Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАТЕЛИ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫЕ ЗАДАЧИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / LISTENERS / OPERATIONAL TASKS / PHYSICAL TRAINING / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кодзоков Азнаур Хасанович

Целью данного исследования было изучение проблем профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России в контексте их физической подготовки, так как их профессиональная деятельность осуществляется в условиях постоянного воздействия неблагоприятных факторов оперативно-служебной деятельности и характеризуется высокими нервно-эмоциональными перегрузками. Целью профессионального обучения слушателей является формирование у них знаний об основных понятиях физической культуры, об основах теории и методики физического воспитания, о содержательных аспектах направленной физической подготовки, о роли и значимости физической подготовки (в ходе учебно-тренировочного процесса и самостоятельных занятий) в структуре оперативной и служебной деятельности. Задачи исследования: была осуществлена попытка обобщить ценностные ориентации и отношение слушателей к физической подготовке, которые состоят в достижении гармоничного развития физической и духовной составляющих личности и приобретения таким образом, психического комфорта. Вместе с тем, в формировании ценностных ориентаций отражается единство и целостность физического, психического и социального аспектов развития личности, в числе которых следует выделить крепкое здоровье и телосложение, двигательные умения и навыки, высокий уровень физической подготовленности, навыки поведения в коллективе, высокая степень трудолюбия, обостренное чувство справедливости, чести, совести и долга, морально-нравственное развитие, эмоционально-волевые качества и т.д. Выводы: роль и значение физической подготовки в системе профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России состоит в воспитании общих, специальных, психических и физических качеств и в гармоничном развитии психофизиологических функций организма, а также формировании практико-ориентированных двигательных умений и навыков, способствующих повышению уровня профессиональной подготовленности обучающихся и успешному решению оперативно-служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кодзоков Азнаур Хасанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND IMPORTANCE OF PHYSICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of this study was to study the problems of vocational training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the context of their physical training, as their professional activities are carried out under conditions of constant influence of unfavorable factors of operational and official activity and are characterized by high nervous and emotional overload. The purpose of professional training of the students is to develop their knowledge about the basic concepts of physical culture, about the basics of theory and methodology of physical education, about the substantive aspects of directed physical training, about the role and importance of physical training (during the training process and independent classes) in the structure of operational and service activities. Objectives of the study: an attempt was made to generalize the value orientations and attitudes of the listeners to physical training, which consist in achieving the harmonious development of the physical and spiritual components of the individual and thus acquiring mental comfort. At the same time, the formation of value orientations reflects the unity and integrity of the physical, mental and social aspects of personal development, including strong health and physique, motor skills and skills, a high level of physical preparation, collective behavior skills, a high degree of hard work, an intensified sense of justice, honor, conscience and duty, moral and moral development, emotional and will qualities, etc. Conclusions: the role and importance of physical training in the system of professional training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation consists in education of general, special, mental and physical qualities and in harmonious development of psychophysiological functions of the body, as well as formation of practical-oriented motor skills and skills, which contribute to increase of the level of professional preparation of students and successful solution of operational and service tasks.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

2.2. Роль и значение физической подготовки в системе профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России

© Кодзоков Азнаур Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация

Целью данного исследования было изучение проблем профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России в контексте их физической подготовки, так как их профессиональная деятельность осуществляется в условиях постоянного воздействия неблагоприятных факторов оперативно-служебной деятельности и характеризуется высокими нервно-эмоциональными перегрузками. Целью профессионального обучения слушателей является формирование у них знаний об основных понятиях физической культуры, об основах теории и методики физического воспитания, о содержательных аспектах направленной физической подготовки, о роли и значимости физической подготовки (в ходе учебно-тренировочного процесса и самостоятельных занятий) в структуре оперативной и служебной деятельности.

Задачи исследования: была осуществлена попытка обобщить ценностные ориентации и отношение слушателей к физической подготовке, которые состоят в достижении гармоничного развития физической и духовной составляющих личности и приобретения таким образом, психического комфорта. Вместе с тем, в формировании ценностных ориентаций отражается единство и целостность физического, психического и социального аспектов развития личности, в числе которых следует выделить крепкое здоровье и телосложение, двигательные умения и навыки, высокий уровень физической подготовленности, навыки поведения в коллективе, высокая степень трудолюбия, обостренное чувство справедливости, чести, совести и долга, морально-нравственное развитие, эмоционально-волевые качества и т.д.

