Научная статья на тему 'Содержание понятия ресоциализация специалиста в сфере «Человек-человек»'

Содержание понятия ресоциализация специалиста в сфере «Человек-человек» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
936
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ "ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SPECIALIST AREAS «DESOCIALIZACIâ PERSONALITY OF MAN-MAN» / PROFESSIONAL ENVIRONMENT / RENEWING / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клевцова Н. А.

В статье предпринята попытка рассмотрения вопросов ресоциализации специалиста сферы «человек-человек», адаптивных механизмов профессиональной ресоциализации. Дается характеристика адаптации и ресоциализации специалиста. Предлагается интерпретация адаптационных механизмов ресоциализации, их типология и направленность (векторы). Рассматриваются некоторые возможные направления реадаптации как механизма ресоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

He article attempts to address issues of re-socialization of specialist in the sphere of "man-man", the adaptive mechanisms of professional reintegration. Characteristics of adaptation and reintegration specialist. Proposed interpretation of the adaptive mechanisms of re-socialization, their typology and direction (vectors). Discusses some possible directions for re-adaptation as a mechanism of re-socialization

Текст научной работы на тему «Содержание понятия ресоциализация специалиста в сфере «Человек-человек»»

Территория науки. 2015. № 2

ствии следователя, но и другого человека, с которым допрашиваемый, как правило, знаком.

При подготовке и проведении очной ставки с участием обвиняемого целесообразно изучать психологические особенности, характеризующие обычные для него приемы и способы общения с людьми. Большое значение имеет выяснение позиций обвиняемого в межличностных отношениях в семье, на работе, в кругу друзей, характера прежних отношений со вторым участником очной ставки, нет ли моральной зависимости обвиняемого от него, не испытывает ли последний слепого доверия, страха и т. п.

Правильное понимание сущности очной ставки, тщательный психологический анализ лиц, принимающих в ней участие, психологическая подготовка их, продуманное и направленное воздействие следователя - все это способно значительно повысить результативность данного следственного действия.

Список литературы

1. Караванов А.А., Устинов И.Ю. Психофизиология и достоверность добросовестных свидетельских показаний // Территория науки. 2014. Т 2. № 2. С. 170-176.

Клевцова Н. А.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: десоциализация личности специалиста сферы «человек-человек», профессиональная среда, ресоциализация, социализация,

Аннотация: в статье предпринята попытка рассмотрения вопросов ресоциализации специалиста сферы «человек-человек», адаптивных механизмов профессиональной ресоциализации. Дается характеристика адаптации и ресоциализации специалиста. Предлагается интерпретация адаптационных механизмов ресоциализации, их типология и направленность (векторы). Рассматриваются некоторые возможные направления реадаптации как механизма ресоциализации.

Key words: specialist areas «desocializacia personality of man-man», professional environment, renewing, socialization.

34

Территория науки. 2015. № 2

Abstract: the article attempts to address issues of re-socialization of specialist in the sphere of "man-man", the adaptive mechanisms of professional reintegration. Characteristics of adaptation and reintegration specialist. Proposed interpretation of the adaptive mechanisms of resocialization, their typology and direction (vectors). Discusses some possible directions for re-adaptation as a mechanism of re-socialization

Свое название «акмеология» получила как наука, рассматривающая наивысшие достижения в области профессионального мастерства.

«Акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и означающему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en akmy einai» (быть в акме) означает: «быть в полном цвете, на высшей степени развития» [4, 6].

Понятие «акмеология» было введено впервые Н.А.Рыбниковым в 1928 году и обозначало особый раздел возрастной психологии -психологию зрелости или взрослости [4, 7].

Б. Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» указал в системе наук о человеке место акмеологии и поместил ее в ряд с педагогикой и геронтологией [1, 34].

Совершенно другой научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится профессионализм, мастерство в профессиональной деятельности, где исследуются и привлекаются к рассмотрению различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы овладения и уровень владения ими и т.д. Выявляются, изучаются для дальнейшего практического использования различного рода факторы, способствующие повышению профессионального мастерства, достижению вершин профессионализма [7, 69].

Профессиональная деятельность, являясь объектом изучения акмеологии, исследуется также и другими науками, рассматривающими ее в своих специфических аспектах, преследуя собственные цели.

Проблема развития личностного профессионализма связана с вопросами о личностном потенциале человека и заложенных в нем ресурсах, которые могут использоваться для решения социально значимой задачи становления профессионалов.

