Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА В США (Обзор литературы)'

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА В США (Обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
283
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА В США (Обзор литературы)»

ЗА РУБЕЖОМ

—у ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА В США

(Обзор литературы)

Н. П. Евсеева

Забота о здоровье населения, о санитарно-эпидемиологическом благополучии страны является одной из главных задач советского государственного и общественного строя. Активно действующая санитарно-эпидемиологическая организация выполняет важнейшие функции и проводит в жизнь профилактические мероприятия в широком смысле этого слова.

Новой Программой КПСС предусмотрен целый комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и дальнейшее увеличение продолжительности жизни людей. Выполнение этих задач обеспечивается системой социально-экономических и медицинских мероприятий.

В капиталистических странах в условиях экономики, рассчитанной на получение максимальных прибылей, невозможно организовать проведение широких профилактических действий В отличие от СССР, где огранизация санитарно-гигиенических мероприятий возложена на санитарных врачей и врачей других специальностей, занимающихся не только лечением, но и профилактикой заболеваний, в США санитарное дела полностью оторвано от лечебной работы.

В США нет отдельного министерства здравоохранения. Организацией санитарных мероприятий занимаются общегосударственный или федеральный департамент здравоохранения, образования и социального обеспечения, а также департаменты штатов, городов или муниципалитетов в сельской местности.

При федеральном департаменте имеется служба охраны внешней среды, включающая 5 отделов: 1) санитарный, осуществляющий контроль за качеством молока, межштатным транспортом, санитарным состоянием городов и фермерных хозяйств; 2) охраны водоемов от загрязнения; 3) инженерный, планирующий огранизацию санитарно-техниче-ских мероприятий; 4) промышленной гигиены, координирующий деятельность организаций, заинтересованных в развитии промышленной медицины. В ведении этого отдела находится научно-исследовательский центр в Лейк-Сити; 5) научно-исследовательский центр изучения внешней

среды.

Вся федеральная организация здравоохранения выполняет лишь консультативную работу, помогая местным департаментам, которые ей юридически не подчиняются.

В наиболее типичном департаменте здравоохранения штата имеются следующие отделы: 1) местной службы здравоохранения, оказывающий консультативную помощь муниципалитетам и округам, т. е. городским и окружным департаментам здравоохранения; 2) общая служба здравоохранения, в ведении которой находится санитарная статистика, санитарное просвещение, обучение персонала, профессиональная регистрация (выдача лицензий-разрешений на право заниматься частной практикой). Общей службе подчинены лаборатории

службы здравоохранения; 3) гигиены внешней среды, контролирующий промышленные и пищевые предприятия, качество продуктов питания и санитарно-технические сооружения; 4) профилактическая, служба, осуществляющая мероприятия по борьбе с инфекциями;

5) специальная служба здравоохранения, изучающая питание и еп> значение для человека, распространение и причины возникновения хронических болезней и разрабатывающая меры по их профилактике;.

6) медицинских учреждений, в ведении которого находятся дома для престарелых и инвалидов и т. п. (Preventive medicine for the doctor-in his community, 1958).

Департамент здравоохранения возглавляет санитарный чиновник,, как правило, врач с большим стажем санитарной работы. Под его руководством работают инженеры (1 на 15 000 населения), санитары и медицинские сестры. Санитарные врачи проходят специальную подготовку в 13 школах общественного здравоохранения при высших учебных заведениях — университетах и колледжах, после окончания которых они сдают экзамен и получают лицензии на право работать в системе общественного здравоохранения.

Хопкинс и Шульц (Hopkins, Schulze, 1954) пишут, что к квалификации санитарного инженера предъявляются высокие требования обязательного наличия рекомендации опытных специалистов.

Санитары департамента здравоохранения — это лица, окончившие колледжи по различным специальностям (молочная промышленность, энтомология, ветеринария, обработка пищи и др.). Стайлес (Stiles, 1953) пишет, что санитарам предоставлено право возглавлять, отделы департамента здравоохранения, проверять санитарное состояние источников водоснабжения, гостиниц, мест отдыха, лагерей, школ, продовольственных складов, пищевых предприятий и т. п. Не имея, медицинского образования, что является крупным недостатком, эти санитары выполняют примерно такие же функции, как помощники санитарных врачей у нас в СССР.

