Научная статья на тему 'Основные направления экономической деятельности потребительской кооперации в инфраструктуре продовольственного рынка на уровне субъектов России'

Основные направления экономической деятельности потребительской кооперации в инфраструктуре продовольственного рынка на уровне субъектов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КООПЕРАТИВНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗАКУПОЧНО-СБЫТОВЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ЗАГОТКОНТОРЫ / ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ / ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ / КАНАЛЫ СБЫТА / СКЛАДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК / CONSUMER SOCIETIES OF THE CENTROSOYUZ OF RUSSIA / ECONOMIC ACTIVITY OF CONSUMER COOPERATION / MARKET INFRASTRUCTURE / FOOD SUPPLY / COOPERATIVE ENTREPRENEURSHIP / PURCHASING AND SALES COOPERATIVES / PROCUREMENT OFFICES / PROCUREMENT POINTS / PURCHASE PRICES / SALES CHANNELS / WAREHOUSING / DOMESTIC MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максаев Артур Анатольевич, Ткач Александр Васильевич

Актуальность и новизна темы аргументируется большой государственной значимостью использования потенциала потребительской кооперации в системе продовольственного обеспечения. Природно-экономические факторы России благоприятствуют производству сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования. Население собирает значительные объемы продукции, потребкооперация организует закупки этих продуктов и направляет их в систему продовольственного обеспечения. Одним из направлений использования имеющегося потенциала для расширения рынка продовольствия является более активное и полное использование имеющихся ресурсов и сети кооперативных заготовительных контор, приемных пунктов потребительских обществ Центросоюза России. Предлагается усовершенствовать нормативно-правовое и экономическое сопровождение этой деятельности со стороны государственных органов управления, активизировать и расширить кооперативное предпринимательство в части заготовок сельскохозяйственных продуктов у сельских жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максаев Артур Анатольевич, Ткач Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of consumer cooperatives economic activity in the infrastructure of the food market at the level of Russia subjects

The relevance and novelty of the topic is argued by the great importance of the state use of the consumer cooperation potential in the national economy. Natural and economic factors of Russia favor the production of agricultural products in small forms of management. The population collects significant amounts of wild products. Consumer operation organizes the purchase of these products and sends them to the food supply system. One of the ways to use the existing potential to expand the food market is a more active and full use of available resources and forms of cooperative procurement offices, reception points of consumer societies of the Russia Central Union of Consumer Cooperatives. It is proposed a more active regulatory and economic support of these activities, from both the public administration and the expansion of cooperative enterprise in the organization of the preparations of products from rural residents and workers.

Текст научной работы на тему «Основные направления экономической деятельности потребительской кооперации в инфраструктуре продовольственного рынка на уровне субъектов России»

References

1. Bank Rossii: ofits. internet-sajt. URL: http:// www.cbr.ru.

2. Lebedintseva T.M., Lisitsyna I.V. Otsenka indi-katorov e'konomicheskoj bezopasnosti Rossii [Assessment of indicators of economic security of Russia] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2015. № 3 (21). S. 50-55.

3. Lebedintseva T.M., Lisitsyna I.V. Eko-nomicheskaya bezopasnost' Rossii i faktory' na nee vliyayushhie [Economic security of Russia and factors influencing it] // Kazanskaya nauka. 2015. № 9. S. 81-83.

4. Ministerstvo finansov RF: ofits. internet-sajt. URL: http://www.minfin.ru.

5. Rossijskaya e'konomika v 2018 godu. Ten-dentsii i perspektivy'. Vy'p. 40 / V. Mau [i dr.]; pod nauch. red. A.L. Kudrina, S.G. Sinel'nikova-

Muryleva; In-t ekon. politiki im. E.T. Gajdara. M., 2019. 656 s.

6. SiVvestrova T.Ya. Sotsialnaya sostavlyayu-shchaya nalogovoj politiki [Social component of tax policy] // Vestnik Cheboksarskogo kooperativnogo instituta. 2008. № 2 (2). S. 37-47.

7. SiVvestrova T.Ya. Sfera sotsiaFny'kh uslug v sisteme vosproizvodstva [Social services in the reproduction system]: dis. ... kand. e kon. nauk. Cheboksary, 2000.

8. SiVvestrova T.Ya., Gurova S.Yu., Shipeeva T.E. Mesto i tor nalogovogo kontrolya v deyateFnosti nalogovykh organov Rossijskoj Federakhii [Place and role of tax control in the activities of the tax authorities of the Russian Federation] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2014. № 3 (17). S. 74-79.

9. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoj statis-tiki: ofits. internet-sajt. URL: http://www.gks.ru.

ЛЕБЕДИНЦЕВА Татьяна Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: kisuyga1207@mail.ru.

СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru.

LEBEDINTSEVA, Tatyana Mikhaelovna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: kisuyga1207@mail.ru.

SILVESTROVA, Tamara Yakovlevna - Doctor of Philosophy, Candidate of Sciences (Economics), Professor, Head of the Department of Economy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@rucoop. ru.

