Научная статья на тему 'РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктический Совет / экологическая безопасность / председательство России / изменение климата / антропогенное воздействие / экология / Арктика / Arctic Council / environmental security / Russian presidency / climate change / anthropogenic impact / ecology / Arctic

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чернова Ю.Д., Шапаров А.Е.

В данной статье рассматривается настоящее председательство России в Арктическом совете (2021–2023) в контексте экологического сотрудничества. Выявляется роль экологической безопасности в Арктике для России, как на национальном уровне, так и на международном. В статье представлены программа, планы и проекты по деятельности в этой сфере и обозначены первые результаты. Для сравнения рассмотрены итоги первого председательства России и даны прогнозы касаемо второго.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PROSPECTS OF RUSSIA IN ARCTIC COUNCIL IN CONTEXT OF ENVIRONMENTAL SECURITY

Article examines the current Russian presidency of the Arctic Council (20212023) in the context of environmental cooperation. The role of environmental safety in the Arctic for Russia is revealed, both at the national and international levels. The article presents the program, plans and projects for activities in this area and outlines the first results. For comparison, the results of the first Russian presidency are considered and forecasts are given with regard to the second.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 504.75 Чернова Ю.Д., Шатров А.Е.

Чернова Ю.Д.

студент 3 курса, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)

Научный руководитель: Шапаров А.Е.

профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (г. Архангельск, Россия)

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ В КОНТЕКСТЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: в данной статье рассматривается настоящее председательство России в Арктическом совете (2021-2023) в контексте экологического сотрудничества. Выявляется роль экологической безопасности в Арктике для России, как на национальном уровне, так и на международном. В статье представлены программа, планы и проекты по деятельности в этой сфере и обозначены первые результаты. Для сравнения рассмотрены итоги первого председательства России и даны прогнозы касаемо второго.

Ключевые слова: Арктический Совет, экологическая безопасность, председательство России, изменение климата, антропогенное воздействие, экология, Арктика.

2024

В силу того, что проблема экологии касается всей планеты, то ее невозможно решить посредством одного государства. Именно поэтому на глобальном уровне создаются такие организации и форумы, как Арктический Совет, способствующие разработке мероприятий и проектов по борьбе с различными угрозами человечеству, включающими и экологические проблемы [16, 264].

Арктический Совет является площадкой интеграции и взаимодействия арктических государств, регламентации их деятельности по формированию в регионе линии стабильного развития в различных сферах [17, 73]. Он занимается регулированием экологической безопасности и безопасности судоходства, организацией спасательных мероприятий, сохранением культурного наследия коренных народов Арктического региона (традиций, обычаев, языковых систем) и их социальной поддержкой.

Вопрос защиты окружающей среды, как одно из приоритетных направлений сотрудничества в Арктическом Совете, наиболее остро стоит в настоящее время перед человечеством. Во-первых, ввиду наблюдаемых изменений климата - особенно, в Арктике, где происходит чрезмерное потепление по сравнению с остальными частями света.

С 2000 года температура в Арктике неизменно была выше среднего показателя 1981-2010 годов, и в девяти из последних десяти лет температура была по крайней мере на 1°С выше данного среднего. Согласно 15-му ежегодному отчету N0 по Арктике, 12-месячный период с октября 2019 года по сентябрь 2020 года был вторым самым теплым годом по рекордным температурам приземного воздуха над арктической сушей. В этот период среднегодовая температура приземного воздуха для районов суши между 60° Северной широты и 90° Северной широты была на 1,9°С выше среднего показателя 1981-2010 годов [3].

Во-вторых, сотрудничество по данному вопросу ставится в приоритет из-за антропогенного воздействия на окружающую среду, которое, по утверждениям учёных, в значительной степени влияет в том числе на

2025

изменение климата. В шестом аналитическом докладе (SixthAssessmentReport, QimateChange 2021: ThePhysicalScienceBasis) рабочая группа пришла к выводу, что именно влияние человека согрело атмосферу, океан и сушу. С 2011 года (измерения представлены еще в ЛЯ5) концентрация парниковых газов в атмосфере продолжают расти. Практически постоянная доля выбросов С02 на сушу и океан в глобальном масштабе составляет около 56% в год в результате деятельности человека в течение последних шестидесяти лет[12, 4].

