DOI:10.38197/2072-2060-2022-233-1-147-167
о председательстве россии в арктическом совете: программа
и первые итоги
russia's chairmanship in the arctic council: programme and first results
Арктика всегда находилась в поле пристального внимания руководства России, особенно это ярко проявилось в период подготовки и председательства в Арктическом совете (2021-2023 гг.). В программе и плане основных мероприятий российского председательства особое внимание уделено повышению благосостояния населения
жУРАВЕЛЬ ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВИЧ
Ведущий научный сотрудник Отдела страновых исследований, руководитель Центра арктических исследований Института Европы Российской академии наук, к.пед.н., доцент
VALERY P. ZHURAVEL
Leading Researcher, Head of the Center for Arctic Studies of the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Candidate of Sciences (Pedagogics), Associate Professor
АННОТАЦИЯ
148
региона, защите окружающей среды, стимулированию социально-экономического развития, укреплению роли Арктического совета. Автор в статье обращает внимание на влияние обновленной арктической стратегии Еврокомиссии (октябрь 2021 г.) на развитие международного сотрудничества в Арктике. ABSTRACT
The Arctic has always been in the field of close attention of the Russian Leadership, this was especially evident during the preparation and chairmanship of the Arctic Council (2021-2023). In Russia's Chairmanship Programme for the Arctic Council 2021-2023 and correlated Plan of its Major Events, special attention is paid to improving the welfare of the population of the region, protecting the environment, stimulating social and economic development, and strengthening the role of the Arctic Council. The author draws attention to the impact of the updated EU Arctic strategy (October 2021) on the international cooperation development in the Arctic.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Россия, Арктика, Арктический совет, председательство, экономика, экология, СМП, наука, Центр арктических исследований ИЕ РАН. KEYWORDS
Russia, Arctic, Arctic Council, chairmanship, economics, ecology, Northern Sea Route, science, Center for Arctic Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences.
Введение. Арктическая тематика исследований Института Европы РАН в период подготовки и в начальный период председательства России в Арктическом совете
Изучение арктических проблем, вопросов председательства стран в Арктическом совете (далее — АС, Совет), а также
подготовка и само председательство России (2021-2023 гг.) является важным направлением исследовательской деятельности сотрудников Института Европы РАН (далее — ИЕ РАН).
По данной тематике в 2020-2021 гг. сотрудниками Центра арктических исследований (далее — ЦАИ) было опубликовано более 50 работ. Они выступали на 37 международных и всероссийских конференциях, проводимых в учебных заведениях Минобрнауки России и учреждений РАН, активно взаимодействуя при этом с Научным советом РАН по изучению Арктики и Антарктики (руководитель академик РАН Гвишиани А.Д.).
16 февраля 2022 г. в ИЕ РАН на научной конференции «Наследие В.П. Федорова — ученого, политика, гражданина» было решено регулярно проводить Арктические семинары имени В.П. Федорова, который в 2018 г. инициировал создание ЦАИ, был активным участником мероприятий, которые проводились Вольным экономическим обществом. Первыми это предложение поддержали ученые Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.
В ноябре 2021 г. в ИЕ РАН был результативно проведен международный научно-практический круглый стол «Политика, экономика и безопасность современной Арктики (к 25-летию Арктического совета)». На форуме выступило более 30 экспертов из Москвы, Санкт-Петербурга, Апатит, Архангельска, Якутска, Норильска, Воронежа, Мурманска, а также Норвегии, Швеции, Китая и Исландии.
В 2022 г. ИЕ РАН намерен подготовить ряд публикаций о ходе и трудностях председательства России в АС, реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности
150
на период до 2035 года, развитии Северного морского пути, социально-экономической сферы, международного сотрудничества, обеспечению национальной безопасности России в связи с активностью НАТО в регионе, перспективах научного сотрудничества со странами Северной Европы на арктическом направлении, провести анализ социально-экономических аспектов развития арктических стран и российских северных регионов в условиях Industry 4.0.
Постановка проблемы, задачи и методологические особенности исследования
В последнее десятилетие происходит быстрое развитие Арктики, особенно Арктической зоны РФ. Для всех стран арктической «восьмерки» основной задачей арктической стратегии и политики стало устойчивое развитие региона, предполагающее гармонизацию экономических, социальных и экологических аспектов жизнедеятельности общества, которые эффективнее всего реализуются в период их председательства в АС.