УДК 334.735(470.41)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ИНФРАСТРУКТУРЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РОССИИ*

А.А. Максаев, А.В. Ткач

Актуальность и новизна темы аргументируется большой государственной значимостью использования потенциала потребительской кооперации в системе продовольственного обеспечения. Природно-экономические факторы России благоприятствуют производству сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования. Население собирает значительные объемы продукции, потребкооперация организует закупки этих продуктов и направляет их в систему продовольственного обеспечения. Одним из направлений использования имеющегося потенциала для расширения рынка продовольствия является более активное и полное использование имеющихся ресурсов и сети кооперативных заготовительных контор, приемных пунктов потребительских обществ Центросоюза России. Предлагается усовершенствовать нормативно-правовое и экономическое сопровождение этой деятельности со стороны государственных органов управ-

* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 17-02-00182 «Институциональная модель инновационного развития системы потребительской кооперации».

ления, активизировать и расширить кооперативное предпринимательство в части заготовок сельскохозяйственных продуктов у сельских жителей.

Ключевые слова: потребительские общества Центросоюза России; экономическая деятельность потребительской кооперации; инфраструктура рынка; продовольственное обеспечение; кооперативное предпринимательство; закупочно-сбытовые кооперативы; заготконторы; заготовительные пункты; закупочные цены; каналы сбыта; складское хозяйство; отечественный рынок.

A.A. Maxaev, A.V. Tkach. THE MAIN DIRECTIONS OF CONSUMER COOPERATIVES ECONOMIC ACTIVITY IN THE INFRASTRUCTURE OF THE FOOD MARKET AT THE LEVEL OF RUSSIA SUBJECTS

The relevance and novelty of the topic is argued by the great importance of the state use of the consumer cooperation potential in the national economy. Natural and economic factors of Russia favor the production of agricultural products in small forms of management. The population collects significant amounts of wild products. Consumer operation organizes the purchase of these products and sends them to the food supply system. One of the ways to use the existing potential to expand the food market is a more active and full use of available resources and forms of cooperative procurement offices, reception points of consumer societies of the Russia Central Union of Consumer Cooperatives. It is proposed a more active regulatory and economic support of these activities, from both the public administration and the expansion of cooperative enterprise in the organization of the preparations of products from rural residents and workers.

Keywords: consumer societies of the Centrosoyuz of Russia; economic activity of consumer cooperation; market infrastructure; food supply; cooperative entrepreneurship; purchasing and sales cooperatives; procurement offices; procurement points; purchase prices; sales channels; warehousing; domestic market.

Цель работы - выявить место, роль и основные направления экономической деятельности потребительской кооперации, потребительских обществ и союзов в системе формирования ресурсов для развития отечественного продовольственного рынка и обеспечения населения продуктами питания на уровне субъектов России.

Система потребительской кооперации при научно обоснованном подходе к использованию ее принципов и преимуществ может выступать солидной созидательной силой на пользу тем сельским жителям, кто ею пользуется. Особенно следует отметить ее незаменимую роль в поддержке жизнедеятельности российских деревень и сел в современный период [1; 4-6; 9; 15; 16]. Система потребительской кооперации во главе с Центросоюзом РФ выступает достаточно организованной развернутой структурой, представляющей собой довольно мощный организационный и экономический механизм, широко охватывающий различные слои сельского населения и выступающий в качестве надежного партнера в решении многих социальных и экономических вопросов в сельских территориях.

За длительный период потребительская кооперация в нашей стране сформировалась как устойчиво функционирующая органичная структура в социальной и экономической системе национальной экономики. Потребительская кооперация в России более

века выполняет ответственные функции как социального, так и экономического характера. Потребительские общества Центросоюза России обеспечивают логистическую увязку товародвижения между городом и деревней, предоставляя каналы движения товарных и денежных потоков сельскохозяйственных и промышленных товаров. Потребительские кооперативы и общества с периода своего зарождения имеют более емкое моральное наполнение по сравнению с различными коммерческими организационно-правовыми формами ведения хозяйства [2; 3; 7; 8; 11-14]. В потребительском обществе или кооперативном союзе ключевым звеном экономики является предприятие, от эффективной работы которого зависит выполнение кооперативных нравственных норм, принципов и традиций.

В 90-е гг. ХХ в. в результате проводимых в стране экономических преобразований кооперативные предприятия оказались в сложном положении. Часть предприятий была приватизирована и оказалась в частной собственности, часть прекратила свое существование, часть сменила специализацию своей деятельности. Сохранившиеся кооперативные предприятия потребительских обществ расположены в сельской местности и составляют основной элемент экономического ландшафта сельской территории, выполняя функции интегратора деятельности районных потребительских обществ и союзов.

В кооперативных организациях наилучшим образом обеспечивается демократичность в управлении, больше порядочности, честности, справедливости. Расширяя свою деятельность, кооперативные предприятия формируют дополнительные рабочие места, обеспечивают более высокую трудовую занятость, привлекают местное население более рационально использовать имеющийся потенциал каждого региона.

