Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

РОЛЬ И МЕСТО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция непрерывного образования / образование взрослых / образовательное пространство / инновации / образование в течение жизни / профессиональное совершенствование / the concept of lifelong education / adult education / educational space / innovation / education for life / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

Практика свидетельствует, что существующие ныне целенаправленно-организованные формы обучения и воспитания граждан нашей страны, подготовки их к жизни в современных условиях, ознакомления с трудностями и сложными жизненными проблемами и механизмами и путями их представления не охватывают тот большой круг задач, которые возникают перед ними. То есть, не вызывает сомнения тот факт, что говорить о формировании человека, его дальнейшем развитии в условиях значительного реформирования и перестройки нашего общества без его самостоятельных усилий, работы над собой, что связано с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием и наконец с самосовершенствованием, невозможно. Статья посвящена изучению методологических основ концепции непрерывного образования. В работе проанализированы причины появления данной образовательной концепции и ее роль на современном этапе развития отечественного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекиров Сервер Нариманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice shows that the currently existing purposefully organized forms of education and upbringing of citizens of our country, preparing them for life in modern conditions, familiarization with difficulties and complex life problems and mechanisms and ways of presenting them do not cover the large range of tasks that arise before them. That is, there is no doubt that it is impossible to talk about the formation of a person, his further development in the conditions of significant reform and restructuring of our society without his independent efforts, work on himself, which is associated with self-development, self-education, self-education and finally self-improvement. The article is devoted to the study of the methodological foundations of the concept of continuing education. The paper analyzes the reasons for the emergence of this educational concept and its role at the present stage of the development of domestic vocational education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

16. Ханова, Т.Г. Особенности организации трудовой деятельности в образовательной деятельности / Т.Г. Ханова, Н.В. Жиляева, О.С. Шутова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 340-343

17. Халидова, Р.Ш. Порядок применения профессиональных стандартов / Р.Ш. Халидова, З.М. Маллаева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 357-359

18. Хекерт, Н.Е. Профессиональные стандарты / Н.Е. Хекерт // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). -С. 69-71

19. Шадрин, В.Г. Внедрение профессиональных стандартов / В.Г. Шадрин, О.В. Ефимова // Образование и наука. -2020. - Т. 22. -№4.-С. 146-165

20. Шаяхметов, Б.Р. Самоиндентификация бухгалтера и профессиональные стандарты / Б.Р. Шаяхметов // Молодой ученый. - 2020. -№ 16(306). -С. 333-335

21. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М., 2001. - 365 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и философии Бекиров Сервер Нариманович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

РОЛЬ И МЕСТО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Практика свидетельствует, что существующие ныне целенаправленно-организованные формы обучения и воспитания граждан нашей страны, подготовки их к жизни в современных условиях, ознакомления с трудностями и сложными жизненными проблемами и механизмами и путями их представления не охватывают тот большой круг задач, которые возникают перед ними. То есть, не вызывает сомнения тот факт, что говорить о формировании человека, его дальнейшем развитии в условиях значительного реформирования и перестройки нашего общества без его самостоятельных усилий, работы над собой, что связано с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием и наконец с самосовершенствованием, невозможно. Статья посвящена изучению методологических основ концепции непрерывного образования. В работе проанализированы причины появления данной образовательной концепции и ее роль на современном этапе развития отечественного профессионального образования.

Ключевые слова: концепция непрерывного образования, образование взрослых, образовательное пространство, инновации, образование в течение жизни, профессиональное совершенствование.

Annotation. Practice shows that the currently existing purposefully organized forms of education and upbringing of citizens of our country, preparing them for life in modern conditions, familiarization with difficulties and complex life problems and mechanisms and ways of presenting them do not cover the large range of tasks that arise before them. That is, there is no doubt that it is impossible to talk about the formation of a person, his further development in the conditions of significant reform and restructuring of our society without his independent efforts, work on himself, which is associated with self-development, self-education, self-education and finally self-improvement. The article is devoted to the study of the methodological foundations of the concept of continuing education. The paper analyzes the reasons for the emergence of this educational concept and its role at the present stage of the development of domestic vocational education.

