УДК 327
Валерий ЖУРАВЕЛЬ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В АРКТИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
Статья поступила в редакцию 30.07.2021
Аннотация. В статье автор раскрывает статус, структуру и организацию деятельности Арктического совета (АС, Совет). Отмечает, что АС является международной региональной структурой, которая призвана содействовать сотрудничеству в Арктике в сфере охраны окружающей среды и обеспечению устойчивого развития приполярных районов. В деятельности стран, председательствующих в АС, особое внимание обращено на преемственность арктической повестки. Подчеркнута важность принятого в 2021 г. Стратегического плана Арктического совета на 2021-2030 гг. для дальнейшего совершенствования его деятельности. Основная часть публикации посвящена подходам России к вопросам международного сотрудничества в Совете, а также анализу содержания Программы председательства РФ в Совете в 2021-2023 гг. (население Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера; охрана окружающей среды, включая изменение климата; социально-экономическое развитие в регионе; укрепление АС), а также Плана основных мероприятий, который охватывает все страны АС и направления его деятельности. В статье дан прогноз возможных рисков и угроз, которые могут возникнуть в ходе российского председательства. Сделан вывод, что актуальные проблемы региона можно решать только путем взвешенной и взаимовыгодной международной кооперации в экономической и социальной областях, в сфере экологии, развития коренных малочисленных народов, сотрудничества в области научных исследований, арктического туризма, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций в регионе.
Ключевые слова: Арктический совет, Россия, председательство, морская среда, СОУГО-19, экология, устойчивое развитие.
Статус, структура и организация деятельности Арктического совета
Арктический совет (АС, Совет) был образован 19 сентября 1996 г. в Оттаве представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции. АС - международная региональная структура, призванная содействовать сотрудничеству в Арктике в сфере охраны окружающей среды и обеспечению устойчивого развития приполярных районов.
Основные параметры его функционирования изложены в Оттавской декларации. В ней, в частности, определен поочередный двухгодичный цикл председательства стран-участниц, очерчен круг организаций - постоянных участников форума, закреплен метод принятия решений консенсусом, который позволяет объединять
© Журавель Валерий Петрович - к.пед.н., доцент, ведущий научный сотрудник Отдела страновых исследований, руководитель Центра арктических исследований Института Европы РАН. Адрес. 125009, РФ, Москва, Моховая, 11-3. E-mail. zhvalery@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soYeurope520219099
усилия в решении общих проблем, не навязывая свою волю другим. Особо оговорено, что АС не занимается вопросами военной безопасности [Declaration...].
В работе АС на постоянной основе принимают участие шесть организаций коренных народов: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Совет саамов, российская Ассоциация коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока1. Эти организации уполномочены участвовать в переговорах и процессе принятия решений в рамках Совета. Категория постоянных членов создана для обеспечения активного участия представителей коренных народов Арктики и расширенных консультаций с ними в рамках Арктического совета.
Для неарктических стран, международных межправительственных и неправительственных организаций в Совете существует статус наблюдателя. В настоящее время наблюдателями АС являются 13 государств - Великобритания, Нидерланды, Польша, ФРГ, Франция, Испания, Италия, Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Сингапур, Швейцария; 12 межправительственных организаций; одна межпарламентская организация; 12 неправительственных организаций. Наблюдатели могут присутствовать на пленарных заседаниях АС, а также иных мероприятиях - по приглашению действующего председателя АС. Список наблюдателей постоянно растет.
В настоящее время в Совете действуют шесть рабочих групп: по устранению загрязнения Арктики (ACAP); по реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP); по сохранению арктической флоры и фауны (CAFF); по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR); по защите арктической морской среды (PAME); по устойчивому развитию в Арктике (SDWG). Через их научную деятельность правительства арктических стран объединяют усилия по полномасштабному экологическому контролю. Их доклады привлекают внимание к проблемам окружающей среды Арктики. Совет поддерживает диалог среди ученых, политиков, коренных жителей региона.
В настоящее время в норвежском городе Тромсе работает постоянный Секретариат Арктического совета. В 2016 г. в его состав вошел Секретариат коренных народов (ранее располагался в Копенгагене). Их совместное размещение способствует обеспечению более тесных контактов между ними, усилению эффективности и потенциала каждого из них, а также оптимизации работы АС в целом.