Цель статьи: раскрыть системные и новейшие достижения РФ в начальный период председательства в Арктическом совете.
Объектом исследования является Арктический совет и Российская Федерация как ведущее арктическое государство в период своего председательства в АС.
Методологическую основу составили труды отечественных и зарубежных ученых, документы РФ и Европейского союза в области исследований развития и освоения Арктики.
Для решения задач, поставленных в исследовании, автором применялись общенаучные методы. Исследование проводилось с использованием статистических и новостных
данных, опубликованных на сайтах Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, федеральных органов власти и управления.
Установлено, что успешный результат председательства РФ в АС был изначально обусловлен тщательной разработкой ее программы и перечня мероприятий, а также привлечения к этой деятельности Оргкомитета председательства, органов власти и управления, общественных организаций и учреждений науки.
Подготовка к российскому председательству. Программа и приоритеты
20 мая 2021 г. председательство в АС на двухлетний период перешло от Исландии к России. Главным итогом председательства Рейкьявика стало принятие Стратегического плана Арктического совета на 2021-2030 годы [1], который стал первым документом перспективного планирования, определяющего главные направления сотрудничества в Арктическом регионе в ближайшее десятилетие. Несмотря на то что уже прошел почти год со дня его принятия, он еще не стал предметом глубокого анализа. Решить эту задачу целесообразно в рамках сотрудничества институтов РАН, Международного Союза экономистов и российского научного сообщества в целом.
Следует отметить, что страна с 2020 г. активно готовилась к своему председательству в АС. Была сформирована система стратегических документов, своевременно приняты необходимые организационные и законодательные меры по развитию и освоению российской Арктики [2].
Так, в марте 2020 г. президент В.В. Путин утвердил Основы государственной политики в Арктической зоне до 2035 года
152
[3] (далее — Основы), которые определяют ключевые цели, основные направления, задачи, методологию и инструменты реализации политики России в АЗРФ.
26 октября 2020 г. была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [4] (далее — Стратегия), где определяются меры, направленные на выполнение Основ, а также этапы и ожидаемые результаты их реализации.
До начала председательства была принята новая редакция государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [5], Единый план реализации Основ и Стратегии госполитики в Арктике [6].
Достаточно оперативно были приняты шесть Федеральных законов, определяющих преференциальный режим ведения предпринимательской деятельности в Арктике, 45 подзаконных актов, обеспечивающих функционирование преференциального режима. Эту работу тогда успешно организовывал заместитель, потом первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А.В. Крутиков.
Разработана и утверждена концепция председательства РФ в Арктическом совете и План основных мероприятий, которые были утверждены Председателем Правительства РФ М.В. Мишустиным.
План включает в себя 116 мероприятий, сгруппированных по 11 тематическим разделам и датам проведения. По сравнению с другими странами их количество в 2-3 раза больше.
Определено, что председательство будет проходить по четырем приоритетным направлениям. Обобщающая
информация по направлениям председательства РФ в АС изложена на сайтах Арктического совета и МИД России:
1) население Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера;
2) охрана арктической окружающей среды, включая изменение климата;
3) социально-экономическое развитие региона;
4) укрепление роли Арктического совета как основной площадки многостороннего сотрудничества в высоких широтах.
Девиз председательства РФ — «Ответственное управление для устойчивой Арктики».
В выполнение плана председательства РФ в АС включены все субъекты АЗРФ, а также федеральные министерства и ведомства, крупные добывающие и промышленные компании [7].
Актуальные проблемы председательства, инициативы и первые решения
Хронология мероприятий председательства в 2021 г. показывает, что РФ выполняет принятые обязательства, наращивает усилия по развитию сотрудничества с арктическими государствами, в первую очередь по линии заседаний и решений Комитета старших должностных лиц Арктического совета (КСДЛ).
29-30 июня 2021 г. в Москве в очно-заочном формате на площадке Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) прошло его первое заседание. В заседании с изложением подходов по ключевым вопросам программы российского председательства в АС в 2021-2023 гг. выступили советник Президента РФ, его специальный представитель
154
по вопросам климата Р.С.-Х. Эдельгериев и руководитель Росгидромета И.А. Шумаков, представители Минприроды, Минвостокразвития и Ростуризма [8].