В департаменте здравоохранения работают медицинские сестры (1 на 5000 населения), специалисты по санитарному просвещению (1 на 50 000 населения) и подсобные служащие или клерки.

По данным 1954 г., в США насчитывалось 68 300 работников общественного здравоохранения, в том числе 3400 врачей, 700 зубных врачей, 1200 санитарных инженеров, 30 000 медицинских сестер, 800 специалистов по санитарному просвещению, 500 общественных медицинских работников, 300 специалистов по питанию, 400 ветеринарных врачей, 8000 санитаров, 8000 лаборантов и 18 000 прочих работников. По данным Сальвейто (Salvato, 1958), в службе общественного здравоохранения США ощущается острый недостаток специалистов. По данным Стайльса (Stiles, 1953). 7з населения США проживала в таких местах, где вообще нет службы здравоохранения.

Структура, функции и штаты органов здравоохранения США отражают санитарно-техническое направление профилактической медицины, отсутствие должного внимания к человеку, борьбе за его здоровье и долголетие.

Через своих сотрудников департамент здравоохранения контролирует санитарное состояние внешней среды — воду, продукты питания и воздух.

Водные эпидемии, широко распространенные в США в XIX веке, . заставили санитарные органы обратить внимание на состояние водоисточников. В 1913 г. была организована научная станция в Коннектикуте, которая изучала источники загрязнения воды и процессы самоочищения реки Огайо. В 1948 г. эта станция была реорганизована в. Центр охраны внешней среды (Enwironmental Health center) „ а в 1954 г. — в Санитарно-инженерный центр Тафта, являющийся

крупным научным учреждением, оказывающим помощь департаментам здравоохранения.

Как пишет Фейлер (Faler, 1960), центр Тафта связан с департаментами здравоохранения и другими агенствами, заинтересованными в охране внешней среды от загрязнения. С 1948 г. этот центр работает в контакте с Комиссией по атомной энергии и изучает радиоактивность сточных вод. С 1953 г. здесь проводят исследования, направленные на разработку мер по санитарной охране атмосферного воздуха.

Федеральный закон об охране водоемов от загрязнения был издан в 1948 г. после многолетнего обсуждения в Конгрессе. В 1956 г. Конгресс принял новый закон, согласно которому главный врач службы общественного здравоохранения США совместно с организациями, заинтересованными в охране водоемов, должен подготовить обязательную программу мер по уменьшению загрязненности межштатных водоемов и улучшению состояния поверхностных и грунтовых вод. При службе общественного здравоохранения организован Консультативный совет по охране водоемов в составе главного врача или санитарного инженера и 9 членов.

Главный врач службы общественного здравоохранения получает извещение о каждом случае загрязнения водоисточника, угрожающего здоровью населения. При несоответствии качества воды установленному стандарту санитарные органы с согласия властей того штата, где произошло загрязнение воды, могут возбудить судебное дело, но, как отмечают сами американские специалисты, очень трудно доказать, что в данном случае причиной заболеваний является вода. Об этом пишет Стилл (Steel, 1953). Санитарные врачи редко привлекают виновных к ответственности, обычно органичиваясь лишь методами убеждения, что приносит мало пользы.

Санитарное состояние водоемов контролируют также департаменты охраны природы и коммунально-бытового обслуживания, независимый водный совет, комиссия по охране водоемов от загрязнения и специальные комиссии университетов к колледжей. Для реализации законов по охране водоемов от загрязнения в некоторых штатах имеется совет по охране воды от загрязнения, организованный при департаменте здравоохранения, с привлечением представителей других ведомств. Этому совету предоставлено право издавать приказы о запрещении загрязнения водоемов.

