Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 1959—1965 гг. В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛА'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 1959—1965 гг. В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 1959—1965 гг. В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛА»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 1959—1965 гг.

В ОБЛАСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛА1

10. Д. Лебедев

Из Главной государственной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР

Одним из замечательных достижений Великой Октябрьской социалистической революции является создание государственной организации охраны здоровья народа, которая обеспечивает население бесплатной медицинской помощью, а также организует и проводит в стране-широкие оздоровительные мероприятия, имеющие целью предупреждение болезней, обеспечение здоровых условий труда и быта, высокой работоспособности. Улучшение здоровья населения в СССР определяется неуклонным ростом материального благосостояния и культурного уровня трудящихся, оздоровлением условий труда и сокращением рабочего времени, коренным улучшением жилищных условий, повышением уровня благоустройства населенных мест, организацией общественного питания на научных основах и повышением качества лечебно-профилактического обслуживания. Объективными показателями улучшения здоровья населения является резкое уменьшение смертности, особенно детской, более высокий, чем в большинстве капиталистических стран, естественный прирост населения и удлинение средней продолжительности жизни в среднем ло 67 лет.

Исторические решения XX съезда КПСС поставили грандиозные задачи по дальнейшему мощному подъему народного хозяйства нашей страны и повышению благосостояния трудящиеся города и деревни.

В этих документах, а также в докладе товарища Н. С. Хрущева на юбилейной сессии Верховного Совета в ноябре 1957 г. и в Обращении Центрального Комитета КПСС ко всем трудящимся в связи с выборами в Верховный Совет СССР намечены пути решения главной экономической задачи СССР — в исторически кратчайшие сроки догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения.

Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство приняли решение «О разработке перспективного плана развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг.». В настоящее время ведется разработка перспективного плана развития народного хозяйства, науки и культуры СССР и плана развития здравоохранения на 1959—1965 гг., в связи с чем Министерство здравоохранения СССР ставит перед органами здравоохранения и коллективами медицинских работников ряд задач по обеспечению подъема народного здоровья.

Главнейшими из них являются:

1. Дальнейший подъем общего санитарного состояния страны, резкое снижение инфекционных и паразитарных болезней и ликвидация' значительного числа этих заболеваний.

2. Значительное и планомерное снижение заболеваний, занимающих высокий удельный вес в структуре заболеваемости и смертности населения и уменьшение смертности от них.

3. Дальнейшее неуклонное снижение детской смертности.

4. Укрепление здоровья и физического развития подрастающего поколения. имеющее целью действенную профилактику заболеваний, берущих начало в раннем возрасте.

1 Доложено на 3-м пленуме правления Всесоюзного научного общества гигиенистов, состоявшемся в Москве 19—21 февраля 1958 г.

/

5. Снижение временной нетрудоспособности и инвалидности рабочих.

Первой из проблем, над решением которой предстоит настойчизо работать в ближайшие годы, является проблема резкого снижения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Предстоит предпринять новое, более широкое и радикальное наступление на инфекционные болезни, конечной целью которого должна явиться полная ликвидация многих из них.

Введение в 1954—1955 гг. системы мероприятий, изложенных в приказе Министерства здравоохранения СССР № 237, сразу же сказалось в снижении заболеваемости кишечными инфекциями. Однако ошибки и недостатки, а в известной степени недооценка правильной организации лечения больных как важного противоэпидемического мероприятия снова привели к повышению заболеваемости в 1957 г.

Особенно большой ошибкой является недооценка и ослабление этих мероприятий в зимние месяцы, когда больных меньше и когда мероприятия, особенно лечебные, могут дать значительный эффект. Органы здравоохранения, коллективы лечебно-санитарных учреждений имеют все возможности решить задачу резкого снижения заболеваемости дизентерией на основе выработанной и установленной системы мероприятий, обратив особое внимание наряду с общеоздоровительными гигиеническими мероприятиями на проведение диспансеризации, особенно в течение зимне-весеннего периода, всех болевших в предыдущем году острыми кишечными заболеваниями, проведено санитарно-оздор> вительных мероприятий на микроучастках, не благополучных по заболеваемости, и развертывание санитарной пропаганды и работы с санитарным активом, привлекаемым к этому делу.