Многогранная дифференцированная деятельность потребительской кооперации, потребительских обществ и союзов в условиях сельской местности всегда обеспечивала выход сельских жителей из сложных экономических условий, используя преимущества кооперативных принципов и методов работы. В непростых экономических условиях находятся жители российских деревень сегодня. Нынешний экономический кризис, усиленный санкциями, убедительно показал высокую степень зависимости российской экономики от внешних факторов. Наиболее острыми экономическими проблемами для большинства регионов страны стали снижение реальных доходов населения, спад потребления и объемов розничной торговли. В результате введенных российским правительством ответных на санкции запретных мер, ограничивающих ввоз сельхозпродукции, открылись новые возможности перед отечественными сельхозпроизводителями и организациями потребительской кооперации, стимулирующие наращивание отечественного производства продуктов питания.

Так, кооперативные предприятия, потребительские общества и союзы Республики Татарс-

тан с 2014 по 2018 г. не только сохранили свою дифференцированную деятельность на территории данного субъекта России, но по ряду показателей заметно прибавили в росте. С 2014 по 2018 г. количество потребительских обществ (без районных и городских) в республике увеличилось с 36 до 51, или на 41,7 %, количество городских потребительских обществ за эти годы возросло на 25 %. Численность обществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе потребкооперации Республики Татарстан со 100 %-ным уставным кооперативным капиталом, возросла с 16 до 19 единиц, или на 18,8 % [10]. В регионе продолжают успешно функционировать районные, школьные и студенческие потребительские общества, районные и окружные потребительские союзы, а также общества с ограниченной ответственностью, созданные на базе потребкооперации с уставным кооперативным капиталом менее 51 %. При этом следует заметить, что аппарат управления в потребительских обществах Республики Татарстан сократился за рассматриваемый период с 595 до 296 человек, или в два раза (табл. 1).

Сельское население Республики Татарстан проявляет повышенный интерес к работе организаций розничной торговли потребительской кооперации. Покупатели выбирают магазины с лучшим сервисом, что способствует повышению культуры работы торговых работников, повышается финансово-экономическое положение кооперативных организаций. В союзе потребительских обществ Республики Татарстан совокупный объем деятельности с 2014 по 2018 г. увеличился с 15932 до 25501 млн руб.,

Таблица 1

Тренд организационного построения структуры потребительской кооперации Республики Татарстан в 2014-2018 гг. [1]

Показатели Годы 2018 г. в % к 2014 г.

2014 2015 2016 2017 2018

Численность пайщиков, тыс. чел. 58,8 55,8 56,3 44,0 37,2 63,3

Потребительские общества (без районных и городских), ед. 36 36 36 39 51 141,7

Городские потребительские общества 4 4 4 5 5 125

Школьные и студенческие ПО, ед. 1 1 1 1 1 100

Районные потребительские общества 14 14 13 13 12 85,7

Итого потребительских обществ 55 55 54 58 69 125,5

Районные и окружные потребсоюзы 2 2 3 1 1 50

Общества с ограниченной ответственностью, созданные на базе потребкооперации:

со 100 %-ным уставным капиталом потребительской кооперации 16 19 16 19 19 118,8

с уставным капиталом потребительской кооперации менее от 51% 27 27 23 20 20 74,1

Аппарат управления, чел. 595 490 446 390 296 49,7

или на 60,1 %. Оборот розничной торговли за рассматриваемый период возрос с 7602 до 10917 млн руб., или в 1,4 раза. Совокупный объем деятельности потребительской кооперации в Республике Татарстан с 2014 по 2018 г. увеличивался. В совокупном объеме деятельности доля оборота розничной торговли с 2018 г. по сравнению с 2014 г возросла с 47,7 до 61,0 %, или на 13,3 п.п. Необходимо отметить, что оборот розничной торговли (в сопоставимых ценах) по отношению к предыдущему году постоянно увеличивался, имел место устойчивый тренд роста.

Положительным фактором работы потребительской кооперации республики является ежегодный рост в обороте розничной торговли доли реализуемой продукции собственного производства (с 15,8 % в 2014 г. до 29,5 % в 2018 г., или больше на 13,7 п.п.). В потребительской кооперации Республики Татарстан заслуживает внимания и такой фактор, как доля оборота розничной торговли потребкооперации в обороте территории. Этот показатель за сравниваемые годы увеличился с 0,22 до 1,19 %, или на 0,97 п.п. Особо следует подчеркнуть, что потребительские общества Республики Татарстан с 2014 по 2018 г. повысили объемы оборота розничной торговли в сельской местности с 5928 до 9061 млн руб., или на 52,9 %. Ежегодно в сопоставимых ценах увеличивался оборот розничной торговли по отношению к предыдущему году [10].

Положительным фактором в работе республиканского потребительского союза является

Тренд развития экономики потребительской коо

рост доли оборота розничной кооперативной торговли в сельской местности. Во всем обороте потребкооперации в 2018 г. он вырос по сравнению с 2014 г. на 5 процентных пунктов и составил 83 %. В Республике Татарстан функционируют 5 кооперативных рынков, из которых 3 работают в системе потребительской кооперации и 2 сданы в аренду (табл. 2).

