ЛИТЕРАТУРА
1. Россия в цифрах 2008 : краткий статистический сборник / под. ред. В. Л. Соколина. - М. : Росстат, 2008. - 510 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378:001
ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО» КАК ОСНОВА РЕЙТИНГА НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ВУЗА
Светлана Александровна Хузина, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье описано применение технологии электронного «портфолио» для систематизации и оценки результатов научной деятельности преподавателей, студентов и выпускников вуза.
Ключевые слова: технология портфолио, виртуальный портфолио, рейтинг, научная деятельность, научные достижения преподавателя и студента.
"PORTFOLIO" TECHNOLOGY AS A BASIS OF RATING OF THE SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS OF UNIVERSITY TEACHERS AND STUDENTS Svetlana Aleksandrovna Huzina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Chelyabinsk State Pedagogical University
Annotation
The technology of electronic «portfolio» application for systematization and assessment of the scientific achievements of teachers and students, graduates of the university has been described.
Keywords: technology of portfolio, electronic portfolio, rating, scientific activity, scientific achievements of the teacher and the student.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях настоятельным требованием становится необходимость оценки эффективности деятельности вуза с использованием прозрачных и понятых обществу количественных параметров, характеризующих его научнопедагогическую деятельность и не зависящих от субъективных факторов. В этой связи возникает потребность определения результативности деятельности преподавателей и качества подготовки студентов, в частности оценки их научных достижений.
При этом критериальные показатели количественной оценки научной деятельности преподавателей и студентов вуза не достаточно разработаны. Поэтому актуальной является разработка технологий систематизации, документирования научных достижений преподавателей и студентов, а также определения рейтинга эффективности научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава и рейтинга исследовательской работы студентов вуза.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет».
Для хранения, систематизации и документирования результатов научной деятельности преподавателей и студентов мы применили технологию «портфолио».
Термин "портфолио" давно знаком профессионалам из области искусства: многие художники и сейчас, и в прежние века создавали свое портфолио творческих работ. Портфолио организаций и предприятий помогают продвигать на рынке предоставляемые ими услуги, способствуют поиску заказчиков и потребителей услуг. Начи-
ная с 90-х годов, речь зашла и о применении портфолио в российском образовании.
Сегодня существует немало подходов к трактовке понятия «портфолио», его назначения, структуры, а также классификации и способов применения.
В реальной педагогической практике выделяют три основных его типа: "портфолио документов"- портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений; "портфолио работ" - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений активности автора; "портфолио отзывов" - оценка автором своих достижений, проделанный им анализ различных видов деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих этапов профессионального роста, а также различные отзывы и др.
Для студента традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация его образовательных достижений.
Однако для формирования восприимчивого к инновациям студента вуза важен не простой сбор разнородных результатов его деятельности, а конкретный набор научных достижений, иллюстрирующих и подтверждающих состоятельность и перспективность его в конкретной области знаний. Именно поэтому в нашем исследовании мы ведем речь о портфолио научных достижений студента.
Исследовательская работа студентов включает в себя учебноисследовательскую работу студентов и научно-исследовательскую работу студентов. Основной задачей научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности является углубление и закрепление знаний студентов, увеличение доли самостоятельной работы студентов, которая по своему характеру является исследовательской, формирование навыков самостоятельного и ответственного решения исследовательских и практических задач, а также проведение ими научно-практических конференций по различным направлениям. Участие студентов в исследовательской деятельности, введение исследовательских элементов в различные формы учебных занятий достаточно эффективно позволяют в настоящее время преодолевать противоречия между массовым характером подготовки специалистов в вузе и потребностями развития у каждого студента самостоятельности и инициативы, реализации творческих способностей.
Портфолио студента составляется таким образом, чтобы обеспечить его эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания учебного заведения.
Принципы технологии портфолио научных достижений студентов:
- добровольность участия в проекте; самооценка студентом результатов овладения определенными видами научной деятельности;
- систематичность и регулярность самомониторинга;
- структуризация и логичность информации, представляемой в «Портфолио»;
- достоверность, целостность предоставляемых материалов.
