Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / ТРАДИЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / РЕБЁНОК / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базаева Фатима Умаровна, Мустафаева Аида Рафиковна, Керимов Махмуд Магомедович

Исследуются некоторые аспекты процесса разработки и реализации модели нравственных отношений подростков в полиэтничной среде школы. Их рассмотрение осуществляется на примере такого поликультурного региона, как Республика Дагестан. В первую очередь изучаются социокультурные условия, характерные как для указанного региона, так и в целом для России и мира. На этом основании доказывается, что разработка и реализация такой модели является важным условием дальнейшего прогрессивного развития системы школьного образования. Далее демонстрируются основные преимущества этнопедагогического подхода как её теоретической и методологической основы. Затем приводятся условия, обеспечивающие успешную реализацию модели. Конкретно внимание уделяется, во-первых взаимодействию между школой и родителями учеников, во-вторых - созданию духовной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базаева Фатима Умаровна, Мустафаева Аида Рафиковна, Керимов Махмуд Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MODEL OF MORAL RELATIONS OF ADOLESCENTS IN A MULTIETHNIC SCHOOL ENVIRONMENT

Some aspects of the adolescents moral relations model developing and implementing process in a multiethnic school environment are investigated. Their consideration is carried out on the example of such a multicultural region as the Republic of Dagestan. First, the socio-cultural conditions characteristic both for the specified region and for Russia and the world as a whole are studied. On this basis, it is proved that such a model development and implementation is an important condition for the further school education system progressive development. Further, the main advantages of the ethnopedagogic approach as its theoretical and methodological basis are demonstrated. Then the conditions that ensure the model successful implementation are given. Particular attention is paid, firstly, to the interaction between the school and the parents of students, and secondly, to the creation of a spiritual educational environment.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ»

единую монолитную систему станет возможным только в том случае, если каждый компонент образовательного процесса функционирует в рамках всей системы и ее результатов. Понимание целей педагогической деятельности преподавателей физической культуры в вузе позволяет совершенствовать педагогическое лидерство, принимать комплексные и целенаправленные педагогические решения.

Литература:

1. Баринова, Н.Г. Теоретические и практические вопросы развития образовательного пространства высшего учебного заведения в контексте компетентностно-ориентированного обучения / Н.Г. Баринова // В сборнике: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики". сборник материалов. Алтайский государственный университет. - 2018. - С. 628-636

2. Баянкин, О.В. Социально-педагогические условия реализации дистанционного обручения в образовательной среде института физической культуры и спорта / О.В. Баянкин, Т.А. Киспаев // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5 (72). - С. 256-260

3. Желонкин, В.В. Практический опыт использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе Барнаульского юридического института / В.В. Желонкин, А.Г. Завгородний // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 3 (166). - С. 457-459

4. Казанцева, В.В. Теоретические аспекты реализации модели формирования профессиональной направленности студентов в процессе социокультурного воспитания / В.В. Казанцева // В сборнике: Модели инкультурации в образовании. Материалы международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.А. Ан. - 2018. - С. 138-144

5. Клименко, О.А. Профессиональное образование как источник формирования и развития личности / О.А. Клименко, Э.А. Каминская, А.А. Клименко // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 75-4. - С. 73-76

6. Князева, Ю.А. Культурологический подход как основа совершенствования образовательной среды высших учебных заведений / Ю.А. Князева, С.А. Князев // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина. -Томск. - 2022. - С. 112-114

7. Мансурова, Н.А. Теоретические и практические предпосылки стимулирования познавательной активности студентов в процессе обучения / Н.А. Мансурова // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2005. -№ 9. - С. 144-148

8. Попова, Н.В. Компетентностная модель формирования профессиональной направленности личности педагога: практика реализации / Н.В. Попова // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2019. - № 1. -С. 35-45

