Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинов Алексей Владимирович

В статье рассматривается роль и значение инклюзии с ее проблемными сторонами в обеспечении психолого-педагогической безопасности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы концептуального теоретического определения психолого-педагогической безопасности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Константинов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF INCLUSIVE EDUCATION IN ENSURING THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SAFETY OF DISABLED CHILDREN AND CHILDREN WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with the role and importance of inclusion with its problematic aspects in ensuring the psychological and pedagogical safety of disabled children and children with disabilities, as well as issues of conceptual theoretical definition of the psychological and pedagogical safety of disabled children and children with disabilities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Научная статья УДК 378.1; ББК 74.04

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-122-125 NIION: 2018-0077-2/22-148 MOSURED: 77/27-024-2022-02-347

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.1.1. Общая педагогика, история педагогики и образования)

Роль и значение инклюзивного образования в обеспечении психолого-педагогической безопасности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях

Алексей Владимирович Константинов

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия alexk_pochta@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль и значение инклюзии с ее проблемными сторонами в обеспечении психолого-педагогической безопасности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы концептуального теоретического определения психолого-педагогической безопасности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическая безопасность, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья

Для цитирования: Константинов А. В. Роль и значение инклюзивного образования в обеспечении психолого-педагогической безопасности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 122-125. https:// doi.org/10.24412/2658-63 8Х-2022-2-122-125.

Original article

The role and importance of inclusive education in ensuring the psychological and pedagogical safety of disabled children and children with disabilities in educational organizations

Aleksey V. Konstantinov

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, alexk_pochta@mail.ru

Abstract. The article deals with the role and importance of inclusion with its problematic aspects in ensuring the psychological and pedagogical safety of disabled children and children with disabilities, as well as issues of conceptual theoretical definition of the psychological and pedagogical safety of disabled children and children with disabilities. Keywords: inclusive education, psychological and pedagogical safety, disabled children, children with disabilities For citation: Konstantinov A. V. The role and importance of inclusive education in ensuring the psychological and pedagogical safety of disabled children and children with disabilities in educational organizations // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(2):122-125. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-2-122-125.

Необходимость эффективного решения современных проблем обучения, воспитания и развития детей, адресного решения проблем социально уязвимых категорий детей, к которым относятся

© Константинов А. В., 2022

дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, продиктовано вызовами и рисками социальной среды, что ставит перед образовательными организациями задачу активного

участия в обеспечении психолого-педагогической безопасности.

По состоянию на ноябрь 2021 г. в Российской Федерации численность детей-инвалидов составляет 724 645, при этом особое значение имеет возрастное деление данной группы детей. Так, из общего количества детей-инвалидов наибольшую численность составляют две возрастные группы 8-14 лет 368 263 и 15-17 лет 149 656. Также необходимо учесть, что в данную группу не входят дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеющие инвалидность.

По словам вице-премьера России Татьяны Голиковой, более 56 % от общей численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья получают образование в общеобразовательных школах со встроенной инклюзивной структурой и были интегрированы в обычный социум. Наряду с существующей в Российской Федерации вектора развития в настоящее время обновлены инфраструктура четверти коррекционных школ, а до конца 2024 г. еще 900 будут обновлены с учетом доступности для детей-инвалидов.

Подобная практика показывает, что благоприятная атмосфера в школе, которая является одним из существенных факторов учебного процесса должна создаваться с учетом потребностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья во взаимосвязи с развитием психолого-педагогических компетенций специалистов, способных обеспечить поддержку и психологическое сопровождение категорий детей, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости. Ведь своевременное оказание необходимой помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья является залогом успеха дальнейшего их обучения, необходимым условием профилактики психологических отклонений, социальной дезадаптации и психических расстройств.

В этой связи создание эффективной функционирующей модели психологической безопасности образовательной среды, которая может быть использована в целях разработки психолого-педагогических программ сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также осуществления психологической экспертизы и мониторинга психологической безопасности образовательной среды, будет способствовать нормальному развитию и воспитанию ребенка.

Несмотря на многие сложности развития и внедрения в образовательное пространство инклюзивного образования, создание и обеспечение равного

доступа к получению образования, а также создания необходимых условий для благополучного обучения всеми без исключения детьми. Как правильно подчеркивает Е. И. Андрианова, для реализации инклюзивного образования необходимо обратить внимание на учебные программы, поддержку и сотрудничество работников, измерение и оценку, возможности и оборудование, создание советующих условий в социуме [1, с. 14-15].

Так, О. В. Ерохина обращает внимание на то, что на практике организация инклюзивного обучения сталкивается с рядом проблем, так или иначе, связанных с подготовкой материально-технической базы, кадровым и учебно-методическим обеспечением [5, с. 18]. Создание безопасной инклюзивной образовательный среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от решения указанных проблемных сторон обучения. В контексте сказанного интересным представляется позиция И. А. Баевой по поводу характеристик образовательной среды, которые могут быть рассмотрены как условия, определяющие психическое здоровье ее субъекта. В то же время сама образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса [3, с. 12].

Несомненно, применение современных технологий и методик инклюзии в образовательном процессе должно обеспечивать психологическую безопасность и защиту как детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровых детей. Под психологической безопасностью стоит понимать состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-до-верительном общении, создающее рефератную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [2].