Так как для преподавателя вуза ядром целостной системы его деятельности, соответственно ее системообразующим и системоразвивающим элементом, являются нучно-исследовательская и научно-методическая деятельность, то и портфолио преподавателя мы начали комплектовать, в первую очередь, его научными достижениями. Среди них:
- квалификационные характеристики (ученая степень, звание, членство в РАН, РАО);
- научное руководство аспирантами и докторантами; наличие государственных и ведомственных наград, почетных званий;
- членство в УМО по специальности, научно-методических советах;
- сведения обо всех видах научно-методических и научно-исследовательских
публикаций;
- сведения об изобретательской деятельности, о подготовке кандидатов и докторов наук, о подготовке студентов-победителей олимпиад различного уровня и студенческих научных конкурсов;
- об объемах хоздоговорных и госбюджетных НИР, а также сведения о выполнении различных видов научно-исследовательской работы со студентами и научно-организаторской работы.
Достаточно большой перечень мероприятий и событий, относящихся к научноисследовательской и научно-методической деятельности преподавателей, к исследовательской работе студентов не позволяет осуществлять их своевременную систематизацию, документирование без привлечения современных информационных технологий.
Поэтому портфолио научных достижений студента (рис. 1) и портфолио достижений научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателя (рис. 2) были реализованы в виде информационных баз данных в формате web-ресурса [1,2].
Важной составляющей портфолио студента и портфолио преподавателя является его рейтинговая часть, позволяющая выявить степень результативности их научной деятельности.
Модуль рейтинга виртуального портфолио научных достижений студентов построен на основе показателей, учитывающих различные аспекты и результаты научной деятельности студента за период обучения в вузе. Степень участия в научных мероприятиях определяется количеством выполненных работ и их оценкой, уровень мероприятия (региональный, межрегиональный, всероссийский, международный) дополнительно оценивается бонусами. Сумма всех показателей, выраженная в пунктах, определяет рейтинг научных достижений студента.
Рис. 1. Окно персонального портфолио научных достижений студента
Рис. 2. Окно редактирования информации о результатах научной деятельности преподавателя
Расчет рейтинга происходит по всему университету, по факультетам, по кафедрам и академическим группам в конце каждого семестра, а также за весь период обучения нарастающим итогом (рис.3).
Рис. 3. Окно рейтинга студента
В портфолио результатов научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза реализована математическая модель рейтинговой оценки НИД и НМД, что позволяет выстраивать рейтинг преподавателей, кафедр учебного заведения. Эта часть исследования выполнена в процессе работы автора в качестве ответственного исполнителя по проекту 3.2.3/6464 «Рейтинг НИД и НМД преподавателей гуманитарного вуза» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» в 2009году.
Для обеспечения сравнимости результатов предусмотрены четыре квалификационные категории профессорско-преподавательского состава: профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты. Рейтинг преподавателя и научного сотрудника характеризует квалификационный потенциал преподавателя, накопленный им за все время работы, а также учитывает его производственную и творческую активность за
последние пять лет. Уровень рейтинга преподавателя устанавливается в соответствии с принятым интервалом значений, который рассчитывается относительно среднего значения по каждой выделенной категории профессорско-преподавательского состава.
Экспертный состав критериев охватывает основные виды научноисследовательской и научно-методической деятельности научно-педагогических сотрудников. Перечень показателей является открытым, а компьютерное исполнение проекта позволяет без особых затруднений внести необходимые коррективы практически в любой его модуль (рис. 4).
Меюо
Ддват норну
Намина
Тип \ Просто* такгтоао* пол* V
Коапгспо бмлоа ииікліпіш и норы-.
Коымпиарми и
Поигстип а тапяиу
Ддтипмоеть лрепооааатала за омпмимспьм п*р«юд>іаучмо-мотсш*мв<хаіі работа) А*тиамостк прапооаввтал» эо оиемдое*** л#(.иоа><ву^о-н«елааоввт«лккв« работа) Нвуїмокслааоаатальекаа работа студента Ивучл' организаторская работа Рейтимюам осик»* по ролличтгч греиюп
Рис. 4. Окно для создания новой нормы оценки научной деятельности преподавателя
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В эксперименте приняли участие 675 студентов и 425 преподавателей Челябинского педагогического университета.
