Научная статья на тему 'Ресоциализация'

Ресоциализация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6244
653
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIOLOGY OF YOUTH / RESOCIALIZATION / SOCIALIZATION / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Антонина Ивановна, Перинская Наталья Алексеевна

В форме энциклопедической статьи излагается содержание ресоциализации как процесса освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resocialization

This article, originally written for an online encyclopedia, sums up the notion of resocialization as a process of individual mastering of social norms and cultural values which have been insufficiently explored or were utterly unfamiliar, or underwent transformation at a new stage of social development.

Текст научной работы на тему «Ресоциализация»

2016 - №1

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

297

DOI: 10.17805/zpu.2016.1.26

Ресоциализация*

А. И. Ковалева, Н. А. Перинская (Московский гуманитарный университет)

В форме энциклопедической статьи излагается содержание ресоциализации как процесса освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. Ключевые слова: социология молодежи; ресоциализация; социализация

Ресоциализация — процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития. В течение своей жизни человек переживает различные изменения (взрослеет, стареет, создает семью, разводится, меняет работу, переезжает из села в город и др.). В этих случаях обостряется необходимость ресоциализации. Ресоциализация, таким образом, может затрагивать любого индивида. Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, или требуется новое понимание происходящего, на что он в прошлом не обращал внимания или имел точку зрения, которую приходится по каким-либо причинам пересматривать. Это актуализирует процесс социализации на новом жизненном этапе.

Соответственно, и на теоретическом уровне ресоциализация трактуется в ее соотношении с результативностью социализации: ее место в классификации социализации по этому критерию соотносимо с успешной, нормативной, кризисной, отклоняющейся, принудительной, реабилитационной, преждевременной, ускоренной, запаздывающей, демонстративной социализацией, а также с десоциализацией (Ковалева, 2012).

Ресоциализация охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по их обучению неосвоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников, в том числе с большим жизненным опытом и производственным стажем. В более узком смысле ресоциализация предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных ранее. Такой ресоциализации пред-

* Подготовлено в рамках работы над проектом «Социология молодежи: Электронная энциклопедия» (грант РГНФ №15-03-12019/14в).

The article was prepared as part of the project "Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia" (with financial support from the Russian Foundation for the Humanities, grant No. 15-03-12019/14в).

шествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресоциализация — вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде (Гидденс, 1999: 692).

В условиях кардинальных общественных изменений в России в конце XX в. ресоциализация стала актуальной для старшего поколения россиян. Некоторые перемены в жизни человека могут быть критическими ситуациями, разрушающими ранее принятые нормы, ценности и модели поведения личности. В этих ситуациях человек вынужден осваивать нормы и ценности, радикально отличающиеся от предыдущих. Критические ситуации социализации (действие новых порядков и требований, поведение людей в концентрационных лагерях, в ходе допросов) описаны Б. Беттельгеймом (Bettelheim, 1960), У. Саргантом (Sargant, 1959: 192) и др. Перестройка личности или даже ее распад, наблюдаемые в критических ситуациях, показывают, что процесс социализации может «обратиться вспять», что человек как личность никогда не остается совершенно неизменным.

Личность изменяется с опытом на протяжении всей жизни человека. Ресоциализа-ция может носить не только позитивный, но и негативный характер по своей социально-психологической направленности (Гидденс, 1999: 86-88). По П. Бергеру и Т. Лук-ману, крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). Процессы ресоциализации в данном случае напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности. Важнейшим условием успешной ресоциализации является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации (Бергер, Лукман, 1995: 254-255). Вторичная социализация может приближаться к ресоциализации, но всегда отличается от нее тем, что строится на базе первичных интернализаций. В ней настоящее интерпретируется в последовательном взаимоотношении с прошлым. Ресоциализация же не предполагает согласованности с прошлым, здесь оно перетолковывается, чтобы соответствовать нынешней реальности (там же: 239-263). Основанием для ресоциализации является настоящее, а для вторичной социализации — прошлое (там же: 262-263).

Н. Смелзер одной из форм ресоциализации называет психотерапию, под воздействием которой люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания (Смелзер, 1994: 112).

С позиций теории идентичности ресоциализация предполагает обретение новой социальной идентичности или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности.

В тезаурусной концепции социализации (Ковалева, 2015) также выделяется аспект, обозначающий значимость ресоциализации для формирования личности. Здесь функциональная сторона ресоциализации трактуется как наложение на приобретенные в первые годы жизни общесоциализационные свойства новых слоев влияний, что ведет к «ресоциализации на каждом новом жизненном этапе» (Луков, 2012: 370). Фактически тезаурусный подход к социализации предлагает видеть ее динамическую, процессуальную сторону именно как ресоциализацию.

Общество, заботясь о выравнивании возможностей индивидов в их социальной адаптации, организует ресоциализационную деятельность различных институтов социализации, обладающих для этого соответствующими кадрами и материальной базой.

2016 - №1

Энциклопедия гуманитарных наук 299

В отечественной социологии молодежи тематика ресоциализации в теоретическом аспекте выделяется довольно редко (например: Ковалева, Луков, 1999: 208), преимущественное употребление термина отмечается в работах по социальному сиротству (Юсупова, 2008; Хорошилова, 2012: Электронный ресурс).