Успешной работе потребительской кооперации способствует целенаправленная информационная, методическая и консультативная поддержка членов - участников кооперативов по правовым, финансовым, экономическим и другим вопросам. Союзы потребительских обществ Республики Татарстан осуществляют предпринимательскую деятельность, производят товары и выполняют услуги, не запрещенные законодательством и отвечающие целям союза, приобретают, перерабатывают и реализуют продукцию, участвуют в хозяйственных обществах, приносящих доход и прибыль; внедряют наиболее эффективные организационно-правовые формы хозяйствования.

В соответствии с Уставом источниками формирования имущества Союза потребительских обществ Республики Татарстан в денежной и иных формах являются: взносы членов союза (в том числе вступительные, регулярные, единовременные или целевые); доходы, получаемые в результате предпринимательской деятельности Союза, созданных им организаций, их филиалов и представительств; иные источники. При осуществлении своей деятельности Союз потребительских обществ

Таблица 2

рации Республики Татарстан в 2014-2018 гг. [10]

Наименование Годы 2018 г. в % к 2014 г.

2014 2015 2016 2017 2018

Совокупный объем деятельности, млн руб. 15932 18030 20679 23205 25501 160,1

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 102,1 99,7 108,8 102,8 99,9 -2,2 п.п.

Оборот розничной торговли, млн руб. 7602 8835 9392 10306 10917 143,6

в % к совокупному объему деятельности 47,7 49,0 45,4 44,4 61,0 13,3 п.п.

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 102,3 102,0 100,9 107,1 103,4 1,1 п.п.

Доля продажи продукции собственного производства в обороте розничной торговли, % 15,8 17,0 17,3 19,0 29,5 13,7 п.п.

Доля оборота розничной торговли потребкооперации в обороте территории, % 0,22 1,14 1,17 1,22 1,19 0,97п.п.

в т.ч. оборот розничной торговли в сельской местности, млн руб. 5928 8835 7701 8503 9061 152,9

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 103,0 105,9 102,1 107,8 104,1 1,1 п.п.

Доля оборота в сельской местности во всем обороте, % 78,0 81,0 82,0 82,5 83,0 5 п.п.

Рынков - всего 5 5 5 5 5 100

в т.ч.: действующих 3 3 3 3 3 100

сдано в аренду 2 2 2 2 2 100

формирует следующие фонды: паевой; неделимый; фонд развития потребительской кооперации; фонд социальной поддержки работников и пенсионеров.

Высокий уровень конкуренции со стороны розничных торговых сетей обнажил ряд проблем в деятельности потребительской кооперации Республики Татарстан. К ним относится сильная изношенность оборудования и основных фондов. Однако в рамках действующего законодательства потребкооперация не имеет преференций в получении кредитов в рамках реализации специализированных государственных программ развития агропромышленного комплекса на приобретение технологического оборудования для переработки сельскохозяйственной продукции, ее хранения и транспортировки. В современных условиях потребительские общества и союзы мобилизуют внутренние ресурсы и возможности для обеспечения устойчивой работы системы в направлении повышения эффективности деятельности в непростых ситуациях.

Перспективными направлениями развития потребкооперации Республики Татарстан выступают: рост производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, поддержание высокого уровня ее качества и свежести, повышение кооперативной доли рынка в труднодоступных районах региона, совершенствование технологий, приобретение дополнительного оборудования с целью расширения ассортимента и увеличения объемов производимой продукции, ее фасовки и современной упаковки.

Несмотря на увеличение абсолютных показателей оборота розничной торговли за исследуемый период, наблюдаются возможности более эффективного использования имеющегося потенциала роста по сравнению с предыдущим этапом. В потребительских обществах Республики Татарстан доля продовольственных товаров в 2018 г. увеличилась на 42,8 % по срав-

нению с 2014 г. и составила 9388 млн руб. По отношению к предыдущему году имел место рост продовольственных товаров в сопоставимых ценах. В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров составляет 86,0 %. По своей специализации торговля системы потребительской кооперации в большинстве случаев представлена продовольственными товарами, т.е. пищевыми продуктами. В связи с тем, что розничная торговая сеть расположена, в основном, в сельской местности, а покупателями являются сельские жители, можно сделать вывод, что покупательная способность сельчан невысокая, и большую часть своего дохода они тратят на пропитание, а кооперативные магазины главным образом наполнены продовольственными товарами. Непродовольственные товары в системе розничной торговли потребительской кооперации занимают всего лишь 14 %. Причем с 2014 по 2018 г. доля их в структуре розничной торговли остается постоянной - от 13,5 до 14,0 %. При этом необходимо заметить, что в системе розничной торговли непродовольственные товары с 2014 по 2018 г. увеличились с 1026 млн руб. до 1528 млн руб., или на 48,9 % (табл. 3).

Проведенные исследования позволили установить факторы, сдерживающие развитие организаций потребительской кооперации в Республике Татарстан [2]. Выявленные сильные и слабые стороны системы потребительской кооперации, а также имеющиеся угрозы и возможности для развития ее организаций представлены в виде SWOT-анализа (рисунок).

