Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОВОЩЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОВОЩЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОВОЩЕПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семкин А.Г., Гетманчук А.В.

В статье рассмотрена роль и значение потребительской кооперации в овощепродуктовом подкомплексе России по заготовке свежих плодов, овощей и продуктов их переработки, а формы кооперации становятся на какое-то время локомотивом экономического развития в сфере АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОВОЩЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА»

7. Soglashcnic o edinyh pravilah gosudarstvcnnoj poddcrzhki scl'skogo hozyajstva tronnyj resurs

8. Uzun V. Formirovanie i rcgulirovanic obshchego agramogo rynka Evrazijskogo ehkonomi-chcskogo soyuza // APK: chkonomika, upravlcnie. - 2015. - № 3. - S. 12-24.

9. Ushachev I. Stratcgicheskie podhody k razvitiyu APK Rossi i v kontckste mezhgosudarst-vennoj intcgracii // APK: chkonomika, upravlcnie. -2015. № 1. - S. 3-16.

10. CHcrkasova O. Potencial agramoj sfery stran BRIKS // APK: chkonomika, upravlenie. 2016. - № 2. - S. 81-86.

11. James, Clivc 20lh Anniversary of the Global Commercialization of Biotech Crops (1996 to 2015) and Crop Highlights in 2015 / CM Crops: 2015. ISAAA Brief № 51. _

Прикладные экономические исследования №3 (13), Издательство «Научный консультант», 2016

Роль и значение потребительской кооперации в системе овощепродуктового

подкомплекса

Семкин А.Г.'". Гстманчук A.B."1

"ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБИУ ВНИИЭСХ), заведующий отделом систем управления, интеграции и кооперации, доктор экономических наук "'ФГБИУ «Всероссийский ИИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБИУ ВНИИЭСХ). ведущий научный

сотрудник отдела систем управления, интеграции и кооперации, кандидат технических наук

Аннотация: в статье рассмотрена роль и значение потребительской кооперации в овощепродуктовом подкомплексе России по заготовке свежих плодов, овощей и продуктов их переработки, а формы кооперации с тановятся на какое-то время локомотивом экономического развития в сфере АПК.

Ключевые слова: овощепродуктовый подкомплекс, потребительская кооперация, кооперативный сектор экономики, инфраструктура, господдержка._

Applied Economic Researches 3(13), Published by Scientific Adviser, 2016

THE ROLE AND IMPORTANCE OF CONSUMER COOPERATION IN THE SYSTEM OF VEGETABLE PRODUCTS SUBCOMPLEX

Semkin A.G.a), Hetmanchuk A.V.b)

l)The Federal Slate Budget Scientific Institution All-Russian Research Institute of Agricultural Economics (FSBSI VNIIESH), Head of the Department of Management Systems. Integration and Cooperation.

Doctor of Economic Sciences

Ы The Federal State Budget Scientific Institution All-Russian Research Institute of Agricultural Economics

(FSBSI VNHESH), Leading scientific Member of the Department of Management Systems. Integration and Cooperation. Candidate of Technical Sciences

Abstract: the article examines the role and importance of consumer coopération in the vegetable subcomplex of Russia for harvesting fresh fruits, vegetables and processed products, and the forms of coopération becomc for some time the locomotive of economic development in the sphere of the agro-industrial complcx.

Keywords: vegetable subcomplcx, consumer cooperation, cooperative sector of economy, infrastructure, state support.

Потребительская кооперация - старейшая хозяйствующая система России в овощепродуктовом подкомплексе. Она обеспечивает закупку у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственно-технического сырья и других пищевых

продуктов, их хранение и реализацию через организации кооперативной торговли.

Традиционно потребительская кооперация занималась, в том числе заготовкой и переработкой фруктов и овощей. Хотя объем закупок данной продукции постоянно снижается (табл. 1). Потребительская кооперация закупает плодоовощную продукцию, как

у сельскохозяйственных организации, так и у населения. У населения закупается около 40% от общего объема закупок овощей и от

19 до 25% в общем объеме закупок плодов и ягод.

Таблица 1 - Объем закупок плодоовощной продукции потребительской кооперацией

Показатели Все категории хозяйств в том числе у населения

Объем закупок, тыс. г 2015 г. в % к 2010г. Объем закупок, гыс. т 2015 г. в % к 20010 г.

