Научная статья на тему 'РОЛЬ И ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ '

РОЛЬ И ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ »

p. 312. — R a j e w s к у В., Stahlhofen W., Nature, 1966, v. 209, p. 1312. — Runeckles V. C. Ibid., 1961, v. 191, p. 322. - Stedman R. L., Chem. Rev., 1968, v. 68, p. 155. — S к r a b 1 e K- W., H a u g h e у F. J., Alexander E. L., Science, 1964, v. 146, p. 86. — Spiers F. W., Passe у R. D., Lancet, 1953, v. 2, p. 1259. — T s о Т. С., H a 1 1 d e n N. A., A 1 e x a n d e г L. Т., Science, 1964, v. 146, p. 1043. — T s о Т. С., H а г 1 е у N.. А 1 е х a n d е г L. Т. Ibid., 1966, v. 153, p. 880. — Turner R. С., R a d 1 e у J. M., Lancet, 1960, v. 1, p. 1197. - Wynder E. L., The Biological Effects of Tobacco. Boston, 1955, p. 109. — Wynder E. L., Hoffman D., Science, 1969, v. 165, p. 312. — Y a v i n A. I., de P a s q u a 1 i G., Baron P., Nature, 1965, v. 205, p. 899.

Поступила 18/111 1970 г.

УДК 628:37

РОЛЬ И ПОДГОТОВКА САНИТАРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Н. Ф. Измеров, Ж. Н. Лануа

Всемирная организация здравоохранения

Санитарными инженерами (sanitary engineer), или инженерами, работающими в системе здравоохранения (public Health engineer), в ряде стран мира называют лиц, прошедших специальную подготовку в области санитарной техники (sanitary engineering), которая включает проблемы здравоохранения, связанные с оздоровлением внешней среды, и мероприятия по -санитарному благоустройству.

Санитарная техника как самостоятельная наука возникла в США в конце прошлого века во время кампании против заразных болезней. В 1886 г. •при департаменте здравоохранения штата Массачусетс (США) впервые был создан отдел по санитарной технике, и вскоре был введен в штат инженер по санитарной технике. Во время кампаний по борьбе с желудочно-кишечными болезнями (брюшной тиф, холера, различные формы дизентерии и диареи) специалисты в области санитарной техники сыграли значительную роль в снижении и ликвидации заболеваний. Основными задачами было обеспечение населения питьевой водой, безопасной для здоровья, удаление нечистот, санитарно-гигиенический контроль за качеством продуктов питания, поддержание чистоты в городах и сельской местности (регулярный сбор и удаление отбросов и др.). Санитарные инженеры вместе с работниками органов здравоохранения во многих странах мира осуществляют борьбу с переносчиками таких болезней, как малярия, шистозоматоз, анкилостомидоз, филяриатоз и др. Большую роль в настоящее время играют санитарные инженеры, так же как химики и биологи, в разработке методов и средств очистки и обезвреживания источников водоснабжения, обработки сточных вод, компостировании бытовых отходов, в санитарно-гигиенической оценке жилых и общественных зданий, в контроле за пищевыми продуктами и др.

Согласно определению, принятому Американской ассоциацией здравоохранения, «санитарный инженер — это специалист, обладающий достаточной подготовкой для проведения консультаций, а также руководства научными или практическими работами, требующими инженерных знаний и опыта, при помощи которых можно определить и устранить факторы внешней среды, оказывающие вредное воздействие на физическое или психическое здоровье человека»1. В Великобритании прилагательное «санитарный» означает больше отношение к водопроводу и канализации, поэтому там предпочитают инженера, работающего в области охраны внешней среды, называть «public health engineer», т. е. инженер, работающий в системе здравоохранения.

1 The American Public Health Association, Educational Qualifications of Sanitary Engineers Engaged in the field of Public Health. Hew York, 1955.

Поскольку в разных странах отдается предпочтение тому или иному термину, во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пользуются термином «санитарный инженер», что по сути является синонимом термина «инженер системы общественного здравоохранения».

