НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 УДК: 37.013.42:316.61
Якса Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
Аннотация: в статье рассмотрены феномены социализации и социального опыта. Указывается на определенную терминологическую и содержательную схожесть данных явлений. Рассмотрена связь социализации и опыта. Определенное внимание уделено рассмотрению процессов ресоциализации и десоциализации личности.
Ключевые слова: социализация, социальный опыт, десоциализация, ресоциализация, спонтанная социализация, направляемая социализация
SOCIAL EXPERIENCE AS A COMPONENT OF THE SOCIALIZATION OF THE
PERSONALITY
Yaksa Natalya Vladimirovna, doctor of pedagogical sciences, professor, Taurian academy, Crimean federal university of V. I. Vernadsky e-mail: [email protected]
Annotation: the article considers the phenomena of socialization and social experience. It is pointed to a certain terminological and content similarity of these phenomena. The connection between socialization and experience is pointed out. Particular attention is paid to the consideration of the processes of resocialization and desocialization of the personality.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018
Keywords: socialization, social experience, desocialization, resocialization, spontaneous socialization, directed socialization
Социализация в современной науке рассматривается как процесс и результат становления личности человека и одновременно как явление, отражающее все этапы становления человеческого общества в процессе его развития. Несмотря на объективное существование различных точек зрения на понимание ее сущности, связанных с глобальностью и многоаспектностью возможного рассмотрения, все сходятся к одному - проблеме взаимодействия человека и социума, вхождения человека в сложнейшую систему общественных отношений.
Социализация может быть рассмотрена как длительный непрерывный процесс вхождения человека в общество через усвоение, воспроизводство и обогащение социального опыта с одной стороны, и как включение его в систему общественных отношений — с другой.
Вся жизнь человечества есть накопление, освоение, обогащение и передача опыта из поколения в поколение. В этом заключается определенная матрица эволюции человечества, полноценное заполнение которой служит гарантом успешности данного процесса. Доказательством этого служит история существования и вместе с тем падения отдельных цивилизаций, псевдореволюционные изменения, ведущие к отказу, нивелированию накопленного ранее опыта и закономерному кризису общества.
Вместе с тем, социализация не есть гарантированный процесс поступательного развития человека, она сопровождается многочисленными объективно и субъективно существующими и возникающими рисками. На всем протяжении жизни человека существуют моменты, временные отрезки, которые служат вехами его социального становления. В психологии они носят название кризисных и псевдокризисных этапов. Кризисные этапы являются своеобразной вехой на жизненном пути человека и определяющие его дальнейшее развитие. Под псевдокризисными этапами можно понимать внешне
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 неявно проявляемые, либо принимаемые за уже преодоленные характеристики кризисного периода, при этом кризисный этап является далеко не завершенным. При этом, кризис может как содействовать личностному развитию, так и привести к серьезным внутриличностным противоречиям. Именно от успешности прохождения этих этапов зависит состояние «банка опыта» личности, векторность динамики общего процесса ее социализации.
Несмотря на разницу ментальных структур, социальных установок конкретного общества, политических, государственных, этнокультурных, и иных характеристик, в социализации существует то, что обеспечивает поступательное развитие как человечества в целом, так и каждого из его субъектов. Речь идет об опыте как содержании, смысле, ключевой идее процесса социализации. В каком аспекте не рассматривалась бы данная проблема, (в глобальном или в конкретном) вехой динамики, причем как позитивной, так и негативной, будет являться опыт, уровень и объем его параметральных характеристик.
В связи с этим существует как терминологическая, так и содержательная близость «опыта» и «социализации». Это прослеживается в трактовке термина «социализация», где в качестве ключевой характеристики выступает усвоение и воспроизводство социального опыта. «...Опыта» - как способа «проживания человеком различных жизненных ситуаций, .овладевая которыми человек получает не только способность ориентироваться в мире, но и реальные стратегии поведения в нем» [3,с.55], что, по сути, близко к трактовке «социализации» как «. включение личности в систему общественных отношений, в том числе микросоциум, в систему ролей, прав и обязанностей гражданина» [4,с.10]. Интересным, на наш взгляд является рассмотрение феномена научения как приобретение опыта — такая трактовка все чаще встречается в педагогической психологии.
Связь социализации и опыта можно проследить отчетливо в процессах десоциализации и ресоциализации. Десоциализация связана с деформацией отдельных составляющих опыта, что неизбежно ведет к потери индивидом
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 социального опыта, что может объясняться многими причинами: от влияния негативных факторов, определяющих утрату человеком ценностных ориентаций и нравственных норм, до определенных психических отклонений. Однако с другой стороны процесс десоциализации не может быть истолкован столь однозначно. Порой именно десоциализация помогает личности избавиться от накопившегося негативного как социального, так и личного опыта, способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Ресоциализация же напротив, предполагает повторное, более быстрое, во временном и психологическом аспектах, возвращение человеком утраченных навыков функционирования в социуме и ориентирует на возрождение тех частей социального или личностного опыта, востребованность в которых ощущается на всех уровнях человеческого бытия. Как видно, ядром каждого из этих процессов (социализации, десоциализации и ресоциализации) является социальный опыт человека, который и рассматривается как содержание процесса социализации — то есть то, что ребенок должен присвоить в процессе социализации. Следовательно, связь между социализацией и опытом строится в отношении от общего к частному, когда глобальный процесс социализации человека может быть рассмотрен, осмыслен только под призмой наличия у него собственного социального и соответственно личностного опыта.
