ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ POLITICAL PROCESSES AND INSTITUTIONS
Арктика и Север. 2023. № 52. С. 121-135. Научная статья
УДК 327(985)(045)+323(985)(045) doi: 10.37482/issn2221-2698.2023.52.121
Об итогах и уроках председательства России в Арктическом совете
(2021-2023 гг.)
Журавель Валерий Петрович 1Н, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Тимошенко Диана Сергеевна 2, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
1 2 Институт Европы РАН, ул. Моховая, 11, стр. 3, Москва, Россия
1 [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1786-6754
2 [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2780-6464
Аннотация. В статье подводятся итоги председательства России в Арктическом совете (АС, Совет) в 2021-2023 гг., анализируются взаимосвязь с государственной внутренней и международной политикой, систематизируются ключевые результаты. Авторы выделяют четыре основных периода российского председательства. В статье применяется диалектический метод, а также используются общелогические, теоретические и эмпирические методы исследования. Отмечается, что в связи с бойкотом ряда западных стран из-за событий на Украине, РФ направила свои усилия на арктическом направлении на северные территории страны и смогла добиться определённых успехов. Россия провела большую часть запланированных мероприятий, касающихся развития экономики и социальной сферы, изучения изменения климата, экологии, человеческого капитала, деятельности коренных малочисленных народов, туризма, предотвращения чрезвычайных ситуаций в Арктике. Достойно было представлено направление «Арктическая молодежь», запущено большое число проектов для молодых исследователей и мероприятий профориентационной направленности. Делается вывод: в 2-летний период особое внимание руководство страны, его правительство уделяло совершенствованию функционирования Северного морского пути, социально-экономическому развитию арктических субъектов РФ, однако из-за геополитической обстановки России не удалось в полном объёме реализовать задуманное. Авторы отмечают, что ход председательства был внутренне незавершённым, особенно на протяжении последних периодов. Передача в дистанционном формате права председательства в Арктическом совете Норвегии вызывает много вопросов. Хочется надеяться на восстановление статуса и состава АС в полном объёме. Россия по-прежнему исходит из того, что актуальные проблемы Арктического региона можно решать только путём взвешенной и взаимовыгодной международной кооперации.
Ключевые слова: российская Арктика, Арктический Совет, российское председательство 20212023, устойчивое развитие, геополитическая нестабильность, санкции, международное сотрудничество
On the Outcomes and Lessons of Russia's Chairmanship of the Arctic Council
(2021-2023)
Valery P. Zhuravel 1H, Cand. Sci. (Pedag.), Associate Professor, Leading Researcher
* © Журавель В.П., Тимошенко Д.С., 2023
Для цитирования: Журавель В.П., Тимошенко Д.С. Об итогах и уроках председательства России в Арктическом совете (2021-2023 гг.) // Арктика и Север. 2023. № 52. С. 121-135. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2023.52.121 For citation: Zhuravel V.P., Timoshenko D.S. On the Outcomes and Lessons of Russia's Chairmanship of the Arctic Council (2021-2023). Arktika i Sever [Arctic and North], 2023, no. 52, pp. 121-135. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2023.52.121
Diana S. Timoshenko 2, Cand. Sci. (Econ.), Senior Researcher
1 2 Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, ul. Mokhovaya, 11-3, Moscow, Russia
1 [email protected] H, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1786-6754
2 [email protected], ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2780-6464
Abstract. The article summarizes the results of Russia's chairmanship in the Arctic Council (AC, Council) in 2021-2023, analyzes the relationship with the state national and international policy, and systematizes the key results. The authors identify four main periods of Russian chairmanship. The article presents general logical, theoretical, and empirical research methods. It is noted that due to the boycott of a number of Western countries because of the events in Ukraine, the Russian Federation focused its efforts in the Arctic direction on the northern territories of the country and was able to achieve certain successes. Russia has carried out most of the planned activities related to economic and social development, climate change, ecology, human capital, indigenous peoples' activities, tourism, and prevention of emergency situations in the Arctic. The "Arctic Youth" direction well represented, and a large number of projects for youth events and career guidance were launched. The conclusion is made: during the 2-year period the government paid special attention to improving the functioning of the Northern Sea Route, socio-economic development of the Arctic regions of the Russian Federation, but due to the geopolitical situation Russia failed to fully realize its plans. The authors note that the course of the chairmanship was internally incomplete, especially during the recent periods. The remote transfer of the chairmanship of the Arctic Council to Norway raises many questions. It is hoped that the full status and composition of the AC will be restored. Russia still proceeds from the fact that the pressing problems of the Arctic region can be solved only through balanced and mutually beneficial international co-operation.
Keywords: Russian Arctic, Arctic Council, Russian Chairmanship 2021-2023, sustainable development, sanctions, geopolitical instability, international cooperation
Введение
20 мая 2021 г. председательство в Совете перешло от Рейкьявика к Москве. Министр иностранных дел Исландии Г.Т. Тордарсон передал председательство в АС на очередной двухлетний период Министру иностранных дел России С.В. Лаврову. Председательство Исландии в связи с COVID-19 было непростым, ряд мероприятий пришлось отменить или перенести, но несмотря на трудности, пандемия открыла возможности для новых способов сотрудничества в рамках АС [1, Журавель В.П.].
С учётом вышеперечисленных факторов председательство РФ имело ряд существенных особенностей:
• начиналось оно в год его 25-летия АС (19 сентября 2021 г.), что накладывало особую ответственность за его результаты;
• Россия возлагала на него большие надежды с целью закрепить свою ведущую роль в Арктике, в том числе в дальнейшем решении задачи по повышению эффективности международного арктического сотрудничества;
• выполнение программы председательства должно было стать важным фактором снижения конфликтного потенциала в мире, в первую очередь, в Европе.
