2.19. Методика обучения ударам и защитным действиям от них слушателей образовательных организаций МВД России
© Тхазеплов Рустам Леонидович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация
Целью данного исследования было изучение процесса обучения слушателей образовательных организаций МВД ударам и защитным действиям от них, который заключается в овладении теоретическими званиями, организаторскими и методическими умениями, а также практическими навыками выполнения приемов и действий физического воздействия на правонарушителей для пресечения противоправных действий их задержания и преодоления противодействия законным требованиям. Отсюда, и обусловилась важность освоения в структуре физической подготовки в боевом разделе самозащиты навыков применения ударной техники, ввиду часто возникающих ситуаций, когда умение нанести сильный и точный удар противнику может решить исход поединка.
Задачи исследования: в процессе освоения техники ударов слушатели обучаются решать основную задачу схватки - попадание в определенное (уязвимое) место нападающего, доведение его до определённого негативного состояния и выведения из боеспособности.
Выводы: Методику обучения слушателей навыкам применения ударной техники целесообразно построить таким образом, чтобы обеспечивалась возможность к разучиванию наиболее сложных упражнений, приёмов и действий непосредственно на учебно-тренировочных занятиях по разделам физической подготовки, а их совершенствование происходило в процессе комплексных занятий. Применение ударных и защитных действий являются наиболее эффективными и самостоятельными приемами в повседневной оперативно-служебной деятельности слушателей, которая зачастую сопряжена с возникновением драк, вместе с тем, они могут выполнять роль и вспомогательных приемов в составе тактико-технических действий при задержании и сопровождении правонарушителей.
Ключевые слова: физическая подготовка, методика обучения, удары, защита от ударов.
Для цитирования: Тхазеплов Р.Л. Методика обучения ударам и защитным действиям от них слушателей образовательных организаций МВД России // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 192-195.
Methodology of training in strikes and protective actions from them of students of educational organizations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation
© Thazeplov Rustam Leonidovich
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia E-mail: [email protected]
Abstract
The purpose of this study was to study the process of teaching students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs how to strike and defend against them, which consists in mastering theoretical ranks, organizational and methodological skills, as well as practical skills in performing techniques and physical actions on offenders to suppress illegal actions of their detention and overcoming counteraction to legal requirements. Hence the importance of mastering the skills of using striking techniques in the structure of physical training in the combat section of self-defense, due to the often-occurring situations when the ability to deliver a strong and accurate strike to the enemy can decide the outcome of the fight.
Research objectives: in the process of mastering the technique of strikes, students are trained to solve the main task of the fight - getting into a certain (vulnerable) place of the attacker, bringing him to a certain negative state and removing him from combat readiness.
Conclusions: It is advisable to construct the methodology for teaching students the skills of using shock equipment in such a way as to provide the opportunity to learn the most complex exercises, techniques and actions directly at the training sessions in the sections of physical training, and their improvement took place in the course of complex classes. The use of shock and defensive actions are the most effective and independent techniques in the daily operational and official activity of students, which is often associated with the occurrence of fights, however, they can also play the role of auxiliary techniques as part of tactical and technical actions during the detention and escort of offenders.
Keywords: physical training, training technique, blows, protection against blows.
For citation: Thazeplov R.L. Methodology of training in strikes and protective actions from them of students of educational organizations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 192-195. (in Russ.).
192
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Методика обучения ударам и защитным действиям от них слушателей образовательных организаций МВД России
Тхазеплов Р.Л.
Введение
Выполнение оперативно-служебных задач в повседневной профессионально-прикладной деятельности слушателями образовательных организаций МВД России происходит в условиях и обстоятельствах, связанных с применением мер физического насилия - силового вмешательства и противоборства с правонарушителем. Исход каждой операции по пресечению преступных действий зависит от умения уверенно использовать освоенные навыки ударной техники, и от уровня физической подготовленности - сформированных специальных двигательных навыков и физических качеств [1,4,5]. Отсюда, обусловливается важность освоения в структуре физической подготовки в боевом разделе самозащиты навыков применения ударной техники, ввиду часто возникающих ситуаций, когда умение нанести сильный и точный удар противнику может решить исход поединка [2,4,5].
