Научная статья на тему 'ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА'

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафигуллина А.Б.

Автором рассматривается понятие «воспитательная работа» и внеучебная деятельность студентов, их функции, формы и особенности организации в филиале. Приводится классификация направлений воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА»

сдать экзамен на звание мастера.

Использованные источники:

1. Дуальное обучение: опыт Германии и реалии России. Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/personnel_management/training/

2. Дуальная система образования. Режим доступа: http ://cyberwall.ru/forum/7 -117-1

Шафигуллина А.Б. старший преподаватель кафедра ЕНГД

Казанский национальный исследовательский университет им. А.Н. Туполева-КАИ Россия, г. Лениногорск ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ В

УСЛОВИЯХ ФИЛИАЛА

Автором рассматривается понятие «воспитательная работа» и внеучебная деятельность студентов, их функции, формы и особенности организации в филиале. Приводится классификация направлений воспитательной деятельности.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, воспитательный процесс, особенности и направления воспитательной работы.

С началом экономических и политико-идеологических реформ в России воспитательная функция высшей школы была на долгие годы выведена из системы образования. К тому же, социально-психологический портрет студенчества за последние десятилетия значительно изменился -иные моральные критерии, жизненные ориентиры; студенты вынуждены материально обеспечивать себя, подрабатывая параллельно учебе, сильно подвержены стрессам и неврозам, склонны к антисоциальному поведению. Нам близка точка зрения А.Б. Осиповой, которая считает, что «на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующий праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в молодежной среде» [4]. В связи с этим становится актуальным вопрос об организации воспитательной работы со студентами по определенным направлениям.

Воспитание в вузе представляет собой важнейший способ адаптации и социализации молодого человека в постоянно меняющемся обществе и в обстановке ослабления идеологического прессинга. Воспитание -управление процессом социализации индивида, оно заключается в процессе целенаправленного влияния на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности. Филиал, являясь структурным

подразделением головного вуза, реализует все функции по воспитанию студентов.

Необходимость воспитания в вузе подтверждена государственными правовыми актами. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина, как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества. В связи с требованием времени, встала задача воспитания не просто специалиста, а творческой личности, умеющей сотрудничать с другими людьми. Современный специалист, работающий в условиях наукоемкого производства, должен сочетать в себе талант учёного, конструктора и менеджера, уметь объединять специалистов различного профиля для совместной работы.

Рассмотрим организацию внеучебной работы со студентами на примере филиала. Законодательной базой ведения данной деятельности являются следующие нормативно-правовые документам: Федеральный закон «Об образовании», Устав учреждения ВО, Положения «Об организации внеучебной работы со студентами», «Об Отделе внеучебной работы со студентами», решениям Ученого совета филиала.

Основными направлениями внеучебной работы в филиале являются:

1. Гражданско-патриотическое воспитание студентов.

Это направление заключается в регулярном участии студентов филиала в мероприятиях, посвященных памятным для нации датам, а также важным историческим датам для республики, города и головного вуза, проходящих в рамках долгосрочных программ и по отдельному плану.

2. Пропаганда здорового образа жизнии ценностей физической культуры. В филиале особое место занимает работа по профилактике ЗОЖ и негативных явлений среди молодежи. Она начинается с проведения различных форм анкетирования местного, республиканского и Всероссийского масштаба. В течение всего периода обучения студенты вовлечены в занятия спортом в различных секциях, принимают участие в соревнованиях по туристическому многоборью, различным видам спорта, один раз в семестр проводятся и ставшие для филиала традиционными спортивные мероприятия. Ежегодно студенты принимают участие в городских и республиканских мероприятиях, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

3. Важную роль занимает работа по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов. Не менее двух раз в семестр проходят «Круглые столы по проблемам молодежи», на которых организуются встречи со специалистами различных областей; проводятся тематические кураторские часы, анкетирование студентов, медицинские осмотры.

4. Научно - исследовательская работа студентов во внеучебное время - неизменная часть воспитательной деятельности филиала. Реализуется через проведение студенческих научно-практических конференций, работу

студенческого научного кружка, а также участие студентов в научно-практических конференциях, форумах, олимпиадах всех уровней.