Вследствие изменений климата ученые прогнозируют ряд потенциальных опасностей, с которыми в будущем столкнется человек. Угрозами этого явления станут: регулярные засухи и наводнения в разных частях света, обусловленные ускорением циркуляции воды на Земле, подъем уровня моря и затопление большого количества прибрежных районов, таяние вечной мерзлоты и ледников, отражающих солнечную радиацию, питающих горные реки и играющих значительную роль в полярной экосистеме, сокращение биоразнообразия планеты, возрастание заболеваемости вирусными инфекциями. Естественно, такие изменения в природе повлияют на социо-экономическую ситуацию в мире и отразятся на человеке [19, 423].

Кроме того, экологическая безопасность включает в себя истощение запасов чистой пресной воды, природных ресурсов и другие угрозы и риски. Они непосредственно влияют на жизнь и будущее представителей биосферы, включая человека[14, 80].

Важность проблемы экологической безопасности обозначает и Российская Федерация, председательствующая в Арктическом Совете начиная с 2021 года. Так, Россия представила программу[2], в которой отдельно выделен пункт «Изменение климата и экологии Арктики». В данном разделе уделяется особое внимание таким направлениям, как: сотрудничество по защите, сбережению и восстановлению экосистемы Арктики, отслеживание и прогнозирование климатических изменений в Арктическом регионе, предотвращение и ликвидирование чрезвычайных ситуаций, нарушающих

2026

экологическую безопасность, осуществление добычи полезных ресурсов на основе рационального природопользования.

Так как России принадлежит практически пятая часть Арктической зоны (или 5 млн. кв. км. из около 27 млн. кв. км.), в которой проживает около 2,5 миллионов человек [11], она нацелена на освоение данной территории и реализацию различных проектов в том числе в сфере экологии. Потенциал Арктического региона является надежной базой для устойчивого развития России, но экологические вызовы могут повлечь за собой проблемы в осуществлении стратегических интересов.

Перечисленные выше направления работы в Арктическом Совете входят в сферу национальных интересов России. Например, в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации указывается, что существует угроза хозяйственной сфере и экосистеме страны, поэтому государство обеспокоено данными рисками[9, 5]. Задачи в экологической безопасности Арктики, которые ставит перед собой Россия, в этой стратегии обозначены, как: «устранение негативных последствий для окружающей среды хозяйственной и иной деятельности человека, рисков причинения вреда здоровью населения, обусловленных изменениями климата, изучение и оценка воздействия таких изменений на источники возникновения и пути распространения зависимых от них инфекционных и паразитарных заболеваний» [5, 11]. Также в Стратегии развития Арктической зоны выделены и меры по обеспечению экологической безопасности в данном регионе.

Кв нутреннему нормативно-правовому документу, связанному с Арктическим регионом, относятся и «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»[4]. Этот акт, как и предыдущий, отмечает значимость Арктической зоны для России и необходимость обеспечения там экологической безопасности.

Как уже было сказано выше, экологическая проблема носит общемировой характер, именно поэтому Российская Федерация осознает потребность сотрудничества по данном вопросу на региональном и глобальном

2027

уровнях. Последнее председательство России в Арктическом Совете проходило в 2004-2006 годах и в сфере экологической безопасности было направлено на укрепление связей между арктическими государствами. Особой повесткой была ратификация Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, цель которого была направлена на сокращение парниковых газов в атмосферу. Таким образом, страны Арктического совета сделали шаг в сторону улучшения экологической обстановки.

По итогам своего первого председательства в Арктическом совете в 2004-2006 годах, Россия смогла добиться следующих результатов. Во-первых, по ее инициативе была проведена конференция по разработке механизма мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике. Кроме того, была проведена оценка и даны рекомендации Арктическому совету по его деятельности в Арктике.

Следовательно, такие меры позволили обозначить план действий в сфере экологической направленности [10]. Тем не менее, так как экологические угрозы представляют собой глобальную проблему, многие вопросы еще следует обсудить.

Именно поэтому в свое второе председательство Россия планирует больше уделить внимания этим вопросам, так как они занимают приоритетную позицию в данном регионе, а состояние окружающей среды требует особого контроля. Несомненно, Россия также стремится к укреплению международных связей и созданию как совместных, так и собственных проектов в Арктике.

Ввиду напряженности в отношениях со странами Запада (что объясняется вмешательством во внутренние дела Украины в 2014 году)[18, 205], повестка сотрудничества для России представляет особую значимость. «Сохраняются опасения, что со стороны ряда стран АС усилятся санкционное давление и обвинения России в милитаризации Арктики, нарушении ею требований экологии, притеснении прав коренных народов Севера, что может повлиять на ритмичность и регламент его работы» [14, 9].