9. Попова, Н.В. Теоретические и практические предпосылки реализации компетентностной модели формирования профессиональной направленности личности педагога / Н.В. Попова // В книге: Теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход. - Ялта. - 2018. - С. 132-137

10. Шевцов, Н.А. Культуротворчество как фактор развития студентов высшего учебного заведения / Н.А. Шевцов, Ю.А. Князева, С.А. Князев // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина. - Томск. - 2022. -С. 109-111

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Базаева Фатима Умаровна

ФГБОУ ВО Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и социально-культурного сервиса Мустафаева Аида Рафиковна ФГБОУ ВО Дагестанский государственный технический университет (г. Махачкала); доктор философских наук, профессор кафедры теории и технологии социальной работы Керимов Махмуд Магомедович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ

ШКОЛЫ

Аннотация. Исследуются некоторые аспекты процесса разработки и реализации модели нравственных отношений подростков в полиэтничной среде школы. Их рассмотрение осуществляется на примере такого поликультурного региона, как Республика Дагестан. В первую очередь изучаются социокультурные условия, характерные как для указанного региона, так и в целом для России и мира. На этом основании доказывается, что разработка и реализация такой модели является важным условием дальнейшего прогрессивного развития системы школьного образования. Далее демонстрируются основные преимущества этнопедагогического подхода как её теоретической и методологической основы. Затем приводятся условия, обеспечивающие успешную реализацию модели. Конкретно внимание уделяется, во-первых взаимодействию между школой и родителями учеников, во-вторых - созданию духовной образовательной среды. Ключевые слова: образование, семья, общество, традиции, личность, ребёнок, педагогика.

Annotation. Some aspects of the adolescents moral relations model developing and implementing process in a multiethnic school environment are investigated. Their consideration is carried out on the example of such a multicultural region as the Republic of Dagestan. First, the socio-cultural conditions characteristic both for the specified region and for Russia and the world as a whole are studied. On this basis, it is proved that such a model development and implementation is an important condition for the further school education system progressive development. Further, the main advantages of the ethnopedagogic approach as its theoretical and methodological basis are demonstrated. Then the conditions that ensure the model successful implementation are given. Particular attention is paid, firstly, to the interaction between the school and the parents of students, and secondly, to the creation of a spiritual educational environment.

Key words: education, family, society, tradition, personalities, children, pedagogies.

Введение. Жизнь современного общества характеризуется наличием определённого идеологического плюрализма (З.М. Ахмадова, Х.Э. Мамалова, А.А. Мирзаев, Г.Х. Мухамедова, М.П. Прохорова, А.Н. Томилин, А.А. Семченко)

[14, С. 69]. Другая тенденция в его развитии, значимая с точки зрения раскрытия темы настоящей статьи, - почти безграничные потоки информации, не всегда поддающиеся контролю (Л.В. Алиева, В.И. Андреев, Н.М. Борытко, Н.Н. Вашкевия) [10, С. 116].

В таких условиях существенно возрастает риск попадания подростков и молодёжи под деструктивное идеологическое влияние (М.А. Ермошина, И.А. Ильин, Г.К. Магомедов, М.П. Русинова, Ш.Ю. Шихшабеков, Ю.В. Шумилина). Соответственно, актуализируются вопросы, связанные с их духовно-нравственным воспитанием [12, С. 80-81].

Влияние обозначенных выше тенденций представляется особенно сильным в условиях поликультурных регионов, например, Республики Дагестан (Е.Н. Васильева, П.Ю. Соколова, А.А. Ткачук) [15, С. 333-334]. Таким образом, решение соответствующих проблем в образовательном пространстве многонациональных и многоконфессиональных регионов представляется одним из ключевых условий дальнейшего поступательного развития системы школьного образования в нашей стране [3, С. 23].