Лит.: Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания : пер. с англ. М. : Медиум. 323 с.; Гидденс, Э. (1999) Социология : пер. с англ. М. : Эдиториал УРСС. 703 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. №2 С. 19-24; Ковалева, А. И. (2015) Тезаурусная концепция социализации // Знание. Понимание. Умение. №3 С. 348-353. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.31; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Смелзер, Н. (1994) Социология : пер. с англ. / науч. ред. изд. на рус. яз. В. А. Ядов. М. : Феникс. 688 с.; Юсупова, Х. Г. (2008) Ресоциализация подростков в условиях муниципального социального приюта // Социализация детей и подростков: гармонизация учебной и досуговой деятельности : Мат. науч.-практ. конф. Орехово-Зуево : МГОГИ. С. 148-153; Хорошилова, Н. Ю. (2012) Ресциализация социальных сирот [Электронный ресурс] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социализация и ресоциализация подростков и молодежи: междисциплинарный аспект (к юбилею проф. А. С. Новосёловой)» / Кафедра педагогики. Пермск. гос. гуманит.-пед. ун-т. URL: http://pedagog. pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-1/86-resotsializatsiya-sotsialnykh-sirot [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.12.2015); Bettelheim, B. (1960) The informed heart : Autonomy in a mass age. N. Y. : Free Press. viii, 309 p.; Sargant, W. (1959) Battle for the mind: A physiology of conversion and brain-washing. L. : Heinemann. xxiv, 248 p.

Дата поступления: 12.01.2016 г.

resocialization A. I. Kovaleva, N. A. Perinskaya (Moscow University for the Humanities)

This article, originally written for an online encyclopedia, sums up the notion of resocialization as a process of individual mastering of social norms and cultural values which have been insufficiently explored or were utterly unfamiliar, or underwent transformation at a new stage of social development.

Keywords: sociology of youth; resocialization; socialization

References: Berger, P. and Luckmann, T. (1995) Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti: Traktat po sotsiologii znaniia [The social construction of reality: A treatise in the sociology of knowledge] : transl. from English. Moscow, Medium Publ. 323 p. (In Russ.); Giddens, A. (1999) Sotsiologiia [Sociology] : transl. from English. Moscow, Editorial URSS Publ. 703 p. (In Russ.); Kovaleva, A. I. and Lukov, V. A. (1999) Sotsiologiia molodezhi: Teoreticheskie voprosy [Sociology of youth: Theoretical issues]. Moscow, Sotsium Publ. 351 p. (In Russ.); Kovaleva, A. I. (2012) Metodologicheskie prob-lemy issledovaniia sotsializatsii [The methodological problems of the research of socialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 19-24. (In Russ.); Kovaleva, A. I. (2015) Tezaurusnaia kon-tseptsiia sotsializatsii [The thesaurus concept of socialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 348-353. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.31 (In Russ.); Lukov, V. A. (2012) Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyi analiz [Theories of the youth: An interdisciplinary analysis]. Moscow, Kanon+ Publ., RPOD "Reabilitatsiia". 528 p. (In Russ.); Smelser, N. (1994) Sotsiologiia [Sociology] : transl. from English / ed. by V. A. Yadov. Moscow, Feniks Publ. 688 p. (In Russ.); Yusupova, Kh. G. (2008) Resotsializatsiia podrostkov v usloviiakh munitsipal'nogo sotsial'nogo priiuta [Teenager resocialization in municipal social orphan care]. In: Sotsializatsiia detei i podrostkov: garmonizatsiia uchebnoi

i dosugovoi deiatel'nosti [Socialization of children and teenagers: Harmonizing studying and leisure activities] : Conference proceedings. Orekhovo-Zuevo, MGOGI [Moscow State Regional Institute of Humanities Publ.]. Pp. 148-153. (In Russ.); Khoroshilova, N. Yu. (2012) Restsializatsiia sotsial'nykh sirot [Resocialization of social orphans]. In: Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii «Sotsializatsiia i resotsializatsiia podrostkov i molodezhi: mezhdistsiplinarnyi aspekt (k iubileiu prof. A. S. Novoselovoi)». [Socialization and resocialization of teenagers and youth: An interdisciplinary aspect] : Proceedings of All-Russian conference dedicated to the anniversary of Prof. A. S. Novoselova / Department of pedagogy, Perm State University for the Humanities and Pedagogy [online] Available at: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-1/86-resotsial-izatsiya-sotsialnykh-sirot [archived in WebCite] (accessed 10.12.2015) (In Russ.); Bettelheim, B. (1960) The informed heart: Autonomy in a mass age. New York, Free Press. viii, 309 p.; Sargant, W. (1959) Battle for the mind: A physiology of conversion and brain-washing. London, Heinemann. xxiv, 248 p.

Submission date: 12.01.2016.

Ковалева Антонина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой социологии Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук (IAS). Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 1. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]

Перинская Наталья Алексеевна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 1. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]

Kovaleva Antonina Ivanovna, Doctor of Sociology, Professor and Chair, Department of Sociology; Vice Rector for Academic Affairs, Moscow University for the Humanities; Full Member, International Academy of Science (IAS). Postal address: Bldg. 1, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: [email protected]

Perinskaya Natalia Alekseevna, Candidate of Sociology, Associate Professor, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 1, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.