Научная статья на тему 'Место и роль потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов России'

Место и роль потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКАЯ ЭКОНОМИКА / ЗАКУПОЧНО-СБЫТОВЫЕ КООПЕРАТИВЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / REGIONAL ECONOMY / FOOD SECURITY / PERSONAL SUBSIDIARY PLOTS / PEASANT (FARM) ENTERPRISES / CONSUMER COOPERATION / RURAL ECONOMY / SUPPLY AND PURCHASE COOPERATIVES / AGRICULTURAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каурова Ольга Валерьевна, Ткач Александр Васильевич, Малолетко Александр Николаевич

Актуальность, новизна и социально-экономическая значимость закупочно-сбытовой деятельности потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов, повышении эффективности личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, формирующих продовольственные ресурсы в муниципалитетах на современном этапе, приобретают особую ценность в вопросе насыщения продовольственного рынка регионов продуктами питания. Роль кооперации обосновывается огромной государственной важностью формирования национальной продовольственной безопасности. Раскрывается производственная и социальная миссия личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, выявлена их роль в производстве продовольственных товаров и формировании продовольственных ресурсов. Аргументируется необходимость государственной поддержки кооперации в развитии мелкого аграрного бизнеса, а также роль сельских подворий в развитии отраслей сельского хозяйства, увеличении производства сельхозпродукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, повышении эффективности работы малых форм хозяйствования. На фоне необходимости более рационального использования сельскохозяйственного потенциала и повышения конкурентоспособности отечественных производителей сельхозпродукции обобщена роль и значимость потребительской кооперации в сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каурова Ольга Валерьевна, Ткач Александр Васильевич, Малолетко Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE AND ROLE OF CONSUMER COOPERATION IN ENSURING FOOD SECURITY OF RUSSIAN REGIONS

The relevance, novelty and socio-economic significance of purchasing and marketing activities of consumer cooperation in ensuring food security of regions, in improving the efficiency of personal subsidiary and peasant (farm) farms, individual entrepreneurs who form food resources in municipalities at the present stage, acquire special value in saturating the food market of regions with food products. The role of cooperation is justified by the huge state importance of forming national food security. The production and social mission of personal subsidiary and peasant (farmer) households is revealed, their role in the production of food products and the formation of food resources is identified. The author argues the need for state support of cooperation in the development of small agricultural business, as well as the role of rural farmsteads in the development of agricultural sectors, increasing agricultural production in personal subsidiary and peasant (farmer) households, and increasing the efficiency of small forms of farming. Against the background of the need for a more rational use of agricultural potential and increasing the competitiveness of domestic agricultural producers, the role and significance of consumer cooperation in rural areas is generalized.

Текст научной работы на тему «Место и роль потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов России»

государственная сельскохозяйственная академия. Россия. Чебоксары. E-mail: ae.makushev@ yandex.ru.

ЯКОВЛЕВ Сергей Петрович - кандидат юридических наук, доцент. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. Россия. Чебоксары. E-mail: ysp77@mail.ru.

СЕРЕБРЯКОВА Татьяна Юрьевна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: serebrtata@yandex.ru.

IVANOV, Evgeniy Alexeyevich - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics. Chuvash State Agricultural Academy. Russia. Cheboksary. E-mail: ivanovea-coop@gmail.com.

MAKUSHEV, Andrey Evgenyevich - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Rector. Chuvash State Agricultural Academy. Russia. Cheboksary. E-mail: ae.makushev@yandex.ru.

YAKOVLEV, Sergey Petrovich - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor. Chuvash State Agricultural Academy. Russia. Cheboksary. E-mail: ysp77@mail.ru.

SEREBRYAKOVA, Tatyana Yuryevna - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Head of the Department of Accounting. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: serebrtata@yandex.ru.

УДК 334.7

МЕСТО И РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕГИОНОВ РОССИИ

О.В. Каурова, А.В. Ткач, А.Н. Малолетко

Актуальность, новизна и социально-экономическая значимость закупочно-сбытовой деятельности потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов, повышении эффективности личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, формирующих продовольственные ресурсы в муниципалитетах на современном этапе, приобретают особую ценность в вопросе насыщения продовольственного рынка регионов продуктами питания. Роль кооперации обосновывается огромной государственной важностью формирования национальной продовольственной безопасности.

Раскрывается производственная и социальная миссия личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, выявлена их роль в производстве продовольственных товаров и формировании продовольственных ресурсов. Аргументируется необходимость государственной поддержки кооперации в развитии мелкого аграрного бизнеса, а также роль сельских подворий в развитии отраслей сельского хозяйства, увеличении производства сельхозпродукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, повышении эффективности работы малых форм хозяйствования. На фоне необходимости более рационального использования сельскохозяйственного потенциала и повышения конкурентоспособности отечественных производителей сельхозпродукции обобщена роль и значимость потребительской кооперации в сельской местности.

Ключевые слова: экономика регионов; продовольственная безопасность; личные подсобные хозяйства; крестьянские (фермерские) хозяйства; потребительская кооперация; сельская экономика; закупочно-сбытовые кооперативы; сельскохозяйственная продукция.

O.V. Kaurova, A.V. Tkach, A.N. Maloletko. PLACE AND ROLE OF CONSUMER COOPERATION IN ENSURING FOOD SECURITY OF RUSSIAN REGIONS

The relevance, novelty and socio-economic significance of purchasing and marketing activities of consumer cooperation in ensuring food security of regions, in improving the efficiency of personal subsidiary and peasant (farm) farms, individual entrepreneurs who form food resources in municipalities at the present stage, acquire special value in saturating the food market of regions with food products. The role of cooperation is justified by the huge state importance of forming national food security. The production and social mission of personal subsidiary and peasant (farmer) households is revealed, their role

in the production of food products and the formation of food resources is identified. The author argues the need for state support of cooperation in the development of small agricultural business, as well as the role of rural farmsteads in the development of agricultural sectors, increasing agricultural production in personal subsidiary and peasant (farmer) households, and increasing the efficiency of small forms of farming. Against the background of the need for a more rational use of agricultural potential and increasing the competitiveness of domestic agricultural producers, the role and significance of consumer cooperation in rural areas is generalized.