В инклюзивной образовательной среде психолого-педагогическая безопасность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья складывается из множества факторов и условий, в которых осуществляется воспитание К образование ребенка. Исходя из основных участников образовательной среды (дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья,

работники образовательной организации (учителя, педагоги, психологи и др.) и родители (законные представители) представляется возможным выделить некоторые из них:

1. Психологическая готовность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в образовательной организации. Прежде всего эта готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности, которое представляется как сложное структурно-системное образование, охватывающее все стороны детской психики [7, с. 126].

2. Уровень психологической и профессиональной готовности учителей, психологов, специалистов коррекционного профиля и других работников образовательной организации, включенные в инклюзивный процесс образования и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [4, с. 16].

3. Психоэмоциональное состояние родителей, которые могут испытывать чувство страха, беспокойства, ущемленного самолюбия и неудовлетворенности в виду того, что их ребенок имеет трудности в развитии, а также характер складывающихся в семье взаимоотношений и уровень психолого-педагогической компетентности родителей как ресурс и возможность справиться со складывающимися жизненными обстоятельствами [6, с. 125].

Учет указанных факторов, влияющих на уровень безопасной и комфортной образовательной среды, а в некоторых случаях их устранение будет способствовать и обеспечивать безопасность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с одной от возможных психологических травм, а с другой, от педагогических ошибок, которые могут быть совершены как специалистами, в основном учителями и педагогами, так и родителями.

Наличие педагогических ошибок в выборе инструментов и технологий в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании может стать угрозой психологической безопасности образовательной среды. Получение психологической травмы в следствии педагогической ошибки, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствию базового удовлетворения основных потребностей, позволяет говорить о педагогической составляющей безопасности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Таким образом, психолого-педагогическая безопасность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - это состояние защищенности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от всякого рода проявления психологического насилия во взаимодействии и неразрывной связи с окружающей образовательной средой, создающей комфортные условия для обеспечения психологического здоровья, в том числе сохранение и развитие психических функций, личностный рост и социализацию, максимальную реализацию их способностей.

Библиографический список

1. Андрианова Е. И. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, проблемы // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 2(93). С. 14-16.

2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : монография. СПб., 2002.

3. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 11-17.

4. Егорова Т. Е., Акатьева Е. Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы научного исследования // Вестник Нижегородского института управления. 2015. № 4 (37). С. 14-18.

5. Ерохина О. В. Инклюзивное образование в России: в начале трудного пути // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015. № 3(19). С. 15-22.

6. Лушпаева И. И. Вопросы психологической безопасности семейного воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ТИСБИ. 2015. № 1. С. 124-131.

7. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребе школе : пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. 256 с.

Bibliographic list

8. Andrianova E. I. Inclusive Education Characteristic, Essence, Problems // Vestnik Novgorod State University. 2016. № 2 (93). рр. 14-16.

9. Baeva I. A. Psychological safety in the formation of a monograph. SPB., 2002.

10. Baeva I. A. Psychological safety of the educational environment as a resource of mental health of subjects of education // Psychological science and education. 2012. № 4. рр. 11-17. 4. I. A. Baeva

11. Egorova T. E., Akatieva E. Yu. Children with limited health opportunities Problems and prospects of scientific research // Bulletin of the Nizhny Novgorod Institute of Management. 2015. № 4 (37). pp. 14-18.

12. Eroshina O. V. Inclusive education in Russia at the beginning of a difficult path // Humanitarian sciences. Bulletin of the Financial University. 2015. № 3 (19). pp. 15-22.

13. Lushpayeva I. I. Questions of psychological safety of family education and development of children with disabilities // Tisby Bulletin. 2015. № 1. pp. 124-131.

14. Nizhegorodtseva N. V., Schadrikova V. D. Psychological and pedagogical readiness for the children of the school allowance for practical psychologists, teachers and parents. M. : Humanit. ed. Center Vla-dos. 2001. 256 p.

Информация об авторе

А. В. Константинов - заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author

V. Konstantinov - Deputy Head of the Department of the department of administrative activities of the department of internal affairs of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 13.06.2022; принята к публикации 20.06.2022.

The article was submitted to the editorial office on 11.04.2022; approved after review on 13.06.2022; accepted for publication on 20.06.2022.

Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий / Эриашвили Н. Д. [и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили, М. Е. Каменевой. - 6-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА. - 191 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». ISBN: 978-5-238-03558-1

Рассмотрены нормативно-правовая база, теоретические основы и возможности практического применения технологий профайлинга в целях предотвращения террористических актов путем оперативного выявления их угрозы. Представлен общий методологический подход к разработке профайлинга для различных участков (этапов) проведения режимно-контрольных мероприятий. Показаны возможности использования направлений прикладной психологии для выявления лиц, имеющих противоправные намерения. Изложены базовые требования к подбору и обучению сотрудников, применяющих технологии профайлинга.

Для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность», «Социальная психология», работников правоохранительных органов, ведомственных служб безопасности и охраны, взаимодействующих предприятий и организаций.

Профайлинг

Технологии предотвращения противоправных действий

Пятое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.