В период с 30 ноября по 2 декабря 2021 г. в Салехарде состоялось второе заседание КСДЛ и пленарная сессия Совета с очным участием более 150 представителей стран — членов АС, постоянных участников (представителей коренных народов Севера) и государств-наблюдателей. Были согласованы подходы к реализации поручений министров, зафиксированных в Рейкьявикской декларации 2021 г. и Стратегическом плане Арктического совета на 2021-2030 гг., в частности, об обновлении критериев оценки эффективности рабочих органов АС и участия в его деятельности наблюдателей. Речь идет об оценке воздействия на климат Арктики, о стойких органических (химических) загрязнителях глобального характера, которые накапливаются в экосистемах, а также о выполнении рекомендаций по безопасному судоходству в арктических водах.
Особое внимание российским председательством в АС уделяется обеспечению условий для улучшения качества жизни людей в регионе, развитию малого и среднего бизнеса в регионе [9]. В этих целях России последовательно выступает за неуклонное повышение доступности услуг в сфере образования и здравоохранения. Продвигаются и поддерживаются проекты, направленные на сохранение самобытности и наследия коренных народов Арктики, сообразуясь с целями и задачами Международного десятилетия коренных народов ООН, провозглашенной Генассамблеей ООН в 2019 г. на период 2022-2032 гг. К таковым на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке РФ относятся 47 этносов, каждый из которых насчитывает менее 50 тыс. человек, а их общая численность составля-
ет более 300 тыс. человек [10]. Значительный вклад в решение и разрешение накопившихся проблем коренных народов вносит российский политик и общественный деятель, член Совета Федерации ФС РФ — представитель от Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ сенатор Г.П. Ледков.
Широкую поддержку со стороны ряда рабочих групп АС получила инициатива России по созданию на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Мурманской области инфраструктуры Международной арктической научной станции на безуглеродной энергии «Снежинка». В 2020 г. по линии Минобрнауки РФ Институт Европы РАН поддержал данное предложение. Проект сложный, в него уже начали вносить изменения. Со стороны федеральных органов нужен постоянный контроль над ходом работ и своевременным выделением финансовых средств.
С учетом сложной эпидемиологической обстановки, связанной с COVID-19, принимаются меры по вопросам биобезопасности. Как показывает анализ, массовое заражение коронавирусом в Арктическом регионе происходит в местах, где работа ведется вахтовым методом при большом скоплении работников.
В Совете Россия выступает за более полное раскрытие экономического потенциала Арктики, привлечение в регион инвестиций. Она инициировала подготовку и обсуждение (на пленарной сессии в Салехарде 1-2 декабря 2021 г.) доклада Московской школы «Сколково» о повышении эффективности деятельности Арктического экономического совета (где РФ также председательствует в 2021-2023 гг.) и его взаимодействия с АС.
Россия акцентирует важность сотрудничества стран — членов Совета как фактора повышения уровня жизни населения, включая коренные народы, создания новых рабочих мест и повышения инвестиционной привлекательности экономики региона.
Одной из ключевых проблем для Арктического региона представляется изменение климата: таяние льдов и деградация вечной мерзлоты. Согласно докладу рабочей группы АС по мониторингу и оценке «Снег, вода, лед и вечная мерзлота в Арктике» («Snow, Water, Ice and Permafrost in the Arctic», SWIPA), среднегодовые температуры в регионе за последние 50 лет росли более чем в 2 раза быстрее, чем в остальном мире [11]. С учетом данной угрозы первостепенной задачей становится повышение адаптации региона к этим реалиям.
В рамках Совета РФ призывала партнеров наладить практическое сотрудничество в борьбе с вредными выбросами, предусматривающее обмен соответствующей информацией, технологиями и опытом, а также реализацию совместных проектов. В этих целях 7-8 сентября 2021 г. в рамках проекта EPPR «Спасение Арктики» по всей российской арктической зоне прошли масштабные межведомственные экспериментально-исследовательские учения по реализации мер защиты от чрезвычайных ситуаций.