Keywords: regional economy; food security; personal subsidiary plots; peasant (farm) enterprises; consumer cooperation; rural economy; supply and purchase cooperatives; agricultural products.

Цель нашей работы - выявить место и роль кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов, особенности и перспективы развития потребительской кооперации, личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств с использованием преимуществ и принципов кооперации. Определив роль малых форм хозяйствования и потребительской кооперации в формировании продовольственных ресурсов в условиях рыночных отношений, можно выявить роль мелкого аграрного бизнеса в эффективном использовании потенциала села, повышении его роли в насыщении рынка продуктами питания.

Методологической базой исследования послужили методы анализа и синтеза, абстрактно-логический и монографический методы, би-блиометрический, патентный и сравнительный анализы. Методы анализа и синтеза использовались для проведения оценки современного состояния малых форм хозяйствования. Посредством библиометрического и патентного анализа выявлены перспективные направления научно-технологического развития мелкого аграрного бизнеса на селе с использованием преимуществ и форм потребительской кооперации.

Роль потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов возрастает при укреплении их закупочных и сбытовых связей с личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. В России личные подсобные хозяйства населения представляют огромное количество землепользователей, относятся, как и крестьянские (фермерские) хозяйства, к малым формам хозяйствования, которые занимаются мелкотоварным производством, однако испытывают трудности в сбыте произведенной продукции.

Закупочные предприятия и пункты потребительской кооперации приобретают выращенную малыми формами хозяйствования продукцию: картофель, овощи, плодово-ягодные культуры. Произведенная в сельских подворьях продукция реализуется через заготовительные системы потребительской кооперации потребительским обществам и на аграрных рынках. Личные подсобные и крестьянские

(фермерские) хозяйства выступают надежной базой для закупочной деятельности потребительской кооперации, которая выступает гарантированным каналом сбыта произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Эффективность функционирования личных подсобных хозяйств возрастает при хорошо налаженном сбыте продукции.

В России личным подсобным хозяйством занимаются миллионы сельских жителей, имеющих в своем распоряжении большие массивы сельскохозяйственных угодий, где производят картофель, овощи, мясо, молоко, яйцо и другие виды сельскохозяйственной продукции. По объемам личные подсобные хозяйства отстают от крестьянских (фермерских) хозяйств по производству зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и некоторых других культур. Однако вместе они составляют хорошую базу для работы закупочно-сбытовых кооперативов.

В инфраструктуре национальной экономики потребительская кооперация во главе с Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации позиционируют себя как составная часть российского общества. Кооперативные предприятия и организации потребительских обществ муниципальных районов и союзов потребительских обществ субъектов Российской Федерации активно проявляют себя в нише обслуживания населения и мелкого аграрного бизнеса, обеспечивая им логистический канал сбыта произведенной продукции. Общеизвестно, что производство заканчивается потреблением произведенной продукции. Если нет спроса на товары, то выработка их теряет смысл, а производителя ожидает банкротство.

Потребность и необходимость малых форм хозяйствования в выходе на рынок сбыта со своей продукцией стимулирует и оживляет деятельность закупочных предприятий потребительской кооперации. На конечных результатах и эффективности сотрудничества отражается степень глубины и качества взаимоотношений заготовительных организаций потребительской кооперации и хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и

индивидуальных предпринимателей. Следует заметить, что на уровне развития малых форм хозяйствования на селе наблюдается определенный успех, особенно в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, если они имеют надежный канал гарантированного сбыта произведенной ими продукции.

Анализ работы малых форм хозяйствования в аграрном секторе России показывает, что с 2000 по 2018 г. высокими темпами развивались крестьянские (фермерские) хозяйства, которые за рассматриваемый период увеличили производство зерна с 5513 до 32824 тыс. т, или почти в 6 раз, сахарной свеклы - с 690 до 4499 тыс. т, или в 6,5 раза, семян подсолнечника - с 567 до 4242 тыс. т, или в 7,5 раза, картофеля - с 375 до 2841 тыс. т, или в 7,6 раза, овощей - с 263 до 2559 тыс. т, или почти в 10 раз, скота и птицы - с 80 до 322 тыс. т, или в 4 раза, молока - с 568 до 2511 тыс. т, или в 4,4 раза, яиц - с 141 до 466 млн штук, или в 3,3 раза, шерсти - с 2 до 20 тыс. т, или в 10 раз, меда - с 1184 до 2545 т, или в 2,1 раза. В России значительное место в производ-

Динамика производства основных в в малых формах хозяйс

стве основных видов сельскохозяйственной продукции занимают хозяйства населения, которые в 2018 г. произвели зерна 891 тыс. т, сахарной свеклы - 64 тыс. т, семян подсолнечника - 48 тыс. т, картофеля - 56,7 тыс. т, овощей - 7545 тыс. т, скота и птицы - 1912 тыс. т, молока - 11855 тыс. т, яиц - 8274 млн штук, шерсти - 26 тыс. т, меда - 61149 т (табл. 1).

