Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рабаданов Муртазали Хулатаевич, Алиева Бика Шапиевна

В статье раскрываются проблемы формирования этнической идентичности. Обращение исследовательского взгляда к проблеме использования воспитательно-образовательного ресурса социальных институтов воспитания направлено на реализацию поиска нравственных и культурных ориентиров в воспитании подрастающего поколения. Использование духовно-нравственного потенциала этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе высшей школы, будет способствовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию национального самосознания и гражданской идентичности у обучающихся высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF USING THE ETHNOPEDAGOGIC CULTURE OF THE PEOPLES OF DAGESTAN IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF DAGESTAN STATE UNIVERSITY

The article reveals the problems of the ethnic identity formation. The appeal of the research view to the problem of using the social institutions of education educational resource is aimed at implementing the search for moral and cultural guidelines in the upbringing of the younger generation. The use of the spiritual and moral potential of ethno-cultural traditions in higher education will contribute to the ethno-pedagogization of educational institutions, the national self-consciousness and civic identity formation among students of higher school.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

DOI: 10.25586ZRNU.HET.21.07-08.R036

УДК 378

Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш.,

Дагестанский государственный университет

Педагогические условия использования этнопедагогической культуры народов Дагестана в педагогическом процессе Дагестанского государственного университета

Дагестанский государственный университет

На современном этапе существования российского общества фиксируется актуализация развития духовно-нравственной сферы и гражданско-патриотической культуры граждан. Указанная тенденция легко объяснима, если учесть, что процесс становления правового, демократического общества в Российской Федерации будет действительно эффективным только в случае повышения уровня граж-

данской и правовой культуры ее граждан. При этом особое значение приобретают:

• формирование в общественном сознании идеалов законности;

• формирование у граждан России отношения к гражданству как к универсальной ценности [1; 2; 4; 8; 9].

В свою очередь, развитие соответствующих качеств представляется невозможным без продуман-

ных и эффективных механизмов воспитания, опирающихся на традиции народной педагогики [4; 5]. Данная ситуация в полной мере осознается на самом высоком уровне. Доказательством этого может служить принятие следующих нормативно-правовых актов:

• Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2012 года № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

• Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.

• Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский Федеральный округ до 2025 года.

• Образовательная инициатива «Наша новая школа».

С другой стороны, в современном российском обществе фиксируется системный кризис, проявляющийся в социально-экономической; социально-правовой; этнокультурной; духовно-нравственной и других социальных сферах. Его последствия могут быть в значительной степени нивелированы посредством этно-

© Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

РАБАДАНОВ МУРТАЗАЛИ ХУЛАТАЕВИЧ Российская Федерация, город Махачкала

доктор физико-математических наук, профессор, ректор Дагестанского государственного университета. Сфера научных интересов: изучение народных традиций в процессе воспитания студенческой молодежи, создание условий для формирования у студентов в процессе обучения этнокультурной компетентности, конкурентоспособности; поиск условий для подготовки современных специалистов на основе требований социокультурных реалий региона, страны в целом. Автор более 165 опубликованных научных работ. Электронная почта: rab_mur@mail.ru.

MURTAZALI KH. RABADANOV Makhachkala, Russian Federation

Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Full Professor, Rector of Dagestan State University. Sphere of scientific interests: the study of folk traditions in the process of educating student youth, creating conditions for the formation of ethno-cultural competence and competitiveness among students in the process of teaching. Search for conditions for the training of modern specialists based on the requirements of the socio-cultural realities of the region, the country as a whole. Author of more than 165 scientific publications. E-mail address: rab_mur@mail.ru.

АЛИЕВА БИКА ШАПИЕВНА Российская Федерация, город Махачкала

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Дагестанского государственного университета. Сфера научных интересов: этнопедагогика, процессы воспитания и социализации личности в условиях поликультурного региона, создание условий для формирования у студентов в процессе обучения этнокультурной компетентности. Автор более 80 опубликованных научных работ. Электронная почта: albika62@mail.ru.

BIKA Sh. ALIEVA

Makhachkala, Russian Federation

Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor, Head of the Department of General and Social Pedagogy of Dagestan State University. Sphere of scientific interests: ethnopedagogy, processes of education and socialization of the individual in the conditions of a multicultural region, creation of conditions for the formation of ethno-cultural competence among students in the process of learning. Author of more than 80 scientific publications. E-mail address: albika62@mail.ru.

В статье раскрываются проблемы формирования этнической идентичности. Обращение исследовательского взгляда к проблеме использования воспитательно-образовательного ресурса социальных институтов воспитания направлено на реализацию поиска нравственных и культурных ориентиров в воспитании подрастающего поколения. Использование духовно-нравственного потенциала этнокультурных традиций в учебно-воспитательном процессе высшей школы, будет способствовать этнопедагогизации образовательных учреждений, формированию национального самосознания и гражданской идентичности у обучающихся высшей школы.