SWOT-анализ включает в себя как внутренние, так и внешние факторы. К внутренним неблагоприятным факторам развития потребительской кооперации отнесены следующие группы: управленческие; финансовые; коммерческие; информационные; кадрового потенциала. Благоприятные факторы развития потребительской кооперации разделены на несколько категорий, способствующих ее разви-

Таблица 3

Динамка дифференцированной торговли потребительской кооперации в Республике Татарстан в 2014-2018 гг. [10]

Показатели Годы 2018 г. в % к 2014 г.

2014 2015 2016 2017 2018

Продовольственные товары, млн руб. 6575 7597,9 8077 8876 9388 142,8

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 105,4 101,1 100,9 107,3 103,3 -2,1 п.п.

в % к розничной торговле 86,5 86,0 86,0 86,1 86,0 -0,5 п.п.

Непродовольственные товары, млн руб. 1026 1236,9 1315 1430 1528 148,9

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 86,3 105,7 100,9 106,2 104,4 18,1 п.п.

в % к розничной торговле 13,5 14,0 14,0 13,9 14,0 0,5 п.п.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Сильные стороны Возможности

♦♦♦ правовое обеспечение деятельности ♦♦♦ наличие материально-технической базы и трудовых ресурсов для многофункциональной деятельности ♦♦♦ близость к источникам сырья и продукции ♦♦♦ наличие цехов для производства и переработки сельхозпродукции ♦♦♦ автоматизация торговых объектов ♦♦♦ гарантированное потребление произведенной продукции населением региона ♦♦♦ социально ориентированный характер деятельности ♦♦♦ организационное единство и наличие кооперативных ценностей ♦♦♦ доверие со стороны населения ♦♦♦ стабильность системы ♦♦♦ многоотраслевой характер деятельности ♦♦♦ возможность привлечения денежных средств пайщиков и населения для пополнения собственных оборотных средств Слабые стороны ♦♦♦ возможность расширения доли рынка и роста объемов заготовок сельхозпродукции и сырья ♦♦♦ возможность организации новых народных промыслов ♦♦♦ возможность расширения товарного ассортимента и реализации произведенной продукции через собственную торговую сеть ♦♦♦ наличие спроса населения на качественную продукцию, производимую организациями потребкооперации ♦♦♦ возможность обеспечения гибкого графика работы и внедрения прогрессивных форм обслуживания населения ♦♦♦ льготы, предоставляемые государством и органами местного управления Угрозы

♦♦♦ несовершенство федерального и регионального законодательства о потребкооперации ♦♦♦ высокий износ основных фондов ♦♦♦ слабая материальная база оптовой торговли ♦♦♦ недостаточность использования инноваций ♦♦♦ недостаток высококвалифицированных специалистов ♦♦♦ отсутствие единой системы сбыта, неэффективная логистика и устаревшие формы упаковки производимой продукции ♦♦♦ невысокое качество обслуживания населения ♦♦♦ неразвитость производственной и социальной инфраструктуры ♦♦♦ низкая заработная плата работников и отсутствие мотивации к труду ♦♦♦ низкий уровень доходов и покупательной способности сельского населения ♦♦♦ недостаточная поддержка деятельности потребкооперации со стороны местных властей ♦♦♦ сокращение численности сельского населения и числа пайщиков ♦♦♦ низкие темпы роста оборота ♦♦♦ усиление конкурентной борьбы со стороны торговых сетей и частного бизнеса ♦♦♦ низкие темпы роста промышленной продукции и заготовок ♦♦♦ высокие цены на энергоносители, тарифы на коммунальные услуги, перевозки транспортом ♦♦♦ недостаточная государственная поддержка организаций потребительской кооперации ♦♦♦ недостаток финансовых ресурсов для инвестиций и текущей деятельности ♦♦♦ наличие существенной дебиторской задолженности организаций ♦♦♦ высокие кредитные ставки ♦♦♦ неоптимальность систем налогообложения ♦♦♦ неблагоприятные демографические изменения ♦♦♦ высокий уровень налогов при замедленной оборачиваемости ♦♦♦ неотлаженная система ценообразования

SWOT-анализ состояния потребительской кооперации Республики Татарстан

тию. При этом, если администрация какого-либо района отказывает в сотрудничестве организациям потребительской кооперации, то такой положительный фактор, как предоставляемые кооперативам льготы, отсутствует. Основные возможности развития потребительской кооперации состоят в ее мощных конкурентоспособных кооперативных организациях; подборе эффективно действующих профессиональных кадров. При выработке стратегии для органи-

заций потребительской кооперации основное внимание следует уделять реализации сильных сторон и при невозможности устранения отмеченных угроз имеющимися конкурентами.

Традиционной деятельностью потребительской кооперации являются закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, которые обеспечивают функционирование других отраслей, что дает возможность создания замкнутого цикла «заготовки - переработка -

Таблица 4

Динамика заготовительной деятельности потребительской кооперации Республики Татарстан в 2014-2018 гг. [10]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Годы 2018 г. в % к 2014 г.

2014 2015 2016 2017 2018

Объем закупок сырья и сельхозпродуктов, млн руб. 5005 5506 7180 8283 9567 191,1

В сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 98,4 96,5 123,7 112,7 130,1 31,7 п.п.

Закупки мяса, т 10704 13542 14958 15378 20918 195,4

в % к предыдущему году 101,4 126,5 110,5 102,8 136,0 34,6 пп.

