Научная статья на тему 'Место и роль потребительской кооперации Центросоюза России в насыщении рынка продовольственными товарами'

Место и роль потребительской кооперации Центросоюза России в насыщении рынка продовольственными товарами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / КАНАЛЫ ДВИЖЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ЗАКУПКИ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ / КООПЕРАТИВЫ / КРЕСТЬЯНИН / ФЕРМЕР / ТОРГОВЛЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткач А.В., Жуков А.С.

В статье рассматривается роль и место потребительской кооперации Центросоюза РФ в в продовольственном рынке, в обеспечении страны питание, место потребительской кооперации на рынке продовольствия, раскрывается содержание работы потребительской кооперации в сфере закупок, переработки и сбыта сельхозпродукции, анализируется сбытовая деятельность потребительских обществ, показана роль потребительских обществ на продовольственном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место и роль потребительской кооперации Центросоюза России в насыщении рынка продовольственными товарами»

МЕСТО И РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИИ В НАСЫЩЕНИИ РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМИ ТОВАРАМИ

Ткач А.В., советник ректора, д.э.н., проф., засл. деятель науки РФ, Жуков А.С., к.э.н. Российский

университет кооперации

Ключевые слова. Потребительская кооперация, продовольственный рынок, каналы движения продовольствия, закупки сельхозпродукции, кооперативы, крестьянин, фермер, торговля, логистические услуги.

Аннотация. В статье рассматривается роль и место потребительской кооперации Центросоюза РФ в в продовольственном рынке, в обеспечении страны питание, место потребительской кооперации на рынке продовольствия, раскрывается содержание работы потребительской кооперации в сфере закупок, переработки и сбыта сельхозпродукции, анализируется сбытовая деятельность потребительских обществ, показана роль потребительских обществ на продовольственном рынке.

В насыщении продовольственного рынка продуктами питания существенную роль играет потребительская кооперация Центросоюз России, который представляет собой высший координирующий орган, объединяющий около 2,6 тыс. потребительских обществ и 2,5 млн пайщиков в более чем 70 регионах страны. Потребительские общества действуют в сельской местности, участвуют в формировании социальной инфраструктуры села и жизнеобеспечении жителей 89 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее чем по 100 человек. В структуре оборота деятельности потребительских обществ Центросоюза РФ розничная торговля занимает около 64%, закупки сельхозпродуктов - около 11%, общественное питание - более 6%. В товарообороте потребительских обществ и союзов потребительской кооперации доля продовольственных товаров составляет около 78%.[1].

Предприятия потребительских обществ производят хлебные и кондитерские изделия, консервы и полуфабрикаты, мясную и молочную продукцию, а также промышленные материалы для ремонта и строительства, изделия из шерсти и меха и другие. Заготконторы Центросоюза России закупают у населения лекарственные травы, свежие и сушеные грибы и ягоды, овощи, фрукты, зерновые, выращивают крупный рогатый скот, овец, лошадей, свиней и птицу [2]. Для выполнения перечисленных видов работы потребительские общества имеют необходимые материально-технические ресурсы и производственную базу. В системе Центросоюза действует около 5 тыс. цехов по производству продуктов питания, 16,5 тыс. объектов по закупкам и хранению сельхозпродукции и сырья, около 40 тыс. предприятий розничной

торговли и 5 тыс. предприятий общественного питания, 13 тыс. мастерских предоставляют услуги сельскохозяйственным производителям (табл. 1).

Совокупный годовой объём деятельности Центросоюза России составляет около 234 млрд руб. Первое место занимает торговля, второе - закупки сельхозпродукции и сырья более 10%, третье - объем промышленной продукции около 10%. Потребительские общества в системе продовольственного обеспечения работают по четырём направлениям: закупки сельхозпродукции; переработка сельхозпродукции и сырья; общественное питание; реализация продовольственных товаров через оптовую и розничную кооперативную торговую сеть.[3].

Первоначальной стадией потребительских обществ Центросоюза России в системе продовольственного обеспечения выступают закупки сельхозпродукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальных предпринимателей и других сельхозпроизводителей, вовлечение этих ресурсов в организованный логистический процесс товародвижения. [4].Потребительские общества Центросоюза России ежегодно закупают десятки и сотни тысяч тонн сельскохозяйственной продукции: мяса, молока, картофеля, овощей, плодов (табл. 2).

Таблица 1 - Материально-техническая база Центросоюза РФ в сфере закупок сельхозпродукции и сырья, на начало 2016 г.

