Научная статья на тему 'Комплексный подход к оценке эффективности работы профессорско-преподавательского состава кафедры'

Комплексный подход к оценке эффективности работы профессорско-преподавательского состава кафедры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ВУЗА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / РЕЙТИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / АУДИТ / КАФЕДРА / РАНЖИРОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латюшин В.В., Базелюк В.В., Шульгина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный подход к оценке эффективности работы профессорско-преподавательского состава кафедры»

УДК 378 ББК 74.484

Латюшин Виталий Викторович

кандидат педагогических наук, профессор

кафедра ботаники, экологии и методики преподавания биологии Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Базелюк Владимир Васильевич доктор педагогических наук, профессор,

проректор университета по научной работе Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Шульгина Татьяна Александровна кандидат педагогических наук, доцент

кафедра алгебры, геометрии и методики преподавания математики Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Latyushin Vitaly Viktorovich Candidate of Pedagogics, Professor

Chair of Botany, Ecology and Methods of Teaching Biology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Bazelyuk Vladimir Vasilievich Doctor of Pedagogics,

Professor Scientific Pro-Rector Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Shulgina Tatyana Alexandrovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Algebra, Geometry and Methods of Teaching Mathematics Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Комплексный подход к оценке эффективности работы профессорско-преподавательского состава кафедры Complex Approach to the Assessment of Chair's Activity Efficiency

В статье рассматриваются вопросы комплексного подхода к оценке эффективности работы кафедры высшего учебного заведения. Оценка эффективности дается на основе рейтинга профессиональной деятельности

преподавателей, включающей четыре группы основных показателей: учебную, научную, воспитательную и имиджевую.

The article deals with the complex approach to the assessment of chairs' activity efficiency in higher schools. The efficiency assessment is made on the basis of the faculty's professional activity rating, including four groups of criteria: educational, scientific, extracurricular and image-making.

Ключевые слова: аудит, кафедра, критерии, оценка, преподаватель, ранжирование, рейтинг, система, эффективность.

Key words: audit, chair, criteria, assessment, university teacher, ranging, rating, system, efficiency.

В современных условиях, когда качество образования рассматривается как приоритет государственной образовательной политики, а в основу финансирования образования закладываются конкурсные механизмы, настоятельным требованием становится необходимость оценки эффективности деятельности вуза с использованием прозрачных и понятных обществу количественных параметров, характеризующих научно-педагогическую деятельность и независящих от субъективных факторов. В то же время критериальные показатели количественной оценки деятельности кафедры вуза недостаточно разработаны. Поэтому разработка рейтинговой оценки эффективности деятельности кафедры является весьма актуальной для учреждений высшего профессионального образования.

Целью рейтинговой системы оценки качества профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогической и научной работы, развитие творческой инициативы преподавателей и создание условий для динамического развития на основе максимально полного использования имеющегося кадрового потенциала.

Основными задачами рейтинговой оценки и анализа являются:

- активизация всех видов деятельности, ориентированных на повышение рейтинга университета, создание условий для профессионального роста работников;

- формирование управленческих кадров и профессорско-преподавательского состава университета с учетом индивидуального вклада работников университета в повышение рейтинга университета в целом;

- создание системы внутреннего аудита эффективности деятельности научно-преподавательского состава;

- получение единых комплексных критериев для оценки и контроля эффективности работы факультетов, научных подразделений, кафедр, преподавателей;

- создание максимально полной информационной базы данных, отражающей в динамике эффективность деятельности профессорско-преподавательского состава;

- формирование системы материального и морального стимулирования.

Проведение рейтингового анализа и внутреннего аудита эффективности

работы профессорско-преподавательского состава осуществляет научно-методический центр, который выполняет следующие функции:

- организация и координация деятельности, ориентированной на разработку критериев оценки и контроля эффективности работы структурных подразделений и профессорско-преподавательского состава;

- разработка методики определения рейтинга;

- разработка программного обеспечения рейтинговой системы оценки качества профессиональной деятельности;

- оказание содействия руководству структурных подразделений университета и профессорско-преподавательскому составу в проведении самообследования и подготовке к рейтинговой оценке;

- формирование базы данных и рейтингов преподавателей;

- подготовка аналитической и статистической информации о качестве профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава для руководства университета.

Итоги рейтинговой оценки деятельности преподавателей университета подводит комиссия по рейтинговой оценке качества, назначаемая приказом ректора. Заседания комиссии проводятся не реже двух раз в год.

По результатам динамики изменений в ежегодных рейтингах принимаются следующие управленческие решения:

1) учет рейтинга при конкурсном отборе на должность;

2) учет рейтинга при выделении финансирования на научные исследования, приобретение оборудования для них, поездки на конференции, стажировки и т.п.;

3) дифференциация материального стимулирования (стимулирующая часть заработной платы, премии, единовременные доплаты) в зависимости от рейтинга преподавателя.

В основу определения рейтинга положено представление о нем, как об акте признания коллегами и администрацией университета конечных результатов деятельности конкретного преподавателя и научного сотрудника.

