Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ИНФРАСТРУКТУРЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ИНФРАСТРУКТУРЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КАНАЛЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / ЗАКУПКА СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ / ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА / СБЫТОВЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / КРЕСТЬЯНИН / ФЕРМЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ТОРГОВЛЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балалова Е.И., Ткач А.В.

В статье рассматривается роль и значимость потребительской кооперации Центросоюза РФ в продовольственном обеспечении страны, значение мелкотоварного аграрного производства, место системы потребительской кооперации на продовольственном рынке, раскрывается содержание работы потребительской кооперации на селе, анализируется состав и порядок предоставления услуг снабженческо-сбытовыми кооперативами, показана роль кооперативных потребительских обществ на агропродовольственном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балалова Е.И., Ткач А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В ИНФРАСТРУКТУРЕ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА»

Пг-ро5;!тельская кооперация в инфраструктуре агропродовольственного рынка

Балалова Е.И.а), Ткач А.В.б)

AHO ОВО Центрсоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», t э.н. профессор, заведующая кафедрой экономики, balalovaei@mail.ru, 8-910-432-34-94 AHO ОВО Центрсоюза Российской Федерации «Российскийуниверситет кооперации», Ъкг » - - V й деятель науки РФ. д. э.н.. профессор, советник ректора Российского университета кооперации, _iilcx.tkach20l 'ayandex ru. 8(495) 640-57-11_

Чннотацнн: в статье рассматривается роль и значимость потребительской коопера-Иентросоюза РФ в продовольственном обеспечении страны, значение мелкотоварного производства, место системы потребительской кооперации на продовольственном je* г. раскрывается содержание работы потребительской кооперации на селе, анализирует-о став и порядок предоставления услуг снабженческо-сбытовыми кооперативами, показать ть кооперативных потребительских обществ на агропродовольственном рынке.

Ключевые слова: потребительская кооперация, каналы распределения продовольст-"Е > товаров, закупка сельхозпродукции, закупочная цена, сбытовые кооперативы, продо-..-зенный рынок, крестьянин, фермер, конкурентоспособность, ценообразование, тор-логистические услуги, информационные услуги._

CONSUMER COOPERATION IN THE INFRASTRUCTURE OF THE AGRO-FOOD MARKET

Balalova E.I.a), Tkach A.V b)

A NO OBO Center of the Union of the Russian Federation « Russian University of Cooperation», -r of Economics. Professor. Head of the Department of Economics, balalovaei@jnail.ru. 8-910-432-34-94

ANO OBO Center of the Union of the Russian Federation « Russian University of Cooperation» Honored Scientist of Russia, Doctor of Economics, Professor. Adviser to the Rector of the Russian University' of Cooperation, alex.tkach20l7@yandex.ru, 8(495) 640-57-11

abstract: in the article, the role and significance of the consumer cooperation of the Central (л - of the Russian Federation in the food supply of the country, the importance of small-scale

*r-._::ural production, the place of the system of consumer cooperation in the food market, reveals . nient of the work of consumer cooperation in the countryside, analyzes the composition and с-г-iure for providing supply and marketing cooperatives, consumer societies in the agro-food

et.

Keywords consumer cooperation, distribution channels for food products, purchase of agri-products, purchase price, marketing cooperatives, food market, peasant, farmer, competi-pricing, trade, logistics services, information services.

В инфраструктуре агропродовольствен-рынка важное место занимает система 11:-ргбительской кооперации Центросоюза Чг.йской Федерации, которая представля--обой систему потребительских обществ и ;. юзов разных уровней, созданных в це-удовлетворения материальных и иных лсребностей их членов. К организациям по--т*?">!тельской кооперации относятся также у-т-е-кдения, хозяйственные общества и юридические лица, единственными уч-гс: лелями которых являются потребитель-общества или союзы. Потребительское общество представляет

собой добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ выступает как добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний погре-бительских обществ. Высшим органом потребительского общества является общее собрание его пайщиков или уполномоченных.