Имеются все возможности, ускорить темпы снижения заболеваемости брюшным тифом, добиться снижения ее к 1965 г. примерно в 2 раза, а в городах с низкими показателями заболеваемости довести ее до спорадических случаев. Для этого необходимо обратить особое внимание на создание достаточной иммунной прослойки среди населения р местах с высокой заболеваемостью брюшным тифом, обеспечить правильную и своевременную диагностику, улучшить мероприятия по санитарному надзору за водоснабжением.

Заболеваемость эпидемическим гепатитом должна привлечь самое серьезное внимание. По уровню заболеваемости эпидемический гепатит занимает второе место после дизентерии, причем ежегодно отмечается дальнейший рост числа заболевших. Несмотря на это, нам, к сожалению, еще очень мало известно об этиологии и эпидемиологии эпидемического гепатита. Это затрудняет разработку конкретных, рациональных мер профилактики эпидемического гепатита.

Имеются все материальные условия для ликвидации заболераемо-сти малярией к 1960 г. и резкого улучшения борьбы с гельминтозами.

Прогресс в области терапии и профилактики детских инфекций дал возможность пересмотреть меры борьбы с некоторыми из них, в частности профилактики дифтерии. На основе перестройки системы иммунизации против дифтерии возможно обеспечить полную ликвидацию этого заболевания.

Грозным и тяжелым по своим последствиям заболеванием является полиомиелит. С развитием производства полиомиелитной вакцины, при условии охвата прививками не менее 80% наиболее ранимых возрастов (от 6 месяцев до 14 лет) должна быть решена задача резкого снижения заболеваемости полиомиелитом и максимальное снижение летальности.

В 1957 г. распространение гриппа в связи с появлением нового типа вируса достигло во всем мире таких размеров, что можно говорить о пандемии. Практика борьбы с гриппом в СССР за последние годы

показала, что путем хорошо организованной медицинской помощи (особенно помощи на дому), широкого проведения общегигиенических мероприятий, а также применения специфической профилактики среди особо поражаемых групп населения (медицинские работники, работники транспорта, торговой сети) можно достигнуть неплохих успехов в снижении заболеваемости. Поэтому задача максимального ограничения эпидемического распространения гриппа должна быть поставлена как одна из важнейших.

Нужно значительно усилить наше внимание борьбе с туберкулезом, стремясь к ликвидации его как массового заболевания.

Ликвидация некоторых инфекционных заболеваний, например ряда инфекций и инвазий местного значения, может быть осуществлена в ближайшие годы. Сюда же могут быть отнесены туляремия и клещевой энцефалит, заболевания которыми могут быть надежно предупреждены даже при наличии природной очаговости.

В дальнейшем улучшении состояния здоровья населения на современном этапе развития СССР вслед за снижением и ликвидацией ряда инфекционных заболеваний выдвигаются на первый план профилактика и снижение ряда важнейших неэпидемических заболеваний, занимающих высокий удельный вес в общей заболеваемости и смертности населения и особенно в заболеваемости рабочих с временной утратой трудоспособности. К ним относятся прежде всего сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, злокачественные новообразования. Намеченный грандиозный рост промышленной продукции в нашей стране в ближайшие 15 лет, дальнейший крутой подъем сельского хозяйства, более быстрые темпы улучшения благосостояния трудящихся, бурное жилищное строительство и т. д.— все это меры, которые создают материальную базу для эффективной борьбы и с этой группой заболеваний. Для успешного решения задач профилактики массовых неинфекционных заболеваний требуется большое внимание гигиенистов и санитарных врачей к вопросам планировки и застройки городов и сельских местностей, строительству жилых и общественных зданий, к борьбе с городскими бытовыми и производственными шумами, к вопросам санитарной охраны воздушных бассейнов городов, водоемов и почвы.

Среди забот Коммунистической партии и Советского государства о повышении материального благосостояния народа важнейшее место занимает забота о строительстве жилищ. В настоящее время создаются все условия для того, чтобы в течение 10—12 лет полностью покончить с недостатком жилищ в стране.

