■■■■zäun
4- п пжш
Казанский педагогический журнал
Анализ и интерпретация данных,- СПб.: Речь, 2004,- 392с.
15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии,- СПб.: Речь, 2007,- 350 с.
16. Тихомирова И.В. Стилевьй и продуктивные характеристики, способностей; тиио логический, подход
З'ЮОб
Вопросы психологии,- 1988,- №3,-С, 106-115.
17. Шадриков В. Д. Способности человека,- М.; Воронеж, 1997,- 288 с.
18. Яс.юкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): методическое руководство,- СПб: ГП «ИМАТОН>>( 2002 - 80 с.
ТЕРЦИАРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ АДДИКТИВНОИ ЛИЧНОСТИ
А. Н. Грязное, кандидат психологических наук, доцент КГМУ, Казань
Ответ на вопрос о характере социализации взрослого остается на сегодня весьма сложным и мало изученным. Решение его требует разработки многих разных проблем, связанных с изучением особенностей жизнедеятельности взрослого [1, с. 29]. По мнению Л.А. Петровской (1999), большую роль в социализации играют стимулы, например, изменение ситуации развития, в связи с переменами в обществе или в собственной жизни. Они могут ставить человека перед необходимостью пересмотра, обновления каких-то ценностей, установок, «поведенческого репертуара», изменение установки в целом. «Среди значимых стимульных событий личной жизни можно упомянуть такие, как вступление в брак, рождение ребенка, развод, болезнь собственная или близких, другие проблематизи-рующие жизнь обстоятельства и т.д.» [7, с. 30].
Таким образом, Л.А. Петровская акцентирует внимание на том, что собственная болезнь вносит коррективы в социализацию взрослого, являясь «проблвматизирующим жизнь обстоятельством». Исследо-
ватели В.П. Кохановский, Л.В.Жаров, Т.П.Матяш, В.П.Яковлев еще раз подтверждают тот факт, что личностями не рождаются, а становятся в итоге длительного процесса созревания, который имеет свои критические периоды. «Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов и т.д.» [5, сЛ05].
Представители различных наук подходят к решению данной проблемы по-разному, но сходятся в едином мнении, что процесс социализации личности осуществляется от рождения и до самой смерти, т.е. всю жизнь, что социализация личности прекращается в связи с болезнью. Особенно часто это происходит у больных алкоголизмом и наркоманией,
Б.С. Братусь в качестве наиболее характерного примера аномального развития личности рассматривает хронический алкоголизм. По его мнению, этот вид аномалий остается уникальной в научном плане моделью, изучая которую можно увидеть грани перехода от практически Здорового
М I I гтт
-ф- П МП ПЕЛ
Социальная психология и коррекционная педагогика
состояния в глубокую психическую болезнь и деградацию [3, с. 223].
Мы считаем, что аддиктивные личности, каковыми являются больные алкоголизмом и наркоманией, социализированные до болезни, достигшие определенного статуса в обществе, в силу своего аддиктивного поведения (употребления психоактивных веществ - алкоголь, наркотики) деградировали, у них произошли изменения личности, и они утратили то, что было уже достигнуто. В личностном плане болезнь приводит к изменению мотивов, целей, потребностей и ценностей, потере главных ориентиров в жизни. После лечения, в период устойчивой ремиссии, личность вновь возвращается к социализации, чтобы восстановить то, что было утрачено. Обращение личности к собственному психологическому потенциалу связано со стремлением стать тем, кем он уже был в своей жизни и по возможности достичь большего. После лечения зависимой личности алкоголику и наркоману необходима повторная социализация.
Понятие «ресоциалнзация», по определению Гидденса, - это процесс, в результате которого происходят разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым Идет процесс усвоения или выработки иных норм. Как правило, ресоциалнзация происходит в связи с попаданием в критическую и нерелевантную прежним нормам ситуацию. Такая ситуация может быть связана с вхождением в соответствующую среду в юношеском возрасте. По мнению Л.Д. Столяренко (2000), ресоциалнзация - это усвоение новых ценнос-
тей, ролей, навыков вместо прежних, Недостаточно усвоенных или устаревших. «Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих» [9, с. 616].
Интересен подход О.В.Бойко к определению термина «ресоциализа-ция» и к исследованию ресоциали-зации психически больных. Он лизирует общие вопросы реабилитации и ресоциализации психически больных, а также отдельные возможности по восстановлению социальной ценности психически больного чело-
В61СЭ..
О.В. Бойко подчеркивает, что ресоциалнзация раскрывает полный смысл реабилитации психически больных людей, а «ресоциалнзация заново может быть понята как восстановление прежних и приобретение социальных навыков и связей после длительного периода изоляции или существования в проблемном состоянии» [2, с. 249].