Наименование Единиц

Магазины-приемно-заготовительные пункты 9620

Специализированные приемно-заготовительные пункты 640

Квасильно-засолочные пункты 49

Дошники, чаны 168

Грибоварочные пункты 14

Сушилки лекарственно-технического сырья 189

Овощекартофелехранилища 285

Холодильники 537

Скотовозы 40

Скотоубойные пункты 92

Молоковозы 106

Пункты по приему молока 997

Охладители молока 70

Таблица 2 - Динамика объёмов закупок сельхозпродукции и сырья потребительскими

обществами Центросоюза РФ, тыс. т

Наименование Годы 2016 в % к 2012

2012 2013 2014 2015 2016

Мясо 79,9 77,8 69,5 64,7 62,3 78

Молоко 237,2 258,0 251,2 221,9 219,8 93

Картофель 81,1 73,3 64,1 52,6 51,3 63

Овощи 81,8 81,0 70,2 57,8 53,6 65

Плоды 49,9 48,2 44,5 39,1 31,3 63

Таблица 3 - Динамика объёмов закупок дикорастущей продукции потребительскими обществами _Центросоюза РФ, тонн_

Виды продукции Годы 2016 в % к 2012

2012 2013 2014 2015 2016

Плоды и ягоды (в переводе на свежие) 522 480 429 331 237 45

Клюква и брусника 479 409 303 491 286 60

Грибы сухие 12 5 8 8 7 58

Грибы в переводе на свежие 187 189 179 136 180 96

Орехи дикорастущие 96 64 64 64 193 201

Наряду с сельхозпродукцией потребительские общества организуют сбор и закупки у населения дикорастущей продукции: плоды и ягоды, клюкву и бруснику, грибы, и орехи (табл. 3).

В системе Центросоюза России создана собственная товаропроводящая инфраструктура. Особое место занимает переработка закупленной сельскохозяйственной продукции и выработка из неё на собственных предприятиях пищевых продуктов, которые в последующем реализуются как через собственную систему торговли, так и через предприятия общественного питания. [5].

В ряде регионов потребительскими обществами строятся перерабатывающие цеха и совершенствуются логистические цепи «заготовка - переработка - сбыт». Из закупленного

сельхозсырья производят хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, безалкогольные напитки, макаронные изделия и другие. За последние пять лет по ряду направлений деятельности производственные мощности перерабатывающей промышленности возросли. Общее количество цехов увеличилось на 19%, в том числе по производству хлеба и хлебобулочных изделий на 7%, кондитерских изделий на 69%, по переработке молока на 8%, по выработке полуфабрикатов в 4,9раза (табл. 4).

Одновременно сократилось число цехов по выработке колбасных изделий, консервов, по переработке овощей и фруктов. Уменьшилось число специально оборудованных пунктов по убою скота, закупленного у населения.

Наименование цехов Годы 2016 в % к 2012

2012 2013 2014 2015 2016

Всего цехов 3717 4482 5248 4724 4439 119

в т. ч. хлебопекарни 1477 1641 1806 1648 1579 107

колбасные 182 173 165 131 124 68

консервные 56 54 53 42 36 64

кондитерские 574 876 1178 1063 973 169

по переработке молока 23 24 26 25 25 108

выработке макарон 133 117 102 88 77 58

Полуфабрикатов 185 610 1035 942 908 в 4,9

в т. ч. пельменей 85 235 385 386 382 в 4,5

Таблица 4 - Динамика количества перерабатывающих цехов в потребительских обществах Центросоюза РФ, на начало года, единиц

Перспективной отраслью для потребительской кооперации является общественное питание. Система общепита в потребкооперации представляет разветвленную сеть столовых, кафе, ресторанов, баров и др. Товарооборот общественного питания в потребительских обществах Центросоюза России за последние годы вырос [6]. Вместе с тем некоторые пункты общепита прекратили своё существование, другие, наоборот, расширили свои услуги. В кооперативных предприятиях общественного питания около 80% блюд вырабатываются из закупленной у населения сельскохозяйственной продукции, включаются в различные блюда меню и реализуются посетителям столовых, кафе и ресторанов. В потребительских обществах

Потребкооперация Центросоюза ориентирована на обслуживание малых форм хозяйствования, которые не вызывают интереса у крупных субъектов аграрного рынка, но являются производителями сельскохозяйственной продукции и сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности. Потребкооперация Центросоюза России предоставляет производителям сельхозпродукции гарантированный канал сбыта, действует сеть заготовительных и перерабатывающих предприятий на базе инфраструктуры единой логистической системы, облегчающей реализацию продукции. [7]. Осуществляя сбор, переработку и продажу продукции через свою кооперативную торговую сеть, потребкооперация защищает фермеров, повышает их конкурентоспособность, позволяет улучшить снабжение продовольствием населения страны, предоставить новые рабочие места сельским жителям, повысить трудовую занятость и благосостояние.

Источники

1. Нечитайлов А.С., Ткач А.В., Потребительская кооперация в инфраструктуре продовольст-

функционирует сеть специализированных предприятий общественного питания - 3442 единицы, в том числе закусочных - 656, ресторанов и кафе - 1015, баров - 124, столовых -886, заготовочных предприятий общепита -224. По мере роста доходов населения роль общественного питания будет возрастать (табл. 5).

При научно обоснованном подходе к использованию потенциала и ресурсов потребительской кооперации значимость и роль Центросоюза России на продовольственном рынке может быть существенно повышена на пользу как всему населению страны, так и для сохранения российской деревни, сельского ландшафта и образа жизни.

венного рынка. Экономика сельского хозяйства России, 2016, №2, с. 76-81

2. Жуков А.С., Ткач А.В., Нечитайлов А.С. Маркетинг в системе потребительской кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. - 2016. - №4. -С. 17-21.