Выводы: роль и значение физической подготовки в системе профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России состоит в воспитании общих, специальных, психических и физических качеств и в гармоничном развитии психофизиологических функций организма, а также формировании прак-тико-ориентированных двигательных умений и навыков, способствующих повышению уровня профессиональной подготовленности обучающихся и успешному решению оперативно-служебных задач.

Ключевые слова: слушатели, оперативно-служебные задачи, физическая подготовка, профессиональное обучение.

Для цитирования: Кодзоков А.Х. Роль и значение физической подготовки в системе профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 126-129.

Role and importance of physical training in the system of vocational training of students of educational organizations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation

© Kodzokov Aznur Khasanovich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia E-mail: [email protected]

Abstract

The purpose of this study was to study the problems of vocational training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the context of their physical training, as their professional activities are carried out under conditions of constant influence of unfavorable factors of operational and official activity and are characterized by high nervous and emotional overload. The purpose of professional training of the students is to develop their knowledge about the basic concepts of physical culture, about the basics of theory and methodology of physical education, about the substantive aspects of directed physical training, about the role and importance of physical training (during the training process and independent classes) in the structure of operational and service activities.

Objectives of the study: an attempt was made to generalize the value orientations and attitudes of the listeners to physical training, which consist in achieving the harmonious development of the physical and spiritual components of the individual and thus acquiring mental comfort. At the same time, the formation of value orientations reflects the unity and integrity of the physical, mental and social aspects of personal development, including strong health and physique, motor skills and skills, a high level of physical preparation, collective behavior skills, a high degree of hard work, an intensified sense of justice, honor, conscience and duty, moral and moral development, emotional and will qualities, etc.

Conclusions: the role and importance of physical training in the system of professional training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation consists in education of general, special, mental and physical qualities and in harmonious development of psychophysiological functions of the body, as well as

126

Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Роль и значение физической подготовки в системе профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России

Кодзоков А.Х.

formation of practical-oriented motor skills and skills, which contribute to increase of the level of professional preparation of students and successful solution of operational and service tasks.

Keywords: listeners, operational tasks, physical training, vocational training.

For citation: Kodzokov A.K. Role and importance of physical training in the system of vocational training of students of educational organizations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 126-129. (in Russ.).

Введение

Ухудшающаяся с каждым годом криминогенная обстановка в нашей стране приводит к росту преступности, противодействовать которой нужно путем повышения качества подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Служба в органах внутренних дел предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников и определяется спецификой функции и решаемых ими оперативно-служебных задач.

Постановка проблемы

Проблема подготовки сотрудников полиции в последние годы приобрела особую значимость, так как их профессиональная деятельность осуществляется в условиях постоянного воздействия неблагоприятных факторов оперативно-служебной деятельности и ха-растеризуется высокими нервно-эмоциональными перегрузками. Так, в соответствии с нормативно-правовым регулированием образовательные организации МВД России должны выпускать слушателей с уровнем подготовленности (в т.ч. и физической), соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и квалификационным характеристикам, определяющими уровень профессиональной компетентности в контексте наличия у них высокой работоспособности для успешного выполнения оперативно-служебных задач [2,5,6]. Отсюда, можно обусловить значимость физической подготовки слушателей для успешной и результативной профессиональной деятельности [3,7].

Обоснование

Образовательный процесс в вузах МВД России направлен на: непрерывное приобретение и актуализацию знаний, умений и навыков, увеличение роли и значимости общекультурного компонента в процессе подготовки слушателей, обеспечение социальной подготовленности, интеграцию науки и практики для совершенствования профессиональной подготовки, в частности физической подготовки слушателей [4,8]. Следует обратить внимание, что процесс подготовки слушателей происходит в весьма короткие сроки (от 4 до 6 месяцев) и основной задачей преподавателей является максимальное доведение до обучающихся теоретических знаний, практических умений и навыков, формирование компетенции для успешного осуществления профессиональной деятельности.

Целью профессионального обучения слушателей является формирование у них знаний об основных понятиях физической культуры, об основах теории и методики физического воспитания, о содержательных аспектах направленной физической подготовки, о роли и значимости физической подготовки (в ходе учебно-тренировочного процесса и самостоятельных занятий)

в структуре оперативной и служебной деятельности [1,9].

Являясь самостоятельной дисциплиной в структуре профессиональной подготовки, физическая подготовка выполняет ключевую роль в формировании у слушателей готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач и достижения высокого уровня работоспособности [1,5].

Высокий уровень физической подготовленности выступает неотъемлемой частью профессиональной подготовки слушателей и направлен на воспитание у них общих, специальных и психических качеств, а также прикладных двигательных умений и навыков.

