Использование методов строго регламентированного упражнения для обучения слушателей боевым приемам борьбы
Дадов А.В.
2.12. Использование методов строго регламентированного упражнения для обучения слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы
© Дадов Аслан Владимирович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия E-mail: shmv1978@yandex.ru
Аннотация
Целью данного исследования было изучение применение метода строго регламентированного упражнения, который состоит в строгом выполнении двигательных действий с точно обусловленной нагрузкой. Посредством данного метода осуществляется двигательная деятельность по жестко предписанной программе (выполняются строго подобранные упражнения и приемы, их связки) и строгая регламентация нагрузки по объему и интенсивности ее выполнения. Наряду с указанным, метод строго регламентированного упражнения позволяет выполнять тренировку на основе строгого дозирования интервалов отдыха между частями нагрузки, избирательного развития физических качеств и использованием физических упражнений на занятиях с любым возрастным контингентом слушателей.
Задачи исследования состоят в обосновании профессиональной подготовленность слушателей, которая характеризуется высоким уровнем их образованности и физической подготовленности, а также большим опытом и содержательным наполнением служебной деятельности. В процессе исследования нами была предпринята попытка определить боевые приёмы борьбы в качестве мер насильственного задержания сотрудниками полиции. Также нами выделена основная цель проведения учебно-тренировочных занятий со слушателями образовательных организаций МВД России, которая заключается в воспитании у них таких профессионально значимых качеств, как смелость, решительность, инициатива и находчивость.
Выводы: регулярные занятия физическими упражнениями формируют у слушателей навыки применения боевых приемов борьбы и мотивируют их к освоению умений эффективно отражать нападение, быстро и гарантированно произвести обезвреживание правонарушителя. Наряду с указанным, в целях успешного выполнения профессиональных задач слушатели должны постоянно совершенствовать физическую подготовку, а именно повышать качество применения боевых приёмов борьбы для пресечения противоправных действий в обществе. При этом, подготовка слушателей к навыкам применения боевых приемов борьбы при помощи метода строго регламентированного упражнения зависит, прежде всего, от готовности слушателей к решению задач обучения что делает этот процесс довольно трудоемким.
Ключевые слова: слушатели, боевые приемы борьбы, метод строго регламентированного упражнения.
Для цитирования: Дадов А.В. Использование методов строго регламентированного упражнения для обучения слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 165-168.
Use of methods of strictly regulated exercise for training of students of educational organizations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation to combat techniques of wrestling
© Dadov Aslan Vladimirovich
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia E-mail: shmv1978@yandex.ru
Abstract
The aim of this study was to study the application of the method of strictly regulated exercises, which consists in the strict execution of motor actions with precisely determined load. Through this method, motor activity is carried out according to a strictly prescribed program (strictly selected exercises and techniques, their ligaments are performed) and strict regulation of the load in terms of volume and intensity of its implementation. Along with the above, the method of strictly regulated exercises allows you to perform training on the basis of strict dosing of rest intervals between the load parts, the selective development of physical qualities and the use of physical exercises in the classroom with any age group of students.
The objectives of the study are to justify the professional preparedness of students, which is characterized by a high level of their education and physical fitness, as well as extensive experience and substantive content of official activities. In the course of the study, we made an attempt to define the fighting methods of the struggle as measures of forced detention by police officers. We also highlighted the main purpose of conducting training sessions with students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which is to educate them in such professionally significant qualities as courage, decisiveness, initiative and resourcefulness.
Conclusions: regular physical exercises form the students' skills in the use of combat fighting techniques and motivate them to master the ability to effectively repel an attack, quickly and reliably neutralize the offender. In addition to the
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 165
ISSN 2310-7049 (online)
above, in order to successfully complete professional tasks, students must constantly improve physical fitness, namely, to improve the quality of the use of combat techniques to combat illegal activities in society. At the same time, preparing students for the skills of using combat fighting methods using the method of strictly regulated exercises depends, first of all, on the willingness of students to solve training problems, which makes this process rather laborious.
Keywords: listeners, fighting techniques of wrestling, method of strictly regulated exercise.
For citation: Dadov A.V. Use of methods of strictly regulated exercise for training of students of educational organizations of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation to combat techniques of wrestling // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 165-168. (in Russ.).
