2016 - №4
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
303
DOI: 10.17805/zpu.2016.4.24
Идентификация социальная молодежи
А. И. Ковалева (Московский гуманитарный университет)
Энциклопедическая статья о социальной идентификации молодежи. Термин широко используется в социологии молодежи для обозначения особого состояния молодых людей в конкретных исторических условиях той или иной страны. Идентификация молодежи представляет собой ядро социологии молодежи в ее современном выражении. Автор рассматривает социальную идентификацию молодежи в качестве основы для структурирования электронной энциклопедии «Социология молодежи». Ключевые слова: идентификация; социальная идентификация молодежи; социология молодежи; электронная энциклопедия; электронная энциклопедия «Социология молодежи»
Идентификация социальная молодежи — это процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящий в ходе социализации, посредством которого приобретаются или осваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид (Ковалева, 1996).
В процессе социализации, неизбежной для каждого человека, живущего в обществе и рождающегося с предрасположенностью осваивать социальность, происходит непрерывная идентификация, которая осуществляется между людьми, живущими в одно время, в одном и том же мире (Ковалева, 2011). Социальная идентификация осуществляется в различных формах. Во-первых, происходит прямое эмоциональное отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом (например, юноша отождествляет себя с одним из родителей или известным политиком, киногероем, спортсменом, музыкантом). Во-вторых, причисление себя к определенной номинальной социальной группе (например, отождествление себя с молодежной группой) позволяет индивиду освоить значимые черты, стереотипы поведения и тем самым определить социальные рамки своего поведения, внутри которых нормы, ценности, информация, язык, вещный мир и т. д. получают свою конкретизацию и многообразие. В-третьих, — причисление себя к реальным социальным группам, доминирующая
* Подготовлено при поддержке РГНФ (проект «Социология молодежи: Электронная энциклопедия», грант № 15-03-12019в).
The article was prepared with support from the Russian Foundation for the Humanities (Project title: "Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia", Grant No. 15-03-12019в).
роль среди которых в данном случае принадлежит группам, основанным на совместной реальной деятельности (например, для молодежи — это своя семья, студенческая или производственная группа и т. д.). Общество обусловливает типическое, тождественное, идентичное в личностях. Например, высшая школа как важнейший институт социализации, имеющий свои образовательные стандарты по направлениям/специальностям подготовки, формирует соответствующие этим стандартам общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, обучает и воспитывает молодежь в рамках определенного набора предметов, как правило, по установленным программам, в специальных условиях (аудиторные занятия, расписание, дисциплина, пунктуальность и т. д.). Так же школьное и дошкольное образования оказывают существенное влияние на то, чтобы новые поколения по уровню знаний, освоению норм, ценностей, стереотипов поведения были не только продвинуты, но и сходны, и в определенной мере идентичны. Вместе с тем все обучение и воспитание способствуют личностному развитию индивида, открывает новые источники его индивидуальности.
Успешная социализация сопровождается успешной идентификацией, когда срабатывает механизм закрепления позитивных качеств личности молодого человека и он реально соответствует требованиям к нему со стороны социального окружения. Но может быть и по-другому, когда индивид все же становится таким, каким не должен быть.
Общество задает отработанные и проверенные социокультурные символы и образцы (язык, информация, — причисление себя к реальным социальным группам.
Идентификация обеспечивается действием механизма типизации (отнесения к типам личности, утвердившимся в данном обществе, общности, группе) и механизма индивидуализации (придание личности собственно индивидуального, неповторимого и уникального облика). Эти взаимосвязанные механизмы воздействуют на процесс распознавания человеком социальных черт, присущих ему как социальному субъекту и как неповторимой индивидуальности. Человек перенимает типическую жизненную конструкцию, начинает сам собой воплощать социальный тип (Эрик-сон, 1996).
Формирующиеся в процессе социализации идентификации, как правило, институционализированы, т. е. связаны с основными социальными институтами (семья, образование, труд, рынок, политические партии и др.) и проявляются через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов. Поэтому разрушение или резкое изменение институтов приводит к массовой утрате идентификации. Так, трансформация экономических институтов, разрушение экономических структур в России в первой половине 1990-х годов привели к утрате идентификации представителями многих профессиональных групп, а ликвидация КПСС привела к утрате идентификации миллионов людей, для значительной части которых эта партия играла важнейшую роль в осознании своей идентичности. Бесспорно, что распад СССР повлек за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом.