20 мая 2021 г. председательство в Совете перешло от Рейкьявика к Москве. После подведения итогов председательства на XII министерской встрече министр иностранных дел Исландии Гудлейгур Тор Тордарсон передал эту обязанность на очередной двухлетний период Министру иностранных дел России Сергею Лаврову.
Общие подходы России по вопросам международного сотрудничества в АС
Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства России в Совете в 2021-2023 гг. был образован Указом Президента РФ от 25 ноября 2020 г. Было также утверждено его Положение, председателем Оргкомитета назначен заместитель председателя правительства РФ - полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев [Указ.
1 Президентом Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ с 2014 г. является депутат Государственной Думы VI и VII созывов, сенатор Г.П. Ледков.
Современная Европа, 2021, № 5
20211. Сформирован и утвержден его состав, на котором широко обсуждались в ведомственном формате актуальные вопросы председательства РФ в АС.
В Рейкьявике министр иностранных дел РФ С. Лавров четко обозначил позицию России по вопросам международного сотрудничества в Арктике, деятельности Совета в период предстоящего российского председательства [Выступление, 2021]. В отличие от выступлений на предыдущих министерских встречах его речь была более продолжительной и охватывала значительно большее число актуальных арктических проблем.
Во-первых, было заявлено, что Россия в следующие два года намерена поддерживать в АС дух сотрудничества, укреплять конструктивное взаимодействие между всеми государствами-членами, повышать готовность к поиску оптимальных решений для Арктики и населяющих ее жителей, в том числе коренных народов, обеспечить преемственность повестки дня Совета и начатых ранее проектов и инициатив. Во-вторых, подчеркнуто, что именно государства, входящие в Совет, несут особую ответственность за происходящее в этом регионе, что только через сотрудничество можно обеспечить процветание Арктики. В-третьих, обращено внимание на необходимость распространять позитивные взаимоотношения стран-членов АС и на военную сферу, прежде всего, через возобновление многостороннего диалога арктических государств по линии генеральных штабов вооруженных сил. В-четвертых, особо отмечено, что Россия будет последовательно выступать за укрепление АС как ключевого формата межправительственного сотрудничества в регионе.
В своем выступлении на министерской встрече глава МИД РФ также обратил внимание на:
• возрастание роль Арктики в обеспечении глобальной энергетической безопасности;
• необходимость реализации Полярного кодекса и договоренностей, достигнутых в рамках Международной морской организации;
• скорейшее вступление в силу подписанного в 2018 г. Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана;
• продолжение сотрудничества в рамках Арктического форума береговых охран, расширения взаимодействия АС с Арктическим экономическим советом.
Эти и другие проблемы нашли свое конкретное отражение в программе и в плане основных мероприятий председательства России в Совете в 2021-2023 гг. Отмечено, что председательство будет осуществляться под лозунгом «Ответственное управление для устойчивой Арктики».
Министр иностранных дел РФ С. Лавров, говоря об итогах председательства Исландии, высоко оценил принятие АС Стратегического плана на 2021-2030 гг.1 Он подчеркнул: «Результат налицо - первый в истории документ стратегического планирования, план на десятилетнюю перспективу. Таких долгосрочных решений Арктический совет пока не принимал. Это весьма важное мероприятие для устойчивого планирования нашей работы» [Выступление и ответы, 2021]. В этом документе отражены общие ценности и устремления арктических государств, направленные на
1 Arctic Council Strategic Plan 2021 to 2030. 20.05.2021. URL. https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/2601/MMIS 12_2021_REYKJAVIK_Strategic-Plan_2021 -2030.pdf?sequence=1&isAllowed=y(дата обращения. 25.06.2021)
Современная Европа, 2021, № 5
продвижение устойчивого развития, защиты окружающей среды и надлежащего управления в Арктике. В его содержании заложены потенциальные возможности для дальнейшего совершенствования деятельности Совета.
При этом следует отметить, что председательство Исландии в АС в связи с COVID-19 было непростым, ряд мероприятий пришлось отменить или перенести, но несмотря на трудности, пандемия открыла возможности для новых способов сотрудничества в рамках АС. Основные итоги работы Исландии в период председательства были представлены в обзоре «Исландское председательство в Арктическом совете» [The Icelandic., 2021]., в докладе АС [Арктический совет, 2020] и статье посла Исландии в РФ, ранее - старшего должностного лица АС и посла по делам Арктики МИД Исландии Аурни Тор Сигурдссона [Посол Исландии., 2021], а также в ряде публикаций российских авторов [Дзюбан, 2020, Журавель, Председательство Исландии., 2019; Журавель, Арктический., 2021].