5. Информационное обеспечение студентов. Это направление реализуется различными путями: издание студенческих и корпоративных газет, информирование в социальных сетях, собственный сайт, информационные стенды.

6. Традиционная форма кураторства. Кураторы проводят учебно-воспитательную работу, создают более тесные контакты между администрацией, общественными организациями, учебным персоналом университета и студентами группы. В своей деятельности куратор опирается на актив студенческой группы и содействует развитию его инициативы. Куратор, совместно с преподавательским коллективом, помогает в адаптации первокурсников и студентов филиалов, ведет работу по воспитанию у студентов чувства гражданской ответственности и патриотизма, на их всестороннее культурное развитие, на создание в группе атмосферы дружбы и взаимопомощи, добросовестного отношения к учебе, привлечение студентов к научной и общественной работе.

7. Волонтерская деятельность. В рамках данной работы организуется волонтерское движение, которое осуществляет постоянную помощь нуждающимся ветеранам и одиноко проживающим, детям-сиротам, проводит мероприятия в городском реабилитационном центре, участвует в мероприятиях и проектах, республики, города и головного вуза.

Современное воспитание должно восприниматься не как однократная передача опыта от старшего поколения к младшему, а как постоянное взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в процессе совместной учебной и внеучебной деятельности.Деятельность обучаемых приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного, ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального, культурного, нравственного самоопределения. В этом случае студенты приобретают еще и практику управленческой деятельности, которая будет востребована в последующем на любом производстве, в любой организации [1].

Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников филиала. И это закономерно: именно в среде профессионального заинтересованного коллектива студенты могут получить не только прочные знания и стать высококвалифицированными профессионалами, но и приобрести представления о корпоративной культуре, как необходимой составляющей дальнейшей успешной продуктивной трудовой деятельности.

Таким образом, спецификой внеучебной работы в филиале является систематическая совместная деятельность профессорско-преподавательского коллектива и студентов.

Использованные источники:

1. К вопросу об организации внеучебной деятельности студентов. Симбирякова Ф.Д. //Мир науки, культуры, образования. № 6, 2010. С.78

2. Концепция воспитания студентов КГТУ им. А.Н. Туполева. Режим доступа: http://www.kai.ru/univer/uvr/concept.phtml

3. Островский Э.В., Чернышова Л.И.. Психология и педагогика: Учебное пособие/под ред. Э.В. Островского. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014 - 384 с.

4. Осипова А.Б. Сформированность уровня личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере студентов ЛФ КНИТУ-КАИ). //Молодой ученый, 2015 № 12. С.50

Якимчук Г.Д. студент 2 курса Волгоградский государственный социально-педагогический университет факультет «Экономики и Управления» РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТЕОРИИ

А.В. ПЕТРОВСКОГО Аннотация: в статье рассматривается роль и значение ресоциализации через призму теории А. В. Петровского. Также в данной работе отражены основные стадии социализации.

Ключевые слова: ресоциализация, социализация, развитие, А. В. Петровский.

Abstract: The article considers the role and importance of re-socialization through the prism of the theory of A.V. Petrovsky. Also in this study reflected the basic stages of socialization.

Keywords: re-socialization, socialization, development, A.V. Petrovsky. С понятием того, что личность социализируется в обществе, знакомы почти все. Однако, как мы знаем, индивид проходит социализацию в несколько этапов. Первичный - начинается с момента рождения индивида до момента наступления зрелой жизни, вторичный - выражает собой стадию развития социально зрелого человека, связанный в основном с изучения профессии. Кроме того, индивид социализируется с помощью объектов социализации. В первом случае - близкие родственники, друзья. Во втором -коллеги, начальники и т.д. [1]

Тем не менее основная суть социализации состоит в ее процессе. Ниже будут представлены основные этапы социализации:

1. Адаптационная стадия (с момента рождения до подросткового этапа). Конкретно на данной стадии происходит недраматичное усвоение социального опыта, главным механизмом которого является социализация.

2. Идентификационная стадия. Огромное желание личности проявить себя среди своих друзей, подруг, в семье и т.д. С помощью идентификации начиная с раннего детства у ребенка начинает формироваться главные черты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.