Научная статья на тему 'Социология молодежи: проектирование электронной энциклопедии'

Социология молодежи: проектирование электронной энциклопедии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1699
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / НОВЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ / SOCIOLOGY / SOCIOLOGY OF YOUTH / YOUTH / YOUTH MOVEMENT / YOUTH POLICY / ENCYCLOPEDIA / SOCIOCULTURAL DESIGN / THESAURUS APPROACH / NEW ENCYCLOPEDISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луков Валерий Андреевич

Статья содержит концептуальные основы научного и издательского проекта «Социология молодежи: Электронная энциклопедия», к реализации которого приступил Московский гуманитарный университет. Целью статьи является обоснование особых возможностей энциклопедии (и именно электронной энциклопедии) в представлении системы знаний, относящихся к определенной сфере науки. Проблема применения этих возможностей в отношении такой отрасли социологии, как социология молодежи, состоит в том, что значительный по объему, разнородный по качеству, содержанию и формам представления исследовательский материал продолжает накапливаться при нерешенности концептуальных вопросов его систематизации и преобразования в компактные формы, приемлемые для накопления новых знаний о молодежи, с одной стороны, и для практического использования этих знаний для лучшего понимания молодежи и организации практической деятельности по ее многостороннему развитию, реализации и самореализации в обществе, с другой. На основе сопоставления учебников по социологии молодежи делаются выводы относительно подходов к структуре данной энциклопедии. В частности, утверждается, что чем более самостоятельную область знания составляет предмет энциклопедии, тем меньше ее структурирование следует основывать на соотношениях с другими областями знания. Это одновременно означает, что в основе конструирования такого рода энциклопедии на определенном этапе развития научного знания должна лежать авторская концепция данного предмета. В подтверждение этого тезиса рассматриваются идеи Нового Энциклопедизма, сформулированные Вл. А. Луковым (1948-2014), и опыт энциклопедических изданий, включая и электронные энциклопедии. Показывается значение тезаурусного подхода для структурирования энциклопедии и выделяются тематические гнезда (разделы) данного электронного издания: 1. Социология молодежи: основные понятия; 2. Теории молодежи; 3. Социализация молодежи; 4. Молодежь как она есть; 5. Молодежные субкультуры; 6. Молодежное движение; 7. Молодежная политика; 8. Исследователи проблем молодежи; 9. Исследовательские центры по проблемам молодежи; 10. Основные исследования по проблемам молодежи; 11. Основные издания по проблемам молодежи. Значимость проекта состоит в обеспечении широкого доступа к идеям, теоретическим разработкам, эмпирическим данным социологии молодежи как исследователей и практиков, занимающихся изучением и воспитанием молодежи, так и самой молодежи, включая молодых исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology of Youth: Designing an Electronic Encyclopedia

The article outlines the conceptual foundations of the research and editorial project “Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia” that Moscow University for the Humanities has commenced working on. Our objective in this article is to prove that encyclopedias (and in particular, electronic encyclopedias) are better equipped to provide a systematic summary of knowledge within specific spheres of science. The issue of realizing these opportunities in such a field as sociology of youth lies in the fact that a large body of material, varying in quality, content and form, keeps on accumulating while it is being systematized and fashioned into compact forms. These forms are suitable for agglomerating new knowledge on the youth, on the one hand, and for practical use of the content for both better understanding of the youth and setting up practical work to achieve the youth’s comprehensive development and self-actualization in society, on the other. Comparing the existing textbooks on sociology of youth has allowed us to reach some conclusions on how the encyclopedia should be structured. In particular, we suggest that the more self-sufficient the discipline covered by the encyclopedia is, the less it should be structured along the lines of correlation with other spheres of knowledge. At the same time, it means that designing and structuring such an encyclopedia should at a certain stage of progress of scholarly knowledge be based on an authorial view of the discipline. To prove this thesis, we turn to the ideas of ‘the New Encyclopedism’ as formulated by Vladimir A. Lukov (1948-2014), and to the experience of working on encyclopedias, including electronic ones. The article demonstrates the importance of the thesaurus approach for structuring the encyclopedia. We have specified the following thematic units for the planned electronic edition: 1. Sociology of youth: basic concepts; 2. Theories of youth; 3. Socialization of youth; 4. Youth as it is; 5. Youth subcultures; 6. Youth movement; 7. Youth policy; 8. Scholars of youth issues; 9. Research centers for youth problems; 10. Major studies of youth issues; 11. Major journals on youth issues. The contribution the encyclopedia is intended to make lies in providing widest access to the ideas, theories and empirical data sociology of youth has developed and accumulated. These materials have been created by both researchers and practicians working with the youth, and the youth themselves, including early career researchers.

Текст научной работы на тему «Социология молодежи: проектирование электронной энциклопедии»

СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ

DOI: 10.17805/zpu.2015.2.7

Социология молодежи: проектирование электронной энциклопедии*

Вал. А. Луков (Московский гуманитарный университет)

Статья содержит концептуальные основы научного и издательского проекта «Социология молодежи: Электронная энциклопедия», к реализации которого приступил Московский гуманитарный университет. Целью статьи является обоснование особых возможностей энциклопедии (и именно — электронной энциклопедии) в представлении системы знаний, относящихся к определенной сфере науки. Проблема применения этих возможностей в отношении такой отрасли социологии, как социология молодежи, состоит в том, что значительный по объему, разнородный по качеству, содержанию и формам представления исследовательский материал продолжает накапливаться при нерешенности концептуальных вопросов его систематизации и преобразования в компактные формы, приемлемые для накопления новых знаний о молодежи, с одной стороны, и для практического использования этих знаний для лучшего понимания молодежи и организации практической деятельности по ее многостороннему развитию, реализации и самореализации в обществе, с другой.

На основе сопоставления учебников по социологии молодежи делаются выводы относительно подходов к структуре данной энциклопедии. В частности, утверждается, что чем более самостоятельную область знания составляет предмет энциклопедии, тем меньше ее структурирование следует основывать на соотношениях с другими областями знания. Это одновременно означает, что в основе конструирования такого рода энциклопедии на определенном этапе развития научного знания должна лежать авторская концепция данного предмета. В подтверждение этого тезиса рассматриваются идеи Нового Энциклопедизма, сформулированные Вл. А. Луковым (1948-2014), и опыт энциклопедических изданий, включая и электронные энциклопедии.

Показывается значение тезаурусного подхода для структурирования энциклопедии и выделяются тематические гнезда (разделы) данного электронного издания: 1. Социология молодежи: основные понятия; 2. Теории молодежи; 3. Социализация молодежи; 4. Молодежь как она есть; 5. Молодежные субкультуры; 6. Молодежное движение; 7. Молодежная политика; 8. Исследователи проблем молодежи; 9. Исследовательские центры по проблемам молодежи; 10. Основные исследования по проблемам молодежи; 11. Основные издания по проблемам молодежи.

Значимость проекта состоит в обеспечении широкого доступа к идеям, теоретическим разработкам, эмпирическим данным социологии молодежи как исследователей и прак-

* Выполнено при поддержке РГНФ (проект «Социология молодежи: Электронная энциклопедия», грант №15-03-12019/14).

The article was written with support from the Russian Foundation for the Humanities (project "Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia", grant No. 15-03-12019/14).

тиков, занимающихся изучением и воспитанием молодежи, так и самой молодежи, включая молодых исследователей.

Ключевые слова: социология, социология молодежи, молодежь, молодежное движение, молодежная политика, энциклопедия, социокультурное проектирование, тезаурус-ный подход, Новый Энциклопедизм.