О программе и основных мероприятиях председательства РФ в АС
Анализируя выступления заместителя председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведева1, заместителя председателя правительства РФ - полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трут-нева2, министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова [Выступление. 2021], министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова3, а также публикации ряда авторов [Криворотов, 2020; Корчунов, 2021; Лабецкая, 2021; Тишков, 2020], можно наиболее полно определить содержание программы председательства РФ в АС.
Определено, что Россия намерена развивать сотрудничество со странами-участницами межправительственного форума по четырем приоритетным направлениям: население Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера; охрана арктической окружающей среды, включая изменение климата; социально-экономическое развитие региона; укрепление роли АС как основной площадки многостороннего сотрудничества в высоких широтах.
Направление «Население Арктики, включая коренные малочисленные народы Севера» предполагает:
- улучшение благосостояния проживающих в Арктике людей, повышение доступности услуг в сферах здравоохранения и образования, социального обеспечения;
- сохранение самобытности и наследия коренных народов Севера в соответствии с целями и задачами Международного десятилетия коренных народов ООН в 2022-2032 гг., цифровизацию их языкового и культурного наследия;
- поддержку проектов АС в сфере образования для детей коренных народов «Дети Арктики», «Кочевая школа», «Международная арктическая школа», созда-
1 Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д. Медведев провел заседание Межведомственной комиссии Совбеза РФ по вопросам обеспечения национальных интересов РФ в Арктике. 22.06.2021. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/allnews/3008/ (дата обращения: 25.06.2021)
2 Юрий Трутнев провёл заседание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. 09.06.2021. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/32076//(дата обращения: 15.06.2021)
3 Участникам ПМЭФ представили программу председательства России в Арктическом совете. 07.06.2021. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/32065/(дата обращения: 25.06.2021). Автор присутствовал на заседании ПМЭФ-2021, где была презентована программа председательства РФ в АС.
Современная Европа, 2021, № 5
ние и реализацию специальных программ, профессиональных чемпионатов и тренингов, ориентированных на северные регионы страны;
- организацию международных мероприятий, способствующих сбережению здоровья граждан;
- сохранение и популяризацию языков, внедрение телемедицины, обеспечение комфортной городской среды;
- содействие реализации потенциала молодежи Арктики, обеспечение ее доступа к образованию, расширение и укрепление международных молодежных обменов по широкому спектру направлений, включая волонтерскую деятельность, предпринимательство, развитие креативных индустрий, экологию и благоустройство городских территорий.
Направление «Охрана арктической окружающей среды, включая изменение климата» включает в себя:
- минимизацию антропогенного воздействия на природу, сохранение и восстановление окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, а также поддержание здоровья арктических экосистем, включая морскую среду, и сохранение биоразнообразия, в том числе мигрирующих видов птиц;
- углубление сотрудничества в сфере гидрометеорологии в целях обеспечения безопасности судоходства и авиации в Арктическом регионе, улучшения прогнозирования природных явлений;
- составление более точных сценариев изменения климата, управление возможным риском, связанным с природными явлениями и изменением климата, облегчение адаптации и повышение осведомленности об изменении климата;
- сохранение и восстановление разнообразия арктической флоры и фауны, охрану биологических видов и среды их обитания;
- внедрение передовых инновационных технологий в промышленность, транспорт, энергетику, в развитие возобновляемых источников энергии;
- реализацию проектов по ликвидации последствий экологических происшествий и сокращению вредных для атмосферы выбросов;
- развитие сотрудничества в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктике, проведение ряда межведомственных опытно-исследовательских, международных и комплексных учений с участием представителей чрезвычайных служб государств-членов АС, зарубежных наблюдателей и международных организаций.
