Научная статья на тему 'Роль и значение рейтинговой системы для оценки эффективности научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава вуза'

Роль и значение рейтинговой системы для оценки эффективности научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЙТИНГА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RATING SYSTEM / INDICES OF RATING / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базелюк В. В., Шульгина Т. А., Белоусовa Н. А.

В статье актуализирована проблема создания рейтинговой системы научно-исследовательской деятельности и учебно-методической деятельности профессорскопреподавательского состава в аспекте качества научной деятельности. Представлена теоретическая конструкция модели рейтинга, описаны основные составляющие показателей подраздела научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базелюк В. В., Шульгина Т. А., Белоусовa Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF THE RATING SYSTEM OF THE EFFICIENCY OF THE UNIVERSITY RESEARCH WORK

The article deals with the creating a rating system of research and educational and methodological work of the faculty from the aspect of quality of research work. The theoretical pattern of rating is represented in the article; the main components of the subsection indices are described.

Текст научной работы на тему «Роль и значение рейтинговой системы для оценки эффективности научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава вуза»

6. Kleyjberg, Yu.A. Socialjnaya psikhologiya deviantnogo povedeniya. - M., 2004.

7. Lipunova, O.V. Psikhologiya, diagnostika i korrekciya otklonyayuthegosya povedeniya: prakticheskoe posobie. - Komsomoljsk- na Amure, 2002.

8. Mendelevich, V.D. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: ucheb. posobie. - M., 2001.

9. Feljdshteyjn, D.I. Problemih vozrastnoyj i pedagogicheskoyj psikhologii. - M., 1995.

10. Ehdeyjmiller, Eh. Psikhologiya i psikhoterapiya semji / Eh. Ehdeyjmiller, V. Yustickis. - SPb., 2001.

Статья поступила в редакцию 07.12.11

УДК 378:001

Bazeljuk V.V, Shulgina T.A., Belousova N.A. THE SIGNIFICANCE OF THE RATING SYSTEM OF THE EFFICIENCY OF THE UNIVERSITY RESEARCH WORK. The article deals with the creating a rating system of research and educational and methodological work of the faculty from the aspect of quality of research work. The theoretical pattern of rating is represented in the article; the main components of the subsection indices are described. Key words: rating system, indices of rating, research work.

В.В. Базелюк, д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе Челябинского государственного педагогического университета; Т.А. Шульгина, канд пед. наук, начальник учебно-методического управления Челябинского государственного педагогического университета; Н.А. Белоусова, канд. биол. наук, доц., начальник организационно-педагогического отдела Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск, E-mail: beam@cs.pu.ru

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗА

В статье актуализирована проблема создания рейтинговой системы научно-исследовательской деятельности и учебно-методической деятельности профессорско- преподавательского состава в аспекте качества научной деятельности. Представлена теоретическая конструкция модели рейтинга, описаны основные составляющие показателей подраздела научной деятельности.

Ключевые слова: рейтинговая система, показатели рейтинга, научно-исследовательская деятельность.

В настоящее время в России и за рубежом существуют различные подходы к построению рейтинговых систем. В тоже время можно выделить общие тенденции, характеризующие данный процесс:

- в условиях конкуренции, существующей в современной образовательной среде, ведущее место занимает проблема разработки правильной методики подготовки рейтинга;

- большое значение имеет соответствие критериев, показателей, методов сбора и анализа данных требованиям, предъявляемым рейтингу;

- наиболее распространенными являются институциальная и специализированная модели оценки [1].

Необходимо особо подчеркнуть, что «На сегодняшний день рейтинги университетов становятся не только ориентиром для абитуриентов и родителей при выборе образовательного учреждения для получения квалификации, но и как следствие одним из инструментов повышения качества образования.

Целями определения рейтинга, как правило, являются следующие:

- предоставление информации для принятия решений (абитуриентам, их родителям, политикам, фондам, работодателям, международным организациям);

- способствование развитию конкуренции высших учебных заведений;

- стимулирование создания и развития центров обеспечения качества внутри вузов» [2; 7].

В условиях модернизации национальной системы высшего профессионального образования обеспечение современного качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско- преподавательского состава вуза не представляется возможным без разработки комплексных подходов и соответствующих критериев оценки [3].

