УДК 15
АЛЬТЕРНАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСФОРМАЦИИ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ РЕСОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ
© Наталия Александровна Клевцова
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, старший преподаватель, соискатель кафедры психологии, e-mail: [email protected] © Елена Владимировна Чеснокова Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии, соискатель ученой степени доктора психологических наук, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается альтернация как механизм ресоциализации личности, трансформация субъективной реальности личности в процессе ресоциализации, а также вопросы применения альтернации в обучении ресоциализации специалиста сферы «человек-человек».
Ключевые слова: ресоциализация; субъективная реальность; трансформация; альтернация.
В современной науке ресоциализация личности является процессом, в исследовании которого применим интегральный, междисциплинарный методологический аппарат. Данный процесс является объектом исследования социальной философии, социологии, социальной педагогики, социальной психологии.
Общепризнано, что ресоциализация является процессом вторичной социализации личности, в связи с чем уместно рассмотрение ее сущности, структурных компонентов и механизмов в опоре на методологию изучения социализации. По мнению П. Бергера, Т. Лукмана социализация никогда не бывает полной, а интернализированное в ней содержание субъективной реальности постоянно трансформируется. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения механизмов изменения субъективной реальности с целью достижения симметрии между объективной и субъективной реальностями ресоциализи-рующейся личности [1].
Трансформация субъективной реальности в процессе ресоциализации. Процесс существования «the existence of» личности в обществе включает в себя непрестанный процесс изменения субъективной реальности, а изменение, трансформация данной реальности - обсуждение ее различных уровней. Крайним уровнем трансформации субъективной ресоциализационной реальности личности является «переключение» индивида с одного мира на другой, воспринимающийся ресоциализирующейся личностью как
«тотальная трансформация». «Тотальная
трансформация» - результат субъективно воспринимаемых ресоциализирующейся личностью изменений. Вместе с тем субъективная реальность никогда не бывает «тотально социализированной», в силу чего не может претерпеть тотальной трансформации от социальных процессов. Изменяющийся индивид будет, по меньшей мере, обладать тем же самым телом и жить в той же физической вселенной. Тем не менее существуют инстанции «преображения», т. н. альтернации
[2, 3].
Альтернация (англ. alternation; нем. Alternation) - изменение восприятия мира, сопутствующее смене индивидуально значимых ориентиров поведения. В контексте нашего изложения альтернация имеет особое значение как аспект проблемы перехода из одной базовой реальности ресоциализации личности в другую. Альтернация, в отличие от становления структур первичной реальности в актах социализации, имеет дело с уже ставшими культурными формами. «Она не начинается exnihilo, и в результате этого должна считаться с проблемой демонтажа, разрушения предшествующей структуры субъективной реальности».
Как видим, трансформация субъективной ресоциализационной реальности личности связана с демонтажем, разрушением, «десоциализацией». Альтернация в данном процессе осуществляет не просто изменение, а скачек, мгновенное преобразование. Соответственно, в рамках новой реальности опре-
деляется по-новому и порядок, а также содержание входящих в нее элементов. Альтернация радикально по-новому расставляет акценты реальности, воспроизводит сильную эмоциональную идентификацию ресоциали-зирующейся личности, которая характерна для раннего детства или первичной социализации.
Важнейшим условием альтернации является наличие социального базиса для трансформации, который опосредуется для индивида «значимыми другими», с которыми он должен установить сильные аффективные идентификации. Без такой идентификации невозможна трансформация субъективной реальности. Она повторяет детский опыт эмоциональной зависимости от значимых других. Эти значимые другие являются «агентами ресоциализации» (новой реальности), они представляют вероятностную структуру и опосредуют для индивида новый мир.
Поскольку все или почти все «агенты ресоциализации», присутствующие в повседневной жизни индивида, подтверждают, поддерживают его субъективную реальность, постольку в данном процессе «значимым другим», «значимым агентам ресоциализации» отводится ключевая роль. Важнейшим средством поддержания субъективной ресо-циализационной реальности личности является общение.
В социальном отношении это означает интенсивную концентрацию значимых взаимодействий в группе, которая воплощает «вероятностную структуру» субъективной реальности ресоциализирующейся личности, в первую очередь взаимодействий с «агентами» ресоциализации, реорганизацию аппарата общения с ними. С изменением партнеров значимого общения трансформируется субъективная реальность. Старая реальность, а также коллективы и значимые другие, которые ранее были ее посредниками для индивида, должна быть заново истолкована в рамках новой реальности, реинтерпретиро-вана. Поскольку реинтерпретация приносит с собой разрывы в индивидуальную биографию, то должны быть «переистолкованы» также прошлые события и лица, которые обладали в прошлом значимостью. Для альтернации индивида лучшее - целиком забыть многих из них. Но полное забвение затруднительно. Поэтому необходимой является
радикальная реинтерпретация значения прошлых событий или лиц в собственной биографии.
Таким образом, альтернация предполагает идентификацию со «значимыми агентами ресоциализации» и реинтерпретацию старой реальности, событий прошлого и лиц, участвующих в этих реальностях.
Альтернация в обучении ресоциализации. На практике имеется множество промежуточных типов между рассмотренной выше альтернации как механизма ре-социализации: частичные трансформации субъективной реальности или каких-то ее частей.
Альтернация как механизм ресоциализации в значительной степени актуальна в профессиональной ресоциализации личности. В самом общем виде можно сказать, что в ходе образовательной альтернации происходит пересимволизация значений. В акте альтернации индивиду предстоит произвести серьезную трансформацию значений с одного порядка на другой.
Трансформация субъективной реальности ресоциализирующейся личности не может быть жестко атрибутирована всем без исключения учебным заведениям профессионального обучения.
С одной стороны, подготовка многих специальностей не требует существенной мировоззренческой трансформации и смены параметров идентичности, с другой - существует ряд специальностей типа «человек-человек», где данный процесс является неотъемлемой частью профессионализации личности (педагог, психолог, врач и т. п.).
Поскольку обучение ресоциализации всегда связано с глубинными внутренними изменениями, вплоть до переписывания индивидуальной биографии, постольку в данном процессе необходима «проработка» личностных проблем специалиста типа «человек -человек». Полагаем, что в ходе ее будут обнаружены и сняты проблемности этого человека, что позволит устранить саму возможность их проекции на внутренний мир пациента в акте профессиональной коммуникации. Процедура обращения включает в себя, кроме всего прочего, заимствование будущим профессионалом роли пациента.
В силу проведенного анализа альтерации как механизма ресоциализации полагаем, что возможности профессиональной ресоциали-
зации специалиста сферы «человек - человек» могут быть существенно расширены и будут способствовать оптимизации данного процесса.
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 2001.
UDC 15
ALTERNATION AS MECHANISM OF TRANSFORMATION OF SUBJECT REALITY OF RESOCIALIZING PERSONALITY
Natalia Aleksandrovna Klevtsova, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Senior Lecturer, Competitor of Psychology Department, e-mail: [email protected]
Elena Vladimirovna Chesnokova, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Psychology Department, Competitor of Doctoral Degree of Psychology, e-mail: [email protected]
The article scrutinizes the alternation as mechanism of resocializing personality, transformation of subject reality of personality in process of resocializing and also the questions of use of alternation in education of resocializing of specialist of “human-human” sphere.
Key words: resocializing; subjective reality; transformation; alternation.
2. DeGre G.L. Society and Ideology. N. Y., 1943. Р. 54 ff.
3. Merton op. cit., Gunirch G. Problèmes de la sociologie de la connaissance Traite de sociologie. France, 1960. V. U. Р. 103 ft
Поступила в редакцию 4.02.2011 г.