3. Нечитайлов А.С., Ткач А.В., Потребительская кооперация в условиях рынка. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №8, 2016, с. 61-66

4. Нечитайлов А.С.,Ткач А.В., Жукова О.И. Товарная сельхозпродукция России, как экспортный ресурс для международного рынка. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. - 2016. - №5. - С. 13-19

5. Черевко А.В., Ткач А.В. Тенденции и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации в России. АПК: экономика , управление, 2017, №1, с. 42-49

6. Жукова О.И., Ткач А.В., Нечитайлов А.С. Расширение отечественного рынка сельскохозяйственной продукции, как экспортного ресурса России. Экономика сельского хозяйства России, № 1, 2017, с. 25-30

Таблица 5 - Специализированные предприятия общественного питания в системе

Центросоюза России, единиц

Наименование Федеральных округов РФ Всего из них

закусочные рестораны кафе бары столовые заготовочные

Центросоюз России 3442 656 1015 124 886 224

Центральный 599 192 114 20 171 14

Северо-Западный 341 69 106 14 83 28

Южный 212 43 65 4 62 27

Северо-Кавказский 126 10 90 2 16 4

Приволжский 1571 248 470 74 367 126

Уральский 211 25 54 4 70 13

Сибирский 317 59 97 5 96 10

Дальневосточный 52 9 13 1 20 2

7. Жуков А.С., Ткач А.В., Жукова О.И., Потреби- ных и перерабатывающих предприятий, №1,

тельская кооперация в условиях экономиче- 2017, с. 42-47

ского кризиса. Экономика сельскохозяйствен-

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕАРЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ РОССИИ

Соскиева Е.А., к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийский институт аграрных проблем и информатики

им. А.А. Никонова фил. ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ

В последние годы по причине санкций варов. В табл. 1 (1) представлены показатели

остро стоит проблема импорта и экспорта то- сальдо внешней торговли ряда стран.

Таблица 1 - Сальдо внешней торговли ряда стран, млрд долл. США)

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Россия1-1 152,2 200,5 134,3 168,2 211,0 207,5 210,7 210,3 160,8

Страны СНГ

из них:

Азербайджан 0,4 40,6 8,6 14,8 16,8 14,2 13,3 12,6 2,2

Армения -2,1 -3,3 -2,6 -2,7 -2,8 -2,9 -2,9 -2,9 -1,7

Беларусь -4,4 -6,8 -7,3 -9,6 -4,4 -0,3 -5,8 -4,4 -3,6

Казахстан 15,0 33,3 14,8 29,2 47,4 40,0 35,9 38,2 15,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Киргизия -1,5 -2,2 -1,3 -1,4 -2,1 -3,7 -4,0 -3,8 -2,3

Республика Молдова -2,4 -3,3 -2,0 -2,4 -3,0 -3,0 -3,1 -3,0 -2,0

Таджикистан -1,0 -1,9 -1,6 -1,5 -1,9 -2,4 -3,1 -3,3 -2,5

Туркмения 4,5 6,2 0,3 1,5 5,4 5,9 2,8 3,2 -1,9

Узбекистан2- 2,3 1,8 2,4 4,2 4,5 0,8 0,4 -0,5 -0,3

Украина -11,3 -18,5 -5,7 -9,3 -14,2 -15,9 -13,7 -0,5 0,6

Страны БРИКС

из них:

Бразилия 34,0 15,6 19,3 10,4 19,1 14,2 -2,5 -14,1 12,3

Индия -79,2 -126,2 -92,3 -123,9 -161,6 -192,9 -150,6 -140,4 -124,6

Китай 261,6 297,0 197,6 182,1 156,3 230,8 261,0 380,1 603,7

ЮжноАфриканская Республика -10,1 -10,4 -1,8 1,7 -2,8 -14,0 -17,7 -8,7 -4,1

Страны ЕС

из них:

Австрия 0,6 -2,8 -5,3 -5,7 -12,8 -10,8 -6,1 -2,2 -1,6

Бельгия 18,8 5,5 16,7 15,7 9,1 7,1 15,9 18,7 20,9

Болгария -11,5 -14,5 -7,2 -4,9 -4,4 -6,0 -4,9 -3,8

Венгрия -0,4 1,1 6,6 7,1 9,9 8,8 9,3 8,5 9,0

Германия 267,8 264,7 194,5 205,4 220,8 243,7 258,9 283,2 274,5

Дания 4,2 6,8 11,4 12,6 15,5 13,8 13,0 11,4 9,7

Италия -11,6 -18,5 -8,0 -40,1 -35,5 12,4 40,3 57,6 50,6

Литва -7,3 -7,5 -1,8 -2,7 -3,7 -2,4 -2,2 -2,8 -2,7

Нидерланды 51,6 50,8 49,4 52,7 61,8 54,1 54,6 66,0 51,9

Польша -23,7 -36,2 -12,9 -18,3 -19,7 -12,7 -3,1 -3,2 4,1

Румыния -29,6 -33,4 -13,6 -12,5 -13,6 -12,4 -7,6 -8,0 -9,3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.