Констатирующий анализ различных моделей рейтинга позволил сделать вывод о необходимости создания принципиально нового интеллектуального продукта в аспекте рассматриваемой проблематики. Для решения этой задачи временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК) Челябинского государственного педагогического университета был создан и зарегистрирован интеллектуальный продукт «Рейтинг научно-исследовательской деятельности и научно-методической деятельности про-фессорско -преподавательского состава вуза» (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ

№ 2010617343, выдано Федеральной службой по интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам).

В основу разработанной рейтинговой системы были положены сопряженные с соответствующими аккредитационным показателям и сведениями, представляемыми в Минобрнауки РФ -базы данных по научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза. Реализация данной системы в практике работы ЧГПУ позволяет оперативно осуществлять сбор. анализ, хранение и передачу необходимой отчетной документации о НИД и НМД ППС вуза. Следует отметить также, что созданная база данных является мощным инструментом в развитии НИД и НМД в структурных подразделениях университета для различных категорий научно-педагогических работников.

Деятельность ВНИК по разработке модели рейтинга осуществлялась в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (20092011 годы). Мероприятие 3, проект № 6464 «Рейтинговая система оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава гуманитарного вуза»». В 2011 году реализованы аналитико-про-ектировочный, опытно-экспериментальный и оценочно-корректировочный этапы работы.

Декомпозиция рейтинга преподавателя вуза состоит из двух основных частей: рейтинг "П" - квалификационный потенциал преподавателя, накопленный за все время работы в вузе, рейтинг "А" - активность преподавателя по НИД и НМД за каждый год.

Рейтинг П учитывает: квалификационные характеристики (ученая степень, звание, членство в РАН, РАО), наличие государственных и ведомственных наград, почетных званий, индекс научного цитирования. . Раздел П рейтинга содержит также показатель «Потенциал преподавателя», который представлен критериями, характеризующими уже существующие достижения преподавателя: наличие ученой степени и ученого звания, членство в государственных академиях наук, наличие наград различного уровня и индекс научного цитирования.

Рейтинг А включает результаты учебной, методической, научной и воспитательной деятельности, работы на имидж университета. Важность каждого частного показателя определяется его весом в баллах за единицу показателя. Индивидуальные рейтинги преподавателя П и А определяются соответственно как суммы

произведений натуральных величин (значений) показателей на балл за единицу показателя.

В целях стимулирования активности преподавателей коэффициенты весомости рейтингов П и А соотносятся как 0,33:0,67.

Таким образом, абсолютный общий личный рейтинг преподавателя равен

Р = 0,33 П + 0,67 А

Разработаны исходные данные для определения рейтинга преподавателя, в которых указаны наименования показателей и их порядковые номера. Все показатели имеют строго однозначную интерпретацию.

Существенное значение в рейтинге А имеют показатели научно-исследовательской деятельности, как одного из приоритетов развития университета. В структуре рейтинга данному аспекту посвящен раздел 2 «Научная деятельность», представленный следующими подразделами: научно-исследовательская деятельность, научно-издательская деятельность, руководство научно-исследовательской работой студентов и учащихся, научно-организаторская работа, подготовка научных и научно-педагогических кадров. Перечислим компонентный состав каждого из подразделов:

- научно-исследовательская деятельность: участие в работе научных центров и лабораторий, семинарах конференциях выставках, грантах, оформление патентов, а также руководство различными видами научно-исследовательских работ в образовательных учреждениях и организациях в соответствии с договорами о научном и педагогическом сотрудничестве;

- научно-издательская деятельность: количественные и качественные показатели участия ППС в издании монографий, научных статей, в том числе в рецензируемых журналах ВАК РФ;

- руководство научно-исследовательской работой студентов и учащихся: подготовка докладов на конференциях различного уровня, подготовка научных публикаций со студентами и учащимися, участие в конкурсах и олимпиадах, руководство научно-изобретательской работой студентов и учащихся, руководство научно-творческими лабораториями и кружками;

- научно-организаторская работа: членство а экспертных советах Всероссийской аттестационной комиссии, работу в диссертационных советах, организацию научных мероприятий (конгрессов, симпозиумов, конференций, олимпиад и т.д.), членство в редакциях научных изданий, рецензирование и экспертиза научных изданий, а также оппонирование и подготовка отзывов на научные издания, рецензирование и экспертиза диссертацион-

Библиографический список

ных исследований, выпуск изданий по итогам проведения научных мероприятий;

- подготовка научных и научно-педагогических кадров:

руководство аспирантурой, докторантурой, соискателями ученых степеней, руководство научными сотрудниками.