Борьба за внедрение в практику строительства достижений советской жилищной гигиены, активное участие в проектировании и строительстве новых благоустроенных экономичных жилищ, которые по своим санитарным качествам, благоустройству и планировочным решениям служили бы на ближайшие 3—5 лет образцами для государственного, индивидуального и колхозного жилищного строительства, являются важнейшими задачами гигиенистов и санитарных врачей. Надо всемерно совершенствовать и развивать жилищно-санитарное законодательство в стране; настало время для подготовки нового закона о санитарной охране жилищ.

Вместе с тем следует настойчиво и целеустремленно бороться за повышение общего "санитарного благоустройства населенных мест и необходимого развития технического и санитарного оборудования городского хозяйства, которые еще во многом резко отстают от нового жилищного строительства и роста населения. Строительство городов требует сейчас особого внимания санитарных органов и гигиенистов и особенно их активного участия в рассмотрении вопросов размещения промышленных прелприятий с тем, чтобы не допускать чересполосицы жилых и промышленных районов. Роль местных санитарных органов в преду-

предительном санитарном надзоре за разработкой проектов планировки сейчас особенно возросла.

XX съезд КПСС поставил перед органами здравоохранения задачу улучшить работу по санитарной охране атмосферного воздуха, водных источников и почвы от загрязнения промышленными выбросами.

Неблагоприятное влияние на состояние здоровья населения вредных выбросов промышленных предприятий в атмосферу, повышенная заболеваемость населения в загазованных районах выдвигают сейчас мероприятия по борьбе с загрязнениями атмосферного воздуха и их ликвидации как актуальные профилактические мероприятия, осуществление которых дает эффективное снижение заболеваемости. Н. С. Хрущев в докладе на юбилейной сессии Верховного Совета СССР, говоря о развитии газовой промышленности и газификации населенных мест, указал, что это позволит устранить загрязнение воздуха городов и рабочих поселков и резко улучшить санитарно-гигиенические условия жизни населения. Обеспечение дальнейшего развертывания работ по широкой электрификации, теплофикации, газификации городов и рабочих поселков, строительство газоочистных сооружений, улучшение технологических процессов в промышленности, направленное на ликвидацию или резкое снижение выбросов в атмосферу, позволит решить проблему санитарной охраны воздуха населенных мест. Санитарные органы должны усилить свой контроль в этой области.

Важнейшей также является проблема санитарной охраны водоемов и водоснабжения. Особо в связи с этой проблемой необходимо подчеркнуть вопросы, связанные с профилактикой и снижением кишечных инфекционных заболеваний. Имеющиеся в ряде мест водные вспышки дизентерии, говорят о большом значении водного фактора в распространении дизентерии. В связи с этим особое внимание должно быть уделено общему санитарному, а также лабораторному контролю за качеством водоснабжения.

Необходимо разработать конкретные мероприятия по строительству и расширению водопроводов и канализаций в городах; санитарным органам надо добиваться ликвидации отставания строительства водопроводов от ввода в эксплуатацию жилого фонда и увеличения водо-потребления, а также ликвидации отставания строительства канализации от строительства водопроводов.

В планируемом периоде возрастает значение общегосударственных мероприятий по санитарной охране водоемов. Важнейшей задачей санитарных органов в этой области является борьба за снижение и ликвидацию все еще имеющего место загрязнения водоемов и усиление предупредительного санитарного надзора за предотвращением нового загрязнения водоемов сточными водами строящихся промышленных объектов, число которых определяется в 100 000. Надо направить все наше водно-санитарное законодательство на действенную охрану водоемов.

Если в области санитарной охраны атмосферного воздуха, водоснабжения и водоемов уже сложилась система общегосударственных мероприятий, то этого еще нельзя сказать о санитарной охране почвы.

Современное состояние санитарной охраны почвы большинства городов СССР является неудовлетворительным и проводимые в этом направлении мероприятия резко отстают от роста городов и культурных запросов населения.

Поэтому неотложной задачей санитарных органов яЕляется осуществление более широких комплексных мероприятий по санитарной охране почвы населенных мест на основе республиканских законодательных актов «О санитарной охране почвы населенных мест», аналогично законодательным актам по санитарной охране атмосферного воздуха и во доемов.