Ключевые слова: концепция, этнокультурная компетентность, образовательное пространство, межэтническая интеграция в этнокультурной среде.

The article reveals the problems of the ethnic identity formation. The appeal of the research view to the problem of using the social institutions of education educational resource is aimed at implementing the search for moral and cultural guidelines in the upbringing of the younger generation. The use of the spiritual and moral potential of ethno-cultural traditions in higher education will contribute to the ethno-pedagogization of educational institutions, the national self-consciousness and civic identity formation among students of higher school.

Keywords: concept, ethno-cultural competence, social pedagogue, educational space, interethnic integration in the ethno-cultural environment.

педагогизации процесса обучения и воспитания на всех уровнях системы образования [3; 6; 7].

В этнической культуре каждого народа педагогические идеи, как правило, характеризуются последовательной демократичностью, гуманизмом, направленностью на миролюбие и толерантность. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы. В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

• пословицы, способствующие эффективному социально-этическому воспитанию;

• загадки - умственному воспитанию;

• песни - эстетическому и патриотическому воспитанию.

Этническая педагогика отражает образ жизни, природное, социальное и производственное окружение людей, живущих на территории того или иного региона. В силу вышеизложенных обстоятельств она естественным образом порождает специфические для данного окружения методы воспитания, приемы и способы воздействия на представителей подрастающего поколения [5; 7; 8]. В частности, у большинства народов, проживающих на территории Республики Дагестан традиционная культура воспитания своими корнями уходит в далекое прошлое. Она не может отделяться от педагогического опыта и наследия прошлого,

от особенностей национального менталитета, обычаев и традиций. В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, ориентированные на выявление и возрождение социально-педагогических, культурно-исторических, духовно-нравственных семейных традиций дагестанского народа.

Поскольку этническая специфика связана с принадлежностью к определенному народу, нации, педагогические приемы должны в первую очередь быть ориентированы на национальное своеобразие психических качеств и свойств людей. В полиэтничном Дагестане, где мирно живет более тридцати национальностей, многие этнические идеи и мысли взаимообогаща-

ются, взаимно дополняют друг друга. Ни один дагестанский народ не живет обособленно, их культуры взаимопроникают и взаимообогащают друг друга. В условиях глобализации, при которой наблюдается стирание этнически своеобразных особенностей, основная миссия эт-нопедагогики в значительной степени будет способствовать сохранению этноса. Поэтому для любого педагога творческая деятельность, содействующая расширению этно-педагогического пространства, является не просто профессиональной обязанностью, но и в известной мере и профессиональной характеристикой.

Исходя из вышеизложенного, мы можем охарактеризовать этно-педагогику как обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов. Золотое правило народной педагогики звучит так: «Без памяти исторической -нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа, как исторической общности» [4, с. 35].

В рамках настоящего исследования мы будем рассматривать эт-нопедагогику как теоретико-методологическую базу процесса формирования жизнеспособной личности. При этом следует исходить из того, что личность является субъектом окружающих ее социумов, частью своего этноса, а значит, осваивает культуру, ценностные ориентации, образ жизни людей.

Другое, не менее важное для нас понятие, «этнокульурная компетентность». Данную дефиницию мы будем рассматривать как способность индивида к поиску адекватных моделей поведения, которые с высокой вероятностью будут способствовать ликвидации нетерпимого отношения к людям с иным цветом кожи, языком, ценностями, культурой; созданию и поддер-

жанию атмосферы взаимопонимания и доверия.

При этом в числе наиболее значимых факторов формирования данной компетентности фигурирует этнокультурная среда - пространственно-временное отражение ментальности народа. Она воплощает механизмы передачи социального опыта, культурный стереотип этнического бытия, ценностные ориентации, а равно сложившиеся у данной исторической общности воспитательные обычаи и традиции. Этнокультурная среда транслирует национальные ценности на следующих уровнях:

• ближайшего окружения индивида;

• социальных институтов [2, с. 23]. В качестве основных сфер формирования данной компетентности у будущих специалистов выступают:

• обучение;

• воспитание

• деятельность;

• общение.

Как показывает анализ литературы [1-5] и др., наличие этнокультурной компетентности специалиста предполагает:

• знание этнокультурных особенностей этнических общностей, с представителями которых осуществляется взаимодействие;

• понимание ключевых национально-психологических особенностей иноэтнических партнеров;

• умение вести диалог с представителями иных культур, позволяющий обеспечить результативное решение профессиональных и социальных задач;

• высокий уровень этнокультурной и конфессиональной толерантности специалиста [5, с. 90].

В виду важности развития этнокультурной компетентности у будущих педагогов и других специалистов в сфере образования, модель ее формирования уже не первый год реализуется в Дагестанском государственном университете (ДГУ).

