Научная статья на тему 'Роль и статус таможенных органов Российской Федерации при осуществлении валютного контроля'

Роль и статус таможенных органов Российской Федерации при осуществлении валютного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / FOREIGN EXCHANGE CONTROL / АГЕНТ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / CURRENCY CONTROL AGENT / ОРГАН ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / CURRENCY CONTROL AUTHORITY / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведенко Оксана Владиславовна

Данная статья посвящена роли таможенных органов при осуществлении ими валютного контроля в Российской Федерации, их статусу, проблемам, возникающим в процессе осуществления функций агента валютного контроля и возможному пути решения проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND STATUS OF CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE EXERCISE OF FOREIGN EXCHANGE CONTROL

This article focuses on the role of customs authorities in the exercise of foreign exchange control in the Russian Federation, their status, problems arising in the process of implementing functions of a currency control agent and possible solutions

Текст научной работы на тему «Роль и статус таможенных органов Российской Федерации при осуществлении валютного контроля»

УДК 339.543

РОЛЬ И СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Медведенко О.В.

Данная статья посвящена роли таможенных органов при осуществлении ими валютного контроля в Российской Федерации, их статусу, проблемам, возникающим в процессе осуществления функций агента валютного контроля, и возможному пути решения проблем

This article focuses on the role of customs authorities in the exercise of foreign exchange control in the Russian Federation, their status, problems arising in the process of implementing functions of a currency control agent and possible solutions

Ключевые слова: валютный контроль; агент валютного контроля; орган валютного контроля; таможенные органы

Keywords: foreign exchange control; currency control agent; currency control authority; customs authorities

Важным элементом механизма валютного контроля в Российской Федерации (далее - РФ) является осуществление должностными лицами таможенных органов контрольных действий в отношении валютных операций как агентов валютного контроля1. При этом они выполняют следующие функции:

1. Контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств по контрактам купли-продажи, который включает:

- валютный контроль на этапе совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля (документальный контроль);

- валютный контроль в форме проверки за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ (последующий валютный контроль).

Особенность организации документального валютного контроля заключается:

- в осуществлении проверки наличия и соответствия внешнеторгового контракта и других документов сведениям и информации, заявленным для целей валютного контроля в декларации на товар;

- в передаче в подразделение таможни, отвечающее за валютный контроль, сведений о предполагаемых нарушениях валютного законодательства;

1 Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/.

- в оформлении и передаче в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор) протоколов об административных правонарушениях.

Последующий валютный контроль осуществляется таможенными органами после совершения резидентами и нерезидентами валютных операций в форме проверок соблюдения участниками внешнеторговой деятельности валютного законодательства.

Результатом осуществления данных форм валютного контроля является факт обнаружения нарушения законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле. Вид нарушения валютного законодательства, а также вид и мера ответственности за него устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях РФ2 (далее - КоАП РФ) и Уголовным кодексом РФ3 (далее - УК РФ).

2. Контроль за перемещением через таможенную границу Таможенного союза денежных средств и денежных инструментов (неторговый оборот) базируется на Решении Комиссии Таможенного союза от 05.07.2010 № 51 «О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза». За нарушение данного требования может наступить как административная, так и уголовная ответственность.

Фактически данный вид валютного контроля представляет собой наблюдение таможенных органов за соблюдением требования обязательного декларирования денежных средств и денежных инструментов.

3. Контроль за осуществлением внешнеторговых бартерных сделок и их учет осуществляются на основании Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1207 «Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учёта» и распоряжения Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) РФ от 26.03.2013 № 92-р «Об утверждении формы документа учета внешнеторговой бартерной сделки и порядка её заполнения».

Данная функция с 2013 года добавила таможенным органам дополнительные полномочия по контролю за совершением внешнеторговых бартерных сделок и их учету в Документе учета внешнеторговой бартерной сделки, формируемом в электронном виде.

Кроме вышеуказанных функций, в настоящее время при непосредственном участии ФТС предпринимаются дополнительные меры по совершенствованию национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/.