2010 г. 2015 г. 2010г. 2015г.

Овощи 90,3 81,8 90,6 37,9 30,6 80,1

Плоды и ягоды 50,1 49,9 99,6 12,3 9,3 75,6

Источник: Годовые отчеты Центросоюза

Плодоовощную продукцию невозможно хранить длительное время на складе, ожидая более выгодной конъюнктуры. Поэтому для сохранения высокого качества и свежего вида плодоовощной продукции после ее уборки требуется максимально быстрая реализация или эффективная переработка.

Организации Центросоюза обладают собственной логистической базой: хранилищами. транспортом, цехами по производству

овощей и фруктов, магазинами и т.д. Кооперативные организации имеют определенное количество хранилищ для овощей, плодов и картофеля, что позволяет им обеспечивать хранение продукции в течение нескольких месяцев, однако оно постоянно снижается (табл. 2). В 2015 г. количество хранилищ плодоовощной продукции составляло 36,2% от уровня 2005 г., и оно уменьшается ежегодно: по сравнению с 2014 г. - на 6,0%, по сравнению с 2013 г. - на 9,2% [2].

Таблица 2 -Материально-техническая база для обеспечения закупок овощей и плодов

Наименование 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015 к 2005,%

Овоще- картофелс-фруктохранилища 903 419 409 374 360 348 327 36,2

Квасильно-засолочныс пункты 183 103 96 86 81 78 63 34,4

Дошники, чаны, цементные ямы 674 297 265 256 212 199 188 27,9

Источник: Годовые отчеты Центросоюза

Часть организаций потребительской кооперации владеет перерабатывающими мощностями и самостоятельно занимается переработкой свежих плодов и овощей (табл. 3).

В последние годы наблюдается неуклонное сокращение цехов по переработке плодов и овощей: количество квасильно-засолочных пунктов 2015 г. по сравнению с 2005 г. сократилось почти в 3 раза, а по сравнению с 2014 г. - на 19,2%, дошников и чанов - более чем в 3 раза и на 5,5%, соответственно; количество цехов по производ-

ству плодоовощных консервов по сравнению с 2010 г. уменьшилось более чем на 40%, а к 2015 г. - на 20,0% (табл. 2, 3).

Часть организаций потребительской кооперации владеет перерабатывающими мощностями и самостоятельно занимается переработкой свежих плодов и овощей (табл. 3).

Количество цехов по переработке овощей и фруктов с 2010г. по 2013 г. имело тенденцию к снижению, но в 2014 г. выросло до уровня 2010 г., а в 2015 г. сократилось более чем на 30%.

Таблица 3 - Количество цехов по производству продукции из овощей и плодов

Наименование 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015 к 2010,%

Цехи по производству плодоовощных консервов 47 40 38 34 35 28 59,6

Цехи по переработке овощей и фруктов (сушение, соление и др.) 74 72 66 61 74 50 67,6

Источник: Годовые отчеты Центросоюза

Роль потребительской кооперации в производственно-сбытовой цепи плодоовощного подкомплекса должна увеличиться и в связи со сложностью вхождения малых форм хозяйствования в федеральные торговые сети из-за непомерных требований. В настоящее время редкий фермер может сдать продукцию в торговую сеть без посредников. Кроме того, крестьянские фермерские хозяйства К(Ф)Х и хозяйства населения (ЛПХ) не всегда имеют возможность доставить продукцию на рынок или в магазин, а организации Центросоюза на 01.01.2016 г. владели 11447 грузовыми автомобилями.

Несомненным преимуществом потребительской кооперации в отношении скоропортящейся плодоовощной продукции являются: удобство для производителей и покупателей по причине близкого расположения розничных точек продаж, возможности оптимизировать цену реализации и цену покупки, гибкость в плане стандартов на продукцию. Поскольку фермерская продукция зачастую не соответствует стандартам супермаркетов. то в кооперативных магазинах могли бы рсализовываться продукты, от которых отказались бы современные супермаркеты, а покупателей, которых волнует свежесть и регион производства, удовлетворили бы местные овощи и фрукты в сельских магазинах, продающиеся по ценам ниже сетевых.