Согласно действующему законодатель-

ству государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации.

Потребительская кооперация России выступает как некоммерческое, неправительственное, негосударственное социально ответственное общественное объединение, вносящее весомый вклад в экономику страны и способное эффективно участвовать в реализации стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании Федеральному Собранию. Потребительская кооперация системы Центросоюза РФ имеет концепцию перспективного развития, выработанную учеными и практиками-кооператорами, поддержанную кооперативным активом страны, одобренную общим собранием и Советом Центросоюза России.

Основными задачами потребительской

кооперации в Российской Федерации являются:

создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг;

пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение нх до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Действующий закон гарантирует государственную поддержку потребительским обществам и их союзам, гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, с учетом их социальной значимости.

Таблица 1. Материально-техническая база Центросоюза РФ к сфере закупок

Наименование единиц

Магазины-прнемно-заготовительные пункты 9620

Специализированные приемно-заготовительные пункты 640

Квасильно-засолочные пункты 49

Дошники, чаны 168

Грибоварочные пункты 14

Сушилки лекарственно-технического сырья 189

Овощекартофелехранилища 285

Холодильники 537

Скотовозы 40

Скотоубойные пункты 92

Молоковозы 106

Пункты по приему молока 997

Охладители молока 70

На данном этапе к числу основных проблемных направлений работы потреби-

вельской кооперации относится более ак-тганое её включение в систему продовольственного обеспечения, закупки сельскохозяйственной продукции и прежде сего моло-ь мяса у личных подсобных хозяйств на-Эта сфера деятельности признана госоюзом России приоритетной. Здесь • --Коптельская кооперация имеет солиден собственный многолетний опыт и спе-оеоические, присущие только ей, возмож-шлгги по обслуживанию сельских жителей в данной сфере экономической деятельности таблица 1).

Организации потребительской коопе-га_ин через собственные кооперативные ма-ины, расположенные практически в каж-I у населенном пункте, уже многие годы

- «.тоянно ведуг подворные книги учета из-

- -ков сельскохозяйственной продукции к^лого сельского жителя, передавая полу-ченную таким образом информацию загото-

вительным организациям и предприятиям потребительской кооперации для обеспечения её своевременного закупа и доставки потребителю. Многолетний опыт показывает, что заготовительные конторы потребкооперации при поддержке руководителей потребительских обществ и местных властей делом доказывают свою незаменимость в работе с хозяевами сельских подворий и фермеров в этом вопросе. Однако показатели в этой сфере деятельности могли бы быть значительно лучше, если бы государство через региональные и муниципальные органы власти способствовало укреплению материально-технической базы заготовительных организаций потребительской кооперации, в том числе приобретению оборудования по хранению и переработке заготавливаемой сельскохозяйственной продукции, а пока по ряду причин сокращаются объёмы закупок сельхозпродукции (таблица 2).

Таблица 2. Динамика объёма закупок сельхозпродукции и сырья потребкооперацией

Наименование ^ . . . .. ^ V. . V. » г , .V.... Годы 2015 в %к 2011

2011 2012 2013 2014 2015

Мясо 79,3 79,9 77,8 69,5 64,7 81,6

Молоко 222,4 237,2 258,0 251,2 221,9 99,8

Картофель 87,7 81,1 73,3 64,1 52,6 60,0

Овощи 88,0 81,8 81,0 70,2 57,8 65,7

Плоды 52,6 49,9 48,2 44.5 39,1 74,3

Полагаем, что передача чисто загото-5 тельных функций по закупкам излишков сельскохозяйственной продукции у личных

- с лсобных хозяйств населения и фермеров Министерству сельского хозяйства Россий-. • >й Федерации является ошибкой.