Учитывая опасность загрязнения атмосферного воздуха, воды и почвы радиоактивными веществами, органы санитарного надзора должны обратить самое серьезное внимание на изучение и предупреждение загрязнения внешней среды радиоактивными веществами.

Решения декабрьского Пленума ЦК КПСС «О работе профессиональных союзов СССР» о необходимости резкого улучшения дела охраны труда и предупреждения заболеваний рабочих и служащих промышленных предприятий вновь со всей остротой ставят перед санитарными органами как основные задачи:

а) значительное снижение или ликвидацию профессиональных заболеваний и отравлений; сюда относятся мероприятия по профилактике силикоза, профилактике отравлений на предприятиях цветной металлургии и химии, профилактике лучевой болезни при применении рентгеновского и радиоактивного излучения, профилактике вибрационной болезни, неблагоприятного воздействия шума и токов высокой частоты;

б) снижение уровня общей заболеваемости рабочих и служащих, зависящего от неудовлетворительных санитарных условий труда;

в) профилактику инвалидности рабочих и служащих в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи.

Дальнейшее облегчение и оздоровление условий труда, устранение причин травматизма и заболеваемости рабочих должны рассматриваться как государственные задачи.

Решение этих задач требует решительного подъема деятельности во всех звеньях промышленной гигиены как в области гигиенической науки, так и в области санитарной практики. Внедрение новых методов технологического процесса зачастую является источником новых особенностей, требующих дополнительных санитарных мероприятий для того, чтобы они одновременно способствовали коренному оздоровлению труда. Изучение всего нового, что вносится техникой в промышленность, является сейчас важнейшей задачей.

В настоящее время в связи с реорганизацией управления промышленностью и строительством совнархозы имеют все возможности для наведения порядка в области охраны труда и существенного улучшения условий труда и быта рабочих социалистических предприятий. Эту возможность санитарные органы должны использовать в максимальной степени, в особенности борясь с порочной практикой, когда работы по завершению строительства санитарно-технических устройств (вентиляция, канализация, герметизация оборудования, раздевальни, душевые и т. д.) переносятся на последнюю очередь.

Санитарные органы должны сейчас включиться в разработку мероприятий по осуществлению дополнительных мер по созданию безопасных в санитарном отношении условий труда на горнорудных, металлургических, химических предприятиях, в горячих цехах машиностроительной промышленности в перспективном плане развития народного хозяйства на 1959—1965 гг.

В связи с механизацией и химизацией сельского хозяйства, дальнейшим развитием совхозов и их профилированием важнейшей задачей санитарной организации следует считать профилактику заболеваний среди механизаторов сельского хозяйства и лиц, связанных с применением различного рода ядохимикатов для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

Неизмеримо возрастают задачи здравоохранения в области гигиены питания. Крутой подъем сельского хозяйства, мероприятия, проведенные партией и правительством за последние годы по расширению животноводства, молочного хозяйства, улучшению дела общественного питания, создали необходимые условия для решения задачи питания населения на научных основах.

Отсюда вытекают три основных направления работы для санитарных органов в области гигиены питания:

а) улучшение работы по предупредительному и текущему санитарному надзору за предприятиями, производящими продукты питания, особенно за сетью по приему и переработке молока и предприятиями общественного питания;

б) изучение питания населения, в том числе содержания витаминов в пище и осуществление в практике работы мероприятий по внедрению рационального питания. За период 1959—1965 гг. должно быть предусмотрено осуществление физиологических норм питания, что будет способствовать сохранению здоровья и трудоспособности взрослого населения СССР и правильному развитию подрастающего поколения;

в) организация и осуществление комплексных мероприятий ло предупреждению пищевых отравлений и заболеваний алиментарного происхождения инфекционного и неинфекционного характера, с обращением особого внимания на детские и медицинские учреждения.