Подготовка санитарных инженеров является одной из перспективных задач ВОЗ. Проблемы оздоровления внешней среды в странах мира не могут быть разрешены без наличия специально подготовленных кадров. Комитет экспертов ВОЗ по планированию, организации и администрации национальных программ гигиены внешней среды, собравшийся в Женеве в июне 1969 г., пришел к мнению, что сфера гигиены внешней среды включает следующие проблемы: 1) водоснабжение и в первую очередь обеспечение достаточного количества безопасной воды, планирование и конструирование систем коммунального водоснабжения, управление ими и санитарный надзор за ними с должным учетом других основных видов использования водных ресурсов; 2) строительство, связанное с удалением сточных вод, и борьба с загрязнением воды, включая сбор, обработку и удаление сточных вод,, контроль качества поверхностных вод (включая море) и грунтовых вод; 3) мероприятия по сбору, санитарной обработке и удалению твердых отходов; 4) борьбу с переносчиками, включая борьбу с членистоногими, молюс-ками, грызунами и другими возможными носителями болезней; 5) борьбу с загрязнением почвы человеческими экскрементами и веществами, вредными для жизни человека, животных или растений, или борьбу с ним; 6) гигиену питания, включая гигиену молока; 7) борьбу с загрязнением воздуха; 8) гигиену труда, в частности борьбу с физическими, химическими и биологическими опасностями; 9) борьбу с радиацией во внешней среде; 10) борьбу с шумом; 11) строительство зданий и их непосредственное окружение, в частности связанные со здравоохранением аспекты жилых и общественных зданий; 12) городское и районное планирование; 13) аспекты воздушного,, морского или наземного транспорта, связанные с гигиеной внешней среды; 14) профилактика несчастных случаев; 15) организация отдыха и туризма,, в частности аспекты строительства и эксплуатации общественных пляжей,, плавательных бассейнов, туристских лагерей и т. д., связанные с гигиеной внешней среды; 16) санитарные меры, связанные с эпидемиями, чрезвычайными положениями, стихийными бедствиями и миграциями населения;. 17) меры профилактики, необходимые для обеспечения свободы от риска для здоровья в окружающей среде в целом.

Все перечисленные пункты находят отражение в программах обучения специалистов по гигиене окружающей среды в различных странах мира. Комитет также указал на необходимость обратить внимание в программах обучения на санитарно-гигиенические проблемы, связанные с освоением космического пространства, исследованием морских глубин и др. Программы обучения и подготовки санитарных инженеров отличаются в зависимости отфункций, которые должен будет выполнять этот персонал в таких областях,, как общественное здравоохранение, общественные работы или муниципальная администрация, промышленность или консультативные функции, подготовка и обучение персонала и др.

Функции санитарных инженеров в зависимости от того, где они работают, могут быть сгруппированы в две основные категории: 1) функции, связанные с изобретением, проектированием, строительством, эксплуатацией и управлением материально-техническими средствами гигиены внешней среды, например системами водоснабжения, канализации, сбора твердых отходов и их удаления, оборудования для борьбы с загрязнением воздуха, воды ит. п.; обычно ни одну из этих функций не выполняют органы общественного здравоохранения — они относятся к компетенции муниципалитетов, корпораций и различных фирм; следовательно, инженеры-строители, гидротехники и др. должны во время подготовки пройти специальный курс гигиены внешней среды; 2) функции, связанные с планированием мер охраны внешней среды, с контролем их выполнения, подготовкой персонала для

94

23

работы в этой области и т. д. Эти функции в большинстве стран выполняют органы общественного здравоохранения или отделы гигиены внешней среды (санитарной техники) муниципалитетов; в таких отделах должны работать санитарные инженеры с подготовкой и опытом работы в области общественного здравоохранения, санитарной химии, биологии, микробиологии, паразитологии и т. п. Специалисты с такой подготовкой выполняют роль «инженеров-администраторов» или «специалистов по планированию гигиены внешней среды».

В 1958 г. в странах Латинской Америки было около 5000 санитарных инженеров (в среднем 1 на 40 ООО населения), которые работали в области общественного здравоохранения, водоснабжения, в муниципалитетах и т. п. В США работает около 9000 санитарных инженеров, в Англии — около 500, Бразилии — 300, на Филиппинах — свыше 250, в Индии — 240, в Канаде — 135, в Мексике — 100, в Швеции — 170, в Чехословакии — 86, в Иране — 69, в Венгрии — 23 и т. д. В некоторых странах Африки, Восточного Средиземноморья, Западной части Тихого океана работает всего по »одному санитарному инженеру. Во многих странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Колумбия, Мексика, Перу), Австралии, Индии и Таиланде, Иране, Филиппинах, Японии, в европейских странах (Англия, Италия, Нидерланды, Польша, Турция, Чехословакия), а также в США в университетах, институтах и колледжах организована подготовка санитарных инженеров.