Введение
В настоящее время современная служба в органах внутренних дел характеризуется повышенной сложностью и интенсивностью. При выполнении служебных обязанностей сотрудники должны показывать значительные умственные, психические и физические качества способности одновременно проявляя высокую концентрацию внимания. Успех слушателей образовательных организаций МВД России на профессиональном поприще во многом определяется их умениями действовать в условиях, связанных с применением физической силы, в т.ч. боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия для выполнения оперативных и служебных задач в стандартных и нестандартных ситуациях. Вместе с тем, в целях успешного выполнения профессиональных задач слушатели должны постоянно совершенствовать физическую подготовку, а именно повышать качество применения боевых приёмов борьбы для пресечения противоправных действий в обществе [1,4,5].
Постановка проблемы
Профессиональная подготовка слушателей, осуществляется на основе обучения ведению непосредственного единоборства с правонарушителями для произведения их задержания и отчетливо свидетельствует о том, что в образовательных организациях МВД России ведется целенаправленная деятельность по формированию профессионального компонента готовности сотрудника к активному пресечению противоправных действий вплоть до рукопашной схватки с ним. Профессиональная подготовленность сотрудника полиции характеризуется высоким уровнем его образованности и физической подготовленности, а также большим опытом и содержательным наполнением служебной деятельности, что позволяет определить боевые приёмы борьбы в качестве мер насильственного задержания, используемых для предупреждения и пресечения правонарушений лицами, угрожающих общественному порядку, в качестве средств принуждения, применяемых в отношении граждан, отказывающихся подчиняться законным требованиям правоохранителей, а также для обеспечения личной безопасности граждан и служителей правопорядка [3,8].
Основная цель проведения учебно-тренировочных занятий со слушателями образовательных организаций МВД России заключается в воспитании у них таких профессионально значимых качеств, как смелость, решительность, инициатива и находчивость. Также регулярные занятия физическими упражнениями формируют у слушателей навыки применения боевых приемов борьбы и мотивируют их к освоению умений эффективно отражать нападение, быстро и гарантированно произвести обезвреживание правонарушителя [1,3,4].
Обоснование
Известно, что физическая подготовка слушателей осуществляется на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке в образовательных организациях МВД России. Цель физической подготовки обусловлена, главным образом, достижением и поддержанием необходимого уровня физической готовности к решению профессиональных задач.
Преподаватели, осуществляющие подготовку слушателей навыкам применения боевых приемов борьбы, традиционно отдают предпочтение соревновательному методу [7,8]. По нашему мнению, использование данного метода наиболее целесообразно на этапе совершенствования сформированных навыков применения изучаемых приемов и действий.
В процессе изучения и отработки навыков применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке слушатели тренируют «навыки применения боевых стоек, ударов и защитных действий от ударов, болевых и удушающих приёмов, бросков, освобождений от захватов и обхватов, пресечений действий с огнестрельным оружием, сковывании наручниками, связывании верёвкой или брючным ремнём, проведения наружного досмотра, оказания помощи, взаимодействия в составе подразделения (группы), действий с использованием палки специальной, защитных и ответных действий с использованием щита и палки специальной от ударов палкой, действий с использованием автомата» [1].
Преподаватели при организации учебно-тренировочного процесса выбирают наиболее результативные методы изучения и отработки боевых приемов борьбы, к которым, по нашему мнению, и относится «Метод строго регламентированного упражнения» [4,8]. Данный метод позволяет лучше других обучиться новым двигательным действиям и сформировать у слушателей физические качества - быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости [10].
Сущностно метод строго регламентированного упражнения состоит в строгом выполнений двигательных действий с точно обусловленной нагрузкой. Посредством данного метода осуществляется двигательная деятельность по жестко предписанной программе (выполняются строго подобранные упражнения и приемы, их связки) и строгая регламентация нагрузки по объему и интенсивности ее выполнения. Наряду с указанным, метод строго регламентированного упражнения позволяет выполнять тренировку на основе строгого дозирования интервалов отдыха между частями нагрузки, избирательного развития физических качеств и использованием физических упражнений на занятиях с любым возрастным контингентом слушателей [2,5,7].