В электронный портфолио преподавателей и электронный портфолио студентов в формате web-ресурсов были размещены документально подтвержденные персональные научные достижения.
Рейтинг научных достижений позволил получить различные аналитические материалы по эффективности научной деятельности преподавателей и студентов университета.
Для каждого преподавателя был получен абсолютный рейтинг его научной деятельности и относительный рейтинг среди коллег по должностной группе.
Обобщенный рейтинг преподавателей на основе портфолио научных достижений представлен в табл.1.
Таблица 1
Рейтинг преподавателей университета - участников эксперимента
Квалификационная категория преподавателей Уровень рейтинга (в баллах)
Минимальный рейтинг Средний рейтинг Максимальный рейтинг
ассистент 5 89 295
старший преподаватель 3 104 624
доцент 33 343 2130
профессор 99 1360 10189
Таблица 2
Усредненный рейтинг кафедр университета по обобщенным ____________показателям научной деятельности___________________________
Показатели НИД и НМД Потенциал преподава- теля Научно-методическая работа Научно- исследова- тельская работа Научно-исследовательская работа студента Научно-организаторская работа Рейтинговые оценки по различным грантам
Средний рейтинг по кафедрам 71,4 123,4 91,9 158,6 24,6 26,16
Рейтинг всех кафедр вуза по различным укрупненным показателям научноисследовательской и научно-методической деятельности показал, что в настоящее время наиболее результативно осуществляется руководство научно-исследовательской
работой студентов. При этом и студенты, и преподаватели зафиксировали в персональных портфолио в основном доклады на научных форумах, результаты участия в олимпиадах и конкурсах. Особенно высок этот показатель у выпускающих кафедр. Однако крайне низок у преподавателей показатель участия в грантах (табл.2), в том числе с привлечением студентов.
ВЫВОД
Таким образом, портфолио студентов и портфолио преподавателей, реализованные в формате web-ресурса, являются основой рейтинга научных достижений студентов и преподавателей вуза. Анализ контента портфолио результатов научной деятельности студентов и преподавателей позволяет совершенствовать систему критериев и показателей оценки эффективности научной деятельности кафедр вуза, упорядочить организацию, управление, а также документирование научной деятельности на основе современных информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виртуальный портфолио научных достижений студентов (программный продукт) : свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2009611936 : опубл. 15.04.2009, реестр программ для ЭВМ / С.А. Хузина, Е.М. Капаев [и др.]. - 3 с. : ил.
2. Рейтинг научно-исследовательской и научно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза (программный продукт) : свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2010617343 : опубл. 08.11.2010, реестр программ для ЭВМ / С.А. Хузина, Шульгина Т.А. [и др.]. - 3 с. : ил.
3. Хузина, С.А. Рейтинговая оценка качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателя : учебное пособие / Т.А. Шульгина, С.А. Хузина, Г.Н. Воробьева. - Челябинск : Изд-во «РЕКПОЛ», 2009. - 70 с.
4. Хузина, С.А. Электронный портфолио научно-исследовательской деятельности студентов // Новые информационные технологии в образовании : материалы междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург 26-28 февраля 2008 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - С. 169-171.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.8
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ ДЮСШ ПО РАЗДЕЛУ «ИСТОРИЯ СВОЕГО ВИДА»
Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Алексеевич Наумов, ассистент,
Максим Николаевич Егоров, ассистент,
Денис Владимирович Коватёв, ассистент,
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)
Аннотация
В статье рассматривается разработанное авторами методическое сопровождение (учебное пособие для спортсменов, тестовый материал) многолетней теоретической подготовки дзюдоистов ДЮСШ по разделу «История своего вида». В результате опроса квалифицированных спортсменов выявлены «белые пятна» в уровне их знаний по истории дзюдо как составной части спортивной борьбы.
Ключевые слова: теоретическая подготовка, история спортивной борьбы, дзюдо, учебное пособие, тесты, уровень знаний.