В частности, разработан международный договор4, регулирующий взаимодействие и информационный обмен между правоохранительными органами, уполномоченными органами, таможенными органами государств - членов Таможенного союза, вступили в силу изменения в УК РФ и КоАП РФ, устанавливающие уголовную ответственность и ужесточающие административную ответственность за перемещение в крупном размере наличных средств и денежных инструментов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля и сопряженное с недекларированием либо недостоверным декларированием наличных денежных средств и денежных инструментов.

Таким образом, на современном этапе таможенному валютному контролю уделяется серьезное внимание, полномочия и роль таможенных органов при его осуществлении возрастают.

В этой связи Росфиннадзором был разработан План действий по развитию и совершенствованию валютного контроля до 2014 года, на основании которого осуществлено совершенствование таможенного валютного контроля. Он включил следующие направления5:

1. Совершенствование методической базы валютного контроля: внесены изменения, касающиеся административной и уголовной ответственности за нарушения валютного законодательства, выраженные в корректировке системы наказаний, увеличении штрафов и ужесточении мер ответственности.

2. Формирование новых подходов к планированию и оценке результатов деятельности: введены новые принципы планирования и реагирования на информацию о признаках нарушений - особое внимание уделено предварительному анализу базы нарушений, организовано межведомственное взаимодействие с ФНС и ФТС России в части формирования базы нарушителей валютного законодательства и передачи информации.

3. Обеспечение эффективности информационной инфраструктуры, включая разработку и внедрение технологических карт.

4. Углубление взаимодействия с Банком России и агентами валютного контроля, органами валютного контроля стран Таможенного союза, правоохранительными органами и ФССП России.

Таможенные органы осуществляют валютный контроль в области торгового оборота с применением автоматизированной технологии. Она основывается на использовании электронных документов (паспортов сделок, деклараций на товары и ведомостей банковского контроля).

4 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 12 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL http://www.consultant.ru/.

5 Актуальные вопросы валютного контроля. Предстоящие изменения валютного законодательства // Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: [сайт]. URL: http://r29.rosfinnadzor.ru.

Существующие в настоящее время информационные системы таможенных органов РФ обеспечивают автоматизацию всех процессов, реализуемых таможенными органами в рамках своих функций. ФТС России проведен комплекс технических, технологических и организационных мероприятий, который обеспечил введение с 1 января 2014 года обязательного таможенного декларирования в электронной форме, следствием чего стало непредставление паспорта сделки в таможенный орган6.

На этапе таможенного декларирования валютный контроль ограничивается проверкой указанных в декларации на товары сведений - номера паспорта сделки и сведений о цене товаров. После выпуска товаров сопоставляется информация об их стоимости и банковская информация о платежах за них. Эта операция осуществляется с помощью номера паспорта сделки, при выявлении информации о возможном нарушении валютного законодательства проводятся соответствующие проверочные мероприятия. Для формирования доказательственной базы по инициативе ФТС определён порядок получения от уполномоченных банков таможенными и налоговыми органами документов, подтверждающих выявленные нарушения. Это позволило значительно уменьшить случаи уклонения от ответственности в связи с истечением сроков давности.

Указанные меры способствуют выполнению поставленных перед валютным контролем задач по обеспечению наполняемости внутреннего валютного рынка денежными ресурсами и предотвращению незаконного вывоза капитала за пределы Российской Федерации.

Однако при выполнении функций агента валютного контроля, должностные лица таможенных органов сталкиваются с определенными проблемами, возникающими именно из-за статуса агента валютного контроля, которые условно можно разделить на две группы:

- проблемы, возникающие на этапе выявления возможных нарушений валютного законодательства;

- проблемы, возникающие уже после выявления нарушения, связанные с производством по делам об административном правонарушении (далее - АП) за нарушение валютного законодательства.

Серьёзная проблема валютного контроля в неторговом обороте - безграничность перемещаемых наличных денежных средств и денежных инструментов и фактическая бесконтрольность их использования. Должностные лица таможенных органов наблюдают за перемещением огромных сумм, но не имеют никаких рычагов воздействия на дальнейшее использование этих средств. Таким образом, возникает сложность при исполнении функции по противодействию легализации преступных доходов.