Поиску ответов на некоторые из вопросов, относящихся к указанному проблемному полю, посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Успешный процесс создания и реализации новой модели формирования нравственных качеств лиц, обучающихся в ОО, характеризующихся полиэтничным составом субъектов образовательных отношений, требует обращения к положениям этнопедагогического подхода (Т.И. Бекаревич, С.М. Ёлкин, М.Г. Краснов, М.В. Краснова, С.Е. Позднякова) [1, С. 39-40].

Последний предполагает широкое использование опыта и технологий этнопедагогики в ходе организации образовательного процесса в школах, функционирующих на территории полиэтничных регионов РФ [6, С. 85-86]. При этом важная роль отводится следующим аспектам:

- воспитательный потенциал средств народной культуры;

- возможности для дальнейшей интеграции средств народной педагогики в воспитание учащихся (Ю.А. Алесенко, Ю.В. Васильева, Ю.С. Исаченко, Д.Н. Жаткин, М.В. Краснова, Е.Ю. Пивоварова, Н.В. Саратовцева) [11, С. 47].

Для положительного решения вопроса о применимости соответствующих положений к ОО Дагестана достаточно указать, что там в каждой городской и сельской школе обучаются представители минимум четырнадцати этнических общностей, характеризующихся наличием самобытной культуры [13, С. 357-358]. Всего в рассматриваемом регионе проживают тридцать этнокультурных общностей со своими уникальными традициями народной педагогики [13, С. 359]. Это обстоятельство делает образовательное пространство РД оптимальной площадкой для реализации положений этнопедагогического подхода.

Реализация основанной на них модели формирования нравственных отношений подростков предполагает направленность усилий участников образовательного процесса на развитие личности, характеризующейся рядом качеств. В их числе, прежде всего, следует назвать:

- осознание ответственности за судьбу своего народа, республики, страны и мира [6, С. 88];

- стремление к активизации продуктивного взаимодействия с представителями других этносов в ходе осуществления различных видов деятельности;

- уважение культурного наследия как своего, так и других этносов, населяющих Дагестан и Россию [3, С. 24];

- понимание и принятие ментальных установок и устойчивых мыслительных стереотипов, характерных для представителей других национальностей [15, С. 334].

Процесс формирования подобной личности необходимо строить на таком изначально этническом образе, который соответствует социальному выбору современных подростков [12, С. 82-83]. По мнению авторов, полиэтническая среда, которая, как уже говорилось, является характерной чертой для большинства дагестанских школ, может максимально способствовать развитию вышеперечисленных компонентов. Существенное значение при этом имеет степень организованности взаимодействия между гетерогенными по своему этническому составу группами [11, С. 48]. Представляющие их субъекты образовательных отношений должны понимать, что качество жизни отдельных граждан, этнических общностей, Республики Дагестан и России в целом во многом зависит от способности молодёжи и подростков противостоять возможным негативным последствиям глобализации в области культуры [14, С. 71].

Важным условием успеха реализации предлагаемой модели является сотрудничество с родителями обучающихся (В.П. Борисенков, Ю.В. Васильева, О.В. Гукаленко, Ю.С. Исаченко, Д.Н. Жаткин,) [10, С. 116-117]. Обеспечение эффективного сотрудничества между семьёй и школой позволяет повысить вероятность достижения целей интересующего нас процесса. Последнее объясняется:

- улучшением педагогических условий, в которых происходит духовно-нравственное развитие школьников;

- реализацией индивидуального потенциала каждого учащегося в школе и дома [1, С. 40].

С этим условием эффективности процесса развития нравственных отношений подростков в полиэтнической среде современной школы неразрывно связано следующее - создание духовной образовательной среды [8, С. 17]. Последняя с необходимостью должна включать следующие элементы:

- учащиеся;

- родители;

- педагоги;

- представители общественности (И.Ш. Галеев, А.З. Минигалеева, М.Н. Джонбеков).

Создание такой среды позволяет инициировать учебные, творческие и нравственные достижения учащихся. При этом их индивидуальные успехи и неудачи рассматриваются как события, связанные с жизнью социума в целом [5, С. 75].