Поступательное развитие основных отраслей сельского хозяйства позволило дополнительно увеличить соответствующим образом и объемы поставок аграрной продукции на продовольственный рынок. При этом обеспечить продвижение вырабатываемой сельскохозяйственными производителями продукции в торговую сеть вполне готовы закупочно-сбытовые кооперативные организации Центросоюза Российской Федерации.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения выступают основательной производственной и экономической базой для организации закупок сельскохозяйственной продукции заготовительными организациями

Таблица 1

ов сельскохозяйственной продукции ования в России, тыс. т

Показатели Годы 2018 г. к 2000 г., в %

2000 2010 2016 2017 2018

Крестьянские (фермерские) хозяйства1

Зерно (в весе после доработки) 5513 13368 33474 39499 32824 595,4

Сахарная свекла 690 2415 5997 6032 4499 652,0

Семена подсолнечника2 567 1413 3403 3303 4242 748,1

Картофель 375 1176 2660 2511 2841 757,6

Овощи 263 1422 2381 2586 2559 973,0

Скот и птица на убой (в убойном весе) 80 210 292 305 322 402,5

Молоко 568 1475 2174 2376 2511 442,1

Яйца, млн шт. 141 307 452 466 466 330,5

Шерсть (в физическом весе) 2 14 20 21 20 10 раз

Мед, т 1184 1716 2717 2597 2545 214,9

Хозяйства населения3

Зерно (в весе после доработки) 489 645 1023 1071 891 182,2

Сахарная свекла 90 91 79 91 64 71,1

Семена подсолнечника2 49 34 46 45 48 98,0

Картофель 26868 15109 15594 14963 15237 56,7

Овощи 8084 7511 7724 7546 7545 93,3

Скот и птица на убой (в убойном весе) 2579 2613 2045 1974 1912 74,1

Молоко 16420 15720 12552 12135 11855 72,2

Яйца, млн шт. 9801 9136 8545 8439 8274 84,4

Шерсть (в физическом весе) 23 29 27 27 26 113,0

Мед, т 47827 47541 65089 61238 61149 127,9

Источник: Российский статистический ежегодник [8].

1 С 2016 г. - в весе после доработки; 2000, 2010 гг. - в первоначально оприходованном весе.

2 На основании данных выборочного обследования личных подсобных и других индивидуальных хозяйств.

3 Включая индивидуальных предпринимателей; на основании данных выборочного обследования крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

потребительской кооперации. В современных условиях малые формы хозяйствования аграрного сектора нередко испытывают значительные трудности при выходе на продовольственный рынок самостоятельно, так как им непосильно выдержать конкуренцию с крупными поставщиками продуктов питания. В то же время у потребительской кооперации Центросоюза России есть собственная, широко развитая сеть оптовой и розничной торговли, которая может обеспечить надежный канал реализации сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения и индивидуальными предпринимателями.

Потребительская кооперация Центросоюза России имеет значительный исторический опыт в аккумулировании деятельности мелких производителей как в сфере производства и реализации выработанной продукции, так и в снабженческой сфере, поставке необходимых материальных ресурсов для развития производственной деятельности малых форм хозяйствования. Например, в начале ХХ в. и годы нэпа потребительская кооперация координировала деятельность около 70 % крестьян России, около половины оптового и две трети розничного товарооборота страны было в сфере деятельности потребительской кооперации. В советский период потребительская кооперация успешно функционировала в России как часть организационно-экономической инфраструктуры народного хозяйства страны, обеспечивая товарами сельское население, имея для этого необходимые фонды и ресурсы. В настоящий период роль и значимость потребительской кооперации в формировании продовольственных ресурсов возрастает, так как для этого имеются все необходимые предпосылки и экономические условия.

Так, в 2018 г. доля крестьянских (фермерских) хозяйств России в общем объеме производства зерна составила 29,0 %, сахарной свеклы - 10,7 %, семян подсолнечника - 33,2 %, картофеля - 12,7 %, овощей - 18,7 %, скота и птицы - 3,0 %, молока - 8,2 %, яиц - 1,0 %, шерсти - 35,5 %, меда - 3,9 %. Традиционно значительный удельный вес в стране в производстве сельскохозяйственной продукции и сырья занимают хозяйства населения, которые ежегодно значительную часть выращенной продукции реализуют через заготовительные организации системы потребительской кооперации Центросоюза России. В 2018 г. доля хозяйств населения в общем объеме произведенного в стране картофеля составила 68,0 %, овощей - 55,1 %, скота и птицы на убой (в убойном

весе) - 18,0 %, молока - 38,7 %, яиц - 18,5 %, шерсти (в физическом весе) - 46,5 %, меда -94,1 % (табл. 2).

Малые формы хозяйствования в сельской местности, так же как крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели, являются неотъемлемой частью сельской экономики, одновременно выступая для потребительской кооперации основным источником поставок сельскохозяйственной продукции, объективно создавая для нее условия расширения своей роли и значимости в формировании продовольственных резервов для обеспечения национальной продовольственной безопасности страны. В совокупном обороте деятельности потребительской кооперации закупки агропро-довольственной продукции и сырья занимают одно из ведущих мест. Так, с 2015 по 2019 г. доля закупок сельскохозяйственных продуктов заготовительными организациями потребительской кооперации Центросоюза России в общем объеме деятельности увеличилась с 10,1 до 12,0 %, или на 1,9 п.п. Одновременно возрос и удельный вес системы общественного питания за рассматриваемый период - с 6,2 до 6,9 %, или на 0,7 п.п.

Необходимо подчеркнуть, что в торговом обороте потребительской кооперации за сравниваемые годы повысился удельный вес в реализуемых товарах продуктов питания - с 76,7 до 77,5 %, или на 0,8 п.п. Этот показатель косвенно подтверждает снижение покупательной способности населения в связи с ухудшением его материального положения. В таких ситуациях на первое место выдвигается необходимость человека прежде всего обеспечить свое физическое выживание, покупая продукты питания. Поскольку потребительская кооперация работает в основном в сельской местности, то обнищание сельского населения отражается и на совокупном обороте деятельности потребительской кооперации, а продовольственные товары преобладают в торговом товарообороте (табл. 3).