Закупки молока, т 144060 134895 14094 153772 158047 109,7

в % к предыдущему году 108,5 93,6 110,5 103,1 102,8 -5,7 п.п.

Закупки картофеля, т 6854 7283 13180 13573 13781 в 2 раза

в % к предыдущему году 85,1 106,3 181,0 103,0 101,5 16,4п.п.

Закупки овощей, т 4538 4574 7825 7951 8048 177,3

в % к предыдущему году 101,1 100,8 171,1 101,6 101,2 0,2 п.п.

Закупки плодов, т 2015 2035 2374 2392 2406 119,4

в % к предыдущему году 100,0 101,0 116,7 100,8 100,6 0,6 п.п.

Закупки лектехсырья, т 391 395 398 399 526 134,5

в % к предыдущему году 85,6 101,0 100,8 100,3 131,8 46,2 п.п.

Источник: составлена авторами на основе статистических материалов Центросоюза России

сбыт», обеспечение кооперативных производственных цехов и предприятий качественным сырьем для его переработки и реализации в розничной торговой сети потребительской кооперации. В потребительской кооперации Республики Татарстан объемы закупок сельхозпродуктов и сырья в денежном выражении с 2014 по 2018 г. увеличились с 5005 до 9567 млн руб., или на 91,1 %. Объемы закупок мяса повысились с 10704 до 20918 тонн, или на 95,4 %, молока - с 144060 до 158047 т, или на 9,7 %, картофеля - с 6854 до 13781 т, или в 2 раза, овощей - с 4538 до 8048 т, или на 77,3 %, плодов - с 2015 до 2406 т, или на 19,4 %, лекарственно-технического сырья - с 391

до 526 т, или на 34,5 %. Необходимо заметить, что с 2014 по 2018 г. по отношению к предыдущему году динамично увеличивались объемы заготовок сельхозпродуктов и сырья, мяса, молока, картофеля, овощей, плодов и лекарственно-технического сырья (табл. 4).

Успех организации заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья во многом зависит от состояния материально-технической базы для осуществления заготовительной деятельности, организации переработки, транспортировки и хранения продукции. В потребительской кооперации Республики Татарстан в сфере закупок сельскохозяйственной продукции и сырья действуют 418 магазинов - приемозаго-

Таблица 5

Динамика материально-технической базы в сфере заготовок сельскохозяйственной продукции и сырья в потребительской кооперации Республики Татарстан в 2014-2018 гг. [10]

Показатели Годы 2018 г. в % к 2014 г.

2014 2015 2016 2017 2018

Магазины - приемозаготовительные пункты 318 318 318 318 418 131,4

Специализированные приемозаготовительные пункты 117 86 86 82 96 82,1

Сушилки лекарственного сырья 18 12 10 10 10 55,6

Овощекартофелефруктохранилища 15 15 15 15 24 160

Холодильники 16 16 16 16 19 118,8

Скотовозы 16 14 14 15 15 93,8

Скотоубойные пункты 15 11 11 11 11 73,3

Молоковозы 23 21 21 19 19 82,6

Пункты по приему молока 106 78 65 53 53 50

Охладители молока 25 25 25 25 25 100

товительных пунктов, 96 специализированных приемозаготовительных пунктов, 24 овоще-картофелефруктохранилища, 19 холодильников, 15 автомобилей по транспортировке скота. В Республике Татарстан функционирует 11 скотоубойных пунктов, закупаемое у населения молоко транспортируют 19 молоковозов, в селах работают 53 пункта по приему молока, в системе действует 25 охладителей молока. С 2014 по 2018 г. на 31,4 % увеличилось число магазинов - приемозаготовительных пунктов, на 60 % возросло число хранилищ и на 18,8 % -количество холодильников (табл. 5).

Исследование деятельности организаций и предприятий потребительских обществ и союзов России и отдельных субъектов Российской Федерации позволяет сделать заключение, что в настоящий период система потребительских обществ во главе с Центросоюзом России представляет собой сформированную организационную структуру со своими экономическими особенностями и спецификой, которая может реально эффективно сотрудничать с производителями сельскохозяйственной продукции, особенно в сфере заготовительной деятельности. Предлагаем системе потребительской кооперации перейти от простых закупок произведенных в малых формах хозяйствования излишков сельхозпродукции к договорной основе ее производства в хозяйствах населения, обеспечив гарантированный канал сбыта. Посредством подворного выяснения у каждого сельского домохозяйства желания и возможности выращивания молодняка животных и птицы в своем хозяйстве, на основании имеющихся данных о поголовье кооперативная заготовительная организация может заключать договоры с поставщиками молодняка (репродукторными хозяйствами) в определенные сроки для личных подсобных хозяйств; рекомендуем параллельно потребительским обществам укреплять договорные связи с производителями кормов для личных подсобных хозяйств. Следует повысить роль и значимость в современных условиях кооперативных магазинов в сфере закупок сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у сельского населения, что позволит оживить хозяйственную деятельность сельских подворий и улучшить материальное положение сельчан.