В свою очередь, значимым условием её построения является учёт пожеланий родителей. Последние в большинстве случаев связаны с их стремлением подготовить детей к социальной жизни в реальных условиях [2, С. 30-31]. Однако, при организации духовной образовательной среды всегда следует помнить, что зачастую буквально те же самые родители не характеризуются достаточным уровнем сформированности представлений относительно собственной роли в процессе духовно-нравственного развития подростков [7, С. 333]. В ряде случаев вся ответственность перекладывается ими на школу и социум [2, С. 148].

Устранение этой проблемы представляется возможным при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки родителей к выполнению ими необходимых воспитательных функций [9, С. 134]. Последняя должна осуществляться путём постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей [4, С. 3]. Необходимо сформировать у них представление о процессе взаимодействия между семьёй и школой как особом виде педагогической деятельности, требующем приложения определённых усилий от всех его участников [9, С. 136].

С другой стороны, в ходе создания духовной образовательной среды учителя взаимодействуют с родителями и при этом начинают лучше осмысливать свою роль в интересующем нас процессе [10, С. 117]. Получаемые ими в результате взаимодействия с семьями навыки могут проявляться при контактах с учащимися, способствуя тем самым улучшению результатов воспитательной работы.

Интеграция воздействия со стороны семьи, школы и общества во многом благоприятствует гармонизации отношений между участниками образовательного процесса [2, С. 41]. Повышается вероятность формирования партнёрских отношений между ними. Тем самым создаются условия для получения субъектами образовательных отношений опыта конструктивного взаимодействия в процессе духовно-нравственного развития учащихся [5, С. 77].

Далее, в ходе разработки и реализации модели формирования нравственных отношений подростков в полиэтничной среде школы важно помнить, что сегодня в республике, как и в целом на территории РФ, фиксируется факт увеличения количества детей, нуждающихся в специальном педагогическом внимании. К таковым относятся:

- сироты;

- инвалиды;

- дети из многодетных семей;

- дети-жертвы войн;

- беспризорные и безнадзорные дети [2, С. 145-146].

На территории рассматриваемого региона накоплен существенный опыт организации работы по решению проблем таких детей. Он с необходимостью должен быть учтён при подготовке и реализации модели интересующего нас процесса [4, С. 5].

Рассмотрев ряд аспектов процесса внедрения модели развития нравственных отношений подростков в образовательный процесс, осуществляемый в школах, функционирующих на территории многонациональных субъектов РФ, необходимо перейти к подведению итогов работы.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что в современных условиях существенно возрастает риск попадания подростков и молодёжи под деструктивное идеологическое влияние. Соответственно, актуализируются вопросы, связанные с их духовно-нравственным воспитанием.

Сказанное представляется особенно важным применительно к социокультурным условиям таких полиэтничных и поликонфессиональных регионов, как, например, Республика Дагестан. Решение в её школах проблем, связанных с разработкой и реализацией модели нравственных отношений подростков представляется одним из ключевых условий дальнейшего поступательного развития системы школьного образования. Это относится не только к указанному региону, но и ко всей нашей стране.

Успешный процесс её внедрения требует обращения к положениям этнопедагогического подхода. Этот, последний предполагает широкое использование опыта и технологий этнопедагогики в ходе организации образовательного процесса в школах, функционирующих на территории полиэтничных регионов РФ. При этом важная роль отводится следующим аспектам: воспитательный потенциал средств народной культуры; возможности для дальнейшей интеграции средств народной педагогики в воспитание учащихся.

Реализация модели формирования нравственных отношений подростков, основанной на положениях соответствующего подхода, предполагает направленность усилий участников образовательного процесса на развитие личности, характеризующейся следующими качествами: осознание ответственности за судьбу своего народа, республики, страны и мира; стремление к активизации продуктивного взаимодействия с представителями других этносов в ходе осуществления различных видов деятельности; уважение культурного наследия как своего, так и других этносов, населяющих Дагестан и Россию; понимание и принятие ментальных установок и устойчивых мыслительных стереотипов, характерных для представителей других национальностей.