Key words: the concept of lifelong education, adult education, educational space, innovation, education for life, professional development.

Введение. Самообразование в жизни человека, прежде всего молодого поколения, то определяется взаимосвязью между постоянно развивающимся обществом и активно формирующейся личностью; быстродействием социального прогресса; растущей ответственностью каждого отдельного человека за свое будущее; значительным и динамичным развитием общественных отношений; возможностью достижения личного счастья. Следует отметить, что самообразование, как практическая деятельность человека, имеет давнюю историю. Еще римский император и философ Марк Аврелий рекомендовал использовать досуг для того, чтобы научиться чему-то доброму и перестать блуждать без цели. Великий чешский педагог Я.А. Коменский считал, что когда человек будет правильно использовать свое время, то он станет кузнецом своего счастья.

Тенденция к самообразованию усилилась в эпоху становления и развития буржуазных отношений в обществе. Это было отмечено многими учеными, педагогами, просветителями: Дж. Локком, К. Гельвецием, Д. Дидро, Г. Гегелем и другими. Эта тенденция нашла отражение в жизни наиболее прогрессивных представителей общества. Выдающиеся личности проявляли (или интуитивно угадывали) потребности, назревавшие в обществе и активно работали над собой, приобретая новые знания, умения, навыки, которые были необходимы им для реализации этих потребностей. В качестве примера можно сослаться на биографии М. Ломоносова, Бенджамина Франклина, Д. Дефо, Л. Толстого, Ч. Дарвина, Владимира и Софью Ковалевских и многих других известных политических деятелей, ученых, писателей, просветителей.

Изложение основного материала статьи. XIX век стал началом практического воплощения идеи самообразования в практику образования широких народных масс. Это касается, прежде всего, английского социалиста-утописта Роберта Оуэна, который конкретно занимался самообразованием своих рабочих. В России с середины XIX века этому стали способствовать так называемые воскресные школы, количество которых в начале XX века достигло 782. Наиболее значительный вклад в распространение идеи самообразования принадлежит известному просветителю периода конца XIX-начала XX веков Н. Рубакину. Им лично написано и разослано почти 15 тысяч индивидуальных программ по самообразованию, составлено более 20 руководств [5, С. 27]. Его многочисленные книги по этому вопросу не утратили своего значения и сегодня.

С 20-х годов практическая работа по самообразованию населения и ее методическое обеспечение набирает достаточно широкий размах. Связано это было с решением проблемы ликвидации в стране безграмотности. В 1925 и 1927 годах были проведены два всесоюзных совещания по самообразованию, на которых были определены пути самообразования трудящихся, уделено особое внимание вопросам профессионального самообразования. В это же время благодаря усилиям А. Кравченко, Н. Крупской, А. Щукиной появляются теоретические и методические труды по проблемам самообразования.

Но с середины 30-х годов под влиянием субъективных факторов почти вся практическая и особенно научно-теоретическая работа по самообразованию в стране неоправданно приостанавливается [1,2].

Лишь с началом 60-х годов вопросы самообразования стали все больше привлекать внимание ученых и практических работников. В течение 60-х - 80-х годов появляются фундаментальные педагогические труды, сборники статей и отдельные статьи, методические пособия, защищаемые диссертации, в которых рассматриваются роль и место самообразования в жизни современного человека, его содержание, методы, средства и приемы осуществления, механизмы управления самообразовательной работой [6].

Термин «непрерывное образование» был впервые использован в 1968 году в материалах генеральной конференции ЮНЕСКО, а после издания доклада в 1972 году под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы существовать» было принято решение ЮНЕСКО признать непрерывное образование как основную концепцию для нововведений или реформ образования во всех странах мира. В середине 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах мира и становится основным принципом образовательных реформ [3].

В отечественной педагогике идеи непрерывного образования отражены в работах таких ученых, как В.А. Бодров, A.A. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.