2028

План основных мероприятий на председательство России в 2021-2023 годах был утвержден30 апреля 2021 года [3]. План включает в себя 11 мероприятий по изменению климата и экологи Арктики. Среди них: Конференция по вопросам биоремедиации арктического побережья (2021-2022 гг. ), Конференция по предотвращению иликвидации разливов нефти в Арктике (март 2022 г. ), Конференция по отходам и проблеме микропластика в Арктике (апрель 2022 г.), Арктический метеорологический саммит (май-июнь или сентябрь 2022 г.), Конференция «Подъем затопленных радиоактивных и опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана» (июнь 2022 г.), Конференция по адаптации к изменению климата в Арктике (июль 2022 г.), Третий арктический конгресс по биоразнообразию (август 2022 г.), Международный форум по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) в Арктике (октябрь 2022 г.), Конференция по биоресурсам и рыболовству в Арктике (2023 г.), Встреча Министров по охране окружающей среды (май 2023 г.), Всемирный саммит по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты(сентябрь 2023 г.).

На настоящий момент уже прошла международная конференция по «биоремедиации (биологической очистке) водных и наземных экосистем Арктического побережья». Она проводилась 25-26октября 2021 года. Обсуждение на данном мероприятии касалось вопроса техногенного загрязнения почвы и водных объектов Арктического побережья и устранения этих загрязнений. На мероприятие в Москве съехались ведущие ученые России, Канады, США и Финляндии.

Специалисты представили свой опыт исследования и практического применения технологий биоремедиации для восстановления природы Арктики. Подчеркнута эффективность биологических методов в комплексном подходе к очистке загрязненных территорий и отдельно отмечена возможность их использования для раннего обнаружения уязвимых мест.

Представители факультета почвоведения МГУ рассказали о разрабатывающемся проекте о рекультивации загрязненных аварией в

2029

Норильске в 2020 году областей. Для ликвидации последствий там применялись сорбирующие вещества на основе торфа и специальный метод -фитомелиорация. Также для оздоровления почвы предложено было вносить пероксид кальция. Исследования данных методов показало их эффективность на территории аварии, поэтому планируется и в дальнейшем их применять для восстановления земель не только в Норильске, но и в других пораженных областях [8].

Участники конференции отметили, что проекты биоремедиации необходимо поддерживать и расширять их применение для усиления экологической безопасности в Арктике. «Председательство России в Арктическом совете может способствовать тому, чтобы власть и бизнес обратили внимание на наработки ученых в сфере восстановления северной природы», - подытожил председатель программного комитета конференции, Павел Владимирович Красильников[9].

Другие мероприятия по вопросам экологической безопасности только предстоят, нои они вселяют надежду в связи с первой удачной конференцией. Предстоящая в марте 2022 года конференция по предотвращению и ликвидации разливов нефти также связана с российской повесткой настоящего времени -аварией на ТЭЦ в Норильске. Как раз после происшествия в Российской Федерации вышел законопроект о предотвращении разлива нефти[6]- а точнее поправки к закону «Об охране окружающей среды».

Пока точной даты мероприятия не объявлено, однако в плане указано, что оно пройдет в Красноярске. Также нет информации по целям и планируемым результатам конференции. Однако, в программе председательства России есть вопросы, которые должны быть рассмотрены в области разливов нефти. В первую очередь, в разделе по экологической безопасности и климату отмечено, что нужно рассмотреть возможности применения опять же методов биоремедиации и других биотехнологий для ликвидации разливов[2, 19].

2030

Также в этой области Россия намеревается отрегулировать совместную деятельность специальных структур Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона в сфере арктического мониторинга и плана по ликвидации загрязнений. Таким образом, Россия планирует скорректировать механизм их взаимодействий в таких ситуациях [2, 16].

Вероятно, что на данной конференции будет рассмотрено и Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, которое было подписано в 2013 году [1]. В разделе о предотвращении ЧС это соглашение отмечается, как ключ к международному сотрудничеству [2, 20].

Также в 2022 году пройдет саммит по метеорологии. Это одно из самых ожидаемых мероприятий по экологии в председательстве России. Оно направлено на укрепление сотрудничества и взаимодействия в вопросах прогнозирования погодных условий, природных катаклизмов, сценариев климатического изменения. Конференция поспособствует совместной деятельности арктических государств в оценке рисков изменения климата и возможных мер по их предотвращению. Саммит не только послужит целям экологической безопасности, но и внесет вклад в безопасность судоходства и авиации [2, 16].