РФ, как и в предыдущие годы, подчеркивает актуальность развития в Арктике устойчивого судоходства, в том числе по Северному морскому пути. Объем грузоперевозок по нему неуклонно возрастает. В 2021 г. он превысил 34,8 млн т (в 2020 г. — 32,9 млн т), а к 2024 г. его планируется увеличить до 80 млн т [12]. Неприятным событием стал затор в акватории СМП в ноябре 2021 г. более 20 судов, пере-
возивших важные народнохозяйственные грузы. На наш взгляд, данную ситуацию должна изучить правительственная комиссия, которая должна выработать комплекс мер, чтобы подобные инциденты не повторились. Здесь речь идет не только о престиже страны, но и о реальной конкурентоспособности Севморпути.
В период председательства КСДЛ обратили внимание на обнародованный Еврокомиссией 13 октября 2021 г. проект обновленной Арктической стратегии ЕС [13], в которой было заявлено о намерении добиваться введения моратория на добычу нефти, природного газа и угля в Арктике. Отказ от добываемых нефтегазовых ресурсов чреват подрывом устойчивости глобального энергетического рынка, затормозит процесс глобального энергоперехода [14].
Россия в ходе своего председательства продемонстрировала, что последовательно выступает за укрепление международно-правовой базы, регулирующей различные аспекты деятельности в Арктическом регионе. 21 июня 2021 г. вступило в силу Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана [15], которое было подписано 3 октября 2018 г. в Илулиссате (Гренландия). Договоренности были достигнуты между РФ, США, Канадой, Королевством Дания за Фарерские острова и Гренландию, Канадой, Королевством Норвегия, Исландией, Японией, КНР, Республикой Корея и Европейским союзом. Данное соглашение является значимым достижением нашего председательства. Это стало важным шагом на пути продвижения экосистемного подхода к управлению морскими ресурсами, укреплению международного сотрудничества в области рыболовства в Арктическом регионе.
158
В рамках программы был успешно проведен ряд крупных научных и культурных мероприятий по всех субъектах АЗРФ, где рассматривались проблемы устойчивого социально-экономическое развития, сохранения традиций и культуры коренных малочисленных народов.
Как показывает анализ, на выполнение программы председательства России оказывали негативное влияние пандемия коронавируса COVID-19, обвинения РФ в милитаризации Арктики, нарушении требований экологии, притеснении прав коренных народов Севера, а также сохраняющаяся политическая напряженность в отношениях с Западом.
Так, 3 марта 2022 г. в знак протеста по проведению РФ военной спецоперации по защите Донбасса, 7 стран АС — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия, Швеция — обнародовали совместное заявление об отказе принимать участие в заседаниях, проходящих под председательством РФ и на ее территории [16]. Ранее это направление международного арктического сотрудничества никогда не являлось заложником геополитической конъюнктуры. 4 марта 2022 г. Президент РФ В.В. Путин на торжественной церемонии поднятия Государственного флага Российской Федерации на пароме «Маршал Рокоссовский» отметил, что, как бы ни было тяжело, сложно, мы продолжим наше развитие. «Будем укреплять транспортную и логистическую инфраструктуру на всем пространстве страны и, конечно, на Балтике, на наших арктических территориях и на Дальнем Востоке» [17]. Следует отметить, что в соответствии с Планом мероприятий в 2022 г. намечено проведение около 50 мероприятий. Надеемся, что до конца уже этого года страны — учредители АС проявят здравый смысл
и вернутся к конструктивному взаимодействию в рамках Совета. В соответствии с регламентом работы государствам необходимо подготовить согласованную Декларацию по итогам российского председательства и в мае 2023 г. спокойно передать председательство Норвегии. Решению данной задачи, на наш взгляд, должен способствовать очередной Международный арктический форум «Арктика — территория диалога», который состоится 11-13 апреля 2022 г. в Санкт-Петербурге.
Следует подчеркнуть, что к анализу нашего председательства подключился Центр передового опыта НАТО в области стратегических коммуникаций [18]. Экспертам поставлена задача по анализу официальной риторики и политическим ценностям, которые транслируют страны, являющиеся членами Арктического совета, а также Китай и НАТО. Альянс намерен подробно изучить методы, которыми РФ обеспечивает свои интересы. При этом полученную информацию в альянсе станут использовать во вред России, чтобы укрепить влияние военного блока. В фокусе аналитиков также изучение опыта различными государствами по распространению дезинформации в Арктике, в том числе вопросы вокруг председательства России в Арктическом совете.