Запрет на импорт плодоовощной продукции из США, стран ЕС, Канады, Австралии и Королевства Норвегия открывает возможности российским производителям плодов и овощей для расширения своего присутствия на рынке. Однако отсутствие современной логистики, в том числе состояние заготовительных баз потребительской кооперации, препятствует этому. Для выполнения провозглашенной политики импортоза-мещения необходимо государству присталь-

нее посмотреть на возможности потребительской кооперации [3].

Для развития инфраструктуры потребкооперации необходима государственная поддержка: реконструкция рынков с обеспечением современного уровня организации торговли; интеграция оптовой и розничной торговли на основе преобразования межрайонных оптовых баз, распределительных складов райпо в оптово-розничные организации с открытым доступом для покупателей; реконструкция имеющихся овощехранилищ и строительство новых с регулируемой газовой средой. Государство должно интегрировать кооперацию в современные каналы реализации плодоовощной продукции.

В стране не разрабатываются программы по поддержке потребительской кооперации, хотя в составе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрена ведомственная целевая программа «О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая имеет целью увеличение доходов и снижение издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.

Вот поэтому развитие кооперации и интеграции представляет собой объективный экономический процесс, имеющий циклический характер, связанный, с одной стороны, с общественным разделением груда и его специализацией, а с другой с необходимостью взаимодействия между отраслями и видами аграрного и промышленного производства. Активизация кооперативно-интегративных процессов становится на современном этапе одним из важнейших фак-

торов стабилизации и подъема экономики России в целом и сельскохозяйственного сектора в частности.

В сложившихся условиях основным сдерживающим фактором развития сельской кооперации является дефицит финансовых ресурсов, необходимых для формирования стартового капитала в период создания и становления кооперативной системы. Высокая же стоимость кредитов и лизинга делает их нередко практически недоступными для сельских жителей. Не стимулирует развитие кооперации существующее законодательство и система налогов, а также недостаток квалифицированных кадров, владеющих вопросами теории и практики сельской кооперации. Управление развитием кооперации на всех уровнях АПК является эпизодическим, фрагментарным и беспорядочным. В Мин-ссльхозе России, как и в большинстве субъектов РФ, отсутствуют подразделения специалистов-кооператоров, нет в системе АПК и единого научно-методического федерального центра, координирующего работу по развитию сельской кооперации.

Модели и виды кооперации весьма разнообразны. Общим в этих моделях является скоординированная деятельность экономических агентов (на селе - от крестьянских хозяйств до агрохолдингов), преследующих свои цели на основе общих интересов. Кооперативная форма хозяйствования обладает специфическим ресурсом, лежащим на стыке политически, финансовых и социально-экономических интересов. Во многих странах исторически складывались ситуации, при которых разные формы кооперации становились на какое-то время локомотивом экономического развития и этот ресурс начинал проявляться [4].

Как известно, особую роль в становлении и развитии кооперации имеет государственная поддержка, научное обеспечение становления кооперативов, их союзов и ассоциаций. В связи с этим новые формы взаимодействия государства и кооперации приобретают особую значимость. На данном этапе государству было бы целесообразно не только предоставлять кооперации отдельные льготные условия, но и видеть в ней равно-

правного партнера, способного решать задачи на базе взаимовыгодного сотрудничества. К основным формам такого государственно-кооперативного сотрудничества можно отнести: любые взаимовыгодные хозяйственные формы взаимодействия государства и кооперации, государственные заказы на поставку продукции, арендные отношения, создание государственно-кооперативных предприятий, концессионные соглашения в различных сферах [5].

На протяжении последних двух десятилетий в сельском хозяйстве страны основное внимание государственных структур было уделено крупному товарному производству, созданы агрохолдинги различных масштабов и форм деятельности. Логика социально-экономического развития России требует включения новые ресурсов, одним из важнейших неиспользованных ресурсов является творческая энергия народа. Опыт показывает, что этот ресурс может быть включен через формирование кооперативного сектора экономики (КСЭ), развитие эффективных региональных кооперативных систем.

