Научная статья на тему 'Научное понимание ресоциализации как основа психолого-акмеологической технологии работы со специалистами сферы «Человек - человек»'

Научное понимание ресоциализации как основа психолого-акмеологической технологии работы со специалистами сферы «Человек - человек» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
507
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СФЕРЫ "ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК" / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / SPECIALIST'S PERSONALITY OF "MAN-MAN" SPHERE / RESOCIALIZATION / DESOCIALIZATION / PROFESSIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клевцова Наталия Александровна

Предпринята попытка рассмотрения вопросов ресоциализации специалиста сферы «человек человек» (на примере врача). Дается характеристика ресоциализации, десоциализации и социализации специалиста. Предлагается интерпретация результатов десоциализации и ресоциализации врача. Определяется роль личности, направленности, копинг-стратегий в процессе ресоциализации. Рассматриваются некоторые возможные направления ресоциализации врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF RE-SOCIALIZATION AS BASIS OF PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL TECHNOLOGY OF WORK WITH SPECIALISTS OF "MAN - MAN" SPHERE

An attempt was made to consideration of resocialization questions of professional of man-man sphere (for example, a doctor). The characteristics of resocialization desocialization and socialization of specialist is given. The interpretation of the results desocialization and resocialization of a doctor is given. The role of personality, orientation, coping-strategies in the process of resocialization is defined. some of The possible directions of doctor's resocialization are discussed.

Текст научной работы на тему «Научное понимание ресоциализации как основа психолого-акмеологической технологии работы со специалистами сферы «Человек - человек»»

УДК 159.9

НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ СФЕРЫ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

© Наталия Александровна Клевцова

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, старший преподаватель кафедры психологии, e-mail: ablava@list.ru

Предпринята попытка рассмотрения вопросов ресоциализации специалиста сферы «человек -человек» (на примере врача). Дается характеристика ресоциализации, десоциализации и социализации специалиста. Предлагается интерпретация результатов десоциализации и ресоциализации врача. Определяется роль личности, направленности, копинг-стратегий в процессе ресоциализации. Рассматриваются некоторые возможные направления ресоциализации врача.

Ключевые слова: ресоциализация; социализация; десоциализация; личность специалиста сферы «человек-человек»; профессиональная среда.

Ресоциализация относится к числу социальных понятий и широко используется в криминологии, социологии, психологии и в других гуманитарных науках. Оно объективно связано с понятием «социализация». Учет значения префикса «ре» (лат. ге - повторное, возобновляемое действие), позволяет понимать ресоциализацию как «возобновление или повторность» процесса социализации.

Социализация охватывает практически все процессы приобщения индивида к культуре: его обучение и воспитание, взаимодействие с другими людьми, освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности, приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т. д.

Так как ресоциализация есть повторность социализации, следовательно, ресоциализация - процесс, т. е. закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

Противоположный социализации процесс трактуется в научной литературе как десоциализация. Данный феномен означает утрату человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, отпуск, длительная болезнь, изоляция от естественной среды и пр.) социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.

Переходным звеном от десоциализации к социализации является процесс ресоциализации.

В общественных науках ресоциализация определяется как усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия; восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности усвоение новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения [1].

В биографии человека существуют жизненные циклы - периоды жизни, отделенные друг от друга важными событиями и связанные со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. В каждом новом цикле человеку приходится многому переобучаться. Данный процесс «переобучения» как бы распадается на два этапа. Вначале происходит отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения (десоциализация), затем - обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых (ресоциализация).

Таким образом, десоциализация и ресоциализация - две стороны одного процесса, а именно социализации. Следовательно, в процессе ресоциализации происходит восстановление утраченных или усвоение новых социальных ценностей, норм, опыта общения, поведения и жизнедеятельности.

Иногда десоциализация превращается в разрушение нравственных основ личности. В этом случае ресоциализация значительно затрудняется, что не позволяет восстановить

утраченные ценности, нормы и роли. В данных случаях предшествующая десоциализация играет как положительную, так и отрицательную роль, т. к. человек теряет и негативный социальный опыт, и позитивный, необходимый ему для естественной самореализации. Здесь десоциализация означает разрушение и потерю некоторых важных ценностных и нормативных ориентаций, навыков общения, усвоенных в процессе формирования личности, а также приобщение к определенной локальной субкультуре или «контркультуре», основные установки которой противостоят общепринятым культурным ценностям [1, с. 44]; неприспособленность индивида к социальной среде, т. к. социальнопсихологическим содержанием ее является несовпадение целей и ценностных ориентации группы и личности. В этом аспекте десоциализация понимается как следствие отчуждения личности, которое охватывает многие стороны жизни общества и человека.

Для определения ресоциализации специалиста сферы «человек - человек» (на примере врача) следует более детально рассмотреть особенности личности данного специалиста, которые значительно влияют на понимание данного процесса.

Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Понятие личности специалиста сферы «человек - человек» (врача) наделено специфическим содержанием: высокая эмоциональная устойчивость, психологическая надежность, умение противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, сформированные коммуникативные навыки, развитые механизмы психологической адаптации и компенсации.

Успешная врачебная деятельность, как показывают многочисленные исследования различных авторов, как отечественных, так и зарубежных, определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной компетентности, реализуемой в отношении пациентов, их родственников, а также медицинского персонала; важную роль играют независимость и автономность врача, его уверенность в собствен-

ных силах и устойчивость в ситуациях непопулярности и отвержения, в сочетании с гибкостью и пластичностью поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях, высокая степень устойчивости к стрессу, к информационным и эмоциональным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации с высокой значимостью экзистенциально-гуманистических ценностей, формирующих дальнюю жизненную перспективу.