Необходимо особо подчеркнуть, что созданные базы данных по разделу «Научная деятельность» существенным образом сокращают количество временных затрат на подготовку достаточно объемных по своему содержанию сразу нескольких частей итогового отчета о научной деятельности вуза, а именно:

- подготовка кадров высшей научной квалификации (численность ППС, имеющих ученую степень по отраслям наук);

- организация научно-исследовательской деятельности студентов и их участие в научных исследованиях и разработках (международные, всероссийские, региональные конкурсы на лучшую научно-исследовательскую работу, конференции, выставки студенческих работ);

- результативность научно-исследовательской деятельности студентов (доклады на научных конференциях и семинарах всех уровней, количество экспонатов, выставленных на выставках, студенческие работы, представленные на конкурсы различного уровня, гранты, стипендии Президента и правительства РФ, заявка, охранный документы, лицензии на объекты интеллектуальной собственности);

- результативность научных исследований и разработок ППС (монографии, научные статьи, сборники трудов, грифованные издания, патенты на изобретение, участие в выставках и конференциях, премии награды, дипломы) и другое.

Еще одним важным аспектом созданного программного продукта является возможность в автоматическом режиме получить необходимые данные о состоянии и динамике развития научно-исследовательской деятельности в вузе от каждого конкретного научно-педагогического работника через качество НИД на кафедре к оценке эффективности результатов НИД на факультетах и в конечном итоге в целом по вузу.

Подводя общие итоги результатов реализации проекта «Рейтинговая система оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава гуманитарного вуза» по разделу «Научная деятельность» можно констатировать повышение качества мониторинга по оценке НИД и прогнозирование перспектив дальнейшего развития научной деятельности в ЧГПУ с учетом выявляемых рисков.

1. Шульгина, Т.А. Рейтинг в оценке деятельности российских и зарубежных вузов./ Г.Н. Воробьева, Т.А. Шульгина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2010.

2. Рейтинговая оценка качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателя вуза: уч. пособие / Т.А. Шульгина, Г. В. Воробьева, С.А. Хузина. - Челябинск, 2009.

3. Базелюк, В.В. Мониторинг развития инфраструктуры науки ЧГПУ за 2007/2008 учебный год / В.В. Латюшин, В.В. Базелюк // Подготовка педагога профессионального обучения: традиции и инновации: сб. научных статей региональной межвузовской научной лаборвтории «Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования». - Челябинск, 2008.

Bibliography

1. Shuljgina, T.A. Reyjting v ocenke deyateljnosti rossiyjskikh i zarubezhnihkh vuzov./ G.N. Vorobjeva, T.A. Shuljgina // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - Chelyabinsk, 2010.

2. Reyjtingovaya ocenka kachestva nauchno-issledovateljskoyj i nauchno-metodicheskoyj deyateljnosti prepodavatelya vuza: uch. posobie / T.A. Shuljgina, G.V. Vorobjeva, S.A. Khuzina. - Chelyabinsk, 2009.

3. Bazelyuk, V.V. Monitoring razvitiya infrastrukturih nauki ChGPU za 2007/2008 uchebnihyj god / V.V. Latyushin, V.V. Bazelyuk // Podgotovka pedagoga professionaljnogo obucheniya: tradicii i innovacii: sb. nauchnihkh stateyj regionaljnoyj mezhvuzovskoyj nauchnoyj laborvtorii «Aktualjnihe problemih professionaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya». - Chelyabinsk, 2008.

Статья поступила в редакцию 07.12.11

УДК 001.8(07): 378

Suhovienko E.A., Charikova S.V. PRACTICAL QUESTIONS OF THE PROJECT METHODS INTRODUCTION IN THE

PROCESS OF KEY COMPETENCES FORMING AT THE COMPUTER SCIENCE LESSONS. The article is initiated to the practical questions of the project methods introduction in the process of computer science training. There is the analysis of the concept of "project", practical aspects of the project methods usage at the computer science lessons in modern Russian school here. It is proved methodical and logic division within the limits of the project method such concepts as "a project" and "a project types task". This division is caused by transients in a technique of computer sciences teaching. Key words: key competences, project method, a project types task.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.