УДК 378:001
В.В. Латюшин, ректор ЧГПУ, канд. пед. наук, проф., г. Челябинск; Т.А. Шульгина, начальник учебно-методического управления ЧГПУ, канд. пед. наук, г. Челябинск; Н.А. Белоусова, начальник организационно-педагогического отдела ЧГПУ, канд. биол. наук, доц., г. Челябинск, E-mail: belousova@cspu.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К АККРЕДИТАЦИИ
В работе проанализированы возможности использования рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научнометодической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза при подготовке к государственной аккредитации. Модель оценки качества научно-педагогической деятельности построена с учетом сведений, необходимых для заполнения модуля сбора данных и модуля по показателям образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Ключевые слова: государственная аккредитация, модуль по показателям образовательного учреждения высшего профессионального образования научно-исследовательская деятельность, научно-методи-ческая деятельность, рейтинг.
Образовательные учреждения для подтверждения государственного статуса, уровня реализуемых образовательных программ, соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам проходят процедуру государственной аккредитации, которая дает право на выдачу документов государственного образца. Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида [1]. Одним из основных документов, представляемых образовательным учреждением на аккредитационную коллегию, является полный отчет в формате модуля по показателям. Так же важным источником информации о деятельности для Национального аккредитационного агентства в сфере образования является ежегодный отчет о деятельности вуза (модуль сбора данных).
Отчет по показателям деятельности образовательного учреждения, необходимым для определения его вида, содержит три основные части: справочные данные, сведения о соответствие содержания, уровня и качества подготовки требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС), сведения по показателям государственной аккредитации.
Рейтинговая система оценки качества научноисследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава позволяет измерить по разработанным критериям эффективность научноисследовательской и научно-методической деятельности преподавателя.
Анализ имеющегося научно-методического обеспечения (аккредитационные показатели для определения вида образовательного учреждения высшего профессионального учреждения) и научно-методических разработок по опыту создания и внедрения рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава университетов в Российской Федерации и за рубежом позволил определить критерии, связанные с аккредитационными показателями деятельности вуза. Такие критерии позволяют формировать сопряженные базы данных по направлениям: количество профессорско-
преподавательского состава с учеными степенями и званиями, количество членов академий различного уровня, научно-издатель-ская и учебно-издательская деятельность (характеристики издаваемых учебников и учебных пособий, количество и уровень статей и монографий), научно-исследовательская деятельность (грантосоискательская деятельность, подготовка научных кадров - научная школа, участие в конференциях
различного уровня, руководство научно-исследовательской работой студентов).
При подготовке модуля по показателям вуза наиболее трудоемким является процесс заполнения разделов о научноисследовательской работе студентов вуза (П-01г), о научноисследовательских работах, выполненных за последние 5 лет штатными преподавателями вуза, монографиях, а также учебниках и учебных пособиях, изданных за последние 5 лет (III -7, 9, 10а). Эти сведения возможно собирать и обобщать, используя разработанную в Челябинском государственном педагогическом университете рейтинговую систему оценки качества научно-исследовательской и научно-методи-ческой деятельности профессорско-преподавательского состава.
В системе деятельности преподавателей вуза наиболее значимой является научно-исследовательская и научнометодическая деятельность (НИД и НМД соответственно). Систематические и планомерные научные изыскания и разработки по определенным темам, участие в научных событиях различного масштаба, научно-критическая работа (рецензирование и оппонирование научных трудов), обмен научным опытом с коллегами и студентами, содействие повышению их квалификации, организация и руководство научной работой студентов - основные направления научно-исследовательской деятельности [2]. Аспектами этой деятельности мы считаем:
- собственно исследовательскую и изобретательскую работу (особую значимость в ней имеет грантосоискательская и изобретательская деятельность, работа в диссертационном совете, подготовка монографий по теме научного исследования),
- научно-организаторскую работу (организация научных мероприятий и научно-издательская деятельность),
- руководство научно-исследовательской работой студентов (оценивается, прежде всего, подготовка студентов-победителей всероссийских и международных олимпиад, руководство научной работой студентов, получившей признание на всероссийском и международном уровне) [3].
Научно-методическая работа предполагает создание разнообразной методической продукции (монографии научнометодического характера, учебники и учебные пособия), вклад в создание и совершенствование методического обеспечения образовательных программ, разработку образовательных технологий, обмен профессиональным опытом, участие в работе учебно-методических объединений.