Значительные объемы предложений товарной продовольственной продукции сельскохозяйственными производителями позволяют повысить наращивание продовольственных ресурсов и улучшить обеспечение продуктами питания населения, через увеличение объемов и разнообразия ассортимента продуктов питания на региональных и местных продовольственных рынках. Оптовые и розничные торговые сети потребительской кооперации оснащены необходимыми материально-техническими ресурсами для организации закупок основных видов продукции у сельскохозяйственных про-

Таблица 2

Динамика производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств в России, в % от общего объема производства

Показатели Годы 2018 г. к 2000 г. (+/- п.п.)

2000 2010 2016 2017 2018

Сельскохозяйственные организации

Зерно (в весе после доработки 90,8 77,0 71,4 70,1 70,2 -20,6

Сахарная свекла 94,5 88,7 88,2 88,2 89,1 -5,4

Семена подсолнечника1 84,3 72,9 68,7 68,1 66,4 -17,9

Картофель 7,5 12,0 18,8 19,5 19,3 11,8

Овощи 22,9 18,8 23,3 25,6 26,2 3,3

Скот и птица на убой (в убойном весе) 40,2 60,6 76,3 77,9 79,0 38,8

Молоко 47,3 45,4 50,6 51,9 53,1 5,8

Яйца, млн шт. 70,8 76,8 79,3 80,1 80,5 9,7

Шерсть (в физическом весе) 37,8 19,7 16,5 15,9 18,0 -19,8

Мед, т 9,6 3,4 2,1 2,0 2,0 -7,6

Хозяйства населения2

Зерно (в весе после доработки 0,8 1,1 0,9 0,8 0,8 00

Сахарная свекла 0,6 0,4 0,1 0,2 0,2 -0,4

Семена подсолнечника1 1,2 0,7 0,4 0,4 0,4 -0,8

Картофель 91,2 81,7 69,4 68,9 68,0 -23,2

Овощи 74,7 68,3 58,6 55,4 55,1 -19,6

Скот и птица на убой (в убойном весе) 58,0 36,5 20,7 19,1 18,0 -40,0

Молоко 50,9 49,9 42,1 40,2 38,7 -12,2

Яйца, млн шт. 28,8 22,4 19,6 18,8 18,5 -10,3

Шерсть (в физическом весе) 56,8 54,5 47,3 47,2 46,5 -10,3

Мед, т 88,2 93,2 94,0 94,0 94,1 5,9

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Зерно (в весе после доработки) 8,4 21,9 27,7 29,1 29,0 20,6

Сахарная свекла 4,9 10,9 11,7 11,6 10,7 5,8

Семена подсолнечника1 14,5 26,4 30,9 31,5 33,2 18,7

Картофель 1,3 6,3 11,8 11,6 12,7 11,4

Овощи 2,4 12,9 18,1 19,0 18,7 16,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скот и птица на убой (в убойном весе) 1,8 2,9 3,0 3,0 3,0 1,2

Молоко 1,8 4,7 7,3 7,9 8,2 6,4

Яйца, млн шт. 0,4 0,8 1,0 1,1 1,0 0,6

Шерсть (в физическом весе) 5,4 25,8 36,2 36,9 35,5 30,1

Мед, т 2,2 3,4 3,9 4,0 3,9 1,7

Источник: Российский статистический ежегодник [8].

1 С 2016 г. - в весе после доработки; 2000, 2010 гг. - в первоначально оприходованном весе.

2 Включая индивидуальных предпринимателей.

Таблица 3

Динамика развития потребительской кооперации Центросоюза России, в %

Показатели Годы 2019 г. к 2015 г. (+/- п.п.)

2015 2016 2017 2018 2019

Доля в совокупном объеме деятельности, в %

Розничная торговля 63,9 63,8 68,8 61,0 60,6 -3,3

Закупки сельхозпродуктов 10,1 10,7 11,3 11,8 12,0 1,9

Общественное питание 6,2 6,2 6,4 6,5 6,9 0,7

Промышленная продукция 9,4 9,7 9,7 10,0 10,1 0,7

Доля в торговом товарообороте, %

Продовольственные товары 76,7 77,6 77,7 77,7 77,5 0,8

Непродовольственные товары 23,3 22,4 22,3 22,3 22,5 -0,8

изводителей и обеспечения ее доставки до конечного потребителя.

В связи с ростом производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования возникает необходимость расширять и укреплять сеть заготовительных предприятий в системе потребительской кооперации. Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, как партнеры по кооперации, являются свободными аграрными предпринимателями, действующими в рыночной среде. В одиночку малым формам хозяйствования трудно конкурировать на продовольственном рынке, поэтому они чаще всего проигрывают крупным участникам. Поэтому в условиях рынка личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также индивидуальным предпринимателям объективно необходимо укреплять взаимоотношения с потребительской кооперацией, использовать тот потенциал, который имеют потребительские общества Центросоюза России в сфере закупок и сбыта сельскохозяйственной продукции. Такое взаимодействие партнеров в сотрудничестве играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Анализ заготовительной деятельности системы потребительской кооперации Центросоюза России показывает, что с 2015 по 2019 г. сократились закупки мясопродуктов с 64,7 до 52,5 тыс. т, или на 18,9 %, молокопродуктов - с 221,9 до 218,9 тыс. т, или на 1,4 %, картофеля -с 52,6 до 33,5 тыс. т, или на 36,3%, овощей - с 57,8 до 40,7 тыс. т, или на 29,6 %, плодов - с 39,1 до 24,5 тыс. т, или на 37,3 % (табл. 4).