Список литературы

1. Алтухов А.И., Силаева Л.П. Пространственная организация сельскохозяйственного производства как одно из условий развития кооперации // Фундаментальные и прикладные исследо-

вания кооперативного сектора экономики. 2019. № 3. С. 3-7.

2. Балалова Е.И., Ткач А.В., ИшмуратовМ.М., Жукова О.И. Потребительская кооперация в системе продовольственной безопасности страны // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2018. № 6. С. 25-35.

3. Гордеев А.В., Суглобов А.Е. Проблемы регулирования продовольственного рынка // Экономика сельского хозяйства России. 1999. № 8. С.3-4.

4. Дианова В.Ю., Ткач А.В., Жукова О.И. Главные направления развития кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2018. № 3. С. 14-20.

5. Жуков А.С., Ткач А.В. Заготовительная деятельность потребительской кооперации на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 2. С. 38-41.

6. Максаев А.А., Зубов Д.Л., Ткач А.В. Потребительская кооперация на рынке дикоросов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 1. С.3-12.

7. Нечитайлов А.С., Ткач А.В. Потребительская кооперация в инфраструктуре продовольственного рынка // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 2. С. 76-81.

8. Нечитайлов А.С., Ткач А.В., Жукова О.И., Жуков А.С. Кооперативное предпринимательство в аграрном секторе // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 3 (48). С. 118-124.

9. Овчаренко Н.А., Ткач А.В., Нечитайлов А.С. Предпринимательство кооператоров на рынке дикоросов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 3. С.62-65.

10. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации за 2014-2018 годы. М.: Центросоюз России, 2014-2018.

11. Предпринимательство в продовольственном обеспечении: монография / Е.И. Балалова [и др.]. М.: Дашков и К°, 2019. 244 с.

12. Старченко В.М., Сентерева Т.В. Организационно-экономический механизм эффективного функционирования кооперативных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 3. С. 62-66.

13.СуглобовА.Е., БобошкоВ.И., ЛаднюкИ.А. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 2 (134). С. 20-31.

14. Суглобов А.Е., Липалина С.Ю. Методо-

логические подходы к пониманию сущности инновационной деятельности в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2012.№ 7. С. 202-206.

15. Ткач А.В. Потребительская кооперация в продовольственном обеспечении // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2018. № 1. С. 3-18.

16. Шарипов Ш.И., Ибрагимова Б.Ш. Сельскохозяйственная потребительская кооперация: современное состояние и перспективы развития // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 3. С. 67-72.

References

1. Altukhov A.I., Silaeva L.P. Prostranstvenna-ya organizatsiya sel'skokhozyajstvennogo proiz-vodstva kak odno iz uslovij razvitiya kooperatsii [Spatial organization of agricultural production as one of the conditions for the development of cooperation] // Fundamental'ny'e i prikladny'e issle-dovaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2019. № 3. S. 3-7.

2. Balalova E.I., Tkach A.V., Ishmuratov M.M., Zhukova O.I. Potrebitel'skaya kooperatsiya v sisteme prodovol'stvennoj bezopasnosti strany' [Consumer cooperation in the country's food security system] // Fundamental'ny'e i prikladny'e issledo-vaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2018. № 6. S. 25-35.

3. GordeevA.V., SuglobovA.E. Problemy' regu-lirovaniya prodovol'stvennogo ry'nka [Problems of regulation of the food market] // E'konomika sel'skogo khozyajstva Rossii. 1999. № 8. S. 3-4.

4. Dianova V.Yu., Tkach A.V., Zhukova O.I. Glavny'e napravleniya razvitiya kooperatsii [The main directions of cooperation development] // Fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2018. № 3. S. 14-20.

5. Zhukov A.S., Tkach A.V. Zagotovitel'naya deyatel'nost' potrebitel'skoj kooperatsii na sele [Procurement activities of consumer cooperation in rural areas] // E'konomika sel'skokhozyajstvenny'kh i pererabaty'vayushchikh predpriyatij. 2013. № 2. S. 38-41.

6. Maksaev A.A., Zubov D.L., Tkach A.V. Potrebitel'skaya kooperatsiya na ry'nke dikorosov [Consumer cooperation in the market of herbs] // Fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2019. № 1. S. 3-12.

7. Nechitajlov A.S., Tkach A.V. Potrebitel'skaya kooperatsiya v infrastrukture prodovol'stvennogo ry'nka [Consumer cooperation in the infrastructure of the food marke] // E'konomika sel'skogo khozyaj -stva Rossii. 2016. № 2. S. 76-81.

8. Nechitajlov A.S., Tkach A.V, Zhukova O.I., Zhukov A.S. Kooperativnoe predprinimatel'stvo v agrarnom sektore [Cooperative entrepreneurship in the agricultural sector] // E'konomika, trud, up-ravlenie v sel'skom khozyajstve. 2019. № 3 (48). S. 118-124.

9. Ovcharenko N.A., Tkach A.V., Nechitajlov A.S. Predprinimatel'stvo kooperatorov na ry'nke dikorosov [Entrepreneurship coopera-tors on the market of wild plants] // E'konomika sel'skokhozyajstvenny'kh i pererabaty'vayushchikh predpriyatij. 2019. № 3. S. 62-65.