Заключение
В Основах и Стратегии дан глубокий анализ государственной политики РФ в Арктическом регионе, определены международные вызовы в сфере обеспечения национальной безопасности в Арктике. Данные документы явились содержательной основой председательства России в Арктическом совете.
160
Оно началось в год 25-летия образования АС, проходило на фоне продолжающегося осложнения международной обстановки, «информационной войны и демонстрации силы всеми сторонами» [19]. Отдельные государства, прежде всего Североатлантического альянса, пытаются настойчиво ограничивать нашу деятельность в Арктическом регионе, наращивая военную активность и постоянно усиливая санк-ционное давление по различным направлениям.
Отказ 7 стран Совета принимать участие в заседаниях, проходящих под председательством РФ и на ее территории, может усилить неопределенность в отношении планов развития Арктики, особенно из-за изменения климата в регионе. Несмотря на такое решение, России необходимо выполнять программу своего председательства, больше уделять внимания решению национальных задач развития своих северных территорий, добиваться укрепления АС как ключевого формата межправительственного сотрудничества в регионе.
Россия неизменно рассматривает Арктику как территорию мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества [20]. Проведение в марте — апреле 2022 г. масштабных военных учений альянса «Cold Response 2022» в Северном море и на территории Норвегии, на наш взгляд, будет усиливать напряженность, увеличивать риски возможных просчетов и неверной интерпретации намерений, случайных инцидентов и непреднамеренной эскалации. В связи с этим понятны и справедливы требования РФ к США и НАТО по гарантиям своей безопасности, в том числе и в Арктическом регионе.
России наряду с поддержкой интересов Индии, Японии, Китая, Республики Корея, Сингапура и ряда других партнеров в АТР к использованию СМП для реализации своих
экономических интересов необходимо продолжать диалог и с европейскими странами [21].
РФ в ходе проведения председательства необходимо добиваться проведения запланированного на май 2023 г. саммита руководителей арктических государств, что потенциально будет способствовать уменьшению напряженности между Россией и странами Запада.
Библиографический список
1. Arctic Council Strategic Plan 2021 to 2030. 20.05.2021. Available at: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2601/ MMIS12_2021_REYKJAVIK_Strategic-Plan_2021-2030. pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 26.05.2021).
2. Замятина Н.Ю. Российская Арктика: к новому пониманию процессов освоения: монография / Н.Ю. Замятина, А.Н. Пилясов. — 2-е изд. — М.: ЛЕНАНД, 2020. — 395 с.
3. Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г. № 164. URL: http://static.kremlin.ru/ media/events/files/ru/f8Zpjhp Aa00WB1zjywN040gKiI1mAvaM.pdf (дата обращения 06.03.2020).
4. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202010260033 (дата обращения 18.10.2020).
5. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" (дата обращения 12.05.2021).
162
6. Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 996-р «Об утверждении единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (дата обращения 12.05.2021).
7. Штыров В.А. Крайний Север и Дальний Восток России: проблемы стратегии развития / В.А. Штыров. — М.: Русскш мiръ, 2019. — 1039 с.
8. Состоялось первое заседание в рамках председательства России в Арктическом совете. 01.07.2021. URL: https://minvr.gov. ru/press-center/news/sostoyalos-pervoe-zasedanie-v-ramkakh-predsedatelstva-rossii-v-arkticheskom-sovete-32159/ (дата обращения: 25.07.2021).
9. Пилясов А.Н. Предпринимательство в Арктике: проблемы развития малого и среднего бизнеса в Арктической зоне, или Чем арктические предприниматели похожи на белых медведей? / А.Н. Пилясов. — М.: URSS: КРАСАНД, 2020. — 396 с.
10. Численность коренных малочисленных народов в России выросла более чем на 20% за 30 лет. 06.04.2021. URL:https://tass.ru/ obschestvo/11076891 (дата обращения: 26.05.2021).
11. Arctic Council. Snow, Water, Ice and Permafrost in the Arctic (SWIPA): Arctic Monitoring and Assessment Programme, 2017 // AMAP. 2017. Available at: https://www.amap.no/documents/doc/snow-water-ice-and-permafrost-in-the-arctic-swipa-2017/1610 (дата обращения: 29.06.2021).