На наш взгляд, такой солидный госу-ллрственный орган, каковым является Ми-

- сгерство сельского хозяйства РФ, должен заниматься, прежде всего, своими прямыми обязанностями, к которым относится прове-

.-:ие единой государственной аграрной портики по обеспечению продовольственной 5езопасности страны, организация произ-эолства сельскохозяйственной продукции, ык в крупных товарных сельскохозяйственных предприятиях, так и в других хозяйствующих структурах, а посреднические

функции между мелкотоварным сельскохозяйственным производством и потребителями более эффективно и с меньшими потерями могут осуществлять заготовительные организации потребительской кооперации, где имеются для этих целей квалифицированные кадры, опыт практической деятельности и определенная производственная инфраструктура (оптовая и розничная торговая сеть). Нам представляется, что не Министерству сельского хозяйства страны, а потребительской кооперации целесообразно передать в ведение и продовольственные рынки городов и промышленных центров. Тем более, что часть таких рынков уже сейчас функционирует в системе потребительской кооперации.

Потребительская кооперация в на-

стоящее время выступает как многоотраслевой хозяйствующий субъект. В связи с этим развивать здесь целесообразно не только торговлю, но и другие перспективные направления: закупки, переработку сельскохо-

зяйственной продукции, производство продовольственных и других товаров, использовать более эффективно имеющуюся производственную базу потребительских обществ Центросоюза РФ (таблица 3).

Таблица 3. Динамика числа цехов по производству пищевой продукции

Наименование цехов Годы 2015 в %к 2011

2011 2012 2013 2014 2015

Всего цехов 3717 4482 5248 4724 4439 119

в т. ч. хлебопекарни 1477 1641 1806 1648 1579 107

колбасные 182 173 165 131 124 68

консервные 56 54 53 42 36 64

кондитерские 574 876 1178 1063 973 169

По переработке: молока 23 24 26 25 25 108

масла животного 2 2 2 2 3 150

масла растительного 7 5 4 3 3 43

макарон 133 117 102 88 77 58

Полуфабрикатов 185 610 1035 942 908 490

в т. ч. пельменей 85 235 385 386 382 449

Анализ сферы продовольственного обеспечения населения страны позволяет сделать вывод, что от степени развития и материально-технической оснащенности базы заготовок сельскохозяйственной продукции системы потребительской кооперации в значительной степени зависит развитие мелкотоварного аграрного сектора, то есть личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств. Именно заготовки сельскохозяйственной продукции в этой сфере агропромышленного комплекса можно рассматривать как одно из перспективных направлений участия потребительской кооперации в системе продовольственного обеспечения.

Однако деятельность потребительской кооперации нельзя сводить только к закупкам сельскохозяйственной продукции. Следует заметить, что в связи с шоковыми действиями правительственных структур в 90-х годах 20-го века ряд федеральных, региональных и муниципальных структур по обеспечению жизнедеятельности Российского села были упразднены и прекратили своё существование. Однако органы власти субъ-

ектов Российской Федерации в значительной своей части оказались неготовыми и неспособными обеспечить предоставление необходимых социально значимых услуг сельским жителям. Решение этих вопросов добровольно взяла на себя потребительская кооперация России, предоставляя сельским жителям нередко бесплатную помощь в различных сферах,покрывая расходы за счет других видов своей деятельности. В то время как вполне обоснованно и оправдано она могла бы получать на эти виды работ финансовую поддержку из региональных и местных бюджетов, которые в свою очередь весьма существенно пополняются за счет налогов от деятельности самой же потребительской кооперации.

В новейшей истории России в связи со сменой общественного строя, перехода на рыночный путь развития появились новые возможности по диверсификации деятельности предприятий и организаций потребительской кооперации. К ним относится работа по насущным вопросам жизни и обустройству села, привлечению заемных средств от населения с целью увеличения закупок

; £ - г-, кохозяйствен ной продукции, её пере- сельской инфраструктуры, необходимых для

г е. развитию и расширению матери- выживания сельского населения, в том числе

и^н »-технической базы кооперативных ор- развитие сферы общественного питания

аций. развитию других направлений (таблица 4).