Процесс формирования подобной личности необходимо строить на таком изначально этническом образе, который соответствует социальному выбору современных подростков.

Полиэтническая среда, характерная для большинства дагестанских школ, может максимально способствовать её развитию. Существенное значение при этом имеет степень организованности взаимодействия между гетерогенными по своему этническому составу группами.

Важным условием успеха реализации предлагаемой модели является сотрудничество с родителями обучающихся. С этим неразрывно связано следующее условие - создание духовной образовательной среды. Последняя с необходимостью должна включать следующие элементы: учащиеся; родители; педагоги; представители общественности.

Литература:

1. Андриенко, О.А. Патриотическое воспитание личности: этнопедагогический подход / О.А. Андриенко, Т.А. Безенкова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 3(28). - С. 39-41

2. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 272 с.

3. Бекоева, М.И. Особенности реализации поликультурного образования в современных условиях / М.И. Бекоева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 4(13). - С. 22-24

4. Боргояков, С.А. Этнокультурное образование как фактор укрепления единства многонационального народа РФ / С.А. Боргояков, Р.С. Бозиев // Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 3-14

5. Грошев, Н.Б. Образовательная среда высшей духовной школы: от проблематики к реализации / Н.Б. Грошев // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2022. - Вып. 1(41). -С. 72-79.

6. Давыдова, Е.М. Межкультурное воспитание студентов вузов с использованием инновационных педагогических технологий / Е.М. Давыдова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 9. - С. 85-89

7. Диагностика духовного единства поликультурного социального пространства образовательной среды / Т.Л. Шапошникова, В.Г. Миненко, К.В. Хорошун, Р.Ю. Арустамян // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 9(175). - С. 332-336

8. Залуцкая, С.Ю. Духовные ориентиры в образовательной среде Федерального университета / С.Ю. Залуцкая // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. - 2022. - Вып. 15-16. - С. 14-23

9. Карапетян, Е.А. Картина мира этноса и этнические аспекты коллективного сознания / Е.А. Карапетян // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 10. - 134-137

10. Козырь, З.О. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов колледжа / З.О. Козырь, А.Н. Томилин // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 5(96). -С. 115-117

11. Кузьмин, А.М. Становление готовности учителя к патриотическому воспитанию подростков в системе внутришкольного повышения квалификации / А.М. Кузьмин, М.Г. Домбровская // Сибирский педагогический журнал. -2019. - № 1. - С. 45-52

12. Тюрина, И.В. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание / И.В. Тюрина // Автономия личности. - 2020. -№ 2(22). - С. 80-84

13. Халидова, Р.Ш. Этноязыковая мозаика Дагестана / Р.Ш. Халидова, З.М. Маллаева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 357-359

14. Хекерт, Н.Е. Концептуальные положения военно-патриотического воспитания учащейся молодёжи на основе российских спортивных традиций / Н.Е. Хекерт // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6(97). - С. 69-71

15. Шаяхметов, Б.Р. Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы / Б.Р. Шаяхметов // Молодой учёный. - 2020. - № 16(306). - С. 333-335

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Батаева Яха Данилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. Рассмотрены некоторые современные формы и методы обучения математике. Их изучение производится на основе исследования характерных тенденций развития современного общества. По результатам последнего доказывается необходимость преобразования методологии преподавания математических дисциплин. Далее выводится оптимальная с точки зрения раскрытия темы статьи трактовка понятия «метод обучения». Демонстрируется ряд современных методов обучения математике. Говорится о том, что их преимущества могут быть в полной мере реализованы лишь при использовании специфических форм организации образовательного процесса. Затем осуществляется рассмотрение таких форм: проблемного обучения, программированного обучения, математического моделирования. Демонстрируются наиболее характерные достоинства и недостатки каждой из них.

