Научная статья на тему 'Использование рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорскопреподавательского состава педагогического вуза при подготовке к аккредитации'

Использование рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорскопреподавательского состава педагогического вуза при подготовке к аккредитации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / МОДУЛЬ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЙТИНГ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STATE ACCREDITATION / THE MODULE OF INDICATORS OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES / SCIENTIFIC AND DIDACTIC ACTIVITIES / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латюшин В. В., Шульгина Т. А., Белоусова Н. А.

В работе проанализированы возможности использования рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научнометодической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза при подготовке к государственной аккредитации. Модель оценки качества научно-педагогической деятельности построена с учетом сведений, необходимых для заполнения модуля сбора данных и модуля по показателям образовательного учреждения высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латюшин В. В., Шульгина Т. А., Белоусова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF RATING SYSTEM EVALUATION QUALITY OF RESEARCH AND RESEARCH AND METHODOLOGY ACTIVITIES OF FACULTY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE PREPARATION FOR ACCREDITATION

In the work we analyzed the possibilities of using a rating system of quality assessment of research and methodological activities of university faculty in preparation for the state accreditation. The model of quality assessment of scientific and pedagogical activity builds on information needed to fill the data collection module and the module

Текст научной работы на тему «Использование рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорскопреподавательского состава педагогического вуза при подготовке к аккредитации»

УДК 378:001

В.В. Латюшин, ректор ЧГПУ, канд. пед. наук, проф., г. Челябинск; Т.А. Шульгина, начальник учебно-методического управления ЧГПУ, канд. пед. наук, г. Челябинск; Н.А. Белоусова, начальник организационно-педагогического отдела ЧГПУ, канд. биол. наук, доц., г. Челябинск, E-mail: belousova@cspu.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К АККРЕДИТАЦИИ

В работе проанализированы возможности использования рейтинговой системы оценки качества научно-исследовательской и научнометодической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза при подготовке к государственной аккредитации. Модель оценки качества научно-педагогической деятельности построена с учетом сведений, необходимых для заполнения модуля сбора данных и модуля по показателям образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Ключевые слова: государственная аккредитация, модуль по показателям образовательного учреждения высшего профессионального образования научно-исследовательская деятельность, научно-методи-ческая деятельность, рейтинг.

Образовательные учреждения для подтверждения государственного статуса, уровня реализуемых образовательных программ, соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам проходят процедуру государственной аккредитации, которая дает право на выдачу документов государственного образца. Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида [1]. Одним из основных документов, представляемых образовательным учреждением на аккредитационную коллегию, является полный отчет в формате модуля по показателям. Так же важным источником информации о деятельности для Национального аккредитационного агентства в сфере образования является ежегодный отчет о деятельности вуза (модуль сбора данных).

Отчет по показателям деятельности образовательного учреждения, необходимым для определения его вида, содержит три основные части: справочные данные, сведения о соответствие содержания, уровня и качества подготовки требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС), сведения по показателям государственной аккредитации.

Рейтинговая система оценки качества научноисследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава позволяет измерить по разработанным критериям эффективность научноисследовательской и научно-методической деятельности преподавателя.

Анализ имеющегося научно-методического обеспечения (аккредитационные показатели для определения вида образовательного учреждения высшего профессионального учреждения) и научно-методических разработок по опыту создания и внедрения рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава университетов в Российской Федерации и за рубежом позволил определить критерии, связанные с аккредитационными показателями деятельности вуза. Такие критерии позволяют формировать сопряженные базы данных по направлениям: количество профессорско-

преподавательского состава с учеными степенями и званиями, количество членов академий различного уровня, научно-издатель-ская и учебно-издательская деятельность (характеристики издаваемых учебников и учебных пособий, количество и уровень статей и монографий), научно-исследовательская деятельность (грантосоискательская деятельность, подготовка научных кадров - научная школа, участие в конференциях

различного уровня, руководство научно-исследовательской работой студентов).

При подготовке модуля по показателям вуза наиболее трудоемким является процесс заполнения разделов о научноисследовательской работе студентов вуза (П-01г), о научноисследовательских работах, выполненных за последние 5 лет штатными преподавателями вуза, монографиях, а также учебниках и учебных пособиях, изданных за последние 5 лет (III -7, 9, 10а). Эти сведения возможно собирать и обобщать, используя разработанную в Челябинском государственном педагогическом университете рейтинговую систему оценки качества научно-исследовательской и научно-методи-ческой деятельности профессорско-преподавательского состава.