Особую роль физическая подготовка слушателей играет в ходе развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, до уровня требуемого нормативно-правовым обеспечением данного процесса; в ходе овладения базовыми умениями и навыками самозащиты без оружия; в ходе улучшения физического состояния и повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей оперативной обстановки; в ходе овладения навыками самоконтроля за состоянием здоровья, а также объективной оценки своих сил и уверенности. Вместе с тем, среди ведущих позиций физической подготовки слушателей следует отметить: развитие скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств и способностей; формирование навыков автоматического выполнения боевых приемов борьбы на фоне психоэмоциональных перегрузок и физического утомления в процессе обезоруживания и задержания правонарушителя, обусловленных, как стандартными, так и нестандартными ситуациями; формирование навыков и умений действовать в составе группы; воспитание смелости и решительности, выдержки и настойчивости, находчивости и предприимчивости; овладение навыками перемещений, переноски партнера, преодоления препятствий, как естественных, так и искусственных, использование табельного оружия, в т.ч. в качестве подручного средства [4,6,7].

Следует отметить, что при отсутствии физической подготовки или при низком ее уровне, физическая подготовленность становится недостижимой для выполнения слушателями служебных задач.

Формами проведения занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России являются: учебно-тренировочный процесс (как в учебное, так и внеучебное время), физические упражнения в режиме дня, консультирование отстающих слушателей, самостоятельные тренировки, оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия [5,8].

В результате освоения дисциплины «Физическая подготовка», слушатели должны уметь: уверенно и компетентно применять сформированные на учебно-тренировочных занятиях двигательные навыки; контролировать состояние своего здоровья; поддерживать высокий уровень работоспособности во время тренировок; и обязаны: посещать занятия в соответ-

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 127

ISSN 2310-7049 (online)

ствии с расписанием; повышать свою физическую подготовленность и сдавать контрольные нормативы в установленные сроки; соблюдать личную гигиену, рациональный режим дня, вести здоровый образ жизни; принимать активное участие в оздоровительных и спортивных мероприятиях [2,9].

Для того чтобы профессиональная деятельность слушателей соответствовала определенному в квалификационных требованиях уровню, им необходимо на каждом занятии по физической подготовке улучшать достигнутую степень физической подготовленности.

Ценностные ориентации и отношение слушателей к физической подготовке состоят в достижении гармоничного развития физической и духовной составляющих личности и приобретения таким образом, психического комфорта. Так, в формировании ценностных ориентаций отражается единство и целостность физического, психического и социального аспектов развития личности, в числе которых следует выделить крепкое здоровье и телосложение, двигательные умения и навыки, высокий уровень физической подготовленности, навыки поведения в коллективе, высокая степень трудолюбия, обостренное чувство справедливости, чести, совести и долга, морально-нравственное развитие, эмоционально-волевые качества и т.д. [3,6,10]. Совершенно очевидно, что на успешность учебно-тренировочной, а в последующем и профессиональной деятельности слушателей значительное влияние оказывают умения управлять своим эмоциональным состоянием, способность мобилизовать внутренние резервы при достижении служебных целей, навыки владения боевыми приемами борьбы и табельным оружием.

Список литературы:

1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

2. Афов А.Х. Значимость физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей, обучающихся в вузах МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 123-125.

3. Броев А.Х. Значимость физического воспитания обучающихся в образовательных организациях высшего образования МВД России // Культура физическая и здоровье. 2019. № 3 (71). С. 58-60.

4. Карданов А.К. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 163-165.

5. Настуев Э.Б. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4А. С. 75-81.

6. Платонов Д.А., Морев Д.Г., Шалагин А.Ю., Зайцев А.А., Дементьев В.Л., Лисицын В.И., Сысоев А.А., Хромов В.А., Чехранов Ю.В. Физическая подготовка обучающихся образовательных организаций МВД России / Курс лекций // Москва. 2017. 152 с.

7. Тхазеплов Р.Л. Актуальные вопросы формирования прикладных двигательных навыков у сотрудников полиции на занятиях по физической подготовке // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-1. С. 218-224.

В процессе профессионального обучения слушателей важное значение имеет также педагогический контроль за подготовкой высококвалифицированных кадров для системы МВД России, представляющий собой средство научно-обоснованной диагностики результатов обучения. В процессе физической подготовки слушателей педагогический контроль проявляется как управление развитием и совершенствованием физических качеств, практических умений и навыков, а также степень выполнения конкретной задачи по реализации профессиональной части обучения и воспитания слушателей [4,7,10].