ВВЕДЕНИЕ

Социология молодежи — одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей современной социологической науки. Исследования, проводимые среди молодежи и выявляющие фундаментальные и преходящие черты социального облика новых поколений, признаются чрезвычайно актуальными и научным сообществом, и органами государственной власти, и структурами гражданского общества, поскольку социальные качества молодого поколения и тенденции его социализации, реализация его инновационного потенциала в значительной степени предопределяют общество будущего — его экономику, политику, социальную и культурную жизнь. Немаловажно, что с исследований на материале молодежных проблем нередко начинается путь молодых социологов в науку. Впрочем, многие «молодежники» сохраняют верность своему предмету исследований на протяжении всей жизни. Таковы итоговые работы ушедших из жизни видных социологов М. Н. Руткевича (Руткевич, 2002) и В. Т. Лисовского (Лисовский, 2000), историка В. К. Криворученко (Криворученко, 2005, 2013), ювенолога Е. Г. Слуцкого (Основы ювенологии ... , 2002; Ювеноло-гия ... , 2004). Начинавшие свои исследования проблем молодежи в 1970-1980-е годы И. М. Ильинский, Г. А. Чередниченко, М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, Д. Л. Константи-новский в 2000-2010-е годы опубликовали обобщающие монографии, опирающиеся как на ранее полученные научные результаты, так и на новые разработки и концептуальные решения (Ильинский, 2001, 2011; Чередниченко, 2014; Горшков, Шереги, 2010; Константиновский и др., 2011, 2014). На молодежных исследованиях сформировался научный авторитет таких социологов, определяющих ныне лицо российской социологии молодежи, как Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, А. И. Ковалева, Е. Л. Омельченко (Зубок, 2007; Зубок, Чупров, 2008; Ковалева, Богданова, 2012; Омельченко, 2004).

Накопленный материал эмпирических исследований, значительное число теорий молодежи, наблюдений и обобщений в области молодежного движения, многообразие концепций молодежной политики — все это теоретическое и практическое богатство нуждается в систематизации, которая учитывала бы, с одной стороны, быстрое обновление феноменов, характеризующих состояние и тенденции развития молодежи, с другой — парадигмальные изменения в социологии в целом и в социологии молодежи в частности, вытекающие из развития науки как формы общественного сознания, знаниевой системы и профессионального сообщества. Электронная версия энциклопедии дает гораздо больше возможностей для представления новейших тенденций в данной отрасли социологии и одновременно более глубокого освещения вопросов ее истории, теории, применяемых исследовательских методов и технологий.

Цель настоящей статьи состоит в обосновании этих особых возможностей энциклопедии (и именно — электронной энциклопедии) в представлении системы знаний, относящихся к определенной сфере науки.

СУТЬ НАУЧНОЙ ПРОБЛЕМЫ Следует с самого начала представлять себе характер решаемой при создании энциклопедии «Социология молодежи» задачи. Собрание терминов (словарных статей)

и их расположение в алфавитном или каком-то другом порядке — лишь поверхностный слой ожидаемого результата, под которым скрывается сложное конструирование несущих опор этой отрасли социологии. Научная по своему содержанию проблема состоит в том, что значительный по объему, разнородный по качеству, содержанию и формам представления исследовательский материал в области социологии молодежи продолжает накапливаться при нерешенности концептуальных вопросов его систематизации и преобразования в компактные формы, приемлемые для накопления новых знаний о молодежи, с одной стороны, и для практического использования этих знаний для лучшего понимания молодежи и организации практической деятельности по ее многостороннему развитию, реализации и самореализации в обществе, с другой.

Проблема эта на каждом этапе исторического развития имеет свои особенности и характеризуется разной степенью остроты при сохранении актуальности. Особенно она обострилась в конце 1960-х годов, когда многочисленные эмпирические исследования молодежи показали свою оторванность от реальных процессов и не смогли дать материал для понимания обстановки в молодежной (прежде всего студенческой) среде и принятия адекватных действий в отношении «бунта молодежи», охватившего все развитые страны Запада. Направленные на преодоление кризиса в социологии того времени изменения в организации научных исследований важны, но сегодня, в ситуации становления информационного общества, недостаточны. Означенную научную проблему необходимо решать с учетом фундаментальных изменений в социальном статусе и коммуникациях молодежи, что должно отразиться и на систематизации достигнутых социологией молодежи результатов.

Как решаются эти задачи при формировании структуры представления социологии молодежи? Показательным может быть сопоставление структур учебников (учебных пособий) по социологии молодежи, поскольку в таких изданиях существенны выделение дидактических единиц (в данном случае совпадающих с составом терминов, применяемых в социологии молодежи) и логика их взаимного расположения (тематическая группировка). Приведем в таблице (см. с. 64) группировки содержания (иными словами — базовую конструкцию дидактических единиц, а в аспекте науки — терминологических рядов) соответствующей учебной дисциплины, представленной в трех учебниках по социологии молодежи (Социология молодежи, 1995аЬс; Социология молодежи, 2001; Чупров Зубок, 2011).

Из таблицы видно, что первое из учебных изданий строится преимущественно на соотнесении тех или иных аспектов социологии молодежи с другими отраслями социологии: социологии образования, социологии общественного мнения, социологии культуры, социологии религии и т. д. «Социология молодежи» в трех книгах, введение для которой написали видные российские социологи А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов (Социология молодежи, 1995а: 4-5), отражала тот этап развития социологических исследований молодежи, который еще не отделялся от всей системы отраслевой социологии, и трактовка молодежной проблематики как аспекта других, уже устоявшихся по своему исследовательскому предмету отраслей, была вполне оправданной. Те же установки определили структуру доработанного издания этого учебника, вышедшего в 1996 г. под редакцией В. Т. Лисовского (Социология молодежи, 1996). В «Социологии молодежи» 2001 г. заметно смещение от смежных отраслей социологии к той сфере социальной реальности или той социальной характеристике, которая соотносится с их носителем — молодежью. И хотя этот принцип проведен непоследовательно и иногда слишком неопределенно, он свидетельствует,

СТРУКТУРИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социология молодежи : учеб. пособие / науч. ред. В. Т. Лисовский. М, 1995. Кн. 1-3

Основные понятия социологии молодежи и проблемы социализации.

Теоретико-методологические проблемы анализа молодежного сознания и поведения. Молодежь как субъект социальных отношений. Социология личности и коллектива.

Молодежь России: общие оценки, выводы и прогнозы. Социология образования. Молодежь в сфере трудовой деятельности. Социология общественного мнения.

Любовь, секс, семья как объект социологического и социально-психологического исследования.

Молодежные правонарушения и социальная практика.

Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи. Социология культуры и межличностных отношений. Социология религии. Социальные аспекты государственной молодежной политики.

Специфика методов и процедур социологического изучения молодежи

Социология молодежи : учеб.

пособие / под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д, 2001

Социология молодежи как отрасль социологического знания.

Юность: возрастные и социально-психологические аспекты.

Социокультурные аспекты жизненного цикла человека. Социализация молодежи.

Политическая социализация молодежи.

Ценностные ориентации молодежи.

Молодежная субкультура. Религиозность молодежи. Молодежь в системе образования и науки.

Молодежь: семейно-брачные и сексуальные отношения. Молодежь на рынке труда. Молодежь и социальное неравенство.

Молодежная миграция в России.

Молодежь: политика, армия и межнациональные отношения.

Девиантное поведение молодежи.

Государственная молодежная политика

Чупров В. И, Зубок Ю. А. Социология молодежи : учебник. М, 2011

Социология молодежи: особенности объекта и предмета науки.

Социально-групповые особенности молодежи.

Методологические проблемы социологического изучения процесса социализации. Воспроизводство социальной структуры. Социальное развитие молодежи. Молодежь в условиях социальной неопределенности и риска.

Социальные конфликты в молодежной среде. Проблемы девиантного поведения молодежи. Экстремизм в молодежной среде. Институциональная регуляция и саморегуляция социальных взаимодействий молодежи.