Несмотря на наличие многочисленных организаций, контролирующих санитарное состояние водоемов, загрязнение их продолжается, так как большое количество сточных вод сбрасывается в водоемы без всякой очистки. Как пишут Мак-Коллум и Томен (McCallum, Tho-man, 1959), одно из каждых трех существующих очистных сооружений не отвечает современным требованиям. По данным 1959 г., в США крайне необходимо строительство 4000 новых очистных сооружений для 22 млн. населения, а 779 сооружений, обслуживающих 17 млн. человек, нуждаются в реконструкции.

По данным департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения, в 1958 г. только половина всех сточных вод в США подвергалась необходимой очистке. По данным Холинса (Hol-lins, 1960), вследствие загрязнения водоемов 42% населения страны пользовались водой, не отвечающей стандарту, а 5% потребляли воду,

мало пригодную для питья.

В редакционной статье журнала санитарно-ижненерного отдела США (1961) указано, что с изменением технологии в промышленности сточные воды, загрязняющие водоемы, становятся все более сложными по химическому составу, а комплексное действие содержащихся в них веществ еще не изучено. За последние 60 лет загрязнение водоемов в США возросло в 6 раз. По данным департамента здравоохранение,

W

образования и социального обеспечения (1955), в низовьях бассейна Миссисипи вода не пригодна для хозяйственно-питьевых целей; ее коли-индекс достиг 8—10 млн.; рыба погибла. В водоисточниках штата Висконсин коли-индекс достиг 100 млн.

Несмотря на то что, по данным Сальвейто (1958), многие реки США превращены в сточные каналы, предупредительный санитарный надзор со стороны департамента здравоохранения не является обязательным. Представитель департамента действует лишь как консультант.

При отсутствии необходимых прав, единого руководства и контроля за состоянием водоемов, водоснабжением и канализацией в условиях частной собственности на орудия и средства производства служба общественного здравоохранения не может выполнить свою задачу по охране населения от потребления воды, не соответствующей предъявляемым к ней требованиям.

США относятся к числу стран с высоко развитой санитарной техникой, однако, как мы видели, имеющаяся сеть водопроводов не соответствует потребностям населения. По данным, приведенным в журнале американской водной ассоциации (1960), в 1959 г. в США насчитывалось 18 000 водопроводов, обслуживавших 70% населения. Половина водопроводов принадлежит частным лицам или кампаниям. Как пишет Ке-ниг (Koenig, 1959), преобладающее большинство сельского населения пользуется колодцами; их насчитывается 14 млн. Служба общественного здравоохранения не в состоянии контролировать эти колодцы и обследует их лишь в случаях подозрения на загрязнение, в результате которых у потребителей воды возникли заболевания.

Интерес к проблеме охраны чистоты атмосферного воздуха появился в США в 1948 г. после трагедии в Доноре, где во время тумана в условиях задымления резко возросла заболеваемость и смертность населения. В США нет федерального закона о санитарной охране атмосферного воздуха, а местные законы имеются лишь в 10 штатах. По данным Маллетти (Mallette, 1955), из-за отсутствия закона о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха владельцы фабрик и заводов отказываются проводить необходимые мероприятия и строят очистные сооружения лишь после упорной и продолжительной борьбы с общественностью.

Санитарная охрана атмосферного воздуха в США является функцией государственных и общественных организаций. В 1949 г. Американское общество инженеров-механиков организовало Комитет по охране воздуха от загрязнения. В США существует междепартаментная организация — Федеральный комитет по охране воздуха, в состав которого входят представители Комиссии по атомной энергии, Государственной научной ассоциации, департаментов сельского хозяйства, обороны, а также департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения. Но ни одна из этих организаций не может предупредить все возрастающее загрязнение атмосферы.

По данным 1960 г., в Лос-Анжелосе промышленные предприятия выбрасывают ежедневно в воздух 5450 т окиси углерода, 1500V углерода, 700 т окислов азота, 550 т сернистого газа, 100 т аэрозолей, 60 т альдегидов <и кетонов (Publ. Health engin, absracts, 1960, v. 40, № 8, p. 4). В книге «Общественное здравоохранение» (Publ. Health, 1959) приводятся сведения о сильном загрязнении атмосферного воздуха в Чикаго, Нью-Йорке и других городах. По данным 1959 г., значительное загрязнение атмосферного воздуха наблюдалось в 10 000 населенных пунктах, из которых только в 250 принимались меры борьбы с этим злом.