Соотношение тождественности и различия в личностях предопределяется типом социальности общества. Доля социально-типического и индивидуального в конкретной личности во многом зависит от самого человека, хотя и детерминируется обществом. Но индивидуальность тем более развита, чем больше человеком освоена социальность (Ковалева, 1996).
2016 — №4
Энциклопедия гуманитарных наук 305
Интенсивность процессов социализации и идентификации на разных этапах функционирования общества различна. Актуализация идентификационных процессов в исторической ретроспективе связывается с модернизацией общества, с его переходом от традиционного к индустриальному, когда расширяются масштабы общественного разделения труда и возможности личностного выбора в процессе социализации. Процессы идентификации получают высокую интенсивность в обществе, переживающем кардинальные социальные изменения.
Социальная идентификация молодежи может выступать как ядро при структурировании социологии молодежи как научной дисциплины (Ковалева, Луков, 1999) и как соответствующей ей электронной энциклопедии. До сих пор идут споры о том, является ли идентификация общей характеристикой молодежи или ее частной характеристикой. Тезаурусный подход позволяет решать вопросы структурирования электронной энциклопедии «Социология молодежи» без окончательного решения вопроса о центральном характере социальной идентификации молодежи (Луков, 2015, 2016). Социализация структурируется с помощью социальной идентификации молодежи наилучшим образом.
Лит.: Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 211 с.; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. : Институт молодежи. 224 с.; Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум, 351 с.; Эриксон, Э. (1996) Идентичность: юность и кризис: пер с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Издательская группа «Прогресс». 342 с.; Луков, В. А. (2015) Социология молодежи: проектирование электронной энциклопедии // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 61-78. DOI: 10.17805/zpu. 2015.2.7; Луков В. А. (2016) Подходы к проектированию электронной энциклопедии «Социология молодежи» // Молодежь и общество: проблемы и подходы : сб. науч. трудов / под ред. В. А. Лукова : сост. А. Б. Ручкин. М. : Центр «ГРИНТ». 200 с. С. 10-35.
Дата поступления: 15.10.2016 г. SOCIAL IDENTIFICATION OF YOUTH
А. I. Kovaleva (Moscow University for the Humanities)
This article has been originally written for an online encyclopedia. The term 'social identification' is widely used in sociology of youth, referring to a specific situation young people face under different historical conditions in various countries. The notion of identification of youth forms the core of the sociology of youth as we know it now.
In preparing the electronic edition of "Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia", we treated social identification of youth as its base underlying concept.
Keywords: identification; social identification of youth; sociology of youth; electronic encyclopedia; "Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia"
references
Kovaleva, A. I. (2011) Obshchestvo i lichnost: Lektsii po sotsiologii, ucheb. posobie. Moscow, Mosk. gumanit. un-t Publ. 211 p. (In Russ.)
Kovaleva, A. I. (1996) Sotsializatsiia lichnosti: norma i otklonenie. Moscow, Institut molodezhi. 224 p. (In Russ.)
Kovaleva, A. I. and Lukov, Val. A. (1999) Sotsiologii a molodezhi: Teoreticheskie voprosy. Moscow, Sotsium, 351 p. (In Russ.)
Erikson, E. (1996) Identichnost': iunost i krizis. Transl. by Eng., ed. A. V. Tolstykh. Moscow, Progress Publ. 342 p. (In Russ.)
Lukov, V. A. (2015) Sotsiologiia molodezhi: proektirovanie elektronnoi entsiklopedii. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 61-78. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.7 (In Russ.)
Lukov V. A. (2016) Podkhody k proektirovaniiu elektronnoi entsiklopedii "Sotsiologiia molodezhi". In: Molodezh i obshchestvo: problemy i podkhody, sb. nauch. trudov, ed. V. A. Lukov, comp. A. B. Ruchkin. Moscow, Tsentr "GRINT". 200 p. Pp. 10-35. (In Russ.)
Submission date: 15.10.2016.
Ковалева Антонина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, проректор по учебной работе, заведующий кафедрой социологии Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук (IAS). Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 1. Тел.: +7 (499) 374-60-21. Эл. адрес: [email protected]
Kovaleva Antonina Ivanovna, Doctor of Sociology, Professor and Chair, Department of Sociology; Vice Rector for Academic Affairs, Moscow University for the Humanities; Full Member, International Academy of Science (IAS). Postal address: Bldg. 1, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-60-21. E-mail: [email protected]