Наряду с закупками сельскохозяйственной продукции заготовительные пункты потребительской кооперации в России заготавливают имеющие важное значение в структуре пищевых продуктов некультивируемые растительные биологические пищевые лесные ресурсы - дикоро-сы, к которым относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. Внутри продовольственного рынка выделяются сегменты: ягодный,

Динамика закупок сель потребительскими общест]

грибной, кедровый и т.д. На развитие рынков дикоросов влияет несколько основных факторов: природные, экономические, правовые и социальные. К природным факторам относятся климатические, географические, цикличность урожайности, сезонность заготовок, размещение лесных ресурсов, труднодоступность участков леса для заготовок и др. К экономическим факторам относятся: невысокий уровень развития рынков ди-коросов, несовпадение спроса и предложения на дикорастущие продукты в регионе, потребность в больших капитальных вложениях в развитие культивируемых плантаций. Сюда же относится удаленность мест сбора от пунктов переработки и потребления дикоросов, отсталость системы доставки сырья на переработку, учитывая, что большая часть дикоросов относится к скоропортящейся продукции.

Предпринимательство в сфере сбора, закупок, переработки и реализации дикорастущей продукции относится к занятию высокого риска. Для эффективной деятельности в этой сфере необходимо сформировать логистику и грамотно разместить заготовительную сеть, снизить затраты на сбор и заготовку, обеспечить своевременную промышленную переработку скоропортящейся дикорастущей продукции и т.д. К вышеперечисленным факторам необходимо добавить слабую координацию между управленческими структурами федерального уровня, что создает иногда ведомственные барьеры, не позволяющие выстраивать рыночные отношения между предпринимателями.

Потребительская кооперация, потребительские общества Центросоюза России с 2015 по 2019 г. сократили заготовки сухих грибов с 8,0 до 5,73 т, или на 28,4 %. Одновременно за рассматриваемый период увеличились закупки плодов и ягод с 331,1 до 420,54 т, или на 27,0 %. При этом снизились заготовки клюквы и брусники - с 490,8 до 183,80 т, или на 62,6 %, грибов в переводе на свежие, соленые и маринованные - с 136,2 до 65,71 т, или на 51,8 %. Одновременно повысились закупки дикорастущих орехов - с 63,9 до 143,86 т, или почти в 2,3 раза (табл. 5).

Таблица 4

охозяйственной продукции ми Центросоюза России, тыс. т

Показатели Годы 2019 г. к 2015 г., в %

2015 2016 2017 2018 2019

Мясопродукты 64,7 62,3 58,3 60,8 52,5 81,1

Молокопродукты 221,9 219,8 225,1 217,3 218,9 98,6

Картофель 52,6 51,3 52,7 46,6 33,5 63,7

Овощи 57,8 53,6 52,5 49,8 40,7 70,4

Плоды 39,1 31,3 28,8 26,8 24,5 62,7

Таблица 5

Динамика закупок дикорастущих плодов, ягод и грибов потребительскими обществами Центросоюза России, т

Годы Плоды и ягоды Клюква и Грибы Грибы свежие, Орехи

в переводе на свежие брусника сухие соленые дикорастущие

и маринованные

2015 331,1 490,8 8,0 136,2 63,9

2016 238,4 296,0 6,8 185,6 193,1

2017 247,6 302,7 23,0 64,7 37,1

2018 285,4 189,4 9,3 125,1 27,3

2019 420,54 183,80 5,73 65,71 143,86

2019 к 2015, в % 127,0 37,4 71,6 48,2 225,1

Источник: составлено авторами по материалам Центросоюза России.

В 2019 г. площадь многолетних плодовых и ягодных насаждений в РФ увеличилась на 7,1 %. Регионами-лидерами по закладке многолетних плодовых и ягодных насаждений стали Кабардино-Балкарская Республика (2,580 тыс. га), Краснодарский край (1,711 тыс. га) и Республика Дагестан (1,300 тыс. га). Благодаря этой работе отмечается стабильный рост объемов производства плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые производят товарную продукцию для внутреннего потребления, в том числе для обеспечения населения во внесезонный период.

Важным звеном в работе потребительской кооперации и потребительских обществ Центросоюза России является переработка заготовленной сельскохозяйственной продукции, выработка продуктов питания с высокой добавленной стоимостью. Многофункциональная деятельность потребительских обществ Центросоюза России позволяет закупленную сельскохозяйственную продукцию переработать и готовые к употреблению продукты питания через собственную кооперативную розничную торговую сеть реализовать населению. Потребительская кооперация имеет необходи-

Динамика количества перерабатывающих цехов в

мую материально-техническую базу, перерабатывающие предприятия, цеха и заводы. С 2014 по 2018 г. сократилось количество всех цехов с 4482 до 3810 единиц, или на 15 %, в том числе хлебопекарен - с 1641 до 1331 единиц, или на 18,9 %, колбасных цехов - с 173 до 95, или на 45,1 %, консервных - с 54 до 41, или на 24,1 %, кондитерских - с 876 до 37, или на 4,5 %, по переработке молока - с 24 до 23, или на 45,8 %, выработке макарон - с 117 до 56, или на 52,1 %. Одновременно увеличилось количество цехов по выработке полуфабрикатов - с 610 до 742 единиц, или на 21,6 %, в том числе пельменей - с 235 до 324, или на 37,9 % (табл. 6).

Свою деятельность по обслуживанию населения в сельской местности потребительские общества координируют с муниципальными органами власти, заключают с ними договоры по поставкам пищевых продуктов в местные организации, школы, больницы и другие пункты, помогают пайщикам в закупке, учете, переработке и реализации произведенной продукции. Анализ динамики производства пищевых продуктов на перерабатывающих предприятиях в системе потребительской кооперации показывает, что с 2015 по 2019 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось с

Таблица 6

потребительских обществах Центросоюза России, ед.