Как показывает практика, помимо воспитательной работы, кото-

рая постоянно проводится со студентами, одним из действенных механизмов формирования этно-педагогической компетентности будущих педагогов является проведение студенческой олимпиады по педагогике. Данное мероприятие традиционно проводится кафедрой общей и социальной педагогики ДГУ. Ежегодно в нем участвуют студенты из ряда республик Северного Кавказа. Педагогическая олимпиада представляет собой соревнование студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в высших учебных заведениях, а также в профессиональной подготовленности будущих специалистов. Она направлена на совершенствование учебной и вне-учебной, научной работы со студентами.

Целью проведения олимпиады является актуализация знаний по социально-педагогическим проблемам, активизация творческой активности студентов, организация воспитания студенческой молодежи на основе народных традиций.

Достижению указанной цели способствует решение в ходе проведения олимпиады следующих задач:

• развитие творческого потенциала студентов;

• содействие процессу формирования профессиональных компетенций будущих педагогов;

• выявление уровня знаний, умений и навыков студентов, осваивающих соответствующие специальности, в области научно-исследовательской деятельности;

• актуализация знаний студентов по социально-педагогическим проблемам.

В 2021 году в Межвузовской олимпиаде по педагогике участвовали 10 команд - представители трех вузов - Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета, Чеченского государственного педагогического университета.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДАГЕСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Жюри оценивало команды в 6 конкурсах:

• презентация команды «Визитка профессии»;

• конкурс теоретических знаний по педагогике;

• педагогический анализ внеклассного воспитательного мероприятия;

• конкурс «Эврика»;

• домашнее задание: конкурс плаката и инсценированной песни;

• конкурс «Социально-педагогический проект».

В каждом конкурсе необходимо было показать специфику не только предметной области, но и этно-специфику своего региона.

Традиционно проведение олимпиады посвящается юбилею одного из видных деятелей в области педагогики и просвещения Кавказа. Так, в 2021 году олимпиада была посвящена 125-летию со дня рождения выдающегося дагестанского педагога, народного учителя СССР Саида Омарова. Саид Магомедович Омаров стоял у истоков формирования письменности многих дагестанских народностей. Он работал над составлением и изданием учебников, книг и брошюр на языках народов Дагестана. Высоки заслуги С.М. Омарова в развитии образования, подготовке педагогических кадров.

Практика проведения подобных олимпиад наглядно демонстрирует, что они в значительной степени способствуют взаимопогружению студентов в национальные культуры народностей, населяющих регион.

Далее, следует отметить, что для оптимизации процесса формирования этнопедагогических компетенций студенческой молодежи в образовательном пространстве Дагестанского государственного университета необходимо:

• в процессе подготовки будущих педагогов создавать педагогические ситуаций, так или иначе связанные с использованием потенциала культурного наследия народов Дагестана;

• создать сквозную модель «развивающей» этнокультурной среды [1; 5; 6; 9].

Процесс эффективного формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов связан с реализацией следующих социально-педагогических условий:

• популяризация родных языков с помощью уникальной национальной литературы, основанной на духовно-нравственных традициях народов Дагестана и Кавказа в целом, формирование гражданской идентичности;

• стимулирование у студентов интереса к изучению не только собственного языка, но и языков других народов, населяющих Республику Дагестан;

• сохранение и развитие родных языков как проявление заботы о языковом и культурном многообразии народов Дагестана;

• изыскание форм и возможностей, существующих для преподавания художественной литературы на всех факультетах Дагестанского университета;

• разработка программ по сохранению и развитию национальных языков.

На настоящий момент в образовательном пространстве Дагестанского государственного университета были реализованы следующие меры, способствующие реализации этнокультурного потенциала социокультурной среды и повышению эффективности воспитательно-образовательной работы по формированию этно-педагогической компетентности обучающихся:

• организация эффективного взаимодействия между семьями студентов и образовательной организацией, позволяющего обеспечить эмоционально-ценностное отношение студенческой молодежи к ценностям жизни: здоровье, знание, красота;

• создание в образовательном пространстве воспитывающей среды;

• реализация этнокультурного потенциала социокультурной среды;

• разработка и внедрение в практику образовательного учреждения специальных программ, основанных на этнокультурном наследии Дагестана;

• усилена патриотическая направленность образования и социализации.

На основе вышеизложенного мы с определенной долей уверенности можем заключить, что современный этап развития российского социума связан с актуальностью обращения к проблеме развития духовно-нравственной сферы и граж-данско-патриотической культуры граждан. Ее развитие представляется невозможным без продуманных и эффективных механизмов воспитания, опирающихся на традиции народной педагогики.