Таблица 4. Динамика оборота общественного питании

Показатели Годы 2015 в %к 2011

2011 2012 2013 2014 2015

►бшепит, млн руб. 14362,7 15247,9 16047,2 15445,2 14342,2 99,9

§ к предыдущему году в , пост, ценах 98,3 101,5 99,5 94,3 85,6 X

Выработка собственной про-: хции, млн руб. 11668,4 12520,3 13155,9 12752,2 11656,1 93,1

Д ля в обороте общепита, % 81,2 82,1 80,3 82,6 81,3 X

Наряду с этим за последние годы занятие спортом и художественной самодея-

17':- гиятия и организации потребительской тельностью. В потребительской кооперации

«с» перации создали на селе практически но- имеются библиотеки, оказываются сельским

§-• • сеть аптек по продаже сельским жите- услуги парикмахерских, по ремонту одежды,

лекарств и ветпрепаратов, детских пло- обуви, раскрою тканей, ремонту жилья, ре-

к. сельских библиотек, чайных столов, монту бытовой техники и многое другое.

Таблица 5. Динамика структуры деятельности потребительской кооперации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование Годы 2015 +,-к 2011

2011 2012 2013 2014 2015

СУ- рот розничной торговли по отношению х зокупному объему деятельности. % 69.4 69,4 67,2 65,6 63,9 -5,5

•" рот общественного питания по отно-к совокупному объему деятельно- сге, % 6,0 6,2 6,2 6,3 6,2 0,2

«>"- рот оптовой торговли по отношению к . эокупному объему деятельности , % 4,5 4,5 4,2 4,6 5,1 0,6

>гношение оптового оборота к обороту зничной торговли, % 6,5 6,5 6,3 7,0 8,0 1,5

Закупки сельхозпродуктов и сырья по от-ш лению к совокупному объему деятельности, % 9,3 9.4 9,4 9,9 10,1 0,8

»бьем промышленной продукции по от-а> _гнию к совокупному объему деятель-| вхти, % 8,6 8,2 8,3 8,6 9,4 0,8

Г_-атные услуги по отношению к совокуп-^ а чу объему деятельности, % 2,1 2,1 1,9 2,0 2,1 00

■ "Г'. ловольственные товары по отношению к розничному товарообороту, % 75,5 75,7 75,7 76,7 77,6 2,1

: -;-родовольственные товары по отноше-к» -о к розничному товарообороту, % 24,5 24,3 24,3 23,3 22,4 -2,1

:ч оборота розничной торговли потреб-j игоперации в обороте территории, % ... 0,94

Многие организации и предприятия потребительской кооперации по обеспечивают положительную динамику развития по всем отраслям кооперативного хозяйства (таблица 5).

Возросли закупки основных видов сельскохозяйственной продукции и сырья, увеличилось производство отдельных видов потре-

бительских товаров. Достигнут существенный прирост оказываемых населению бьгговых услуг. Укрепилось финансовое состояние потребительской кооперации, что позволило увеличить социальную поддержку пайщиков и сельского населения таблица 6).