Однако Комитет экспертов ВОЗ по подготовке инженеров в области гигиены внешней среды отметил в июле 1967 г. медленные темпы расширения подготовки санитарных инженеров во многих странах мира, что вызывает серьезную озабоченность. В то время как государственные и международные программы здравоохранения расширяются, почти повсеместно ощущается большой недостаток квалифицированных инженеров. Тем более актуальна эта проблема в развивающихся странах, где особенно необходимы планирование, организация и развитие программ в области гигиены внешней среды.

В течение последнего десятилетия в организации и практике работы в области внешней среды появились новые тенденции и проблемы, требующие различного подхода специалистов, владеющих современными методами работы.

Таким образом, существующая подготовка специалистов по гигиене внешней среды, в частности санитарных инженеров, постоянно изменяется в соответствии с требованиями времени.

Существующие в странах программы обучения инженеров в области гигиены внешней среды можно разделить на 4 основные категории: 1) полный 5-летний курс; 2) специальный курс гигиены внешней среды, включенный в общую программу обучения инженеров другого профиля, например для инженеров-строителей, инженеров-химиков и др.; 3) годичные или более длительные курсы усовершенствования в области гигиены внешней среды для инженеров различного профиля (химики, строители и т. п.); 4) краткосрочные курсы гигиены внешней среды для различных групп специалистов, уже работающих в той или иной области, такие курсы служат дополнением к обычному курсу обучения, но не заменяют его.

Имеется различие между «программой обучения» и «программой подготовки». Целью «программы обучения» является обеспечение научных и технических знаний, которые будут помогать пользоваться инженерными принципами в целях контроля, изменения или адаптации физических, химических и биологических факторов внешней среды в интересах здоровья человека, комфорта и социального благополучия. «Программа подготовки» рассчитана на обеспечение специфических и детализированных знаний, относящихся к ограниченному аспекту прикладной дисциплины, или на ознакомление уже обученного лица с подробностями технической и административной практики.

Не существует единой программы продолжительностью в один академический год, которая позволила бы обучить и подготовить санитарного инженера к выполнению одновременно описанных выше функций обоих типов, т. е. к тому, чтобы он стал и специалистом (химиком, строителем и т. п.), и инженером-администратором гигиены внешней среды. Большинство программ усовершенствования после окончания высших учебных заведений имеет целью обеспечить основные научные и технические знания, на базе которых дальнейшее обучение позволит подготовить либо специалиста по гигиене внешней среды, либо администратора. Этим объясняется то, что в большинстве университетов и учебных заведений, особенно в обеих частях Америки, программы обучения санитарных инженеров обычно обеспечивают каждому студенту довольно широкую возможность выбора факультативных курсов.

В некоторых учебных заведениях, в которых решили выпускать один тип санитарных инженеров, студенты проходят только предписанные курсы обучения. Однако на основе изучения основных предметов выпускники таких учебных заведений смогут при дальнейшей подготовке без отрыва от работы на краткосрочных курсах или путем самообразования с течением времени без затруднений перейти от выполнения одного типа функций к другому.

Если рассмотреть курс химии и биологии для санитарных инженеров, то объем и глубина изучения любого из этих предметов будут, конечно, зависеть от того, какой тип санитарного инженера предполагается подготовить. Человеку, который готовится занять пост в администрации здравоохранения, естественно, следует дать более широкие и глубокие знания об эпидемиологии и прикладной биологии, чем человеку, специализирующемуся в области, например, охраны водных ресурсов.

Применение электронной вычислительной машины для анализа сложных систем внешней среды и исследования операций привело к серьезным изменениям в структуре курсов подготовки санитарных инженеров и открывает новые широкие возможности перед нынешними и будущими специалистами в области гигиены внешней среды. Перед преподавателями дисциплины внешней среды возникли новые проблемы: трудно втиснуть в традиционную академическую программу, рассчитанную на один год, прикладную математику и курс лабораторных исследований, необходимых для подготовки к использованию новой техники и методики проектирования. Остается надеяться, что эта проблема будет решена в течение ближайших 10—20 лет, после чего все выпускники — инженеры и ученые — будут знакомиться с вычислительной техникой и новыми отраслями математики в рамках обычного курса занятий в высших учебных заведениях.