Для нас особенно важно, что зависимая личность больных алкоголизмом и наркоманией попадает в особые условия, при которых происходит деградация личности и потеря социального статуса. Термин «ресоциалнзация» не совсем подходит для объяснения повторной социализации аддиктивной личности, так как он может быть использован только в отношении психически больных, инвалидов и других категорий населения, которые по объективным причинам, связанным с заболеванием, не в состоянии полностью восстановить утерянный социальный статус, в то время КЭ.К
больные алкоголизмом и нарко-
67
м i i m
4- п пжш
Казанский педагогический журнал
манией сохраняют эту возможность и при желании могут полностью, до уровня, предшествующего болезни, вернуть утраченные социальные позиции - должность, социальный статус, отношения и общественные связи.
Исследователь Э.В. Тадевосян (1996) замечает, что «социализация (от лат. шиаЗя - общественный) осуществляется на протяжении всей жизни индивидом в процессе как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на их стороны общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретных общественных социальных группах и организациях, становятся личностью» [10, с. 219]. Социологи Э.М. Коржев, Н.Ф. Наумов (1988) подчеркивают то, что «социализация (от лат. востаИз -общественный) - процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» [6, с. 318]. Все выше перечисленные исследователи, в том числе Э.В.Тадевосян (1996), В.П.Зинченко, Б.Г.Мещаряков (1999), акцентируют наше внимание на латинском происхождении термина: «Социализация (от лат. |$сй|1!| - общественный) -процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений» [4, с. 364].
Таким образом, по мнению исследователей Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова (1988), Э.В.Тадевосяна (1996), В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова (1999) и др., социализация (от лат. ¡¡МЙййМ ~~ общественный) - это дери
З'ЮОб
ваты данного слова от лат. primaries, a, um; secundarius, a, um; tertiarius, а, um; soeialis, e; т.е. первичная, вторичная, третичная социализация.
Существует социализация первичная (лат. primaries, a, um) или примар-ная, и вторичная (лат. secundarius, а, um) или секунд арная. В нашем исследовании при изучении повторной социализации больных алкоголизмом и наркоманией мы впервые вводим понятие третичная социализация (лат. tertiarius, a, um) или терциарная. Следует уточнить, что терциарная социализация больных алкоголизмом и наркоманией изучается на этапе их устойчивой ремиссии, которая может длиться многие годы и быть длиною в жизнь. На наш взгляд, в определенном смысле можно говорить о феномене первичной, вторичной и третичной, или повторной, социализации. Первая соответствует периоду становления ребенка. Вторая связана с саморазвитием взрослого. Мы назвали терциарной (от лат. tertiarius, a, um - третичной) социализацией зависимой личности, больных алкоголизмом и наркоманией после лечения на этапе реабилитации, когда личности необходимо снова социализироваться в период устойчивой продолжительной ремиссии.
В современной практической психологии накоплен материал, позволяющий анализировать их соотношение и различие. Продуктивность жизни взрослого во многом связана с пересмотром или отказом от освоенного ранее накопленного опыта. В нашем исследовании больные алкоголизмом и наркоманией не отказались от освоенного ранее накопленного опыта, а
^^^тлшл п жшгс
Социальная психология и коррекционная педагогика
утеряли его вследствие болезни. Общество, семья и близкие их отвергло.
Для концептуального подхода чрезвычайно значима третичная 0 сч1 ¡ап-ш, а, ит) социализация больных алкоголизмом и наркоманией.
Под терциарной социализацией Личности алкоголика и наркомана мы понимаем процесс, в результате которого происходят: уход из специфической социальной группы алкоголика и наркомана, возвращение личности в нормальную социальную среду, приобретение или восстановление социального статуса, который был утерян, введение в свою личностную систему тех норм и шаблонов поведения, которые приняты в обществе, возвращение к здоровому образу жизни.
Задачи терциарной социализации направлены на то, чтобы помочь личности алкоголика или наркомана выйти из специфической социальной группы алконаркозависимых, адаптироваться в нормальной социальной среде, восстановить ранее утерянный в результате употребления психоактивных веществ социальный статус, ввести в свою систему те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе, оказать помощь выработать новые мотивы и возвратиться к здоровому образу жизни через внутренние и внешние механизмы социализации (имитация, идентификация, подкрепление, интериоризация, эксте-риоризация, подражание), опираясь при этом на всю совокупность факторов терциарной социализации, прежде всего на микрофакторы (семья, различные объединения), а также мезофактор основной и начальной точкой терциарной социализации
лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков, является мотивация на изменение поведения и продвижение в сторону выздоровления, а также профилактику рецидивов.
Преодоление зависимости ~ это продолжительный по времени процесс, состоящий из нескольких специфических стадий. На каждой стадии должны быть разрешены определенные задачи и развиты определенные навыки, направленные на психологическую коррекцию аддиктивной личности: - на когнитивном уровне - это преодоление анозогнозии; - на уровне самосознания - это влияние на формирование самооценки и самоуважения; - на эмоциональном уровне " это комплексное лечение аффективных нарушений; - на уровне поведения - это изменение стиля и образа жизни и воздействие на среду пациента; - на мотивационном уровне -создание и укрепление мотивов альтернативных по отношению к патологическому влечению к наркотикам и алкоголю.