Цель обучения слушателей ударам и защитным действиям от них заключается в овладении теоретическими званиями, организаторскими и методическими умениями, а также практическими навыками выполнения приемов и действий физического воздействия на правонарушителей для пресечения противоправных действий их задержания и преодоления противодействия законным требованиям [4,5,6].
Постановка проблемы
В процессе освоения техники ударов слушатели обучаются решать основную задачу схватки - попадание в определенное (уязвимое) место нападающего, с целью доведение его до определённого негативного состояния для выведения из боеспособности. Эффективность удара в значительной степени зависит от скорости его нанесения, т.е. чем она выше, тем результативнее получается удар.
Обучение слушателей навыкам ударной техники осуществляют на занятиях по физической подготовке в процессе учебно-тренировочных поединков при полном обоюдном сопротивлении ассистента. Применение в учебно-тренировочном процессе средств и методов спортивной тренировки благоприятствует формированию и совершенствованию у слушателей навыков применения технической, тактической, физической и психологической подготовленности и оснащенности [6,10].
В связи с указанным, следует отметить, что верхние и нижние конечности следует подготавливать к нанесению мощных ударов, для чего на занятиях общефизической направленности выполняются отжимания, работа с боксёрским мешком, приседания [2]. А на занятиях специальной (профессионально-прикладной) физической направленности следует больше внимания уделять упражнениям, обеспечивающим формирование и развитие необходимых двигательных навыков, а также специальным упражнениям на месте и в движении, упражнениям на гибкость, сериям имитирующих ударов в сочетании с блоками, парным упражнений, акробатическим упражнений и специальным дыхательных упражнений [5].
Обоснование
Чтобы сформировать устойчивый навык ударной техники слушателям необходимо тренировать синхронную работу, как рук и ног, так и всего тела, при
этом уделяя значительное внимание тренировке вариативности ударной техники, что позволит добиться «текучести» в процессе исполнения атакующих действий и комбинаций [3,9]. Методику обучения слушателей в данном случае целесообразно построить таким образом, чтобы обеспечивалась возможность к разучиванию наиболее сложных упражнений, приёмов и действий непосредственно на учебно-тренировочных занятиях по разделам физической подготовки, а их совершенствование проводилось в процессе комплексных занятий [4,7].
На учебно-тренировочных занятиях обучение ударам руками и ударам ногами происходит раздельно. Также отдельно осваивается методика защитных действий от ударов.
Известно, что удары руками могут наноситься кулаком, основанием и ребром ладони или локтем [1]. Удары руками являются одним из скоростно-силовых приемов результативность которого обеспечивается силой, быстротой и точностью. Так, для достижения наибольшей результативности удары руками наносятся путем постоянного вращения вдоль продольной оси ударной поверхности в болевые точки или незащищенные части тела противника под углом 45° к цели. Для достижения быстроты удара развивают максимальную начальную (взрывную) скорость движения. При этом быстрота удара должна маскировать намерения, т.е. противник не должен видеть замах и начало ударного действия [3,8]. Для достижения силы удара необходима такая координация движений, которая обусловливает использование мышц тела, участвующих в выполнении приема, а также движении тела и его отдельных частей. Так, для результативного сильного удара следует использовать максимальную массу тела на максимальной скорости в нужном направлении [4,7].
Что касается ударов ногами, они могут наноситься стопой (носком), подошвенной частью, подъемом, внешним сводом (ребром стопы), пяткой и коленом [1]. Удары ногами обладают преимуществом перед ударами руками в дальности нанесения и прилагаемой силе, особенно, если ноги обуты в крепкую, массивную обувь, а при правильной тренировке обеспечивают превосходство и в скорости нанесения [5,6]. К слабым сторонам ударной техники ногами относятся повышенная травмоопасность, а также ограничения в свободе перемещений. Если сотруднику повредят руку, то он сможет еще как-то защищаться или, в крайнем случае, убежать. А при повреждении ноги он, оказывается, в гораздо худшем положении, - рискует полностью оказаться под властью правонарушителя.