Для оценки качества НИД и НМД были выделены виды научно-исследова-тельской и научно-методической деятельности преподавателей, определены показатели по каждому виду деятельности.
В рейтинге НИД и НМД учитываются квалификационные характеристики (ученая степень, звание, членство в Российской академии наук и Российской академии образования), научное руководство аспирантами и докторантами; наличие государственных и ведомственных наград, почетных званий, научное руководство аспирантурой и докторантурой, а также текущая деятельность профессорско-преподавательского состава, в которой выделены следующие традиционные направления деятельности преподавателя в высшем учебном заведении:
- научно-методическая работа,
- научно-исследовательская работа,
- научно-исследовательская работа со студентами,
- научно-организаторская работа.
В рейтинге содержание и формы представления информации соответствуют формам модуля сбора данных и модуля по показателям вуза. Так, например, сведения об учебниках и учебных пособиях, монографиях, изданных преподавателями кафедры, а также сведения об объеме госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования собираются в формате таблиц.
Таблица 1
Сведения об учебниках и учебных пособиях, изданных преподавателями кафедры
№ Год Автор(ы) Название Вид Гриф Тираж Объем, п.л. Издатель
работы
Таблица 2
Сведения о монографиях, изданных преподавателями кафедры
№ Год Автор(ы) Название работы Тираж Объем,п.л. Издатель
Таблица З
Объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования
№ Год Руководитель Название Вид Источник фи- Объем финан- Научно-исслед. программа,
темы иссле- нансир. сир. (тыс.р.) в рамках которой
дований выполняется тема
Программный модуль «Рейтинг НИД и НМД преподавателя» размещен на внутреннем портале Челябинского государственного педагогического университета. Доступ к модулю осуществляется при наличии логина и пароля, которые предоставляются каждому преподавателю. Два раза в год преподаватель вносит последовательно в базу «Рейтинг» общие сведения о себе, о научно-методической работе, о научно-исследова-тельской и научно-организаторской работе, а также рейтинговые оценки по различным грантам. В базе данных рейтинга присутствуют сведения об участии в конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу студентов, реквизиты публикаций, количество и объем грантов, полученных студентами. Эти данные в обобщенном виде переносятся в модули.
Bibliography
В модуль по показателям необходимо вносить сведения об аспирантуре и эффективности её работы и о докторантуре (часть III - 02,03). Соответственно в рейтинге НИД и НМД представлен раздел «Научное руководство аспирантурой и докторантурой».
Итак, программный продукт «Рейтинг НИД и НМД преподавателя ЧГПУ», в основу которого положены сопряженные со сведениями, представляемыми в Минобрнауки РФ, базы данных по научно-исследовательской и научно-методи-ческой деятельности профессорско-преподавательского состава, позволяет собирать, хранить и анализировать информацию о деятельности преподавателей, документировать научноисследовательскую и научно-методическую деятельность, которая в обобщенном виде представлена в модуле сбора данных.
1. Licensing, certification, state accreditation of professional education institutions of the Russian Federation: a 3-ton State Accreditation, Certification / / Collection of laws and regulations, organizational and teaching materials. - Moscow: Center for State Accreditation, Graduate School, 2003. - V.3.
2. Humanities technology in university education in practice: the practice of design, analysis and applications: Textbook. Benefit / under total. Ed. N.V. Bordovsky. - St.: Univ RSPU. AI Herzen, 2008.
3. Rating of the quality of research and methodological activities of university teachers: Textbook. Benefit / T.A. Shulgin, G.V. Vorobyova, S.A. Hoozin - Chelyabinsk: OOO REKPOL Publishing, 2009.
Article Submitted 09.12.10
УДК 159.99
И.В. Курышева, канд. психол. наук, доц. ВГИ (филиала) ВолГУ, г. Волжский, E-mail: irinarusa@inbox.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
В работе описан психологический механизм развития творческой личности средствами музыкального искусства с позиций семиотического подхода, в котором музыка понимается как сложный психосемантический текст. Автором выделены компоненты этого механизма, получившие подтверждение в условиях опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: психологический механизм, классическая музыка, музыкальное сознание, творческое мышление
10З