Председательство России в АС, на наш взгляд, охватывает четыре периода разной степени эффективности:
• подготовительный этап (ноябрь 2020 года — май 2021 г.), который был наиболее
содержательным и планомерным;
• начало председательства (май 2021 г. — март 2022 г.);
• председательство в условиях санкций и бойкота российского председательства (март 2022 года — апрель 2023 года);
• заключительный этап, связанный с поиском наиболее приемлемой формы завершения председательства (апрель — май 2023 года).
Периоды тесно связаны между собой, но имеют различный уровень эффективности.
Замысел председательства России в Арктическом совете и его бойкот
Говоря о председательстве России в АС следует указать, что заблаговременно Указом Президента РФ от 25 ноября 2020 г. был образован Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 годах, утверждено его Положение, председателем Организационного комитета был назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнев 1. Сформирован и через месяц был утверждён состав Организационного комитета, на котором широко обсуждались в ведомственном формате актуальные вопросы председательства РФ в АС. Параллельно представители научного сообщества в своих публикациях пытались определить содержание председательства [2, Краснопольский Б.Х.; 3, Криворо-тов А.К.; 4, Корчунов Н.В.; 5, Тишков А.А.].
В дополнение к принятой программе Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин 30 апреля 2021 г. утвердил план её основных мероприятий, который включал в себя 116 мероприятий, сгруппированных в 11 разделов 2. Положительно, что данные решения были подкреплены финансированием арктических проектов на период 2021-2024 гг. из средств федерального бюджета в сумме более 15 млрд рублей. Был определён лозунг председательства «Ответственное управление для устойчивой Арктики». Россия приняла решение развивать сотрудничество со странами — участницами межправительственного форума по четырём приоритетным направлениям:
• население Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера;
• охрана арктической окружающей среды, включая изменение климата;
• социально-экономическое развитие региона;
• укрепление роли Арктического совета как основной площадки многостороннего сотрудничества в высоких широтах [6].
1 Указ Президента РФ от 25.11.2020 г. № 740 «Об Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 годах». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=755222&dst=100001#C5iACYTGmHCfi1pZ1 (дата обращения: 15.04.2021).
2 План основных мероприятий в связи с председательством России в АС 2021-2023 гг. от 30 апреля 2021 г., № 4161п-П2.
Данные положения были своевременно доведены до стран-учредителей, государств-наблюдателей, представителей коренных народов. Этим самым Россия показала преемственность арктической повестки председательства, но и была намерена продемонстрировать главенствующую роль РФ в Арктике.
Все эти направления нашли отражение в деятельности Центра арктических исследований Отдела страновых исследований Института Европы РАН, который был создан в 2018 г. [7, Журавель В.П.]. Сотрудники Центра по проблемам российского председательства провели 2 конференции, подготовили монографию [8], опубликовали более 20 статей на эту тему, в том числе в журнале «Арктика и Север», около 30 раз выступили на конференциях и круглых столах. Центр проанализировал возможные риски сбоев председательства. Среди них пандемия коронавируса COVID-19, сохраняющаяся политическая напряжённость в отношениях с Западом, усиление обвинения России в милитаризации Арктики, нарушении ею требований экологии, притеснении прав коренных народов Севера, усиление санкционного давления на Россию. Всё это могло потенциально повлиять на ритмичность и регламент нашей работы.
С мая 2021 по март 2022 г. всё задуманное выполнялось. Здесь хотелось бы отметить вступление в силу подписанного в 2018 г. Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана. С началом председательства РФ данный документ подписал Китай. Несмотря на то, что это мероприятие не входило в программу председательства РФ, его можно смело отметить к его достижение, что является ещё одним фактором крепнущего взаимодействия РФ и КНР на арктическом треке [1].
Но в марте 2022 г. семь стран Арктического совета (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеции) в знак протеста против специальной военной операции России на Украине отказались принимать участие во всех заседаниях, проходящих под председательством РФ и на её территории 3, несмотря на единый стратегический план АС, принятый год назад в Рейкьявике 4. Позже, 8 июня, эти государства приняли решение ограниченно возобновить деятельность АС, но уже без участия России 5. Следует отметить, что первоначально эта информация публиковалась на сайте Госдепартамента США, что говорит о том, кто был инициатором этих решений. Всё это в конечном итоге выразилось в масштабном бойкоте председательства РФ в Арктическом совете [9, Журавель В.П.].
3 U.S. Department of State. Joint Statement on Arctic Council Cooperation Following Russia's Invasion of Ukraine. U.S. Department of State. 03.03.2022. URL: https://www.state.gov/joint-statement-on-arctic-council-cooperation-following-russias-invasion-ofukraine/ (дата обращения: 05.03.2022).
4 Arctic Council Strategic Plan 2021 to 2030. Arctic Council. 20.05.2021. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2601/MMIS12_2021_REYKJAVIK_Strategic-Plan_2021-2030.pdf (дата обращения: 05.01.2022).
5 Joint Statement on Limited Resumption of AC Cooperation. U.S. Department of State. 08.06.2022. URL: https://www.state.gov/joint-statement-onlimited-resumption-of-arcticcouncil-cooperation/ (дата обращения: 19.06.2022).
