Научная статья на тему 'Тезаурусная концепция социализации'

Тезаурусная концепция социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
739
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / THESAURUS APPROACH / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / SOCIOLOGY OF YOUTH / НАУЧНАЯ ШКОЛА СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА / RESEARCH SCHOOL OF SOCIOLOGY OF YOUTH AT MOSCOW UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Антонина Ивановна

В энциклопедической статье раскрывается содержание тезаурусной концепции социализации, которая сформирована в рамках развития научной школы социологии молодежи Московского гуманитарного университета. Применение тезаурусного подхода к теоретическому осмыслению социализации позволило сформировать одну из продуктивных позиций в трактовке социализации, особенно значимой для развития социологии молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Thesaurus Concept of Socialization

This article written for the encyclopedia of sociology of youth describes the thesaurus concept of socialization as it was developed by the research school of sociology of youth at Moscow University for the Humanities. Applying the thesaurus approach to the theory of socialization helped formulate one of the most productive interpretations of socialization, which has a special significance for sociology of youth.

Текст научной работы на тему «Тезаурусная концепция социализации»

DOI: 10.17805Дри.2015.3.31

Тезаурусная концепция социализации*

А. И. Ковалева (Московский гуманитарный университет)

В энциклопедической статье раскрывается содержание тезаурусной концепции социализации, которая сформирована в рамках развития научной школы социологии молодежи Московского гуманитарного университета. Применение тезаурусного подхода к теоретическому осмыслению социализации позволило сформировать одну из продуктивных позиций в трактовке социализации, особенно значимой для развития социологии молодежи.

* Выполнено по проекту «Социология молодежи: Электронная энциклопедия» (грант РГНФ №15-03-12019/14).

The article was prepared as part of the project "Sociology of youth: An electronic encyclopedia" (supported by the Russian Foundation for the Humanities, Grant No. 15-03-12019/14).

Ключевые слова: социализация, тезаурусный подход, социология молодежи, научная школа социологии молодежи Московского гуманитарного университета.

Тезаурусная концепция социализации — совокупность теоретических положений, содержащих трактовку социализации как социокультурного процесса и результата на основе применения к ее анализу методологического тезаурусного подхода. Разработка этого подхода, базовые положения которого были выдвинуты Вал. А. и Вл. А. Луковыми в начале 1990-х годов применительно к общей теории мировой культуры (Луков В., Луков Вл., 1992), в дальнейшем велась ими и их последователями применительно к разным областям гуманитарного знания, включая и социологию. Согласно их трактовке тезаурус в наиболее общем виде определяется как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни» (Луков В., Луков Вл., 2013: 3). Тезаурусы в этой трактовке представляют собой субъектно организованное гуманитарное знание. Применительно к индивиду тезаурус — теснейшим образом связанная с его местом в обществе и в макро-, и в микросоциальном пространствах конструкция знаний, которыми он располагает и которые он освоил. Ось иерархической организации этой конструкции лежит в иной плоскости, нежели в систематическом своде человеческих знаний, который сохраняется, видоизменяется, дополняется в формах науки. Оси тезауруса — в системе координат «свой — чужой», которая обеспечивает ориентацию человека в окружающей среде.

Это понимание тезауруса Вал. А. Луков применил в своей теоретической концепции молодежи, первоначальные варианты которой были им изложены в ряде работ конца 1990-х годов (Луков, 1999; Ковалева, Луков, 1999). На этой основе он сформулировал ряд положений, представленных как тезаурусная концепция социализации (Луков, 2002 ; Луков В., Луков Вл., 2013: 512-518). Базовые положения этой концепции состоят в следующем:

1. Тезаурус — индивидуальная конфигурация ориентационной информации (знаний, установок), которая складывается под воздействием макро- и микросоциальных факторов и обеспечивает ориентацию человека в различных ситуациях и на различных уровнях социальности.