Если пациент не готов постоянно прогрессировать в этом направлении, исчерпывающим образом выполнять поставленные перед собой задачи и достигать целей, если он избегает постоянной работы в направлении изменений и не настроен эффективно преодолевать болезнь, то срыв неизбежен. В связи с этим становится очевидной необходимость работы с мотивацией пациента на всех этапах и стадиях его выздоровления. Известно, что лечение пациентов, не готовых к изменению своего жизненного стиля, не дает позитивных результатов. В таком случае стал очевидным
^^^тлшл 4- п жшгс
Казанский педагогический журнал
и тот факт, что люди, употребляющие психоактивные вещества, имеют право на помощь на стадии терциарной социализации в виде формирования мотивационной готовности и установки на лечение, изменение своего поведения, жизненного стиля и образа жизни в целом.
Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни; примером тому служат поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл) и т.д. Каждый раз, вступая в новый цикл, человек должен многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа: Десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения) и ресоциализация (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения).
Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, еде десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы, колонии, психиатрические больницы; в таком же положении оказываются больные алкоголизмом и наркоманией. Перечисленным кате-
90
З'ЮОб
гориям населения, для того чтобы вернуться к нормальному образу жизни, необходима терциарная социализация, с тем чтобы не произошел рецидив, влекущий за собой возврат к употреблению психоактивных веществ.
Главной задачей терциарной социализации зависимых от алкоголя и наркотиков является не только помощь наркозависимому в прекращении употребления этих веществ, но и обеспечение стабильности изменений образа жизни На продолжительное время. Эта точка зрения обусловлена рядом теоретических и практических исследований, посвященных поиску причин рецидива и разработке программ, которые должны помочь больным алкоголизмом и наркоманией противостоять срывам.
При терциарной социализации больных алкоголизмом и наркоманией необходимо определить психологические компоненты преодоления зависимости от психоактивных веществ, при нарушении которых возникает срыв и развивается рецидив болезни. Терциарная социализация должна быть направлена на формирование и закрепление у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, следующих психологических компонентов: 1. Компонент саморегуляции уменьшает риск срыва в соответствии с повышением возможности Зависимому самому регулировать мысли, чувства, воспоминания, жизненно важные решения и процесс развития его личности и поведения. 2. Компонент интеграции снижает вероятность срыва в соответствии с повышением уровня сознания, понимания и оценок жизненных ситуаций и событий, а так-
^^ШПЛППП -ф- п жшгс
Социальная психология и коррекционная педагогика
же использования стратегий избегания риска возвращения к употреблению ПАВ. 3. Компонент рефлексии снижает степень вероятности рецидива по причине понимания основных факторов, которые его вызывают.
4. Компонент развития уменьшает риск срыва вследствие совпадающих ресурсов личности и стресса преодолевающего (коппнг) поведения.
5. Компонент социальной поддержки, уменьшающий вероятность срыва при постоянной активности, направленной на построение социально-поддерживающей сети, развитие навыков восприятия и использования социальной поддержки. 6. Компонент социальной компетентности снижает степень риска срыва при постоянном повышении знаний об окружающей социальной среде, социального интеллекта, развитии Навыков эмпатии И аффи-лиации. Компонент самоэффективности уменьшает риск срыва при постоянном развитии стратегий эффективного поведения и понимания себя как эффективной личности [8].
Все данные психологические компоненты преодоления зависимости от психоактивных веществ должны быть объединены в единую систему и воздействовать на пациентов единым комплексом с целью повышения эффективности терциарной социализации больных алкоголизмом и наркоманией, которая проводится на этапе стабильной ремиссии, после медикаментозного , психотерапевтического (медицинского и внемеднцинского), а затем только социально-психологического воздействия. На основе приведенного выше перечня психологических компонентов преодоления
зависимости от психоактивных веществ выстраивается прогностическая модель и программа реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.
Литература:
1. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы личности / Л.И. Ан цыферова Вопросы психологии. -1978 - №1,- С. 51-63.
2. Бойко О. В. Ресоциализация психологических больных / О.В. Бойко // Вопросы социальной психологии: сб. науч. трудов,- Саратов: Научная книга, 2004,- Вып. 1 (6).- 273 с.
3. Братусь Б. С. Аномалии личности / B.C. Братусь,- М.: Мысль, 1988,- 301
4. Зинчемно В.П. Психология
В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков,- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1999,- 440 с.
5. Кохановскай В.П. Основы философии: учебное пособие для средних специальных учебных заведений, Серия ».Учебники XXI века» B.II. Коха новекйй, Л.В. Жаров, Т.П. Матяш,-Ростов-на-Дону; Феникс, 2002,- 320 с.
6. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, H.H. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова,- Политиздат, 1988,- 479 с.
7. Петровская Л. А. К вопросу о своеобразий социализации взрослого
Л.А. Петровская / / Мир психологии.-НПО «МОДЭК» Москва-Воронеж, 1999,- №2 (18).- С. 29-32.
8. Сирота H.A. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / H.A. Сирота, В.М. Ялтонский- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-176 с.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко,- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.- 672 с,
10. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии / Э.В. Тадевосян,- М.: Знание, 1996.- 272 с.
91