Таблица 6. Показатели финансовой деятельности потребительских обществ в системе

Наименование Центросоюз РФ в том числе Федеральные округа РФ

Северо-Западный Центральный Приволжский Южный

Чистая прибыль - всего 380137 7 567824 801367 984865 450533

в том числе: розничная торговля 240938 -64422 235170 56977 209839

Оптовая торговля 112198 24880 37065 21182 7346

Общественное питание 217517 29660 74856 99259 8781

Промышленность 617203 133398 99778 306095 21978

Бытовые услуги 89004 -1179 5499 81551 1751

Прочие отрасли 252451 6 445487 348999 419800 200838

Количество хозрасчетных организаций и предприятий, единиц

Всего 3560 427 456 1183 229

в том числе прибыльных 2849 332 399 982 192

убыточных 711 95 57 201 37

В % к общему количеству 20,0 22,2 12,5 17,0 16,2

Уровень рентабельности по отраслям, %

Розничная торговля, 2013 г. 0,39 0,25 0,85 0,44 0,51

2014 0.16 -0,34 0,67 0,20 0,14

2015 0,16 -0,27 0,82 0,10 0,27

Общественное питание, 2013 1,90 1,53 3,36 1,62 2,86

2014 1.52 2,02 2,89 1.43 1,83

2015 1,51 1,73 3,23 1,44 1,17

Промышленность, 2013 2,88 3,75 4,16 2,88 1,87

2014 2,44 4,30 3,77 2,16 1,33

2015 3,06 5,27 5,05 3,32 1,15

Финансовые результаты могли быть значительно выше, если бы во всех кооперативных организациях уделялось больше внимания сокращению непроизводительных расходов, допускаемых из-за бесхозяйственности и бесконтрольности.

Организации потребительской кооперации принимают участие в обеспечении услугами личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, организована продажа населению молодняка скота и птицы, комбикормов, удобрений, сортовых семян картофеля и овощных культур, ветеринарных препаратов, мини-техники и других средств малой меха-

низации. принимаются меры по расширению сбыта продукции, производимой в этих хозяйствах. Возрастает вклад потребительской кооперации в развитие социальной инфраструктуры села, что способствует улучшению обеспечения сельского населения товарами и услугами, включая жителей глубинных населенных пунктов.

Вышесказанное позволяет нам с определенной уверенностью заявить, что будет вполне оправдано Правит ельству РФ предоставить весомое место потребительской кооперации России в разрабатываемых Государственных программах развития сельского хозяйства

а_ предстоящие годы.

Практическая деятельность потреби--¿тьской кооперации по закупке сельскохо-яйственной продукции у личных подсобных жозяйств и других мелких сельских товаро-.^водителей продемонстрировала большие

- тенциальные возможности, как коопера-_ •'. так и сельского хозяйства. Грамотный

- ллод к использованию преимуществ потребительской кооперации способствует ак-п вному развитию инициативы и предпри-■ ^зтельства в деревне.

В ряде регионов Татарстана работники

- -ребительской кооперации в населенных г>нктах проводят сходы селян, выявляют потребности подворий в молодняке скота, птицы, отменном картофеле, комбикормах. С учетом 52.« во к личных подсобных хозяйств органи-хьлии потребительской кооперации закшо-

: договора со свиноводческими комплек-и птицефабриками на поставку поросят и * - дняка птицы.

Для получения качественной продук-ли и гарантированной ее реализации в Рес-шу" шке кооператоры построили скотобой-= . пункты в административных районах. За е^-лым из них закреплена специализиро-к&нная автомашина для вывоза скота из сель-\ подворий. Закупленное у сельских жи-мясо реализуется через предприятия об-_глтвенного питания и розничную сеть мага-> - »в потребительской кооперации. Все это а золяет увеличить закупки и реализацию через торговую сеть потребительской коопе-г^.-'.;: мяса и мясопродуктов.

Большим стимулом для роста производ-50 продукции в личных подсобных хозяйст-ш стал объявленный республиканский кон-г на лучшую организацию закупок молока -т». 1н муниципальных образований, районов, ос районных потребительских обществ.

В настоящее время в республике про-:-".:ывается вопрос о выдаче организациям -сггебительской кооперации субсидий из V л ■кета республики на закупку молока с ча-- ых подворий. Пока же такие субсидии поят - лют сельскохозяйственные организации.

Практика показывает, что качество жиз-ш гюдей на селе во многом определяется качеством торгового обслуживания. В этой свя-ш -¿зрела необходимость совершенствовать

кооперативную торговлю. Чтобы выдержать конкуренцию потребительской кооперации с коммерческими структурами и частниками необходимо восстановить вертикал управления, то есть создать торговые структуры с единой системой управления в потребительской кооперации. Больше уделять внимания ценовой и ассортиментной политике, поставкам товаров крупными партиями, минимизировать затраты и компьютеризировать все процессы.

