Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ А.В. ПЕТРОВСКОГО'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ А.В. ПЕТРОВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / А. В. ПЕТРОВСКИЙ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якимчук Г.Д.

В статье рассматривается роль и значение ресоциализации через призму теории А. В. Петровского. Также в данной работе отражены основные стадии социализации.The article considers the role and importance of re-socialization through the prism of the theory of A.V. Petrovsky. Also in this study reflected the basic stages of socialization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ А.В. ПЕТРОВСКОГО»

Использованные источники:

1. К вопросу об организации внеучебной деятельности студентов. Симбирякова Ф.Д. //Мир науки, культуры, образования. № 6, 2010. С.78

2. Концепция воспитания студентов КГТУ им. А.Н. Туполева. Режим доступа: http://www.kai.ru/univer/uvr/concept.phtml

3. Островский Э.В., Чернышова Л.И.. Психология и педагогика: Учебное пособие/под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014 - 384 с.

4. Осипова А.Б. Сформированность уровня личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере студентов ЛФ КНИТУ-КАИ). //Молодой ученый, 2015 № 12. С.50

Якимчук Г.Д. студент 2 курса Волгоградский государственный социально-педагогический университет факультет «Экономики и Управления» РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ

А.В. ПЕТРОВСКОГО Аннотация: в статье рассматривается роль и значение ресоциализации через призму теории А. В. Петровского. Также в данной работе отражены основные стадии социализации.

Ключевые слова: ресоциализация, социализация, развитие, А. В. Петровский.

Abstract: The article considers the role and importance of re-socialization through the prism of the theory of A.V. Petrovsky. Also in this study reflected the basic stages of socialization.

Keywords: re-socialization, socialization, development, A.V. Petrovsky. С понятием того, что личность социализируется в обществе, знакомы почти все. Однако, как мы знаем, индивид проходит социализацию в несколько этапов. Первичный - начинается с момента рождения индивида до момента наступления зрелой жизни, вторичный - выражает собой стадию развития социально зрелого человека, связанный в основном с изучения профессии. Кроме того, индивид социализируется с помощью объектов социализации. В первом случае - близкие родственники, друзья. Во втором -коллеги, начальники и т.д. [1]

Тем не менее основная суть социализации состоит в ее процессе. Ниже будут представлены основные этапы социализации:

1. Адаптационная стадия (с момента рождения до подросткового этапа). Конкретно на данной стадии происходит недраматичное усвоение социального опыта, главным механизмом которого является социализация.

2. Идентификационная стадия. Огромное желание личности проявить себя среди своих друзей, подруг, в семье и т.д. С помощью идентификации начиная с раннего детства у ребенка начинает формироваться главные черты

характера и стереотипы поведения и ценностные ориентации

3. Интеграционная стадия протекает либо благополучно, либо неблагополучно [2]. Главная задача - найти цель в обществе.

Однако, на любой стадии может происходить повторный процесс, называемый «ресоциализация». Это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Необходимо отметить, что главной чертой социального поведения личности в период ресоциализации становится умение ориентироваться в новых и сложных социальных ситуациях [1]. Так, например, в результате смены социокультурного окружения эмигранты (переселенцы из одного государства в другое, в результате, не самых лучших условий жизни) вынуждены пройти процесс ресоциализации. Попадая в новою для себя страну, люди вынуждены быстро подстраиваться к различного рода нормам и устоям этого общества.

Чтобы наиболее наглядно продемонстрировать процесс ресоциализации, необходимо обратиться к исследованиям процессов развития личности А.В. Петровского (Артур Владимирович Петровский родился 14 мая 1924 г. в Севастополе. Также известен, благодаря своим трудам в области

теории деятельностного опосредствования межличностных отношений [3]). Он говорил, что вне зависимости от типа и уровня развития общностей человек проходит определенные универсальные стадии вступления (вхождения) в общность, решая при этом возникающие перед ним задачи. Так, знаменитый ученый в своих трудах выделял 3 главных стадии: -адаптация -индивидуализация -интеграция[3]

На адаптационной стадии, которая в основном проявляется в детстве, личность определяется как объект общественных отношений, на которого затрачиваются огромные усилия родителей, воспитателей, учителей, родственников и других людей, окружающих ребенка и находящихся в довольно близких к нему отношениях. На данной стадии осуществляется вступление в общество. Успешно проведенная адаптационная стадия может стать одной из важнейших предпосылок к формированию личности.

На стадии индивидуализации существует определенное обособление личности, которое вызвано желанием выделиться из общества. Индивид также способен проявлять себя как уникальной личностью. Эта стадия характеризуется различием между людьми.

Стадия интеграции - это третья ступень человека в развитии процесса персональной социализации. Она предусматривает достижение определенного баланса между обществом и человеком, интеграцию субъективно-объектных взаимоотношений социума с личностью. Индивид, наконец-то, находит тот идеальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

В добавление к вышесказанному, обратимся к нашему примеру с эмигрантами. Действительно, людям, вынужденным вступить в незнакомое для них общество свойственно пройти все 3 этапа заново, но при этом, обладая запасом своего предыдущего социального опыта, им это сделать намного легче. На любой из данных стадий, человек столкнётся с ресоциализацией.

Во-первых, эмигрант вынужден пройти фазу адаптации. Сюда может войти процесс обучения неизвестного языка, обучение нормам нового общества. Так, в Японии считается признаком неуважения опоздание на деловую встречу при том, что В США такой метод не является чем-то из ряда вон выходящим.

Во-вторых, на стадии индивидуализации в процессе ресоциализации, человек начинает искать некий оптимальный вариант, своего поведения в обществе. Однако, человек просто не в состоянии забыть свои прежний социальный опыт, своею «бывшую» культуру. Например, в таких странах как Иран и Ирак принято, чтобы женщина носила паранджу. Тем не менее, при эмиграции в другое государство большинство девушек продолжают ее носить, считая это необходимостью, тем самым взывая к своим традициям.

В-третьих, в процессе интеграции, как известно, достигается баланс между обществом и человеком. Эта стадия наиболее ярко выражается в окончательном принятии эмигранта новой культурой. Так, в Германии уже привычно видеть огромное количество беженцев из Сирии, Турции и т.д. Тем не менее, тут есть огромные проблемы с перенаселением страны, с поведением эмигрантов, слишком рьяно отстаивающих традиции своей культуры, веры. Однако, есть адекватное большинство беженцев, которые согласны принять традиции немецкого общества, украсив их своими обычаями.

Итак, процесс ресоциализации имеет широкое практическое применение в теории процессов развития личности А. В. Петровского. Кроме того, ресоциализация, являясь процессом, обратным социализации, помогает найти ответ на главные вопросы всего человечества. «Какова роль индивида в обществе?», «Способен ли он принять новые культурные ценности?», «В чем смысл жизни?». Также ресоциализация служит фактором, позволяющим учесть ошибки прошлого, переосмыслить настоящие, предвидеть будущее.

Использованные источники:

1. Этническая социализация подростка. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 208 с.

2. Социализация личности и периоды ее развития. [Электронный ресурс]. -2010. Режим доступа: http://psyera.ru/socializaciya-lichnosti-periody-ee-razvitiya- 189.htm

3. Биография Петровского А.В. [Электронный ресурс]. - 2010. Режим доступа : http ://dic. academic.ru/dic. nsf/ruwiki/1597319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.