12. В МИД приветствовали международный интерес к Севморпу-ти. 10.02.2022. https://ria.ru/20220210/sevmorput-1772090277.html (дата обращения: 06.03.2022).
13. Joint communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A stronger EU engagement for a peaceful, sustainable
and prosperous Arctic. Available at: https://eeas.europa.eu/ sites/default/files/2_en_act_part1_v7.pdf (дата обращения: 26.10.2021).
14. Тимошенко Д.С. Арктическая стратегия Еврокомиссии: вызов для России или мера вынужденной интеграции? / Д.С. Тимошенко // Европейская аналитика 2021. — М.; СПб.: ФГБУН Институт Европы Российской академии наук, ООО «Нестор-История» 2021. С.174-182.
15. Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана (вступило в силу для Российской Федерации 25 июня 2021 года). URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202106280035 (дата обращения: 22.11.2021).
16. Страны Арктического совета отказались участвовать во встречах под председательством России. 03.03.2022. https://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/13953855 (дата обращения: 05.03.2022).
17. На пароме «Маршал Рокоссовский» поднят государственный флаг. 04.03.2022. URL:http://www.kremlin.ru/events/president/ news/67904 (дата обращения: 10.03.2022).
18. НАТО исследует «операции по оказанию влияния» на территории Арктики. 31.01.2022. URL:https://polit.info/568640-nato-issleduet-operacii-po-okazaniyu-vliyaniya-na-territorii-arktiki?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fse (дата обращения: 11.02.2022).
19. Gromyko, Al.A. (2022). Diplomacy vs Brinkmanship. Article in the journal «Analytical papers of the Institute of the Russian Academy of Sciences. (Issue I) № 4, 2022. (№271). URL:http://www.zapiski-ieran. ru/images/analitika/2022/an271.pdf DOI: http://doi.org/10.15211/ analytics1420223034 (accessed: 26.02.2022).
164
20. Журавель В.П. Новые угрозы национальной безопасности России в Арктике: проблемы противодействия / В.П. Журавель // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 226. № 6. С. 85-98. DOI: 10.38197/2072-2060-2020-226-6-85-98
21. Чечурина М.Н. Инновационное развитие стран Арктического региона: монография / М. Н. Чечурина, В.К. Махортова, В.Э. Со-коленко; Мурманский государственный технический университет. — Мурманск: Изд-во МГТУ, 2019. — 286 с.
References
1. Arctic Council Strategic Plan 2021 to 2030. 20.05.2021. Available at: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2601/ MMIS12_2021_REYKJAVIK_Strategic-Plan_2021-2030.pdf?se-quence=1&isAllowed=y (accessed: 26.05.2021).
2. Zamjatina N.Ju. Rossijskaja Arktika: k novomu ponimaniju processov osvoenija: monografija / N. Ju. Zamjatina, A.N. Piljasov. — 2nd edition. — M.: LENAND, 2020. — 395 p.
3. Ob Osnovah gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2035 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 5 marta 2020 g. № 164. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/ru/f8Zpjhp Aa00WB1zjywN040gKiI1mAvaM.pdf (accessed 06.03.2020).
4. O Strategii razvitija Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespech-enija nacional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda. Ukaz Preziden-ta Rossijskoj Federacii ot 26 oktjabrja 2020 g. №645. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010260033 (accessed 18.10.2020).
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 marta 2021. № 484 "Ob utverzh-denii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Social'no-je-konomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii" (accessed 12.05.2021).
6. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2021 g. № 996-r Ob utverzhdenii edinogo plana meroprijatij po realizacii Osnov gosu-darstvennoj politiki RF v Arktike na period do 2035 goda i Strategii raz-vitija Arkticheskoj zony RF i obespechenija nacional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda (accessed 12.05.2021).
7. Shtyrov V.A. Krajnij Sever i Dal'nij Vostok Rossii: problemy strategii razvitija / V.A. Shtyrov. — M.: Russkij mir#, 2019. — 1039 p.