Направление «Социально-экономическое развитие региона» предполагает:
- создание устойчивых транспортных путей, поддержку арктического судоходства, включая Северный морской путь, развитие энергетической инфраструктуры и телекоммуникационных систем;
- расширение пространства морской экономики, ее укрепление и нарастание усилий для строительства высококачественной и эффективной портовой инфраструктуры;
- стимулирование предпринимательства, формирование комфортной среды для инвестиций и ведения бизнеса;
- расширение кооперации между приарктическими регионами, налаживание связей по линии местных торгово-промышленных палат;
- развитие устойчивого туризма в Арктике, проведение массовых мероприятий;
Современная Европа, 2021, № 5
- улучшение качества жизни коренных малочисленных народов, сохранение и популяризация традиционного уклада их жизни, традиционной хозяйственной деятельности, культуры и языков, увеличение доступности здравоохранения (в том числе посредством телемедицины);
- проведение конференций и семинаров по проблематике энергетики, включая «зеленую», и роли Арктического региона в сохранении глобального энергобаланса, устойчивого арктического судоходства, телекоммуникаций и цифровизации, торговли и инвестиций.
Направление «Укрепление роли Арктического совета» предусматривает:
- закрепление АС в качестве ключевого формата международного сотрудничества в регионе;
- содействие повышению эффективности деятельности рабочих и экспертных групп, а также секретариата АС, развитию механизмов финансирования деятельности Совета, выполнению его решений и рекомендаций;
- наращивание взаимодействия АС с Арктическим экономическим советом, Арктическим форумом береговых охран, Университетом Арктики, Советом Барен-цева-Евроарктического региона, «Северным измерением», а также развитие международного арктического научного сотрудничества, включая экспедиционную деятельность в Арктике;
- постоянное проведение активной и плодотворной совместной работы по обеспечению дальнейшего мирного, устойчивого и поступательного развития Арктики.
Указанные выше направления российской программы председательства тесно взаимосвязаны между собой. В дополнение к программе председатель правительства РФ Михаил Мишустин 30 апреля 2021 г. утвердил план ее основных мероприятий1. Сохраняя преемственность арктической повестки, РФ внесла в этот план много нового. К примеру, инновационным является создание в 2021-2023 гг. международной арктической станции «Снежинка», которая станет научной и образовательной платформой для исследователей и разработчиков новых технологий в суровых климатических условиях вечной мерзлоты в Арктике на основе возобновляемых источников энергии ветра, солнца, и водородной энергетики.
План включает в себя 116 мероприятий, сгруппированных в 11 разделов. В таблице указано количество мероприятий по годам и направлениям. Организаторами и исполнителями мероприятий выступают федеральные и региональные органы исполнительной власти, общественные и образовательные организации и бизнес-структуры. Участниками предусмотренных планом событий станут более четырехсот тысяч человек в Москве, Санкт-Петербурге и административных центрах АЗРФ.
За время председательства РФ, наряду с научными форумами, конференциями и семинарами, будут проведены Всероссийские арктические игры, чемпионат по традиционному оленеводству, ряд молодежных и студенческих форумов. План предусматривает насыщенную культурно-развлекательную программу, фестиваль северной кухни в Якутске, кинопоказы, выставки арктических промыслов и товаров.
1 План основных мероприятий в связи председательством России в АС 2021-2023 гг. от 30 апреля 2021 г., № 4161п-П2.
Современная Европа, 2021, № 5
№п /п Направленность мероприятий Всего мероприятий 2021 г. 2022 г. 2023 г.
1 Официальный блок 18 7 4 7
2 Экономическое сотрудничество 7 2 4 1
3 Изменения климата и экология Арктики 11 1 7 3
4 Развитие человеческого капитала в Арктике 9 4 5 —
5 Коренные малочисленные народы Арктики 16 5 8 3
6 Развитие инфраструктуры устойчивого судоходства в Арктике 4 2 2 —
7 Культурная программа 16 7 4 5
8 Международное научное сотрудничество в Арктике 8 2 4 2
9 Арктическая молодежь 13 3 7 3
10 Предотвращение чрезвычайных ситуаций в Арктике 7 3 2 2
11 Арктический туризм 7 2 3 2
12 Итого по годам 116 38 50 28
Важно отметить, что Россия в период своего председательства планирует провести ряд крупных международных мероприятий. Среди них:
- Международный арктический форум «Арктика - территория диалога» в декабре 2021 г. и в апреле 2023 г. в Санкт-Петербурге;
- Арктический метеорологический саммит в 2022 г. в Салехарде;
- Всемирный саммит по вопросам изменения климата таяния вечной мерзлоты в сентябре 2023 г. Якутске;
- VII Всемирный конгресс Ассоциации «Оленеводы мира» в сентябре-октябре 2021 г. в Ханты-Мансийске;
- Саммит коренных малочисленных народов в первом полугодии 2022 г.;
- Третий арктический конгресс по биоразнообразию в августе 2022 и др.