Методические проблемы социологического исследования молодежи

что в самой социологии молодежи происходят некоторые существенные переориентации. В «Социологии молодежи» 2011 г. эти переориентации уже заметны в полной мере. В чем они?

«Социология молодежи» 1995 г. строилась фактически по модели структуры государственных докладов о положении молодежи, практика создания которых шла от

первого доклада, подготовленного группой ученых под научным руководством И. М. Ильинского (Молодежь России . , 1993). Принципиальная конструкция докладов — распределение информационно-аналитических блоков по сферам жизнедеятельности молодежи. В учебном пособии, часть авторов которого участвовала в подготовке первого доклада, принять такой подход было естественно и по существу, и организационно: он позволял работать коллективу, включающему 35 ученых — представителей разных научных направлений и школ. В противоположность «сфер-ному» подходу в учебнике «Социология молодежи» 2011 г. в центр его конструирования поставлена концепция социального развития молодежи (Чупров, Зубок, 2011: 150-163). Понятием «социальное развитие молодежи» авторы обозначают «последовательный процесс изменения социального положения и детерминированных им сущностных сил (потенциальных и побудительно-мотивационных), отражающихся в специфических формах ее социальной деятельности» (там же: 150). Иными словами, система социальных отношений воспроизводится циклично, но не просто повторяет предыдущие этапы, а вносит в них новое содержание по мере того, как происходит изменение места молодежи в социальной структуре. Социальное развитие молодежи выступает, таким образом, как определенная направленность ее социальной мобильности. Критерий этого процесса — степень достижения молодежью социальной зрелости, которая отражается (по мере интеграции молодежи в общество) в приобретении и изменениях собственного социального статуса и характере идентификации с социальными группами. Содержание этого процесса — переход индивида или группы от одного этапа жизнедеятельности к другому, или транзиция.

Транзиция — ключевое слово концепции, оно маркирует целую серию взаимозависимых статусных переходов, «главный вектор которых направлен на достижение самостоятельной жизни и включает создание семьи, карьерный рост, общественную активность и т. д.» (там же: 152). В союзе с транзицией выступает мотивационная сфера сознания, которая, согласно данной концепции, является важнейшей качественной характеристикой социального развития молодежи. Это сочетание ведущих характеристик позволяет выявить линейную и нелинейную динамику в социальном развитии молодежи, его (развития) источники, с одной стороны, и сбои (деформации), с другой. Наконец, существенно, что концепция учитывает изменение механизма социального развития в условиях трансформаций в обществе.

Второе ключевое звено концепции — рискологическая теория молодежи, выдвинутая Ю. А. Зубок (Зубок, 2003, 2007). Опирающаяся на популярную в современной социологии характеристику общества через термин «общество риска», исследовательница показывает, что для молодежи риск — естественная позиция (сущностное свойство), присущая ей в разные эпохи и предопределенная ее местом в обществе и переходным характером становления социальной субъектности (Чупров, Зубок, 2011: 202).

От этой авторской концепции учебника, соединяющей теоретическое конструирование социального развития молодежи и рискологическую концепцию молодежи, лежит прямой путь к осмыслению проблем занятости молодежи в общественном производстве, ее материального положения, социального расслоения в ее среде и другим аспектам социальной структуры. Здесь столь же логично развиваются темы социальных конфликтов и экстремизма в молодежной среде. Но здесь находится место и для характеристики духовного развития молодежи, уровня ее политического сознания и участия в политике, ценностных ориентаций. Это и определяет отбор терминов и их композицию в учебнике.

Какие выводы из рассмотренных структур учебных изданий вытекают для энциклопедии «Социология молодежи»?

1. При видимой простоте структуры энциклопедии ее внутренние пласты опираются на те же способы конструирования, что и в учебнике. Учебники по своим задачам близки энциклопедическим изданиям в силу того, что те и другие ориентированы на представление знания в определенной сфере деятельности как (1) максимально полного и (2) утвердившегося в научном сообществе. Как учебник, так и энциклопедия не строятся в форме дискуссии, полемики, предположений и хоть дают о них информацию, но преимущественно в констатирующем плане (например, об имеющихся точках зрения).

2. Чем более самостоятельная область знания составляет предмет энциклопедии, тем меньше ее структурирование следует основывать на соотношениях с другими областями знания. Это одновременно означает, что в основе конструирования такого рода энциклопедии на определенном этапе развития научного знания должна лежать авторская концепция данного предмета.

3. Такая авторская концепция должна быть достаточно широка, чтобы не ограничивать представление в энциклопедии многообразных точек зрения по данному предмету, и быть в той или иной мере признанной (или не отвергнутой) в научном сообществе, чтобы идентификация с ней энциклопедического издания не создавала заранее критического к нему отношения, не отвращала от работы в ней потенциальных авторов и обращения к ней за информацией потенциальных пользователей.

ОПЫТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ В СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ

Систематизации в форме энциклопедии может быть подвержен, по всей видимости, такой сегмент научного знания, который имеет достаточно целостный характер и в отношении которого накоплен определенный опыт теоретической концептуализации. Социология молодежи имеет такой опыт, если учитывать широкий спектр теорий молодежи, к которым в этом случае будут отнесены и теории, сформировавшиеся в русле социальной психологии, культурной антропологии, педагогики и т. д. Многие из таких теорий изначально междисциплинарны, поскольку складывались в эпоху слабой дифференциации гуманитарных наук по предмету и методу исследования.

Обобщающие работы в области исследования молодежной проблематики появляются в первой четверти XX в. (Г. С. Холл, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, В. Штерн, А. Фрейд, В. Райх и др.) и на протяжении столетия развиваются по трем основным направлениям: 1) трактовка молодежи как носительницы психофизических свойств молодости, 2) осмысление молодежи как культурной группы, 3) раскрытие социальной функции молодежи. Взлет социологии молодежи в 1960-е — начале 1970-х годов идет по тем же путям, прежде всего по второму (Ш. Эйзенштадт, Ф. Тенбрук, Т. Роззак и др.) и третьему (Г. Шельски, Л. Розенмайр и др.) направлениям. В той или иной мере эти направления сохраняются и сегодня. В отечественной науке систематические исследования молодежи также берут начало в 20-е годы XX в. (Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд и др.), играют наиболее активную роль в период возвращения социологии в советскую науку в 1960-1970 гг. (Б. А. Грушин, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др.) (Социологи России и СНГ ... , 1999). В 1980-2000-е годы в социологии молодежи утверждаются основные научные школы, организуются крупные мониторинговые исследования, разрабатываются фундаментальные научные теории молодежи, молодежного движения, молодежной политики (Луков, 2012; Социологи России ... , 2014).

В два последние десятилетия в мировой и отечественной социологии становятся особо значимыми для исследований молодежи проблемы ее социализации, социальной, культурной, половой идентичности, ее социального самочувствия в обществе риска и др. В российской социологии молодежи формируются несколько фундаментальных теорий молодежи (И. М. Ильинский, Ю. А. Зубок, Е. Л. Омельченко, Вал. А. Луков и др.), осуществлены масштабные социологические проекты.