В системе деятельности преподавателей вуза наиболее значимой является научно-исследовательская и научнометодическая деятельность (НИД и НМД соответственно). Систематические и планомерные научные изыскания и разработки по определенным темам, участие в научных событиях различного масштаба, научно-критическая работа (рецензирование и оппонирование научных трудов), обмен научным опытом с коллегами и студентами, содействие повышению их квалификации, организация и руководство научной работой студентов - основные направления научно-исследовательской деятельности [2]. Аспектами этой деятельности мы считаем:

- собственно исследовательскую и изобретательскую работу (особую значимость в ней имеет грантосоискательская и изобретательская деятельность, работа в диссертационном совете, подготовка монографий по теме научного исследования),

- научно-организаторскую работу (организация научных мероприятий и научно-издательская деятельность),

- руководство научно-исследовательской работой студентов (оценивается, прежде всего, подготовка студентов-победителей всероссийских и международных олимпиад, руководство научной работой студентов, получившей признание на всероссийском и международном уровне) [3].

Научно-методическая работа предполагает создание разнообразной методической продукции (монографии научнометодического характера, учебники и учебные пособия), вклад в создание и совершенствование методического обеспечения образовательных программ, разработку образовательных технологий, обмен профессиональным опытом, участие в работе учебно-методических объединений.

Для оценки качества НИД и НМД были выделены виды научно-исследова-тельской и научно-методической деятельности преподавателей, определены показатели по каждому виду деятельности.

В рейтинге НИД и НМД учитываются квалификационные характеристики (ученая степень, звание, членство в Российской академии наук и Российской академии образования), научное руководство аспирантами и докторантами; наличие государственных и ведомственных наград, почетных званий, научное руководство аспирантурой и докторантурой, а также текущая деятельность профессорско-преподавательского состава, в которой выделены следующие традиционные направления деятельности преподавателя в высшем учебном заведении:

- научно-методическая работа,

- научно-исследовательская работа,

- научно-исследовательская работа со студентами,

- научно-организаторская работа.

В рейтинге содержание и формы представления информации соответствуют формам модуля сбора данных и модуля по показателям вуза. Так, например, сведения об учебниках и учебных пособиях, монографиях, изданных преподавателями кафедры, а также сведения об объеме госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования собираются в формате таблиц.

Таблица 1

Сведения об учебниках и учебных пособиях, изданных преподавателями кафедры

№ Год Автор(ы) Название Вид Гриф Тираж Объем, п.л. Издатель

работы

Таблица 2

Сведения о монографиях, изданных преподавателями кафедры

№ Год Автор(ы) Название работы Тираж Объем,п.л. Издатель

Таблица З

Объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования

№ Год Руководитель Название Вид Источник фи- Объем финан- Научно-исслед. программа,

темы иссле- нансир. сир. (тыс.р.) в рамках которой

дований выполняется тема

Программный модуль «Рейтинг НИД и НМД преподавателя» размещен на внутреннем портале Челябинского государственного педагогического университета. Доступ к модулю осуществляется при наличии логина и пароля, которые предоставляются каждому преподавателю. Два раза в год преподаватель вносит последовательно в базу «Рейтинг» общие сведения о себе, о научно-методической работе, о научно-исследова-тельской и научно-организаторской работе, а также рейтинговые оценки по различным грантам. В базе данных рейтинга присутствуют сведения об участии в конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу студентов, реквизиты публикаций, количество и объем грантов, полученных студентами. Эти данные в обобщенном виде переносятся в модули.

Bibliography

В модуль по показателям необходимо вносить сведения об аспирантуре и эффективности её работы и о докторантуре (часть III - 02,03). Соответственно в рейтинге НИД и НМД представлен раздел «Научное руководство аспирантурой и докторантурой».

Итак, программный продукт «Рейтинг НИД и НМД преподавателя ЧГПУ», в основу которого положены сопряженные со сведениями, представляемыми в Минобрнауки РФ, базы данных по научно-исследовательской и научно-методи-ческой деятельности профессорско-преподавательского состава, позволяет собирать, хранить и анализировать информацию о деятельности преподавателей, документировать научноисследовательскую и научно-методическую деятельность, которая в обобщенном виде представлена в модуле сбора данных.

1. Licensing, certification, state accreditation of professional education institutions of the Russian Federation: a 3-ton State Accreditation, Certification / / Collection of laws and regulations, organizational and teaching materials. - Moscow: Center for State Accreditation, Graduate School, 2003. - V.3.

2. Humanities technology in university education in practice: the practice of design, analysis and applications: Textbook. Benefit / under total. Ed. N.V. Bordovsky. - St.: Univ RSPU. AI Herzen, 2008.

3. Rating of the quality of research and methodological activities of university teachers: Textbook. Benefit / T.A. Shulgin, G.V. Vorobyova, S.A. Hoozin - Chelyabinsk: OOO REKPOL Publishing, 2009.

Article Submitted 09.12.10

УДК 159.99

И.В. Курышева, канд. психол. наук, доц. ВГИ (филиала) ВолГУ, г. Волжский, E-mail: irinarusa@inbox.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В работе описан психологический механизм развития творческой личности средствами музыкального искусства с позиций семиотического подхода, в котором музыка понимается как сложный психосемантический текст. Автором выделены компоненты этого механизма, получившие подтверждение в условиях опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: психологический механизм, классическая музыка, музыкальное сознание, творческое мышление

10З

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.