В потребительской кооперации Республики сохранены и работают в тесном контакте с районными потребительскими обществами оптовые базы. Идет работа по созданию сетевой компании, в которую входят магазины. расположенные во всех районных центрах республики и опговые предприятия. Планируется увеличить долю кооперативного опта в розничном обороте сетевой компании, получать по прямым договорам от местных товаропроизводителей.

В ходе тендера с участием шести ведущих компаний в Удмуртии удалось добиться выгодных условий технического переоснащения кооперативных магазинов, которые войдут в единую сеть. Все сетевые торговые предприятия будут оснащены современной контрольно-кассовой техникой, сканерами штрихкодов и систем связи с центральным офисом, где смонтировано современное программное обеспечение от ведущего разработчика автоматизированных систем управления и учета компаний «Астр». Это обеспечит вертикаль управления в торговле, изучение спроса, проведение эффективно ценовой политики, маневрирование товарными запасами, повысит эффективность отрасли. Разработана ассортиментная матрица, которая уже сегодня представляет интерес для поставщиков и потребителей.

В настоящее время Центросоюзом России перед руководящими органами потребительских обществ и союзов субъектов Российской Федерации поставлена задача активизировать работу по выполнению намеченных мероприятий по участию в системе продовольственного обеспечения и принять дополнительные меры по ускорению создания материально-технической базы, необходимой для увеличения закупок мяса и молока в лич-

ных подсобных хозяйствах: скотобойных пунктов, предприятий по переработке закупаемых у населения мяса, молока, приобретению скотовозов, молоковозов, охладителей молока, расширению специализированной торговой сети для реализации мясной и молочной продукции. Для этого следует активнее развивать сотрудничество и взаимодействие с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в малых формах хозяйствования.

Перед предприятиями и организациями потребительской кооперации поставлена

задача принять меры по увеличению продажи личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам молодняка скота и птицы, комбикормов, удобрений, семян, средств малой механизации и улучшению работы по организации закупок мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции, выращенной в этих хозяйствах.

Намечено активизировать работу по увеличению закупок сельскохозяйственной продукции в подсобных хозяйствах населения, повышению самостоятельности и ответственности продавцов по расширению оказываемых населению услуг.

Литература:

1. Ткач A.B., Чукин Н.И.Кооперация и интеграция в мясо-продуктовом подкомплексе в условиях санкций. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. №3, 2016, с. 40-44

2. Нечитайлов A.C., Ткач A.B., Потребительская кооперация в инфраструктуре продовольственного рынка. Экономика сельского хозяйства России, 2016, №2, с. 76-81

3. Жуков A.C., Ткач A.B.. Нечитайлов А.СМаркетинг в системе потребительской кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. - 2016. - №4. - С. 17-21.

4. Ткач A.B., Пахомчик С.А. Кооперативное строительство в аграрном секторе экономики. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №5, 2016, с. 41-45

5. Романова Т.Е., Ткач A.B. Решение проблемы кормообеспечення мясного скотоводства на основе развития кооперации. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. -2016. - №2. С. 55-58

6. Романова Т.Е., Ткач A.B. Развитие мясного скотоводства Республики Татарстан на основе создания кластера. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. - 2016. - №3. - С. 58-61

7. Романова Т.Е., Ткач A.B. Интенсификация мясного скотоводства как фактор повышения эффективности отрасли в Республике Татарстан. Вестник российского университета кооперации. Научно-теоретический журнал. №2 (24), 2016, с. 56-59

8. Нечитайлов A.C., Ткач A.B.. Потребительская кооперация в условиях рынка. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №8, 2016, с. 61-66

9. Ткач A.B. Развитие потребительской кооперации в России. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, №5, 2016, с. 71-72

10. Нечитайлов A.C., Ткач A.B., Жукова О.И. Товарная сельхозпродукция России, как-экспортный ресурс для международного рынка. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический журнал. - 2016. -№5.-С. 13-19

11. Черевко A.B.. Ткач A.B. Тенденции и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации в России. АПК: экономика , управление, 2017, №1, с. 42-49