8. Sostojalos' pervoe zasedanie v ramkah Predsedatel'stva Rossii v Ark-ticheskom sovete. 01.07.2021. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/ news/sostoyalos-pervoe-zasedanie-v-ramkakh-predsedatelstva-ros-sii-v-arkticheskom-sovete-32159/ (accessed: 25.07.2021)
9. Piljasov A.N. Predprinimatel'stvo v Arktike: problemy razvitija malo-go i srednego biznesa v Arkticheskoj zone, ili Chem arkticheskie predprinimateli pohozhi na belyh medvedej? / A.N. Piljasov. — M.: URSS: KRASAND, 2020. — 396 p.
10. Chislennost' korennyh malochislennyh narodov v Rossii vyrosla bolee chem na 20% za 30 let. 06.04.2021. URL:https://tass.ru/obschest-vo/11076891 (accessed: 26.05.2021).
11. Arctic Council. Snow, Water, Ice and Permafrost in the Arctic (SWIPA): Arctic Monitoring and Assessment Programme, 2017 // AMAP. 2017. Available at: https://www.amap.no/documents/doc/ snow-water-ice-and-permafrost-in-the-arctic-swipa-2017/1610 (accessed: 29.06.2021)
12. V MID privetstvovali mezhdunarodnyj interes k Sevmorputi. 10.02.2022. https://ria.ru/20220210/sevmorput-1772090277.html (accessed: 06.03.2022)
13. Joint communication to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. A stronger EU engagement for a peaceful, sustainable and prosperous Arctic. Available at: https://eeas.europa.eu/sites/default/ files/2_en_act_part1_v7.pdf (accessed: 26.10.2021).
A
14. Timoshenko D.S. Arkticheskaja strategija Evrokomissii: vyzov dlja Ros-sii ili mera vynuzhdennoj integracii? /D.S. Timoshenko //Evropejskaja analitika 2021. — Moskva — Sankt-Peterburg: FGBUN Institut Evropy Rossijskoj akademii nauk, OOO «Nestor-Istorija» 2021. pp. 174-182.
15. Soglashenie o predotvrashhenii nereguliruemogo promysla v otkry-tom more v central'noj chasti Severnogo Ledovitogo okeana (vstupilo v silu dlja Rossijskoj Federacii 25 ijunja 2021 goda). URL:http://pub-lication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106280035 (accessed: 22.11.2021).
16. Strany Arkticheskogo soveta otkazalis' uchastvovat' vo vstrechah pod predsedatel'stvom Rossii. 03.03.2022. https://tass.ru/mezhdunarod-naya-panorama/13953855 (accessed: 05.03.2022)
17. Na parome «Marshal Rokossovskij» podnjat gosudarstvennyj flag. 04.03.2022. URL:http://www.kremlin.ru/events/president/news/67904 (data obrashhenija: 10.03.2022).
18. NATO issleduet «operacii po okazaniju vlijanija» na territorii Ark-tiki. 31.01.2022. URL:https://polit.info/568640-nato-issleduet-op-eracii-po-okazaniyu-vliyaniya-na-territorii-arktiki?utm_source=yx-news&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyan-dex.ru%2Fnews%2Fse (data obrashhenija: 11.02.2022).
19. Gromyko, Al. A. (2022). Diplomacy vs Brinkmanship. Article in the journal «Analytical papers of the Institute of the Russian Academy of Sciences. (Issue I) №4, 2022. (№271). URL:http://www.zapiski-ieran. ru/images/analitika/2022/an271.pdf DOI: http://doi.org/10.15211/ analytics1420223034 (accessed: 26.02.2022).
20. Zhuravel' V.P. Novye ugrozy nacional'noj bezopasnosti Rossii v Arktike: problemy protivodejstvija /V.P. Zhuravel'// Nauchnye trudy Vol'no-go jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2020. T. 226. № 6. S. 85-98. DOI: 10.38197/2072-2060-2020-226-6-85-98
21. Chechurina M.N. Innovacionnoe razvitie stran Arkticheskogo regiona: monografija / M.N. Chechurina, V.K. Mahortova, V. Je. Sokolenko; Mur-
manskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet. — Murmansk: Izd-vo MGTU, 2019. — 286 s.
Контактная информация / Contact information
ФГБНУ «Институт Европы Российской академии наук»
125009, Москва, ул. Моховая, 11-3
Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences
11-3, Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russia
Журавель Валерий Петрович/ Valery P. Zhuravel