Традиционным средством педагогического контроля является результативная проверка, выразителем которой выступает оценка учебно-тренировочной деятельности, которая является удобным инструментом диагностики индивидуальных достижений слушателей в контексте полноты и качества усвоения учебной программы [6,9].

Выводы

Обобщая вышеизложенное, отметим, что роль и значение физической подготовки в системе профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России состоит в воспитании общих, специальных, психических и физических качеств и в гармоничном развитии психофизиологических функций организма, а также формировании практико-ориентированных двигательных умений и навыков, способствующих повышению уровня профессиональной подготовленности обучающихся и успешному решению оперативно-служебных задач.

References:

1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of July 1, 2017 No. 450 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation" // Consultant Plus.

2. Afov A.Kh. The significance of physical training in the professional activity of students studying at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Education. The science. Scientific staff. 2019.No 1. P. 123-125.

3. Broev A.Kh. The significance of physical education of students in educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Physical Culture and Health. 2019.No 3 (71). P. 58-60.

4. Kardanov A.K. Physical training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a pedagogical process // Education. The science. Scientific staff. 2019.No 1. P. 163-165.

5. Nastuev E.B. The importance of physical training in the professional activities of students of vocational training programs in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Pedagogical Journal. 2018.V. 8. No. 4A. P. 75-81.

6. Platonov D.A., Morev D.G., Shalagin A.Yu., Zaitsev A.A., Dementiev V.L., Lisitsyn V.I., Sysoev A.A., Khromov V.A., Chekhranov Yu.V. Physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / Course of lectures // Moscow. 2017.152 p.

7. Thazeplov R.L. Actual issues of the formation of applied motor skills of police officers in physical training classes // Pedagogical Journal. 2019.Vol. 9. No. 5-1. P. 218224.

128

Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Роль и значение физической подготовки в системе профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России

Кодзоков А.Х.

8. Тхазеплов Р.Л. Адаптация к профессионально-прикладной деятельности сотрудников ОВД средствами физической подготовки // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1А. С. 78-84.

9. Хажироков В.А. Организация и совершенствование навыков физической подготовки слушателей, обучающихся в вузах МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 203-205.

10. Черкесов Р.М. Педагогические условия реализации дисциплины "Физическая подготовка" // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 190-192.

8. Thazeplov R.L. Adaptation to professionally-applied activity of employees of the internal affairs bodies by means of physical training // Pedagogical journal. 2020.V. 10. No. 1A. P. 78-84.

9. Khazhirokov V.A. Organization and improvement of physical training skills of students studying at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Education. The science. Scientific staff. 2019.No 1. P. 203-205.

10. Cherkessov R.M. Pedagogical conditions for the implementation of the discipline "Physical Training" // Education. The science. Scientific staff. 2020. No. 1. P. 190-192.

Рецензия

на научную статью Кодзокова Азнаура Хасановича, старшего преподавателя кафедры физической подготовки СКИф КрУ МВД России «Роль и значение физической подготовки в системе профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России»

Целью исследования автором было поставлено изучение проблем профессионального обучения слушателей образовательных организаций МВД России в контексте их физической подготовки, так как их профессиональная деятельность осуществляется в условиях постоянного воздействия неблагоприятных факторов оперативно-служебной деятельности и характеризуется высокими нервно-эмоциональными перегрузками. Задачи профессионального обучения слушателей состоят в формировании у них знаний об основных понятиях физической культуры, об основах теории и методики физического воспитания, о содержательных аспектах направленной физической подготовки, о роли и значимости физической подготовки (в ходе учебно-тренировочного процесса и самостоятельных занятий) в структуре оперативной и служебной деятельности.

Вместе с тем, автором в данном исследовании рассмотрены ценностные ориентации и отношение слушателей к физической подготовке, которые состоят в достижении гармоничного развития физической и духовной составляющих личности и приобретения таким образом, психического комфорта. Вместе с тем, в формировании ценностных ориентаций отражается единство и целостность физического, психического и социального аспектов развития личности, в числе которых следует выделить крепкое здоровье и телосложение, двигательные умения и навыки, высокий уровень физической подготовленности, навыки поведения в коллективе, высокая степень трудолюбия, обостренное чувство справедливости, чести, совести и долга, морально-нравственное развитие, эмоционально-волевые качества и т.д.

В целом рецензируемая статья представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к изданию.

Рецензент: кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета имени В.М.Кокова В.М.Мусакаев

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,28%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кодзоков Азнаур Хасанович, капитан полиции, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Kodzokov Aznur Khasanovich, Police Captain, PhD (Pedagogics), Senior Lecturer of the Department of Physical Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. E-mail: [email protected]

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 129

ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.