Интерес к проблеме загрязнения атмосферного воздуха в США объясняется главным образом экономическими соображениями. Но в последние годы с этим неблагоприятным фактором связывают

смертность населения от рака легких.

6 Гигиена и санитария, № 5

81

По данным департамента здравоохранения, образования и социального обеспечения (1958), смертность от рака легкого белых мужчин возросла по стандартизованным показателям с 0,75 на 100 000 в 1914 г. до 26,75 в 1954 г., т. е. в 35,4 раза за 40 лет. Несмотря на это, как пишет Мак-Кензи (McKenzie, 1961), ни в одном крупном городе США, за исключением Лос-Анжелоса, не было достаточно полных сведений о степени загрязнения воздуха. Только в последние годы организовано 180 станций по изучению состава воздуха в городах и 51 в сельской местности.

Промышленно-санитарный надзор находится в ведении департаментов труда и здравоохранения. Наиболее типичной организацией профессиональной гигиены является служба профессиональной гигиены в штате Джорджиа. В ней имеются два подразделения: секция промышленной гигиены под руководством инженера и секция профессиональной гигиены под руководством врача. Служба профессиональной гигиены — часть отдела профилактики заболеваний, а служба промышленной гигиены входит в состав секции охраны внешней среды. В первой из них работают 1 врач, 2 медицинские сестры, 2 медицинских техника и 3 технических работника, а во второй имеются директор, 4 инженера, 2 химика. 2 техника-радиолога и секретарь [Диксон (Dickson, I960)].

Департамент здравоохранения принимает участие в обсуждении планов строительства промышленных предприятий, консультирует по вопросам устройства санитарно-технических сооружений, обследует предприятия для выяснения профессиональных вредностей и нарушения санитарных норм, применяя в основном методы убеждения. Врачи предприятий защищают прежде всего интересы предпринимателей, выявляя больных и способствуя их увольнению. За соблюдением санитарных требований на предприятиях следит департамент труда путем инспектирования и сбора статистических данных, характеризующих условия труда. Хотя его требования обязательны, тем не менее предприниматели находят способы их игнорировать. Доказательством этого служат частые нарушения санитарных норм, приводящие к широкому распространению профессиональных заболеваний.

Обязательная регистрация профессиональных заболеваний узаконена только в 28 штатах, признается достаточно достоверной лишь в трех. Даже по этим неполным данным департамент здравоохранения отмечае'1 (1961), что в США ежегодно бывает 400 000 случаев профессиональных заболеваний. За 4 года (1950—1954) в 22 штатах США зарегистрировано 10 362 случая силикоза [Периш и Аше (Perisch и Asche), 1960].

Пищевой санитарный контроль осуществляется санитарными инспекторами департамента здравоохранения штата или муниципалитета, главным инспектором по питанию и его помощником. В США имеется федеральный закон о продуктах питания, лекарственных и косметических средствах (The Federal Food, Drug and Cosmetic act), соблюдение которого контролирует Управление пищевых продуктов и лекарственных средств (Food and Drug Administration) при федеральном департаменте здравоохранения. Это управление проверяет 100 000 предприятий, изготовляющих продукты питания, лекарственные и косметические средства, а также учреждения, занятые их продажей (55 000 аптек, 319 000 ресторанов, баров и т. п.). Такое большое количество объектов нельзя обслужить имеющимися штатами и, как пишет Слокум (Slocum, 1959), эта служба может обследовать каждый объект лишь раз в 12 лет. Как пишет Минтенер (Mintener, 1960), в штате Техас имеется 41 000 таких объектов, а при департаменте здравоохранения работает лишь 16 инспекторов. До 1958 г. в США не контролировалось качество пищевых красителей и консервантов. Только в 1958 г. был принят закон, требующий, чтобы безопасность этих веществ была подтверждена Управлением пищевых и лекарственных средств. Несмотря на это, предприниматели

продолжают применять много различных красителей и консервантов, которые нередко оказываются токсичными. По данным 1959 г., за последние 5 лет 20 образцов продуктов были признаны негодными, что явилось поводом для судебного разбора дел о фальсификации продуктов. Однако суд, как правило, лишь санкционирует конфискацию отдельной партии продуктов или лекарственных средств и значительно реже взимает штраф с виновных.