6 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 12.03.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/.

Проблема валютного контроля за экспортными и импортными операциями возникает при осуществлении таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД).

При выполнении таможенными органами функций агента валютного контроля возникает проблема по контролю соблюдения правовой нормы о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ. В ряде внешнеторговых контрактов участников ВЭД отсутствуют конкретные сроки репатриации валютной выручки по отношению к отправке товара по экспорту или по отношению к дате перевода аванса по импорту, а есть лишь сроки завершения расчетов или выполнения обязательств сторон по договору.

Кроме того, при проведении проверки таможенными органами и возбуждении дел об административном правонарушении по делам, касающимся нарушений валютного законодательства за экспортно-импортными операциями, фиксируются данные об отсутствии дополнительных соглашений, изменяющих расчетные сроки, вместе с тем при рассмотрении дела об административном правонарушении участником внешнеэкономической деятельности представляются дополнительные соглашения к контракту, зачастую с неразумными сроками.

Также следует отметить проблемы, связанные с производством по делам об АП за нарушение валютного законодательства. Так, КоАП РФ не предусматривает обжалование постановления по делам об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом Росфиннадзора.

Таможенный орган, составлявший протокол об административном правонарушении, не вправе обжаловать постановление, вынесенное Росфиннад-зором7. Тем самым, в случае вынесения должностным лицом Росфиннадзора постановления по делу об административном правонарушении, таможенный орган как агент валютного контроля не имеет возможности обжаловать данное постановление, в случае признания его, по мнению данного таможенного органа, незаконным.

Рассматриваемые проблемы могут являться причиной возникновения новых проблем при осуществлении валютного контроля. Так, например, отсутствие установленных во внешнеторговом контракте сроков репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ может стать основанием для переквалификации состава административного правонарушения, а проблема отсутствия у таможенных органов полномочий по корректировке стоимости контракта - причиной вывода денежных средств при заключении контракта с завышенной ценой. Таким образом, совокупность определенных конкретных проблем создает одну или несколько более широких и сложных проблем.

7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Ст. 30.1 ч. 1.1; ст. 28.3 // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/.

В целом рассматриваемые проблемы объединены одной общей предпосылкой их возникновения - отсутствием у таможенных органов статуса органа валютного контроля.

Таким образом, наряду с совершенствованием валютного контроля с точки зрения ужесточения мер ответственности за нарушение валютного законодательства, следует обратить внимание на улучшение системы валютного контроля, то есть должны произойти институциональные изменения и соответствующая смена форм и методов осуществления валютного контроля. Поскольку существенную роль в пресечении нарушений в области валютного контроля играют таможенные органы, им целесообразно предоставить больший объем полномочий в данной сфере, придав статус органа валютного контроля.

Отличия агентов от органов валютного контроля проявляются в их правовом положении8.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

- осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8 Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями). Ст. 23 // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/.

Наличие у таможенных органов статуса органа валютного контроля расширит их возможности и даст дополнительные права при проведении проверок и осуществлении контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанные с перемещением товаров и транспортных средств, а также денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу.

Изменение статуса дало бы положительный эффект: у ФТС появится возможность эффективнее взаимодействовать с другими органами валютного контроля и, кроме того, позволит таможенным органам и уполномоченным банкам оперативно осуществлять валютный контроль и решать возложенные на них задачи. В то же время нельзя забывать о нормотворческой функции, которая станет доступна таможенным органам с приданием им статуса органа валютного контроля, что позволит им не только повысить эффективность деятельности в системе валютного контроля, но и оперативно изменять порядок осуществления контроля, проведения проверочных мероприятий и взаимодействия с другими органами валютного контроля.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/.

3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 12 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL http://www.consultant.ru/.

4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/.

6. Актуальные вопросы валютного контроля. Предстоящие изменения валютного законодательства // Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: [сайт]. URL: http://r29.rosfinnadzor.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.