По утверждению С. Л. Рубинштейна личность есть совокупность внутренних условий, через которые действуют внешние причины. Внутренние условия составляют внутреннюю структуру личности специалиста сферы «человек - человек». В этой структуре различают три компонента: биологический (физический), психологический и социальный.

Биологический компонент включает различные природные свойства человека: возрастные, половые, конституционно-соматические, нейродинамические и т. п.

Психологический компонент - это совокупность психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и общения. Сюда включены ценностные ориентации личности, основные жизненные функции (выражаются в соответствующих потребностях и детерминируют поведение), внутренний социально-личностный контроль индивида [1].

По статистике приблизительно через 5 лет после начала самостоятельной профессиональной деятельности специалиста сферы «человек - человек» (врача) может формироваться психологический кризис, который, в частности, проявляется возникновением у врача очень неприятного для больных свойства цинизма. Признаками психологического кризиса являются: утрата уважения к личности больного, который начинает восприниматься как анонимное физическое тело, часть которого нуждается в терапии; формальность, поверхностность, отстраненность в межличностных взаимоотношениях «врач -больной»; отсутствие эмоциональных компонентов этих взаимоотношений [2].

Преобладание перечисленных выше ориентаций отрицательно сказывается на ресоциализации специалиста сферы «человек -человек».

Социальный компонент раскрывает основные формы взаимодействия личности с обществом. Он характеризуется с помощью таких категорий, как образ жизни, социальный статус, социальная роль. Социальный статус определяется принадлежностью лица к конкретной социальной группе, социальнодемографическими данными (образование, семейное положение и т. п.). Личность специалиста сферы «человек - человек» (врача) характеризуется потерей привычного для него социального статуса. Если под социальным статусом понимается относительное положение, занимаемое личностью в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, происхождением, семейным положением, то его утрата фактически означает потерю места личности в социальной структуре общества, в различных сферах жизни.

При рассмотрении личности специалиста сферы «человек-человек» (врача) как совокупности социально-типических свойств и качеств, сложившихся в определенной системе отношений и проявляющихся в определенных способах жизнедеятельности, главное внимание при ресоциализации должно быть уделено изменению деформированной системы отношений, что невозможно без переоценки личностью значимых для человека ценностей, без преодоления «экзистенциального вакуума» [2]. Это подтверждено многочисленными исследованиями, позволяющими предположить, что основные различия между личностями специалистов состоят в направленности личности, ядром которой является «смысл жизни» (А. Ратинов, В. Франкл). Направленность обусловливает систему побуждений личности, мотивацию поведения, содержание жизненных позиций. Она выражается в доминирующих целях и мотивах деятельности, интересах, идеалах, убеждениях, системе отношений, жизненных планах и перспективах, формируемых на основе потребностей.

Согласно В. Франклу, основной движущей силой в поведении личности является ее стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Жизненный смысл, часто теряющийся после профессионального кризиса

врача, можно открыть лишь для самого себя, и здесь главную роль играет собственная активность специалиста сферы «человек - человек» [2, с. 240]. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает неврозы, связанные с апатией, депрессией, утратой интереса к жизни.

Следовательно, для успешной ресоциализации восстановление утраченного смысла жизни является неотъемлемой задачей. Смыслы не даются человеку произвольно; они должны быть им найдены, иначе человек теряет свою автономию и либо хочет того же, что и другие, либо делает то, что другие хотят от него. Смысл - безусловное значение чего-либо, не зависящее от произвола индивидуальной мысли, отражающее объективную значимость идеи, мысли, действия, их реальное содержание.

Изложенное позволяет сделать ряд выводов.

1. Ресоциализация - процесс, т. е. закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление.

2. Переходным звеном от десоциализации к социализации является процесс ресоциализации.

3. Десоциализация и ресоциализация -две стороны социализации. Следовательно, в процессе ресоциализации происходит восстановление утраченных или усвоение новых социальных ценностей, норм, опыта общения, поведения и жизнедеятельности.

Следовательно, ресоциализация специалиста сферы «человек - человек» - это процесс восстановления индивида в качестве полноправного социализированного члена общества посредством усвоения общепринятых ценностных ориентаций, восстановления социальных функций и статуса личности.

1. Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. Ростов н/Д, 2007. С. 148.

2. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. СПб., 2001. С. 14-15.

Поступила в редакцию i9.G9.2GiG г.

i66

UDC 159.9

SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF RE-SOCIALIZATION AS BASIS OF PSYCHOLOGICAL AND ACMEO-LOGICAL TECHNOLOGY OF WORK WITH SPECIALISTS OF “MAN - MAN” SPHERE

Nataliya Aleksandrovna Klevtsova, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Senior Lecturer of Psychology Department, e-mail: ablava@list.ru

An attempt was made to consideration of resocialization questions of professional of “man-man” sphere (for example, a doctor). The characteristics of resocialization desocialization and socialization of specialist is given. The interpretation of the results desocialization and resocialization of a doctor is given. The role of personality, orientation, coping-strategies in the process of resocialization is defined. some of The possible directions of doctor’s resocialization are discussed.

Key words: resocialization; socialization; desocialization; specialist’s personality of “man-man” sphere; professional environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.