Следует отметить, что треть мероприятий будут проведены за счет бюджетных
источников финансирования, остальные - частично за счет бюджета и в большей степени внебюджетных источников.
Хорошей предпосылкой успешного председательства РФ в Совете стали проведенные 20 мая 2021 г. «на полях» министерской встречи беседы министра иностранных дел РФ с главами внешнеполитических ведомств Канады, Норвегии, Финляндии и США, где обсуждались вопросы сотрудничества в Арктике, нынешнее состояние и перспективы развития двусторонних отношений. При этом переговоры С.В. Лаврова с Энтони Блинкеным в меньшей степени касались проблем Арктики, но стали плодотворными в плане подготовки и успешного проведения саммита В.В. Путина и Дж. Байдена в Женеве 16 июня 2021 г.
Важно, чтобы за большим количеством помпезных мероприятий наше председательство максимально использовалось бы для решения внутренних проблем развития арктических территорий. Это - достижение среднероссийского уровня жизни
Современная Европа, 2021, № 5
населения, полное и своевременное выполнения национальных проектов, очистка местности от мусора и бытовых отходов, сбережение здоровья жителей, улучшение качества городской среды, привлечение в регион молодежи, которая желала бы посвятить свою профессиональную работу развитию и освоению Арктики. Необходимо, чтобы заместители председателя правительства РФ, назначенные в июле 2021 г. кураторами федеральных округов, в своей деятельности также уделяли внимание этим вопросам в субъектах АЗРФ.
Заключение
Председательство России в Арктическом совете началось в год 25-летия его образования. Подготовка обширной, многосторонней и содержательной программы председательства стала возможной благодаря активной работе по созданию и утверждению документов стратегического развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г. Данные решения были подкреплены финансированием арктических проектов на период 2021 -2024 гг. из средств федерального бюджета в сумме более 15 млрд рублей.
Россия в период своего председательства в АС будет добиваться повышения эффективности этой многосторонней структуры, улучшать взаимоотношения с государствами-учредителями, странами-наблюдателями АС, научной общественностью. Арктика играет важную роль в социально-экономическом развитии, природоохранной деятельности и обеспечении национальной безопасности.
В период своего председательства Россия будет стремиться, чтобы в Арктику приходили инвестиции от отечественных и зарубежных компаний, а за регионом закреплялся бы статус «полигона» новых технологий. Анализ показывает, что в выполнении программы председательства России существует реальный риск его сбоев. Пандемия коронавируса COVID-19 может повлиять на масштабы и уменьшение количества запланированных массовых мероприятий. Сохраняющаяся политическая напряженность в отношениях с Западом и продолжающиеся санкции против России могут отразиться на заседаниях Комитета старших должностных лиц, деятельности рабочих и экспертных групп АС. Со стороны ряда стран АС не исключены обвинения России в милитаризации Арктики, нарушении требований экологии, притеснении прав коренных народов Севера, что в результате может повлиять на ритмичность и регламент его работы. В этих условиях, учитывая новации VI Восточного экономического форума во Владивостоке (сентябрь 2021 г.), целесообразно предложить президенту РФ Путину провести встречу с модераторами, организаторами мероприятий в 2022 г. с учетом складывающейся обстановки в Арктическом регионе и характера взаимодействия с представителями арктических государств.
Председательство РФ в АС предоставляет возможность проведения запланированного на май 2023 г. одного их важнейших мероприятий - саммита руководителей арктических государств, что потенциально будет способствовать уменьшению напряженности между Россией и странами Запада, поможет снять подозрения в сговоре РФ и Китая против США и их союзников на арктическом направлении. Эта встреча также может стать важным фактором снижения конфликтного потенциала в Европе, повышения эффективности международного арктического сотрудничества. В этом плане всяческой поддержки требуют «Рекомендации участников диалога экспертов по сокращению риска военной конфронтации между Россией и НАТО в Ев-
Современная Европа, 2021, № 5
ропе»1, подготовленные в 2020 г. в результате совместных усилий большой группы исследователей из России, США и ряда европейских стран. Целесообразно, чтобы такие консультации экспертов в 2021-2022 гг. были проведены и по проблеме безопасности в Арктическом регионе.