Одним из главных звеньев во всей системе общегосударственных мероприятий по охране здоровья населения является забота о детях. Директивами XX съезда КПСС предусматривается осуществление в основном всеобщего среднего образования во всех городах и в сельской местности, дальнейшее развитие политехнического обучения в школах и организация горячего питания учащихся. Решение этих важнейших задач требует дальнейшего укрепления материальной базы — увеличения строительства школ. Органы здравоохранения в связи с этим должны резко улучшить качество работы в области охраны здоровья детей и подростков и прежде всего усилить санитарный надзор в этой области. Задачи дальнейшего подъема дела охраны здоровья детей требуют комплексной работы медицинских работников разного профиля с педагогами, комсомольскими и пионерскими организациями.

Совместно с органами народного образования должны быть решены такие вопросы: перевод школ на односменную работу, улучшение искусственного освещения в школах, обеспечение школ партами необходимых номеров, расширение строительства школ-интернатов, проведение мероприятий по уменьшению учебной нагрузки учащихся, обеспечение всех школьников горячими завтраками и т. д.

Помимо отмеченных выше задач, над решением которых должна работать и вся система здравоохранения, за санитарными органами остаются и специфические для них функции — предупредительный и текущий санитарный надзор, значение которого резко возрастает в связи с мощным подъемом народного хозяйства нашей страны. Теперь особенно необходимо усиление предупредительного санитарного контроля во всех областях народного хозяйства, более решительное вмешательство гигиенистов во все сферы социалистического строительства.

На современном этапе коммунистического строительства в нашей стране, когда перспективное планирование развития народного хозяйства уже охватывает пятнадцатилетний период, все гигиенические проблемы и задачи должны все больше и больше получать свое отражение прежде всего в этих перспективных планах развития всех отраслей народного хозяйства. В этом сейчас заключается главная задача практических'органов и научно-исследовательских учреждений здравоохранения. В этом решающий залог успеха в решении задач профилактики, ч это вместе с тем по-новому ставит и задачи предупредительного санитарного надзора, центр тяжести которого должен быть прежде всего направлен на разработку и внедрение широких оздоровительных мероприятий в общегосударственные народнохозяйственные планы как в центре, так и на местах.

Новые формы в этих условиях должен приобрести и текущий санитарный надзор. В частности, от общих соображений о значении заболе-

ваемости надо перейти к конкретному изучению этой заболеваемости и на основе ее анализа к активным, оперативным санитарным действиям' в порядке не только предупредительного, но и текущего санитарного надзора. А это означает, что дело санитарной статистики в санитарно-эпидемиологических учреждениях должно быть поднято на исключительно высокий научный уровень.

Таковы основные направления в решении главной задачи санитарной организации — дальнейшего подъема общего санитарного состояния страны и борьбы за укрепление здоровья советского народа. Усиление санитарно-противоэпидемической деятельности во всех направлениях требует всемерного укрепления санитарно-эпидемиологических станций и санитарно-эпидемиологических отделений районных больниц, повышения уровня их работы, материального оснащения, укрепления кадрами.

Санитарно-эпидемиологическая организация за последние годы подверглась нескольким реорганизациям, направленным на наиболее рациональное сочетание ее санитарного и эпидемиологического раздела, предупредительного и текущего санитарного надзора. Частичная перестройка санитарно-эпидемиологической службы была произведена и в 1956—1957 гг. в связи с реорганизацией всего районного звена в системе сельского здравоохранения. Все эти изменения отражают поиски новых организационных форм в связи с ростом требований, предъявляемых к работе санитарно-эпидемиологических учреждений в условиях бурного развития социалистической промышленности и сельского хозяйства.

Проведенная в конце 1956 г. и в 1957 г. реорганизация сельского районного звена здравоохранения уже дает свои положительные результаты в улучшении медицинского обслуживания населения в районе. При ознакомлении на месте и из получаемых от ряда районов сведений видно, что там, где к реорганизации сельского звена подошли серьезно и обдуманно, там санитарно-эпидемиологическая организация в новых условиях не только не ослабла, но и значительно укрепилась, а работа улучшилась. Укрепилась материальная база санитарно-эпидемиологического отделения (лаборатория, транспорт, помещения), работа всей медицинской организации в районе приобрела большую комплексность, усилилась профилактическая направленность районного здравоохранения, а в профилактическую работу широко вовлечены все участковые больницы, фельдшерско-акушерские пункты и специалисты районной больницы.