166
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Использование методов строго регламентированного упражнения для обучения слушателей боевым приемам борьбы
Дадов А.В.
Метод строго регламентированного подразделяется на две подгруппы: метод обучения двигательным действиям и метод воспитания физических качеств.
В числе методов обучения двигательным действиям выделяют:
- целостностный метод, предусматривающий освоение двигательного действия (приема) с самого начала в целостной своей структуре, т.е. слитно без разбивки на отдельные части;
- расчленено-конструктивный метод, предлагающий разучивать сложное по своей структуре двигательное действие расчленено по отдельным элементам поочередно и последующим соединением в единое целое;
- метод сопряженного воздействия, который целесообразно применять на этапе совершенствования разучиваемого приема для достижения его результативности - техника двигательного действия совершенствуется в условиях увеличения физической нагрузки и приемы выполняются в боевом темпе [5,6].
Отметим, что в практике подготовки слушателей к применению боевых приемов борьбы первые два метода (целостный и расчленено-конструктивный) комбинируются: сначала приемы осваиваются в целостной структуре, затем наиболее сложные элементы техники отрабатываются отдельно и в конце отрабатывается целостное выполнение приема. А при использовании метода сопряженного воздействия технически двигательное действие следует выполнять, не нарушая его целостной структуры [9].
Метод строго регламентированного упражнения позволяет слушателям выполнять двигательные действия с точно обусловленной нагрузкой. Применение данного метода обусловливает осуществление двигательной деятельности по жестко предписанной программе, когда выполняются строго подобранные упражнения и приемы, их связки на основе строгой регламентаци нагрузки по объему и интенсивности ее выполнения.
Учебно-тренировочный процесс должен строится по принципу «от простого к сложному» с расположением тем в очередности, предусматривающей возрастание сложности выполнения унифицированных боевых приемов борьбы. Позитивным следствием использования данного принципа станет постепенное наращивание
Список литературы:
1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Афов А.Х. Совершенствование навыков боевых приемов борьбы в процессе физической подготовки в вузах МВД России // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2018. № 2. С. 14-20.
3. Броев А.Х. Актуальные вопросы применения технико-тактических действий при обучении боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 120-122.
4. Гаврилов Д.А. Боевые приёмы борьбы в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 10 (26). С. 906-909.
5. Доттуев Т.И. Концепция обучения боевым приёмам борьбы сотрудников ОВД России // Культура физическая и здоровье. 2019. № 2 (70). С. 142-143.
слушателями сбивающих факторов, затрудняющих выполнение приема. Необходимо помнить, что «результат выполнения приема зависит от усвоения и исполнения его мельчайших деталей, также для совершенствования приема его следует разучивать и отрабатывать в обе стороны - правую и левую, нужно также постоянно повышать общую и специальную физическую подготовку и развивать физические качества» [3,4,7].
Выводы
Обобщая вышеизложенное, отметим, что основная цель проведения учебно-тренировочных занятий со слушателями образовательных организаций МВД России заключается в воспитании у них таких профессионально значимых качеств, как смелость, решительность, инициатива и находчивость. Также регулярные занятия физическими упражнениями формируют у слушателей навыки применения боевых приемов борьбы и мотивируют их к освоению умений эффективно отражать нападение, быстро и гарантированно произвести обезвреживание правонарушителя. Наряду с указанным, в целях успешного выполнения профессиональных задач слушатели должны постоянно совершенствовать физическую подготовку, а именно повышать качество применения боевых приёмов борьбы для пресечения противоправных действий в обществе. При этом, подготовка слушателей к навыкам применения боевых приемов борьбы при помощи метода строго регламентированного упражнения зависит, прежде всего, от готовности слушателей к решению задач обучения что делает этот процесс довольно трудоемким. Использование метода строго регламентированного упражнения для обучения слушателей боевым приемам борьбы состоит в строгом выполнений двигательных действий с точно обусловленной нагрузкой и посредством данного метода осуществляется двигательная деятельность по жестко предписанной программе. Также данный метод позволяет выполнять тренировку на основе строгого дозирования интервалов отдыха между частями нагрузки, избирательного развития физических качеств и использованием физических упражнений на занятиях с любым возрастным контингентом слушателей.