12. Жукова О.И., Ткач A.B., Нечитайлов A.C. Расширение отечественного рынка сельскохозяйственной продукции, как экспортного ресурса России. Экономика сельского хозяйства России, № 1, 2017, с. 25-30

13. Жуков A.C., Ткач A.B., Жукова О.И., Потребительская кооперация в условиях экономического кризиса. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 1, 2017, с. 42-47

References:

I T^ach А.V., CHukin N.I.Kooperaciya i integraciya v myaso-produktovom podkomplekse v yah sankcij. EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, №3, : 16. s. 40-44

1 Nechitajlov A.S., Tkach A.V., Potrebitel'skaya kooperaciya v infrastrukture prodovol'stvennogo r.-ju EHkonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. 2016, №2. s. 76-81

ZHukov A.S., Tkach A.V., Nechitajlov A.SMarketing v sisteme potrebitel'skoj kooperacii. : -i-imental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ehkonomiki. Nauchno-- -eticheskij zhurnal. - 2016. - №4. - S. 17-21.

- ~*,ach A.V., Pahomchik S.A. Kooperativnoe stroitel'stvo v agrarnom sektore ehkonomiki. E • nomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, №5, 2016, s. 41-45

5 R manova Т.Е., Tkach A.V. Reshenie problemy kormoobespecheniya myasnogo skotovodstva ta -nove razvitiya kooperacii. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora thk nomiki. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. - 2016. - №2. - S. 55-58

- r manova Т.Е., Tkach A.V. Razvitie myasnogo skotovodstva Respubliki Tatarstan na osnove ^ -¿aniya klastera. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ¡r v nomiki. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. 2016. - №3. - S. 58-61

Romanova Т.Е., Tkach A.V. Intensifikaciya myasnogo skotovodstva как faktor povysheniya sr:~ektivnosti otrasli v Rcspublike Tatarstan. Vestnik rossijskogo universiteta kooperacii. Nauchno-to reucheskij zhurnal. №2 (24), 2016, s. 56-59

t. Nechitajlov A.S., Tkach A.V., Potrebitel'skaya kooperaciya v usloviyah rynka. EHkonomika

>kohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, №8, 2016, s. 61-66 ч Tkach A.V. Razvitie potrebitel'skoj kooperacii v Rossii. EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i re-;:jbatyvayushchih predpriyatij, №5, 2016, s. 71-72

10 Nechitajlov A.S., Tkach A.V., ZHukova O.I. Tovarnaya sel'hozprodukciya Rossii, как r-v-rortnyj resurs dlya mezhdunarodnogo rynka. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya bx rerativnogo sektora ehkonomiki. Nauchno-teoreticheskij zhurnal. - 2016. - №5. S. 13-19 I* CHerevko A.V., Tkach A.V. Tendencii i perspektivy razvitiya sel'skohozyajstvennoj kooperacii » ; ssii. APK: ehkonomika , upravlenie, 2017, №1, s. 42-49

!I ZHukova O.l., Tkach A.V., Nechitajlov A.S. Rasshirenie otechestvennogo rynka >:<ohozyajstvennoj produkcii, как ehksportnogo resursa Rossii. EHkonomika sel'skogo

- -. ajstva Rossii, № 1, 2017, s. 25-30

!'- ZHukov A.S., Tkach A.V., ZHukova O.I., Potrebitel'skaya kooperaciya v usloviyah г*, nomicheskogo krizisa. EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij, №1, 2017, s. 42-47._

УДК 061.66

Трансфер инновационных технологий в АПК через систему сельскохозяйственного консультирования

Демишкевич Г.М.

ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства».

_д.э.н.. главный научный сотрудник_

Аннотация: в данной статье рассматривается деятельность сотрудников системы .¿ .^кохозяйственного консультирования по трансферу инновационных технологий в про-шаолство, формы, методы и направления работы Показана связь аграрной науки с ин-С" гчационно-консультационными службами.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновации, система сельскохо-з- .твенного консультирования, консультирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.