Показатели рейтинговой оценки, коэффициенты и методика количественной оценки (ранжирования) деятельности преподавателей разработаны на основе:

- постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений»;

- рейтинговых показателей вузов, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 26.02.2001 г. № 631 «О рейтинге высших учебных заведений»;

- письма ВАК Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 08-5229;

- научно-методических разработок по опыту внедрения рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава университетов РФ;

- Государственного стандарта «Системы менеджмента качества» (ГОСТ Р ИСО 9001-2008).

Рейтинг преподавателя состоит из двух частей: постоянной, характеризующей квалификационный потенциал преподавателя, накопленный

им за все время работы (рейтинг "П"), и текущей, определяющей его производственную и творческую активность за последние пять лет (рейтинг "Т").

Рейтинг П учитывает: квалификационные характеристики (ученая степень, звание, членство в РАН, РАО), наличие государственных и ведомственных наград, почетных званий, индекс научного цитирования.

Рейтинг Т включает результаты учебной, методической, научной и воспитательной деятельности, работы на имидж университета.

Предлагаемые критерии охватывают основные виды профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава. Каждый критерий имеет свой коэффициент значимости (вес, балл). Индивидуальные рейтинги преподавателя П и Т определяются соответственно как суммы произведений натуральных величин (значений) показателей на балл за единицу показателя.

Традиционно в рейтингах эффективности работы преподавателей вуза участвует научная и учебная работа. Не раскрывая всех направлений оценки, т.к. они достаточно хорошо описаны в различных источниках, например, см. [1; 33 - 37], остановимся только на тех, которые, на наш взгляд, необходимо учитывать в случае комплексного подхода. В научной работе: членство в научном центре или лаборатории; участие в научных выставках; руководство научной работой учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, техникумов; руководство научно-изобретательской работой студентов; подготовка отзывов и рецензий. В учебной работе это могут быть следующие показатели: процент аудиторной нагрузки к общей и процент лекционной к аудиторной; количество новых дисциплин, для которых подготовлены УМК или программы для лицензирования; создание личной страницы на сайте вуза с материалами по преподаваемым дисциплинам; разработка новых программ для повышения квалификации, стажировки или переподготовки; создание цифровых образовательных ресурсов для УМК; разработка локальных актов вуза и т.д.

В целях стимулирования активности преподавателей коэффициенты весомости рейтингов П и Т соотносятся как 0,33:0,67.

Таким образом, абсолютный общий личный рейтинг преподавателя вычисляется по формуле:

Р = 0,33 П + 0,67 Т (1)

Ответственность за правильное и своевременное обновление индивидуальной базы данных, на основании которой проводится рейтинговая оценка, возлагается на преподавателей. В случае предоставления заведомо ложной информации рейтинговые показатели не засчитываются.

Для обеспечения сравнимости результатов предусмотрены четыре квалификационные категории профессорско-преподавательского состава: профессора (I), доценты (II), старшие преподаватели (III), ассистенты (IV). В каждой квалификационной категории профессорско-преподавательского состава определяется средний (Рср) абсолютный рейтинг, по которому нормируются абсолютные рейтинги преподавателей данной категории. Относительный (Ротн) рейтинг отражает как удельный вес вклада сотрудника в результат деятельности кафедры и факультета, так и его уровень в квалификационной категории. Он определяется по формуле:

Ротн — I (2)

Р ср

На основании относительного рейтинга определяется уровень рейтинга каждого преподавателя. Уровень устанавливается в соответствии с принятым интервалом значений, который рассчитывается относительно среднего значения в каждой профессиональной группе:

Уровень Положение относительно среднего рейтинга Интервал

Высокий Выше среднего значения, Рср 15 р < р 1,5 Рср < р отн

Выше среднего Р < Р < 15 Р Рср < р отн < 1,5 Рср

Ниже среднего Ниже среднего значения, Рср 0 5 Р < Р < Р 0,5 Р ср < Р отн < Рср

Низкий Р < 0 5 Р Р отн < 0,5 Р ср

Контроль достоверности значений показателей, на основе которых проводится рейтинговая оценка, возлагается на заведующего кафедрой. В период подведения итогов, а именно в конце года, заведующий кафедрой просматривает отчеты преподавателей кафедры и проверяет только ту часть, которую непосредственно, заполняет сам преподаватель. Все остальные части рейтинга заполняются соответствующими службами вуза на основе имеющихся объективных данных. Так, если у преподавателя были публикации, то сведения о них заполняет работник вузовской библиотеки на основании имеющихся (сданных автором) статей, учебников, монографий и т.д. Данный подход позволяет пополнить фонды библиотеки и объективно оценить вклад каждого преподавателя в издание печатной продукции.

Научно-методическим центром осуществляется анализ и контроль рейтинговых показателей по всем научно-педагогическим сотрудникам и кафедрам. Результаты рейтинговой оценки представляются ректору, комиссии по рейтинговой оценке и руководителям структурных подразделений для принятия оперативных решений, направленных на повышение эффективности деятельности университета. Научно-педагогические сотрудники, имеющие наиболее высокие рейтинговые показатели, поощряются в соответствии с действующей системой морального и материального стимулирования.