Обучение ударной технике ногами методологически целесообразно начинать с теоретического, а впоследствии и практического изучения частей нижних конечностей, используемых в ударном движении: стопы, подъема стопы, пятки, колена, нижней части стопы (основания пальцев), кончиков пальцев. Вместе с тем на занятиях системно осваивается последовательность применения ударных приемов, которая состоит в «выполнении ударов в воздух стоя; выполнении ударов в воздух в движении шагом, бегом; отработке ударов на ударных тренажёрах из положений стоя, подходя и подбегая к тренажёру» [3,10]. При отработке ударов ногами следует помнить, что данные приемы разумнее всего использовать в качестве упреждающих и ответных действий, после того как были выполнены защитные действия.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 193
ISSN 2310-7049 (online)
Что касается защитных действий от ударов руками, ногами, ножом или каким-либо предметом, важно учитывать, что они выступая одной из главных составляющих технической оснащенности слушателей, осуществляются посредством выполнения перемещений, уклонов, нырков, подставок и отбивов [1]. При обучении защитным действиям методика обучения строится на главном принципе данного приема - это проведение защиты не ради защиты, а использование его в качестве инструмента активной интервенции в атакующие действия правонарушителя. При этом, слушатели на учебно-тренировочных поединках, противопоставляя защитные действия атакующим, должны осознавать важность выполнения правильной и вместе с тем, эффективной защиты ввиду того, что она служит отправной точкой для проведения контратакующих действий [4,5,9].
Успех проведения защитных действий от ударов состоит в экономичности движений, которая направлена на сохранение энергии атакующего и направлена на обеспечение возможности прийти в расслабленное состояние в момент перехода на защиту (уклона, от-клона, нырка), чтобы в последующем мышечным «взрывом» выполнить контратакующие действия.
В числе принципов, положенных в основу проведения защитных действий (приемов) следует выделить, во-первых, активную работу ног, которая позволяет
Список литературы:
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Афов А.Х. Совершенствование навыков ударной техники слушателей, обучающихся по программам профессиональной подготовки вузов МВД России // В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы В.М. Баршай, А.А. Тащиян. 2019. С. 9-15.
3. Броев А.Х. Организация и методика обучения сотрудников ОВД России ударам и защитным действиям в процессе их физической подготовки // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 22-26.
4. Глубокий В.А. Методика обучения сотрудников полиции защитам от ударов руками, ногами, ножом (предметом) // Научный журнал Дискурс. 2018. № 1 (15). С. 49-56.
5. Ефременко М.А. Ударная техника в служебной деятельности полиции // В сборнике: Наука и инновации в сфере образования и производства сборник научных трудов - 2015. Орловский государственный университет. 2015. С. 115-121.
6. Мешев И.Х. Тактико-технические основы применения боевых приемов борьбы слушателями образовательных организации МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 175-177.
7. Настуев Э.Б. Некоторые аспекты совершенствования тактической подготовленности слушателей к боевым приемам борьбы и рукопашного боя // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 156-158.
8. Плешивцев А.Ю., Крючков В.В. Методические аспекты обучения технике боевых приемов борьбы и рукопашного боя сотрудников правоохранительных органов России // Успехи современной науки и образования. 2017. № 10. С. 87-90.
беспрепятственно перемещать тело в пространстве, сохраняя при этом устойчивое положение, во-вторых, активную работу туловища, которая направлена на выполнение грамотных уклонов от ударов и в-третьих, активную работу рук, посредством которой реализуется возможность выполнения встречных и ответных ударов, а также готовность их осуществления [5].
Выводы
Обобщая вышеизложенное, отметим, что применение ударных и защитных действий являются наиболее эффективными и самостоятельными приемами в повседневной оперативно-служебной деятельности слушателей, которая зачастую сопряжена с возникновением драк, вместе с тем, они могут выполнять роль и вспомогательных приемов в составе тактико-технических действий при задержании и сопровождении правонарушителей. Обучение слушателей навыкам ударной техники осуществляют на занятиях по физической подготовке в процессе учебно-тренировочных поединков при полном обоюдном сопротивлении ассистента. При этом, методика обучения защитным действиям строится на главном принципе данного приема - это проведение защиты не ради защиты, а использование ее в качестве инструмента активной интервенции в атакующие действия правонарушителя.