Это формирование КСЭ необходимо проводить с учетом достижений нового технологического уклада, уже сформированных и формирующихся био-. инфо-, и когнитивных технологий. Отметим, что в настоящее время формирование кооперативных систем происходит фрагментарно и хаотично, без единого плана, без следования стратегии развития. Поэтому существует необходимость в формировании стратегии развития КСЭ России

Анализ показывает, что структура формируемых региональных кооперативных систем в овощепродуктовом подкомплексе зависит от состояния экономических взаимоотношений производителей и переработчиков продукции, а также от механизма функционирования торгово-закупочных компаний и торговых сетей, на что в свою очередь значительное влияние оказывает общегосударственная экономическая и аграрная политика, развитие овощного отечественного рынка, насыщение его отечественной овощной продукцией.

Литература:

1. Файи Л.Е. Российская кооперация: историко-теоретический очерк. 1861-1930. Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2002. - 598 с.

2. Рыжкова С.М. Особенности потребления плодов и овощей в Российской Федерации.// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и нрава. Фундаментальные и прикладные исследования, 2015. № 2(54), с 383 - 389.

3. Савченко Е. Антикризисная программа Белгородской области.// АПК: экономика и управление, № 5-2015, с.24-33.

4. Кокорев А.С. Инновационное развитие промышленных предприятий в кластерс//АИИ: экономика и управление. 2017. № 2(19).-130 с.

5. Кокорев А.С. Экономика. М.: «Научный консультант», 2017. 182 с.

6. Bogoviz A.V. Opération And Development Of The Régional La-bour Market/A.V. Bogoviz, G.G. Vukovich, T.G. Stroitclcva//World Ap-plicd Sciences Journal. -2013. -Vol. 25. -№5. -P. 786-789.

7. Назарснко В.И. Сельскохозяйственная кооперация. - M.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012,- 260 с.

8. Гетманчук А.В., Габдулин Р.Р. Кооперация и инфраструктура в продовольственном обеспечении регионов. - Москва - Ярославль: Канцлер, 2013. - 204 с.

Referenccs:

1. Fajn L.E. Rossijskaya koopcraciya: istoriko-tcoretichcskij oeherk. 1861-1930. Ivanovo: Izdatel'stvo Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2002. - 598 s.

2. Ryzhkova S.M. Osobcnnosti potreblcniya plodov i ovoshehej v Rossijskoj Fedcracii.// Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ehkonomiki i prava. Fundamental'nyc i prikladnye isslcdovaniya, - 2015. № 2(54), s 383 - 389.

3. Savchcnko E. Antikrizisnaya programma Belgorodskoj oblasti.// APK: chkonomika i upravlcnie, № 5-2015, s.24-33.

4. Kokorcv A.S. Innovacionnoe razvitic promyshlcnnyh predpriyatij v klastcre//ANI: chkonomika i upravlcnie. 2017. № 2( 19).-130 s.

5. Kokorcv A.S. EHkonomika. M.: «Nauchnyj konsul'tant», 2017. 182 s.

6. Bogoviz A.V. Opération And Development Of The Régional La-bour Market/A.V. Bogoviz, G.G. Vukovich, T.G. Stroitelcva//World Ap-plicd Sciences Journal. -2013. -Vol. 25. -№5. -P. 786-789.

7. Nazarenko V.I. Sel'skohozyajstvennaya koopcraciya. - M.: ООО «NIPKC Voskhod-A», 2012.-260 s.

8. Getmanchuk A.V., Gabdulin R.R. Koopcraciya i infrastruktura v prodovol'stvcnnom obes-pechcnii regionov. - Moskva - YAroslavl': Kancler, 2013. - 204 s._

Прикладные экономические исследования №3 (13), Издательство «Научный консультант», 2016 Институциональное регулирование дистанционного банковского обслуживания

Звягинцева О.П.

ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнении наказаний», _д.эл., профессор_

Аннотация: стремительный рост поименсния информационных технологий пгшвели к Формированию спеды. которая оказывает влияние на все сферы деятельности человека. Использование новых технологий облегчают распространение информации и как следствие расширяют деловые отношения. Одной из таких новых технологий и является система дистанционного банковского обслуживания (ДБО). На сегодняшний день она является наиболее многообещающим направлением дальнейшего развития банковского сектора, как Российской Федерации, так и всего мира в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.