Список литературы
Арктический совет: вместе на пути к устойчивой Арктике: один год в 2019-2021 годах председательства Исландии. 09.06.2020. URL: https://arctic-council.org/ru/news/one-year-into-the-2019-2021-icelandic-chairmanship/ (дата обращения: 15.06.2020)
Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Исландии Г.Т. Тордар-соном по итогам переговоров, Рейкьявик, 20 мая 2021 года. 20.05.2021. URL: https://www.mid.rU/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4739617 (дата обращения: 26.05.2021)
Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на 12-й министерской сессии Арктического совета, Рейкьявик, 20 мая 2021 года. 20.05.2021. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4738773 (дата обращения: 25.05.2021)
Дзюбан В.В. (2020) Арктическая политика Исландии. Архонт, № 3 (18). С. 4-9. Журавель В.П. (2019) Председательство в Арктическом совете: от Финляндии к Исландии. Современная Европа, 2019. № 4. С. 97-107. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201997107
Журавель В.П. (2021) Арктический совет: итоги первого года председательства Исландии. Арктика и Север, № 42. С. 186-199. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.186
Корчунов Н.В. (2021) О задачах России в период ее председательства в Арктическом совете. Арктические ведомости, № 1. С. 8-11.
Криворотов А.К. (2021) Три миссии России в Арктическом совете (2021-2023 гг.). Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения, № 4. С. 4-9.
Лабецкая Е.О. (2021) Арктический совет взял курс на стратегическое планирование. 23.05.2021. URL: https://www.ng.ru/dipkurer/2021-05-23/9_8154_arctic.html_(дата обращения: 25.05.2021)
Тишков А.А. (2020) Международное сотрудничество в российской Арктике: вопросы накануне председательства нашей страны в Арктическом Совете. Использование и охрана природных ресурсов в России, № 2. C. 104-109.
Указ Президента РФ от 25 ноября 2020 г. № 740 «Об Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства РФ в Арктическом совете в 2021-2023 годах». 07.12.2020. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74852880/ (дата обращения: 15.04.2021)
References
Arkticheskij sovet: vmeste na puti k ustojchivoj Arktike: odin god v 2019-2021 godah predsedatel'stva Islandii [The Arctic Council. Together towards a sustainable arctic: one year into the 2019-2021 Icelandic Chairmanship]. 09.06.2020. URL: https://arctic-council.org/ru/news/one-year-into-the-2019-2021-icelandic-chairmanship/ (accessed: 15.06.2020) (in Russian).
Dzyuban V.V. (2020) Arkticheskaya politika Islandii [Iceland's Arctic Policy]. Arkhont, No 3 (18), pp. 4-9 (in Russian).
Declaration on the Establishment of the Arctic Council 1996. Ottawa Declaration. Arctic Council. Ottawa, Canada. Sept. 19, 1996. URL: http://library.arcticportal.org/1270/1/ottawa_decl_1996-3.pdf
Secretary Antony J. Blinken Intervention at Arctic Council Ministerial, Reykjavik, Iceland, May 20, 2021. U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-intervention-at-arctic-council-ministerial/ (accessed: 09.06.2021)
Korchunov N.V. (2021) O zadachakh Rossii v period yeye predsedatel'stva v Arkticheskom sovete [On the tasks of Russia during its chairmanship in the Arctic Council]. Arkticheskiye vedomosti. No 1, рр. 8-11 (in Russian).
Krivorotov A.K. (2020) Tri missii Rossii v Arkticheskom sovete (2021-2023 gg.) [The Three Russian missions in the Arctic Council (2021-2023)]. Arktika 2035: aktual'nyye voprosy, problemy, resheniya, No 4,
1 Рекомендации участников диалога экспертов по сокращению рисков военной конфронтации между Россией и НАТО в Европе. Современная Европа. 2020. № 5. С. 5-18.
Современная Европа, 2021, № 5
pp. 4-9 (in Russian).
Labetskaya Ye.O. (2021) Arkticheskiy sovet vzyal kurs na strategicheskoye planirovaniye. [The Arctic Council has taken a strategic planning course]. 23.05.2021. URL: https://www.ng.ru/dipkurer/2021-05-23/9_8154_arctic.html (accessed: 25.05.2021) (in Russian).
