniya 30.10.2018).

2. Informatsionnyj portal po ehnergosberezheniyu [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.energoatlas.ru/2018/10/18/digi-tal_gov/ (data obrashheniya 29.10.2018).

3. Ministerstvo tsifrovogo razvitiya, svyazi i massovykh kommunikatsij Rossijskoj Federatsii [EHlektronnyj resurs]. URL: https://minsvyaz.ru/ru/events/38030 (data obrashheniya 30.10.2018).

4. Miroshnichenko А.А. Intellektual'nyj kapital v sfere upravleniya sovremennymi informatsionnymi tekhnologiyami / Sbornik nauch. trudov: EHkonomika znanij. Problemy upravleniya formirovaniem i razvitiem, otv. red. V.V. Ermolenko, M.R. Zakar-yan. 2014. S. 362 - 372.

5. Miroshnichenko А.А., Miroshnichenko M.A. EHlektronnoe pravitel'stvo. Predostavlenie gosudarstvennykh i munitsi-pal'nykh uslug. Uchebn. posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenij, obuchayushhikhsya po napravleniyu 034700 (46.03.02) «Dokumentovedenie i arkhivovedenie» / Pod red. V.V. Ermolenko. Krasnodar, -2014. - 240 c.

6. Sidorova, А.А. EHlektronnoe pravitel'stvo: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / А.А. Sidorova. - M.: YUrajt, - 2018. - 165 s.

7. Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2010 g. N 210-FZ «Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uslug» (s izmeneniyami i dopolneniyami) uslug [EHlektronnyj resurs]. URL: https: garant.com (data obrashheniya 29.10.2018).

С.С. Минеев

аспирант Южного института менеджмента

S.S. Mineev

graduate student of the Southern institute of management (e-mail: dregom@mail.ru, 8-918-688-95-15)

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация. В статье рассматриваются социально-экономические ресурсы туристской отрасли Краснодарского края, особенности их пространственного распределения по территории региона. Выявлены преимущества, которые обеспечивают развитые социально-экономические ресурсы при организации туристского комплекса. Проанализированы особенности предприятий размещения, питания, развлечения и транспортной инфраструктуры на территории Краснодарского края. Предложены мероприятия, позволяющие рационально использовать социально-экономические ресурсы, составляющие туристско-рекреационный комплекс региона.

Summary. In article social and economic resources of the tourist industry of Krasnodar Krai, feature of their spatial distribution across the territory of the region are considered. Advantages which provide the developed social and economic resources at the organization of a tourist complex are revealed. Features of the enterprises of placement, food, entertainment and transport infrastructure in the territory of Krasnodar Krai are analysed. The actions allowing to use rationally social and economic resources, making a tourist and recreational complex of the region are offered.

Ключевые слова: социально-экономические ресурсы, туристская отрасль, распределение ресурсов, рациональное использование

Keywords: social and economic resources, tourist industry, distribution of resources, rational use

Социально-экономические ресурсы, входящие в состав туристско-рекреационных, являются одним из главных звеньев развития отрасли. Без данных ресурсов обслуживание рекреантов было бы невозможным. В состав социально-экономических ресурсов, обслуживающих туристско-рекреационную отрасль экономики входят ресурсы проживания (коллективные и индивидуальные средства размещения), питания (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные), развлечения (аква-, зоопарки, театры, кинотеатры), транспортная инфраструктура.

При организации отдыха социально-экономические ресурсы предоставляют ряд преимуществ:

1) объекты размещения различной категории звездности обеспечивают проживание с широким спектром услуг в высоко комфортабельных гостиницах до минимального объема услуг в кемпингах;

2) предприятия питания предоставляют услуги в гостиницах или вне их, обеспечивая комфортным отдыхом рекреантов;

3) при посещении развлекательных предприятий у туристов появляется возможность сменить тип отдыха, таким образом, обеспечивая себе разнообразие времяпровождения и продлевая курортный сезон;

4) транспортная инфраструктура позволяет добраться туристам до места отдыха. В зависимости от дальности объекта от места проживания, и финансовой обеспеченности, туристы выбирают определенный вид транспорта (авиационный, железнодорожный, автомобильный, водный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.