С 1960 г. наметилась выраженная тенденция к увеличению сроков академических программ по меньшей мере до 12 месяцев, а во многих случаях и до 2 лет. Однако в силу финансовых причин двухлетняя программа возможна далеко не во всех учебных заведениях.

Важным вопросом является специализация инженеров в области гигиены внешней среды. До 1960 г. немногие учебные заведения готовили специалистов в этой области. Выпускались только два типа инженеров: «санитарный инженер», основная подготовка и основной интерес которого сосредоточивались на промышленном и гражданском строительстве, и «инженер системы общественного здравоохранения», подготовка которого не ограничивалась промышленным и гражданским строительством, а включала также изучение химии, биологии, механики или электротехники.

В последнее время наметилась тенденция к общей специализации в следующих областях: 1) водные ресурсы, 2) общественное здравоохранение, 3) землепользование и охрана почв, 4) воздушные ресурсы.

Во всех странах мира проблема гигиены внешней среды, связанная с водой, будь то потребление, коммунальное использование, промышленное или сельскохозяйственное назначение, производство электроэнергии, при-

обрела такие масштабы и значение, настолько усложнилась, что вполне оправданы обучение и подготовка санитарных инженеров с узкой специализацией, например в области анализа воды, обработки воды и сточных вод, промышленного водоснабжения и удаления промышленных сточных вод, лимнологии и борьбы с загрязнением воды. Большинство современных инженеров квалифицируются в этой области и занимаются проблемами качества воды и борьбы с загрязнением воды.

Необходимость в санитарных инженерах для работы в органах общественного здравоохранения возрастает во всем мире. Программа обучения таких инженеров должна включать профессиональные курсы планирования и администрации общественным здравоохранением, санитарного просвещения, гигиены питания, борьбы с переносчиками, гигиены воздуха и промышленной гигиены и т. п. Программы последующего обучения без отрыва от работы будут включать подробное изучение административной практики и конкретного применения правил и мер контроля.

Примерно с 1960 г. все большее признание и внимание завоевывают проблемы здравоохранения и гигиены внешней среды в связи с урбанизацией. Для того чтобы консультировать специалистов в области населенных мест и помогать им, чтобы эффективно участвовать в улучшении внешней среды, санитарному инженеру необходимы — и это ощущается все острее— такое обучение и такая подготовка, чтобы профессиональное образование охватывало основные аспекты планировки и застройки в самом широком понимании. В некоторых университетах введены курсы подготовки подобных специалистов, включающие такие предметы, как городское планирование, общественная администрация и управление, строительство зданий, включая вентиляцию, отопление, кондиционирование воздуха и освещение, борьба с шумом, сбор и удаление твердых отходов и др.

Борьба с загрязнением воздуха является другой областью, которая приобретает все большее значение в большинстве стран мира. С 1950 г. в некоторых учебных заведениях введены курсы подготовки специалистов по борьбе с загрязнением воздуха. Особенно хорошо подходят для дальнейшего усовершенствования в этой области выпускники со специализацией в области химии, электротехники и механики. В этих курсах упор делается на метеорологию и климатологию, химию воздуха и аэрозоли, токсикологию, аналитическую химию и борьбу с загрязнением воздуха.

В настоящее время готовится к выпуску публикация ВОЗ о подготовке инженеров в области гигиены внешней среды. В ней будут изложены мнения и рекомендации 20 экспертов из различных стран мира, которые обсудили научные основы современных программ и сделали прогнозы на ближайшее будущее. В книге будет также дана характеристика ряда типовых программ обучения и подготовки инженеров в области гигиены внешней среды в соответствии с современными и будущими потребностями.

ЛИТЕРАТУРА

Р е t г i k М., The Training of Sanitary Engineers. WHO, Geneva, 1956. — Tech. Rep. Ser. Wer. Heth Org. № 376, Geneva, 1967.

Поступила 6/1 1970 r.

4 Гигиена и санитария № 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.