Научная статья на тему 'Терциарная социализация аддиктивной личности'

Терциарная социализация аддиктивной личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
794
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязнов А. Н.

The socialization is present in the course of whole life of individual. It can be primary or secondary socialization. With addictive behavior the individual becomes degraded. After drug therapy he begins socialize again. We use the term "tertiary" socialization, which is should be started during the stable remission.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tertiary socialization of alcoholics and drug addicts

The socialization is present in the course of whole life of individual. It can be primary or secondary socialization. With addictive behavior the individual becomes degraded. After drug therapy he begins socialize again. We use the term "tertiary" socialization, which is should be started during the stable remission.

Текст научной работы на тему «Терциарная социализация аддиктивной личности»

■■■■zäun

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

Анализ и интерпретация данных,- СПб.: Речь, 2004,- 392с.

15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии,- СПб.: Речь, 2007,- 350 с.

16. Тихомирова И.В. Стилевьй и продуктивные характеристики, способностей; тиио логический, подход

З'ЮОб

Вопросы психологии,- 1988,- №3,-С, 106-115.

17. Шадриков В. Д. Способности человека,- М.; Воронеж, 1997,- 288 с.

18. Яс.юкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): методическое руководство,- СПб: ГП «ИМАТОН>>( 2002 - 80 с.

ТЕРЦИАРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ АДДИКТИВНОИ ЛИЧНОСТИ

А. Н. Грязное, кандидат психологических наук, доцент КГМУ, Казань

Ответ на вопрос о характере социализации взрослого остается на сегодня весьма сложным и мало изученным. Решение его требует разработки многих разных проблем, связанных с изучением особенностей жизнедеятельности взрослого [1, с. 29]. По мнению Л.А. Петровской (1999), большую роль в социализации играют стимулы, например, изменение ситуации развития, в связи с переменами в обществе или в собственной жизни. Они могут ставить человека перед необходимостью пересмотра, обновления каких-то ценностей, установок, «поведенческого репертуара», изменение установки в целом. «Среди значимых стимульных событий личной жизни можно упомянуть такие, как вступление в брак, рождение ребенка, развод, болезнь собственная или близких, другие проблематизи-рующие жизнь обстоятельства и т.д.» [7, с. 30].

Таким образом, Л.А. Петровская акцентирует внимание на том, что собственная болезнь вносит коррективы в социализацию взрослого, являясь «проблвматизирующим жизнь обстоятельством». Исследо-

ватели В.П. Кохановский, Л.В.Жаров, Т.П.Матяш, В.П.Яковлев еще раз подтверждают тот факт, что личностями не рождаются, а становятся в итоге длительного процесса созревания, который имеет свои критические периоды. «Более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у хронических алкоголиков, наркоманов и т.д.» [5, сЛ05].

Представители различных наук подходят к решению данной проблемы по-разному, но сходятся в едином мнении, что процесс социализации личности осуществляется от рождения и до самой смерти, т.е. всю жизнь, что социализация личности прекращается в связи с болезнью. Особенно часто это происходит у больных алкоголизмом и наркоманией,

Б.С. Братусь в качестве наиболее характерного примера аномального развития личности рассматривает хронический алкоголизм. По его мнению, этот вид аномалий остается уникальной в научном плане моделью, изучая которую можно увидеть грани перехода от практически Здорового

М I I гтт

-ф- П МП ПЕЛ

Социальная психология и коррекционная педагогика

состояния в глубокую психическую болезнь и деградацию [3, с. 223].

Мы считаем, что аддиктивные личности, каковыми являются больные алкоголизмом и наркоманией, социализированные до болезни, достигшие определенного статуса в обществе, в силу своего аддиктивного поведения (употребления психоактивных веществ - алкоголь, наркотики) деградировали, у них произошли изменения личности, и они утратили то, что было уже достигнуто. В личностном плане болезнь приводит к изменению мотивов, целей, потребностей и ценностей, потере главных ориентиров в жизни. После лечения, в период устойчивой ремиссии, личность вновь возвращается к социализации, чтобы восстановить то, что было утрачено. Обращение личности к собственному психологическому потенциалу связано со стремлением стать тем, кем он уже был в своей жизни и по возможности достичь большего. После лечения зависимой личности алкоголику и наркоману необходима повторная социализация.