References:
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation".
2. Afov A.Kh. Improving the skills of percussion technique of students studying under the professional training programs of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // In the collection: Physical Education and Sport: Topical Issues of Theory and Practice Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Responsible editors V.M. Barshai, A.A. Tashchiyan. 2019. P. 9-15.
3. Broev A.Kh. The organization and methodology of training the employees of the Russian Internal Affairs Directorate in strikes and defensive actions in the process of their physical preparation // Scientific Review. Pedagogical sciences. 2019.No 6. P. 22-26.
4. Gluboky V.A. Methods of training police officers to protect themselves from blows by hands, feet, knife (subject) // Scientific journal Discourse. 2018. No. 1 (15). P. 49-56.
5. Efremenko M.A. Percussion technique in the performance of the police // In the collection: Science and innovation in education and production collection of scientific papers - 2015. Oryol State University. 2015.S. 115-121.
6. Meshev I.Kh. The tactical and technical foundations of the use of combat fighting techniques by students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Education. The science. Scientific staff. 2019.No 1. S. 175-177.
7. Nastuev E.B. Some aspects of improving the tactical preparedness of students for combat techniques of combat and hand-to-hand combat // Education. The science. Scientific staff. 2019.No 3. P. 156-158.
8. Pleshivtsev A.Yu., Kryuchkov VV Methodological aspects of teaching the technique of combat techniques of combat and hand-to-hand combat of law enforcement officers of Russia // Successes in modern science and education. 2017. No. 10. P. 87-90.
194
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Методика обучения ударам и защитным действиям от них слушателей образовательных организаций МВД России
Тхазеплов Р.Л.
9. Хажироков В.А. Совершенствование навыков ударной техники в процессе физической подготовки в образовательных учреждениях МВД России // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 20. № 3 (20). С. 73-77.
10. Ярославский М.А. Цели и средства функциональной тренировки // В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 299-304.
9. Khazhirokov V.A. Improving the skills of percussion technique in the process of physical preparation in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Science and Sport: modern trends. 2018.V. 20. No. 3 (20). P. 73-77.
10. Yaroslavsky M.A. The goals and means of functional training // In the collection: Physical education and sport: topical issues of theory and practice, a collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference. 2018. P. 299-304.
Рецензия
на научную статью Тхазеплова Рустама Леонидовича, преподавателя кафедры физической подготовки СКИф КрУ МВД России «Методика обучения ударам и защитным действиям от них слушателей образовательных организаций МВД России»
Целью исследования явилось изучение автором процесса обучения слушателей образовательных организаций МВД ударам и защитным действиям от них, которые заключаются в овладении теоретическими званиями, организаторскими и методическими умениями, а также практическими навыками выполнения приемов и действий физического воздействия на правонарушителей для пресечения противоправных действий их задержания и преодоления противодействия законным требованиям. Отсюда, в процессе освоения техники ударов слушатели обучаются решать основную задачу схватки - попадание в определенное (уязвимое) место нападающего, доведение его до определённого негативного состояния и выведения из боеспособности.
Вместе с тем, автором была предпринята попытка обосновать целесообразность использования методики обучения слушателей навыкам применения ударной техники, чтобы обеспечивалась возможность к разучиванию наиболее сложных упражнений, приёмов и действий непосредственно на учебно-тренировочных занятиях по разделам физической подготовки, а их совершенствование происходило в процессе комплексных занятий.
Автор пришел к выводу о том, что применение ударных и защитных действий являются наиболее эффективными и самостоятельными приемами в повседневной оперативно-служебной деятельности слушателей, которая зачастую сопряжена с возникновением драк, вместе с тем, они могут выполнять роль и вспомогательных приемов в составе тактико-технических действий при задержании и сопровождении правонарушителей.
В целом рецензируемая статья представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета имени В.М.Кокова Х.К.Ансоков
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 78,48%
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Тхазеплов Рустам Леонидович, капитан полиции, преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Thazeplov Rustam Leonidovich, Police Captain, lecturer of the department of physical training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 195
ISSN 2310-7049 (online)