Наименование цехов Годы 2018 г. к 2014 г., в %

2014 2015 2016 2017 2018

Всего цехов 4482 5248 4724 4439 3810 85,0

в т.ч. хлебопекарни 1641 1806 1648 1579 1331 81,1

колбасные 173 165 131 124 95 54,9

консервные 54 53 42 36 41 75,9

кондитерские 876 1178 1063 973 837 95,5

по переработке молока 24 26 25 25 13 54,2

по выработке макарон 117 102 88 77 56 47,9

по выработке полуфабрикатов 610 1035 942 908 742 121,6

в т.ч. пельменей 235 385 386 382 324 137,9

Таблица 7

Динамика объемов производства пищевых продуктов в потребительской кооперации Центросоюза России, тыс. т

Показатели Годы 2019 г. к 2015 г., в %

2015 2016 2017 2018 2019

Хлеб и хлебобулочные изделия 349 330 306 279,1 251,9 72,2

Колбасные изделия 5,2 4,6 3,7 3,5 3,3 63,5

Кондитерские изделия 29,9 28,2 26,6 23,2 21,3 71,2

Консервы, муб 24,6 23,6 25,9 21,3 25,3 102,8

Безалкогольные напитки, млн дкл 5,1 4,8 4,1 3,9 3,5 68,6

Источник: составлено авторами по материалам Центросоюза России.

349 до 251,9 тыс. т, или на 27,8 %, колбасных изделий - с 5,2 до 3,3 тыс. т, или на 36,5 %, кондитерских изделий - с 29,9 до 21,3 тыс. т, или на 28,8 %, безалкогольных напитков - с 5,1 до 3,5 дкл, или на 31,4 %. Одновременно увеличилось производство консервов - с 24,6 до 257,3 муб, или на 2,8 % (табл. 7).

Одним из направлений продовольственного обеспечения населения потребительской кооперацией является система общественного питания. Для выполнения этой функции в системе потребительской кооперации Центросоюза России имеется разветвленная сеть столовых, кафе, баров, ресторанов, предприятий других типов, общее число которых по состоянию на начало 2019 г. составляет 2888 единиц, в том числе ресторанов и кафе - 840, столовых - 828, закусочных - 443, баров - 86, заготовительных предприятий общественного питания - 180 единиц. На качество и объемы организации общественного питания влияет наличие собственных оборотных средств, покупательский спрос населения, конкуренция других хозяйствующих субъектов. Потребительская кооперация в этой сфере обслуживания населения действует самостоятельно, закупая продукцию у производителей, перерабатывая ее и реализуя через столовые, буфеты и предприятия мелкорозничной сети.

Характерными особенностями функционирования предприятий общественного питания являются: замкнутый цикл производства от заготовленного сырья до реализации готовой продукции, ограниченная территориальная разветвленность сети, возможность скорой перестройки на выработку нового ассортимента продукции, ускоренная оборачиваемость средств и налаженная система снабжения сырьем, профессиональный состав работников. Розничный оборот общественного питания системы потребительской кооперации Центросоюза России в 2018 г. составил 13685 млн руб., или 6,5 % к совокупному объему деятельности. Отмечаются некоторые изменения в структуре

производимой продукции, возросла доля полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий в общем объеме выпуска. В предприятиях общественного питания рационально используются закупленные у населения овощи, картофель и другие продукты.

Обобщающим показателем и конечным результатом деятельности в сфере общественного питания является розничный оборот предприятия общепита, который состоит из двух частей: оборота продукции собственного производства и оборота покупных продуктов. Продукцией собственного производства называют ту, которая подвергается кулинарной обработке для приготовления первых, вторых, третьих блюд, горячих и холодных закусок и кулинарных изделий. Сюда же относят продукцию, реализуемую отдельными порциями, включающую масло, сыр, молочнокислые товары и др. К покупным продовольственным товарам относят продукты питания, продаваемые потребителям без технологической обработки. В системе потребительской кооперации Центросоюза России с 2015 по 2019 г. оборот общественного питания снизился с 15,4 до 13,1 млрд руб., или на 14,4 %. При этом сокращение происходило ежегодно по отношению к предыдущему году. Одновременно сокращались и объемы выработки собственной продукции. Следует заметить, что в общественном питании доля продукции собственной выработки с каждым годом увеличивалась и в 2019 г. составила 85,5 %, что на 2,5 п.п. выше по сравнению с 2015 г. (табл. 8).

Таким образом, современная деятельность потребительской кооперации в сфере продовольственного обеспечения в значительной части использует сельскохозяйственную продукцию, произведенную хозяйствами населения, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями. В условиях формирования продовольственных ресурсов закупочная деятельность потребительской кооперации все чаще привлекает к себе внимание представителей малых форм хозяйство-

Таблица 8

Динамика оборота общественного питания в потребительской кооперации Центросоюза России, млрд руб.

Показатели Годы 2019 г. к 2015 г., в %

2015 2016 2017 2018 2019

Общественное питание, млрд руб. 15,4 14,3 13,8 13,2 13,1 85,1

К предыдущему году в сопоставимых ценах, в % 94 86 89 97,3 99,2 5,2 п.п.

Выработка собственной продукции, млрд руб. 12,8 11,7 11,6 11,3 11,2 87,5

Доля собственной продукции в обороте общепита, в % 83 81 84 86 85,5 2,5 п.п.

Источник: составлено авторами на основе данных Центросоюза России.

вания. Закупочно-сбытовая деятельность потребительской кооперации, работа заготконтор и пунктов приемки продукции, разветвленная сеть оптовой и розничной кооперативной торговли, действующая система каналов продвижения продукции от производителя к потребителю в современной логистике муниципальных районов и субъектов Российской Федерации повышают роль и значимость потребительских обществ Центросоюза России в национальной продовольственной безопасности.

Роль и значение потребительской кооперации в экономике регионов на данном этапе возрастает в связи с увеличением доли малых форм хозяйствования в насыщении пищевыми продуктами продовольственного рынка, ростом потребности в повышении благосостояния сельских жителей и оптимизации их доступа на рынки сбыта. Кооперативное движение создает условия для успешного продвижения сельскохозяйственной продукции и сырья, производимых малыми формами хозяйствования, к потребителю, вытесняя всякого рода перекупщиков и посредников.