Важный шаг в систематизации полученных в социологии молодежи данных был сделан при подготовке первого в мире энциклопедического словаря «Социология молодежи» (Социология молодежи, 2008), подготовленного учеными ИСПИ РАН, Московского гуманитарного университета, РГСУ (авторы-составители — Ю. А. Зубок, В. И. Чупров, Вал. А. Луков, А. И. Ковалева). Уже в этом издании возникли вопросы словника, который по необходимости должен был выйти за рамки установившегося в социологических энциклопедиях состава терминов. Небезынтересно в этом плане сопоставление словника данного энциклопедического словаря со словником «Социологической энциклопедии» в двух томах (Социологическая энциклопедия, 2003аЬ), главным редактором которого был член-корреспондент РАН В. Н. Иванов и авторами основных статей, относящихся к сфере социологии молодежи, — те же исследователи, что выступили в качестве составителей энциклопедического словаря «Социология молодежи». Ряд терминов совпадает, и иного не могло бы быть в изданиях, где предметная область одного термина покрывает предметную область другого. Таковы, в частности, термины «возраст», «дискриминация возрастная», «молодежь», «молодежные движения», «социализация», «субкультура молодежная» и многие другие. Очевидна обоснованность отсутствия в энциклопедии многих терминов, отражающих частные явления молодежной среды, уместные в отраслевом энциклопедическом словаре («рабочая молодежь», «сельская молодежь», «студенческие строительные отряды», «яппи» и т. п.). Но отсутствие в «Социологической энциклопедии» таких терминологических статей, как «социальные практики», «социальное конструирование реальности», или таких сегментов реальности, как «любовь», «музыка», «развлечения», «танцы» и т. д., означает уже определенные установки в отношении того, что считать социологическим термином, а что нет.

При формировании словника энциклопедического словаря «Социология молодежи» стояли проблемы представления в справочнике энциклопедического типа не только конструкции исследовательской работы, но и самих свойств молодежи, и это определило включение в словник многих терминов, которые до выхода данного издания социологическими терминами, собственно, и не воспринимались. Чтобы понять, насколько такое решение оправданно в энциклопедии, следует обратиться к ее специфике как жанра научной литературы.

НОВЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ

Специфика жанра энциклопедии в трактовке научной школы Московского гуманитарного университета была раскрыта в ходе научной конференции «Новый Энциклопедизм», проведенной Институтом фундаментальных и прикладных исследований (ИФПИ) МосГУ 15 февраля 2013 г. (Ламажаа, Луков, 2013). Идею «Нового Энциклопедизма» выдвинул Вл. А. Луков (1948-2014), рассматривая ее как концептуальное основание Программы научно-образовательного информационного поля, объединяющей прежде всего работы в области создания электронных энциклопедий. Идея была поддержана сотрудниками ИФПИ (Программа ... , 2012: Электр. ресурс; Ламажаа, 2014), она придала перспективу многочисленным исследовательским проектам, вы-

полненным в форме энциклопедических изданий. Наиболее значительны из этих проектов «Новая российская энциклопедия» в 12 т. (2005, изд. продолжается), в создании которой Вл. А. Луков играл выдающуюся роль, его энциклопедические проекты в области мировой литературы — «Французская литература от истоков до начала новейшего периода: электронная энциклопедия» (www.litdefrance.ru); «Современная французская литература: электронная энциклопедия» (www.modfrancelit.ru) и др.; электронная энциклопедия «Мир Шекспира» под редакцией Н. В. Захарова и Б. Н. Гайдина (www.world-shake.ru); регулярная публикация с 2004 г. раздела «Энциклопедия гуманитарных наук» в научном журнале «Знание. Понимание. Умение»; упомянутые «Социологическая энциклопедия» в двух томах; энциклопедический словарь «Социология молодежи», другие издания с участием сотрудников ИФПИ.

В чем состоит идея Нового Энциклопедизма как концептуальной основы Программы научно-образовательного информационного поля, осуществляемой ИФПИ? Программа, и это следует отметить, вовсе не рассчитана на решение задач национального или мирового уровня, ее цели вполне утилитарны и локальны, связаны с насущными задачами конкретного университетского сообщества. Прежде всего речь идет об обеспечении открытости информации о вузе и о создании информационного поля в электронных средствах информации для решения практических задач по организации учебной, воспитательной, социально-культурной деятельности вуза. Лишь третья из задач программы предполагает некоторое продвижение за пределы университета: «создание информационного поля в Интернете для проведения и сообщения о результатах научно-исследовательской, научно-методической работы, создания в МосГУ крупного и широко признанного центра фундаментального гуманитарного знания и системы интернет-ресурсов образовательной, просветительской информации для студентов университета, населения страны, гуманитариев мира» (Программа ... , 2012: Электр. ресурс). В общем, из таких задач не следует концептуального обобщения на уровне Нового Энциклопедизма.

В чем же в таком случае концептуальное основание данной программы как ориентированной на энциклопедический способ организации знания? Имеющиеся в распоряжении МосГУ информационные ресурсы могут быть оценены скорее как фрагментарные. Их связь, конечно, видна, но объединяющий принцип в большей мере просматривается в научно-организационной стороне проектов, включенных в программу, нежели в их содержательной связи (Луков Вал, Луков Вл., 2013с: 80). Только с разработкой в ИФПИ методологической части тезаурусного подхода (Луков Вал., Луков Вл., 2008, 2013а) появилась возможность увидеть принципиальную возможность встраивания энциклопедического каркаса в мозаику имеющихся ресурсов. Здесь важным становится понимание того, что та или иная программа, направленная на возрождение культа гуманитарного знания и продвижение образовательной революции (термин в значении, приданном ему И. М. Ильинским: Ильинский, 2002), в определенном ракурсе предполагает также преодоление информационного взрыва — экспоненциального увеличения знаний. Негативные последствия информационного взрыва для обычного человека в его повседневной жизни определяются не тем, что неусвоенных им знаний становится все больше и больше, а тем, что их переизбыток деформирует тезаурус как ориентационный комплекс и накопленный социальный и культурный опыт все быстрее должен обновляться, чтобы соответствовать требованиям окружающей социокультурной среды. В этом — субъектно значимом — аспекте существенна перестройка картин мира, теряющих свою устойчивость и, следовательно, ориентационную надежность (Луков Вал., Луков Вл., 2013Ь: 10).

Анализ мирового опыта создания энциклопедий или группировки знаниевых систем по энциклопедической модели начиная с таких их прообразов, как перечень терминов в Египте II тысячелетия до н. э., свод знаний в Китае Х11-Х вв. до н. э. и самой ранней энциклопедии Спевсиппа, созданной примерно в 350 г. до н. э., о которых можно судить лишь гипотетически, и вплоть до электронных энциклопедий последних лет показывает, что энциклопедическая модель основывается на замысле создания исчерпывающего в своей полноте свода знаний. Такой замысел и порождающая его убежденность, что полный свод человеческих знаний создать принципиально возможно, хотя бы и в превращенном виде, сохраняются и в любом новом проекте энциклопедии. Эта важная установка, с одной стороны, имеет все признаки прекрасной, но фантастической идеи, с другой — вполне реалистична, если исходить из тезаурусной теории и методологии субъектной организации гуманитарного знания. В последнем случае применительно к тезаурусу как ориентационному комплексу мы трактуем полноту знаний как качественный, а не количественный их признак (Луков Вал., Луков Вл., 2008: 63).

Знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» под редакцией Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбера (1751-1780), положившая начало просветительского движения энциклопедизма, при внимательном рассмотрении ее конструирования показывает именно такой — соотносимый с тезаурусной теорией — подход. Следует учитывать, что в середине XVIII в. произошла грандиозная трансформация способа мировосприятия: появление «Энциклопедии» под редакцией Дидро и Д'Аламбера свидетельствует о том, что отныне целостное осмысление совокупности человеческих знаний доступно только коллективу специалистов (т. е. экспертов по фрагментам общей картины мира и знания о нем), а не отдельному человеку. Это наиболее очевидное различие между энциклопедичностью (свойством индивида) и энциклопедизмом (свойством группы ученых, получивших название «энциклопедисты», «просветители», составивших влиятельное социокультурное движение).

Тем не менее в «Энциклопедии» Д'Аламбера и Дидро энциклопедизм лишь в некоторых чертах подобен энциклопедизму современных универсальных энциклопедий. Отличие, как мы показали (Луков Вал., Луков Вл., 2013с: 83), может быть сведено к трем характеристикам: во-первых, отбор статей Дидро как ответственный редактор издания на протяжении 25 лет вел на основе определенной идейной платформы; во-вторых, наиболее важные из этих статей писались кругом лиц, которые выступали в отношении этой идейной платформы как единомышленники; в-третьих, само содержание словарных статей преимущественно было направлено на раскрытие просвещенческой идеологии; в-четвертых, в результате этого «Энциклопедия» как целое (а не только введение, написанное Д'Аламбером) выступала идейным манифестом, представленным в словарной форме. В известном смысле эта энциклопедия выступала как последовательное проведение тезаурусного принципа в этом типе изданий.