The Icelandic chairmanship of the Arctic council. 20.05.2021. URL: https://www.government.is/topics/foreign-affairs/arctic-region/arctic-affairs (accessed: 25.05.2021)
Tishkov A.A. (2020) Mezhdunarodnoye sotrudnichestvo v Rossiyskoy Arktike: voprosy nakanune pred-sedatel'stva nashey strany v Arkticheskom Sovete [International cooperation in the Russian Arctic: issues on the eve of our country's chairmanship in the Arctic Council]. Ispol'zovaniye i okhranaprirodnykh resursov v Rossii, No 2, pp. 104-109 (in Russian).
Ukaz Prezidenta RF ot 25 noyabrya 2020 g. № 740 «Ob Organizacionnom komitete po podgotovke i obes-pecheniyu predsedatel'stva Rossijskoj Federacii v Arkticheskom sovete v 2021-2023 godah». [Decree of the President of the Russian Federation No. 740 of November 25, 2020 "On the Organizing Committee for the Preparation and Provision of the Russian Federation's Chairmanship in the Arctic Council in 2021-2023"]. 07.12.2020. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74852880/ (accessed: 15.04.2021) (in Russian).
Vystuplenie i otvety na voprosy SMI Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S.V. Lavrova v hode sovmestnoj press-konferencii s Ministrom inostrannyh del Islandii G.T. Tordarsonom po itogam peregovo-rov, Rejk'yavik, 20 maya 2021 goda. [Foreign Minister Sergey Lavrov's speech and answers to media questions during a joint press conference with Iceland's Foreign Minister G. T. Thordarson following the talks, Reykjavik, May 20, 2021]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4739617 (accessed: 26.05.2021) (in Russian).
Vystupleniye Ministra inostrannykh del Rossiyskoy Federatsii S.V. Lavrova na 12-y ministerskoy sessii Arkticheskogo soveta, Reyk'yavik, 20 maya 2021 goda. 20.05.2021. [Speech (2021) by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrov at the 12th ministerial session of the Arctic Council, Reykjavik, 20 May 2021]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4738773 (accessed: 25.05.2021) (in Russian).
Zhuravel V.P. (2019) Predsedatel'stvo v Arkticheskom sovete: ot Finlyandii k Islandii. [The Arctic Council Chairmanship: From Finland to Iceland]. Sovremennaya Yevropa, No 4, pp. 97-107. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope4201997107 (in Russian).
Zhuravel V.P. (2021) Arkticheskiy sovet: itogi pervogo goda predsedatel'stva Islandii [Arctic Council: Results of the first year of Iceland's chairmanship]. Arktika i Sever, No 42, pp. 186-199. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.42.186 (in Russian).
The Russian Federation's Chairmanship at the Arctic Council
Received 30.07.2021
Author: Zhuravel V., Candidate of Science (Pedagogy), Associate Professor, Leading Researcher of the Department of Country Studies, Head of the Center for Arctic Studies of the Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: zhvalery@mail.ru
Abstract. The article focuses on status, structure and organization of the Arctic Council (AC, Council). It is noted that the AC is an international, regional structure, which is designed to promote cooperation in the Arctic in the field of environmental protection and sustainable development of the circumpolar regions. In the activities of the countries chaired by the Arctic Council, special attention is paid to the continuity of the Arctic agenda. The importance of the Strategic Plan of the Arctic Council for 2021-2030 adopted in 2021 for the further improvement of AC activities is highlighted. The central part of the study is devoted to Russia's approaches to international cooperation in the AC and an analysis of the content of the Programme of the Russian Federation's 2021 to 2023 Chairmanship of the Arctic Council. The aforementioned includes such priorities as the population of the Arctic and the indigenous small-numbered peoples of the North; environmental protection and climate change; social and economic development in the region; strengthening the Arctic Council. The study also deals with the Main Action Plan, which covers all the countries of the AC and areas of its activities. The article draws attention to the risks and threats that may arise during the period of the Russian Chairmanship. It is concluded that the urgent problems of this region can be solved only through balanced and mutually beneficial international cooperation in the economic and social fields, in the field of ecology, development of indigenous peoples, cooperation in scientific research, Arctic tourism, emergencies in the region.
Keywords: Arctic Council, Russia, chairmanship, maritime environment, COVID-19, ecology, sustainable development.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211 /soveurope520219099
Современная Европа, 2021, № 5