2. Освоение социальности в конечном счете идет по модели разделения «своего» и «чужого» (при сильном влиянии значимых других) и выработки позиции по отношению к определяемым фрагментам общественной жизни по конструкции аппрейзеров (показателей, основанных на слабо формализованном различении измеряемых ими параметров, которое выражается трехзвенной шкалой: «+ 0 -»).

3. Адаптация и интериоризация как этапы социализационного процесса в аспекте формирования тезауруса соответствуют последовательности: (1) отделение (референция) «чужого» и установление дистанции, приемлемой для отношения к нему; (2) переработка «своего» в тезаурусе вплоть до потери осмысленной референции «своего».

4. Передача социального опыта от поколения к поколению, формирование нового социального опыта идут в рамках тезаурусных конфигураций (т. е. тех или иных установившихся тезаурусов, которые поддерживаются некоторыми группами социальных субъектов и отличаются хотя бы и по внешним очертаниям от тезаурусов, поддер-

живаемых другими группами социальных субъектов). Эти рамки включают и макросо-циальные влияния (структурно-функциональные и ситуативные), и микросоциальные влияния (статусно-ролевые, групповой динамики, ситуативные). Жизненные концепции могут оказывать регулирующую роль в преимуществах тех или иных влияний.

5. Тезаурусы агентов социализационного процесса способны видоизменять как ход (направленность, траекторию, фазы, скорость) этого процесса, так и его результативность. Результативность социализации оценивается в соответствии с тезаурусной структурой, характерной для данного общества.

Эти положения были уточнены в соответствующих разделах коллективных монографий (Луков, 2006, 2009; Луков В., Луков Вл., 2008, 2013) и статей (Ковалева, Луков, 2012) и приняли вид тезаурусной гипотезы социализации, включающей четыре предположения:

1. Индивидуальные тезаурусы строятся в рамках социализационного процесса из элементов тезаурусных конструкций, т. е. индивидуальные тезаурусы, сколь оригинальными они ни были бы, в своей основе имеют освоенные индивидом в ходе социализации определенным образом структурированные знаниевые фрагменты, воспринятые от значимых других и содержащие ценностно-ориентированную информацию.

2. Такое освоение основывается на возможности выбора из тех тезаурусных конструкций, которые имеют хождение в социальном окружении индивида. Эти конструкции могут отличаться по уровню их нормативной значимости для общества, они могут быть широко распространенными или, напротив, иметь хождение в очень узких кругах национальных, социальных, культурных и других меньшинств. В ситуации социальной и культурной аномии или в конфликтных социальных условиях возникающие из тезаурусных конструкций тезаурусные генерализации могут сосуществовать в индивидуальном или групповом сознании и применяться в зависимости от актуальной ориентационной задачи.

3. Тезаурусные конструкции и их генерализации актуализируются или теряют актуальность как в силу объективных обстоятельств, так и под давлением субъективного определения ситуации. Из этого не следует, что потерявшие актуальность тезау-русные конструкции уходят из тезауруса, они лишь перемещаются на периферию. В изменившихся условиях они могут вновь вернуться в зону актуальных решений.

4. Социализационные практики обеспечивают передачу и актуальных, и неактуальных тезаурусных конструкций, из которых строятся тезаурусы.

Тезаурусная концепция социализации соотносится с другими положениями научной школы социализации, сформированной в Московском гуманитарном университете в рамках научного направления междисциплинарных исследований молодежи, а также научной школы социологии молодежи. Прежде всего это проявляется в утверждении, что становление тезауруса, изменения в нем теснейшим образом связаны с действием социализационной нормы. В то же время разнонаправленные социализа-ционные практики через связь с тезаурусом приобретают цельность.

В тезаурусном подходе обнаруживается связь с теорией «габитуса» П. Бурдьё, теорией коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теорией структурации Э. Гидденса, идеей референции социальных систем Н. Лумана, концепцией социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, рядом других социологических теорий нашего времени. В генетическом плане нельзя не видеть истоки тезаурусной концепции в символическом интеракционизме и в идеях Чикагской социологической школы. Выявлены параллели и с трактовкой социализации, которая содержалась в одной из

первых концепций этого процесса, выдвинутой Ф. Гиддингсом еще в конце XIX в. (Луков, Лукова, 2014).