Такой путь энциклопедического конструирования является наиболее перспективным и в современных условиях. В конечном счете все энциклопедии тезаурусно ориентированы, но это не всегда осознается их создателями и пользователями.

СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТРОННЫХ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ

Наиболее впечатляющим проектом электронной энциклопедии стала Википедия СШЫресНа), которая характеризуется (по самоопределению) как «свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия, реализованная на принципах Вики» (Википедия: Электр. ресурс). По автохарактеристике, главной осо-

бенностью Википедии является то, что «создавать и редактировать ее статьи может любой соблюдающий правила Википедии пользователь сети Интернет. Все вносимые такими добровольцами в какую-либо статью этой энциклопедии изменения незамедлительно становятся видными всем посетителям сайта. Википедия создается добровольцами со всего мира на 277 мировых языках, а также на 493 языках в инкубаторе. Она содержит более 30 миллионов статей. Интернет-сайт Википедии является пятым по посещаемости сайтом в мире — в марте 2013 года его посетили более 517 миллионов человек. Запущенная в январе 2001 года Джимми Уэйлсом и Ларри Сэнгером Википедия сейчас является самым крупным и наиболее популярным справочником в Интернете. По объему сведений и тематическому охвату Википедия считается самой полной энциклопедией из когда-либо создававшихся за всю историю человечества» (там же).

Правда, сама Википедия отмечает некоторые системные недостатки своего замысла: «Надежность и точность Википедии вызывают вопросы. Другая критика указывает на подверженность Википедии вандализму, а также добавлению ложной или непроверенной информации. Однако научные исследования свидетельствуют о том, что в Википедии следы актов вандализма обычно оперативно устраняются» (там же).

В аспекте тезаурусного подхода претензии Википедии на всеохватность и доступность для любого автора могут быть также подвергнуты критике. Оговорка в определении относительно того, что автор обязан соблюдать «правила Википедии» уже является ориентирующим, или иначе — тезаурусно ограничивающим условием. Существенно и то, что владельцем сайта www.wikipedia.org является американская некоммерческая организация «Фонд Викимедиа», имеющая 39 региональных представительств. При всей «всеядности» и этот крупнейший проект электронной энциклопедии не является исчерпывающим по тематике и в конечном счете подконтролен внешней для автора силе. Впрочем, даже при наличии такого внешнего контроля в Ви-кипедии утеряна целостность энциклопедии в ее тезаурусном аспекте, поскольку редактирование в смысле придания единства изданию лишилось своей организующей роли. Учитывая все это, невозможно при характеристике Википедии использовать понятие «энциклопедия» в его собственном смысле.

Однако электронная энциклопедия может эффективно развиваться, и не следуя модели Википедии. Когда мы говорим о Новом Энциклопедизме, то подразумеваем под этим сочетание тезаурусной оформленности энциклопедии и кумулятивности в ее формировании. Тезаурус не обязательно должен идентифицироваться с позицией авторитетного редактора, и возможность создавать энциклопедическую программу на базе научного коллектива придает исследовательской деятельности естественную однородность и общую направленность (Тезаурус социологии, 2009). Кумулятив-ность в создании энциклопедического продукта позволяет корректировать замысел по ходу дела. Это придает мобильность энциклопедии, которая на бумажном носителе требует предварительной проработки замысла с очень незначительной перспективой его последующей корректировки. Длительные сроки издания многотомных энциклопедий (например, Большой советской энциклопедии — с 1970 по 1978 г.) ставят в этом отношении трудноразрешимые задачи.

КОНСТРУИРОВАНИЕ «СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ» КАК ЭЛЕКТРОННОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Выработка концептуальных оснований систематизации теоретических и эмпирических ресурсов социологии молодежи и их преобразования в компактные формы,

приемлемые для дальнейшего развития социологической науки и для практики работы с молодежью и раскрытия ее инновационного потенциала, составляет конкретную задачу, которую предстоит решить при создании электронной энциклопедии «Социология молодежи». При этом предстоит учесть, что систематизация научных зданий о молодежи с применением форм электронной энциклопедии соответствует современному представлению компактных знаний в предметной области, которая востребована как в научной среде (в том числе среди молодых ученых, особенно активно избирающих для изучения проблемы молодежи), так и практиками в сфере государственного и муниципального управления, организаторов работы с молодежью в государственных, муниципальных учреждениях, общественных объединениях (включая молодежные и детские), а также молодежью в собственном смысле слова — прежде всего обучающимися в различных типах и видах образовательных организаций, участвующих в различных формах организованного и спонтанного молодежного движения и т. д. Этим определяется и расширение применения электронной энциклопедии за рамками специализированных научных сообществ.

Какие тематические гнезда существенны для проекта, если исходить из интересов обозначенного круга потенциальных пользователей электронной энциклопедии? В предварительном порядке можно выделить 11 таких тематических гнезд (разделов).

1. Социология молодежи: основные понятия. В разделе будут представлены такие понятия, как «молодежь», «молодость», «возраст», «роли социальные молодежи», «ценностные ориентации молодежи» и др., отражающие на понятийном уровне специфику данной отрасли социологии. Сюда же будут помещены статьи, в которых характеризуются методы социологического исследования с выделением особенностей их применения в исследованиях молодежи.

2. Теории молодежи. Группа терминов, которая войдет в этот раздел, отразит многообразие подходов к осмыслению феномена молодежи в форме теоретических концепций. Здесь по необходимости придется выйти за пределы социологии и представить теории, в которых молодежь трактуется как носитель психофизических свойств молодости, как феномен культуры, как объект и субъект процесса преемственности и смены поколений. В современной социологии молодежи невозможно не учитывать всего многообразия теоретических концепций молодежи и общего направления к интеграции гуманитарного знания на принципах междисциплинарности, а сегодня — и трансдисциплинарности.

3. Социализация молодежи. Этот блок через понятийные ряды раскрывает тему «Молодежь и общество». Здесь представлены как теории социализации, так и ее характеристики как реального процесса с соответствующими институтами, нормами, нарушениями этих норм и т. д. Выделение этого раздела, среди прочего, связано с развитием в Московском гуманитарном университете научной школы по проблемам социализации (Ковалева, 2012; Луков, Боков, 2014).

4. Молодежь как она есть. Характеризуются базовые социальные свойства молодежи («гендерные различия», «инновационность», «социальная мобильность» и т. д.), важные для нее социальные коммуникации («дружба», «любовь», «социальные сети»), ценностные ориентации («патриотизм», «нигилизм» и т. д.), социальные практики («бодибилдинг», «танцы» и т. д.). Характеризуется мир вещей, знаков, символов, имеющих особое значение для молодежи. Отражается мир повседневной жизни молодого поколения.

5. Молодежные субкультуры. С учетом интереса в обществе к этим целостным фрагментам стиля жизни некоторой части молодежи им будет посвящен раздел с ха-

рактеристикой наиболее заметных субкультурных явлений разных периодов («хиппи», «панки», «рейверы», «толкинисты», «хакеры» и др.).

6. Молодежное движение. В этом разделе молодежное движение рассматривается как способ освоения молодежью социальной субъектности. В отличие от молодежных субкультур, имеющих базовую установку на отдаление от общества и противопоставление ему своей картины мира и ценностных ориентаций, молодежное движение в соответствующих статьях будет представлено как активная сила развития и преобразования общества.