Соотнося опыт, (механизм его конструирования) и социализацию как динамичные процессы, ведущие к изменению личности, можно выделить не только терминологические, но и сущностные пресечения.
Во—первых, это непрерывность того и другого, пролонгированность во времени. Начинаясь с момента появления человека на свет, они сопровождают и, по сути, характеризуют всю его жизнь как социального существа, личности вплоть до физического или психического «ухода». При этом акцентируется внимание на временной аспект социализации и опыта, отраженным в триаде «вчера» — «сегодня» — «завтра». Линия времени оказывается важной составляющей процесса социализации человека, так как позволяет определить
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 позицию и отношение к трем временным плоскостям, отраженных в прошлом опыте личности, опыте, который может быть востребован личностью «здесь и сейчас» и опыте, который может быть потенциально приобретен (траектория расширения). В аспекте социализации детства это означает, что есть необходимость в помощи ребенку определиться в отношении к «вчера -сегодня - завтра», выявить и проанализировать характер его временных линий, настроиться на действенное, мотивированное отношение к процессу целеполагания и рефлексии получаемого результата и его фиксации в виде личного опыта, формирования собственной «Я концепции».
Принимая это, опыт перестает рассматриваться только как аналог репродуктивных форм психической активности, стереотипом схем умственных действий, применяемых человеком при решении привычных задач, что ведет к переосмыслению баланса между сегментами социального наследования. От абсолютной ценности фиксированных форм опыта (опыта прошлого, как в аспекте конкретной личности, так и в глобальном звучании - опыта социума) акцент переносится на его оперативные и потенциальные формы в качестве новообразований в ближайшем или отдаленном будущем.
Во — вторых, социализация и опыт пересекаются в многочисленных точках опыта — реально свершаемых действиях, отрефлексированных и закрепленных в сознании ребенка.
Социализация есть глобальный процесс, который протекает на протяжении всей человеческой жизни и может осуществляться как стихийное, направляемое и контролируемое явление. Каждый вид отражает свой вариант формирования социального и личностного опыта человека.
Так, спонтанная социализация отражает влияние внезапно, стихийно складывающихся условий, возникновение различного рода непредвиденных проблем в результате ситуативно принимаемых решений. Усвоение, воспроизводство и обогащение социального опыта ребенком происходит в процессе обычной, не организуемой специально жизнедеятельности, как правило, на неосознаваемом, или частично осознаваемом уровне. Стихийная
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 социализация во многом связана с понятием «среды обитания», жизнедеятельности человека — с тем, что присутствует и окружает человека, игнорируя его отношение к ней. При этом индивид вынужден (в силу самых различных причин) существовать именно здесь и нигде более, что ведет часто к вынужденному принятию, адаптации к существующим нормам, правилам. Рефлексия, самооценка затруднена в силу низкой контролируемости происходящего как извне (отдельными лицами, институтами, структурами), так и изнутри - самой личностью. Однако это же ведет к большей самостоятельности проживания «точек опыта», сильным эмоциональным переживаниям, закрепляющим в ментальных структурах личности его собственные жизненные результаты.
В случае направляемой социализации происходит косвенное влияние на усвоение, воспроизводство и обогащение социального опыта опять же окружающим социумом, но из которого выделяются значимые люди для субъекта, явления, события. Здесь присутствует свобода выбора и оценки происходящего, возможность смены, (вплоть до ухода) окружающих реалий.
Что касается соотношения управляемой социализации и опыта, то оно выражается в регулируемом, преднамеренно организуемом взаимодействии человека с различными социальными институтами, семьей и образованием, как «. творением образа человека в индивиде, осуществляемое в процессе обогащения его отношений с миром, в процессе освоения ценностей культуры» [1,с.4]. Контролируемая социализация происходит как целенаправленно организуемое усвоение, воспроизводство и обогащение социального опыта в специально организуемой деятельности - социальном воспитании. Несомненно, что здесь колоссальную роль играют те агенты социализации, которые берут на себя функции управления, организации и контроля за ходом и результатом этого (ими) специально организуемого процесса.
Самостоятельная составляющая социализации, как более или менее сознательное самоизменение, саморазвитие ребенка, так же может быть выделена. На наш взгляд, этот вид социализации является центром схождения
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (12) 2018 всех рассмотренных выше - стихийной, частично направляемой и контролируемой социализации. Именно от позиции конкретного человека, его отношения к окружающему социуму во всех его проявлениях (люди, предметы, явления и др.) зависит качественная и количественная характеристика его включенности в процесс социализации, глубина (широта, значимость, применимость, адекватность и др.) его социального и личностного опыта. «Единицей» данного опыта является акт схождения между «хочу» и «надо», результатом чего является осознанный, самостоятельный выбор в конкретной возникшей ситуации, акт своеобразного социального и личностного творчества.
Она неразрывно связана с самоанализом «точек опыта», коррекции своих действий, рефлексией, внутренним диалогом, в котором ребенок оценивает, принимает или отвергает ценности, присущие тем или иным людям, общностям, формирует свое представление об окружающем мире, преобразует себя и в той или иной мере окружающую действительность, осуществляя в реалиях процесс вхождения в социум.
Список литературы:
1. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации /Под ред. Л.И. Новиковой. М.: НИИТиИП, 1992. 134 с
2. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. -Киев, 1987
3. Социальная педагогика /Под ред. В.А.Никитина. - М., 2002.
4. Страхов И.В. Психология творчества (лекция для студентов пединститутов). - Саратов, 1968.- 78 с.