References:
1. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation".
2. Afov A.Kh. Improving the skills of combat fighting techniques in the process of physical preparation at universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific Review: humanitarian studies. 2018. No. 2. P. 14-20.
3. Broev A.Kh. Actual issues of the application of technical and tactical actions in training combat techniques of the struggle of employees of internal affairs bodies // Education. The science. Scientific staff. 2019.No 3.P. 120-122.
4. Gavrilov D.A. Combat techniques in the physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Alley of Science.
2018.Vol. 1. No. 10 (26). S. 906-909.
5. Dottuev T.I. The concept of training combat techniques of the struggle of employees of the Department of Internal Affairs of Russia // Physical Culture and Health.
2019.No 2 (70). P. 142-143.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 167
ISSN 2310-7049 (online)
6. Канукоев А.М. Боевые приёмы борьбы как наиболее важный раздел физической подготовки сотрудников ОВД // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 20. № 3 (20). С. 104-108.
7. Мешев И.Х. Тактико-технические основы применения боевых приемов борьбы слушателями образовательных организации МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 175-177.
8. Настуев Э.Б. Некоторые аспекты совершенствования тактической подготовленности слушателей к боевым приемам борьбы и рукопашного боя // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 156-158.
9. Троян Е.И. Использование методов строго регламентированного упражнения для обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № Т15. С. 2346-2350.
10. Тхазеплов Р.Л. Актуальные вопросы формирования прикладных двигательных навыков у сотрудников полиции на занятиях по физической подготовке // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-1. С. 218-224.
6. Kanukoev A.M. Combat techniques as the most important section of the physical training of police officers // Science and Sport: Current Trends. 2018.V. 20. No. 3 (20). P. 104-108.
7. Meshev I.Kh. The tactical and technical foundations of the use of combat fighting techniques by students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Education. The science. Scientific staff. 2019.No 1. P. 175-177.
8. Nastuev E.B. Some aspects of improving the tactical preparedness of students for combat techniques of combat and hand-to-hand combat // Education. The science. Scientific staff. 2019.No 3. P. 156-158.
9. Troyan E.I. The use of strictly regulated exercises for teaching combat techniques of fighting officers of the Department of Internal Affairs // Scientific-methodical electronic journal Concept. 2016. No. T15. P. 2346-2350.
10. Thazeplov R.L. Actual issues of the formation of applied motor skills of police officers in physical training classes // Pedagogical Journal. 2019.Vol. 9. No. 5-1. P. 218224.
Рецензия
на научную статью Дадова Аслана Владимировича, старшего преподавателя кафедры физической подготовки СКИф КрУ МВД России «Использование методов строго регламентированного упражнения для обучения слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы»
Целью исследования автором было поставлено изучение процесса применения метода строго регламентированного упражнения, который состоит в строгом выполнении двигательных действий с точно обусловленной нагрузкой. Посредством данного метода осуществляется двигательная деятельность по жестко предписанной программе (выполняются строго подобранные упражнения и приемы, их связки) и строгая регламентация нагрузки по объему и интенсивности ее выполнения.
Вместе с тем, автором была предпринята попытка обосновать, каким образом метод строго регламентированного упражнения позволяет выполнять тренировку на основе строгого дозирования интервалов отдыха между частями нагрузки, избирательного развития физических качеств и использованием физических упражнений на занятиях с любым возрастным контингентом слушателей.
Позицию автора определяет то, что он обосновал профессиональную подготовленность слушателей в контексте высокого уровня их образованности и физической подготовленности, а также большого профессионального опыта.
Автор рецензируемого исследования с интересом относится к своей работе, по отдельным вопросам и положениям имеет своё мнение, которое может отстоять.
В целом рецензируемая статья представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к изданию.
Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета имени В.М.Кокова Э.Б.Яхутлова
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,84%
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Дадов Аслан Владимирович, старший лейтенант полиции, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: shmv1978@yandex.ru
ABOUT THE AUTHOR
Dadov Asian Vladimirovioh, Police Senior Lieutenant, Senior Lecturer in the Department of Physical Training, North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. E-mail: shmv1978@yandex.ru
168
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)