Понятие «ресоциалнзация», по определению Гидденса, - это процесс, в результате которого происходят разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым Идет процесс усвоения или выработки иных норм. Как правило, ресоциалнзация происходит в связи с попаданием в критическую и нерелевантную прежним нормам ситуацию. Такая ситуация может быть связана с вхождением в соответствующую среду в юношеском возрасте. По мнению Л.Д. Столяренко (2000), ресоциалнзация - это усвоение новых ценнос-

тей, ролей, навыков вместо прежних, Недостаточно усвоенных или устаревших. «Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих» [9, с. 616].

Интересен подход О.В.Бойко к определению термина «ресоциализа-ция» и к исследованию ресоциали-зации психически больных. Он лизирует общие вопросы реабилитации и ресоциализации психически больных, а также отдельные возможности по восстановлению социальной ценности психически больного чело-

В61СЭ..

О.В. Бойко подчеркивает, что ресоциалнзация раскрывает полный смысл реабилитации психически больных людей, а «ресоциалнзация заново может быть понята как восстановление прежних и приобретение социальных навыков и связей после длительного периода изоляции или существования в проблемном состоянии» [2, с. 249].

Для нас особенно важно, что зависимая личность больных алкоголизмом и наркоманией попадает в особые условия, при которых происходит деградация личности и потеря социального статуса. Термин «ресоциалнзация» не совсем подходит для объяснения повторной социализации аддиктивной личности, так как он может быть использован только в отношении психически больных, инвалидов и других категорий населения, которые по объективным причинам, связанным с заболеванием, не в состоянии полностью восстановить утерянный социальный статус, в то время КЭ.К

больные алкоголизмом и нарко-

67

м i i m

4- п пжш

Казанский педагогический журнал

манией сохраняют эту возможность и при желании могут полностью, до уровня, предшествующего болезни, вернуть утраченные социальные позиции - должность, социальный статус, отношения и общественные связи.

Исследователь Э.В. Тадевосян (1996) замечает, что «социализация (от лат. шиаЗя - общественный) осуществляется на протяжении всей жизни индивидом в процессе как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на их стороны общества и его структуры, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретных общественных социальных группах и организациях, становятся личностью» [10, с. 219]. Социологи Э.М. Коржев, Н.Ф. Наумов (1988) подчеркивают то, что «социализация (от лат. востаИз -общественный) - процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» [6, с. 318]. Все выше перечисленные исследователи, в том числе Э.В.Тадевосян (1996), В.П.Зинченко, Б.Г.Мещаряков (1999), акцентируют наше внимание на латинском происхождении термина: «Социализация (от лат. |$сй|1!| - общественный) -процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений» [4, с. 364].

Таким образом, по мнению исследователей Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова (1988), Э.В.Тадевосяна (1996), В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова (1999) и др., социализация (от лат. ¡¡МЙййМ ~~ общественный) - это дери

З'ЮОб

ваты данного слова от лат. primaries, a, um; secundarius, a, um; tertiarius, а, um; soeialis, e; т.е. первичная, вторичная, третичная социализация.

Существует социализация первичная (лат. primaries, a, um) или примар-ная, и вторичная (лат. secundarius, а, um) или секунд арная. В нашем исследовании при изучении повторной социализации больных алкоголизмом и наркоманией мы впервые вводим понятие третичная социализация (лат. tertiarius, a, um) или терциарная. Следует уточнить, что терциарная социализация больных алкоголизмом и наркоманией изучается на этапе их устойчивой ремиссии, которая может длиться многие годы и быть длиною в жизнь. На наш взгляд, в определенном смысле можно говорить о феномене первичной, вторичной и третичной, или повторной, социализации. Первая соответствует периоду становления ребенка. Вторая связана с саморазвитием взрослого. Мы назвали терциарной (от лат. tertiarius, a, um - третичной) социализацией зависимой личности, больных алкоголизмом и наркоманией после лечения на этапе реабилитации, когда личности необходимо снова социализироваться в период устойчивой продолжительной ремиссии.