35

Территория науки. 2015. № 2

Многие исследователи (Е.А.Климова, Н.В.Кузьмина, Т.В.Кудрявцев, Л.М.Митина, К.К.Платонов, А.А.Деркач, Э.Ф.Зеер, Н.С.Пряжников, А.А.Реан, Г.В.Суходольский, В.Д.Шадриков, В.А.Бодров, Е.М.Борисова и др.) в развитии профессионализма человека отмечают формирующую роль личностного потенциала, а также то, что понятие «профессионализм» может быть раскрыто лишь в рамках продуктивной профессиональной деятельности.

Рассматриваемое в контексте акмеологической науки понятие «личностное развитие» возрастных ограничений не имеет, так как вся жизнь человека связана с изменениями социального статуса, социальных ролей, приобретением чего-то нового и утратой прежнего, трансформацией привычек и образа жизни.

Однако, чем человек взрослее, тем большая ответственность лежит на нем самом за достижение вершин в творческой самореализации, вместе с тем, возникновение неудач, психологических трудностей -как правило, связано с первичной социализацией личности.

Социализация - (от латинского socialis - общественный) процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах содержание и направленность этого процесса могут меняться, в связи с чем и выделяют первичную и вторичную социализацию.

Первичная социализация подразумевает процесс формирования зрелой личности. Она начинает зарождаться в младенчестве и осуществляется до формирования социально зрелой личности.

Процесс освоения специфических ролей, связанных с разделением труда есть вторичная социализация, начинающаяся в период социальной зрелости с отучения от старых ролей, правил поведения, норм, ценностей, и только потом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения. Вторичная социализация продолжается всю жизнь.

Каждый раз, когда с человеком происходит что-то новое - переход на новую ступеньку, вступление в новый цикл, приобретение нового социального статуса, ему многое приходится пересматривать и менять из того, что он приобрел в процессе первичной социализации, переобучаться. Такой процесс, разветвляющийся на два этапа, получил особое название - десоциализация.

Десоциализация - англ. desocialization; нем. Desozia-Itsatton; (от лат. de... - приставка, означает отсутствие, отмену, устранение чего-либо, и фр. socialisation - социализация) - процесс, противоположный социализации. Он означает утрату индивидом некоторых социальных ценностей и норм, принятых ролей, сопровождающийся отдалением индивида от определенной группы.

36

Территория науки. 2015. № 2

Ресоциализация - (от лат. re... приставка, означает повторное, возобновляемое действие и фр. socialisation). Ресоциализацию стоит рассматривать как «возобновление или повторность» процесса социализации и сводить к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых [3, 52].

Десоциализация и ресоциализация - две ветви одного процесса, а именно взрослой социализации. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений не происходит в его жизни, исключая смерть родителей или развод, продолжение воспитания в детском доме или в интернате. Процесс социализации у такого человека проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, норм, ценностей.

Но иногда человек попадает в экстремальные условия, где десоциализация заходит так глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, что часто наблюдается у специалистов сферы «человек-человек».

Ресоциализация может быть столь же глубокой, и отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется тогда новым жизненным опытом.

От социализации необходимо отличать ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям - адаптацию.

«Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его - как дезадаптация» [3, 49].

Понятие «социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой [6, 123].

Социализированность личности может стать основой, как для адаптированности, так и для дезадаптированности - в зависимости от конкретной групповой ситуации.

Эти процессы могут осуществляться, как на уровне всего общества, так и на уровнях малых групп, организации и т.п. Поскольку личность одновременно является членом нескольких групп, то в одних, она может быть хорошо адаптирована, в других - хуже, а может быть членом и таких групп, где ее положение близко к полной дезадаптированности. Например, при полной адаптации в семье, личность может быть дезадаптирована в трудовом коллективе.

Таким образом, в социализации личности следует выделить две ее разновидности:

а) адаптирующую социализацию;

37

Территория науки. 2015. № 2

б) дезадаптирующую социализацию.

Для теоретических аспектов социально-психической адаптации особую важность имеет выделение еще двух основных разновидностей адаптации:

а) адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации, где адаптивные ресурсы и механизмы личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а сам индивид претерпевает только сравнительно небольшие и, в основном, положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков, социальной компетентности);

б) адаптация с сохранением ситуации, где личность претерпевает более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию.

Адаптация путем преобразования или полного устранения объективной проблемной ситуации преимущественно осуществляется с помощью незащитных адаптивных механизмов и их комплексов, тогда, как для адаптации с сохранением ситуации (например, межличностного или внутреннего конфликта) актуальными становятся уже приобретенные защитные комплексы или же создаются новые.