Особое значение приобретает рейтинг кафедры при комплексном подходе, когда наряду с научной и учебной деятельностью оценивается воспитательная деятельность преподавателей кафедр и их работа на имидж вуза. В этих случаях рекомендуем включить в рейтинг такие критерии, как: степень участия преподавателя в воспитательной работе, организация и проведение конкурсов и соревнований, подготовка призеров конкурсов, соревнований и иных воспитательных мероприятий. А также участие в конкурсе лучший куратор; руководство волонтерскими отрядами или работа с музеем вуза. К имиджевой деятельности отнесены выступления в СМИ и профориентационная деятельность.

Зная рейтинг каждого преподавателя кафедры, легко подсчитать суммарный рейтинг всех преподавателей на данной кафедре. Рейтинг кафедральный рассчитывается по формуле:

Ркаф.= Р1 + Р2 + • • • + (3)

N - общее число преподавателей заполняющих рейтинг,

Р1, Р2, •.., РN - индивидуальные рейтинги преподавателей кафедры.

Для получения сопоставимых результатов необходимо получить средний показатель по кафедре Рср, разделив полученную сумму на количество преподавателей кафедры, участвующих в рейтинге:

Именно это среднее значение и позволяет затем провести ранжирование всех кафедр и оценить их вклад (а так же вклад заведующих кафедрами) в достижения вуза в отчетном году.

В целях придания рейтинговой системе функций управления качеством деятельности профессорско-преподавательского состава предусматривается введение коэффициентов, позволяющих увеличивать весовое значение отдельных показателей. Значение коэффициентов и оцениваемые формы активности, требующие дополнительного экономического стимулирования, определяются комиссией по рейтинговой оценке на срок не более одного года.

Используя коэффициенты, руководство вуза может придавать большее или меньшее значение отдельным направлениям рейтинговых показателей, нацеливая тем самым деятельность коллектива ППС на результаты, необходимые вузу в данный момент. А привязка к размеру стимулирующих добавок значительно повышает материальную заинтересованность не только каждого преподавателя, но также каждого заведующего кафедрой и сотрудника деканата в достижении высоких результатов.

Комиссией по рейтинговой оценке и научно-методическим центром анализируются результаты развития и деятельности университета за год и разрабатываются предложения по необходимой корректировке показателей по отдельным видам деятельности и их весовых значений.

В случае срыва сроков предоставления материалов по рейтинговой системе оценки качества работы сотрудников, структурное подразделение не участвует в рейтинге.

Безусловно, каждый вуз вправе расширить тот или иной раздел в соответствии со спецификой своей деятельности или предложить свои собственные разделы.

В заключении еще раз подчеркнем, что комплексный подход к оценке эффективности работы кафедры - мощный стимулятор в руках управленцев, позволяющий вовлечь в работу на результат каждого преподавателя вуза от ассистента до профессора.

Библиографический список

1. Васильева, Е. Ю. Оценка деятельности преподавателей в российских и зарубежных вузах [Текст] : Монография / Е. Ю. Васильева. - Архангельск, 2005. - 192 с.

2. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения [Текст] : Учебное пособие / Под общ. ред. Н. В. Бордовской. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 636 с.

3. Обсерватория образования // Независимое рейтинговое агентство в сфере образования [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М., сор. 2006-2010 - Режим доступа : http://www.reitor.ru/ru/observatory/raitings/

4. Рейтинги в высшем образовании [Текст] // Высшее образование в Европе: Специальный выпуск. - Русская версия. - 2005. - № 2. - С. 13-19.

5. Шульгина, Т.А. «Рейтинговая оценка качества научно-исследовательской и научно-методической деятельности преподавателя и кафедры в вузе» [Текст]: учебное пособие / Т.А. Шульгина, Г.Н. Воробьева, С.А. Хузина. - Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. - 93 с.

Bibliography

1. Education Observatory // Independent Rating Agency in Education [Electronic Resource]. - Electron. Data. - M., Copyright 2006-2010 - Access Mode: http://www.reitor.ru/ru/observatory/raitings/

2. Humanitarian Technologies in Higher School Educational Practice: Practice of Designing, Analysis and Application [Text] : Textbook / Ed. by N.V. Bordovskaya. - SPb.: The Russian State Pedagogical University Publ., 2008. - 636 p.

3. Ranking in Higher Education [Text] // Higher Education in Europe : Special Issue. -Russian Version. - 2005. - № 2. - Р. 13-19.

4. Shulgina, T.A. Rating Assessment of the Quality of the University Teacher and Chair Reseach and Methodical Activity in Higher Schools [Text]: Manual / T.A. Shulgina, S.A. Khuzina, G.N. Vorobieva. - Chelyabinsk: REKPOL Publ. House, 2010. - 93 p.

5. Vasilyeva, E. Yu. Evaluation of University Teachers' Activities in Russia and Abroad [Text] : Monograph / E.Yu. Vasilyeva. - Arkhangelsk, 2005. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.