В современной практической психологии накоплен материал, позволяющий анализировать их соотношение и различие. Продуктивность жизни взрослого во многом связана с пересмотром или отказом от освоенного ранее накопленного опыта. В нашем исследовании больные алкоголизмом и наркоманией не отказались от освоенного ранее накопленного опыта, а

^^^тлшл п жшгс

Социальная психология и коррекционная педагогика

утеряли его вследствие болезни. Общество, семья и близкие их отвергло.

Для концептуального подхода чрезвычайно значима третичная 0 сч1 ¡ап-ш, а, ит) социализация больных алкоголизмом и наркоманией.

Под терциарной социализацией Личности алкоголика и наркомана мы понимаем процесс, в результате которого происходят: уход из специфической социальной группы алкоголика и наркомана, возвращение личности в нормальную социальную среду, приобретение или восстановление социального статуса, который был утерян, введение в свою личностную систему тех норм и шаблонов поведения, которые приняты в обществе, возвращение к здоровому образу жизни.

Задачи терциарной социализации направлены на то, чтобы помочь личности алкоголика или наркомана выйти из специфической социальной группы алконаркозависимых, адаптироваться в нормальной социальной среде, восстановить ранее утерянный в результате употребления психоактивных веществ социальный статус, ввести в свою систему те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе, оказать помощь выработать новые мотивы и возвратиться к здоровому образу жизни через внутренние и внешние механизмы социализации (имитация, идентификация, подкрепление, интериоризация, эксте-риоризация, подражание), опираясь при этом на всю совокупность факторов терциарной социализации, прежде всего на микрофакторы (семья, различные объединения), а также мезофактор основной и начальной точкой терциарной социализации

лиц, зависимых от алкоголя и наркотиков, является мотивация на изменение поведения и продвижение в сторону выздоровления, а также профилактику рецидивов.

Преодоление зависимости ~ это продолжительный по времени процесс, состоящий из нескольких специфических стадий. На каждой стадии должны быть разрешены определенные задачи и развиты определенные навыки, направленные на психологическую коррекцию аддиктивной личности: - на когнитивном уровне - это преодоление анозогнозии; - на уровне самосознания - это влияние на формирование самооценки и самоуважения; - на эмоциональном уровне " это комплексное лечение аффективных нарушений; - на уровне поведения - это изменение стиля и образа жизни и воздействие на среду пациента; - на мотивационном уровне -создание и укрепление мотивов альтернативных по отношению к патологическому влечению к наркотикам и алкоголю.

Если пациент не готов постоянно прогрессировать в этом направлении, исчерпывающим образом выполнять поставленные перед собой задачи и достигать целей, если он избегает постоянной работы в направлении изменений и не настроен эффективно преодолевать болезнь, то срыв неизбежен. В связи с этим становится очевидной необходимость работы с мотивацией пациента на всех этапах и стадиях его выздоровления. Известно, что лечение пациентов, не готовых к изменению своего жизненного стиля, не дает позитивных результатов. В таком случае стал очевидным

^^^тлшл 4- п жшгс

Казанский педагогический журнал

и тот факт, что люди, употребляющие психоактивные вещества, имеют право на помощь на стадии терциарной социализации в виде формирования мотивационной готовности и установки на лечение, изменение своего поведения, жизненного стиля и образа жизни в целом.

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни; примером тому служат поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл) и т.д. Каждый раз, вступая в новый цикл, человек должен многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа: Десоциализация (отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения) и ресоциализация (обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения).

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, еде десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы, колонии, психиатрические больницы; в таком же положении оказываются больные алкоголизмом и наркоманией. Перечисленным кате-

90

З'ЮОб

гориям населения, для того чтобы вернуться к нормальному образу жизни, необходима терциарная социализация, с тем чтобы не произошел рецидив, влекущий за собой возврат к употреблению психоактивных веществ.