Список литературы

1. Жуков А.С., Нечитайлов А.С. Ткач А.В. Кооперация - механизм повышения конкурентоспособности сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 2013. № 5. С. 48-53.

2. Защита прав потребителей в сфере оказания услуг (сравнительно-правовой анализ России и иностранных государств): монография / Л.Б. Ситдикова [и др.]. М.: РГСУ, 2016. 172 с.

3. Карманова Т.Е., Каурова О.В., МалолеткоА.Н. Статистика туризма. М.: КноРус, 2010. 240 с.

4. Каурова О.В., Малолетко А.Н. Поведение теневых затрат коллективных средств размещения // Экономические науки. 2010. № 65. С. 118-122.

5. Морозова Н.И., Максаев А.А., Ткач А.В. Институциональная модель инновационного развития системы потребительской кооперации: региональный аспект / Российский университет кооперации. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2019. 200 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Нечитайлов А.С., Ткач А.В., Жукова О.И., Жуков А.С. Кооперативное предприниматель-

ство в аграрном секторе // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 3 (48). С. 118-124.

7. Нечитайлова Н.С., Ткач А.В. Интеграционные процессы в потребительской кооперации России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 1. С. 3-8.

8. Российский статистический ежегодник. 2019: стат. сб. / Росстат. М., 2019. 708 с.

9. Софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации с использованием механизмов государственно-частного партнерства: монография / Н.Б. Починок [и др.]. М.: Русайнс, 2016. 184 с.

10. Суглобов А.Е. Социальная инфраструктура и ее значение для развития агропромышленного комплекса России // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 7. С. 40-48.

11. Суглобов А.Е., Ткач А.В., Максаев А.А. Предпринимательство хозяйствующих субъектов потребительской кооперации в агропромышленном комплексе // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 5. С. 8-17.

12. Ткач А.В., Нечитайлов А.С. Формирование регионального продовольственного рынка // Вопросы региональной экономики. 2013. № 3 (16). С. 94-99.

13. Ткач А.В., Набиева А.Р. Основные этапы концепции потребительской кооперации в Российской Федерации и проблемы реализации ее потенциала // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 1. С. 61-65.

14. Ткач А.В., Набиева А.Р. Потребительская кооперация в реализации программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 2 (36). С. 84-90.

15. Ткач А.В., Набиева А.Р., Репушевская О.А. Кооперативное предпринимательство в продовольственном обеспечении России: монография. М.: Дашков и К°, 2019. 244 с.

16. Ткач А.В., Нечитайлов А.С. Потребительская кооперация в условиях рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 8. С. 61-66.

17. Ткач А.В., Черевко А.В. Развитие сельскохозяйственной кооперации в инфраструктуре продовольственного обеспечения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2013. № 1.С. 38-43.

18. KryukovaE.M., MaloletkoA.N., Kaurova O.V., Vetrova E.V., Dusenko S.V Social-Economic Problems of Russian Mono-Towns // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 1. P. 258-267.

19. Nechitaylov A. Features of the market infrastructure of environmentally safe milk // International Scientific and Practical Conference on Agrarian Economy in the Era of Globalization and Integration (AGEGI-2018) (Moscow, 24-25 October 2018) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 274/ № 012038.

20. Shakhova M.S., Smorodinova M.V., Repu-shevskaya O.A., Tkach A.V., Balalova E.I., Saydu-laev D.D. Digital education in the context of the development of the digital economy: technological opportunities and prospects // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 9. Issue 1. P. 3972-3976.

References

1. Zhukov A.S., Nechitajlov A.S. Tkach A.V. Kooperaciya - mekhanizm povysheniya konkuren-tosposobnosti sel'skogo khozyajstva Rossii [Coope-ration-a mechanism for improving the competitiveness of agriculture in Russia] // APK: ekonomika, upravlenie. 2013. № 5. S. 48-53.

2. Zashchita prav potrebitelej v sfere okaza-niya uslug (sravnitel'no-pravovoj analiz Rossii i inostrannykh gosudarstv) [Consumer protection in the provision of services (comparative legal analysis of Russia and foreign countries)]: monografiya / L B. Sitdikova [i dr.]. M.: RGSU, 2016. 172 s.

3. Karmanova T.E., Kaurova O.V., Maloletko A.N. Statistika turizma [Tourism statistics]. M.: KnoRus, 2010. 240 s.

4. Kaurova O.V., Maloletko A.N. Povede-nie tenevykh zatrat kollektivnykh sredstv razme-shheniya [Behavior of the shadow costs of collective accommodation facilities] // Ekonomicheskie nauki. 2010. № 65. S. 118-122.

5. Morozova N.I., Maksaev A.A., Tkach A.V. Institutsional'naya model' innovatsionnogo razvi-tiya sistemy potrebiteFskoj kooperatsii: regionally) aspect [Institutional model of innovative development of the consumer cooperation system: regional aspect] / Rossi)ski) universitet kooperacii. Volgograd: PrinTerra-Dizajn, 2019. 200 s.

6. Nechitajlov A.S., Tkach A.V., Zhukova O.I., Zhukov A.S. Kooperativnoe predprinimateFstvo v agrar-nom sektore [Cooperative entrepreneurship in the agricultural sector] // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom khozyajstve. 2019. № 3 (48). S. 118-124.

7. Nechitajlova N.S., Tkach A.V Integratsion-nye protsessy v potrebiteFskoj kooperatsii Rossii [Integration processes in consumer cooperation of Russia] // Mezhdunarodnyj seFskokhozyajstvennyj zhurnal. 2013. № 1. S. 3-8.

8. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2019: stat. sb. / Rosstat. M., 2019. 708 s.