В результате недостаточного санитарного контроля в США часто встречаются пищевые отравления. Слокум (1959) пишет, что по косвенным подсчетам ежегодно до 1 млн. случаев гастроэнтеритов были вызваны потреблением недоброкачественных продуктов.

Надзор за санитарным состоянием жилищ — обязанность департамента здравоохранения. В условиях капитализма, при высокой квартирной плате жилища трудящихся не отвечают минимальным требованиям гигиены, а 20% всех семей живут в трущобах.

По данным 1959 г., из 48 млн. жилищ Уз имела существенные недостатки в санитарном отношении. Катастрофическое состояние жилого фонда заставило правительство США принять закон о жилищах, предусматривающий ликвидацию трущоб, создание городов спутников, улучшение сельских жилищ и снижение квартирной платы. Однако этот закон не выполняется: новые трущобы возникают быстрее, чем ликвидируются старые (Urban Reneval, 1957). По данным обследования 1959 г., в. 20 кварталах Нью-Йорка владельцы трущоб получают большие прибыли и не заинтересованы в их ликвидации. Так, квартирная плата в перенаселенных жилищах и трущобах составляет 2,3 доллара за квадратный фут, а в благоустроенных—1,3 доллара (Aamerican city, 1959).

Школьно-санитарный надзор также входит в обязанности департамента здравоохранения. Хотя им разработаны высокие требования к устройству школьных зданий, но они остаются лишь рекомендацией и выполняются только в небольшом числе городских школ для детей обеспеченных слоев населения.

В целом по США 33% школьных зданий, а в отдельных штатах более 70% признаны неудовлетворительными (штаты Мэн, Виргиния. Вермонт).

Таким образом, организация санитарного дела в США отражает стремление предпринимателей сохранять максимальные прибыли, работоспособную рабочую силу и боеспособную армию. На развитие санитарного дела в США оказала влияние также боязнь правящих кругов страны стать жертвами эпидемий из-за недоброкачественности пищевых продуктов и загрязнения внешней среды.

ЛИТЕРАТУРА

Dickson H. Е., Industr. Med. Surg., 1961, v. 30, p. 83.—F a b e г H. A., J. Am Water Works Ass., I960, v. 52, p. 1102—Holl is M. D., J. Water poll, control fed 1960, v. 32, p. 225.—Hopkins E. S., Schulze W. H., The Practice of sanitation! Baltimore, 1954.—M с С a 1 1 u m G. E., T h о m a n J. R., Sewage Industr. Wastes, 1959, v. 31, p. 1.—McKenzie V. G., Arch. Environ. Hlth, 1961, v. 2, p. 224.—Koenig L., J. Am. Water Works Ass., 1959, v. 51, p. 845; J. Am. Water Works Ass., 1960, v. 52, p. 1513.—M a 11 ett e F. S. (Ed. by) Problems and Control of Air Pollution. New York, 1955.—Parrish H. M., Ashe H. В., Arch. Environ. Hlth, 1960, v. 1, p. 129.—Preven-ti ve Medicine for the Doctor in his Community. New York, 1958—S a I v a t о J. %A., Environmental Sanitation. New York, 1958.— Steel E. W., Water Supply and Sewerage. New York, 1953.—Stiles W. W., Industrial and Community Health. New York, 1953—A new division of occupational health. Industr. Med. Surg., 1961, v. 30, p. 25—Air Pollution Measurments of the National air Sampling Networks. Washington, 1958.—National Conference on Air Pollution. Washington, 1958—Urban Reneval. Washington, 1957.

Поступила 21/IX 1961 r.

# ъ ъ

M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.