Главной задачей терциарной социализации зависимых от алкоголя и наркотиков является не только помощь наркозависимому в прекращении употребления этих веществ, но и обеспечение стабильности изменений образа жизни На продолжительное время. Эта точка зрения обусловлена рядом теоретических и практических исследований, посвященных поиску причин рецидива и разработке программ, которые должны помочь больным алкоголизмом и наркоманией противостоять срывам.

При терциарной социализации больных алкоголизмом и наркоманией необходимо определить психологические компоненты преодоления зависимости от психоактивных веществ, при нарушении которых возникает срыв и развивается рецидив болезни. Терциарная социализация должна быть направлена на формирование и закрепление у лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, следующих психологических компонентов: 1. Компонент саморегуляции уменьшает риск срыва в соответствии с повышением возможности Зависимому самому регулировать мысли, чувства, воспоминания, жизненно важные решения и процесс развития его личности и поведения. 2. Компонент интеграции снижает вероятность срыва в соответствии с повышением уровня сознания, понимания и оценок жизненных ситуаций и событий, а так-

^^ШПЛППП -ф- п жшгс

Социальная психология и коррекционная педагогика

же использования стратегий избегания риска возвращения к употреблению ПАВ. 3. Компонент рефлексии снижает степень вероятности рецидива по причине понимания основных факторов, которые его вызывают.

4. Компонент развития уменьшает риск срыва вследствие совпадающих ресурсов личности и стресса преодолевающего (коппнг) поведения.

5. Компонент социальной поддержки, уменьшающий вероятность срыва при постоянной активности, направленной на построение социально-поддерживающей сети, развитие навыков восприятия и использования социальной поддержки. 6. Компонент социальной компетентности снижает степень риска срыва при постоянном повышении знаний об окружающей социальной среде, социального интеллекта, развитии Навыков эмпатии И аффи-лиации. Компонент самоэффективности уменьшает риск срыва при постоянном развитии стратегий эффективного поведения и понимания себя как эффективной личности [8].

Все данные психологические компоненты преодоления зависимости от психоактивных веществ должны быть объединены в единую систему и воздействовать на пациентов единым комплексом с целью повышения эффективности терциарной социализации больных алкоголизмом и наркоманией, которая проводится на этапе стабильной ремиссии, после медикаментозного , психотерапевтического (медицинского и внемеднцинского), а затем только социально-психологического воздействия. На основе приведенного выше перечня психологических компонентов преодоления

зависимости от психоактивных веществ выстраивается прогностическая модель и программа реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.

Литература:

1. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы личности / Л.И. Ан цыферова Вопросы психологии. -1978 - №1,- С. 51-63.

2. Бойко О. В. Ресоциализация психологических больных / О.В. Бойко // Вопросы социальной психологии: сб. науч. трудов,- Саратов: Научная книга, 2004,- Вып. 1 (6).- 273 с.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности / B.C. Братусь,- М.: Мысль, 1988,- 301

4. Зинчемно В.П. Психология

В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков,- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1999,- 440 с.

5. Кохановскай В.П. Основы философии: учебное пособие для средних специальных учебных заведений, Серия ».Учебники XXI века» B.II. Коха новекйй, Л.В. Жаров, Т.П. Матяш,-Ростов-на-Дону; Феникс, 2002,- 320 с.

6. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, H.H. Лапина; сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова,- Политиздат, 1988,- 479 с.

7. Петровская Л. А. К вопросу о своеобразий социализации взрослого

Л.А. Петровская / / Мир психологии.-НПО «МОДЭК» Москва-Воронеж, 1999,- №2 (18).- С. 29-32.

8. Сирота H.A. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / H.A. Сирота, В.М. Ялтонский- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-176 с.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко,- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.- 672 с,

10. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии / Э.В. Тадевосян,- М.: Знание, 1996.- 272 с.

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.