Однако такого рода сходство не следовало бы признавать за тождественность концепций, видя различие лишь в номинации. Тезаурусная концепция социализации дает материалистическое представление о социализации как процессе, имеющем своим основанием сложившиеся в обществе типы образа жизни (что в марксизме трактуется как фундамент классового деления общества), а с учетом изменений в социальной структуре — стилей жизни с их обновленным представлением о социальных статусах, социальных ролях, институциональных характеристиках социальных ценностей и норм.

В то же время тезаурусный подход позволяет показать, что социализация в каждый данный исторический момент не является зависимой только от наличных условий бытия, от присущих данной эпохе образцов поведения и мышления и т. д. Кроме горизонтального среза (синхрония), есть еще и вертикальный срез (диахрония) тезаурус-ных структур, и те или иные структуры (разумеется, прежде всего на модельном уровне) могут переноситься сквозь века не непосредственно через каналы преемственности и смены поколений, но через сохранение, ретрансляцию и возрождение (после, как нередко бывало, целых эпох забвения) социокультурных кодов в их материализованной форме (тексты) (Жулковска, Ковалева, Луков, 2003). Это было, в частности, показано на примере тесной связи тезауруса выдающегося французского мыслителя конца эпохи Возрождения Мишеля Монтеня не со всей культурой Античности, а с тезаурусом римского философа Сенеки. Найдены убедительные доказательства этой идеи, которая слабо фиксировалась в различных теориях социализации.

Тезаурусная концепция социализации применена как теоретико-методологическая основа в ряде эмпирических исследований по социологии молодежи (Агранат, 2007, 2009, 2010; Агранат, Ткаченко, 2008; Гневашева, Луков В., Луков С., 2008; Луков, Агранат, 2005; Луков, Миневич, 2005, 2006, 2009).

Лит.: Агранат, Д. Л. (2007) Социализация участников военизированных организаций в условиях становления гражданского общества. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 103 с.; Агранат, Д. Л. (2009) Социализация личности в военизированных организациях. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 168 с.; Агранат, Д. Л. (2010) Социализация личности в военизированных организациях: проблемы нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 228 с.; Агранат, Д. Л., Ткаченко А. В. (2008) Правовая социализация молодежи. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 100 с.; Гневашева, В. А., Луков В. А., Луков, С. А. (2008) Студент Московского гуманитарного университета: социализационная динамика: Сравнительный анализ материалов мониторинга (этапы 2005 и 2007 гг.). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 24 с.; Жулковска, Т., Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2003) «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Москва — Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2012) Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания // Философия и культура. №3. С. 27-35; Луков, В. А. (1999) Тезаурологическая концепция молодежи // Социологический сборник. Вып. 5 / Ин-т молодежи ; под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Социум. С. 8-23; Луков, В. А. (2002) Тезаурус-ная концепция социализации // Дискурс: Социол. студия. Вып. 2 / Моск. гуманит.-социальн. академия. М. : Социум. С. 8-19; Луков, В. А. (2006) Тезаурусная концепция социализации // Гуманитарное знание: перспективы развития в XXI веке: В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 680 с. С. 638-649; Луков, В. А. (2009) Тезаурусная концепция социализации // Высшее образование и гуманитарное знание в XXI веке : монография-доклад Института фундаментальных и прикладных исследова-