7. Молодежная политика. Раздел ориентирован на представление различных моделей молодежной политики, сформировавшейся в мире, их концептуальное обоснование, практику реализации. Дается, в частности, информация об основах государственной молодежной политики, принятых в России («законодательство о молодежи», «государственный доклад о положении молодежи в Российской Федерации», «государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений» и т. д.).

8. Исследователи проблем молодежи. Раздел будет построен как персоналия и содержать биобиблиографические сведения об ученых, исследования которых по проблемам молодежи получили признание в научном сообществе.

9. Исследовательские центры по проблемам молодежи. В разделе будет собрана информация об основных организациях, осуществлявших в прошлом и осуществляющих сегодня исследования в области социологии молодежи.

10. Основные исследования по проблемам молодежи. Наиболее значимые исследовательские проекты в области социологии молодежи в этом разделе будут представлены краткими обзорами полученных результатов.

11. Основные издания по проблемам молодежи. По образцу, который дает упоминавшаяся «Социологическая энциклопедия» в двух томах, наиболее значительные монографии и сборники трудов по молодежной проблематике будут представлены в виде кратких рефератов.

Теоретико-методологическим основанием данного проекта является тезаурусный подход, получающий в последнее время все более широкое признание в гуманитарных и социальных науках (Костина, 2008; Селиверстова, Юмашева, 2009; Ковалева, Леви-чева, 2014; Кузнецова, 2014).

Размещение проекта в форме интернет-ресурса обеспечит неограниченный круг его пользователей. Информация о содержащихся в электронной энциклопедии материалах будет направляться органам государственной власти и органам местного самоуправления (профильные комитеты, комиссии, группы), государственным, муниципальным учреждениям, ведущим работу с молодежью, молодежным и детским общественным объединениям, вузам, исследовательским организациям по спискам рассылки в соответствии с тематикой различных секторов проекта (молодежная политика, молодежное движение, гуманитарная экспертиза молодежных проектов, методика и техника исследований молодежи и т. д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект «Социология молодежи: Электронная энциклопедия» замышлен как фундаментальное исследование молодежи, молодежного движения, молодежной политики с применением тезаурусного принципа построения энциклопедического электронного издания. Такая задача обладает признаками научной новизны. Результатом осуществления проекта станет разработка, создание, внедрение и поддержка интернет-ресурса «Социология молодежи: Электронная энциклопедия», публикация его

в виде информационного веб-ресурса начиная с 2015 г. Значимость проекта состоит в обеспечении широкого доступа к идеям, теоретическим разработкам, эмпирическим данным в этой сфере как исследователей и практиков, занимающихся изучением и воспитанием молодежи, так и самой молодежи, включая молодых исследователей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе работы над проектом предварительная его структура и соответствующий словник имеют возможность коррекции в зависимости от новых обстоятельств социальной жизни, которые потребуется отразить в энциклопедическом издании, и развития социологии молодежи как отрасли социологии. Форма электронной энциклопедии позволяет вести дискурс о таких корректирующих решениях и действиях, не теряя базовых тезаурусных установок данного проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Википедия [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: Шрз^/ги.'мЫре^а.ог^'тЫ/Википедия [архивировано в WebCite] (дата обращения: 01.05.2015).

Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. (2010) Молодежь России: социологический портрет. М. : ЦСПиМ. 592 с.

Зубок, Ю. А. (2003) Проблемы риска в социологии молодежи. М. : Моск. гуманит.-социальн. академия. 268 с.

Зубок, Ю. А. (2007) Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М. : Мысль. 288 с.

Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2008) Социальная регуляция в условиях неопределенности: Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М. : Academia. 272 с.

Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос. 694 с.

Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 592 с.

Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем : Избранное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 840 с.

Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 19-24.

Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гума-нит. ун-та. 184 с.

Ковалева, А. И., Левичева, В. Ф. (2014) [Рец. на кн.:] Луков Вал. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : Канон+, 2012. 656 с. // Социологические исследования. № 4 (360). С. 153-155.

Константиновский, Д. Л., Вознесенская, Е. Д., Чередниченко, Г. А., Хохлушкина, Ф. А. (2011) Образование и жизненные траектории молодежи: 1998-2008 годы. М. : ЦСПиМ. 296 с.

Константиновский, Д. Л., Вознесенская, Е. Д., Чередниченко, Г. А. (2014) Молодежь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М. : ЦСПиМ. 548 с.

Костина, А. В. (2008) Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. № 5. С. 102-109.

Криворученко, В. К. (2005) Молодежь и молодежная политика: термины, понятия : учеб. пособие. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 398 с.

Криворученко, В. К. (2013) Статьи последних лет. Вып. 2. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 344 с.

Кузнецова, Т. Ф. (2014) О концептуализации молодежи // Философские науки. №12. С. 134-137.

Ламажаа, Ч. К., Луков, Вл. А. (2013) Научная конференция «Новый Энциклопедизм»: идеи и итоги // Новый энциклопедизм : материалы конф. Ин-та фундамент. и приклад. исслед. Моск. гуманит. ун-та, 15 февраля 2013 г. : сб. науч. трудов / отв. ред. Вл. А. Луков, Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 80 с. С. 3-8.

Ламажаа, Ч. К. (2014) Из истории энциклопедизма // Науч. труды Моск. гуманит. ун-та. №12 (168). С. 40-52.

Лисовский, В. Т. (2000) Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие. СПб. : СПбГУП. 519 с.

Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, В. А., Луков Вл. А. (2013а) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013b) Новый Энциклопедизм: преодолевая информационный взрыв // Новый энциклопедизм : материалы конф. Ин-та фундамент. и приклад. исслед. Моск. гуманит. ун-та, 15 февраля 2013 г. : сб. науч. трудов / отв. ред. Вл. А. Луков, Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 80 с. С. 9-23.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013c) Новый Энциклопедизм (тезаурусный анализ) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 79-85.

Луков, С. В., Боков, В. И. (2014) Проблемы социализации на страницах журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 327-335.

Молодежь России: положение, тенденции, перспективы (1993) : доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи. М. 131 с.

Омельченко, Е. Л. (2004) Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск : Симбирск. кн. 184 с.

Основы ювенологии: Опыт комплексного междисциплинарного исследования (2002) / науч. ред. Е. Г. Слуцкий ; отв. ред. И. В. Скомарцева. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : БИС-принт. 400 с.

Программа научно-образовательного информационного поля: концепция Нового Энциклопедизма (2012) / В. А. Луков, Вл. А. Луков, Н. В. Захаров, Б. Н. Гайдин, Ч. К. Ламажаа, С. В. Луков, В. А. Гневашева [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №6 (ноябрь — декабрь). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Lukovs_et-al_New-Encyclopaedism/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 05.03.2015).

Руткевич, М. Н. (2002) Социология образования и молодежи: Избранное (1965-2002). М. : Гардарики. 541 с.

Селиверстова, Н. А., Юмашева, Н. Д. (2009) Чтение в студенческой среде : Опыт социологического исследования. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 108 с.

Социологи России: История социологии в лицах (2014) : библиогр. справочник / отв. ред. Ж. Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 544 с.

Социологи России и СНГ XIX-XX вв. (1999) : биобиблиогр. справочник / редкол.: Ж. Т. То-щенко и др. М. : Эдиториал УРСС. 367 с.

Социологическая энциклопедия (2003a) : в 2 т. / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. М. : Мысль. Т. 1. 694 с.

Социологическая энциклопедия (2003b) : в 2 т. / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. М. : Мысль. Т. 2. 863 с.

Социология молодежи (1995a) : в 3 кн. / НИИ комплекс. соц. исследований СПб. ун-та, Ин-т молодежи, Ком-т РФ по делам молодежи ; науч. ред. В. Т. Лисовский. М. : Изд-во Ин-та молодежи. Кн. 1. 186 с.