Параллельно несколько крупных европейских и азиатских транснациональных компаний вышло из арктических проектов или пересмотрело свои планы по их инвестированию. Иностранные компании ушли из российских проектов, несмотря на значительные финансовые и имиджевые потери. Еврокомиссия наложила санкции на программу «Коларктик», играющую важную роль в межрегиональном сотрудничестве. Члены Совета Баренце-ва/Евроарктического региона объявили о приостановке сотрудничества с РФ. Также было значительно ограничено научное сотрудничество с Международным советом по науке и Международным арктическим научным комитетом. Прекращена деятельность РФ в Совете министров Северных стран [10, Журавель В.П., Тимошенко Д.С.; 11, Тимошенко Д.С.]. На страновом уровне было заморожено арктическое сотрудничество, которое начало приобретать недружественный характер.
Вектор председательства — северные территории России
Март—май 2022 г. был сложным периодом в ходе председательства РФ, но, на наш взгляд, было принято единственно верное решение о его продолжении и усилении развития арктических территорий РФ. На своевременное принятие этого решения повлияла, в том числе, и экспертная записка Института Европы РАН в федеральные и региональные органы власти и управления, где были предложены меры по внесению изменений в программу и регламент плана председательства.
Значительный вклад в анализ актуальных арктических проблем внёс XXV Петербургский международный экономический форум, который проводился в Санкт-Петербурге с 15 по 18 июня 2022 г. [12, Журавель В.П.], где в рамках стенда Минвостокразвития РФ «Арктика — территория диалога» состоялся предметный анализ сложившейся ситуации на арктическом пространстве.
Принятое решение о переносе акцента председательства на российские проблемы северных регионов позволило уже в 2022 г. — начале 2023 г. сделать серьёзные подвижки в арктическом направлении.
Так, объём перевозок грузов по Севморпути в 2022 г. составил 34 млн 34 тыс. т, что больше целевого показателя федерального проекта «Развитие Северного морского пути» на 2 млн т 6. По информации Главсевморпути, грузопоток увеличивался в первую очередь за счёт перевозок сжиженного природного газа. Его перевозки превысили аналогичный показатель 2021 г. на 1,2 млн т (1 258 тыс. т), на 226 тыс. т выросла перевозка контейнерных грузов, на 109 тыс. т увеличилась перевозка навалочных грузов. Среди лидеров по растущему грузопотоку можно отметить «Новатэк», «Норникель» и «Газпромнефть». Рост грузопотока продолжился и для строительства инфраструктуры проектов «Восток Ойл» Роснефти — предприятий «Северная звезда», ГДК «Баимская», «Арктик СПГ-2». Компания «Северная
6 Сообщение Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом». 13.01.2022. URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/obem-perevezennykh-gruzov-po-severnomu-morskomu-puti-v-2022-godu-sostavil-34-034-mln-tonn/ (дата обращения: 06.11.2022).
Звезда» отгрузила три первые партии угля, добытого на Сырадасайском месторождении. Более 100 тыс. т продукции было отправлено в восточном направлении через акваторию
7 8
Севморпути . Но при этом транзитные перевозки снизились в 10 раз и составили 200 тыс. т . Это явилось результатом внешнеторговой деятельности западных стран, которые затронули и арктические нефтегазовые проекты. Участвующие в них западные компании покинули даже уже реализуемые проекты и отказались от дальнейших инвестиций. В этих условиях необходима отдельная программа по налаживанию взаимодействия с крупными судовладельцами, заинтересованными в быстрой перевозке грузов, в т. ч. с использованием российских ледоколов.
В структуре госкорпорации «Росатом» на базе Штаба морских операций в июле 2022 г. было создано ФГБУ «Главное управление Северного морского пути». Данное решение уже доказало свою эффективность в улучшении управления судоходством на трассе СМП.
Правительство утвердило план развития СМП до 2035 г., который предусматривает реализацию 152 мероприятий. На их реализацию планируется направить около 1,8 трлн руб. из разных источников . План содержит мероприятия по строительству 10 ледоколов, 14 портов и терминалов, 141 транспортного судна ледового класса, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно-спасательных центров МЧС.
В 2022 г. государство расширило доступ к льготным кредитам для инвесторов, реализующих проекты на Дальнем Востоке и в Арктике в промышленности, транспорте, энергети-
» 10
ке, что существенно снизит риски срыва инвестпроектов из-за санкционных ограничений .
Из федерального бюджета выделено более 2,6 млрд руб. на развитие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, а также Чукотского автономного округа, что будет способствовать улучшению социально-экономического положения Арктической зоны 11.
Начата работа по развитию транспортной инфраструктуры Мурманской области. Расширены границы территории опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики», что позволит построить в акватории порта Мурманск морской перегрузочный
7 Компания «Норникель» вошла в число лидеров по растущему грузопотоку. 16.01.2023. URL: https://www.ttelegraf.ru/news/kompaniya-nornikel-voshla-v-chislo-liderov-po-rastushhemu-gruzopotoku/ (дата обращения: 15.02.2023).
8 Иностранный транзит по СМП удалось компенсировать перевозкой российских грузов в 2022 году — Росатом. 16.02.2023. URL: https://portnews.ru/news/343075 (дата обращения: 25.02.2023).
Михаил Мишустин утвердил план развития Северного морского пути до 2035 года. Правительство России. 04.08.2022. URL: http://government.ru/news/46171/ (дата обращения: 15.11.2022).
10 Постановление Правительства РФ от 14.07.2022 № 1261 «О внесении изменения в приложение № 19 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_422209/ (дата обращения: 25.09.2022).
11 Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2022 № 3603-р (ред. от 23.12.2022) «О распределении иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов РФ, входящих в состав Арктической зоны РФ». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_432448/ (дата обращения: 18.01.2023).
12
комплекс сжиженного природного газа . В рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла предусмотрено финансирование строительства железной дороги к порту Лавна протяжённостью 49,7 км, где возводится одноимённый угольный терминал мощно-
13
стью 18 млн т в год .