10. Osnovny'e pokazateli sotsial'no-e'kono-micheskoj deyatel'nosti potrebitel'skoj kooperatsii Rossijskoj Federatsii za 2014-2018 gody'. M.: Tsentrosoyuz Rossii, 2014-2018.

11. Predprinimatel'stvo v prodovol'stvennom obespechenii. Predprinimatel' stvo v prodovol'stven-nom obespechenii [Entrepreneurship in food security. Entrepreneurship in the food supply]: monogra-fiya / E.I. Balalova [i dr.]. M.: Dashkov i K°, 2019. 244 s.

12. Starchenko V.M., Sentereva T. V. Organizat-sionno-e'konomicheskij mekhanizm e'ffektivnogo funktsionirovaniya kooperativny'kh form khozya-jstvovaniya v agrarnom sektore e'konomiki [Organizational and economic mechanism of effective functioning of cooperative forms of management in the agricultural sector] // Fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2019. № 3. S. 62-66.

13. Suglobov A.E., Boboshko B.I., Ladnyuk I.A. Sostoyanie i problemy' adaptatsii mezhdunarodny'kh standartov audita v Rossii [Status and problems of adaptation of international standards of audit in Russia] // Mezhdunarodny'j bukhgalterskij uchet. 2010. № 2 (134). S. 20-31.

14. Suglobov A.E., Lipalina S.Yu. Metodo-logicheskie podkhody' k ponimaniyu sushchnosti innovatsionnoj deyatel'nosti v sovremenny'kh uslo-viyakh [Methodological approaches to understanding of essence of innovative activity in modern conditions] // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 7. S. 202-206.

15. Tkach A.V Potrebitel'skaya kooperatsiya v prodovol'stvennom obespechenii [Consumer cooperation in food supply] // Fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2018. № 1. S. 3-18.

16. Sharipov Sh.I., Ibragimova B.Sh. Sel'sko-khozyajstvennaya potrebitel'skaya kooperatsiya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya [Agricultural consumer cooperation: current state and prospects of development] // Fundamental'ny'e i prikladny'e issledovaniya kooperativnogo sektora e'konomiki. 2019. № 3. S. 67-72.

МАКСАЕВ Артур Анатольевич - кандидат педагогических наук, доцент, ректор. Российский университет кооперации. Россия. Москва. E-mail: Arthurmaxaev@mail.ru.

ТКАЧ Александр Васильевич - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики. Российский университет кооперации. Россия. Москва. E-mail: alex.tkach2017@yandex.ru.

MAKAEV, Artur Anatolyevich - Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Rector. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. E-mail: Arthurmaxaev@mail.ru.

TKACH, Alexander Vasilyevich - Doctor of Sciences (Economics), Professor of the Department of Economics. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. E-Mail: alex.tkach2017@yandex.ru.

УДК 336.648

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ю.В. Павлова

В статье исследуются существующие на практике и в теории методы поиска и использования новых инструментов финансирования инвестиционной деятельности компаний в условиях цифровой экономики. Главной отличительной особенностью современной экономики является ее функционирование в условиях продолжающейся информатизации общества и полное ее основание на интеллектуальном капитале. В свою очередь информатизация и интеллектуализация общественной жизни ведут к принципиальной смене сущности современного бизнеса и появлению новых инструментов финансирования инвестиционной деятельности. В мировой практике активно развивается деятельность по размещению и привлечению инвестиций с использованием инвестиционных платформ. В российской экономике вопросы, связанные с государственным и законодательным регулированием деятельности, возникающие в сфере привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ, находятся только на стадии становления. В связи с этим в данной работе определены проблемы, сдерживающие применение новых инструментов финансирования инвестиционной деятельности в условиях цифровой экономики. На основе проведенного исследования предложены мероприятия, способствующие развитию и применению новых инструментов финансирования инвестиционной деятельности компаний в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: цифровая экономика; инвестиции; источники инвестиций; методы финансирования инвестиционной деятельности; народное финансирование; краудфандинг.

Yu.V. Pavlova. PRACTICE OF APPLICATION OF NEW INSTRUMENTS FOR FINANCING INVESTMENT ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMY

This article examines the methods of searching and using new instruments for financing investment activities of companies in the digital economy that exist in practice and in theory. The main distinguishing feature of the modern economy is its functioning in the context of the ongoing informatization of society and its complete foundation on intellectual capital. In turn, informatization and intellectualization of public life lead to a fundamental change in the essence of modern business and the emergence of new financial investment tools. In world practice, activities are actively developing to place and attract investments using investment platforms. The Russian economy issues related to public and legislative regulation of the activities occurring in the area of attracting investments through investment platforms, are only at the stage of formation. In this regard, this paper identifies the problems that hinder the use of new instruments for financing investment activities in the digital economy. Based on the study, measures that contribute to the development and application of new instruments for financing investment activities of companies in the digital economy are proposed.

Keywords: digital economy; investments; sources of investment; methods of financing investment activities; public finance; crowdfunding.

Объективные тенденции развития совре- ют о том, что все более существенную роль в менной мировой экономики свидетельству- экономической деятельности общества играют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.