В перспективном плане здравоохранения на 1959—1965 гг. предусматривается дальнейшее увеличение сети санитарно-эпидемиологических станций. Основными типами учреждений принимаются санитарно-эпидемиологические станции в АССР, краях, областях, городах и санитарно-эпидемиологические отделения районных больниц в сельских районах.

Планом предусматривается как абсолютное увеличение числа врачебных должностей в санитарно-эпидемиологических учреждениях, так и увеличение относительных показателей к населению и его отдельным контингентам.

В расчет потребности во врачебных должностях по санитарно-эпидемиологическому разделу принимались следующие основные расчетные нормативы к концу расчетного периода: должности эпидемиологов в городах и в сельской местности из расчета одна должность на 25 000 населения; должности санитарных врачей по жилищно-коммунальной санитарии— одна врачебная должность на 40 000 городского населения; по промышленной санитарии — одна должность на 14 000 рабочих и служащих, занятых в промышленности, на транспорте, на предприятиях и в учреждениях связи и в других отраслях, составляю-

;щих 72% от общей численности рабочих и служащих по народному хозяйству; по пищевой санитарии — одна должность на 30 000 городского населения, по школьной санитарии — одна должность на 12 000 школьников в городах и одна должность на 28 000 школьников в сельских местностях; должностей врачей-бактериологов — 1 должность нл 35 000 населения.

Областные санитарно-эпидемиологические станции и санитарно-эпидемиологические станции в крупных городах и промышленных центрах в первую очередь должны стать высокодифференцированными и технически оснащенными учреждениями. За 1940—1956 гг. произошел огромный рост санитарно-эпидемиологических учреждений и несомненно, что это сказалось на качественной стороне дела. Санитарно-эпидемиологические станции слабо вооружены современным лабораторным оборудованием и специальной аппаратурой. Необходимо преодолеть это отставание в планируемом периоде в короткий промежуток времени. За 1959—1965 гг. нужно обеспечить развертывание санитарно-бактерио-логических лабораторий в 848 санитарно-эпидемиологических станциях и санитарно-эпидемиологических отделениях больниц, не имеющих покч еще лабораторий. Следует резко улучшить лабораторным обслуживанием промышленно-санитарный раздел работы. Укрепление лабораторного дела необходимо тем более, что сейчас особенно усиливается роль местных санитарных органов и учреждений, на которые ложится весь объем разветвленного и специализированного санитарного надзора.

От санитарной организации требуется значительное улучшение и изменение стиля всей работы. Штатно-организационная структура каждой, краевой, областной и крупной городской санитарно-эпидемиологической станции должна быть строго продумана в соответствии с народнохозяйственным характером области и направлением промышленного развития. Назрел вопрос о внесении коренных изменений в систему построения штатов санитарно-эпидемиологических станций с тем, чтобы республики имели полную возможность такого дифференцированного подхода к штатной структуре санитарно-эпидемиологических станций.

Исторические решения ЦК КПСС об изменении форм руководства промышленностью, образование совнархозов экономических административных районов знаменуют новый этап в развитии нашего государства. Сейчас, когда каждая республика, исходя из общих задач, стоящих перед Советским Союзом, решает стоящие перед ней задачи, когда решение экономических и административных вопросов является внутренним делом каждой республики, санитарные органы республик должны проявлять больше активности и инициативы в постановке вопросов санитарного дела перед Советами Министров союзных республик, в создании республиканского законодательства на основе общесоюзных установлений. Санитарные организации республик имеют проект основ санитарного кодекса. Необходимо, чтобы в этом проекте были учтены местные особенности и после этого внесены на рассмотрение республиканских правительственных органов.

Научным и практическим гигиеническим учреждениям страны — всей санитарной организации — неотъемлемой части советского здравоохранения предстоит большая творческая работа по дальнейшему подъему санитарного состояния СССР в борьбе за укрепление и охрану здоровья советского народа. На решение этих задач должны быть мобилизованы силы и внимание всей гигиенической общественности нашей страны.

Поступил» 4/1II 1958 г.

-А- -А- -¿г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.