Помимо вышеописанных видов адаптации существуют и такие разновидности, как профессиональная адаптация и физиологическая адаптация.

Профессиональная адаптация (профадаптация) личности - один из аспектов общей проблемы социально-психической адаптации индивида. Это процесс, посредством которого личность удовлетворяет свои требования и ожидания, предъявляемые к профессии и условиям ее осуществления, с одной стороны, и те требования, предъявляемые к ней структурой и содержанием деятельности, условиями ее осуществления и теми социальными группами, под контролем которых протекает профессиональная деятельность индивида - с другой стороны.

Стоит отметить, что большинство адаптивных механизмов могут иметь два или более «векторов» функционирования, в результате чего можно выделить еще несколько разновидностей адаптации:

1. Внешняя адаптация - это процесс, посредством которого личность приспосабливается к внешним, объективным проблемным ситуациям. Внешняя адаптация может быть сопряжена с сохранением проблемной ситуации или с ее устранением и т.п.

2. Внутренняя адаптация (коадаптация) включает ряд разновидностей:

38

Территория науки. 2015. № 2

а) внутреннюю адаптацию, направленную на разрешение внутренних конфликтов и других внутри психологических проблем личности;

б) внутреннюю структурную адаптацию (в узком смысле) - это процесс того или иного адаптивного механизма с уже образованными адаптивными механизмами, с которыми он составляет комплекс;

в) внутреннюю структурную адаптацию в широком смысле - это приспособление адаптивного механизма или комплекса ко всей структуре личности. Целостная структура индивида может оказать сопротивление против включения в ее состав новых адаптивных механизмов или комплексов как чужеродного характера, или может быть, напротив, весьма «рецептивной» к другим механизмам и комплексам [5, 83].

3. Реадаптация. Если человек, адаптированный в данной социальной среде, оказывается в новой группе, где преобладают другие ценности, нормы и привычные формы поведения, где ведущая деятельность тоже другая, то перед ним возникает необходимость реадаптации - адаптации в новой среде, сопровождающейся пересмотром и полным или частичным отказом от норм, ценностей, способов поведения, социальных ролей, а также от некоторых адаптивных механизмов и стратегий.

Эффективная социально-психологическая адаптация представляет собой одну из предпосылок для успешной профессиональной деятельности, наряду с выяснением характеристик (качеств), которые должны быть сформированы у специалиста на разных этапах его профессионального становления, и которые могут привести его к успеху; исследованием механизмов и факторов, оказывающих воздействие на развитие личностного потенциала специалиста; освещением феноменологии «акме»; разработкой акмеологической технологии ресоциализации специалиста.

Фундамент профессионального долголетия упрочняется на всем протяжении продуктивной жизни профессионала, начиная с выбора профессии, что делает проблему роста личностного потенциала профессионального развития актуальной и своевременной.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев- Л., 1969. - 356с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высшей шк./ Г.М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2007. - 375с.

39

Территория науки. 2015. № 2

3. Белинская И.П. Социальная психология личности / И.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М., 2013. - 289с.

4. Деркач А. А. Акмеология / А. А.Деркач, В. Г. Зазыкин. - М., 2009.-246с.

5. Кон И.С. Социологическая психология (избранные психологические труды) / И.С. Кон. - М.; Воронеж, 1999. - 322с.

6. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности / A.A. Налчаджян. - Ереван, 1988. - 188с.

7. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория методика и психотехнологии / А.П. Ситников _- М., 1995. - 252с.

Мачульская И.А., Беляев Р.В., Машин В.Н.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ

ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: психологические особенности, военно-

профессиональная ориентация, военнослужащий, психология.

Аннотация: В статье рассматриваются психологические

особенности военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву.

Keywords: psychological characteristics, military professional

orientation, military, psychology.

Abstract: The article deals with the psychological characteristics of military professional orientation military.

Целью статьи является определение психологических особенностей, основных принципов и задач военно-профессиональной ориентации военнослужащих по призыву.

Вооруженные Силы являются одним из важнейших политических институтов суверенного государства. Наличие современной, высокотехнологичной, укомплектованной лучшими кадрами армии -это один из сдерживающих факторов в период нестабильной геополитической ситуации в мире и одновременно гарант безопасности страны.

В настоящее время Вооруженные Силы России развиваются в период большого реформирования, как в вопросах модернизации

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.