ний Московского гуманитарного университета VI Международной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, МосГУ, 19-21 ноября 2009 г.) / под общ. ред. Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова. М. : Изд -во Моск. гуманит. ун-та. 480 с. С. 357-365; Луков В. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс: Социологическое и социально-психологическое исследование. М. : Флинта ; Наука. 272 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (1992) Концепция курса «Мировая культура»: Тезаурологический подход // Пед. образование. Вып. 5. С. 8-14; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.; Луков, В. А., Лукова, Е. Е. (2014) О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №3 (май — июнь). URL: http://www. zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings (дата обращения: 22.08.2015); Луков, В. А., Миневич, Я. В. (2005) Будущие политики: Социализация студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 128 с.; Луков, В. А., Миневич, Я. В. (2006) Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов. М. : Изд-во Моск. ун-та. 54 с.; Луков, В. А., Миневич, Я. В. (2009) Социализация студентов и социальное проектирование // СОТИС (Социальные технологии, исследования). №2. С. 28-43.

Дата поступления: 09.07.2015 г.

the thesaurus concept of socialization А. I. Kovaleva (Moscow University for the Humanities)

This article written for the encyclopedia of sociology of youth describes the thesaurus concept of socialization as it was developed by the research school of sociology of youth at Moscow University for the Humanities. Applying the thesaurus approach to the theory of socialization helped formulate one of the most productive interpretations of socialization, which has a special significance for sociology of youth.

Keywords: socialization, thesaurus approach, sociology of youth, research school of sociology of youth at Moscow University for the Humanities

References: Agranat, D. L. (2007) Sotsializatsiia uchastnikov voenizirovannykh organizatsii v usloviiakh stanovleniia grazhdanskogo obshchestva [Socialization of members of paramilitary organizations under transition to civil society]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 103 p. (In Russ.); Agranat, D. L. (2009) Sotsializatsiia lichnosti v voenizirovannykh organizatsiiakh [Socialization ofinividuals in paramilitary organizations]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 168 p. (In Russ.); Agranat, D. L. (2010) Sotsializatsiia lichnosti v voenizirovannykh organi-zatsiiakh: problemy normy i otkloneniia [Socialization of individuals in paramilitary organizations: Norm and deviation]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 228 p. (In Russ.); Agranat, D. L. and Tkachenko A. V. (2008) Pravovaia sotsializatsiia molodezhi [Legal socialization of youth]. Moscow, Moscow University for the Humanities. 100 p. (In Russ.); Gnevasheva, V. A., Lukov V. A. and Lukov, S. A. (2008) Student Moskovskogo gumanitarnogo universiteta: sotsializatsionnaia dinami-ka: Sravnitel'nyi analiz materialov monitoringa (etapy 2005 i 2007 gg.). [Students of Moscow University for the Humanities: a dynamics of socialization: A comparative analysis of monitoring outcomes (2005 , 2007)] Moscow, Moscow University for the Humanities. 24 p. (In Russ.); Zhulkovska, T., Kovaleva A. I., and Lukov, V. A. (2003) «Nenormal'nye» v obshchestve: Sotsializatsiia liudei s ogranichennymi intellektual'nymi vozmozhnostiami [The 'abnormal' in society: Socialization of people with intellectual impairments]. Moscow, Szczecin, Moscow University for the Humanities. 432 p. (In Russ.); Kovaleva, A. I. and Lukov, V. A. (1999) Sotsiologiia molodezhi: Teoreticheskie