22 ноября 2022 г. на «Балтийском заводе» был спущен на воду корпус атомного ледокола «Якутия». Второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» успешно завершил программу заводских ходовых испытаний и 3 декабря 2022 г. из порта Мурманска отправился в Карское море [13].
В 2022 г. флот Арктического и Антарктического научно-исследовательского института пополнился новым уникальным судном — ледостойкой самодвижущейся платформой «Северный полюс». Оно сейчас дрейфует с полярниками на станции «Северный полюс -41».
Успешно реализуются проекты «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».
В настоящее время в рамках системы преференций в Арктике реализуется свыше 630 инвестиционных проектов, объём инвестиций по соглашениям составляет 1,6 трлн руб. Наибольшее количество проектов относится к таким отраслям, как сфера услуг, строитель-
14
ство, горнорудная промышленность, логистика и туризм .
Россия в оставшийся период своего председательства направила усилия на продвижение сотрудничества для повышения благосостояния и качества жизни населения Арктики, сохранение арктического биоразнообразия и уникальных экосистем, обеспечение социально-экономического развития, поиск решений в области глобальной энергетической и транспортной безопасности, продвижение научного сотрудничества в высоких широтах и укрепление арктического сотрудничества 15.
Мероприятия председательства России в Арктическом совете: их выполнение
По информации Минвостокразвития РФ, в 2021 г. было проведено 32 мероприятия 16, в 2022 г. — 43 мероприятия 17. По сообщению пресс-службы Заместителя Председателя Пра-
12 Правительство одобрило расширение границ территории опережающего развития «Столица Арктики» в Мурманской области. URL: http://government.ru/news/44552/ (дата обращения: 16.01.2023).
13
Правительство направит инвестиции в строительство Мурманского транспортного узла. 16.12.2022. URL: http://government.ru/docs/47344/(дата обращения: 17.02.2023).
14 В рамках системы преференций в Арктике реализуется свыше 630 инвестиционных проектов. URL: http://www.energyland.info/analitic-show-
239456?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fse (дата обращения: 05.03.2023).
15 Перспективы международного взаимодействия в Арктике обсудили на сессиях проекта Think Arctic — Think Global в рамках ВЭФ. URL: https://roscongress.org/news/perspektivy-mezhdunarodnogo-vzaimodejstvija-v-arktike-obsudili-na-sessijah-proekta-think-arctic-thin/ (дата обращения: 05.03.2023).
16 32 мероприятия состоялись в 2021 году в рамках председательства России в Арктическом совете. URL: https://arctic-council-
russia.ru/news/oficial/32_meropriyatiya_sostoyalis_v_2021_godu_v_ramkakh_predsedatelstva_rossii_v_arktichesko m_sovete/ (дата обращения: 05.03.2023).
вительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева, за двухлетний период РФ провела порядка 90 различных мероприятий, среди них форумы, конференции, круглые столы, чемпионаты, фестивали и спортивные соревнования. Мероприятия председательства прошли в 24 городах и населённых пунктах России, в том числе во всех девяти регионах Арктической зоны РФ. План председательства в Арктическом совете с самого начала был рассчитан до августа 2023 г., поэтому Россия проведёт ещё ряд мероприятий, призванных содействовать социально-экономическому развитию, сохранению экологии северных широт и научному изучению Арктики. В ближайшие месяцы состоится порядка 20 событий 18. Оператором мероприятий председательства выступал Фонд Росконгресс.
Следует отметить, что после бойкота председательства РФ со стороны недружественных стран, интерес внутри страны к этому международному мероприятию ослаб.
На наш взгляд, наиболее интересно и продуктивно прошли мероприятия в Архангельской области, Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (САФУ) и Республике Саха (Якутия). Содержательно и инновационно были рассмотрены вопросы коренных малочисленных народов Севера и привлечения молодёжи к арктическим делам.
В соответствии с Планом председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 гг. в Архангельске и области было проведено много мероприятий. Основным организатором выступил САФУ.
Так, 15-16 ноября 2021 г. и 10-11 ноября 2022 г. состоялись две конференции по проблеме привлечения и подготовки кадров для Арктики. На первой конференции обсуждалась государственная политика по привлечению кадров для работы в Арктике. Второй научный форум «Арктика — национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение» был посвящён вопросам информационной безопасности в цифровой экономике, индивидуализации в подготовке кадров для Арктических регионов, мониторингу рынка труда, а также трансформации городского пространства и робототехники. Интерес участников вызвал доклад ректора САФУ Е.В. Кудряшовой, которая рассказала о первом в России масштабном исследовании соответствия подготовки кадров потребности в трудовых ресурсах работодателей, осуществляющих свою деятельность в АЗРФ, в целях определения перспектив развития кадровой политики в российской Арктике. Исследователи опросили более 10 тысяч работодателей АЗРФ и собрали подробные статистические данные от всех арктических субъектов, профильных министерств и ведомств. Было выявлено, что к 2035 г. в АЗРФ будет со-
17
Россия во главе Арктического совета провела в 2022 году свыше 40 мероприятий по ключевым направлениям арктической повестки. 23.12.2022. URL: https://arctic-council-
russia.ru/news/oficial/rossiya_vo_glave_arkticheskogo_soveta_provela_v_2022_godu_svyshe_40_meropriyatiy_po_k lyuchevym_napra/(дата обращения: 15.02.2023).
18 Россия завершила председательство в Арктическом совете. 12.05.2023. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2023/05/12/rossiya-zavershila-predsedatelstvo-v-arkticheskom-sovete (дата обращения: 05.03.2023).