Россия обозначила необходимость обсудить вопросы о сбережении морской экосистемы Арктики и направить больше сил на устранение различного рода объектов, причиняющих вред живым системам. Должно быть, эти проблемы будут рассмотрены на конференции «Подъем затопленных радиоактивных и опасных объектов в морях Северного Ледовитого океана» в июне 2022 года.

В программе председательства Российской Федерации в Арктическом Совете в 2021-2023 годах планируется проведение Третьего арктического конгресса посвященному биоразнообразию, который состоится в августе 2022 г. Вероятно, что в процессе обсуждения данного вопроса будет особо отмечена проблема сохранения биоразнообразия, а также его оценка. Как отмечал Том

2031

Барри, третий конгресс может создать прекрасную возможность оценки статуса биоразнообразия и, как одна из важных деталей, поспособствует решению проблемы изменения климатической ситуации [7].

Запланирована и похожая по тематике с предыдущей конференция по биоресурсам и рыболовству в Арктике, которая состоится в 2023 г. Ключевыми вопросами в данной области являются сохранение и контроль экосистем в том виде, в котором они существуют. Необходимо уделить внимание обеспечению экологической безопасности в связи с изменением климатической ситуации в Арктике.

Планируется проведение Международного форума по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) в Арктике в октябре 2022 г. Этот форум также имеет особое значение, поскольку его целью является увеличение природоохранной эффективности, сохранение природных территорий и обеспечение экологической стабильности в Арктическом пространстве.

В рамках экологической безопасности в апреле 2022 года будет проходить конференция, посвященная отходами проблеме микропластика в Арктике. В программе председательства России об этом вопросе отдельно ничего не сказано, однако данная проблема довольно остро стоит в контексте экологии.

Мероприятиями в программе по "Изменению климата и экология Арктики" заявлены Конференция по адаптации к изменению климата в Арктике в июле 2022 годы и Всемирный саммит по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты на сентябрь 2023 г. Повестка климатических изменений одна из самых важных в экологической безопасности и при этом спектр вопросов для обсуждения в данной тематике широк, поэтому ее обсуждению отведено два мероприятия.

Кроме того, запланирована Встреча Министров по охране окружающей среды на май 2023 г. Вероятно, там будут обсуждаться итоги проделанной работы и перспективы дальнейшего сотрудничества. Возможно, будут подниматься вопросы о выработке единой экологической политики в Арктике.

2032

Таким образом, по экологической повестке запланировано большое количество мероприятий. Это объясняется в первую очередь актуальностью экологической безопасности в Арктике. С каждым годом она приобретает все большую значимость, поскольку обострилась проблема касательно изменения климата и появились различные угрозы из-за антропогенного вмешательства, что причиняет непоправимый вред окружающей среде. Исходя из этого, страны Арктического совета вынуждены поднимать на обсуждении проблемы экологии, разрабатывать собственную экологическую политику, а также создавать различные проекты как индивидуально, так и совместно с другими государствами.

Россия в свое второе председательство среди прочих сфер уделяет повышенное внимание экологическому аспекту, проводит оценку состояния окружающей среды и разрабатывает меры по обеспечению экологической безопасности. Это обусловлено, во-первых, стратегическими интересами Российской Федерации в Арктике, ее планами на устойчивое развитие в регионе. Во-вторых, ее стремлениями улучшить отношения со странами Запада, преодолеть кризис. С помощью экологической повестки это представляется довольно эффективным, так как западные страны крайне обеспокоены состоянием окружающей среды. Ожидается, что благодаря синтезу шагов к сотрудничеству в различных сферах Россия наладит диалог с западными странами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике (подписано в г. Кирун 15 мая 2013 года). - URL: https://docs.cntd.ru/document/499065181 (дата обращения: 22.12.2021);

2. Russia's Chairmanship Priorities for the Arctic Council 2021-2023. - URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2646 (датаобращения: 20.12.2021);

3. План основных мероприятий на председательство России в 2021-2023 годах. Утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 30.04.2021 №4161п-П2. -

2033

URL: https://rulaws.ru/acts/Plan-osnovnyh-meropriyatiy-v-svyazi-s-predsedatelstvom-Rossiyskoy-Federatsii-v-Arkticheskom-sovete-v-20/ (дата обращения: 22.12.2021);

4. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 №164. -URL: http://www.scrf.gov.ru/security/economic/Arctic2035/ (дата обращения: 21.12.2021);

5. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 №645.-URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033 (дата обращения: 21.12.2021);

6. Федеральный закон от 13.07.2020 №207-ФЗ (последняя редакция). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357067/ (дата обращения: 22.12.2021);

7. Конгресс по арктическому биоразнообразию - 2018 //Официальный сайт: Северный форум. -URL: https:www.northernforum.org/ru/news-ru/475-kongress-po-arkticheskomu-bioraznoobraziyu-2018-9-12-oktyabrya-2018-goda-rovaniemi-finlyandiya-obzor-osnovnykh-sobytij-9-12-oktyabrya-2018-g (дата обращения: 23.12.2021);

8. Международная конференция по биоремедиации водных и наземных экосистем Арктического побережья 28 октября 2021 //Официальный сайт: Факультет почвоведения МГУ им. Ломоносова. - URL: http://soil.msu.ru/o-fakultete/smi-o-nas/3782-mezhdunarodnaya-konferentsiya-po-bioremediatsii-vodnykh-i-nazemnykh-ekosistem-arkticheskogo-poberezhya (дата обращения: 22.12.2021);

9. Russian and Foreign Scientists Discussed Innovative Technologies for Rehabilitation of the Polluted Arctic Coastline // Official website: Arctic Portal. - URL: https://arcticportal.org/about-us (дата обращения: 22.12.2021);

10. The Russian Federation. Arctic States // Official website: Arctic Council. - URL: https://arctic-council.org/about/states/russian-federation/ (датаобращения: 22.12.2021);

11. Арктическая зона Российской Федерации // Официальный сайт: Администрация Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/arkt/statistic/ (дата обращения: 20.12.2021);

12. Sixth Assessment Report, Climate Change 2021: The Physical Science Basis. Summary for Policymakers // Official website: The Intergovernmental Panel on Climate Change. -URL https://www.ipcc.ch/report/ar6/wg1/#SPM(датаобращения: 19.12.2021);

13. Ballinger, T.J., Overland, J.W. Surface air temperature. Arctic Report Card: Update for 2020 // Official website: NO's Arctic ProgramURL:https://arctic.noaa.gov/Report-Card/Report-Card-2020/ArtMID/7975/ArticleID/878/Surface-Air-Temperature (датаобращения: 19.12.2021);

2034

14. Баришполец В. А. Анализ глобальных экологических проблем // РЭНСИТ. - 2011. -№1. - С 79-86. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-globalnyh-ek (дата обращения: 20.12.2021);

15. Журавель В. П. Арктический совет: основные вехи развития (к 25-летию образования) // Центр арктических исследований Института Европы РАН. - 2021. - 12 с. URL: https://narfu.ru/en/research/journals/ann_new/news.php?ELEMENT_ID=357087 (дата обращения: 22.12.2021);

16. Пащенко Л. В. Теоретические аспекты экологической безопасности. Роль Арктического совета в обеспечении экологической безопасности в Арктике // АНИ: экономика и управление. - 2017. - №1 (18). - С. 263-266. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspe (дата обращения: 19.12.2021);

17. Сахаров А. Г. Развитие Арктического совета как «Института регионального управления» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. -2015. - №4. - С. 72-92. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-arkticheskogo-soveta-kak-instituta-regionalnogo-upravleniya (дата обращения: 19.12.2021);

18. Чейтер Э. Участие России в работе Арктического Совета // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - 2016. - №4. - С. 205-223. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-rossii-v-rabote-arkticheskogo-soveta (дата обращения: 22.12.2021);

19. ChaoQ., FengA. Scientific basis of climate change and its response// Global Energy Interconnection.- №1. -2018. - P. 420-427. -URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2096511718300628 (дата обращения: 20.12.2021)

2035

Chernova Yu.D., Shaparov A.E.

Chernova Yu.D.

Northern Federal University (Arkhangelsk, Russia)

Scientific advisor: Shaparov A.E.

Northern Federal University (Arkhangelsk, Russia)

ROLE AND PROSPECTS OF RUSSIA IN ARCTIC COUNCIL IN CONTEXT OF ENVIRONMENTAL SECURITY

Abstract: article examines the current Russian presidency of the Arctic Council (20212023) in the context of environmental cooperation. The role of environmental safety in the Arctic for Russia is revealed, both at the national and international levels. The article presents the program, plans and projects for activities in this area and outlines the first results. For comparison, the results of the first Russian presidency are considered and forecasts are given with regard to the second.

Keywords: Arctic Council, environmental security, Russian presidency, climate change, anthropogenic impact, ecology, Arctic.

2036

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.