С другой стороны, в современном российском обществе фиксируется системный кризис, последствия которого могут быть в значительной степени нивелированы посредством этнопедагогизации процесса обучения и воспитания на всех ступенях отечественной образовательной системы.

Этническая педагогика естественным образом порождает специфические для данного окружения методы воспитания, приемы и способы воздействия на представителей подрастающего поколения, так как отражает образ жизни, природное, социальное и производственное окружение людей, живущих на территории того или иного региона.

Так как этническая специфика связана с принадлежностью к определенному народу, нации, то педагогические приемы должны быть ориентированы на национальное своеобразие психических качеств и свойств людей. Особенно это применимо к такому многонациональному региону РФ, как Республика Дагестан.

В силу вышеизложенных обстоятельств развитие у будущих педагогов этнопедагогической компетен-

ции представляется очень важным сегментом подготовки студентов, осваивающих педагогические специальности.

По этой причине в образовательном пространстве Дагестанского

государственного университета модель формирования у обучающихся этнопедагогической компетентности с успехом реализуется уже не первый год. При этом этнопедаго-гическую компетентность можно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рассматривать в качестве практического механизма, направленного на эффективное использование этнопедагогической культуры народов в процессе воспитания будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х., Алиева З.И. Концепция единства этнокультурных ценностей: светских и религиозных // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 355—356.

2. Алиева Б.Ш., Закарьяева М.В., Алиева М.М. Педагогические условия формирования готовности будущих социальных работников к работе с семьей посредством вовлечения в научно-образовательный центр «Семейная академия» // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 359—361.

3. Алиева Б.Ш., Расулова З.М., Гаджиахмедова Ш.И. К проблеме поиска национальной идеи — главного ориентира в воспитании подрастающего поколения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 357—358.

4. Алиева Б.Ш., Авшалумова Л.Х. Этнокультурная компетентность как условие профилактики экстремизма и терроризма // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 34—37.

5. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: дис... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2006. — 375 с.

6. Вешнякова С.М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМУ СПО, 1999.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1975. 345 с.

8. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш. Педагогические условия формирования социальной активности дагестанской молодежи на основе проектной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 396—398.

9. Слободчиков В., Крылова Н. Терминологический словарь // Учительская газета. 1994. № 34.

REFERENCES

1. Alieva B.S., Avshalumova L.K., Alieva Z.I. Koncepciya edinstva etnokul'turnyh cennostej: svetskih i religioznyh [The concept of unity of ethno-cultural values: secular and religious]. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2020. No. 6(85). P. 355—356 (in Russian).

2. Alieva B.S., Zakaryaeva M.V., Alieva M.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya gotovnosti budushchih social'nyh rabotnikov k rabote s sem'ej posredstvom vovlecheniya v nauchno-obrazovatel'nyj centr «Semejnaya akademiya [Pedagogical conditions for the formation of the readiness of future social workers to work with the family through involvement in the scientific and educational center «Family Academy»]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2020. No. 6 (85). P. 359—361 (in Russian).

3. Alieva B.S., Rasulova Z.M., Hajiakhmedova S.I. K probleme poiska nacional'noj idei — glavnogo orientira v vospitanii podrastayushchego pokoleniya [On the problem of searching for a national idea -the main reference point in the upbringing of the younger generation]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2020. No. 6 (85). P. 357—358 (in Russian).

4. Alieva B.S., Avshalumova L.K. Etnokul'turnaya kompetentnost' kak uslovie profilaktiki ekstremizma i terrorizma [Eth-nocultural competence as a condition for the prevention of extremism and terrorism]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2019. No. 6 (79). P. 34—37 (in Russian).

5. Aliyeva B.S. Etnopedagogika dagestanskoj sem'i: Dis... d-ra ped. nauk. [Etnopedagogy of dagestan family: Ph.D. of Pedagogical Sciences Thesis]. Pyatigorsk, 2006. 375 p. (in Russian).

6. Veshnyakov S.M. Professional'noe obrazovanie: slovar', klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional education: vocabulary, key concepts, terminology, relevant vocabulary]. Moscow, 1999. P. 6—7 (in Russian).

7. Volkov G.N. Etnopedagogika chuvashskogo naroda [Pedagogy of the Chuvash people]. Cheboksary: Chuvash book Publishing House, 1975. 345 p. (in Russian).

8. Rabadanov M.K., Alieva B.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya social'noj aktivnosti dagestanskoj molodezhi na osnove proektnoj deyatel'nosti [Pedagogical conditions for the formation of social activity of Dagestani youth on the basis of project activities]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2020. No. 6(85). P. 396—398 (in Russian).

9. Slobodchikov V., Krylova N. Terminologicheskij slovar' [Terminological dictionary]. Uchitel'skaya gazeta [Teacher's paper]. 1994. No. 34 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.