здано 182,4 тыс. новых рабочих мест, из них 140,4 тыс. будут созданы в рамках реализации 198 инвестиционных проектов на общую сумму 19 трлн рублей, а 42 тыс. создадутся в рамках действующих производств у 627 работодателей 19.
В САФУ был успешно проведён целый ряд мероприятий в рамках реализации направления «Арктическая молодёжь»: международный форум молодых учёных «Россия в Арктическом диалоге: глобальный и локальный контексты» (май 2022 г.), студенческий саммит по вопросам сохранения и поддержания экологии Арктического региона» (июнь 2022 г.), молодёжная международная модель Арктического совета (ноябрь 2022 г.), фестиваль молодёжного творчества Арктического совета (ноябрь 2022 г.). В мероприятиях приняли участие более 100 человек из 24 стран мира, в том числе из стран Арктического совета и стран-наблюдателей АС [14, Зарубина Л.А., Попкова С.В., Кузнецова С.Ю.].
1-3 июня 2022 г. состоялась конференция по сбережению здоровья человека в Арктике. Участники конференции — учёные и практикующие врачи — обсудили перспективы развития здравоохранения в Арктике и вопросы биологической безопасности в регионе, а также проблемы, связанные с изменением климата. Мероприятие было организовано Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерством здравоохранения РФ, Правительством Архангельской области и проводилось на площадке Северного государственного медицинского университета. Среди посетителей — более трёхсот участников из России, Белоруссии и Казахстана. Важной задачей для Арктической зоны является реализация программы модернизации первичного звена здравоохранения. Кроме того, в рамках
мероприятия 1 июня также состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по
20
истории медицины, посвящённая 350-летию Петра Первого .
20 июля 2022 г. в Архангельске состоялась конференция по отходам и проблеме микропластика в Арктике. На сессиях, посвящённых различным аспектам экологической тематики в Арктике, участники конференции рассмотрели проблемы реализации национального проекта «Экология», управление отходами в Арктическом регионе, реализацию положений международных конвенций и протоколов экологической направленности, ликвидацию загрязнений океанов и другие вопросы распространения частиц синтетических полимеров. В конференции приняли участие свыше ста экспертов, руководителей профильных организаций и ведомств 21. Конференция состоялась на площадке Северного (Арктического) феде-
19 В Архангельске начал работу форум «Арктика — национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение». URL: https://narfu.ru/life/news/university/373000/ (дата обращения: 05.03.2023).
20Конференция по сбережению здоровья человека в Арктике. URL: https://arctic-councM-russia.ru/events/razvitie-chelovecheskogo-kapitala-v-arktike/konferentsiya-po-sberezheniyu-zdorovya-cheloveka-v-arktike/ (дата обращения: 05.03.2023).
21 Конференция по отходам и проблеме микропластика в Арктике. 20.07.2022. URL: https://arctic-council-russia.ru/events/izmenenie-klimata-i-ekologiya-arktiki/konferentsiya-po-otkhodam-i-probleme-mikroplastika-v-arktike/ (дата обращения: 05.03.2023).
рального университета имени М.В. Ломоносова. Организатором мероприятия выступило Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации 22.
11-12 мая 2023 г. в столице Поморья состоялась конференция по биоресурсам и рыболовству в Арктике, на которой прошло обсуждение эффективных механизмов развития рыбохозяйственного комплекса Арктического региона и мер по сохранению экосистемы в высоких широтах. Пленарная сессия была посвящена теме запасов водных биоресурсов в Арктике и их сохранению. В рамках научного форума состоялось восемь дискуссий в формате круглых столов и семинаров, а также семинар по развитию аквакультуры в России. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко направила участникам конференции приветствие, в котором отметила, что «Всё, что открывает перед нами Арктика, требует грамотного отношения к её ресурсам, ответственного подхода к сохранению уникальной и очень уязвимой экосистемы региона для будущих поколений».
В декабре 2022 г. в Якутске состоялся IV Северный Форум по устойчивому развитию (СФУР-2022). Участие в форуме приняли представители 10 стран, в том числе Казахстана, Индии, КНР, Монголии, Исландии, Южной Кореи, США, Швейцарии, Финляндии и Италии. Мероприятие прошло под девизом «Энергия Арктики: новые вызовы — новые решения и технологии». 30-летний опыт этой организации является примером того, как при благоприятных обстоятельствах можно очень быстро наладить конструктивное сотрудничество регионов мирового Севера и Заполярья, обмены передовыми практиками, наработанным опытом и компетенциями [15, Васильев В.Н., Краснопольский Б.Х., Пилясов А.Н.].
22-24 марта 2023 г. в Якутске успешно прошла международная конференция по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты. На мероприятие приехало свыше 500 человек из России, Казахстана, Киргизии, Монголии, Китая, Бразилии, США и Японии. Программа конференции включала проведение двух пленарных заседаний. С видеообращением к организаторам и участникам конференции обратился Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, который отметил, что «комплекс научных, экономических и политических факторов ведёт к постоянному увеличению внимания международного сообщества к Арктическому региону» 23. Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации А.А. Козлов заявил, что до 2025 г. на территории России планируется создание 140 наблюдательных пунктов в рамках системы фонового мониторинга многолетней мерзлоты, которая позволит делать более точные прогнозы изменения климата в России. В свою очередь, директор Института мерзлотоведения Сибирского отделения РАН М.Н. Железняк предложил внедрить межведомственную систему государственного мониторинга и управления состоянием веч-
22 Проблему микропластика в Арктике обсудили участники конференции в Архангельске. 21.07.2022. URL: https://arctic-council-
russia.ru/news/izmenenie_klimata_i_ekologiya_arktiki/problemu_mikroplastika_v_arktike_obsudili_uchastniki_konfe rentsii_v_arkhangelske// (дата обращения: 05.03.2023).