Ключевые слова: формы обучения, образование, методы обучения, образовательные технологии, методика преподавания математики.

Annotation. Some teaching mathematics modern forms and methods are considered. Their study is based on the characteristic trends in the modern society development review. According to the results of the latter, the necessity of transforming the teaching mathematical disciplines methodology is proved. Next, the optimal interpretation of the «teaching method» concept is derived from the article topic disclosure point of view. A number of teaching mathematics modern methods are demonstrated. It is said that their advantages can be fully realized only with the use of specific educational process organisation forms. Then the following forms are considered: problem-based learning, programmed learning, mathematical modeling. Each of them most characteristic advantages and disadvantages are demonstrated.

Key words: forms of education, education, teaching methods, educational technologies, methods of teaching mathematics.

Введение. История нашей страны на протяжении трёх ближайших десятилетий тесно связана с нарастанием темпов информатизации всех сфер её жизни (С.Ю. Головин, Г.Ф. Привалова, Д.Н. Ушаков) [7, С. 53]. Указанная тенденция способствует возрастанию значения знаний, умений и навыков, относящихся к области точных наук, в профессиональном портрете конкурентноспособного члена современного общества (Э.К. Байдаев, Л.А. Витвицкая, А.В. Витова, Г.Х. Воистинова, Р.Х. Искандарова, В.В. Кузнецов, Н.В. Фомина).

С другой стороны, реалии современного общества способствуют и некоторым изменениям в его требованиях к характеру соответствующих компетенций [9, С. 301-302]. В цифровую эпоху информационные потоки становятся практически безграничными, а доступ к ним - почти мгновенным (А.В. Витова, Е.В. Комиссаренко, Н.А. Лозовая, Г.Ф. Привалова) [2, С. 156-157]. Таким образом, всё большее значение приобретает способность к поиску, систематизации и анализу необходимой информации с позиций точных наук [13, С. 145].

Вышеизложенное, естественно, оказывает влияние на систему форм и методов обучения математике [8, С. 77]. Метаморфозам в области этой, последней, посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. В силу тенденций, представленных во Введении к настоящей статье, не вызывает удивления факт большого интереса к методологии преподавания математических дисциплин среди педагогов-исследователей и практиков (С.Л. Ахназарова, Р.А. Ганджумян, Дж. Дэвис, В.В. Кафаров, В.В. Кузнецов, Н.А. Лозовая). В частности, фиксируется достаточно большое количество трактовок термина «метод обучения» (А.А. Андреев, Дж. Дэвис, Г.Ф. Привалова, Е.В. Сергеева, Д.Н. Ушаков, В.В. Кузнецов, Е.С. Полат). В смысле раскрытия темы настоящего исследования оптимальным представляется его понимание как серии взаимодействий между педагогом с одной стороны и обучающимися - с другой, направленных на достижение декларированных целей образовательного процесса (Г.Ф. Привалова, Е.В. Сергеева, Б.Е. Стариченко) [3, С. 68-69].

Современные методы обучения математике могут быть разделены на три категории (Табл. 1).

Таблица 1

Категории методов обучения математике

Категория Примеры

Методы воспроизведения Имитационные упражнения

Обзор учебных материалов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Упражнения по моделированию [1, С. 10]

Методы решения проблем Упражнения на общее мышление в малых группах

Поисковая и исследовательская деятельность учащихся

Эвристическое обсуждение

Творческие и репродуктивные методы Деловые игры

Метод учебных проектов [4, С. 6-7]

Преимущества охарактеризованных выше методов могут быть вполне реализованы путём организации преподавания математики в форме проблемного обучения [2, С. 160]. Под данным термином обычно понимают систему приёмов и методов, обеспечивающих действия субъектов образовательных отношений, направленные на рациональную организацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.