На современном этапе под термином «непрерывное образование» понимают обучение взрослых в различных формах переподготовки, повышения квалификации и профессионального и общекультурного уровня.

Согласно теоретическим положениям концепции непрерывного образования, процесс его организации должен осуществляться с учетом ряда условий, а именно путем:

- создание базовой подготовки соответствующего потенциала знаний;

- развития способностей человека и потребности в непрерывном обновлении уровня образования;

- обеспечения инновационного характера непрерывного образования;

- индивидуализации и гибкости образования;

- использования оригинальных, интерактивных методов обучения, проблемного характера обучения;

- создания соответствующего информационно-методического ресурса.

К основным принципам реализации концепции непрерывного образования относят:

- непрерывность;

сочетание отечественных образовательных традиций и передового мирового опыта;

- гибкость в реагировании на общественные изменения и прогностичность;

- инновационность [5].

Самообразование (или самовоспитание) является самосовершенствованием личности. Роль самообразования в обществе всегда была значительной. В современном обществе она объективно повышается. Это определяется теми изменениями, которые в нем происходят, ускорением динамики его развития, возрастающими требованиями к каждому его члену. В последнее время наметился разрыв между необходимостью усиления работы по самообразованию каждого гражданина общества и теоретико-практическими исследованиями по этой проблеме, что не способствует ни повышению значимости самообразования, ни вооружению широких масс населения, особенно молодежи, методическими рекомендациями работы над собой. Самообразование и как процесс, и как понятие, хотя и близко связанное с таким явлением, как самовоспитание, является вполне самостоятельной деятельностью человека в отношении своего дальнейшего развития. Оно имеет свои конкретные цели, содержание, методы и приемы осуществления. Самообразование является составной частью другого, более широкого понятия (и процесса) - самосовершенствования. Вместе с самовоспитанием она составляет суть самосовершенствования личности.

Выводы. На основе анализа требований современного общества к образованию и тенденций развития последнего видим, что парадигма традиционного образования сегодня уже не удовлетворяет «заказчиков» рынка труда. Выпускник вуза сегодня должен обладать способностью быстро обучаться и адаптироваться к изменяющимся профессиональным требованиям и запросам времени, что обосновывает потребность в обучении в течение жизни.

Таким образом, ввиду постоянных изменений в условиях рынка труда функцию устранения недостатков системы отечественного профессионального образования и подготовки специалиста, соответствующего требованиям современного социума, должна взять на себя система непрерывного образования, основной целью которой является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей жизни.

Литература:

1. Барсуков, И.Г. Пропедевтика самообразования в подготовке будущего учителя / И.Г. Барсуков. - Челябинск, 1882.-97 с.

2. Бойков, С.Н. Некоторые аспекты концепции непрерывного образования / С.Н. Бойков, Г.В. Бойкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. -2009. -№ 13. - С. 29-31

1. Зинченко, Г.П. Непрерывное образование - веление времени / Г.П.Зинченко. -М: Наука, 1988. -230 с.

2. Онушкин, В.Г. Теоретические основы непрерывного образования / В.Г.Онушкин. - М.: Педагогика, 1987. - 223 с.

3. Рубакин, H.A. Как заниматься самообразованием [Текст]: [Сборник] / [Сост. и вступ. статья, с. 3-28, Т.К. Крук]. -Москва: Сов. Россия, 1962. - 127 с.

4. Харланов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. специальностям / И.Ф. Харламов. -Изд. 4-е, перераб. и доп. - Москва: Гардарики, 2005 (ОАО Можайский полигр. комб.). -516 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассмотрены психолого-педагогические механизмы интегрированного обучения в начальной школе, учет которых обеспечивает эффективность становления личности обучающегося. В условиях процесса глобализации, нарастающем в современном мире во всех сферах, все ярче проявляются противоречия между технологическим и гуманистическим подходами к образованию и воспитанию человека, между интегративно-целостной природой человека как предмета воспитания и «частичным», суммативным подходом к его обучению. Эти и другие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.