23Видеообращение Министра иностранных дел С.В. Лаврова к организаторам и участникам Международной конференции по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты, Москва, 20 марта 2023 года. 22.03.2023. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1859002/(дата обращения: 05.03.2023).
ной мерзлоты в Арктической зоне, которая включала бы составление прогнозов её изменений и разработку методов регулирования. По его словам, при сохранении текущих темпов изменения климатических условий к 2050 г. ущерб для жилых и промышленных сооружений оценивается в 5-7 трлн рублей. Глава Республики Саха (Якутия) А.С. Николаев отметил, что 70-80% строек в республике тем или иным образом имеют проблемы, связанные с оттаиванием вечномёрзлых грунтов 24.
Кроме этого, 15-19 марта 2023 г. в якутском городе Нерюнгри и селе Иенгре прошёл Международный чемпионат по традиционному оленеводству. Состязания включали прыжки через нарты, метание аркана среди мужчин и женщин, комбинированную эстафету, ловлю оленей, а также гонки на оленьих упряжках. В рамках данного мероприятия также состоялись внеочередное заседание правления ассоциации «Оленеводы мира», презентация проекта строительства этно-туристического комплекса «Уникальная Иенгра» и международная конференция «Устойчивое развитие оленеводства в условиях глобальных перемен в Арктике» 25. В работе международной конференции принял участие Сенатор РФ, президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Г.П. Лед-ков. В своём выступлении он отметил: «Оленеводство является одним из важнейших факторов образа жизни коренных народов. Актуальная задача сегодня — добиться признания статуса кочевника как человека, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни и занимающегося традиционными видами хозяйственной деятельности. Закрепление в законодательстве статуса кочевника позволит улучшить условия для устойчивого развития экономики традиционных отраслей, повысит уровень и качество жизни кочевников. С признанием этого статуса мы сможем получать дополнительные меры государственной поддержки. Коренные народы Арктики должны активно участвовать в образовательных процессах по различным направлениям, получать современное отраслевое образование, в том числе — по оленеводческим специальностям» 26. В мероприятии приняли участие представители 14 регионов Арктики и Дальнего Востока, КНР, Монголии, Исландии и Гренландии, а также Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, законодательных органов власти и бизнеса, члены Ассоциации «Оленеводы мира». Кроме того, в ходе конференции было объявлено решение о создании восточного отделения Ассоциации «Оленеводы мира». В России оленеводством занимаются в общей сложности
24 В Якутске состоялась Научно-практическая конференция по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты. 24.03.2023. URL: https://arctic-council-russia.ru/news/izmenenie_klimata_i_ekologiya_arktiki/v_yakutske_sostoyalas_nauchno_prakticheskaya_konferentsiy a_po_voprosam_izmeneniya_klimata_i_tayaniya// (дата обращения: 05.03.2023).
25 Международный чемпионат по традиционному оленеводству. 15-19.03.2023. URL: https://arctic-council-russia.ru/events/korennye-malochislennye-narody-arktiki/mezhdunarodnyy-chempionat-po-traditsionnomu-olenevodstvu// (дата обращения: 05.03.2023).
26 Г.Ледков обсудил стратегии модернизации оленеводства, возможности государственно-частного партнерства в этой сфере.17.03.2023. URL: http://council.gov.ru/events/news/143418// (дата обращения: 05.03.2023).
более 52 тыс. семей коренных народов, многие из которых ведут кочевой образ жизни 27. Мероприятие наглядно показало, что Россия прикладывает особые усилия для поддержания всех ключевых сфер жизни и развития народов Арктики, а также повышения благосостояния, образования и здоровья северян.
Итоги, выводы и уроки председательства России в Арктическом совете
Впервые РФ председательствовала в АС в 2004-2006 гг. После этого страна начала активно заниматься разработкой своей национальной арктической стратегии и политики с учётом неуклонного возрастания роли Арктического региона в мировой политике и экономике. 12 мая 2023 г. Россия в Салехарде официально завершила своё председательство в Арктическом совете, дистанционно передав его Норвегии, подтвердив, несмотря на все трудности и проблемы, востребованность данной организации.
Оценку ограничения действий РФ в период председательства в АС (2021-2023 гг.) дал Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров в видеообращении к участникам тринадцатой сессии Арктического совета 11 мая 2023 года. Он отметил: «К сожалению, полноформатная деятельность Совета была «временно заморожена» западными странами-членами под абсолютно надуманным предлогом ситуации на Украине, которую они сами и спровоцировали. Считаем такой шаг наших западных коллег политизированным и контрпродуктивным, ведущим к размыванию коллективных подходов к ответственному управлению Арктикой» 28. Следует отметить, что, несмотря на санкционные ограничения, в мероприятиях российского председательства приняли участие представители более 25 государств.
На наш взгляд, после «заморозки» Арктического совета в 2022 г. России необходимо в большей степени опираться на Северный Форум в развитии международного сотрудничества в Арктике.
Анализируя деятельность АС, следует отметить, что проблемы в его работе возникли в период председательства Финляндии, когда по итогам 21 министерской встречи в Рованиеми не удалось согласовать и принять общую совместную Декларацию из-за позиции США по климату, что произошло впервые за весь период существования Совета.