Социология молодежи (1995b) : в 3 кн. / НИИ комплекс. соц. исследований СПб. ун-та, Ин-т молодежи, Ком-т РФ по делам молодежи ; науч. ред. В. Т. Лисовский. М. : Изд-во Ин-та молодежи. Кн. 2. 227 с.

Социология молодежи (1995c) : в 3 кн. / НИИ комплекс. соц. исследований СПб. ун-та, Ин-т молодежи, Ком-т РФ по делам молодежи ; науч. ред. В. Т. Лисовский. М. : Изд-во Ин-та молодежи. Кн. 3. 129 с.

Социология молодежи (1996) : учебник / отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. 458 с.

Социология молодежи (2001) : учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Када-рия и др. ; под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д : Феникс. 575 с.

Социология молодежи (2008) : энциклопедич. словарь / авт.-сост. Ю. А. Зубок, А. И. Ковалева, В. А. Луков, В. И. Чупров ; отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с.

Тезаурус социологии (2009) : темат. слов.-справ. / под ред Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 487 с.

Чередниченко, Г. А. (2014) Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М. : ЦСПиМ. 560 с.

Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2011) Социология молодежи : учебник. М. : Норма ; ИНФРА-М. 335 с.

Ювенология и ювенальная политика в XXI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования (2004) / под ред. Е. Г. Слуцкого. СПб. : Знание ; ИВЭСЭП. 734 с.

Дата поступления: 1.05.2015 г.

sociology of youth: designing an electronic encyclopedia Val. A. Lukov (Moscow University for the Humanities)

The article outlines the conceptual foundations of the research and editorial project "Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia" that Moscow University for the Humanities has commenced working on. Our objective in this article is to prove that encyclopedias (and in particular, electronic encyclopedias) are better equipped to provide a systematic summary of knowledge within specific spheres of science. The issue of realizing these opportunities in such a field as sociology of youth lies in the fact that a large body of material, varying in quality, content and form, keeps on accumulating while it is being systematized and fashioned into compact forms. These forms are suitable for agglomerating new knowledge on the youth, on the one hand, and for practical use of the content for both better understanding of the youth and setting up practical work to achieve the youth's comprehensive development and self-actualization in society, on the other.

Comparing the existing textbooks on sociology of youth has allowed us to reach some conclusions on how the encyclopedia should be structured. In particular, we suggest that the more self-sufficient the discipline covered by the encyclopedia is, the less it should be structured along the lines of correlation with other spheres of knowledge. At the same time, it means that designing and structuring such an encyclopedia should at a certain stage of progress of scholarly knowledge be based on an authorial view of the discipline. To prove this thesis, we turn to the ideas of 'the New Encyclopedism' as formulated by Vladimir A. Lukov (1948-2014), and to the experience of working on encyclopedias, including electronic ones.

The article demonstrates the importance of the thesaurus approach for structuring the encyclopedia. We have specified the following thematic units for the planned electronic edition: 1. Sociology of youth: basic concepts; 2. Theories of youth; 3. Socialization of youth; 4. Youth as it is; 5. Youth subcultures; 6. Youth movement; 7. Youth policy; 8. Scholars of youth issues; 9. Research centers for youth problems; 10. Major studies of youth issues; 11. Major journals on youth issues.

The contribution the encyclopedia is intended to make lies in providing widest access to the ideas, theories and empirical data sociology of youth has developed and accumulated. These materials have been created by both researchers and practicians working with the youth, and the youth themselves, including early career researchers.

Keywords: sociology, sociology of youth, youth, youth movement, youth policy, encyclopedia, sociocultural design, thesaurus approach, New Encyclopedism.

REFERENCES

Vikipediia [Wikipedia]. Vikipedia: Svobodnaia entsiklopediia [Wikipedia: The free encyclopedia] [online] Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия [archived in WebCite] (accessed 1.05.2015) (In Russ.).

Gorshkov, M. K. and Sheregi, F. E. (2010) Molodezh' Rossii: sotsiologicheskii portret [Russia's youth: A sociological portrait]. Moscow, Center for Social Forecast and Marketing Publ. 592 p. (In Russ.).

Zubok, Yu. A. (2003) Problemy riska v sotsiologii molodezhi [The issues of risk in sociology of youth]. Moscow, Moscow Academy for the Humanities and Social Sciences Publ. 268 p. (In Russ.).

Zubok, Yu. A. (2007) Fenomen riska v sotsiologii: Opyt issledovaniia molodezhi [The phenomenon of risk in sociology: A study of the youth]. Moscow, Mysl' Publ. 288 p. (In Russ.).

Zubok, Yu. A. and Chuprov, V. I. (2008) Sotsial'naia reguliatsiia v usloviiakh neopredelennosti: Teoreticheskie i prikladnye problemy v issledovanii molodezhi [Social regulation under the conditions of uncertainty: Theoretical and applied issues in the study of the youth]. Moscow, Academia Publ. 272 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2001) Molodezh' i molodezhnaia politika [Youth and youth policy]. Moscow, Golos Publ. 694 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2002) Obrazovatel'naia revoliutsia [The educational revolution]. Moscow, Moscow Academy for the Humanities and Social Sciences Publ. 592 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2011) Proshloe v Nastoiashchem : Izbrannoe [The past in the present : Selected works]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 840 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2012) Metodologicheskie problemy issledovaniia sotsializatsii [The methodological problems of the research of socialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 19-24. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. and Bogdanova, V. V. (2012) Traektoriia sotsializatsii [The trajectory of socialization] : A monograph. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 184 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. and Levicheva, V. F. (2014) [Rets. na kn.:] Lukov Val. A. Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyi analiz. M. : Kanon+, 2012. 656 s. [Review of: Lukov Val. A. Theories of the youth: An interdisciplinary analysis. Moscow, Kanon+ Publ., 2012. 656 p.]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 4 (360), pp. 153-155. (In Russ.).

Konstantinovskii, D. L., Voznesenskaia, E. D., Cherednichenko, G. A. and Khokhlushkina, F. A. (2011) Obrazovanie i zhiznennye traektorii molodezhi: 1998-2008 gody [Education and life paths of the youth: 1998-2008]. Moscow, Center for Social Forecast and Marketing Publ. 296 p. (In Russ.).

Konstantinovskii, D. L., Voznesenskaia, E. D. and Cherednichenko, G. A. (2014) Molodezh' Rossii na rubezhe XX-XXI vekov: obrazovanie, trud, sotsial'noe samochuvstvie [Russia's youth at the turn of the 21st century: Education, labor, social well-being]. Moscow, Center for Social Forecast and Marketing Publ. 548 p. (In Russ.).

Kostina, A. V. (2008) Tezaurusnyi podkhod kak novaia paradigma gumanitarnogo znaniia [The thesaurus approach as a new paradigm of Humanities Knowledge]. Observatoriia kul'tury, no. 5, pp. 102-109. (In Russ.).

Krivoruchenko, V. K. (2005) Molodezh' i molodezhnaia politika: terminy, poniatiia [Youth and youth policy: terms and concepts] : a textbook. Moscow, National Institute of Business Publ. 398 p. (In Russ.).

Krivoruchenko, V. K. (2013) Stat'i poslednikh let [Recent articles]. Issue. 2. Moscow, National Institute of Business Publ. 344 p. (In Russ.).

Kuznetsova, T. F. (2014) O kontseptualizatsii molodezhi [On the conceptualization of the youth]. Filosofskie nauki, no. 12, pp. 134-137. (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. and Lukov, Vl. A. (2013) Nauchnaia konferentsiia «Novyi Entsiklopedizm»: idei i itogi ["The New Encyclopedism" conference: ideas and outcomes]. In: Novyi entsiklopedizm : mate-rialy konferentsii Instituta fundamental'nykh i prikladnykh issledovanii Moskovskogo gumanitarnogo universiteta 15 fevralia 2013 goda [The New Encyclopedism : proceedings ofa conference at the Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities, February 15, 2013] : a collection of articles / ed. by Vl. A. Lukov and Ch. K. Lamazhaa. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 80 p. Pp. 3-8. (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2014) Iz istorii entsiklopedizma [From the history of encyclopedism]. Nauch-nye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 12 (168), pp. 40-52. (In Russ.).

Lisovskii, V. T. (2000) Dukhovnyi mir i tsennostnye orientatsii molodezhi Rossii [The mental world and value orientations of Russia's youth] : a textbook. St. Petersburg, St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences Publ. 519 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. (2012) Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz [Theories of the youth: An interdisciplinary analysis]. Moscow, "Kanon+" Publ., RPOD "Reabilitatsiia". 528 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub'ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia [Thesauri: The subjective organization of humanities knowledge]. Moscow, The National Insti-tute of Business Publ. 784 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013a) Tezaurusy II : Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu che-loveka i ego mira [Thesauri II: The thesaurus approach to the conceptualization of the person and his/her world]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013b) Novyi Entsiklopedizm: preodolevaia informatsionnyi vzryv [The New Encyclopedism: Overcoming the information explosion]. In: Novyi entsiklopedizm : mate-rialy konferentsii Institut a fundamental'nykh i prikladnykh issledovanii Moskovskogo gumanitarnogo universiteta 15 fevralia 2013 goda [The New Encyclopedism : proceedings of a conference at the Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities, February 15, 2013] : a collection of articles / ed. by Vl. A. Lukov and Ch. K. Lamazhaa. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 80 p. Pp. 9-23. (In Russ.).

Lukov Val. A. and Lukov Vl. A. (2013) Novyi Entsiklopedizm (tezaurusnyi analiz) [New Ency-clopaedism (The thesaurus analysis)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 79-85 (In Russ.).

Lukov, S. V. and Bokov, V. I. (2014) Problemy sotsializatsii na stranitsakh zhurnala «Znanie. Ponimanie. Umenie» [Problems of socialization in the pages of the journal "Knowledge. Understanding. Skill"]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 327-335. (In Russ.).

Molodezh' Rossii: polozhenie, tendentsii, perspektivy [The youth of Russia: Conditions, tendencies, prospects] (1993) : A report of the Committee on Youth Affairs of the Russian Federation]. Moscow. 131 p. (In Russ.).

Omelchenko, E. L. (2004) Molodezh': otkrytyi vopros [Youth: An open question]. Ulyanovsk, Simbirskaia kniga Publ. 184 p. (In Russ.).

Osnovy iuvenologii: Opyt kompleksnogo mezhdistsiplinarnogo is-sledovaniia [Foundations of juvenology: A comprehensive interdisciplinary study] (2002) / ed. by E. G. Slutskiy and I. V. Sko-martseva. 2nd edn., revised and enlarged. St. Petersburg, BIS-print Publ. 400 p. (In Russ.).

Programma nauchno-obrazovatel'nogo informatsionnogo polia: kontseptsiia Novogo Entsiklo-pedizma [Project of a research and educational information field: The conception of the New Ency-clopaedism] (2012) / Val. A. Lukov, Vl. A. Lukov, N. V. Zakharov, B. N. Gaydin, Ch. K. Lamazhaa, S. V. Lukov and V. A. Gnevasheva. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 6 (November — December) [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/ Lukovs_et-al_New-Encyclopaedism/ [archived in WebCite] (accessed 5.03.2015). (In Russ.).

Rutkevich, M. N. (2002) Sotsiologiia obrazovaniia i molodezhi: Iz-brannoe (1965-2002) [Sociology of education and youth: Selected works (1965-2002)]. Moscow, Gardariki Publ. 541 p. (In Russ.).

Seliverstova, N. A. and Yumasheva, N. D. (2009) Chtenie v studencheskoi srede : Opyt sotsio-logicheskogo issledovaniia [Reading in the student environment: a sociological study]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 108 p. (In Russ.).

Sotsiologi Rossii : Istoriia sotsiologii v litsakh [Russian social scientists: A history of social sciences in portraits] (2014) : A bibliographical companion / ed. by J. T. Toshchenko. 2nd edn., revised and enlarged. Moscow, IuNITI-DANA Publ. 544 p. (In Russ.).

Sotsiologi Rossii i SNG XIX-XX vv. [Social scientists of Russia and the CIS in the 19th-20th Centuries] (1999) : A biobibliographical companion / ed. by J. T. Toshchenko et al. Moscow, Editorial URSS Publ. 367 p. (In Russ.).

Sotsiologicheskaia entsiklopediia [Sociological encyclopedia] (2003a) : in 2 vols. / research manager G. Yu. Semigin ; ed. by V. N. Ivanov. Moscow, Mysl' Publ. Vol. 1. 694 p.

Sotsiologicheskaia entsiklopediia [Sociological encyclopedia] (2003b) : in 2 vols. / research manager G. Yu. Semigin ; ed. by V. N. Ivanov. Moscow, Mysl' Publ. Vol. 2. 863 p.

Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] (1995a) : in 3 books / Research Institute for Complex Social Studies, St. Petersburg University; The Institute of Youth; The Committee on Youth Affairs of the Russian Federation / ed. by V. T. Lisovskii. Moscow, Institute of Youth Publ. Book 1. 186 p. (In Russ.).

Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] (1995b) : in 3 books / Research Institute for Complex Social Studies, St. Petersburg University; The Institute of Youth; The Committee on Youth Affairs of the Russian Federation / ed. by V. T. Lisovskii. Moscow, Institute of Youth Publ. Book 2. 227 p. (In Russ.).

Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] (1995c) : in 3 books / Research Institute for Complex Social Studies, St. Petersburg University; The Institute of Youth; The Committee on Youth Affairs of the Russian Federation / ed. by V. T. Lisovskii. Moscow, Institute of Youth Publ. Book 3. 129 p. (In Russ.).

Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] (1996) : A textbook / ed. by V. T. Lisovskii. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ. 458 p. (In Russ.).

Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] (2001) : A textbook / Yu. G. Volkov, V. I. Dobren'-kov, F. D. Kadariia et al. ; ed. by Yu. G. Volkov. Rostov-on-Don, Feniks Publ. 575 p. (In Russ.).

Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] (2008) : An encyclopedic dictionary / Yu. A. Zubok, A. I. Kovaleva, V. A. Lukov and V. I. Chuprov ; ed. by Yu. A. Zubok and V. I. Chuprov. Moscow, Academia Publ. 606 p. (In Russ.).

Tezaurus sotsiologii [Thesaurus of sociology] (2009) : A subject-based dictionary and reference book / ed. by J. T. Toshchenko. Moscow, IuNITI-DANA Publ. 487 p. (In Russ.).

Cherednichenko, G. A. (2014) Obrazovatel'nye i professional'nye traektorii rossiiskoi molodezhi (na materialakh sotsiologicheskikh issledovanii). [Educational and professional trajectories of Russia's youth (based on sociological studies)]. Moscow, Center for Social Forecast and Marketing Publ. 560 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chuprov, V. I. and Zubok, Yu. A. (2011) Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] : A textbook. Moscow, Norma Publ. ; INFRA-M Publ. 335 p. (In Russ.).

Iuvenologiia i iuvenal' naia politika v XXI veke: opyt kompleksnogo mezhdistsiplinarnogo issledovaniia [Juvenology and juvenile policy in the 21st century : a complex interdisciplinary study] (2004) / ed. by E. G. Slutskiy. St. Petersburg, Znanie Publ. ; Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law Publ. 734 p. (In Russ.).

Submission date: 1.05.2015.

Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), академик Международной академии наук педагогического образования. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: v-lukov@list.ru

Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Honored Scientist of the Russian Federation; Vice President, International Academy of Science (Innsbruck, Austria); Full member, International Teacher's Training Academy of Science. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: v-lukov@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.