9. Sofinansirovanie sotsiaFnykh programm sub"ektov Rossijskoj Federatsii s ispoFzovaniem mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partner-stva [Co-financing of social programs of constituent entities of the Russian Federation using public-private partnership mechanisms]: monografiya / N.B. Pochinok [i dr.]. M.: Rusajns, 2016. 184 s.

10. Suglobov A.E. SotsiaFnaya infrastruktura i ee znachenie dlya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossii [Social infrastructure and its significance for the development of the agro-industrial complex of Russia] // Problemy teorii i praktiki up-ravleniya. 2006. № 7. S. 40-48.

11. Suglobov A.E., Tkach A.V., Maksaev A.A. PredprinimateFstvo khozyajstvuyushchikh sub"ek-tov potrebiteFskoj kooperatsii v agropromyshlen-nom komplekse [Entrepreneurship of economic entities of consumer cooperation in the agro-industrial complex] // FundamentaFnye i prikladnye issledo-vaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2019. № 5. S. 8-17.

12. Tkach A.V., Nechitajlov A.S. Formirovanie regionaFnogo prodovoFstvennogo rynka [Formation of the regional food market. Issues of the regional economy] // Voprosy regionaFnoj ekonomiki. 2013. № 3 (16). S. 94-99.

13. Tkach A.V., Nabieva A.R. Osnovnye etapy kontseptsii potrebiteFskoj kooperatsii v Rossijskoj Federatsii i problemy realizatsii ee potentsiala [Main stages of the concept of consumer cooperation in the Russian Federation and problems of realizing its potential] // Russian Journal of Management. 2019. T. 7. № 1. S. 61-65.

14. Tkach A.V., Nabieva A.R. PotrebiteFskaya ko-operatsiya v realizatsii programm sotsiaFno-ekonomi-cheskogo razvitiya sub"ektov Rossijskoj Federatsii [Consumer cooperation in the implementation of programs of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation] // Vestnik Rossijskogo uni-versiteta kooperatsii. 2019. № 2 (36). S. 84-90.

15. Tkach A.V., Nabieva A.R., Repushevs-kaya O.A. Kooperativnoe predprinimateFstvo v prodovolstvennom obespechenii Rossii [Cooperative entrepreneurship in the food security of Russia]: monografiya. M.: Dashkov i K°, 2019. 244 s.

16. Tkach A.V., Nechitajlov A.S. PotrebiteFskaya kooperatsiya v usloviyakh rynka [Consumer cooperation in the market] // Ekonomika seFskokho-zyajstvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatij. 2016. № 8. S. 61-66.

17. Tkach A.V, Cherevko A.V Razvitie serskokhozyajstvennoj kooperatsii v infrastrukture prodovoFstvennogo obespecheniya [Development of agricultural cooperation in the infrastructure of food security] // Mezhdunarodnyj seFskokhozyajstvennyj zhurnal. 2013. № 1. S. 38-43.

18. Kryukova E.M., Maloletko A.N., Kaurova O.V., Vetrova E.V., Dusenko S.V Social-Economic Problems of Russian Mono-Towns // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 1. P. 258-267.

19. Nechitaylov A. Features of the market infrastructure of environmentally safe milk // Interna-

tional Scientific and Practical Conference on Agrarian Economy in the Era of Globalization and Integration (AGEGI-2018) (Moscow, 24-25 October 2018) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 274. № 012038.

20. Shakhova M.S., Smorodinova M.V., Repu-shevskaya O.A., Tkach A.V., Balalova E.I., Saydu-laev D.D. Digital education in the context of the development of the digital economy: technological opportunities and prospects // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 9. Issue 1. P. 3972-3976.

КАУРОВА Ольга Валерьевна - доктор экономических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе. Российский университет кооперации. Россия. Москва. E-mail: Atosika2006@mail. ru.

ТКАЧ Александр Васильевич - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики. Российский университет кооперации. Россия. Москва. Е-mail: alex. tkach2017@yan-dex. ru.

МАЛОЛЕТКО Александр Николаевич - доктор экономических наук, профессор, советник ректора. Российский университет кооперации. Россия. Москва. E-mail: shadow.economy@gmail.com.

KAUROVA, Olga Valeryevna - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Vice-Rector for Research. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. E-mail: Atosika2006@mail.ru.

TKACH, Alexander Vasilyevich - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Professor of the Department of Economics. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. E-mail: alex.tkach2017@ yandex.ru.

MALOLETKO, Alexander Nikolaevich - Doctor of Sciences (Economics), Professor, Rector's Advisor. Russian University of Cooperation. Russia. Moscow. E-mail: shadow. economy@gmail.com.

УДК 331.08

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ

И.И. Кондрашкина

В статье описана методика оценки корпоративной культуры компании через модель AGILE, основанной на принципах управления и построения стратегически эффективной методики корпоративной культуры. С помощью данной модели исследуется зависимость корпоративной культуры и конкурентоспособности через оценку работы сотрудников компании. Проведен сравнительный анализ корпоративной культуры в иностранных и российских компаниях с помощью метода глубинного интервью. Определена степень соответствия корпоративной культуры компании, которая формирует рабочую структуру, выстраивает модель поведения сотрудников, определяет ценностные ориентации, а также понимание целей и задач компании. Выявлено, что взаимосвязь между конкурентным преимуществом и эффективной деятельностью сотрудников является уникальным преимуществом, ведущим к более высокой производительности. Конкурентная стратегия заключается в способности распознавать и передавать тактические знания между сотрудниками, подразделениями и филиалами.

Ключевые слова: корпоративная культура; конкурентоспособность компании; управление персоналом; культурные особенности; корпоративный менеджмент; модель AGILE.

I.I. Kondrashkina. CORPORATE CULTURE AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

The article describes the methodology for assessing the corporate culture of the company through the AGILE model, based on the principles of management and building a strategically effective corporate culture methodology. Using this model, the dependence of corporate culture and competitiveness is ex-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.