Ситуация в Арктике продолжает динамично развиваться, в некоторых аспектах она сопряжена с повышением риска и неопределённости, в ней происходят трансформационные изменения. С 2022 г. начался необратимый процесс осознания и переоценки прежних подходов к Арктике. Стали актуальными стратегические проблемы отношений с США и их союзниками по
27 Представители 14 регионов Арктики и Дальнего Востока приняли участие в Международном чемпионате по традиционному оленеводству в Якутии. 21.03.2023. URL: https://arctic-council-russia.ru/news/korennye_malochislennye_narody_arktiki/predstaviteli_14_regionov_arktiki_i_dalnego_vostoka_prin yali_uchastie_v_mezhdunarodnom_chempionate/ (дата обращения: 05.04.2023).
28 Видеообращение Министра иностранных дел России С.В. Лаврова к участникам тринадцатой сессии Арктического совета, 11 мая 2023 года. 11.05.2023. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1869388/ (дата обращения: 05.04.2023).
блоку НАТО в Арктическом регионе, вопросы дальнейшего функционирования Арктического совета.
Иностранные государства наращивают военное присутствие в Арктике, особенно в её западной части [16]. Сильно осложнило ситуацию в Арктическом регионе вступление Финляндии в НАТО, что усиливает арктический потенциал альянса и создает реальные угрозы России на северном направлении. Примечательно, что НАТО переходит к формированию инструментов для сдерживания России в Арктическом регионе, чего не было ранее. С 29 мая по 9 июня 2023 г. на территории Финляндии, Норвегии и Швеции прошли крупнейшие военные учения «Arctic Challenge 2023» (Арктический вызов 2023) с участием 150 летательных аппаратов вооружённых сил 14 стран. Вместе с тем реальное влияние на Арктический регион специальной военной операции можно определить только по её окончательным результатам.
Мощным дестабилизирующим фактором для всей системы международных отношений в мире стало стремление некоторых государств вмешиваться во внутренние дела суверенных стран, проводить политику односторонних экономических санкций, подменять международное право своими надуманными правилами. В условиях сложной международной обстановки необходимо иметь запасные варианты развития и финансирования арктических проектов, ускоренно решать задачи по технологической независимости.
Государственной комиссии по вопросам развития Арктики целесообразно более широко подвести итоги председательства РФ в АС, поручить Минвостокразвитию РФ затребовать от министерств и ведомств все материалы по проведённым мероприятиям для их анализа, использования в работе и архивного хранения.
В сложившихся условиях повышенного санкционного давления следует усилить участие стран ЕАЭС в арктических проектах. В рамках Евразийской Экономической Комиссии целесообразно разработать отдельную программу кооперации России с евразийскими партнёрами в Арктике.
Список источников
1. Журавель В.П. О председательстве России в Арктическом совете: программа и первые итоги // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 233. № 1. С. 147-167. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-233-1-147-167
2. Краснопольский Б.Х. Координация международных организаций северо-арктических регионов: к программе председательства Российской Федерации в Арктическом совете // Арктика и Север. 2020. № 41. С. 148-162. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.41.148
3. Криворотов А.К. Три миссии России в Арктическом совете (2021-2023 гг.) // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. 2020. № 4. С. 4-9. DOI: 10.51823/74670_2020_4_4
4. Корчунов Н.В. О задачах России в период её председательства в Арктическом совете // Арктические ведомости. 2021. № 1. С. 8-11.
5. Тишков А.А. Международное сотрудничество в Российской Арктике: вопросы накануне председательства нашей страны в Арктическом Совете // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2020. № 2. C. 104-109.
6. Журавель В.П. Председательство России в Арктическом совете // Современная Европа. 2021. № 5. С. 90-99. DOI: 10.15211/soveurope520219099
7. Журавель В.П. Председательство РФ в Арктическом совете как ориентир для исследований
ЦАИ ИЕ РАН // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. № 1. С. 120-124.
8. Политика, экономика и безопасность современной Арктики (к 25-летию Арктического совета) = Politics, economics and security of the modern Arctic (to the 25the anniversary of the Arctic council): монография / Ц. Ван, Ц. Янь, Б.Е. Власов. Москва: Институт Европы РАН, 2022. 150 с.
9. Журавель В.П. Чрезвычайное событие в Арктическом совете. Есть ли выход из сложившейся ситуации? // Европейская аналитика 2022. Москва, ИЕ РАН. 2022. С. 27-37. DOI: 10.15211/9785-98163-197-9
10. Журавель В.П., Тимошенко Д.С. Российская Арктика в период санкционного давления и геополитической нестабильности // Арктика и Север. 2022. № 49. С. 105-124. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.105
11. Тимошенко Д.С. Современная Арктика: глобальная биполярность или биполярное расстройство? // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2022. № 4 (28). С. 77-85. DOI: 10.15211/vestnikieran420227785
12. Журавель В.П. Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2022) и его арктическая повестка // Арктика и Север. 2022. № 48. С. 244-260. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.48.244
13. Журавель В.П. Арктика в 2022 г.: итоги и перспективы // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2023. № 1 (31). С. 95-102. DOI: 10.15211/vestnikieran1202395102
14. Зарубина Л.А., Попкова С.В., Кузнецова С.Ю. Итоги работы международного форума молодых учёных «Россия в Арктическом диалоге: глобальный и локальный контексты» // Арктика и Север. 2022. № 49. С. 252-262. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.252
15. Васильев В.Н., Краснопольский Б.Х., Пилясов А.Н. Рождённый объединять (к 30-летию Северного Форума). Москва-Смоленск: Универсум, 2023. 124 с.
16. Журавель В.П. Арктика в 2021-2022 гг.: от мирного развития к кризисной международной турбулентности // Цивилизационные аспекты развития Арктических регионов России: Материалы IV научно-практической конференции, 16.12.2022. Москва: АНО ВО Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского», 2023. С. 100-114.