voprosy [Sociology of youth: Theoretical issues]. Moscow, Sotsium. 351 p. (In Russ.); Kovaleva, A. I. and Lukov, V. A. (2012) Sotsializatsiia: sotsial'no-filosofskii, sotsiologicheskii i sotsial'no-psikholo-gicheskii aspekty ponimaniia [Socialization: Socio-philosophical, sociological and socio-psychologi-cal aspects of understanding]. Filosofiia i kul'tura, no. 3, pp. 27-35; Lukov, V. A. (1999) Tezauro-logicheskaia kontseptsiia molodezhi [Thesaurological concept of youth]. In: Sotsiologicheskii sbornik. Iss. 5 / ed. by V. A. Lukov. Moscow, Sotsium. Pp. 8-23 (In Russ.); Lukov, V. A. (2002) Tezau-rusnaia kontseptsiia sotsializatsii [Thesaurus concept of socialization]. In: Diskurs: Sotsiol. studiia. Iss. 2. Moscow, Sotsium. Pp. 8-19 (In Russ.); Lukov, V. A. (2006) Tezaurusnaia kontseptsiia sotsializatsii [Thesaurus concept of socialization]. In: Gumanitarnoe znanie: perspektivy razvitiia v XXI ve-ke: V chest' 70-letiia Igoria Mikhailovicha Il'inskogo [Knowledge in the humanities: development prospects in the 21st century: A festschrift for Igor Mikhailovich Il'inskii] / ed. by V. A. Lukov. Moscow, National Institute of Business. 680 p. Pp. 638-649 (In Russ.); Lukov, V. A. (2009) Tezaurusnaia kontseptsiia sotsializatsii [Thesaurus concept of socialization]. In: Vysshee obrazovanie i gumanitarnoe znanie v XXI veke : monografiia-doklad Instituta fundamental'nykh i prikladnykh issledovanii Moskovskogo gumanitarnogo universiteta VI Mezhdunarodnoi konferentsii «Vysshee obrazovanie dlia XXI veka» (Moskva, MosGU, 19-21 noiabria 2009 g.)/ ed. by Val. A. Lukov and Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities. 480 p. P. 357-365 (In Russ.); Lukov V. A. and Agranat, D. L. (2005) Kursanty: Plats. Byt. Seks: Sotsiologicheskoe i sotsial'no-psikhologicheskoe issledovanie [Cadets: Drill ground. Everyday life. Sex: A sociological and sociop-sychological study]. Moscow, Flinta, Nauka. 272 p. (In Russ.); Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (1992) Kontseptsiia kursa «Mirovaia kul'tura»: Tezaurologicheskii podkhod [The concept of an academic course on «World culture»]. In: Ped. obrazovanie. Iss. 5. P. 8-14 (In Russ.); Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Te-zaurusy: Sub'ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia [Thesauri: The subject organization of knowledge in the humanities]. Moscow, National Institute of Business. 784 p. (In Russ.); Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II : The thesaurus approach to the conceptualization of man and his/her world]. Moscow, National Institute of Business. 640 p. (In Russ.); Lukov, V. A. and Lukova, E. E. (2014) O teorii sotsializatsii Franklina Giddingsa [On Franklin Giddings' theory of socialization]. Informatsionnyi guman-itarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 3 (May — June) [on-line] Available at: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings (access 22.08.2015); Lukov, V. A. and Minevich, Ya. V. (2005) Budushchie politiki: Sotsializatsiia studentov, orientiro-vannykh na professional'nuiu politicheskuiu deiatel'nost' [Politicians-to-be: Socialization of students aiming at professional career in politics]. Moscow, National Institute of Business. 128 p. (In Russ.); Lukov, V. A. and Minevich, Ya. V. (2006) Sotsializatsiia studentov i sotsial'noe proektiro-vanie: Primenenie tekhnologii sotsial'nogo proektirovaniia dlia razvitiia sotsial'nykh umenii bu-dushchikh spetsialistov [Socialization of students and social engineering : Using social engineering technologies for the development of social skills in future professsionals]. Moscow, Moscow University. 54 p. (In Russ.); Lukov, V. A. and Minevich, Ya. V. (2009) Sotsializatsiia studentov i sotsial'noe proektirovanie [Socialization of students and social engineering]. SOTIS (Sotsial'nye tekhnologii, issledovaniia), no. 2, pp. 28-43. (In Russ.).

Submission date: 09.07.2015.

Ковалева Антонина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой социологии Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук (IAS). Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 1. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]

Kovaleva Antonina Ivanovna, Doctor ofSociology, Professor and Chair, Department of Sociology; Vice Rector for Academic Affairs, Moscow University for the Humanities; Full Member, International Academy of Sciences (IAS). Postal address: 5 Bldg.1 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.