References
1. Zhuravel V.P. O predsedatel'stve Rossii v Arkticheskom sovete: programma i pervye itogi [Russia's Chairmanship in the Arctic Council: Programme and First Results]. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii [Scientific Works of the Free Economic Society of Russia], 2022, vol. 233, no. 1, pp. 147-167. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-233-1-147-167
2. Krasnopolskiy B.Kh. Coordination of International Organizations of the North-Arctic Regions: to the Program of the Presidency of the Russian Federation in the Arctic Council. Arktika i Sever [Arctic and North], 2020, no. 41, pp. 148-162. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.41.148
3. Krivorotov A.K. Tri missii Rossii v Arkticheskom sovete (2021-2023 gg.) [Russia's Three Arctic Council Missions for 2021-2023]. Arktika 2035: aktual'nye voprosy, problemy, resheniya [Arctic 2035: Challenges and Solutions], 2020, no. 4, pp. 4-9. DOI: 10.51823/74670_2020_4_4
4. Korchunov N.V. O zadachakh Rossii v period ee predsedatel'stva v Arkticheskom sovete [On Russia's Tasks in the Period of Its Chairmanship of the Arctic Council]. Arkticheskie vedomosti [The Arctic Herald], 2021, no. 1, pp. 8-11.
5. Tishkov A.A. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v Rossiyskoy Arktike: voprosy nakanune predsedatel'stva nashey strany v Arkticheskom Sovete [International Cooperation in the Russian Arctic: Questions on the Eve of Our Country's Chairmanship in the Arctic Council]. Ispol'zovanie i okhrana prirodnykh resursov v Rossii [Use and Protection of Natural Resources of Russia], 2020, no. 2, pp. 104-109.
6. Zhuravel V.P. Predsedatel'stvo Rossii v Arkticheskom sovete [The Russian Federation's Chairmanship at the Arctic Council]. Sovremennaya Evropa [Contemporary Europe], 2021, no. 5, pp. 90-99. DOI: 10.15211/soveurope520219099
7. Zhuravel V.P. Predsedatel'stvo RF v Arkticheskom sovete kak orientir dlya issledovaniy TsAI IE RAN [Russia's Arctic Council Chairmanship as a Guideline for Center for Arctic Studies, IE RAS]. Nauchno-
analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN [Scientific and Analytical Herald of IE RAS], 2022, no. 1, pp.120-124.
8. Van Ts., Yan' Ts., Vlasov B.E. Politika, ekonomika i bezopasnost' sovremennoy Arktiki (k 25-letiyu Ark-ticheskogo soveta): monografiya [Politics, Economics and Security of the Modern Arctic (To the 25the Anniversary of the Arctic Council)]. Moscow, IE RAS Publ., 2022, 150 p. (In Russ.)
9. Zhuravel V.P. Chrezvychaynoe sobytie v Arkticheskom sovete. Est' li vykhod iz slozhivsheysya situ-atsii? [An Extraordinary Incident in the Arctic Council]. Evropeyskaya analitika 2022 [European Analytics 2022], Moscow, IE RAS, 2022, pp. 27-37. DOI: 10.15211/978-5-98163-197-9
10. Zhuravel V.P., Timoshenko D.S. The Russian Arctic, Sanctions Pressure and Geopolitical Instability. Arktika i Sever [Arctic and North], 2022, no. 49, pp. 105-124. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.105
11. Timoshenko D.S. Sovremennaya Arktika: global'naya bipolyarnost' ili bipolyarnoe rasstroystvo? [The Modern Arctic: Global Bipolarity or Bipolar Disorder?]. Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN [Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS], 2022, no. 4 (28), pp. 7785. DOI: 10.15211/vestnikieran420227785
12. Zhuravel V.P. The St. Petersburg International Economic Forum (SPIEF-2022) and Its Arctic Agenda. Arktika i Sever [Arctic and North], 2022, no. 48, pp. 244-260. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.48.244
13. Zhuravel V.P. Arktika v 2022 g.: itogi i perspektivy [The Arctic in 2022: Results and Perspectives]. Nauchno-analiticheskiy vestnik Instituta Evropy RAN [Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS], 2023, no. 1 (31), pp. 95-102. DOI: 10.15211/vestnikieran1202395102
14. Zarubina L.A., Popkova S.V., Kuznetsova S.Yu. Outcomes of the International Forum of Young Scientists "Russia in the Arctic Dialogue: Global and Local Contexts". Arktika i Sever [Arctic and North], 2022, no. 49, pp. 252-262. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2022.49.252
15. Vasilyev V.N., Krasnopolskiy B.Kh., Pilyasov A.N. Rozhdennyy ob"edinyat' (k 30-letiyu Severnogo Fo-ruma) [Born to Unite (30th Anniversary of the Northern Forum)]. Moscow, Smolensk, Universum Publ., 2023, 124 p. (In Russ.)
16. Zhuravel V.P. Arktika v 2021-2022 gg.: ot mirnogo razvitiya k krizisnoy mezhdunarodnoy turbulent-nosti [The Arctic in 2021-2022: From Peaceful Development to Crisis International Turbulence]. In: Tsivilizatsionnye aspekty razvitiya Arkticheskikh regionov Rossii: Materialy IV nauchno-prakticheskoy konferentsii [Civilisation Aspects of the Development of the Arctic Regions of Russia: Proc. 4th Sci. and Pract. Conf.]. Moscow, Zhirinovsky University of World Civilizations Publ., 2023, pp. 100-114. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 07.06.2023; одобрена после рецензирования 13.06.2023;
принята к публикации 27.06.2023
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов